Весной 1989-го. Вечная память погибшим морякам

67
Часть 1. «Эльтон»

В воскресенье 9 апреля в 10.00 командир гидрографического судна «Эльтон», заступил дежурным по дивизиону. Уже во второй половине дня пришло понимание: в море что-то случилось. К вечеру поставили задачу подобрать судно, имеющее на борту гидрологический трос длиной не менее 2000 метров и способное выйти на полную автономность уже завтра.



Весной 1989-го. Вечная память погибшим морякам


Почти все суда, имеющие океанографическое оборудование, находились в базе. К ним, прежде всего, относились океанографические исследовательские суда (оис) проекта 850 и гидрографические суда проекта 862. Это были суда достаточно большого водоизмещения и неограниченной мореходности, и выполнять океанографические исследования было их основным предназначением. Соответствующее оборудование на этих судах гарантированно имелось. Была лишь одна проблема: фактическая готовность к выходу на полную автономность. Объяснялось все просто. Суда эти выходили в море на 60-90 суток не более 2 раз в год, каждый раз выполняя положенные предпоходовые мероприятия согласно годовому плану океанографических исследований. Остальное время судно стояло у причала, экипаж отгуливал отпуска и накопившиеся отгулы. Подготовить оис к внеплановому выходу в море на полную автономность менее, чем за сутки, было очень проблематично.

Были еще универсальные гидрографические суда (гису) проектов 860 и 861. Универсальность их состояла в способности выполнять как океанографические исследования, так и лоцмейстерские работы (доставка снабжения на маяки, обслуживание береговых огней и плавучих предостерегательных знаков). Зато готовность этих судов была очень высокой. Большая часть экипажа всегда находилась на борту. Выход в море планировался недельным планом, а то и случался внезапно. Из числа той меньшей части экипажа, которые не проживали на борту, многие не сходили на берег, чтобы как следует отдохнуть перед очередным выходом в море. Запасы этих судов пополнить было тоже намного проще, поскольку водоизмещение их было в полтора-два раза меньше. Мореходность при этом также была неограниченной. Сомнение вызывало только состояние океанографического оборудования, поскольку на этих судах оно использовалось сравнительно редко.

Где-то в море находилось гидрографическое судно 861 проекта «Колгуев», однако оно было переоборудовано для поиска подводных лодок и в настоящее время выполняло задачи боевой службы. Командованию, очевидно, было виднее, как им распорядиться.

После недолгих размышлений дежуривший по дивизиону командир «Эльтона» пришел к выводу, что варианта всего два: оис «Борис Давыдов» и собственно гису «Эльтон».

На гидрологической лебедке «Эльтона» троса было точно больше двух километров. Не далее как в прошлом году судно в течение 60 суток выполняло гидрологические работы в Гренландском море. В возможность приготовить к выходу оис дежурный по дивизиону не верил, но на борту оказался командир «Давыдова», который внезапно заявил о готовности выполнить любое приказание командования. Командование, видимо, тоже имело сомнения относительно готовности оис «Борис Давыдов», и задачу готовить судно к выходу в море поставили командиру «Эльтона», сняв его с дежурства утром в понедельник за два часа до смены.

Выход был назначен на 15.00. К обеду экипаж был на борту. Отсутствующие были оповещены, и прибыли своевременно. Запасы топлива и воды до полных норм пополнили с соседних судов к 14.00. Решили и вопрос с выпечкой хлеба. В дивизионе было принято морозить хлеб впрок в огромных количествах, однако получить хлеб было уже невозможно. Пригодился опыт службы командира «Эльтона» на Черноморском флоте, где хлеб выпекали в море, получив муку на весь поход. На борт прибыл экспедиционный состав Гидрографической службы Северного флота. По-прежнему были не совсем ясны цели похода.

Наконец, в 17.00 было получено «добро» на выход в море с заходом в губу Сайда, и судно отошло от причала п. Мишуково. В 19.45 «Эльтон» ошвартовался в бухте Ягельная. К полуночи на борт прибыли специалисты РХБЗ с приборами. Стало ясно, что основную часть работы будут выполнять они. Тогда же стало доподлинно известно о гибели советской атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Точку гибели АПЛ обозначили «К-3», командиру «Эльтона» сообщили примерные координаты. В 7 утра 11 апреля «Эльтон» отошел от причала с задачей следовать в Гренландское море.



В точку «К-3» «Эльтон» прибыл 12 апреля, в 22.00, и сразу же был начат отбор воздуха, воды на разных горизонтах и пробы грунта. Результаты замеров радиации немедленно передавались в штаб флота. Параллельно было установлено визуальное наблюдение за водной поверхностью. В районе уже находился корабль береговой охраны Норвегии. С ним связались на УКВ и передали предложение держаться в стороне. Вскоре он убыл в южном направлении.

Через сутки, 13 апреля, в точку «К-3» подошел наш эсминец. «Эльтон» сблизился с ним на голосовую связь. С эсминца передали последние указания командования и уточненные координаты. В первые же дни облеты судна начали выполнять самолеты базовой патрульной авиации ВМС США типа «Орион», однажды прилетел и норвежский вертолет. 15 апреля «Эльтон» пополнил запасы топлива и воды с танкера «Дубна». Почти все время штормило. Волнение то утихало до пяти баллов, то усиливалось до семи.

