Сталинские соколы. Как воевал элитный истребительный авиаполк

Широко распространено мнение, что к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе не было летчиков, которые на равных могли бы сражаться с асами люфтваффе. Однако это не так. Конечно, в подготовке молодых летчиков и освоении новых моделей истребителей и другой авиационной техники было огромное количество проблем, но были и такие части в составе советских ВВС, которые к 22 июня обладали колоссальным боевым опытом. Одним из таких подразделений был 19-й отдельный истребительный авиаполк (ИАП), который был сформирован под Ленинградом 80 лет назад – 22 марта 1938 года. В состав полка входили советские асы, которые воевали в испанском небе, в годы войны они воевали на 7 фронтах, сбив в общей сложности 445 самолетов врага.

Формирование нового истребительного авиаполка из числа летчиков, воевавших во время гражданской войны в Испании, велось как формирование части, предназначенной для выполнения ответственных заданий военного командования и советского правительства. Формирование нового ИАП началось 22 марта 1938 года в Горелово под Ленинградом, полк создавался на базе 58-й и 70-й истребительных эскадрилий, а также 33-й отдельной разведывательной эскадрильи. После завершения формирования новая часть носила название 19-й отдельный истребительный авиаполк.

В 1939 году именно летчикам 19-го отдельного ИАП доверили проведение войсковых испытаний новой версии истребителя И-16 с двигателями М-63. В дальнейшем уже в ходе Великой Отечественной войны данный полк одним из первых в ВВС РККА получил на вооружение новые истребители Ла-5 в конце октября 1942 года, а 16 июня 1944 года первым в ВВС РККА получил на вооружение истребители Ла-7.


Пара истребителей И-16 в полете

В сентябре-октябре 1939 года полк в составе ВВС Украинского фронта принимал участие в освобождении Западной Украины, совершив 1420 вылетов. Участвовал в боях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне, где выполнил 3412 боевых вылетов, повредив или уничтожив 74 паровоза, 5 эшелонов, два самолета на земле и еще 3 в воздушных боях. За образцовое выполнение заданий командования во время Советско-финской войны и проявленные личным составом мужество и доблесть Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 года полк был награжден орденом Красного Знамени, став краснознаменным.

Первая победа в Великой Отечественной войне

К 22 июня 1941 года 19-й краснознаменный ИАП входил в состав ВВС Северного фронта и базировался на аэродроме Горелово. В состав полка входили 4 штатных эскадрильи и 5-я прикомандированная, всего в полку имелось 50 истребителей И-16, 20 истребителей И-153 «Чайка» и 15 истребителей МиГ-3, 85 летчиков. С первых дней войны немецкие, а затем и финские самолеты-разведчики методично прощупывали оборону Ленинграда, пытаясь установить расположение аэродромов и позиционные районы зенитной артиллерии, так как бомбить хорошо защищенный город вслепую было безумием. Небо над Ленинградом прикрывал 7-й истребительный авиационный корпус ПВО, в состав которого и входил 19-й ИАП.

Свою первую победу в воздушном бою летчики полка одержали 6 июля 1941 года. В этот день лейтенант Дмитрий Титоренко на истребителе И-16 сбил немецкий двухмоторный самолет-разведчик Ju-88D недалеко от поселка Беззаботное. Титоренко поднялся на высоту 4500 метров, зашел противнику в хвост и двумя аккуратными очередями сумел буквально перерубить консоль левой плоскости. После этого немецкий самолет рухнул на землю, а его экипаж, выпрыгнувший с парашютами, попал в плен. Вскоре после этого в штаб истребительной группы доставили немецкую карту с данного самолета. На этой уцелевшей после падения самолета карте были проставлены синим карандашом треугольники возле действующих аэродромов Керстово, Котлы, Комендантский, Горская, Касимово и других. Благодаря полученной информации стало понятно, что гитлеровцы готовят атаку на сеть аэродромов вокруг Ленинграда. Одержанная лейтенантом Титоренко воздушная победа позволила вывести из-под удара противника большую часть самолетов, сохранив их для дальнейших воздушных сражений. За этот бой летчик-истребитель был награжден орденом Красного Знамени.


Дмитрий Титоренко прошел затем всю Великую Отечественную войну, а когда в 1944 году 19-й краснознаменный ИАП переименовали в 176-й гвардейский истребительный авиаполк, он стал летать ведомым у самого результативного советского аса Ивана Кожедуба, который занял должность заместителя командира полка в августе 1944 года.

Первый таран летчиком полка

20 июля 1941 года летчик-истребитель 19-го краснознаменного ИАП Виктор Павлович Клыков совершил воздушный таран. В своем 28-м боевом вылете в районе деревни Березнево в составе звена истребителей полка он атаковал превосходящие силы противника – 8 немецких бомбардировщиков в сопровождении 10 истребителей, направлявшихся к Ленинграду.

В оперативной сводке штаба полка уточнялось, что 20 июля 1941 года лейтенант Клыков на самолете ЛаГГ-3 в 10:30-10:50 вел воздушный бой в районе деревни Березнево с истребителями врага Me-109 и Me-110. Первой атакой он сбил истребитель Me-109, однако и сам был подбит, у самолета горел мотор. Несмотря на повреждение, ему удалось догнать и таранить Me-110, заходом снизу сзади он отрубил немецкому истребителю хвостовое оперение. При этом летчику удалось успешно катапультироваться (его просто выкинуло из истребителя после удара, удерживающие ремни он заранее отстегнул). Сбитые Клыковом истребители врага упали возле деревни Ознанка. При этом из Me-110 выбросилось двое парашютистов, которые на земле были пойманы колхозниками. Сам лейтенант Клыков при приземлении ушиб ногу и был доставлен в санчасть в Горелово.

Сталинские соколы. Как воевал элитный истребительный авиаполк
лейтенант Виктор Павлович Клыков

За воздушный таран, совершенный 20 июля 1941 года, Виктор Павлович Клыков был представлен к званию Героя Советского Союза, однако награда нашла его лишь в 1998 году, когда ему было представлено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Награждению летчика в годы Великой Отечественной войны помешало то, что 6 октября 1941 года он не вернулся на аэродром с боевого задания. Формулировка «не вернулся с боевого задания» приравнивалась тогда к формулировке «пропал без вести». Это обстоятельство не позволило дать ход ходатайству о присвоении летчику звания Героя Советского Союза. Только после войны было установлено, что лейтенант Клыков погиб в бою, его самолет атаковали два немецких истребителя, поисковиками были найдены и перезахоронены останки героя.

