Военное обозрение

Собор, где живут гуси

23
Еще когда я преподавал детям историю средних веков в покрово-березовской школе Кондольского района Пензенской области (а было это в 1977 – 1980 гг.), мне очень хотелось собственными глазами увидеть… готический собор. Эти устремленные в небо шпили, каменную «розу», горгульи на углах – словом, все то, о чем я ребятам тогда рассказывал. Но… тогда это было практически невозможно. Не так как теперь. Но и Судьба она… такая – хочется классики, а она подсовывает тебе модерн, хочешь увидеть Нотр-Дам де Пари, а оказываешься перед кафедральным собором каталонского города Барселоны. Впрочем, хотя он и отличается от картинок в школьных учебниках, это все равно готика, хотя и испанская, то есть немного не такая, как во Франции или Германии… О церквях Кипра мы здесь уже рассказывали. Теперь настала очередь соборов Барселоны.



Кафедральный собор св. Евлалии в центре Барселоны. Собор со всех сторон стиснут домами, поэтому рассмотреть его целиком практически невозможно. Но и того, что видно, вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что перед тобой настоящий шедевр средневекового зодчества.

А было так, что еще в IV в. на небольшом холме Монс Табер, где располагалась римская колония, уже стояла церковь. А уже два века спустя она превратилась в Кафедральный собор, в котором в 559 г. был проведен Церковный Собор – событие по тому времени поистине значимое. Но мавры аль-Мансура в 985 г. его разрушили и пришлось графу Рамону Беренгеру I около тысячного года начать на старом месте строительство нового собора в традиционном для той эпохи романском стиле. А затем король Яков II Арагонский решил, что храм этот мал, и приказал построить на его месте грандиозный собор, какой мы сегодня и видим в самом центре Барселоны и ее популярного «Готического квартала».


Вот они – его чудесные готические своды!


И это…


И это тоже…

Строить его начали в 1298 г. и строили ровно 150 лет, закончив постройкой в 1448 г. по всем тогдашним канонам традиционной каталонской готики. Собор посвятили Св. Евлалии, юной девушке, которая жила в IV в. и, естественно, была подвергнута изуверским пыткам и приняла мученическую смерть за веру. Как это бывает очень часто, здание многократно перестраивалось. Например, его главный фасад в его современном виде был обновлен в конце прошлого века и до сих пор вызывает нарекания, хотя считается, что трудившиеся над ним архитекторы и пользовались оригинальными чертежами 1408 г. Шпиль собора и вовсе возвели только в 1913 г. Но в принципе для того, кто оказывается внутри этого храма, все это особого значения не имеет. Значение имеет совсем другое – огромный, уходящий на немыслимую высоту потолок из готических сводов и витражи огромных окон, выполненных в XV в. и освещающие сразу три нефа.


А это одно из этих окон.

Собор этот словно пещера Али-Бабы – полумрак и чем не больше по нему ходишь, тем больше сокровищ тебе открывается. Да и не мудрено, ведь в нем 26 капелл и сакристия, крипта с саркофагом св. Евлалии, прекрасный клуатр — смотреть вам все это не осмотреть, просто глаза разбегаются!


От обилия скульптур и позолоты просто рябит в глазах.


Не совсем, правда, понятно, кого многие из этих скульптур изображают, поскольку большая часть надписей выполнена на испанском, а тех, что сделаны на английском, явно недостаточно. Но ясно, что все они – почитаемые здесь святые, поэтому-то золота на них и не пожалели!