22 апреля в точку подошел НИС «В. Березкин» Гидрометслужбы СССР и почти неделю скрашивал одиночество «Эльтона». Штормуя недалеко друг от друга, суда обменивались навигационной информацией. С определением координат судна в районе было не очень хорошо. В лучшем случае по СНС «Цикада» удавалось получить одну обсервацию в 4 часа. Время от времени приходилось браться за секстан.

Специалисты ГС СФ, находившиеся на борту, пытались «повесить» на столь редкие обсервации промер глубин в районе, что очень плохо совмещалось со штормовыми галсами и маневрированием для выполнения основной задачи – мониторинга радиационной обстановки. Задача выполнить промер была поставлена в связи с ожидаемым прибытием судна-носителя глубоководного аппарата. Командир «Эльтона» на пару со старпомом (а оба они были офицерами-гидрографами) пошли другим путем. С самого начала нахождения в районе каждая обсервация СНС наносилась на заранее подготовленный планшет в проекции Меркатора масштаба 1:25000. Мера была вынужденной, поскольку на этот район просто не существовало карт, крупнее масштаба 1:500000. Все маневры судна за месяц плавания на такой карте легко можно было закрыть 1-копеечной монетой. При каждой обсервации командир приказал фиксировать глубину по эхолоту. В конечном итоге весь планшет оказался покрыт глубинами, что позволило провести изобаты. У прикомандированных гидрографов все было сделано правильно, но на трех листах тонкой кальки с редкими случайно удавшимися галсами промера, которые удалось зацепить хотя бы на две обсервации. Использовать это для навигационных целей было практически невозможно. Поэтому, когда в середине мая в точку прибыл гису «Персей» Балтийского флота с глубоководным аппаратом на борту командир «Эльтона» передал на «Персей» свою карту, по которой сам маневрировал уже около месяца. Надо сказать, командир «Персея» по достоинству оценил работу судоводителей «Эльтона» и, как мог, выразил свою благодарность.



Сразу же после встречи с «Персеем» «Эльтон» получил приказание следовать в базу и в 04.00 16 мая ошвартовался все в той же бухте Ягельная. С борта сошли специалисты РХБЗ, осуществлявшие мониторинг. Превышений природного фона радиационной обстановки так и не было выявлено. До обеда удалось пополнить запасы продовольствия и воды. Это был 1989 год. Воды в Мишуково тогда просто не было, а с получением продовольствия были проблемы. После обеда «Эльтон» вышел из бухты Ягельная и через два с половиной часа ошвартовался в Мишуково у 4-го причала 2-м корпусом к однотипному «Колгуеву». Экипажи обоих судов были под впечатлением недавних трагических событий, в которых им так или иначе пришлось принимать участие, и конечно сразу начался живой обмен информацией.

Так что же видели моряки «Колгуева» на самом деле? Посмотрим на события апреля 1989 года глазами командира «Колгуева».

Часть 2. «Колгуев»

7 апреля в 10.00 командир гидрографического судна «Колгуев», как обычно, находился на мостике и привычно всматривался в однообразную картину Гренландского моря прямо по курсу. Недавно в соответствии с планом похода он дал команду лечь на курс 180º. Судно на 6-узловом ходу плавно покачивало. Волнение было не более 4 баллов, что можно было считать затишьем.



На мостик поднялся единственный в экипаже мичман, и это могло означать только одно: получена очередная телеграмма от командования. На этот раз штаб флота предупреждал, что по курсу «Колгуева» находится район маневрирования советской подводной лодки К-278. Поисковая аппаратура «Колгуева» могла обнаружить «след» лодки, поэтому командира и предупредили. Район находился на границе Гренландского и Норвежского морей.

В 11.15 на экране РЛС «Дон» появилась отметка почти прямо по курсу. По расчетам, цель хода не имела. Скоро ее удалось рассмотреть визуально – это была подводная лодка в надводном положении. Командир принял решение максимально сблизиться для опознания лодки. Если это «чужая», нужно было готовить донесение. Могла быть и «своя», поскольку это уже был район, о котором упоминалось в телеграмме. В любом случае странно, почему лодка находится в надводном положении. С разговорами на УКВ тоже не хотелось светиться раньше времени.

Незадолго до полудня сблизились с подводной лодкой вплотную. В дистанции около кабельтова установили голосовую связь. Лодка была советской, и у подводников явно были какие-то проблемы. На верхней палубе находилась часть команды, однако каких-либо признаков аварии вроде бы не было. Командир «Колгуева» через мегафон запросил, не нужна ли помощь. Ответ командира лодки был отрицательным, «Колгуеву» предложили следовать своим курсом. Ну и ладно, мало ли чем подводники решили заняться в открытом море…

«Колгуев» вошел в Норвежское море и продолжал удаляться от всплывшего атомохода на юг все тем же 6-узловым ходом. Однако вскоре на УКВ начали прослушиваться переговоры – лодка взаимодействовала с авиацией флота. Трудно было понять что-либо конкретное, возможно, это были учения. Оснований менять курс пока не было. Все началось примерно в 16.30. Из того, что было слышно по УКВ, уже стало ясно, что на лодке авария, нарастали тревожные нотки в переговорах. Командир «Колгуева» приказал лечь на обратный курс и выбрать буксируемые устройства. Через минуту на мостик поднялся мичман с телеграммой. В тексте содержался приказ следовать к аварийной лодке максимально возможным ходом, телеграмма была подписана больше часа назад… Еще через несколько минут тот же приказ был продублирован по каналам боевого управления (надо же, вспомнили!).

