Почему убили Елену Глинскую

82
480 лет назад, 4 апреля 1538 года, внезапно скончалась великая русская княгиня Елена Глинская, жена Василия III и мать Ивана Васильевича. Началась тяжелое для Русского государства боярское правление.

Елена Глинская



Дочь князя Василия Львовича из литовского рода Глинских и его жены Анны Якшич, которая была родом из Сербии, дочери сербского воеводы. Родилась примерно в 1508 году (точная дата рождения не известна).

Дядя Елены, князь Михаил Львович, был крупным государственным деятелем Великого княжества Литовского и Русского. После поражения мятежа Глинских бежал вместе с родственниками в Москву. Среди беженцев была и юная Елена. По преданию, Глинские вели происхождение от Мамая, «коего на Дону побил Дмитрий Иванович». До изгнания Глинские владели городами и землями на территории нынешней Левобережной Украины.

В 1526 году Елена стала второй женой великого князя московского и всея Руси Василия III. Первым браком он был женат на Соломонии из древнего и знатного рода Сабуровых. Но с ней государь решил развестись, по причине её бесплодия. После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Василий был очень обеспокоен этим фактом, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Решение о разводе было поддержано Боярской думой и частью духовенства.

В 1525 году с одобрения митрополита Даниила Василий III развелся с Соломонией. Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь стал первым в истории Руси. В ноябре 1525 года Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Позже Соломонию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она раньше поддерживала как великая княгиня. Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия.

Василий выбрал себе в жены Елену Глинскую не только по политическим причинам. По мнению историков, стремительность развода и самой свадьбы свидетельствовала о том, что юная княжна весьма понравилась русскому государю. Летописи называют единственную причину, по которой великий князь выбрал Елену: «лепоты ради ея лица и благообразия». Князь влюбился в юную и умную красавицу. Елена, по сравнению с Соломонией, по мнению московских бояр, была безродной. Среди противников Елены были Симеон Курбский и родственники великой княгини Соломонии – Сабуровы, Годуновы. Но она была красива, молода, воспитана по-европейски, прекрасно образованна (знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни), чем резко выделялась из среды русских женщин. Ради молодой красавицы-жены, князь Василий сам «молодился», даже обрил бороду (что тогда на Руси не приветствовалось). В 1530 году у княжеской четы родился долгожданный сын Иван (в будущем – Иван Грозный), а позже сын Юрий, который, как потом выяснилось, был болезненным.

Стоит отметить, что на Руси уже в этот период складывалась элитарная оппозиция курсу государей на укрепление самодержавной власти. Василий III продолжил линию своего отца Ивана III на укрепление центральной (самодержавной) власти. Нравилось это далеко не всем. Верхушку русской аристократии составляли Шуйские, Курбские, Кубенские, Ростовские, Микулинские, Воротынские и др. Их предки ещё сравнительно недавно были самостоятельными князьями – суздальскими, ярославскими, ростовскими, тверскими и т. д. Правителями независимых государств. Причём они происходили из старших ветвей рода Рюриковичей, а московские великие князья – из младшей. Были и лица, связанные родством с самим великим князем. Так, знатного перебежчика из Литвы князя Бельского Иван III женил на дочери своей сестры; крещенный казанский царевич Пётр был женат на сестре Василия III, а выходец из Литвы Мстиславский – на его племяннице. Также у великого князя было четверо братьев: Юрий Дмитровский, Симеон Калужский, Дмитрий Угличский и Андрей Старицкий. По завещанию Ивана III они получили удельные княжества. Двое из них, Симеон и Дмитрий, к 1520-м гг. ушли в мир иной, но Юрий и Андрей сохраняли обширные владения, собственные дворы и войска. Как ближайшим родственникам государя им прощалось то, что не прощалось другим. Однако они были недовольны, желали большего – власти, земли, богатств. Если бы государь Василий остался без наследника, то московский стол достался Юрий Дмитровскому или Андрею Старицкому.

Многие представители аристократии считали своё положение не намного ниже государева, были недовольны сложившейся ситуаций, были не прочь её «подправить». Вели себя самостоятельно, нередко проваливали указания государя. Но высокое положение позволяло им избежать заслуженного наказания. Главным соблазном для ряда представителей аристократии было возвращение к прежним порядкам феодальной раздробленности или ввести порядки подобные польским или литовским. Там магнаты могли диктовать свою волю монархам и бесконтрольно править в своих владениях. Они завидовали своеволию и самостоятельности польско-литовской аристократии, их «свободам». Понятно, что западные соседи Руси и Рим старались использовать эти настроения, чтобы подчинить Русскую землю, уничтожить «православную ересь» и захватить русские богатства. То есть ситуация была довольно шаткой. Болезнь, смерть, отсутствие наследника могли сразу же разрушить складывавшееся на Руси самодержавие и централизованное государство, послужить началом междоусобной свары и смуты. И всё это в очень сложных внешнеполитических условиях, когда на всех стратегических направлениях Русь окружали сильные враги.

Василий жестко пресекал тенденции к возобновлению раздробленности Руси. Он окончательно лишил самостоятельности Псков. Поводом стали жалобы местной бедноты на притеснения со стороны знати и богатеев, подмявших под себя вечевую демократию. В свою очередь, местная знать и купцы жаловались на великокняжеского наместника. Василий приказал отменить вече. Вечевой колокол сняли и отправили в Новгород. Василий прибыл в Псков и поступил с ним так же, как и его отец с Новгородской республикой в 1478 году. 300 самых знатных семей города были переселены в Московские земли, а их деревни отданы московским служилым людям.

Затем наступила очередь Рязанской земли. Рязань давно уже числилась в «подручниках» Москвы. Там при малолетнем князе Иване правила его мать, которая подчинялась Москве и получала её поддержку. Но мальчик подрос и решил вступить в союз с Крымским ханством. Это вело к новой междоусобице, развалу оборонительной системы на юге, открывало крымским разбойникам дорогу в глубь Руси. В 1517 году Василий призвал к себе в Москву рязанского князя Ивана Ивановича и велел посадить его под стражу. Охраняли его плохо, поэтому он бежал в Литву. Рязанский удел ликвидировали.

В 1523 году были арестован северский удельный князь Василий Шемякин, уличенный в тайной связи и переписке с Литвой. По разным причинам были лишены владетельных прав черниговские, рыльские и стародубские князья. Процессы централизации русского государства были закономерны, но увеличивали число недовольных политикой Москвы. Оппозиционные настроения сохранялись в Новгороде и Пскове, несмотря на разгром местного боярства. Тамошняя знать, в том числе новая, и купцы помнили о былых «свободах». С ними искали связи иностранцы, старались использовать в своих интересах.

Государь Василий и поддержавшие его люди, включая часть духовенства, решили пойти на чрезвычайные меры, чтобы сохранить самодержавную власть и не отдавать престол Юрию или Андрею. Отсюда и такое чрезвычайное и небывалое решение – развод с супругой.

