PzH-2000 – одна из лучших и самых скорострельных САУ мира
Разработка новой САУ PzH-2000, которая должна была заменить устаревающую американскую САУ М109, началась в 1987 году. Победа в контракте на производство самоходных гаубиц досталась компании «Вегманн». 4 прототипа новой САУ были переданы заказчику уже в 1994 году. В том же году все 4 машины успешно преодолели полигонные испытания и были рекомендованы к проведению войсковых испытаний. До конца февраля 1995 года 2 машины эксплуатировались в достаточно сложных климатических условиях при низких температурах в Канаде на полигоне Шило. Летом 1995 года те же 2 машины были отправлены на полигон Юма в США, здесь САУ были испытаны в условиях жаркой аризонской пустыни. Параллельно 2 других машины проходили войсковые испытания в Германии. Окончательное решение о запуске САУ в серию было принято в конце 1995 года. Бундесвер сделал заказ на 185 самоходок PzH-2000. В последствии данные гаубицы были приобретены Италией, Нидерландами и Грецией.
Командование бундесвера практически ничем не ограничивало действий главного подрядчика, который старался удовлетворить выдвинутые военными требования. Дополнением к техзаданию было лишь соблюдение 2-х условий: использовать в артсистеме новый ствол L52 и расположить силовую установку в передней части шасси. Только использование нового ствола L52 позволяло обеспечить ведение огня стандартными боеприпасами НАТО на дальность в 30 км. Именно 2 этих условия привели к базовой концепции САУ. С одной стороны башня должна была находится как можно дальше к корме машины, для того чтобы сократить вылет более чем 8-метрового ствола орудия. С другой стороны монтаж силовой установки в передней части корпуса и смещение башни к корме оставляли достаточное пространство для монтажа автомата заряжания, боеукладки на 60 выстрелов, а также размещения экипажа.
Высокую степень защиты экипажа и боеприпасов обеспечивает стальное бронирование башни и корпуса самоходки. Толщина брони башни обеспечивает экипажа надежную защиту от стрелкового оружия калибром до 14,5 мм. и крупных осколков артиллерийских и минометных снарядов. САУ оборудована системой защиты от оружия массового поражения, системой вентиляции, а также имеет расположенные в моторном отсеке системы предупреждения о пожаре и пожаротушения. Артустановка оснащается комбинированным прицелом (дневного и ночного видения), лазерным дальномером, и реактивной системой брони, которая предохраняет машину от воздействия кассетных боеприпасов. Реактивная броня прикрывает наиболее ответственные места самоходки сверху. Также для повышения защиты экипажа САУ PzH-2000 заряды, которые находятся в задней части башни, отделены от боевого отделения прочной специальной перегородкой. В случае детонации зарядов энергия взрыва будет направлена назад, что существенно повышает выживаемость экипажа в боевых условиях.
Главным вооружением PzH-2000 выступает смонтированная в баше кругового вращения 155-мм гаубица с длиной ствола 52 калибра (чуть более 8 метров), разработанная компанией «Рейнметалл индастри». Канал орудия хромирован, что продлевает его эксплуатацию, препятствует износу ствола. Объем зарядной камеры равняется 23 литрам. На конце орудийного ствола смонтирован специальный щелевой дульный тормоз нового образца, который уменьшает интенсивность вспышки при покидании снарядом ствола орудия и увеличивает начальную скорость снаряда. Полуавтоматический клиновый затвор оснащается магазином на 32 стандартных капсюля-детонатора с кольцевым конвейером, который используется для их подачи и удаления. Ряд параметров ствола, таких как температура зарядной каморы контролируется автоматикой и используются для управления АЗ. В вертикальной плоскости ствол орудия может наводиться в диапазоне от -2,5 до +65 градусов.
Дополнительное вооружение САУ PzH-2000 включает в себя 7,62-мм пулемета MG3 и 8 гранатометов, предназначенных для отстрела дымовых гранат (по 4 с каждого борта). Боекомплект машины состоит из 60 артиллерийских снарядов, 48 полных метательных зарядов (каждый состоит из 6 сегментов), а также 2000 патронов к пулемету и 8 гранат для гранатометов.
Компанией «Рейнметалл» была создана система многослойной закладки метательного вещества заряда (MTLS), которая позволяет увеличить скорострельность, препятствует образованию нагара в канале ствола и его быстрому износу, увеличивает дельность стрельбы и ликвидирует опасность возгорания. Метательный заряд для гаубицы PzH-2000 включает в себя 6 модулей MTLS. Максимальная дальность ведения огня стандартным снарядом L15A2 составляет 30 км., а активно-реактивными боеприпасами – около 40 км. Помимо специально разработанных модульных зарядов могут применяться и обычные натовские.