За 5 часов судно 6-узловым успело удалиться от лодки примерно на 30 миль. Значит, максимально возможным ходом это расстояние удастся преодолеть примерно за 2 часа. К 17.00 выбрали буксируемые устройства и вскоре вышли на режим полного хода, а еще через несколько минут довели обороты до 225 в минуту, что соответствовало самому полному ходу и 16 узлам. 232 оборота в минуту не давали даже на мерной линии, только на ходовых испытаниях после ремонта, – это был максимально возможный ход, и механики постепенно вышли на этот режим. Судно со скоростью 17 узлов стремительно приближалось к месту аварии.

В точку встречи с АПЛ «Колгуев» прибыл около 19 часов. Лодки на поверхности океана уже не было. Спасательную операцию развернул подоспевший «Хлобыстов». Он прибыл почти на час раньше, и ему удалось спасти многих подводников. «Колгуеву» же суждено было поднять из воды только четверых погибших моряков. Тела сдали на «Хлобыстов» и еще сутки бороздили галсами район, поднимая на борт с поверхности воды все, что могло бы иметь отношение к катастрофе…

Эпилог

Все мы тяжело переживали случившееся с АПЛ «Комсомолец». В прессе одну за другой начали публиковать статьи с описанием хронологии событий и попытками разобраться в причинах столь тяжелых последствий. Упоминалась и недостаточная подготовка экипажа к спасательным действиям, и отсутствие на флоте необходимых спасательных средств в соответствующей готовности, и отсутствие взаимодействия с норвежскими ВМС. Но ни разу нигде не упоминалось о том, что гидрографическое судно «Колгуев» находилось у борта аварийной АПЛ «Комсомолец» почти сразу же после всплытия лодки на поверхность и могло бы принять на борт незадействованных в борьбе за живучесть подводников. «Колгуев» мог бы просто находиться у борта аварийной АПЛ или неподалеку в районе аварии, но такого приказания не получил…

С тех пор прошло много лет. Спасательная подготовка экипажей кораблей и судов ВМФ вышла на качественно новый уровень. Недостаточно быстро, но все же поступают на флот современные спасательные средства. В готовности к спасательным действиям содержатся специально назначенные силы флота. Даже с ВМС Норвегии время от времени проводятся совместные учения.

И все же наряду с чисто техническими причинами и непреодолимыми силами природы свою зловещую роль продолжает играть пресловутый человеческий фактор.

Вечная память морякам, погибшим в океане!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    7 апреля 2018 06:50
    Секретность × бардак= трагедия!
    1. +24
      7 апреля 2018 08:16
      Время было такое. Кажется, только после этих событий и начали задумываться о разумном пределе секретности.
      Да никто и не мог предположить, что такой корабль может так просто утонуть – ни командир, ни штаб флота. Однако, меня учили – в случае любой мало-мальской аварии на корабле объявлять аварийную тревогу по всему кораблю и его окрестностям, накапливать средства борьбы за живучесть в районе аварии, даже если они на первый взгляд не нужны, но могут пригодиться. На практике, конечно, все по-другому...
      1. +11
        7 апреля 2018 08:51
        Сергей hi Спасибо за статью и за напоминание о трагедии .
      2. +16
        7 апреля 2018 08:58
        Сергей, приветствую hi
        Ответ командира лодки был отрицательным, «Колгуеву» предложили следовать своим курсом.

        Это получается, что попроси командир лодки задержаться "Колгуева" до прояснения ситуации у себя на борту, жертв могло бы быть гораздо меньше?
        Вечная память героям. soldier
        1. +10
          7 апреля 2018 09:15
          У "Колгуева", в отличие от "Хлобыстова" высота борта всего 1 метр (от палубы до воды). Конечно мог бы поднять очень многих, если не принять с борта лодки...
          1. +5
            7 апреля 2018 09:24
            Еще через несколько минут тот же приказ был продублирован по каналам боевого управления (надо же, вспомнили!)

            А эти каналы почему не использовались, или они односторонние?
            1. +7
              7 апреля 2018 09:40
              Про каналы много говорить не будем, но это намного быстрее, чем обычная тлг. А тогда об этом походу не сразу вспомнили.
              1. +5
                7 апреля 2018 09:54
                Надеюсь, они шифрованные? Тогда, тем более не понятно. Имея такую связь, "Колгуев" должен был запросить командование о своих дальнейших действиях. Да и в интересах командования было бы попридержать его возле лодки. request
                1. +9
                  7 апреля 2018 10:22
                  hi Привет тезка!
                  Цитата: Svarog51
                  Имея такую связь, "Колгуев" должен был запросить командование