Семейное счастье Василия было недолгим, осенью 1533 года государь простудился на охоте и тяжело заболел. На смертном одре он благословил своего сына Ивана на великое княжение и вручил ему «скипетр великиа Руси», а своей «жене Олене с боярским советом» он приказал «под сыном своим государство дръжати до возмужания сына своего». Очевидно, Василий очень сильно опасался за судьбу жены и сына. Он перед смертью заставил братьев повторить присягу княжичу Ивану (первый раз взял с них клятву в 1531 году). Призвал бояр «блюсти крепко» сына и державу. Особо просил Михаила Глинского за ребенка и Елену «пролить кровь свою». Василий чувствовал угрозу сыну и самодержавию.

Почему убили Елену Глинскую

1526 г. Василий III, великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую. Картина Клавдия Лебедева

Правление Елены

В регентский совет при ребенке-государе вошли Андрей Старицкий, боярин Захарьин-Юрьев, князья Михаил Глинский, Василий и Иван Шуйские, Михаил Воронцов и воевода Тучков. Очевидно, государь Василий хотел объединить в совете представителей различных боярских кланов. Однако интриги началась практически сразу.

Первый заговор организовал Юрий Дмитровский. Василий не доверял брату, соучастнику старого заговора Шуйских и даже не включил его в регентский совет. Заговорщики считали, что присяга великому князю недействительна. К заговору примкнул Андрей Шуйский. Но заговор раскрыли. В начале 1534 года князь Юрий со своими боярами и Андреем Шуйским были арестованы. Через два года он скончался в заточении, его удел ликвидировали. Против заточения брата бояре не протестовали, как и его брат Андрей Старицкий. Он оказывался в выигрыше. Теперь роль ближайшего кандидата на престол переходила к нему. Более того, он ещё хотел поживиться за счёт удела брата. Однако Елена отказалась удовлетворить его просьбу. В компенсацию дала Андрею большое количество даров.

О Елене Глинской мы знаем мало. Летописцы давали крайне скупые характеристики русских деятелей, обычно фиксировали только события. От них мы знаем только о красоте княгини. Но факты её правления говорят о том, что она была и весьма умна. Не удивительно, что она стала первой после великой княгини Ольги настоящей правительницей Русского государства. Вероятно, великий князь Василий, умирая, не подумал о такой возможности. Поэтому старался укрепить жену и сына регентами, родственниками и церковью. Но она стала реальной правительницей и с бременем власти довольно хорошо справилась. В её пользу сыграли враждебные отношения, которые сложились между регентским советом и Боярской думой, а также различными боярскими группировками. Дума была органом законным, устоявшимся, и бояре болезненно восприняли возвышение семерых регентов-опекунов, назначенных у постели умирающего. Елены сыграла на этих противоречиях, проводя свои решения.

Кроме того, княгиня нашла себе надежную военную опору. Её фаворитом стал Иван Федорович Овчина Телепнев-Оболенский. Опытный полководец, отличившийся в битвах с Литвой, Крымом и Казанью. Так, в 1530 году князь Оболенский был назначен первым воеводой полка правой руки в конной рати во время похода на Казанское ханство под командованием боярина князя Михаила Глинского. Он пробил брешь в городской стене, первым ворвавшись в предместье столицы ханства. Только преступное бездействие главных воевод спасло Казань от падения. В 1533 году во время очередного крымского вторжения князь Телепнев-Оболенский в очередной раз отличился и великий князь пожаловал его высшим званием конюшего и отправил на воеводство в Коломну. Его сестра Агриппина (Аграфена) Челяднина стала мамкой (воспитательницей) княжича Ивана (будущего царя). После смерти великого князя, ещё молодая княгиня и лихой командир, который на войне всегда командовал передовыми частями, был в гуще событий, сошлись.

Интересно, что мать Ивана Грозного, как и его самого, старались посильнее очернить иностранцы, отечественные либералы-западники, начиная с масона-историка Карамзина. Обвиняли в преследовании «невиновных» Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого. Раздували «преступную связь» Елены с князем Иваном Федоровичем. Однако в ту эпоху эта связь не была «преступной». Женщина, вдова, нуждалась в поддержке и помощи, и получила её. Поэтому церковь, которая тогда не боялась сказать своё слово, не протестовала. Кроме того, нет данных, что государыня одаривала своего любимца вотчинами, наградами и деньгами. Более того, Оболенский даже не стал главным воеводой. Он уступал командование представителя старейших и знатнейших семей, как это было и довольствовался второстепенным положением воеводы передового полка.


Великая княгиня Елена Глинская. Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина

Продолжение следует…
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 апреля 2018 05:12
    История с пострижением Соломонии - один из краеугольных камней в нашей истории. И тяжелое детство Ивана Грозного не могло не оставить отпечаток на всех последующих событиях.
    1. +5
      4 апреля 2018 07:53
      вообще Сербия ещё в 17в называлась -Рассия.



      https://www.wdl.org/en/item/11810/

      Неудивительно ,что Елена Глинская была из тех областей,например её брат жил в Италии.Сама фамилия -ГЛИНСКИЙ это очень приметная в те времена фамилия,потому что корнем _ГАЛИН_,что пересекается с многочисленными Галиями и Галициями Европы и всего мира.
      1. +3
        4 апреля 2018 09:25
        Цитата: Артек
        вообще Сербия ещё в 17в называлась -Рассия.

        А в IX в. - Рашкой. Я не шучу, проверьте.
        Цитата: Артек
        Сама фамилия -ГЛИНСКИЙ это очень приметная в те времена фамилия,потому что корнем _ГАЛИН_,что пересекается с многочисленными Галиями и Галициями Европы и всего мира.

        Ну, можно и так, конечно. А можно и по названию города Глинск, где правили предки Елены, которые, собственно, его и основали. smile
        1. +2
          4 апреля 2018 09:33
          Цитата: Лужский
          Цитата: Артек
          вообще Сербия ещё в 17в называлась -Рассия.

          А в IX в. - Рашкой. Я не шучу, проверьте.
          Цитата: Артек
          Сама фамилия -ГЛИНСКИЙ это очень приметная в те времена фамилия,потому что корнем _ГАЛИН_,что пересекается с многочисленными Галиями и Галициями Европы и всего мира.

          Ну, можно и так, конечно. А можно и по названию города Глинск, где правили предки Елены, которые, собственно, его и основали. smile


          Рашкой назвали ,какие то при_дурки,я вам привёл карту на которой написано или Раския,или Рассия,но _Раския_ так не говорят ,поэтому именно -РАССИЯ,те.в этом слове буквы_Ш_ там нет.
          вот ещё карта 16века 1571г Паоло Фарлани ,написано -Рассиани или Раскиани,тоже самое.