И смотреть внутри этого собора всего не пересмотреть! Сразу возле самого главного входа расположена Капелла Баптистерия с мраморными крестильными купелями, работы Онофре Жулиа около 1443 г. Соответственно с противоположной стороны находится Капелла св. Олигария с красивой кованой железной решеткой 1405 г. Далее идет капелла и алтарь епископа Олигария, над которым можно увидеть уникальное деревянное Распятие, которое сам Дон Хуан Австрийский (побочный сын испанского короля Филиппа II) брал к себе на флагманский корабль эскадры христианского флота в битве с турками при Лепанто. Следом за Капеллой Св.Олигария расположена Капелла Св.Климента с готическим саркофагом Доньи Сансы Шименис-де Кабрера и алтарь XV в. За трансептом находится Капелла Мажор (Главная капелла) собора. Ну, а в многочисленных капеллах, что опоясывают хоры галереи, находятся еще и другие многочисленные алтари XIV и XV вв., считающиеся непревзойденными образцами каталонского искусства. В Капелле Св. Мигеля сохранился алтарь XIV в. с полотном на сюжет «Посещение», в Капелле дель Патросини (Капелла Св. Покровителей) представлен один из шедевров Берната Марторелла — алтарный образ «Преображение», в апсидной Капелле дель Сантиссима Сакраменто (Св. Причастия) находится алтарь XIV в. с изображением Архангела Гавриила. В шестой капелле в алтаре изображены Св. Мартин и Св. Амвросий, в седьмой (XV в.) — Св. Клара и Св. Екатерина. В Капелле св. Иноккентия находится готическое надгробие епископа Рамона-де Эскалес. Справа от Главного алтаря есть два уникальных надгробных памятника, принадлежащих основателям собора: графа Рамона Беренгерв I и его супруги Альмодис. Слева от трансепта можно попасть на Каррер делс Компес через Порта-де Сант Иу, самую древнюю часть собора, в архитектуре которой сохранились романские черты.


Во многих капеллах стоят статуи. Рядом надписи на испанском, но кто есть кто разобрать с непривычки сложновато. Мне, например, очень понравилась скульптура вот этого святого в доспехах. Но кто он – св. Георгий, св. Лукас или св. Себастьян, я так-таки до конца и не понял.


Под Главным алтарем есть лестница, которая ведет в Крипту, где в саркофаге из алебастра (1327 – 1339 гг., работа одного из учеников Николы Пизано, но точно кто это был, так и неизвестно) покоятся останки Св. Евлалии.


Нередко в средневековых соборах можно встретить рыцарские эффигии, и я, честно говоря, очень надеялся, что и здесь мне попадется хотя бы одна. Но нет! Таких в соборе Барселоны не оказалось. Зато удалось сфотографировать прекрасный саркофаг из алебастра с эффигией на крышке, принадлежавших какому-то епископу, очень тонкой работы.

В центральной части главного нефа можно увидеть ренессансную ограду большого хора. Работа над ней началась еще в 1390 г., когда епископом Барселоны был Рамон-де Эскалес: его герб (три лестницы) можно увидеть на стенах хора. Эта ограда интересна тем, что украшена мраморными барельефами, изображающими сцены из жизни св. Евлалии, работы скульпторов Ордоньеса и Вилара (1517 г.) За оградой тоже есть на что посмотреть: там стоят знаменитые деревянные кресла, которые украшают разноцветные позолоченные гербы рыцарей Ордена Золотого Руна, которых созвали в этот собор в 1519 г. император Карл V и эрцгерцог Максимилиан Австрийский. Кресла и епископская кафедра — работа Са-Англады, а украшающие их пинакли – резные шпили, аналогичные тем, что венчают крыши собора — работа немецкого мастера Лохнера (завершены в конце XV в.). В углу, справа от Главной Капеллы, расположена Сакристия, где хранится соборная Сокровищница, представляющая собой ценнейшую коллекцию предметов культа и церковного искусства, среди которых есть реликварий XV в., украшенный орденской цепью Золотого Руна, принадлежавшей лично Карлу V, позолоченное кресло арагонского короля Мартина I и сделанная из золота и серебра дарохранительница 1390 г. То есть вещи и с культурной и с исторической точки зрения совершенно бесценные.


Один из боковых входов в собор.


А это его «роза». Даже не знаешь, какой – главный или вот этот вход красивее…

В Клуатр (внутренний дворик) можно попасть через южные ворота храма, из Капеллы Санта Лусии, расположенной справа от главного входа в собор, и через прекрасный портал св. Евлалии в стиле «пламенеющей» готики, XV в. Здесь можно осмотреть крытую готическую галерею, и прелестный садик с магнолиями, мушмулой и пальмами, небольшой действующий фонтан, а также соборный музей, в котором хранится купель XI века, старинные гобелены и разнообразная церковная утварь. Но самое интересное в этом дворике – белые гуси. Да-да, здесь за решеткой, причем с незапамятных времен, живут белые гуси, ровно 13 штук – и почему-то считается, что они охраняют покой горожан, которые похоронены рядом с собором. Гуси эти очень важные и упитанные, прямо-таки рождественские, но охотно принимают угощение из рук туристов. Наверное, если бы они могли разговаривать, то давно уже изъяснялись бы не только на испанском, но и на французском, и на итальянском, и даже на русском языках, поскольку наших соотечественников здесь тоже хватает.