                  Ты забываешь о "суперсекретности" связанной в то время со всеми АПЛ, хотя эта секретность касалась в основном наших же моряков, супостат чихал на эту секретность и знал все новости по АПЛ практически одновременно с командованием ВМФ
                  1. +6
                    7 апреля 2018 10:46
                    Привет, Серёга. hi Да знаю я о "суперсекретности", мне непонятен "супербардак" или если хочешь - "супермаразм". В Штабе разве на момент нахождения "Колгуева" возле "Комсомольца" не знали об аварии? Дали ему уйти на 30 миль, а потом только развернули обратно, потеряв на этом 7 часов. И как можно забыть про боевые каналы управления в данной ситуации? Они разве не для этого предназначены? Кроме "суперсекретности" ещё какие то факторы сыграли свою роль. ИМХО конечно.
                    1. +7
                      7 апреля 2018 11:06
                      Цитата: Svarog51
                      мне непонятен "супербардак"

                      Серега, так супербардак и суперсекретность, они же два сапога пара! Бардак прекрасно прикрывается секретностью! Теперь вернись в 89-й, бардак не только на флоте, но и по всей стране! В 85-м ушили Горшкова, в 87-м Соколова, кто встал после них? Язов-плут и подхалим, Чернавин-хороший комдив, но никудышный Главком, он будучи Глакомом и вёл себя как комдив. В 87-м на КСФ отстранили Капитанца и заменили его "черным гением русского флота" Громовым, я не удивлюсь узнав что Громов уже в 89-м метил на место Чернавина и если это так, то "железному Феликсу" скандал местного значения был совсем не в масть! А вот когда жаренным запахло, вот тогда все засуетились!
                      1. +3
                        7 апреля 2018 11:20
                        Серега, так супербардак и суперсекретность, они же два сапога пара!

                        Ну, собственно, я то же самое сказал, только другими словами. Прими командование своевременные и энергичные меры - масштаб трагедии был бы меньшим, а может и вообще минимальным. Но что произошло - обратно не отмотаешь. request
                      2. +6
                        7 апреля 2018 18:05
                        Цитата: Serg65
                        Серега, так супербардак и суперсекретность, они же два сапога пара! Бардак прекрасно прикрывается секретностью!

                        Расскажу об организации "службы" на КСФ как очевидец тех лет.....
                        Конец октября 1986-го. Я, третий пом.капитана, принимаю ходовую вахту в 08:00 у старпома. Наш лесовоз лежит в дрейфе в ожидании "добро" от "Восхода-Торос" на вход в Кольский залив с целью швартовки у причала порта Мурманск. На мостике стоит кассетник с возможностью записи переговоров по УКВ - жизнь нас уже научила, что телефонный звонок к делу не подошьёшь. Связь держим на 16-м, дежурном канале УКВ. Там же "сидит" диспетчер порта Мурманск - "Мурманск Радио-5".
                        Примерно в 10:00 получаю указание от Восхода-Торос быть готовым следовать методом лидирования вслед судном из ЧМП - те заходили с ходу (названия не помню). Сообщил о полученном "добро" капитану и в МО. Подошёл черноморец, начали движение и мы вслед за ним.
                        При проходе траверза о-ва Торос, пост СНиС оттуда вдруг спрашивает нас в невежливой форме - типа "куда прётесь?". Мы, ессесно, отвечаем, что выполняем ваше же указание. Морячок с Восхода-Торос заявляет, что такого "добра не давал". На мосту - заминка. Все взгляды - на меня. Ты, типа, чего удумал молодой навигатор?
                        На моё счастье, в наш с Восходом-Торос спором "добро или не добро", вклинивается женщина - диспетчер с Мурманск Радио-5, с упрёками в адрес Тороса, что она сама слышала, как нашему судну давали "добро" (она так же начала готовить причал для нас и причальные службы, на основе услышанного от Тороса разрешения".
                        Боже, что понеслось в эфире на 16-м канале УКВ в адрес этой женщины от служивого Восход-Торос! Словами не описать. Но наш мудрый капитан по фамилии Мерзон, выпускник училища ВМФ, кстати, хрущёвского разгона армии и флота, вынужденный сменить ВМФ на ММФ, уже включил кассетник на запись.
                        Мы, тем временем, развернулись, и покинули запретную зону.
                        Я был реабилитирован. wassat
                        А капитан, по прибытию в Мурманск, отослал письмишко с приложенной кассетой, где были записаны все пассажи Восхода-Торос, в штаб КСФ.
                        Это сейчас в Мурманске и Североморске порядок. А тогда все видели - страна покатилась под откос....
                2. +4
                  8 апреля 2018 12:02
                  Цитата: Svarog51
                  Имея такую связь, "Колгуев" должен был запросить командование о своих дальнейших действиях.

                  Сергей, это односторонняя бесквитационная связь для доведения сигналов боевого управления до сил в море. О каких "запросах" может идти речь? Акстись!
                  1. +1
                    8 апреля 2018 13:18
                    Александр, а вообще гидрографические корабли в чём подчинении тогда были?
                    1. +2
                      8 апреля 2018 14:14
                      Цитата: Svarog51
                      гидрографические корабли в чём подчинении тогда были?

                      Если получали боевое распоряжение и выходили на БС, то управлялись с ЦКП ВМФ. Туда же и доносили, правда всегда в копии и на КП флота тоже. Чтобы по приходу не огрести по самые не балуйсь! Лодки -- только на управляющий КП в соответствии с раписанием (распоряжение по связи). Обычно 12-часовая программа.
                      1. +1
                        8 апреля 2018 18:57
                        Вот как раз в этом случае КП имел бы канал связи возле аварийной лодки и "спасательный круг", если бы "Колгуев" не ушёл. Я то исхожу из опыта своей службы, у нас все средства связи задействовали на месте ЧС. А тут... request
                3. +4
                  8 апреля 2018 12:11
                  Цитата: Svarog51
                  Да и в интересах командования было бы попридержать его возле лодки.