          1. +13
            4 апреля 2018 10:29
            Цитата: Артек
            Рашкой назвали ,какие то при_дурки

            Такими "при_дурками" были Византийский император Константин Багрянородный и сербский князь Часлав Клонимирович со своими предками Клонимиром, Строимиром и Властимиром, в частности. Были и еще несколько сотен тысяч человек - жители этой самой Рашки, жители византийской империи, и их различные соседи - венгры, хорваты, поляки, болгары и т.п. Смиритесь с этим фактом. Рашка - от названия города Раш, первого политического центра будущего королевства Сербия. Как Московия, только на полтысячелетия раньше.
            Хотя, конечно, вы же простых путей не ищете. У вас
            Цитата: Артек
            Глинск/Галинск/Галич/Гелон скифский_ и соответственно _Глинские/Голицины/Глинки/де Голи
            Я же уже неоднократно вам показывал как такие конструкции создаются и чего они стоят.
            Мне в таких случаях вспоминается Михаил Шолохов, его "Поднятая целина". Был там персонаж, на случай, если не знаете, Макар Нагульнов - убежденный большевик, коммунист, человек до крайности честный и непосредственный. Вот он говорил так про буржуазию: "Пил кровя из своих английских рабочих классов, из индейцев и из разных других угнетенных нациев? Ксплоатировал чужим трудом? - становися, кровяная гадюка, к стенке!"
            Как я его сейчас понимаю... Вот так и хочется повторить буквально дословно: "Проповедовал в интернете Фоменко, Носовского и других подобных авторов? Занимался доморощенной исторической лингвистикой? Становися к стенке!"
            1. +1
              4 апреля 2018 12:00
              Цитата: Лужский
              Такими "при_дурками" были Византийский император Константин Багрянородный и сербский князь Часлав Клонимирович со своими предками Клонимиром, Строимиром и Властимиром, в частности. Были и еще несколько сотен тысяч человек - жители этой самой Рашки, жители византийской империи, и их различные соседи - венгры, хорваты, поляки, болгары и т.п. Смиритесь с этим фактом. Рашка - от названия города Раш, первого политического центра будущего королевства Сербия. Как Московия, только на полтысячелетия раньше.


              кроме слов общего употребления сказать конечно нечего?
              Ну это предсказуемо такая риторика общего содержания -болтовня называется,чем пропагандосты типа вас собственно и занимаются.
              Цитата: Лужский
              Мне в таких случаях вспоминается Михаил Шолохов, его "Поднятая целина". Б


              неплох до -Поднятой целины у вас кругозору хватило,а вот дальше уже посмотреть -проблемы.Вот вы собственно проболтались ,ваш уровень в истории -это уровень Макара Нагульного в истории-малограмотного крестьянина,может помните ,что партия и правительство осудило перегибы на местах? не помните ? ну и не надо.

              Цитата: Лужский
              Занимался доморощенной исторической лингвистикой? Становися к стенке!"


              да именно так аргументы,доказательства на таких ,как вы не действуют ,так что всё рассудит маузер или макаров.
              1. +2
                4 апреля 2018 17:54
                Цитата: Артек
                да именно так аргументы,доказательства на таких ,как вы не действуют ,так что всё рассудит маузер или макаров.

                О, да!
                Берегитесь, фоменковцы, Миша Лужский взял свой маузер и будет ставить вас к стенке за неправильные ответы по истории. Минимальный объем знаний - знать ответ вопрос в каком году родился Иисус Христос. Если кто хочет умереть у персональной, собственной стенки - начинайте строить, скоро буду. Желающие поднести патроны - пишите в личку. Заказы на принятие экзаменов у особо злостных фоменковцев принимаются по будням в 10 до 17 часов, выезд бесплатный, оптовым заказчикам - письменные благодарности и поощрения от традиционных историков!
                soldier
                Внимание! Максимальный репост! Куплю фабрику по производству патронов для маузера!
                wassat laughing
        2. +1
          4 апреля 2018 09:37
          Цитата: Лужский
          Ну, можно и так, конечно. А можно и по названию города Глинск, где правили предки Елены, которые, собственно, его и основали


          да нет ,не так ,_Глинск/Галинск/Галич/Гелон скифский_ и соответственно _Глинские/Голицины/Глинки/де Голи_ это всё совсем от другого понятия свой корень ведут.
      2. +3
        4 апреля 2018 13:33
        Rasija (Raška) - впервые упомянута в 1189-м году и до сих пор является географической частью Сербии. Regnum Rasciae - с 1217 г. до 1346 г. это Королевство Рашка (Сербское королевство) в източниках на латинском языке.
        1. +1
          4 апреля 2018 13:56
          Цитата: alatanas
          Rasija (Raška) - впервые упомянута в 1189-м году и до сих пор является географической частью Сербии. Regnum Rasciae - с 1217 г. до 1346 г. это Королевство Рашка (Сербское королевство) в източниках на латинском языке.


          источник пожалуста...
          1. +1
            4 апреля 2018 15:56
            1) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%88%
            D0%BA%D0%B0_%28%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%
            B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29
            2)http://ruserbia.ru/2017/02/27/history/
            1. +1
              4 апреля 2018 16:15
              Цитата: alatanas
              http://ruserbia.ru/2017/02/27/history/

              Цитата: alatanas
              1) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%88%
              D0%BA%D0%B0_%28%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%
              B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%29
              2)http://ruserbia.ru/2017/02/27/history/


              вы сами то хоть внимательно смотрели?
              В википедии ВСЕ иностранные государства по своему и по латыни называли Югославию -РАССИЯ ,как и в картах ,которые я приводил.А название _серб_ и _рашка_ -
              то тоже самое ,как англы называют славян- _slave_ т.е -раб,т.е. ни _серб_ ,ни -эта _рашка_ дурная не есть самоназвание этого народа,а называли они себя именно _РАССЕЯ_.Кроме того посмотрите карту там,там НИКАКОЙ рашки нет.
              Что касается последней вашей ссылки ,то это вообще не источник,а хелуха последних лет.
              1. 0
                4 апреля 2018 17:00
                В википедии ВСЕ иностранные государства по своему и по латыни называли Югославию -РАССИЯ ,как и в картах ,которые я приводил

                lol
                А как в те времена называли СССР, не подскажите? laughing laughing
                1. +2
                  4 апреля 2018 18:17
                  Цитата: alatanas
                  В википедии ВСЕ иностранные государства по своему и по латыни называли Югославию -РАССИЯ ,как и в картах ,которые я приводил

                  lol
                  А как в те времена называли СССР, не подскажите? laughing laughing


                  для меня СССР и Югославия -это вечные наши руские земли,то что на украине идёт геноцид руских и переписывание руской истории говорит о том ,что тоже самое происходило и в 19веке ,когда создавались ,так называемые "славянские" народы ,всё происходило из народа руского. Например Галицкая Русь или Лужицкая область германии ,где до сих пор говорят на славянском ,близком к сербскому языке,а вся территория германии утыкана славянскими названиями. Все земли на Балканах принадлежали народу ,который говорил по руски и назывался Рассея,поэтому название Югославия-это название скажем так -территориальное.
                  1. 0
                    5 апреля 2018 11:25
                    для меня СССР и Югославия -это вечные наши руские земли,то что на украине идёт геноцид руских и переписывание руской истории говорит о том ,что тоже самое происходило и в 19веке ,когда создавались ,так называемые "славянские" народы ,всё происходило из народа руского. Например Галицкая Русь или Лужицкая область германии ,где до сих пор говорят на славянском ,близком к сербскому языке,а вся территория германии утыкана славянскими названиями. Все земли на Балканах принадлежали народу ,который говорил по руски и назывался Рассея,поэтому название Югославия-это название скажем так -территориальное.