Вот эта галерея…


А вот и эти знаменитые гуси…


Дворик внутри.

У нас в церквях принято ставить свечки. И здесь свечей тоже было предостаточно, вот только вместо живого огня в них были электрические лампочки. Интересно, что вокруг каждого алтаря здесь было сделано что-то вроде обрамления из лампочек, а у него в основании на уровне руки установлен монетоприемник. Моей внучке очень захотелось опустить туда монетку, и я дал ей монетку в один цент. Щелк! И перед алтарем загорелась одна лампочка. Немного посветила и погасла. От двух центов загорелось уже две лампочки. Тут моя внучка вошла в вкус и потребовала один евро. И не успела она его опустить, как вокруг алтаря зажглась сразу сотня лампочек. Горели, они, правда, не очень долго, но было очень красиво. И кстати, все честно – платишь деньги – горит. Не надо следить, как у нас, что поставленную тобой свечку тут же какая-нибудь… «странная женщина в черном» не погасит и не сунет в ящик под алтарем. Не везде и не всегда это бывает, но… бывает!

Выйдя из собора вам непременно захочется обойти его со всех сторон. Не забывайте, что вход в «Готический квартал» находится справа от собора, если встать к нему лицом и там блуждать можно очень и очень долго.


Вход в улочки «Готического квартала».


Вот так там можно бродить очень долго…


Но зато и интересного там тоже очень много… Вот, например, какой причудливый уличный балкончик.

Собор, где живут гуси

На стенах собора можно увидеть и вот такую горгулью…


… и вот такого слона – «дождевого водослива» …


… и очень интересные рельефы. Например, такой, датируемый 1300 годом. На нем, как вы видите, изображен воин в поддоспешной одежде, кольчуге с накладными пластинами на руках, и шлеме типа «железная кастрюля». Но самое интересное это латы у него на ногах. Точно такие же, как и у эффигии графа Транкавеля из замка Каркассон! То есть для Испании это было вполне нормальное по тому времени защитное снаряжение.


На этом барельефе известная сцена – «Самсон раздирает пасть льву». Но интересно, как ее постарался обыграть испанский скульптор: он вооружил Самсона кинжалом!


Если вам после всего этого очень захочется пить, то к вашим услугам вот такая, причем очень старая городская «поилка» XVIII в., которая тем не менее работает до сих пор.
Автор:
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Vard
    Vard 7 апреля 2018 06:13
    +3
    Что можно сказать... Красиво... Но давит... На психику...
    1. Hoc vince
      Hoc vince 7 апреля 2018 10:19
      +2
      Кому как... Дом Бога на земле, устремленный к Небу...
      Автору большое спасибо, есть настроение, стиль, иллюстрации - ЗАМЕЧАТЕЛЬНО...
  2. амурец
    амурец 7 апреля 2018 06:42
    +4
    Моей внучке очень захотелось опустить туда монетку, и я дал ей монетку в один цент. Щелк! И перед алтарем загорелась одна лампочка. Немного посветила и погасла. От двух центов загорелось уже две лампочки. Тут моя внучка вошла в вкус и потребовала один евро. И не успела она его опустить, как вокруг алтаря зажглась сразу сотня лампочек. Горели, они, правда, не очень долго, но было очень красиво. И кстати, все честно – платишь деньги – горит. Не надо следить, как у нас, что поставленную тобой свечку тут же какая-нибудь… «странная женщина в черном» не погасит и не сунет в ящик под алтарем. Не везде и не всегда это бывает, но… бывает!