Всего в воздушных боях под Ленинградом летчики 19-го краснознаменного ИАП сбили 63 самолета противника, повредив еще 13 боевых машин. До 40 немецких самолетов было уничтожено ими в результате штурмовых действий на аэродромах противника. При этом личный состав полка совершал в день по 5-6 самолетовылетов, что давалось ценой величайшего перенапряжения сил и следовавших за этим потерь. В этих боях полк потерял 57 самолетов и 30 летчиков.

Первые «свободные охотники»

С января 1944 года летчики-истребители 19-го ИАП первыми в ВВС РККА освоили тактику так называемой «свободной охоты». К этому моменту советские летчики сумели окончательно и бесповоротно закрепить за собой господство в воздухе. Чтобы удержать его, они взяли на вооружение тактические приемы, которые ранее применяли в воздухе только немцы. На «свободную охоту» отправлялись исключительно самые опытные и подготовленные пары «ведущий – ведомый». Четкой задачи перед ними не ставилось – командование лишь обозначало квадрат, в котором должны были действовать истребители. Уже в воздухе офицеры должны были самостоятельно искать немецкие самолеты и принимать решение – вступать с ними в бой или лучше отступить, преследовать самолеты противника или нет. У каждой пары обычно был свой квадрат, поэтому к выполнению 2-3 вылета летчики-истребители очень хорошо в нем ориентировались. Нередко случалось так, что «охотников» наводили на обнаруженные воздушные цели дежурные группы на земле.


Прославленный советский ас Александр Покрышкин называл «свободную охоту» самой высшей формой боевой деятельности для воздушного бойца: «Используя исключительную хитрость и владение своим самолетом, летчик смело и уверенно поражает противника, делая это молниеносно и внезапно. У аса должны быть сильно развиты сообразительность и инициатива, уверенность в себе и в принимаемых в боевой обстановке решениях. Паника и растерянность чужды для аса». За четыре года Великой Отечественной войны летчики 19-го краснознаменного ИАП, а с 19 августа 1944 года – 176-го гвардейского ИАП выполнили более 3,5 тысяч вылетов на «свободную охоту».

Так, уже в самом конце войны, 19 апреля 1945 года, пара Александра Куманичкина и Сергея Крамаренко (оба на тот момент являлись Героями Советского Союза) под Кюстрином атаковала четверки немецких истребителей FW-190. Исход воздушного боя решился буквально за секунды. Куманичкин поразил ведущего одного звена противника, а Крамаренко сбил командира другого. Немцы, поняв, с кем они имеют дело, запаниковали и 6 истребителей противника просто вышли из боя. Стоит отметить, что в разные годы в этом полку проходили службу 29 Героев Советского Союза.

Первые пилотажники

Именно со дня формирования 19-го отдельного ИАП ведет свою историю легендарный ЦПАТ – 237-й гвардейский Проскуровский центр показа авиационной техники. Известные сегодня во всем мире пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» – это прямые потомки тех «свободных охотников» времен Великой Отечественной войны. В августе 1945 года 176-й гвардейский ИАП был перебазирован на расположенный в Подмосковье аэродром «Теплый Стан». Летчики полка отрабатывали здесь высший пилотаж, как одиночный, так и групповой. В дальнейшем они принимали участие в воздушных парадах над Москвой, а также осваивали новые реактивные истребители. Летом 1950 года летчики данного полка на авиапоказе в Тушино впервые продемонстрировали общественности групповой пилотаж «пятерок» на новейших истребителях МиГ-15. На этих же истребителях советские ветераны сражались в корейском небе с американскими летчиками на «Сайберах», записав на свой счет 107 самолетов противника.


В конце 1950-х годов началось формирование на основе летчиков-пилотажников 176-го гвардейского ИАП нового 234-го ИАП. В феврале 1952 года новая авиационная часть перебралась в Кубинку, где она базируется и сегодня. Именно «свободным охотникам» бывшего 176-го полка выпала высокая честь сопровождать в небе самолеты всех советских космонавтов, начиная с первого из них – Юрия Гагарина. Эти же летчики в конце 1967 года впервые в послевоенной истории посетили с дружеским визитом иностранное государство – Швецию. С тех пор они были желанными гостями на многих крупных авиашоу по всему миру.

В 1989 году 234-й ИАП был переформирован в 237-й гвардейский центр показа боевой техники. 4 апреля 1991 года на базе его первой эскадрильи, которая была вооружена тяжелыми истребителями Су-27, была сформирована пилотажная группа «Русские Витязи», а 6 мая 1991 года из лучших летчиков второй эскадрильи, на вооружение которой находились легкие истребители МиГ-29, была официально сформирована пилотажная группа «Стрижи».

Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180322/1516843519.html
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7968
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 62

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. тасха 6 апреля 2018 15:31
    Несколько сумбурная статья, если честно.
    "Как воевал элитный истребительный авиаполк"? Формирование полка, 1940-год, 1941 - первая победа, 1941 - первый таран, потом бац и 1944 - первые охотники, бац - 1950 первые пилотажники...
    А почему элитный?
    1. Проксима (Оболенский Сергей) 6 апреля 2018 15:50
      Широко распространено мнение, что к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе не было летчиков, которые на равных могли бы сражаться с асами люфтваффе. Однако это не так. (из текста)
      У кого это интересно, такое мнение? Наши неуспехи в 41- 42 годах произошли явно не из за того, что у нас был среднестатистический лётчик плох. Маленький пример - лётчик-испытатель - элита авиации, в его мастерстве сомневаться ни кому не приходится...
      В конце июня 1941 г. на базе НИИ ВВС РККА и Наркомата авиационной промышленности были сформированы два истребительных полка (иап) особого назначения (он) – 401-й и 402-й, укомплектованные летчиками-испытателями. Полки были сформированы по инициативе летчика-испытателя, Героя Советского Союза, подполковника Степана Супруна. Инициатива была поддержана И.В.Сталиным.
      И что? Супрун вскоре погиб, а наше руководство, поняв свою ошибку стало оставшихся в живых испытателей отзывать обратно на прежние места службы.
      Работа авиационного подразделения - это работа целой инфраструктуры, которая должна быть отлажена как часовой механизм. У немцев это всё было у нас по началу были большие проблемы. И не вина сталинского сокола, виртуозно крутящего "бочки" и делающего "петли", что у нас всё это стало налаживаться только к 43-му году.
      1. тасха 6 апреля 2018 16:02
        Полностью с Вами согласен...
        Мысль была обратить внимание на этот абзац...
      2. CentDo (Дмитрий) 6 апреля 2018 16:13
        лётчик-испытатель - элита авиации, в его мастерстве сомневаться ни кому не приходится...