                  Питон почему-то не говорит о том, что командир "Колгуева"должен был донести о своих действиях на КП СФ (или ЦКП ВМФ, если был под его управлением) типа: шир/дыр, нахожусь у борта "Э". и подписное время. Все равно это событие в вахтенный ж-л записывать нужно. Вопрос: так донесли на КП о событии или нет?
                  1. +1
                    8 апреля 2018 12:56
                    Александр, ну так я только догадываться могу о чём идёт речь. Про одностороннюю я только от Вас узнал. Тогда она отпадает для запроса. Ну а для остального шифры вроде не отменяли? Да и про Энигму немецкую столько написано, что удивительно, коль подобное у нас не использовалось. В любом раскладе, останься "Колгуев" возле лодки - людей бы спасли.
                    Вопрос: так донесли на КП о событии или нет?

                    Вот сиё мне не ведомо. И доступа никто не даст. Увы.
                    1. +2
                      8 апреля 2018 14:19
                      Цитата: Svarog51
                      Про одностороннюю я только от Вас узнал.

                      Сергей, я про КСБУ. А так есть расписание, когда и что ты обязан донести на КП. Обычно: ш/д, К, V, погода в районе и действия. Итоговое, за сутки, еще план БП по сетке. Но это -- только для НК. Лодки -- бесквитационно и очень скупо.
                      1. +1
                        8 апреля 2018 19:05
                        Александр, я к сожалению не знаю как расшифровывается КСБУ , вероятно связано с Боевым Управлением? Широта/долгота, курс, скорость - это я понял. Но ведь "Колгуев" и есть НК - он то мог держать шифрованный канал связи с КП. В крайнем случае командир АПЛ мог своего связиста переправить на него и доложить об обстановке. Или я чего то не понимаю?
                  2. avt
                    +3
                    8 апреля 2018 19:35
                    Цитата: Удав КАА
                    Все равно это событие в вахтенный ж-л записывать нужно. Вопрос: так донесли на КП о событии или нет?

                    hi Так кто ж теперь узнает то !?? Даже не сомневаюсь , что изъят следствием и подписку взяли о неразглашении не детскую явно не ,,им. ДСП" .Да и сто пудов дело грифовано на ...т лет. Это МИРОВАЯ практика . Бритые держат под грифом с продлением постоянным на 50 -100 лет дела по катастрофам судов и кораблей с Первой мировой минимум.
                  3. +3
                    9 апреля 2018 17:29
                    Цитата: Удав КАА
                    Вопрос: так донесли на КП о событии или нет?


                    Донесли или нет – точно сказать сейчас уже нельзя. Встречи подобного рода происходят иногда. О супостатах докладывают однозначно. У меня лично лет за пять до этих событий была встреча в Средиземке с нашей ДЭПЛ в надводном положении. Так же подошел поближе, убедился, что свои, и дал радио о факте встречи на КП флота. Как было в случае с «Колгуевым» - у командира уже не спросить, а больше, наверное, не у кого…
            2. +8
              7 апреля 2018 13:48
              Сергей,ещё раз хочу поблагодарить за статью.К сожалению мы(точнее многие из нас)за всем этим темпом жизни,добыванием средств к существованию,каждодневными заботами зачастую забываем о трагических и героических днях нашей истории.Вечная память подводникам!
      3. +8
        7 апреля 2018 10:17
        Приветствуем Сергей hi
        Некоторые вопросы...или дополнения
        Была лишь одна проблема: фактическая готовность к выходу на полную автономность. Объяснялось все просто. Суда эти выходили в море на 60-90 суток не более 2 раз в год, каждый раз выполняя положенные предпоходовые мероприятия согласно годовому плану океанографических исследований. Остальное время судно стояло у причала, экипаж отгуливал отпуска и накопившиеся отгулы. Подготовить оис к внеплановому выходу в море на полную автономность менее, чем за сутки, было очень проблематично.

        Экипажи гидрографов были смешанные, основным составом гражданской части экипажа составляли выпускники 42-й школы СРП ВМФ, а это молодые парни 19-22 лет. Они практически круглосуточно находились на своих судах, тем более судовая роль построена так, что при отсутствии 1/3 экипажа судно вполне могло выполнить поставленную задачу. Снабжение топливом, водой, питанием и доставку нехватающей части экипажа можно было оперативно произвести уже в море допустим силами 249 УВСП.
        Комадовал КСФ в то время "Железный Фелекс" Ф. Громов, может и по этому весь этот бардак при спасение Комсомольца!?
      4. +9
        7 апреля 2018 11:28
        Цитата: domnich
        Время было такое

        Автору - огромное спасибо за грамотное и подробное изложение, особенно в части пояснения работы гидрографов и навигаторов.
        hi
        Впервые встречаю такое детальное исследование.
        1. +5
          7 апреля 2018 11:52
          Ильич, приветствую hi Так автор гидрограф с "Эльтона".
          1. +2
            7 апреля 2018 17:30
            Цитата: Svarog51
            Так автор гидрограф с "Эльтона".

