Чтиво выходного дня. Миф о запрете празднования Пасхи в годы Великой Отечественной войны

44
Одним из мифов о временах советской власти является устойчивый миф о том, что советских граждан на пушечный выстрел не подпускали к храмам даже в самые крупные православные праздники, включая праздник Воскресения Христова. В материалах либеральных историков можно найти откровенные лжесвидетельства о том, что наряды НКВД и иных компетентных органов буквально отгоняли верующих граждан от храмов, как сейчас принято выражаться в определённых кругах, «под дулами автоматов».

Ещё один миф, с реальностью ничего общего не имеющий – якобы полный запрет на посещение храмов в годы Великой Отечественной войны. Миф дополняется дезинформацией о том, что подавляющее большинство граждан СССР, лишь собиравшихся посетить церкви, якобы не просто бралось на карандаш сотрудниками органов правопорядка, но и потом попадало под уголовное преследование с общим итогом в виде «сталинских лагерей».



Отдельные перегибы, безусловно, случались - что называется, дуболомов на местах хватало. Однако большинство фактов, включая рассекреченных архивные документы и свидетельства очевидцев и участников, говорят, что «история» о полном запрете на посещение храмов, мягко говоря, сильно преувеличена.

Одно из документальных свидетельств – информационная записка от начальника управления НКВД по Москве и Московской области ст.майора (имевшееся тогда звание) Михаила Журавлёва №1730 от 5 апреля 1942 года. На основании документа можно сделать вывод о том, что пасхальное богослужение в ночь на Христово Воскресение в храмах Московской области посетили около 85 тыс. человек и в самой Москве – около 75 тыс. В основном это женщины в возрасте старше 40 лет.

Из документа:
Количество верующих, посетивших церкви г. Москвы, колебалось примерно от 1000 до 2500, кроме отдельных церквей, таких, как:
1. Церковь Богоявления (Елоховская пл.) — 6,5 тыс. человек
2. Церковь Знамения (Переславская ул.) — 4 тыс.человек
3. Церковь Ильи Обыденного (2-й Обыденский пер.) — 4 тыс. человек
4. Церковь Преображенского кладбища (Преображенская площадь) — 4 тыс. человек
5. Церковь Ризоположения— 3 тыс. человек
6. Церковь Воскресения (Русаковская ул.) — 3,5 тыс. человек
Подмосковье:
1. Церковь Загорье (г. Коломна) — 2,5 тыс. человек
2. Церковь в селе Железо-Николовское, Высоковского района — 2,2 тыс. человек
3. Церковь в селе Зятьково, Талдомского района — 2 тыс. человек
4. Церковь в г. Подольске — 1,7 тыс. человек
5. Церковь в селе Зачатье, Лопасненского района — 1,7 тыс. человек
6. Церковь Акима и Анны (г. Можайск) — 1,7 тыс. человек
7. Церковь в г. Кашира — 2 тыс. человек.


Из материала майора Журавлёва:
Верующее население и духовенство в связи с религиозным праздником Пасхи, а также полученным разрешением беспрепятственного хождения населения г. Москвы и районов Московской области в ночь с 4 на 5 апреля реагировало положительно.

Начальник
Управления НКВД
г. Москвы и МО
ст. майор госбезопасности Журавлев
Архив ФСК РФ. Заверенная копия.


Чтиво выходного дня. Миф о запрете празднования Пасхи в годы Великой Отечественной войны

М.Журавлёв. Послевоенные годы


В общей сложности в день Пасхи 1942 года в Московской области были открыты двери 124 действовавших на тот момент храмов.

Из свидетельств очевидца:
В церкви на Елоховской площади (...) помещение собора было набито битком людьми, верующим трудно было руку поднять для моления. Стояли все стиснутые, так тесно. В церкви были мужчины, много молодёжи. Даже военные были и тоже слушали речь протоиерея.




Профессор Г.Георгиевский:
Православные москвичи, живущие в осадных условиях, остро переживали неуверенность в традиционной торжественности полуночной службы. Вдруг в 6 часов утра в субботу 4 апреля утреннее радио неожиданно для всех началось сообщением распоряжения коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на 5 апреля [...] Восторгам православных москвичей, удовлетворённых в самых заветных своих ожиданиях, не было конца.