        Спорное утверждение. Летчик-испытатель обладает колоссальным опытом пилотирования самолетов, но вот в умении вести воздушный бой он, скорее всего, уступит обычному строевому летчику. И если в дуэльной ситуации его мастерство пилотирования еще может уровнять шансы на победу, то в групповом бою уже не поможет.
        1. Проксима (Оболенский Сергей) 6 апреля 2018 19:11
          Цитата: CentDo
          Спорное утверждение. Летчик-испытатель обладает колоссальным опытом пилотирования самолетов, но вот в умении вести воздушный бой он, скорее всего, уступит обычному строевому летчику. И если в дуэльной ситуации его мастерство пилотирования еще может уровнять шансы на победу, то в групповом бою уже не поможет.

          Естественно есть свои нюансы и М.Л Галлай в своих мемуарах это красочно описал. Я про другое, не виноват сталинский сокол, что мы драпали до берегов Волги. Даже наоборот, сухопутные силы безбожно затыкали авиацией свои огрехи. Про потери аэродромов я вообще молчу. Самолёту нужно же как-то работать, а это и матчасть, боеприпасы, топливо и многое другое - всё то, что делает БАО (батальон аэродромного обслуживания). А когда аэродромы меняются, как перчатки, о каких самолёто-вылетах может идти речь... (а вы говорите - "групповой бой, индивидуальный бой"). hi
          1. CentDo (Дмитрий) 9 апреля 2018 09:49
            Мой комментарий касался только одного Вашего утверждения, на мой взгляд очень спорного.
            Работа авиационного подразделения - это работа целой инфраструктуры

            С этим утверждением я полностью согласен.
            1. Проксима (Оболенский Сергей) 9 апреля 2018 23:15
              Цитата: CentDo
              Мой комментарий касался только одного Вашего утверждения, на мой взгляд очень спорного.
              Работа авиационного подразделения - это работа целой инфраструктуры

              С этим утверждением я полностью согласен.

              Вам плюс, но всё же осмелюсь с вами не согласится. Это Супруна то нужно было обучать индивидуальному и групповому бою? Он только в Китае (официально) 6 японских истребителей завалил. А вот в Отечественную он провоевал считанные дни. Но какие дни! Любой лётчик отдал бы за такой день год своей жизни!
              .... Командование фронтом приняло решение имеющейся авиацией нанести удар по двум группировкам танковых войск Гудериана. В первый день своего прибытия на фронт Степан Супрун лично уничтожил два самолета-разведчика люфтваффе. Всего эскадрилья Супруна первого июля 1941 года сумела сбить четыре "мессершмитта".
              "По воспоминаниям командира первой эскадрильи В. И. Хомякова, - в четыре дня боев было два случая, когда Степан Павлович Супрун в одиночку вел бой с шестью и четырьмя немецкими истребителями. Первый раз 15 МиГов шло сопровождать три девятки двухмоторных бомбардировщиков СБ, Степан Павлович, уйдя вперед, попал в окружение шести Ме-109. Второй раз, также вылетев на сопровождение бомбардировщиков, Супрун оказался среди четверки "мессершмиттов". Уверенность Супруна в своем мастерстве и новом советском самолете МиГ-3 казалась кое-кому чрезмерной. Он лично летал в разведку, каждый раз подымался со своими летчиками в небо, ведя их на сопровождение бомбардировщиков или в схватку с фашистскими истребителями".
              Четвертого июля 1941 года, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, принял решение продолжать полет. В разрыве облаков показался немецкий бомбардировщик Focke-Wulf Fw 200 "Condor".

              Версия гибели подполковника изложена в книге В.Фадеева: "Не разглядев из-за налетающих клочьев облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели "мессершмитты". Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджег один немецкий самолет. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолет к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы. Сопровождавшие горящий самолет три "мессера", убедившись, что он объят пламенем, взмыли вверх. Но фашист, который шел сзади МиГа, дал еще очередь в затылок Супруну. Бронеспинка, найденная на месте посадки Супруна, хранится в музее города Сумы. Следы пулевых вмятин говорят, что этой очередью немцу не удалось прошить тело Степана".
              Можно пдумать, что смерть Степана Павловича - "случайность", но это, к сожалению, закономерность. Супрун и его товарищи по небу стали заложниками того беспредела, который творился на земле, а точнее в июле 41-го на Западном направлении и ни их в этом вина. hi
              1. CentDo (Дмитрий) 10 апреля 2018 10:27
                Версия гибели подполковника изложена в книге В.Фадеева:

                Версия красивая, но отношения к реальности, на мой взгляд, не имеет. По донесениям и отчетам 23 сад, в которую входил 401 иап, Супрун погиб в вылете на сопровождение СБ. Во время вылета оторвался от группы и назад уже не вернулся. Кстати это данные из той же книги Фадеева.
                Ну а что касается других эпизодов, то там тоже много вопросов возникает. Почему комполка постоянно отрывался от основных сил? Его дело группу вести, а не лично геройствовать в отрыве от подчиненных. Где были его ведомые? Без приказа они не могли оставить его одного, значит приказ оставаться с основной группой был.
                Вопросов много, а вот ответов мы, к сожалению, уже не узнаем. Да, Супрун был прекрасным летчиком, но вот как командир полка...
                1. Проксима (Оболенский Сергей) 10 апреля 2018 18:27
                  Цитата: CentDo
                  Вопросов много, а вот ответов мы, к сожалению, уже не узнаем. Да, Супрун был прекрасным летчиком, но вот как командир полка...