                    - testimonium paupertatis animi est! fool hi
                    1. Комментарий был удален.
                      1. 0
                        5 апреля 2018 16:04
                        Это просто древняя латинская сэнтенция, если не понятно.
                        Не сердитесь излишне, а просто ознакомтесь с историческими фактами.
          2. +1
            6 апреля 2018 17:44
            Мавро Орбини "Славянское царство" подойдет?
        2. 0
          5 апреля 2018 15:55
          https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1118103
      3. +3
        4 апреля 2018 13:37
        Сама фамилия Глинские происходит от усадьбы Белая Глина.
        Род Глинских стоит того, чтобы рассказать о нем подробнее. Основателем рода Глинских был "казак Мамай", то есть потомок самого Мамая, которого русские разбили на Куликовом поле. Где-то на Волыни этот потомок грозного темника принял православие. Сделав по случаю хорошую карьеру, он стал князем Глинским, равным по значению Рюриковичам и Гедиминовичам и служил в этом качестве литовским князьям, не поладив с литовцами, его потомок Василий Львович Глинский в 1508 г переехал в Москву, где его приняли с распростертыми объятиями. Дочерью этого литовского аристократа и была Елена Глинская. От нее Василий III имел двух сыновей. Правда, злые языки говорили, что истинным виновником отцовства был молодой и красивый воевода сторожевого полка - князь Овчина-Телепнев-Оболенский.
        1. +1
          4 апреля 2018 14:14
          Цитата: Bakht
          Сама фамилия Глинские происходит от усадьбы Белая Глина.


          какой бред,вы что то перепутали Глинские не от еврейского голема ведут свой род,вас обманули.
          1. +3
            4 апреля 2018 14:38
            Вообще-то я не историк. Поэтому "бред" несу не я, а историки. Вроде Гумилева или Никитина. Если не заметили, то там все в цитатах. Про развод и женитьбу Василия III много написано у Гербейнштейна. А кто такие Глинсикие, читайте у Гумилева. А вот кто был отцом Ивана Грозного и причины опричнины лучше всех написал АНикитин. Всем советую "Государев обиход".
            1. +1
              4 апреля 2018 15:47
              Цитата: Bakht
              Вообще-то я не историк. Поэтому "бред" несу не я, а историки. Вроде Гумилева или Никитина. Если не заметили, то там все в цитатах. Про развод и женитьбу Василия III много написано у Гербейнштейна. А кто такие Глинсикие, читайте у Гумилева. А вот кто был отцом Ивана Грозного и причины опричнины лучше всех написал АНикитин. Всем советую "Государев обиход".


              ну давайте ссылки почитаем...
              1. +1
                4 апреля 2018 17:40
                http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article11
                1.htm
                "Витовт бежал, и сопровождал его некий казак Мамай (потомок того, погибшего, кажется, внук его). Шли они через какие-то леса, принадлежащие Мамаю, и тот заблудился в них. Три дня они бродили, и тогда Витовт, который был человек очень умный, сказал: «Хватит. Дам тебе княжеский титул, урочище Глину и город Глинск. Выведи!» И Мамай сразу вывел его. Потомком этого казака Мамая (а следовательно, и самого Мамая) по женской линии был Иван Грозный. Мать его, Елена Васильевна Глинская, происходила из этого рода."
                Это интервью Л.Гумилева "Меня называют евразийцем"
                А вот А.Никитина ссылки у меня нет. Была прекрасная книга "Точка зрения". Там три повести. О Биармии, то есть викингах, о Слове о полку Игореве. И наконец самая интересная (почти детектив) об Иване Грозном. "Государев обиход". Она у меня в бумажном варианте. В интернете если найдете, хорошо. Я нашел только в таком виде. Немного неудобно читать.
                http://www.corvus.com.ua/sites/default/files/andr
                ey_nikitin_2_gosudarev_obikhod-ilovepdf-compresse
                d.pdf
                1. +1
                  4 апреля 2018 18:09
                  Цитата: Bakht
                  Это интервью Л.Гумилева "Меня называют евразийцем"

                  вы знаете Гумилёв чужой среди своих и не стал своим у чужих. Вот гляньте разговор двух представителей академической исторической науки Спицын и Артамонов,разговор про татармонгольскоеиго,но там Артамонов подробно рассказывает про Гумилёва. Вкратце его оценка Гумилёв -выдумщик и хулиган.

                  см. с 14.30

                  так что ставить выдумщика Гумилёва ,как научное доказательство не стоит,можно крупно пролететь.
                  1. +2
                    4 апреля 2018 18:35
                    Я знаю другое мнение о Гумилеве. Его сильно критикуют, но обоснованно опровергнуть его никто не смог. Как сказал Пиотровский "Гумилев многое гениально угадал". Не принимать во внимание Гумилева чревато "Можно крупно пролететь"
                    Тот же А.Никитин в своей книге сильно критиковал Гумилева. Это не мешает мне пользоваться любыми источниками. Конечно же критически их осмысливая.
                    1. +1
                      4 апреля 2018 19:51
                      у Гумилёва одна пассионарность чего стоит,а ведь это есть квинтэссенция его учения.
                      1. +2
                        4 апреля 2018 20:50
                        На мой взгляд достаточно убедительно...
      4. +1
        4 апреля 2018 15:18
        Цитата: Артек
        Неудивительно ,что Елена Глинская была из тех областей,например её брат жил в Италии.

        Ну, дядя ее вообще по всей Европе мотался...
        Елена Глинская возводит род к Мамаю (да-да, тому самому!) Послегибели Мамая его сын Мансур бежал в ВКЛ (которая была, напомним, постоянным союзником Мамая), принял крещение и получил от вел.кн. Витовта в удел город Глинск.
    2. +1
      4 апреля 2018 09:50
      Цитата: Korsar4
      История с пострижением Соломонии - один из краеугольных камней в нашей истории

      Интересно, почему. Это был уже не первый развод среди Великого князей московских. В чем его такая важность? В том, что бывшую жену Василий в монастырь сослал?
      Цитата: Korsar4
      И тяжелое детство Ивана Грозного не могло не оставить отпечаток на всех последующих событиях.