            Приветствую, Сергей!
            hi
            Очень здорово - услышать об этих событиях из первых рук.
            1. +4
              7 апреля 2018 20:13
              Ильич, так тем и ценен сайт - своими участниками. Порой в коментах узнаешь такие сведения, что диву даёшься.
              З.Ы Ильич, а ты в курсе, что Алексей Zoldat_A в больничке и будет очень рад тебя услышать. Смотри почту - вышлю координаты.
              1. +2
                7 апреля 2018 20:31
                Спасибо, Сергей!
                hi
                1. +2
                  7 апреля 2018 20:37
                  Ильич, всегда пожалуйста. Сделал то что должен был сделать. Связь на то и существует, чтоб донести вовремя. Не заре карьеры дежурил в УГПС, задача была очень простая - сохранить запись переговоров с магнитофона ШХР. Скольким она сохранила доброе имя, когда случались ЧС.
      5. +10
        7 апреля 2018 16:52
        Погибло 42 человека! И только трое вместе с кораблём! 39 человек утонули не дождавшись помощи. У командира пожар на борту, горят 2 отсека, непонятный крен на один борт, ситуация выходит из-под контроля, а он предлагает «Колгуеву» следовать своим курсом! Не понимаю!
        1. +1
          7 апреля 2018 21:12
          Виктор, приветствую hi Вот и я о том же написал. Останься "Колгуев" возле "Комсомольца" - сколько бы людей спасли.
          З.Ы. Почту глянь.
      6. +3
        7 апреля 2018 17:46
        Сергей, спасибо за Память. Очень страшная смерть, жутко даже представить. Вопрос один - среди спасшихся не было матроса с Краснодарского края? Просто сталкивался с одним по службе.
        1. +4
          7 апреля 2018 19:13
          Не могу ничего сказать. Я был тогда на "Эльтоне". Да и ребята с "Колгуева" с живыми подводниками не пересекались...
          1. +4
            7 апреля 2018 21:52
            Серёг, так ведь экипаж "Колгуева" их живыми последний видел. Тяжело осознавать, что было бы всё по другому, останься они возле лодки.
      7. +7
        7 апреля 2018 22:25
        Сергей спасибо за статью,много новых подробностей
        Цитата: domnich
        разумном пределе секретности.

        «Колгуев» мог бы просто находиться у борта аварийной АПЛ или неподалеку в районе аварии, но такого приказания не получил

        Но такого приказа он получил.... request Вечная память подводникам.
        1. +3
          8 апреля 2018 12:31
          Цитата: vovanpain

          Сергей спасибо за статью

          Володя, спасибо за Посвящение...Тронуло, до слез...
          Вечная память братишкам... soldier
    2. avt
      +4
      8 апреля 2018 12:16
      Цитата: andrewkor
      Секретность × бардак= трагедия!

      no Секретность не приделах !Техническая безграмотность и трусость высшего командного состава при принятии ответственного решения.
      Цитата: domnich
      Да никто и не мог предположить, что такой корабль может так просто утонуть – ни командир, ни штаб флота.

      wassat А чего собственно и кто
      Цитата: domnich
      не мог предположить, что такой корабль может так просто утонуть

      ПОСЛЕ катастрофы К-8!?? Ну ладно тогда , ДО её гибели ещё могли учить - если ПЛ всплыла , то точно не потонет . Хотя ЛЮБОЙ на образовательном уровне инженера мог бы и сам догадаться , что нет.,,Комсомольца" отправили в боевой поход с неподготовленным к борьбе за живучесть экипажем.Намеренно , или нет , но была создана предпосылка к серьёзной аварии и катастрофе . Собственно точно так же , когда выпихнули лодку под командованием Британова с течью в шахте, когда на рапорт опера с лодки ответили коротко и ясно - Не лезь не в свои дела! А утопленный ,,Сом" с экипажем сбору по сосенки ? Ну который потом подняли и у пирса опять ,,уронили"?Да собственно и К-8 угробили адмиралы , когда после выполненного лодкой задания , приказали - она атомная , пущяй еще походит и ..рассовали патроны регенерационные в неё , как дрова вокруг разожённой печи ! В чем было реальное преимущество янесов в отсутствии такого количества катостроф? Да Хайм Риковер ЛИЧНО подбирал грамотных спецов в экипажи ! И слал на их аглицкие три буквы вышестоящее начальство , за что и смог получить только одну звезду на погон. А когда на его действия жаловались президенту , то тот просто руками разводил - раз Хайм так решил, то так и будет . Ещё недавно у них командирами ходили те, кого Хайм лейтенантами ставил. Вот они в итоге самостоятельные решения принимать могут иногда без оглядки на адмиралов.
  2. +8
    7 апреля 2018 10:18
    День памяти погибших подводников сегодня. Помянем.
    1. +7
      7 апреля 2018 10:30
      Хорошая статья.
      А почему действительно, этот эпизод с Колгуевым нигде не упоминался?
      Засекретили?
      1. +9
        7 апреля 2018 10:49
        Дмитрий, приветствую hi Потому и не упоминается, что вызывает слишком много неудобных вопросов к командованию флотом.
        1. +1
          7 апреля 2018 10:58
          Приветствую Сергей.