                  Вопросов и загадок естественно много, таким манером можно абсолютно любого аса "расписать". По поводу его командирской жилки, пожалуйста, подымите его "китайский" период и чего добивалась группа, которая была в его подчинении hi
        2. okko077 (Валерий) 6 апреля 2018 19:51
          Всё это теория! Какие шансы? Вы обратили внимание на каких самолётах летали эти соколы- они летали на и-16. Это был единственный боевой и доведенный самолёт ...Функционер Микоян и сопливый недоучка Яковлев ,уничтожив Поликарпова и его лучший самолёт И-180, протащили своё сырое недоделанное дерьмо ЯК-1 и МИГ-3, на которых фактически нельзя было летать ...При этом с их подачи были уничтожен и раздавлен цвет авиации из-за нежелания и невозможности летать на этих гробах....Остатки разгромленного КБ Поликарпова собрал зять Когановича и сделал на своей мебельной фабрики летающий лакированный гроб ЛАГГ-3...Теперь ясно почему до 43 года немцы просто ржали над советскими лётчиками...О какой слётанности и боевом мастерстве может идти речь, если всё руководство авиации было растреляно в течении 41 и начала 42 года...Последнюю группу символично Иуда Сталин растрелял 23 февраля 1942 года... Сталинисты жуйте ещё одну порцию дерьма от великогО вождЯ...
          http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_
          i_kosmonavtika_2007_04/p8.php
          http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija
          _i_kosmonavtika_2007_03/p3.php
          https://poltora-bobra.livejournal.com/386358.html
          1. Snakebyte 6 апреля 2018 23:10
            Цитата: okko077
            Остатки разгромленного КБ Поликарпова собрал зять Когановича и сделал на своей мебельной фабрики летающий лакированный гроб ЛАГГ-3...

            Наверное, с помощью машины времени. ОКБ Поликарпова расформировано в 1944 году после смерти авиаконструктора. Большинство сотрудников влились в ОКБ Сухого, ему же была передана опытно-производственная база. ЛаГГ же появился в 1939 году.
            1. okko077 (Валерий) 6 апреля 2018 23:28
              Не надо озвучивать глупые мысли вслух. Интернетом пользоваться надо иногда..., если своих знаний и убеждений мало!!!
              http://magazines.russ.ru/ural/2007/5/efi13.html
              Для вас мышина бремени....
              1. Fitter65 7 апреля 2018 02:04
                Цитата: okko077
                если своих знаний и убеждений мало!!!

                Вот в том то и дело что убеждений!Вы так убедительно рассказываете что И-180 был наилучшим истребителем всех времён и народов,что просто удивительно почему это его в серию не запустили? Вот вы как единственно умеющий пользоватся интернетом расскажите ПЖАЛСТА,а от куда взялся проект МиГ-1(И-200)?И почему это в 1939 году морально устаревший И-153 запустили в серию,а вот И-180 нет?Может быть всё же действительно И-180 не далеко ушёл от
                Цитата: okko077
                недоделанное дерьмо ЯК-1 и МИГ-3, на которых фактически нельзя было летать ..

                Ну а про Сталина я бы на вашем месте не гавкал.Не дай бог получится как с одним американским гражданином в Китае.Правда у нас РФ,и если с таким как вы-овсом пропущенным через пищеварительный тракт лошади-поступить как с американским атташе в Китае то можно получить срок.
                1. sib.ataman 7 апреля 2018 10:49
                  Что очень жаль, что нельзя как в КНР! А то надо было бы по цыганскому методу заткнуть той лошади задний проход, чтобы овёс вообще остался в ней.
                2. Vlad.by (Владимир) 7 апреля 2018 11:39
                  Как мне "нравятся" непогрешимые и неполживые "эксперты" типа этого "несталиниста"
                  Ясно ему... такого допусти к власти - ежовщина детским лепетом будет! Яд даже из строк в интернете брызжет.
                  Как бы то ни было, народ в атаку шел с криками За Родину, за Сталина! Значит верили. Хоть и боялись.
              2. Snakebyte 7 апреля 2018 22:15
                Цитата: okko077
                Не надо озвучивать глупые мысли вслух. Интернетом пользоваться надо иногда..., если своих знаний и убеждений мало!!!
                http://magazines.russ.ru/ural/2007/5/efi13.html
                Для вас мышина бремени....

                Ссылаться на статью, которая ссылается на бредни Солонина. Это сильно.
                И даже это умудриться переврать (перепутать Григоровича с Поликарповым и И-220 Сильванского с ЛаГГ). Для такого надо быть даже больше чем псевдопатриотом.
          2. 11черный (Александр Ш) 7 апреля 2018 11:31
            Цитата: okko077
            Всё это теория! Какие шансы? Вы обратили внимание на каких самолётах летали эти соколы- они летали на и-16. Это был единственный боевой и доведенный самолёт ...Функционер Микоян и сопливый недоучка Яковлев ,уничтожив Поликарпова и его лучший самолёт И-180, протащили своё сырое недоделанное дерьмо ЯК-1 и МИГ-3, на которых фактически нельзя было летать ...При этом с их подачи были уничтожен и раздавлен цвет авиации из-за нежелания и невозможности летать на этих гробах....Остатки разгромленного КБ Поликарпова собрал зять Когановича и сделал на своей мебельной фабрики летающий лакированный гроб ЛАГГ-3...Теперь ясно почему до 43 года немцы просто ржали над советскими лётчиками...О какой слётанности и боевом мастерстве может идти речь, если всё руководство авиации было растреляно в течении 41 и начала 42 года...Последнюю группу символично Иуда Сталин растрелял 23 февраля 1942 года... Сталинисты жуйте ещё одну порцию дерьма от великогО вождЯ...

            Не согласен с каждой буквой.
            Начнем с того, что самолет Поликарпова был металлическим, а значит несравнимо более сложным в производстве, чем самолёты Яковлев и Лавочкин.
            Создать деревянную машину, которая в воздушном бою не уступает металлическому немцу - огромная конструкторская победа над немцами, позволившая в кратчайшие сроки перевооружить армию.
            ЛаГГ гробом никто и никогда не называл - это распространенный миф.
            В общем знатно вы свой желчный пузырь опустошили...
            1. Проксима (Оболенский Сергей) 7 апреля 2018 12:12
              Цитата: 11черный
              Не согласен с каждой буквой.
              Начнем с того, что самолет Поликарпова был металлическим, а значит несравнимо более сложным в производстве, чем самолёты Яковлев и Лавочкин.
              Создать деревянную машину, которая в воздушном бою не уступает металлическому немцу - огромная конструкторская победа над немцами, позволившая в кратчайшие сроки перевооружить армию...

              С такими людьми дискутировать бесполезно - "хоть ссы в глаза - всё Божья роса". Человек в интернетпространстве справляется со своими комплексами, а мы ему в этом помогаем. Бессмысленно это всё hi
              1. 11черный (Александр Ш) 8 апреля 2018 17:07
                Цитата: Проксима
                С такими людьми дискутировать бесполезно - "хоть ссы в глаза - всё Божья роса". Человек в интернетпространстве справляется со своими комплексами, а мы ему в этом помогаем. Бессмысленно это всё

                Вам по делу есть что сказать? Вижу, что нет... для начала поинтересовались бы, сколько у нас было алюминиевых заводов, а сколько у немцев. Нам нужна была такая массовость при которой немцы не задавили бы нас числом - вот почему наши самолеты были деревянными. А создать деревянный самолет, который будет способен на равных биться с металлическим - это инженерная победа.
                С чем не согласны?
                1. Проксима (Оболенский Сергей) 8 апреля 2018 21:07
                  Цитата: 11черный
                  С чем не согласны?