Существенно возросла посещаемость храмов в Ленинграде после начала блокады города. При этом праздник Пасхи 1942 года в городе на Неве был омрачен массированным налетом вражеской авиации. Бомбардировки начались в 17:00 в Великую Субботу, длились с небольшими перерывами практически всю ночь. При этом очевидцы говорят о том, что нацисты били по действующим храмам. Праздничное богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать большого числа жертв.

Более всего в пасхальную ночь 1942 года пострадал Князь-Владимирский собор. Настоятелем собора с февраля по июль 1942 года был протоиерей Николай Ломакин. Он в своих показаниях на Нюрнбергском процессе так описывает те события: «В 17 часов 30 мин вечера в юго-западную часть Князь-Владимирского собора упало 2 авиабомбы. Люди в это время подходили к Святой Плащанице. Была громаднейшая очередь верующих, желающих исполнить свой христианский долг. Я видел, как человек около 30-ти лежало на паперти ранеными. Эти раненые были в разных местах близ храма... Произошла страшная картина смятения. Люди, не успевшие войти в храм, поспешно стали убегать в близ расположенные траншеи, а другая часть, вошедшая в храм, разместилась по стенам храма, в ужасе ожидая своей смерти, потому что сотрясение храма было настолько сильно, что непрерывно, в течение некоторого времени, падали стекла, куски штукатурки... налет немецких самолетов продолжался вплоть до самого утра, всю пасхальную ночь. Ночь любви, ночь христианской радости, ночь воскресения была превращена немцами в ночь крови, в ночь разрушения и страданий ни в чем неповинных людей».

В пасхальном послании к ленинградцам тогдашний митрополит Алексий писал: «...враг бессилен против нашей правды и нашей беспредельной воли к победе, которой не могут сломить никакие наши временные неудачи, и каковы бы ни были кратковременные успехи врага, ибо мы знаем, что по слову Премудрого: "Погибели предшествует гордость и падению — надменность" (...) Все мы должны крепко помнить, что как во времена ли св. Александра Невского или Димитрия Донского, на льду Чудского озера, на берегах Дона и на поле Куликовом решался великий спор правды и неправды, так и теперь — в другой обстановке, в непомерно более грозном столкновении — у нас решается спор наступающего германизма против защищающегося славянского мира, и значение его лично для нас, русских людей, расширяется и вырастает до мировых судеб нашего народа и нашего Отечества. Это должен понять каждый из нас, русских патриотов, и стать выше тех сравнительно малых лишений и личных бедствий, которые приходится переживать в это бурное время. И больше, чем когда-либо хранить бодрость и твердость духа, помня слова апостола Павла: "Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь". Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Божией Матери и небесное предстательство его небесного покровителя св. Александра Невского».
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 апреля 2018 17:11
    Ложь безусловная...Я не понимаю конечно священников псковской миссии и считаю их колаборационистами...Но подавляющее большинство духовенства русского выступило на свой "кровавый бой с фашистской силой темною"...И власть их поддержала..
    1. +6
      8 апреля 2018 17:57
      Цитата: 210окв
      И власть их поддержала..

      Когда приспичило, то поддержала. А без войны, в начале 80-х в ВУ мой наряд по кухне в ночь на пасху был снят за то, что кто-то кинул луковой шелухи в котел с яйцами и они все окрасились. Народ все нормально съел, мы получили испорченный день, пока сняли, пока заменили подошла законная смена. Дежурному по училищу, по слухам, тоже от генерала досталось. так что если и был миф, то не на пустом месте.
      1. +3
        8 апреля 2018 18:07
        Во все времена были "инициативные"...И это было что самое интересное на местах...У нас в части,кстати на Пасху,83 и 84 года.на обед выдавали яйца(правда не крашенные) и о Чудо!Котлеты.Раз в году.По разному все это было..
        Цитата: ARES623
        Цитата: 210окв
        И власть их поддержала..

        Когда приспичило, то поддержала. А без войны, в начале 80-х в ВУ мой наряд по кухне в ночь на пасху был снят за то, что кто-то кинул луковой шелухи в котел с яйцами и они все окрасились. Народ все нормально съел, мы получили испорченный день, пока сняли, пока заменили подошла законная смена. Дежурному по училищу, по слухам, тоже от генерала досталось. так что если и был миф, то не на пустом месте.
        1. +1
          8 апреля 2018 18:15
          Цитата: 210окв
          У нас в части,кстати на Пасху,83 и 84 года.на обед выдавали яйца(правда не крашенные) и о Чудо!Котлеты.Раз в году.По разному все это было..