    Я уже писал в своих комментариях что любая церковь это бизнес-проект, который должен приносить и приносит доходы. Воткак описывает Лиза Клейпасодну и американски церквей. "Почти сразу стало ясно, что «Вечная Истина» напоминала скорее империю, чем церковь. Вообще-то, в «Хьюстон Кроникл» о ней говорилось как о «гигантской церкви», которая владела небольшой флотилией личных самолетов, взлетно-посадочной полосой и недвижимостью, включающей особняки, спортивные площадки, и собственную редакторскую компанию. Я была поражена, когда узнала, что у «Вечной Истины» есть собственное месторождение нефти и газа, которой управляет дочерняя компания «Этернити Петрол Инкорпорейтид». В церкви работали пятьсот человек, и был совет директоров в составе двенадцати человек." Пусть простят меня верующие, но это действительно так. А статья ,действительно интересная и очень много хороших фотографий.
  3. 3x3zsave
    3x3zsave 7 апреля 2018 07:14
    +4
    Спасибо, Вячеслав Олегович! Будто снова оказался в Барселоне, изумительный город! А ночной Готический квартал - отдельная сказка!
    1. kalibr
      7 апреля 2018 07:20
      +2
      Рад, что Вам понравилось. На экскурсию в "ночной" не поехали - ночь, она и в Африке ночь, а вот днем мы там были долго и это было впечатляюще.
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 7 апреля 2018 21:26
        +1
        Вот тут позвольте не согласиться. Ночь за Полярным кругом сильно отличается от ночи украинской (в Африке не был - врать не буду). А уж ночь определенного города - тем паче! Звуки, запахи, свет, движение - все разное! В принципе, я - солярное существо, но эта гамма ощущений завораживает!
        1. kalibr
          7 апреля 2018 21:35
          +1
          Тут многое зависит от времени и места именно здесь и сейчас. Как-то приехал с женой и дочкой ночью в Гурзуф и ночь была... волшебной. Уложили дочь спать на лавочке на автовокзале и пошли гулять...
          Потом также уже в наше время приехали в Алупку. Тоже было забавно бегать в 11.00 искать квартиру. Но... сервис супер - нашли отличную. И каждый раз эта беготня по ночным курортным городкам была... нечто особенное!
        2. Микадо
          Микадо 8 апреля 2018 11:00
          +1
          (в Африке не был - врать не буду).

          Виктор Николаевич был зато, обезьян побивал angry Друзья мои, всех с праздником! Христос Воскресе! Счастья и здоровья Вам и Вашим семьям! drinks
  4. vitvit123
    vitvit123 7 апреля 2018 09:04
    +1
    Не надо следить, как у нас, что поставленную тобой свечку тут же какая-нибудь… «странная женщина в черном» не погасит и не сунет в ящик под алтарем. Не везде и не всегда это бывает, но… бывает![quote][/quote]
    Попробуйте не следить ( не замечать ) - может легче будет .
  5. Брутан
    Брутан 7 апреля 2018 09:18
    +3
    Какая красота
    Завораживает
  6. Curious
    Curious 7 апреля 2018 11:53
    +5