                  Абсолютно со всем согласен! Мой пост был про вашего оппонента - okko077 hi
          3. Huumi (Ваня) 7 апреля 2018 23:32
            ну в чем то Вы правы-но как говорил Покрышкин-после 7 тысяч мигг3 самолет Бог-только вот не вели немцы бои на такой высоте.В остальном-никогда по словам советского летчика -ветерана наши самолеты не дотягивали до немецких
          4. САША СТАРЫЙ (Александр Баландин) 10 апреля 2018 20:09
            дичь какая-то, с чего это самолеты Поликарпова были лучшими?, они были лучшими на бумаге, ну так для них (для И-185 например) не было движков и дюралюминия, для И-180 судьба так сложилась что Чкалов и Сузи погибли, считай - крест на самолете можно ставить, Яки делались из того что было, поликарповские хотели делать из того что не было, как думаете, кому отдадут предпочтение? да, Яковлев был "придворным" констуктором, против него много кто что говорил... но тут ситуация ясна как белый день: И-180-185 не могли пойти в серию элементарно из-а отсутствия движков, те что были не могли наработать без отказа (88-е) больше 20-ти часов, жрали горючку за пятерых (проблема в карбёре), это какие объемы ремонта, запчастей и человеко-часов надо было для них привлечь? а для и-185 не было дюрали - она уходила на бомберы, из чего бы его сделали тогда? - из древесины - а это переделки конструкции, новые чертежи, увеличение веса и т.д.... короче проще было (что и было сделано) передать ВМГ другим, вот и передали ВГ на основе М-82 и ВИШ-105 Лавочкину... в каком году? в 42-м, потому что М-82 только тогда удалось довести до ума, а до этого все движки для и-185-го могли только штучно готовить, и то не все... а их надо было делать тысячами...
            о "коварном и подлом" Яковлеве можно рассуждать сколько угодно, но вы посмотрите на реальность: 180-й - сразу нет - двое лучших пилотов погибли, 185 - делать просто не из чего, плюс нет серийных движков
            я бы на бумаге и не такое нарисовал, меня бы забраковали а я б ходил потом и говорил что во мне гения не рассмотрели "коварные и подлые" "особо приближенные"
      3. Bask (Андрей) 6 апреля 2018 21:47
        Вот ссылка:https://warspot.ru/8722-as-iz-pozharnoy-ko
        mandy-kryma,в статье рассказывается о среднестатистическом немецком летчике Вальтере Вольфруме.Начал воевать с 43-го,из 137 побед не менее 70 подтверждаются советскими источниками,а еще 20 пересекаются с заявками других немецких летчиков.Дело в том,что большинство молодых советских пилотов имело 15-20 часов налета.Немецкий 200 часов.Таких средних летчиков в люфтваффе в процентном соотношении больше чем в ВВС РККА.Советские ВВС делали ставку на массовость,а немцы на качество обучения.Молодые советские пилоты окончившие училища перед войной не умели вести маневренные бои,не умели следить за воздухом,не умели вести групповые бои.Сами ветераны говорят,что прибыв в войска умели взлетать и садится,все остальное познавалось в бою потом и кровью.
    2. Громобой 6 апреля 2018 16:02
      Цитата: тасха
      А почему элитный?

      Так ведь говорится,что набирали только лётчиков прошедших Испанию,с боевым опытом.А во время ВОВ тоже брали только с боевым опытом,а молодых не брали.Нужно было отослать сообщение о себе и в штабе изучалось личное дело кандидата,его опыт.С середины войны полк находится в прямом подчинении командующего ВВС и задействован в важнейших операциях:к прикрытию войск и нашей авиации не привлекался---только уничтожение немецких самолётов....
      1. Громобой 6 апреля 2018 16:14
        Цитата: Проксима
        Наши неуспехи в 41- 42 годах произошли явно не из за того, что у нас был среднестатистический лётчик плох. Маленький пример

        Один пример всей проблемы не объяснит к сожалению.Вот как после войны руководство подвело итог начальному периоду войны на Ленинградском направлении,какой вывод был сделан:
        ..«Абсолютно отсутствовали хорошо отработанные тактические приёмы, особенно плохо организовано взаимодействие в группе. Эти недостатки в вопросах тактики и лётно-технических данных самолётов привели к большим потерям и сравнительно небольшим успехам. В проведённых 415 воздушных боях сбито 76 самолётов противника при своих потерях 36 лётчиков и 57 самолётов. Успехи объясняются только патриотизмом лётного состава…».http://history.milportal.ru/tag/19-j-krasnoznam
        yonnyj-istrebitelnyj-aviacionnyj-polk-iap/
    3. Проксима (Оболенский Сергей) 6 апреля 2018 16:19
      Цитата: тасха
      А почему элитный?

      Ну как вам объяснить? Потому что этот полк обладал "правом перовой ночи" по подбору асов, даже такой суперас, как Кожедуб (на тот момент у него было уже больше 50-ти сбитых) оказался им по зубам. Они спокойно его перевели к себе с Румынии (с его согласия разумеется).
      Что ещё, на рутинные задания этот полк практически не привлекался, только свободная охота, разведка, авиасопровождение какого-нибудь маршала и так далее.
      Одним словом, свободные художники. hi
      1. тасха 6 апреля 2018 16:50
        Возможно. Не люблю, когда по делу и нет используют слово "элитный"...
        Чем, например, хуже упомянутые Вами 401-й и 402-й ИАП?
        Да возьмите хотя 434-й ИАП wink
        1. Проксима (Оболенский Сергей) 6 апреля 2018 18:43
          Цитата: тасха
          Возможно. Не люблю, когда по делу и нет используют слово "элитный"...
          Чем, например, хуже упомянутые Вами 401-й и 402-й ИАП?
          Да возьмите хотя 434-й ИАП wink

          Согласен. Элита в нашем ментальном восприятии - это золотая молодёжь", голубая кровь и т.д. А тогда, когда воинское подразделение в боях, потом и кровью, зарабатывает право чтобы её называли гвардейской - это вроде как и не элита.
          Кстати, мне ещё одно вспомнилось элитарное подразделение - ударная авиационная группа «Меч», 5-й Воздушной армии, 2-го Украинского фронта. Честь организовать группу, подобрать опытных лётчиков, выпала командиру 427-го ИАП майору А. Д. Якименко. У него есть мемуары про эту группу, рекомендую почитать. Лично мне очень понравилось. hi
        2. VictorZhivilov (Victor) 6 апреля 2018 19:46
          Возможно. Не люблю, когда по делу и нет используют слово "элитный"...