          Так там и так, вроде по шапке все не слабо получили...
          1. +6
            7 апреля 2018 11:05
            Ну так секретность не для всех. И получили именно те, кто имел допуск и обязан был действовать. Секретность прикрыла разгильдяйство, но никак не способствовала спасению экипажа.
    2. +9
      7 апреля 2018 11:30
      Цитата: Доктор Зло
      День памяти погибших подводников сегодня. Помянем.

      Присоединяюсь.
      hi
  3. +4
    7 апреля 2018 10:37
    Сергей, молодец. статья хорошая. некоторых фактов не знал, за что отдельная благодарность.
    1. +4
      7 апреля 2018 11:07
      Гарик, приветствую hi Так он и есть командир "Эльтона", если я всё правильно понял. Ну или как минимум один из офицеров корабля.
      1. +2
        7 апреля 2018 11:20
        Сергей, приветствую. в этом случае, могу лишь изьявить своё уважение. вот только вопрос о секретности: то что видели моряки “Колгуева“ понятно, что ж нащупали спецы с “Эльтона“ и “Берёзкина“?
        1. +4
          7 апреля 2018 11:29
          Ну, видимо, до сих пор на этом гриф секретности. Я так понимаю - мониторили радиоактивность района затопления, плюс несли охранные функции ну и работали по профилю - снимали карту района. Это всё мои предположения. Вот автор статьи знает точно, но сказал только то, что может сказать в данный момент.
          1. +5
            7 апреля 2018 11:37
            так и есть. мой вопрос _ мысли вслух. конечно, может, лет через 25 снимут гриф секретности, тогда и узнаем другие подробности. (опять таки, если они были).
            1. +5
              7 апреля 2018 11:50
              может, лет через 25 снимут гриф секретности, тогда и узнаем другие подробности.

              Твои бы слова, да богу в уши. После полтийника каждый прожитый год - за счастье. Но вопреки всему будем надеяться на лучшее.
          2. +7
            7 апреля 2018 14:07
            Цитата: Svarog51
            Я так понимаю - мониторили радиоактивность района затопления, плюс несли охранные функции ну и работали по профилю - снимали карту района.


            Так и было... Ну и кроме того, обычные гидрометеонаблюдения - каждые 6 часов донесение по гидрологии, каждые 3 часа донесение по погоде.
            1. +3
              7 апреля 2018 17:53
              Сергей, эта песня и посвящена "Комсомольцу"

              Помянем стоя.
              1. +6
                8 апреля 2018 13:03
                Цитата: Svarog51
                Сергей, эта песня и посвящена "Комсомольцу"

                Эта песня посвящена К-19 и конкретно пожару в 9-ом отсеке 24 февраля 1972 года.
                Комсомолец имел всего 7 отсеков.
                1. +3
                  8 апреля 2018 13:25
                  Виноват hi Готов понести наказание.
                  1. +3
                    8 апреля 2018 14:24
                    Цитата: Svarog51
                    Готов понести наказание.

                    В честь праздника -- прощается! yes
                    1. +2
                      8 апреля 2018 19:09
                      В честь праздника -- прощается!

                      Принято, благодарен за великодушие. drinks
                      З.Ы. Что то Рудольфа вижу очень редко? Очень бы хотелось и его мнение услышать.
                2. +1
                  10 апреля 2018 20:51
                  Моряки, а особенно подводники - для меня это .....КАСТА! Скажите, не страшно, когда погружаетесь?
  4. +13
    7 апреля 2018 12:30
    Нальем сегодня братцы "шила" Чтоб горечь горло не душила ! Поставим свечи за ребят, которые на дне лежат! И тост поднимем за живых! Сегодня мы живем за них! За жен, детей, за матерей.За тех, кто в море !!! Нам налей !!! За тех сейчас , кто в толще вод!!! Чтоб в ситуации любой! И на земле и под водой! Куда б мы в жизни не ныряли, всегда и вовремя всплывали !!!
    Вечная память невернувшимся домой!!!
  5. +14
    7 апреля 2018 14:21
    Цитата: новичок
    то что видели моряки “Колгуева“ понятно, что ж нащупали спецы с “Эльтона“


    Когда "Эльтон" вернулся в базу - он ошвартовался к борту "Колгуева". Матросы общались преимущественно с матросами, механики - с механиками, а командиры все детально обсудили между собой. Потом, конечно, командира "Колгуева" строго предупредили, всякие разговоры на эту тему он прекратил и уже не скажет никогда - ушел из жизни недавно. А вот боцман с "Колгуева" жив-здоров. Говорит, до сих пор все стоит перед глазами, как будто вчера случилось.
  6. +5
    7 апреля 2018 19:31
    stalkerwalker,
    Да, теперь в Кольском заливе стало потише и поспокойней. Из "Восходов" остались только "Торос", "Тюва", "Север" и "Никитин" (вместо "Чалмпушки"). Даже "Восход-Мишуково" в этом году прекратил работу.
  7. +5
    7 апреля 2018 19:35
    Вечная память военным морякам hi
  8. +2
    8 апреля 2018 23:12
    Svarog51,
    Цитата: Svarog51
    командир АПЛ мог своего связиста переправить на него и доложить об обстановке. Или я чего то не понимаю?