      Связь между разводом и трудным детством Ивана только в том, что благодаря этому разводу Иван вообще смог родиться в статусе наследника. Другой нет.
      1. +1
        4 апреля 2018 14:40
        Это именно "краеугольный камень". Это изменение внутренней политики, это борьба внутри церкви, это вопрос престонаследия. Это тяжелейшее время опричнины. Огромнейший пласт истории. И все в связи с разводом. Аналогия только история Анны Болейн в Англии.
        1. +1
          4 апреля 2018 15:51
          А почему тогда не начать с Симеона Гордого, который тоже с женой развелся? Тоже с церковью ругался, тоже наследников хотел, женился третьим браком после развода. Может это краеугольный камень?
          1. +1
            4 апреля 2018 17:49
            Последствия не такие. А Василий Третий с Церковью не ругался. Там был раскол внутри церкви. Вообще-то я еще в молодости подпал под сильное влияние А.Никитина. Там такие страсти и детективные истории. Влоть до опричников и причины безумия Ивана Грозного. Да и вообще, если принять на веру эту гипотезу, то Иван Грозный уже не имел права на престол. В общем, куда там Дюма, с его подвесками. Вот где страсти...
            А применительно к этой теме, вполне понятно, почему Елену Глинскую отравили...
            1. +1
              4 апреля 2018 18:26
              Никитина не читал, поинтересуюсь. Насколько я понимаю, он больше писатель, чем ученый.
              Иван IV родился в законном браке, был признан отцом и объявлен наследником, поэтому, учитывая, что со времен смерти Василия II (а по факту намного раньше) в московском княжеском доме наследование производилось по праву первородства, а не кровного родства, других законных претендентов на царство не было, даже в том, весьма гипотетическом случае, если Иван не являлся биологическим сыном Василия.
              Цитата: Bakht
              А применительно к этой теме, вполне понятно, почему Елену Глинскую отравили...

              Это хорошо, что вы уверены. Но если ее действительно отравили, то тут особо гадать "за что" не приходится. Профессия "правитель государства" - самая опасная. Слишком много представителей этой профессии покинули наш мир не по своей воле просто потому, что кому-то казалось, что он на месте правителя смотрелся бы лучше.
              1. +1
                4 апреля 2018 18:39
                Конечно же Иван Васильевич родился в законном браке. Но вот кто был отцом? У его отца Василия 20 лет не было детей от Соломонии Сабуровой. И во втором браке Елена Глинская родила почти через 5 лет после брака.
                И отцом ребенка современники упорно называли Телепнева-Оболенского. А у Соломонии после развода в Суздальском монастыре родился ребенок, которого назвали Георгием. И если версия А.Никитина и других УЧЕНЫХ верна, то как раз первородством обладам Георгий. Хотя не факт, что и в этом случае отцом был Василий Третий.
                В общем... история запутанная.
                1. +1
                  4 апреля 2018 18:50
                  Биологическое отцовство, в данном случае, дело не самое важное. Гораздо большее значение имеет факт законного брака и признания отцом сына как наследника. Два эти факта пересиливают ЛЮБЫЕ возможные сомнения в биологическом отцовстве. Иначе после смерти любого правителя начинались бы кровавые споры, ворошение грязного женского белья и т.п., ведь теоретически любую женщину можно заподозрить, да и обвинить в неверности.
                  1. 0
                    5 апреля 2018 07:04
                    Да, древние говорили что три вещи не оставляют следа. Полет птицы в небе, ход рыбы в воде и след мужчины в женщине.
                    Вообще-то биологическое отцовство именно в вопросах престолонаследия имеет огромное значение. Бастарды были у всех. Ну, или у многих правителей. Но права на престол они не имели. Точно также сомнение в отцовстве делало многих претендентов нелигитимными в глазах современников. И это зачастую приводило к бунтам и мятежам. Или же к дворцовым переворотам.
                    В данном аонкретном случае, по версии некоторых ученых, сомнение в первородстве, привело к созданию опричнины (то есть к созданию отдельного корпуса, личнлй гвардии царя), расколу государства. После уничтожения Георгия, институт опричнны был самим же цаоем уничтожен. Но последствия для государствп былм очень и очень тяжелые.
                    1. +1
                      5 апреля 2018 07:21
                      Цитата: Bakht
                      Да, древние говорили что три вещи не оставляют следа. Полет птицы в небе, ход рыбы в воде и след мужчины в женщине.

                      это неправда,или заблуждение,или намеренное введение в заблуждение.След остаётся ,дети похожи на своих родителей,если нет то это уже не порода,когда к основной крови ,когда то подмешали чужую.
                    2. +1
                      5 апреля 2018 09:12
                      Цитата: Bakht
                      Бастарды были у всех.

                      Бастарды - дети, рожденные вне официального брака, но признанные отцом. Они имели право на наследование, но ограниченное. Титул и, соответственно, престол они наследовать, конечно, не могли.
                      Цитата: Bakht
                      Точно также сомнение в отцовстве делало многих претендентов нелигитимными в глазах современников.

                      Если ребенок рожден в законном браке и признан отцом - он наследник. Отец мог не признать ребенка, обвинив супругу в измене - это, конечно, скандал, но такое случалось редко. В этом случае ребенок не являлся наследником отца, а считался бастардом матери и относился к ее семье.
                      В случае с Иваном все было оформлено законным образом, так что все последующие гипотезы - просто спекуляции. Иван был ЗАКОННЫМ наследником Василия III, он это прекрасно знал и все вокруг тоже знали. Гипотетический ребенок Соломонии (был ли он на самом деле неизвестно) не мог претендовать на трон, поскольку не был признан отцом, а, соответственно, мог претендовать только на роль бастарда-Сабурова. Получил бы фамилию Буров, например, и все, это максимум. И биологическое отцовство играло здесь роль исключительно второго плана.
                      1. 0
                        5 апреля 2018 12:51
                        Хорошо. Коротко суть проблемы. Как она смотрится из 21 века.
                        Василий III был бездетным. Поэтому решил развестись с Соломонией и жениться на Елене Глинской. Соломония сопротивлялась постригу и заявляла, что она беременна. Церковь раскололась. Василий настоял на своем и все же Соломонию постригли и царь женился на Елене. Но детей все равно не было.
                        Суздальский монастырь был практически личным монастырем Соломонии. Она заявила, что родила ребенка Георгия. и отцом является царь Василий Третий. После этого все, кто участвовал в постриге Соломонии, попали в опалу. Но .... Соломония ребенка никому не показывала!!!
                        Через пять лет Елена все же родила. Скоре всего от Телепнева-Оболенского. И после этого опять произошли изменения в благожелательности царя к окружению. Соломония тут же объявила, что ребенок умер от мора. И похоронен в ограде Суздальского монастыря. При раскопках могил нашли маленькую могилку. Внутри колода, обмазанная известью, сверток одежды, иконка и больше ничего!!! Ни костей, ни праха. Варганов и Никитин считают, что ребенка спрятали, а захоронение ложное.
                        "Слухи порочащие Великокняжескую семью" о том, что "царь ненастоящий" ходили среди боярства. И чтобы найти и уничтожить потенциального соперника, Иван Грозный вводит опричнину - личный государев обиход.
                        http://www.nitpa.org/straxi-groznogo-carya-oprich
                        nina-kak-sredstvo-preodoleniya-dinasticheskogo-kr
                        izisa-vtoroj-chetverti-xvi-veka-3/
                        Там есть ссылки на А.А.Зимина. Конечно же это крупнейший ученый, но он относился к этой версии весьма сдержанно. Не отрицал, но и не видел подтверждающих факторов. Версия впрочем, вполне достойная рассмотрения.
                  2. +1
                    5 апреля 2018 07:17
                    Цитата: Лужский
                    Биологическое отцовство, в данном случае, дело не самое важное.