          Это потому что забыли истиное значение... wink
    4. BAI 6 апреля 2018 19:33
      А почему элитный?

      титул действительно вызывает удивление.
      в боях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне, где выполнил 3412 боевых вылетов, повредив или уничтожив 74 паровоза, 5 эшелонов, два самолета на земле и еще 3 в воздушных боях.

      За 3452 вылета сбить 3 самолета (на сколько я понимаю, главная задача истребителя - сбивать самолеты в воздухе) и это элита? За 2 войны - 3 самолета?
      BAI
      1. faiver (Андрей) 10 апреля 2018 20:00
        главная задача истребителя в ссср в то время прикрытие бомбардировщиков
  2. Дедок (Сергей) 6 апреля 2018 19:04
    А что, в 39 году был Украинский фронт? Или входили в восточную Польшу в составе групп сформированных на основе округов?
    1. Громобой 6 апреля 2018 21:02
      11 сентября 1939 года в Белорусский и Киевский особые военные округа поступил приказ о развертывании полевых управления округов в Белорусский (командующий — командарм 2-го ранга М. П. Ковалёв) и Украинский (командарм 1-го ранга С. К. Тимошенко) фронты.
  3. шурави (Владимир) 6 апреля 2018 22:04
    С января 1944 года летчики-истребители 19-го ИАП первыми в ВВС РККА освоили тактику так называемой «свободной охоты». К этому моменту советские летчики сумели окончательно и бесповоротно закрепить за собой господство в воздухе. Чтобы удержать его, они взяли на вооружение тактические приемы, которые ранее применяли в воздухе только немцы. На «свободную охоту» отправлялись исключительно самые опытные и подготовленные пары «ведущий – ведомый». Четкой задачи перед ними не ставилось – командование лишь обозначало квадрат, в котором должны были действовать истребители. Уже в воздухе офицеры должны были самостоятельно искать немецкие самолеты и принимать решение – вступать с ними в бой или лучше отступить, преследовать самолеты противника или нет. У каждой пары обычно был свой квадрат, поэтому к выполнению 2-3 вылета летчики-истребители очень хорошо в нем ориентировались.


    Так называемой "свободной охоты" не существует.
    Есть способ боевых действий именуемый: самостоятельный поиск ВЦ (НЦ) в назначенной полосе/районе.
    За "свободную охоту" на занятиям по тактике с ходу неуд.
    Данный способ боевых действий по важности находится в самом низу. Актуальный только тогда, когда прочно завоёвано господство в воздухе, а авиация противника в данном районе немногочисленная. И у вас достаточно сил и средств для выполнения основных задач.
    Ну и понятно, что весьма любим лётным составом ИА. Это вам не прикрытие собственной ударной авиации, или обеспечение войскового ПВО, где отвечаешь головой за каждый потерянный ударник и за каждую упавшую на свои войска бомбу. И никого не интересуют твои победы.
    А здесь сам себе хозяин и личный счёт пополняешь быстро.

    Что до немцев, то командование люфтваффе после потери воздушного превосходства на восточном фронте никаких выводов не сделало.
    Ударную авиацию прикрывала неопытная молодёжь. а эксперты продолжали носится в поисках лёгкой добычи и не оказывая никакого влияния на воздушное противоборство.
    1. sib.ataman 7 апреля 2018 10:36
      Так я и не понял, свободный поиск целей это вид ВБ, согласно тактике? Или когда господство завоевали, враг попрятался, наши полетели поискать кого-нибудь, чтобы от скуки не помереть, ну типа, Покрышкин и К°? Или, всё таки, потому, что люфтваффе не отказалось от тактики свободной охоты, и их асы рыскали в небе, и могли своими действиями срывать, т.н., господство в воздухе, приходилось Покрышкиным и К° гоняться за ними по небесам, не давая хулиганить?
      Насколько я помню, сободный поиск целей в обозначенной полосе, и их уничтожение-это вид разведки боем, или, так и называется, просто поиск ( к свободной охоте не имеет никакого отношения, т.к. имеет свои чёткие задачи).
  4. myobius59 (Александр) 7 апреля 2018 02:03
    Порекомендовал бы тутошним "экспертам" почитать мемуары Героя СС, маршала авиации Зимина Г.В.
    Из всех воспоминаний и мемуаров, это лучшие, какие доводилось читать. Там все по полочкам разложено, почему наши истребители всю войну почти в каждом вылете вели бои в меньшинстве, и даже в 44м и 45м , хотя самолетов у нас даже в 41м по общей численности было больше , чем у немцев. И как даже уступая в бою немцам по численности, они почти всегда наносили врагу большой урон.
    Самые познавательные мемуары , этот человек начал воевать на Халхин-Голе, и прошел путь от простого летчика до командира авиадивизии.
    1. myobius59 (Александр) 7 апреля 2018 02:32
      Прошу прощения , не на Халхин -Голе, а у озера Хасан получил будущий Герой Советского Союза боевое крещение .Перепутал малёхо.Примерно так на 2 т.км.
      1. Huumi (Ваня) 7 апреля 2018 23:38
        спасибо-ПРОЧИТАЮ!
    2. kush62 7 апреля 2018 03:13
      myobius59 (Александр) Сегодня, 02:03 Новый
      Цитата: Порекомендовал бы тутошним "экспертам" почитать мемуары Героя СС, маршала авиации Зимина Г.В.