    "На нем, как вы видите, изображен воин..."
    Тут главное не воин - тут главное меч! Это Меч Виларделла, которым Солера де Виларделла убивает дракона. Для каталонцев - это, наверное, гораздо больше, чем для англичан Меч короля Артура.- Эскалибур.
    Дракон этот терроризировал всю округу Сант-Селони, пока в руки владельца маленького замка Виларделла не был дан "чудесный меч", которым он дракона и зарубил. Правда сам отравился его кровью и умер.
    Между Эскалибуром и Мечом Виларделла есть одно очень существенное отличие. Если Эскалибур - меч легендарный, то меч Виларделла - с большой вероятностью -реально существующий, но обросший легендами.
    Почему говорю о доле вероятности - за это звание спорят два меча. Первый - "Espasa Vilardella" хранится в музее de l'Armée в Париже. Второй - "Tisó" в Museu de l'exèrcit в Толедо. Каждый имеет большую литературу и по каждому можно писать очень объемную статью.
    Что касается доспехов рыцаря. то они очень подробно описаны у Martí de Riquer i Morera в книге L'arnès del cavaller: armes i armadures catalanes medievals (Снаряжение рыцаря: каталонские средневековые доспехи и оружие).
    1. Микадо
      Микадо 7 апреля 2018 12:22
      +1
      пришел отец и раздал: всем сестрам - по серьгам, всем братьям по яйцам. Анекдот! Спасибо Автору за статью, Вам, Виктор Николаевич - за дополнение. Такие темы читать приятно. Хочется экскурсий. hi
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 7 апреля 2018 21:30
        +2
        laughing Вот такой пасхальный анекдот.
        1. Микадо
          Микадо 7 апреля 2018 21:47
          +1
          применительно к Виктору Николаевичу - это истинная правда. Все раздаст! good
    2. kalibr
      7 апреля 2018 12:40
      +3
      Замечательное дополнение!
    3. Монархист
      Монархист 7 апреля 2018 14:49
      +4
      В. Н.у Вас как обычно энциклопедическое дополнение. Мне как и Микадо нравятся толковые дополнения.
      1. Микадо
        Микадо 7 апреля 2018 20:28
        +3
        Лично я склонен считать Виктора Николаевича ценнейшим участником дискуссии. hi Каждый ценен своим мнением. Все разные, и комментарии разные, но Виктор Николаевич действительно занял свою законную неповторимую нишу! good
  7. Curious
    Curious 7 апреля 2018 12:40
    +3
    "На этом барельефе известная сцена – «Самсон раздирает пасть льву». Но интересно, как ее постарался обыграть испанский скульптор: он вооружил Самсона кинжалом!"
    Тут испаноязычные источники проявляют осторожность, употребляя "судя по всему", "возможно", "должно быть", т.е. категорическое утверждение отсутствует.
    В некоторых источниках присутствует вариант Св. Георгия и змия. Ведь по легенде Св.Георгий убил змия мечом.

    Георгий убивает змея перед горожанами (Витторе Карпаччо, 1502—1507 годы)
    1. Монархист
      Монархист 7 апреля 2018 15:07
      +3
      В. Н, по-моему в легенде говорится,что св. Георгий заколол змея и поэтому традиционно у православных принято изображать Георгия с копьем в руках. По крайней мере я так слышал по радио и батюшка рассказывал,что каноническим должно быть копье.
      Где-то я читал или слышал, что в средневековой Руси считали: копьё или мечь т.с." благородным" оружием,а нож - " подлым " оружием
      1. Curious
        Curious 7 апреля 2018 17:49
        +1

        Русская икона конца XV века.
        В православной иконографии опираются на "иконописные подлинники" - руководства для иконописцев, содержащих собрание образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах.
        "Чудо святого Георгия, како избави девицу от змия, пишется тако: святый мученик Георгий сидит на коне белом, в руке имеяше копие и оным колол змия в гортань; а змий вышел из езера вельми страшен и велик; езеро велико, подле езера гора, а на другой стране гора же, а на брезе езера стоит девица, царская дщерь, одеяние на ней царское вельми преизрядное, поясом держит змия и ведет поясом змия во град, а другая девица ворота градския затворяет; град кругом его ограда и башня, с башни смотрит царь, образом рус, брада невелика и с ним царица, а за ними боляре, воины и народ с секирами и копиями."
        Вместе с тем, согласно основным версиям чудес Святого Георгия, копьем змия он "укротил", убив затем мечом. Поэтому и на иконах он с мечом встречается.
        Подробно можно посмотреть http://www.pravenc.ru/text/162188.html
  8. Монархист
    Монархист 7 апреля 2018 15:18
    +5
    Камрады, всех уважающих Русскую культуру и историю поздравляю с Благовещеньем. Среди нас есть православные и католики, мусульмане и язычники( сейчас и такие возможны), но все мы должны уважать историческую культуру. Ещё раз с праздником
  9. NF68
    NF68 7 апреля 2018 15:58
    +4
    Интересная статья.
  10. серж сибиряк
    серж сибиряк 7 апреля 2018 17:22
    +1
    Благодарю автора за содержательную,хотя и краткую,статью и фото.Очень понравилось.
    Друзья давайте писать ещё и переводы ваших выдержек,на русский язык.Мы на русско язычном сайте,прошу пожалуйста не забывайте этого.