          Я помню, что нам, как будущей элите СА, ножи с вилками дали в столовой единственный раз, и то, когда кадетов из ГДР встречали... Про обучение танцам я даже не заикаюсь. Ничего лишнего - боевая подготовка по плану, лопата, окоп в полный профиль, три этажа мата и спортивный праздник по воскресеньям. Котлеты в памяти не осели.... laughing
          1. +2
            8 апреля 2018 18:32
            Ну,я не в элите,а простым солдатом служил...А запомнились эти котлеты и яйца только потому что до сих пор дрожь берет как мы повседневную армейскую пищу уплетали..Да еще как уплетали!Не проваренную капусту,"каменную"гороховую кашу..Да собственно дело то не в пище..Тема про Пасху в Великую Отечественную..Да и как могли на фронте скажем отправлять культ?Тут уже каждый....кто веровал- тот просто молился.Кто не веровал-возможно перед каждым боем всех чертей складывал..В тылу безусловно в действующих храмах были богослужения.А насчет "когда приспичило,то поддержали"...Ну это же по нашенски..Пока гром не грянет.
            Цитата: ARES623
            Цитата: 210окв
            У нас в части,кстати на Пасху,83 и 84 года.на обед выдавали яйца(правда не крашенные) и о Чудо!Котлеты.Раз в году.По разному все это было..

            Я помню, что нам, как будущей элите СА, ножи с вилками дали в столовой единственный раз, и то, когда кадетов из ГДР встречали... Про обучение танцам я даже не заикаюсь. Ничего лишнего - боевая подготовка по плану, лопата, окоп в полный профиль, три этажа мата и спортивный праздник по воскресеньям. Котлеты в памяти не осели.... laughing
            1. +1
              8 апреля 2018 21:51
              Не знаю, как простых граждан, наверняка никто там на входе по фамилиям не переписывал. А вот коммунистов за посещение церкви в мирное время действительно могли взять на карандаш. Ещё анекдот такой был,

              - Василий Петрович, вот как вы, коммунист, можете в бога верить?!
              - Я атеист
              - А кто по утрам, выходя из дома, крестится? У нас свидетели есть!
              - Да не крещусь я! Выхожу из дома, и лоб тру, думаю, не забыл ли чего. И проверяю - ширинку застегнул, партбилет в кармане, расчёска в кармане.
          2. 0
            8 апреля 2018 18:35
            понимаю насколько в разных армиях служили в эти года призывники. нет ножей к вилкам нам не давали, но что касаемо котлет и гречки с мясом два раза в неделю обяз.
            1. 0
              8 апреля 2018 18:46
              Цитата: ланс
              понимаю насколько в разных армиях служили в эти года призывники. нет ножей к вилкам нам не давали, но что касаемо котлет и гречки с мясом два раза в неделю обяз.

              Армия одна, но как заметил 210окв, самое интересное на местах. Я после училища в Заполярье попал, там солдатам готовили птицу разную(утку точно помню) и молоко сгущенное с кофейным напитком... По рассказам "сторожилов" полка, один комбатов (кадрированных) решил уволиться из СА по-собственному. Мурыжили его долго, больше полугода. Вызвали "проработать" на парткомиссию. Он зашел, без слов перекрестился на четыре угла. Ему даже вопросов не задали и в конце концов уволили "по несоосности". Может тоже - миф, но я верю... laughing
              1. BAI
                +2
                8 апреля 2018 21:04
                Мурыжили его долго, больше полугода. Вызвали "проработать" на парткомиссию.

                У нас в части шутили, что самый надежный и быстрый способ уволиться из армии -напиться на ступенях райкома.
            2. +2
              8 апреля 2018 20:59
              Цитата: ланс
              понимаю насколько в разных армиях служили в эти года призывники. нет ножей к вилкам нам не давали, но что касаемо котлет и гречки с мясом два раза в неделю обяз.