      Ну и сокращения у Вас. СС , СД - это у фашистов. Пишите уж полностью Героя Советского Союза .
      1. myobius59 (Александр) 7 апреля 2018 14:09
        Согласен с вами,и больше так делать не буду.
        И ведь подумал тоже об этом, когда печатал, но сейчас часто такое сокращение делают, вот я и поленился полностью напечатать
        .
        1. kush62 7 апреля 2018 16:42
          myobius59 (Александр) Сегодня, 14:09 ↑ Новый
          Согласен с вами,и больше так делать не буду.
          И ведь подумал тоже об этом, когда печатал, но сейчас часто такое сокращение делают, вот я и поленился полностью напечатать

          Плюсую за адекватное восприятие замечания.
  5. федоров (Валерий) 7 апреля 2018 05:08
    Ребята ! У меня дома куча всяких разных книг эпохи СССР про самолеты и т.д. Там выдержки-цитаты - фото. Может правили, не знаю. Но совсем не сходится с тем, что сейчас пишут искатели правды. Общая мысль такая в этих книгах -
    По качеству самолетов мы уступали конкретно, ситуация выправилась только в 1943-м, тактика применения хромала в первый период войны безбожно на обе ноги. Спасало только одно - преданность Родине и индивидуальное мастерство, добытое опытом и кровью. Плюс героические усилия работников тыла.
    Так что я не стал цитатами "пулять" Героев Советского Союза на статьи уважаемого на сайте Скоморохова Романа -Баньши, там просто в книгах заувалированные маты про Лагг-3 ( аэродинамику которого довели только в к 43-тьему) , МиГГ-3, пулеметы БС, котырые клинило регулярно, И И-16, который требовал строгого управления, там шасси закрыть с права ручка есть как в мини колодце, которую крутить надо минуту с усилием в 16 кг. ...И приезжал грузовичок такой что б запустить - крутнуть с носа.

    Да и просто смотрите " В бой идут одни старики" .Фильм вечный !
    1. Huumi (Ваня) 7 апреля 2018 23:40
      БЫЛ ишак С ДВИГЛОМ М-63-1000 Сил-дак вот:по словам пилота он делал даже ме-109 е.Буквально "ходил"за газом-динамика была сумашедшая.Но есть доно большое НО...их маааало было!
    2. Huumi (Ваня) 7 апреля 2018 23:42
      Он прокричал-е "Будем жить" а как я помню- со слов Кожедуба-Будте живы!...Вот так то-он сам эти слова слышал
    3. VictorZhivilov (Victor) 8 апреля 2018 13:53
      По моему мнению… в этом и самое ценное, что победа нам досталось вопреки всему. Как говорил поэт "Сегодня мой друг защищает мне спину, а значит и шансы равны".
  6. tchoni (Евгений) 7 апреля 2018 07:12
    Всего в воздушных боях под Ленинградом летчики 19-го краснознаменного ИАП сбили 63 самолета противника, повредив еще 13 боевых машин. До 40 немецких самолетов было уничтожено ими в результате штурмовых действий на аэродромах противника. При этом личный состав полка совершал в день по 5-6 самолетовылетов, что давалось ценой величайшего перенапряжения сил и следовавших за этим потерь. В этих боях полк потерял 57 самолетов и 30 летчиков.
    Как то не сильно похоже, что 19 истребительный полк воевал с немцами на равных. 63 побды ценою потери 57 своих машин. А ведь среди тех 63 сбитых немцев были и бомбардировщики и разведчики и транспортники...
    Вообще, статья никакая. Типичная агитка советских лет. Первый сбитый (аж после двух недель войны) Первый таран - оружие героя.... И общая мысль в стиле "Сережа молодец"
  7. sib.ataman 7 апреля 2018 10:03
    Цитата: тасха
    Несколько сумбурная статья, если честно.
    "Как воевал элитный истребительный авиаполк"? Формирование полка, 1940-год, 1941 - первая победа, 1941 - первый таран, потом бац и 1944 - первые охотники, бац - 1950 первые пилотажники...
    А почему элитный?

    Ну кто-то же должен быть элитным? Особенно, если в нём Героев служило много.
  8. sib.ataman 7 апреля 2018 10:12
    Цитата: kush62
    myobius59 (Александр) Сегодня, 02:03 Новый
    Цитата: Порекомендовал бы тутошним "экспертам" почитать мемуары Героя СС, маршала авиации Зимина Г.В.

    Ну и сокращения у Вас. СС , СД - это у фашистов. Пишите уж полностью Героя Советского Союза .


    Ну, сейчас же идёт компания за бугром по приравниванию СССР к гитлеровской Германии? Вон, уже и Коли с Уренгоя каются за невинных страдальцев из Вермахта, вроде как, нечаянно пришедших в СССР, которая их в могилу отправила!
  9. sib.ataman 7 апреля 2018 10:42
    Цитата: Проксима
    Цитата: тасха
    А почему элитный?

    Ну как вам объяснить? Потому что этот полк обладал "правом перовой ночи" по подбору асов, даже такой суперас, как Кожедуб (на тот момент у него было уже больше 50-ти сбитых) оказался им по зубам. Они спокойно его перевели к себе с Румынии (с его согласия разумеется).
    Что ещё, на рутинные задания этот полк практически не привлекался, только свободная охота, разведка, авиасопровождение какого-нибудь маршала и так далее.
    Одним словом, свободные художники. hi

    Кстати, весьма удивително, что о наших настоящих героях с таким пренебрежением? Сам чтоль 100500 насбивал?
  10. sib.ataman 7 апреля 2018 10:57
    Цитата: тасха
    Несколько сумбурная статья, если честно.
    "Как воевал элитный истребительный авиаполк"? Формирование полка, 1940-год, 1941 - первая победа, 1941 - первый таран, потом бац и 1944 - первые охотники, бац - 1950 первые пилотажники...
    А почему элитный?

    А что если 150 гр., чтоб ТАСХА не сушила мозги?
    1. тасха 8 апреля 2018 05:32
      Хм.. Неожиданно. Неприятно удивлен "комментарием".
  11. demiurg (валера) 7 апреля 2018 12:52
    Цитата: Bask
    Вот ссылка:https://warspot.ru/8722-as-iz-pozharnoy-ko
    mandy-kryma,в статье рассказывается о среднестатистическом немецком летчике Вальтере Вольфруме.Начал воевать с 43-го,из 137 побед не менее 70 подтверждаются советскими источниками,а еще 20 пересекаются с заявками других немецких летчиков.