                    ну для вас не важно,а вот для мужчины ,который создаёт свой род ,а не от кого попало,для него -важно.
                    Цитата: Лужский
                    Гораздо большее значение имеет факт законного брака и признания отцом сына как наследника.


                    обычно наследником объявляется старший сын ,ему переходит основное земля и дом,остальным братьям уже мало ,что остаётся.
                    Цитата: Лужский
                    Два эти факта пересиливают ЛЮБЫЕ возможные сомнения в биологическом отцовстве.


                    нет не так,если есть кровные узы и именно биологическое наследство,то дети ПОХОЖИ на своих родителей,а вот если родители белые ,а сын получился чёрный,то тут уже никакое признание в наследстве не отвратит скажем бояр ,в сомнении ,что наследник незаконный. Иными словами кровь -это самое главное.
                    Цитата: Лужский
                    , ведь теоретически любую женщину можно заподозрить, да и обвинить в неверности.


                    заподозрить на пустом месте невозможно,если женщина верна,то она будет рожать именно отпрысков,т.е. похожих на родителей детей и тогда сомнений не будет.
            2. +1
              5 апреля 2018 11:03
              Цитата: Bakht
              . А Василий Третий с Церковью не ругался. Там был раскол внутри церкви. Вообще-то я еще в молодости подпал под сильное влияние А.Никитина. Там такие страсти и детективные истории. Влоть до опричников и причины безумия Ивана Грозного.


              посмотрел вашего Никитина .Такое впечатление,что писатель попал под влияние Карамзина,такой же стиль полухудожественного повествования с минимальными ссылками на исторические документы. В той книге ,которую вы представили нет списка используемой литературы,а значит нет документального подтверждения своим работам. Так не делается,за свои слова нужно отвечать,откуда что берётся.Кто такой этот ваш Никитин просто писатель или историк-я не знаю. Если он такой же историк ,как и Гумилёв -выдумщик,то ваши ссылки на него приобретают не научный ,а другой характер исторической беллетристики.тогда какой нам смысл это рассматривать?
              1. 0
                5 апреля 2018 12:55
                Вообще-то он историк и археолог. Цитат из летописей там достаточно. Но он еще и писатель. Популяризатор науки. Это не минус, скорее плюс. Вбейте в поисковик Иван грозный Георгий опричнина. Будет масса ссылок. Конечно же это версия. Скажем гипотеза. Мне показалась убедительной аргументация.
                http://sekretmira.ru/2012/11/21/oprichniki-ivana-
                groznogo-s-kem-voeval-russkij-car/
    3. Комментарий был удален.
  2. +2
    4 апреля 2018 06:07
    Опять без доказательные рассуждения, Елену Глинскую может отравили, а может нет ни чего в этом нет не обычного, а вот утверждения что боярству нужен был распад государства бездоказательны, а то что боярам не нравились безсудные расправы, так не все же такие мазохисты как автор.
    1. +4
      4 апреля 2018 09:07
      История не имеет слогательного склонения, но версия приведенная Автором выше устоялась в отечественной историографии.
      По поводу "рвачества боярства" - сей порок очень ярко описывали современники, особенно "местничество" при дележке должностей вроде "запасного воеводы правой ноги левого полка". Бороды рвали!
      Хотели они развала государства не думаю, но государеву мощну со свой путали. Сам институт кормления чего только стоил.
      С уважением, Котище!
      1. +1
        4 апреля 2018 11:06
        Местнечество это не шутка была проиграный местнеческий спор, означал что в месте потеряют и дети твои и внуки, так что лучше было на плаху пойти чем уступить.
    2. +2
      4 апреля 2018 12:52
      Cartalonu, по ТВ уже давненько смотрел: в наше время эксперты решили проверить версию Карамзина и оказалось,что в большинстве случаев нашли мышьяк,а мышьяк здоровью не способствует.
      В тему. Есть версия, что Петр 1 потому и не болел подобно своим старшим братьям,ч то детство прошло т.с.в Преображенской в экологически чистом районе.а не в Кремле. Вода в Кремле шла по свинцовым трубам, а свинец здоровью не помогает.
      Я не исключаю возможности, что Глинская и другие могли быть т.с."жертвы красоты": косметика тогда была с использованием: ртути, мышьяка и сурьмы. Лишь то перечисления становится жутко
    3. +1
      4 апреля 2018 12:57
      Цитата: Cartalon
      а то что боярам не нравились безсудные расправы,

      А были ли эти расправы ? То что бояре хотели власти это да.
      1. +1
        4 апреля 2018 15:30
        Расправы были только в путь да суд с учётом использования пыток не шибко справедлив когда обвинитель и судья одно лицо, власть у бояр была и так.
    4. +1
      4 апреля 2018 15:21
      Цитата: Cartalon
      Елену Глинскую может отравили, а может нет

      Продолжение же следует... То, что ее отравили, установила экспертиза останков уже в 20м веке, когда археологи вскрыли ее могилу!
      1. +1
        4 апреля 2018 15:27
        Это не очём не говорит, в то время ртуть лекарством считалась, разного рода токсины могли быть, а скорее точно были в косметике.
  3. +3
    4 апреля 2018 06:34
    Упс, цикл статей про возможно предков моих fellow Уже плюс за пока лишь историческую версию Самсонова за Глинскую feel
    А то дед покойный(земля ему пухом) воспитанный и живший при Союзе не мог внятно рассказать, откуда пошла фамилия request Времена такие были winked
    1. +5
      4 апреля 2018 08:56
      Не факт, в Великоим княжестве Литовском и Русском, Московском государстве, Руском царстве, а позже Российской империи, с фамилиями были такие "финты с ушами", что не факт к примеру сегодняшний Шереметьев, является далеким потомком Шереметьевых. Более вероятно, что его пра-пра-прадедушка был крепостным Шереметьева и т.д. Хотя если гарна дивчина приглянулась барину? Возможны и др. варианты!!!
      Здесь без обид, если интерсно, то достаточно взглянуть на метоморфозу фамилии царского дома Романовых: Захарьины, Кошкины, Кобыла и т.д.
      1. 0
        4 апреля 2018 18:41
        Цитата: Котище
        Здесь без обид