    Сергей, У подводников одно правило, сформулированное легендой СФ, Героем Советского Союза кап 2 ранга М. Гаджиевым: либо все побеждают, либо все погибают... Ванин по определению не мог отправить на другой борт "своего связиста". А, во-вторых, это был уже край: лодка всплывает в НП для БЗЖ, когда нет другой возможности вести борьбу за живучесть по 2-м причинам: надводная непотопляемость (запас живучести) намного выше, чем подводная, и доступ к атмосферному кислороду, возможность вынести пораженных в надстройку (ОВУ), на воздух...При БЗЖ есть надежда до тех пор пока у тебя есть энергия (Электричество, ВВД, работающая ЭУ...) с потерей последнего ВВД -- кончилась надежда, которая погибает последней...
    Потом есть очень важный показатель -- скрытность ПЛ. Потеря скрытности -- предпосылка к срыву выполнения БЗ в мирное время и практически 90% вероятность гибели в военное. За это сильно по возвращении из автономки гладят против шерсти...
    Кратко но емко о событии читай https://flot.com/news/dayinhistory/?ELEMENT_ID=11
    01
    1. +1
      9 апреля 2018 06:31
      Александр, прочёл - в Вики практически один в один. Лодка 5 часов боролась, а "Колгуев" уходил от неё. Затем пришлось через авиацию вести переговоры. Почему его то сразу не вернули к "Комсомольцу", а выслали "Алексея Хлобыстова"?
      Потом есть очень важный показатель -- скрытность ПЛ. Потеря скрытности -- предпосылка к срыву выполнения БЗ в мирное время и практически 90% вероятность гибели в военное. За это сильно по возвращении из автономки гладят против шерсти...

      Это всё понятно, но в результате - потеря корабля и гибель большей части экипажа. И всё это в угоду сохранения секретности?
      Ванин по определению не мог отправить на другой борт "своего связиста"

      Ну даже если так, ведь "Колгуев" был на дистанции голосовой связи. Утечка информации минимальная, а возможность связи с КП и возможность спасения экипажа значительно выше.
  9. +6
    9 апреля 2018 02:21
    Просмотрел почти все комментарии, не нашел никого, к кому можно было приткнуться, решил так.
    Перед этим походом "Комсомольца", мы, толпа оголтелых лейтенантов, еще без своего парохода (наш после Красного Сормова стоял на СМП, достраивался) просились в этот поход. И чтобы пресечь все наши попытки, экипаж был отправлен в отпуск, но "Комсомолец" мы в поход проводить успели. Старшим на нем пошел к.1 р. Коляда (если память не изменяет, комдив О.Шкирятов в/ч 30868).
    Уже после всего, в нашем экипаже (на "Нижнем Новгороде") дослуживали двое: штурманец и техник-химик. Последний в моей службе был. Но не долго.
    После гибели с флота пришло распоряжение: при отработке ДВС, отрабатывать пожар и поступление ВВД в отсек одновременно. Но как это делать никто не знал. Решили просто: на всех проверках эти вводные играли порознь. И никто слова не сказал. Как-то стоял дежурным по кораблю, провел отработку, на борт спускается НЭМС 7 дипл к.1 р. Бурсук, Виктор Иосифович, сейчас он уже вице-адмирал. Спрашиваю: как можно, ведь при пожаре -герметизация отсека, а при поступлении ВВд - разгерметизация всех отсеков. Ответ настоящего человека (дословно, как сейчас помню): веришь, Леша - не знаю. Вот так и служили, а начальник ПСС при подготовке к автономке в 1994 на второй Барракуде, мне впаял пару за знание ИДА-59М. С ним быстро разобрались, он,оказывается, НЕ ЗНАЛ (!!!), что на кислородном баллоне аппарата три кислородных дюзы и наше снаряжение позволяло выходить с 250 м (имелась емкость всплытия, парашютная система, байонетный замок и блок подготовки воздуха. А мы говорим о спасении.
    В последних строчках про спасение. Я уже не служу с марта 1999 года, может и улучшилась ПСС флота. А что вы можете предложить вместо СГП-К и ИДА-59М? Какие средства спасения? Не "Курск" ли пример бардака?
    Вечная память военным морякам, погибшим в мирное время.
    П.С. на "Курске" погиб мой сосед, Вася Исаенко, 3 автономки вместе, 9 лет в одном экипаже и 9 лет на одной площадке в доме
    1. +1
      9 апреля 2018 20:27
      Извините , а как вы думаете, или знаете причину гибели Курска, насколько верна официальная версия?
  10. +1
    16 апреля 2018 13:39
    Svarog51,
    Незадолго до полудня сблизились с подводной лодкой вплотную. В дистанции около кабельтова установили голосовую связь. Лодка была советской, и у подводников явно были какие-то проблемы. На верхней палубе находилась часть команды, однако каких-либо признаков аварии вроде бы не было. Командир «Колгуева» через мегафон запросил, не нужна ли помощь. Ответ командира лодки был отрицательным, «Колгуеву» предложили следовать своим курсом. Ну и ладно, мало ли чем подводники решили заняться в открытом море…
    Причем здесь штаб,командование если командир ПЛ сам не владел ситуацией.Да на Хлобыстове борт намного выше Колдуева,но там 4 мотобота .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»