              я котлеты на срочке, 86-88, Кустанай, видел ровно два раза. Но по субботам всегда плов. Грех говорить, что плохо кормили. Но чтот не знаю ни одного, кто на дембель шел с весом меньшим чем по призыву laughing
          3. +2
            8 апреля 2018 19:15
            В ДВВПУ в 1980 в столовой была фарфоровая посуда и столовые приборы полный набор, обед подавали официантки. Танцам тоже учили.
    2. +11
      8 апреля 2018 21:07
      Мы все неверующие. До первой пули над головой. До первой тряски в полете.
  2. +13
    8 апреля 2018 17:20
    Ничего не слышал об "отправлении культа" во время войны от родственников. Ни от деда, который был в московском ополчении, ни от отца, воевавшего на фронте, ни от матери, собиравшей автоматы в Сибири. Так что для меня это - новость, реально laughing Но "скрепы", они такие - везде засунуть надо. У нас по конституции государство и "вера в бога" разделены, зачем навязывать "ценности" 1000-летней давности, не понимаю. Другой, более реальной, идеи нет?
    1. +3
      8 апреля 2018 17:28
      Реальной идеи?Нет! Она по Конституции отсутствует.Я имею в виду идеологию единую для всего нашего общества.А судя по Вашему комментарию Вы бы и сейчас ничего не знали бы о отпралении культа,если бы не СМИ... yes
      Цитата: Doliva63
      Ничего не слышал об "отправлении культа" во время войны от родственников. Ни от деда, который был в московском ополчении, ни от отца, воевавшего на фронте, ни от матери, собиравшей автоматы в Сибири. Так что для меня это - новость, реально laughing Но "скрепы", они такие - везде засунуть надо. У нас по конституции государство и "вера в бога" разделены, зачем навязывать "ценности" 1000-летней давности, не понимаю. Другой, более реальной, идеи нет?
      1. +7
        8 апреля 2018 18:13
        Про "культ" в ВОВ не знал и не знаю до сих пор. Верить современникам событий или примитивному ангажированному СМИ? А на счёт идеологии - тут каждый выбирает сам.
    2. +4
      8 апреля 2018 19:11
      Никто из участников Отечественной войны, которых я знал, ничего о религиозных обрядах мне не говорили. Правда, я общался с теми, кому на войне было 20-25 лет, с более пожилыми не довелось говорить.
    3. BAI
      +3
      8 апреля 2018 21:10
      Ничего не слышал об "отправлении культа" во время войны от родственников.

      У меня отец всю войну прошел с 1942 (до фронта были краткосрочные курсы младших командиров). На фронте вступил в партию. Однако,когда он уходил на фронт, его мама (моя бабушка) повесила ему на шею крестик и перекрестила. Отец (1923 года рождения -и кто понимает) вернулся живой хоть и с ранениями.
      1. +2
        8 апреля 2018 21:53
        Цитата: BAI
        Ничего не слышал об "отправлении культа" во время войны от родственников.

        У меня отец всю войну прошел с 1942 (до фронта были краткосрочные курсы младших командиров). На фронте вступил в партию. Однако,когда он уходил на фронт, его мама (моя бабушка) повесила ему на шею крестик и перекрестила. Отец (1923 года рождения -и кто понимает) вернулся живой хоть и с ранениями.

        Мама, 25 г.р. Труженик тыла. Отец 28 г.р. Кубань, оккупация эшелон польша. Как он умудрился сбежать и в свои года вернуться....Мама глубоко верующая, Папа атеист. Царствие им небесное.

        Каждый сам выбирает.
        Главное не делать культа.
  3. +10
    8 апреля 2018 17:39
    по приказу Сталина 8 декабря 1941 года произошел облет Москвы с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы.... о чем еще говорить?
    love
    1. +3
      8 апреля 2018 17:47
      Марина love Христос Воскресе!Все верно,так оно и было,но ведь всегда найдутся люди с другим мнением и неверием в Бога.Даже в Факты.
      Цитата: Masya Masya
      по приказу Сталина 8 декабря 1941 года произошел облет Москвы с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы.... о чем еще говорить?
      love
    2. +6
      8 апреля 2018 19:07
      Номер приказа Верховного можно?
    3. +2
      8 апреля 2018 21:53
      по приказу Сталина 8 декабря 1941 года произошел облет Москвы с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы.... о чем еще говорить?
      ,,,5 декабря 1941 г началось контр наступление советский войск под Москвой. Немцы отступали, и способствовало этому не религия и молитвы, а стойкость и мужество советских солдат и руководство Ставки.