        Какие могут быть обиды drinks
        Тут ведь что бы сделать родословную, то нужно с архивов не вылазить и иметь при этом подсказки от отцов-дедов-прадедов.... Но историю последних трёх поколений мы уже знаем, тосему утверждать родственные связи с Еленой Глинской по крайней мере наивно из-за перепетий политического строя и войн....
        Я лично не парюсь... smile буду "там" winked - обязательно уточню и в следующей жизни снова эту фамилию возьму wink hi Если ,конечно, связь подтвердиться feel
    2. +1
      4 апреля 2018 11:04
      Очень сомневаюсь что мы с вами от князей Глинских происходим, мой папа тоже ни чего не рассказывал ибо дед куда-то исчез в 31 году, но скорее фамилия еврейская.
      1. 0
        4 апреля 2018 18:35
        Цитата: Cartalon
        Очень сомневаюсь что мы с вами от князей Глинских происходим, мой папа тоже ни чего не рассказывал ибо дед куда-то исчез в 31 году, но скорее фамилия еврейская.

        Я ж сказал ВЕРСИЮ wink hi
    3. +1
      4 апреля 2018 12:30
      В таком случае Вас на ближайшем Земском Соборе предложу в государи всея Руси. Согласны? Шутка, а если серьезно то камрад Котище прав: с фамилиями могли быть самые разные метаморфозы. Для примера: у нас в селе жил мужик Волк, его дед был Бирюченко(?) Был убит в 20-тых, а сын рос как волченок
      1. +1
        4 апреля 2018 18:37
        Цитата: Монархист
        Шутка, а если серьезно то камрад Котище прав: с фамилиями могли быть самые разные метаморфозы

        Не спорю yes Тут судьба порой такие финты подкидывает, что уже ни во что не веришь.... request
        1. +2
          4 апреля 2018 18:49
          Хотя если подумать, то идея выдвинуть Вас царство не плоха..... Представьте только, сколько можно в Вашу родословную намешать! Потомок Рюриковичей, Гедиминовичей, Мамая и др. ......
          Правда Вячеславу Олеговичу придётся бежать от Вас за бугор. Но будите как Иван Васильевич с Курбским на страницах ВО письма друг-другу строчить! laughing
          1. +1
            4 апреля 2018 20:44
            Цитата: Котище
            Правда Вячеславу Олеговичу придётся бежать от Вас за бугор. Но будите как Иван Васильевич с Курбским на страницах ВО письма друг-другу строчить!

            Ну не надо уже придумывать laughing Я добрый wink У Шпаковского свои взгляды на мир исходя из чувства собственной значимости, а у меня свои, исходя из логики и здравого смысла tongue
          2. 0
            4 апреля 2018 21:40
            Цитата: Котище
            Хотя если подумать, то идея выдвинуть Вас царство не плоха...

            Михаил Львович Глинский с конца15-го века и до самого приснопамятного восстания 1507 года владел Туровом,кои был чуть ли не его резиденцией на тот момент. После неудачи город перешёл к Острожскому....
            Живу в Турове....Вот сижу и думаю - имею в генах хоть каплю крови Рюриковичей по женской линии от Елены Глинской или нет??? what request
            wink smile
            Вопрос риторический,как раз в плоскости официальных историков lol
  4. +3
    4 апреля 2018 07:53
    Красивая женщина, судя по реконструкции...
    1. +2
      4 апреля 2018 08:36
      Интересно было бы узнать как что было на самом деле в те далёкие времена.......
    2. BAI
      +1
      4 апреля 2018 13:32
      Есть и такой портрет
      1. 0
        4 апреля 2018 13:59
        Цитата: BAI
        Есть и такой портрет

        это неправильный портрет,белковое сверкание ,изогнутые брови -не славянские черты лица.
        1. +3
          4 апреля 2018 18:01
          По мне чисто славянские черты лица, или Вы думаете, что потомки темника Мамая заказывали жен в Сарае? Думаю все было банально проще и Глинские обходились местными боярынями, княжнами домов Рюриковичей и Гедиминовичей. К слову считались поборниками православной веры. Да и сам дом литовских князей был на 90% к тому времени русским, т.к. Гедеминовичи через раз брали в супруги дочек князей потомков Рюрика, а черз два русских бояр и дворян.
  5. Комментарий был удален.
  6. +17
    4 апреля 2018 08:36
    Сыграло роль как пониманию, чрезмерное властолюбие.
    В декабре 1533 года Елена Васильевна фактически совершила переворот, отстранив от власти назначенных последней волей её мужа семерых опекунов (регентов), в том числе деверя и своего дядю, и сделалась правительницей Русского государства.
  7. +2
    4 апреля 2018 10:25
    Глинские были не из литовцев, а из русских. Не надо автору переписывать чьи-то тексты.
    1. +1
      4 апреля 2018 15:24
      Цитата: lesnik1978
      Глинские были не из литовцев, а из русских.

      Великое Княжество Литовское и было населено преимущественно русскими, литовцев было процентов 30, не больше. Только вот Глинские - вообще потомки Мамая!
  8. +1
    4 апреля 2018 12:18
    Цитата: Лужский
    Цитата: Артек
    вообще Сербия ещё в 17в называлась -Рассия.

    А в IX в. - Рашкой. Я не шучу, проверьте.
    Цитата: Артек
    Сама фамилия -ГЛИНСКИЙ это очень приметная в те времена фамилия,потому что корнем _ГАЛИН_,что пересекается с многочисленными Галиями и Галициями Европы и всего мира.