Магазин автомата заряжания САУ PzH-2000 рассчитан на 60 выстрелов 155-мм калибра. Из боеукладки в кормовой части самоходки выстрелы извлекаются и автоматически поступают в магазин. В рамках огневых испытаний гаубицы, проводившихся в октябре 1997 года, ее скорострельность составила 12 выстрелов за 59,74 секунды и 20 выстрелов за 1 минуту 47 секунд – выдающийся результат. При этом все этапы заряжания могут производиться в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах.
Компьютерная СУО САУ PzH-2000 позволяет ее экипажу достаточно быстро открывать огонь как самостоятельно, так и в рамках взаимодействия с батарейным или дивизионным командным пунктом управления огнем. Батарее самоходок требуется лишь 2 минуты, для того чтобы подготовится к стрельбе из походного положения в боевое, произвести 8-12 выстрелов и вернуться в походное положение, после чего покинуть огневую позицию. Начальная скорость выпущенного снаряда определяется при помощи специального датчика-радара и используется для вычисления данных для стрельбы. САУ PzH-2000 может использоваться в автоматическом режиме, получая информацию по радио от внешней системы управления и контроля.
Рабочее место командира САУ оснащается графическим дисплеем с удобным MICMOS интерфейсом, который позволяет обеспечивать взаимодействие с бортовым компьютером посредством вывода на экран разных меню. При работе установки в автоматическом режиме наведение на цель могут производить 2 члена экипажа. Применяя введенные или вычисленные данные, бортовой компьютер машины может самостоятельно переводит орудие с одной цели на другую. На люльке гаубицы смонтирована система ориентации и наведения, которая автоматически определяет пространственное положение ствола орудия и устанавливает точку начала координат, которая необходима для процесса полуавтоматического и автоматического наведения на цель. Помимо этого самоходная гаубица PzH-2000 оснащается внутренней системой навигации и глобальной системой позиционирования (GPS).
Шасси самоходки PzH-2000 переднеприводное, производства фирмы «МаК систем гезелшафт ГМБХ». При полной боевой массе САУ с учетом установленной навесной реактивной брони, удельная мощность равняется 13,4 кВт/т, но данный показатель может превысить 15 кВт/т, в том случае, если будет использован вес потенциал силовой установки. В передней части корпуса самоходки расположен восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбо-наддувом MTU 881, обладающий мощностью в 1000 л.с. Двигатель работает в связке с трансмиссия HSWL 284 компании «Ренк» и оснащается встроенной системой самодиагностики и электронной системой управления. При полной заправке всех 3-х топливных баков, машина может преодолеть без дозаправки 420 км. по шоссе.
Проведенные в последнее время различные исследования показывают, что с учетом только таких показателей, как дальность стрельбы, скорострельность, размер возимого боезапаса, САУ PzH-2000 обладает огневой мощью, которая сравнима с 3 самоходками М109 последних модификаций. Более того, немецкая артсистема имеет куда больше шансов уцелеть на поле боя, благодаря высокой подвижности, лучшему бронированию, возможности действовать как в роли стационарной огневой точки, так и в роли мобильной системы вооружения. Бортовая система самоходки позволяет ей действовать независимо от внешних корректировщиков и артиллерийских наблюдателей. Во время боя автоматическая система наведения осуществляет ввод соответствующих поправок после каждого произведенного выстрела.
При сравнении немецкой PzH-2000 с другими артиллерийскими системами, находящимися на вооружении в наши дни, важным показателем является численность ее экипажа. Даже во время осуществления продолжительных операций для управления самоходкой вполне достаточно 3 человек – механика-водителя, командира и заряжающего. При этом, как правило, экипаж САУ PzH-2000 состоит из 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и 2-х заряжающих. В то же время для развертывания трех американских САУ М109, суммарная огневая мощь которых равна одной немецкой установке, требуется не менее 24 человек.
Технические характеристики САУ PzH-2000
Масса: 55,3 т.
Габаритные размеры:
Длина 11,669 м. (с пушкой вперед), ширина 3,48 м., высота 3,40 м.
Экипаж: 3-5 чел.
Вооружение: 155-мм орудие L-52, 7,62-мм пулемета MG3
Скорострельность с модифицированным приводом заряжания выстрелов:
- 3 выстрела за 8,4 секунды,
- 12 выстрелов за 59,7 секунд,
- 20 выстрелов за минуту и 47 секунд,
Пополнение боезапаса: 10 минут и 50 секунд.
Максимальная дальность стрельбы: стандартными боеприпасами – 30 км., активно-реактивными более 40 км. Рекорд стрельбы активно-реактивным боеприпасом 56 км.
Боекомплект: 60 снарядов, 2000 патронов к пулемету.
Двигатель: восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбо-наддувом МТU 881 мощностью 1000 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 61 км/час, по пересеченной местности – 45 км/ч.
Запас хода: по шоссе – 420 км.
Использованы источники:
www.detavlad.ru/item/139
www.btvt.narod.ru/4/pzh2000.htm
www.kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=313
Информация