    1. Урежте осетра, причем значительно . Процентов семьдесят пилотов люфтваффе ВООБЩЕ не претендовали на победы в воздушном бою.
    2. Первоначальное обучение до 43 года несомненно было лучше у немцев.
    3. И почти до самого конца войны СССР не умел массировано применять авиацию на важных направлениях, за очень редкими исключениями.
    1. myobius59 (Александр) 7 апреля 2018 14:05
      Дело часто было даже не в умении, а нежелании это делать. ЗиминГ.В это отлично описывает в соей книге. Почти все наши части ВВС подчинялись непосредственно либо какому нибудь фронту, либо армии. И часто бывало так, что на одном участке наши летчики вынуждены сражаться с превосходящими силами люфтваффе, когда совсем рядом какая нибудь авиадивизия подчиненная другому фронту, или армии практически ничего не делает. Но помочь соседям не может, потому что требуется куча согласований , да и соседи не очень хотят этого. Большинство наших авиачастей практически никогда не покидали мест своей дислокации, и воевали на своем участке фронта, куда были приданы. Немецкие же летчики могли за месяц сменить не один участок, действуя в интересах конкретных операций своих сухопутных войск.
      Именно умение(и желание) концентрировать ВВС на определенном участке, отличали немцев от нас, поэтому у нашей пехоты и танкистов и создавалось такое впечатление, что немецких самолетов всегда больше , чем наших .Я застал еще настоящих фронтовиков, а не "юбилейных" , как большинство сегодняшних. Так вот один танкист говорил, что наших самолетов они вообще не видали почти до 44 года.
      А ведь общая численность нашей авиации на протяжении ВСЕЙ воны ВСЕГДА превышала численность люфтваффе. Но почти всегда 50% наших летчиков ничего не делала, на спокойных участках, в то время как другие были вынуждены воевать в меньшинстве, против немцев, которые как вы правильно написали, ВСЕГДА концентрировались на важных направлениях.
      Исключение составляет битва на Кубани, и некоторые операции 44го -45 го .
    2. Bask (Андрей) 9 апреля 2018 09:11
      Зайдите на сайт поисковиков http://iskatelklada.tuapse.ru/ и поинтересуйтесь у них как они используют немецкие документы для поиска сбитых советских самолетов какой там процент совпадения.Думаю осетра наращивать придется.
  12. КОМандирДИВана 7 апреля 2018 13:41
    Цитата: 11черный
    Цитата: okko077
    Всё это теория! Какие шансы? Вы обратили внимание на каких самолётах летали эти соколы- они летали на и-16. Это был единственный боевой и доведенный самолёт ...Функционер Микоян и сопливый недоучка Яковлев ,уничтожив Поликарпова и его лучший самолёт И-180, протащили своё сырое недоделанное дерьмо ЯК-1 и МИГ-3, на которых фактически нельзя было летать ...При этом с их подачи были уничтожен и раздавлен цвет авиации из-за нежелания и невозможности летать на этих гробах....Остатки разгромленного КБ Поликарпова собрал зять Когановича и сделал на своей мебельной фабрики летающий лакированный гроб ЛАГГ-3...Теперь ясно почему до 43 года немцы просто ржали над советскими лётчиками...О какой слётанности и боевом мастерстве может идти речь, если всё руководство авиации было растреляно в течении 41 и начала 42 года...Последнюю группу символично Иуда Сталин растрелял 23 февраля 1942 года... Сталинисты жуйте ещё одну порцию дерьма от великогО вождЯ...

    Не согласен с каждой буквой.
    Начнем с того, что самолет Поликарпова был металлическим, а значит несравнимо более сложным в производстве, чем самолёты Яковлев и Лавочкин.
    Создать деревянную машину, которая в воздушном бою не уступает металлическому немцу - огромная конструкторская победа над немцами, позволившая в кратчайшие сроки перевооружить армию.
    ЛаГГ гробом никто и никогда не называл - это распространенный миф.
    В общем знатно вы свой желчный пузырь опустошили...

    Небыл и16 металлическим, фанерный как и ася наша истребительная авиация времен вов весь дюраль шел на бомбардировшики у сша по лендлизу алюминий закупали так что деревянные истребители не верх инженерной мысли а вынужденнач мера
    1. Комментарий был удален.
  13. КОМандирДИВана 7 апреля 2018 13:43
    Цитата: Bask
    Вот ссылка:https://warspot.ru/8722-as-iz-pozharnoy-ko
    mandy-kryma,в статье рассказывается о среднестатистическом немецком летчике Вальтере Вольфруме.Начал воевать с 43-го,из 137 побед не менее 70 подтверждаются советскими источниками,а еще 20 пересекаются с заявками других немецких летчиков.Дело в том,что большинство молодых советских пилотов имело 15-20 часов налета.Немецкий 200 часов.Таких средних летчиков в люфтваффе в процентном соотношении больше чем в ВВС РККА.Советские ВВС делали ставку на массовость,а немцы на качество обучения.Молодые советские пилоты окончившие училища перед войной не умели вести маневренные бои,не умели следить за воздухом,не умели вести групповые бои.Сами ветераны говорят,что прибыв в войска умели взлетать и садится,все остальное познавалось в бою потом и кровью.

    Вранье что наши не умели летать поситайте мемуары летчиков имтребителей ворожейкина и скоморохова
    1. myobius59 (Александр) 8 апреля 2018 10:26
      Пожалуйста редактируй свои комментарии. Ошибки может делать ЛЮБОЙ человек, но и исправлять их тоже надо. Будь внимательнее. hi
    2. Bask (Андрей) 9 апреля 2018 09:17
      Ну если учить историю по мемуарам,то таки да,много можно "правды" узнать.Одному товарищу я дал ссылку на сайт поисковиков с Кубани.Если интересно пообщайтесь,много нового узнаете.
    3. Bask (Андрей) 9 апреля 2018 09:28
      Вот ссылка про мемуары,ну или типа мемуары:https://warspot.ru/7857-generaly-grafy-i-
      kapitan-kamozin.
  14. Doliva63 (Валентин) 7 апреля 2018 18:20
    Чтобы ни с кем не спорить. Хозяин гаштетта "У Филиппа" был бывший лётчик люфтваффе, отсидевший сколько-то в Наглии и вернувшийся потом уже в ГДР. Его слова - я был рад переводу на Запад, иначе не продавал бы сейчас вам пиво с сосисками. Уважал Красную армию на уровне рефлексов.
    1. VictorZhivilov (Victor) 8 апреля 2018 12:45
      Наверное, это была самая страшная война в истории человечества. 1 000 000 погибших только в сталинградской битве. crying
  15. Андрей НМ (Андрей) 9 апреля 2018 06:14
    Так, уже в самом конце войны, 19 апреля 1945 года, пара Александра Куманичкина и Сергея Крамаренко (оба на тот момент являлись Героями Советского Союза)

    Сергей Макарович Крамаренко был удостоен звания Героя Советского Союза 10 октября 1951 года за героизм и мужество, проявленные в боях в Корее, где сбил 15 самолетов противника (13+2).

    Ляпов в статье много...
    1. volan (Сергей) 10 апреля 2018 19:39
      С языка сняли.
Картина дня