    Ну, можно и так, конечно. А можно и по названию города Глинск, где правили предки Елены, которые, собственно, его и основали. smile

    В таком случае откуда происходит фамилия? Я встречал версию, что фамилия Глинских пошла с местности Глинки, в нынешней западной Белоруссии
    1. +2
      4 апреля 2018 13:09
      С Украины пошла фамилия. Из города Глинска Ровенского уезда Волынской губернии. Еще в конце XIX века в составе Ровенского уезда была Глинская (Чешская) волость, на территории которой было и село Глинск и поселок Глинск, вошедшие впоследствии в состав Дяткевичской волости. Хотя деревни Архангельской области Брянской области Глинищево, Вологодской области Глинское оспаривают это право у Украины. Кроме того, татры с монголами требуют свое, говорят, что произошла фамилия от сына темника и родственника Мамая некоего Мансур-Кията, выехавшего из Крыма. Сына звали Лексад. Шенникова почитайте, он давно доказал - что Глинские произошли от Мамая. А поляки несогласные, говорят, что их Глинькие главнее.
      А тут еще какой то Артек со своим историческим делирием затесался. Знал бы, каких врагов наживает.
      1. +2
        4 апреля 2018 15:26
        Цитата: Curious
        произошла фамилия от сына темника и родственника Мамая некоего Мансур-Кията, выехавшего из Крыма. Сына звали Лексад.

        Лексад - это искаженное "Александр", имя, принятое Мансур-Киятом (а не его сыном) при крещении! А вот происхождение Глинских от Мамая - насколько я знаю, факт хорошо известный всем, кроме фоменковцев! laughing
        1. +3
          4 апреля 2018 18:14
          Обе версии о происхождении рода Глинских имеют право на существование, хотя я придерживаюсь "татарской". В прочем они в некотором смысле не противоречат друг другу. Александра (Лесада) необходимо было как-то отличать от других Шурок, Сашек и Саньков вот по вотчине и погоняло прилипло! Ладно, что-то похуже не прилепили, а ведь на язык у народ острый, но видимо силушкой Лесада бог не обидел, так что ограничились безобидным "Глинский". laughing
          К слову: Глинка, Глинин, Глина..... продолжать можно долго, но это уже Фомиковщиной папахивает!
          1. 0
            5 апреля 2018 07:37
            Цитата: Котище
            К слову: Глинка, Глинин, Глина..... продолжать можно долго, но это уже Фомиковщиной папахивает!


            ничего продолжить вы не можете.хоть Фоменко,хоть не Фоменко.
    2. 0
      4 апреля 2018 21:48
      Цитата: Монархист
      Цитата: Лужский
      Цитата: Артек
      вообще Сербия ещё в 17в называлась -Рассия.

      А в IX в. - Рашкой. Я не шучу, проверьте.
      Цитата: Артек
      Сама фамилия -ГЛИНСКИЙ это очень приметная в те времена фамилия,потому что корнем _ГАЛИН_,что пересекается с многочисленными Галиями и Галициями Европы и всего мира.

      Ну, можно и так, конечно. А можно и по названию города Глинск, где правили предки Елены, которые, собственно, его и основали. smile

      В таком случае откуда происходит фамилия? Я встречал версию, что фамилия Глинских пошла с местности Глинки, в нынешней западной Белоруссии

      расскажу позднее.
  9. +3
    4 апреля 2018 12:32
    Цитата: Reptiloid
    Интересно было бы узнать как что было на самом деле в те далёкие времена.......

    Мы можем лишь фантазировать.
  10. +2
    4 апреля 2018 13:05
    У автора какая-то антипатии к Карамзина, а Н. М.Карамзин , когда работал над"Историей государства Российского" использовал русские летописи. Как мне помнится :Ключевский и Соловьев не оспаривали оценок Карамзина.
    Хотя автор утверждает,что по приказу Папы Римского,все русские летописи были подделкой. В таком случае Лжедмитрий будет патриотом, а Иван Грозный самозванец?
    1. +2
      4 апреля 2018 18:27
      Хочу обратить Ваше внимание на "антиресный момент" Н.М.Карамзин был потомок тататарина выехвшего в Москву из Золотой Орды. Татищев - потомок калмыков (по крайне мере так его называл де-Генин, "его - Татищева калмыцкую морду"), Миллер - немец и т.д. Вооооооо повод для заговора "фашисты с татарами переписали историю, а калмыцкая морда им помогала"!
      Может стоить быть реалистами и прагматиками и прежде чем хаять первопроходцев нашей истории как науки, будем уважать их труд, тем боле тем кто идет по лыжне вторым ему легче.
  11. +2
    4 апреля 2018 13:20
    "ввести порядки подобные польским и литовским"феодалы всегда и везде "желают шляхетских вольностей" . Мне сейчас показалось уместным выстроить такую аналогию: Василий 1- Иван3-Василий 3, Грозный, В. В. Путин, им всем приходится держать в узле любителей" шляхетских вольностей" и как сейчас так и тогда были за кордоном" доброхоты "и покровители " демократов".
    При Иване Грозном был Курбский, а сейчас Анальный
    1. +1
      4 апреля 2018 14:54
      Сравнение - божий дар с яичницей. Во всех смыслах. Ну а про закордонных покровителей демократов при царях-Горохах - Самсонова переплюнуть хотите?
  12. +1
    5 апреля 2018 10:15
    Господи,вразуми ты их!!!Жизнь у человека одна и прожить её надо достойно сегодня и сейчас!А мы в прошлые века лезем вместо решения сегодняшних проблем и никак не угомонимся.Ну не даёт нам прошлое покоя!!!И хотя о нём мы ничего и не знаем толком,но обсуждаем вовсю!Тут что было полсотни лет назад уже почти неизвестно,а уж про 15-16в.в. и подавно ничего не знаем....
  13. 0
    6 апреля 2018 09:18
    Происхождение Глинской и весьма шаткое положение ее и сына Ивана после смерти Василия lll, устремление знати вернуться в сепаратизм и раздробленность вполне может быть мотивом подправить историю с татаромонгольскимнашествиемиигом. Утверждать не берусь, не профильная дисциплина, но осадочек давно остался по поводу нелогичности многих официозных опусов на эту тему.
  14. 0
    6 мая 2018 10:24
    "начиная с масона-историка Карамзина"...Однако)))) Автору хотелось бы задать прямой вопрос - он откуда историю берет? Она ему в снах приходит? 100% первоисточника НЕТ и все сочиненное домыслы-художественная литература. Насочинять можно что угодно, как это делает автор, но "историческая истина" отсутствует. Источником информации о княгине что послужило? Пару строк? остальное домысел.
  15. 0
    11 мая 2018 14:01
    Цитата: Bakht
    Вообще-то я не историк. Поэтому "бред" несу не я, а историки. Вроде Гумилева или Никитина. Если не заметили, то там все в цитатах. Про развод и женитьбу Василия III много написано у Гербейнштейна. А кто такие Глинсикие, читайте у Гумилева. А вот кто был отцом Ивана Грозного и причины опричнины лучше всех написал АНикитин. Всем советую "Государев обиход".

    Ну да, ну да...опять слабоумие государей российских- известная пень... как же. А вот демократы пришли порядок навели...аха! Лавров сказал ДБ значит ДБ
  16. 0
    13 мая 2018 22:58
    Она по матери была ещё и из чингизидов, а это позволяло её сыну называть себя «царём Белая Руси»