      Немцы захватили Тихвин 8 ноября 1941 года, перед оставлением города они вывезли икону в тыл и передали ее в Риге главе Псковской православной миссии митрополиту Сергию (Воскресенскому). После окончательного отступления гитлеровцев икона покинула нашу страну и вернулась в Россию лишь в 2004 году.
      1. +1
        9 апреля 2018 22:06
        Теперь понятно: это немцы облетали Москву с Тихвинской иконой, но, похоже, не в том направлении летели, поэтому и стали отступать.
  4. +4
    8 апреля 2018 17:45
    "религия опиум для народа" а у коммунистов был свой "опиум" - построение коммунизма. Зачем им конкуренты в затуманивании мозгов? Поэтому батюшек на сук, в церквях склады. Честноговоря, смотря на некоторых нынешних служителей культа, можно понять, за что их вешали - за шею и вполне заслуженно
    1. +4
      8 апреля 2018 18:31
      Горбатого лепите уважаемый
      Танковая колонна «Димитрий Донской» — танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В её состав входили 19 танков Т-34-85 и 21 огнемётный танк ОТ-34[
      так что религия иногда и елей для народа laughing
      1. +1
        8 апреля 2018 18:43
        ну, тож во время войны, когда не до построения коммунизма было. Отцу Народов, для военного времени показалась более актуальна фраза "с нами Бог!"? пожалуста - вот культу гаечки и приотпустили, допустили к публичной жизни. Война кончилась, стали не нужны, снова затянули
        1. 0
          8 апреля 2018 22:15
          "Затягивал гаечки" борец со сталинизмом, Хрущ Кукурузный.
      2. +3
        8 апреля 2018 19:00
        интересно, какие взыскания были с этих любителей Пасхи?)
    2. +2
      8 апреля 2018 19:54
      Цитата: Rossia
      "религия опиум для народа"

      В те годы, когда Новалис назвал религию "опиум для народа", в Европе опиум знали исключительно как обезболивающее.
      1. +1
        8 апреля 2018 20:52
        Когда эту фразу сказали, Опиум уже убил чертову прорву миллионов Китайцев и те два раза воевали с Британцами, чтобы остановить поток наркоты. Всё знали
        Известное сравнение религии с опиумом у Карла Маркса имеет в виду анестезирующие и одурманивающие свойства опиума. В контексте эта фраза звучит так: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях»
        1. 0
          9 апреля 2018 15:13
          Цитата: BlackMokona
          Когда эту фразу сказали, Опиум уже убил чертову прорву миллионов Китайцев

          Юноша, учите матчасть! Когда Кырла Мырла am повторил эту фразу Новалиса hi (1772-1801) - тогда да, "Опиум уже убил чертову прорву миллионов Китайцев" (Первая Опиумная война была в 1840—1842 годах). Но никак не при жизни самого Новалиса!
        2. 0
          15 апреля 2018 16:41
          Цитата: Weyland
          Кырла Мырла

          сам был наркоман
          опиум был дешевым наркотиком, революционеры и керенские использовали более дорогие вещества и относились к народу свысока
          вна украине то же самое, на майдане в печенье и напитка подмешивались дешевые галлюциногены, в раде "юлины баптисты" сами на кокаине
          панцершоколад содержал первитин
          достойные продолжатели Тереза с Бориской наверняка сами не без этого, "BZ" который вырубает на четыре дня сам полунаркотическое вещество
  5. +2
    8 апреля 2018 18:41
    я не верующий, но деды оба верующих сгинули в вов. к пасхе по словам отца (крещенного, но не верущего) относились трпетно, что могу подтвердить по бабушке прожившей с нашей семьей более 30 лет. и не разу от нее не слышал что бы большевики гоняли народ в пасху. говорили да, но препятствий не строили.
    1. +4
      8 апреля 2018 19:12
      Это новые российские либеры-буржуа, готовы все и всех , в те геройские времена ,оболгать и принизить тот строй ,наследие и богатство которого они разворовали и еще проедают до сих пор.., я не фанатик социализма,но много было и хорошего,нечего рисовать мир в черно-белых тонах...
      1. BAI
        +4
        8 апреля 2018 21:21
        нечего рисовать мир в черно-белых тонах...

        Согласен, мир разнообразен и священники были разные.

        1. 0
          9 апреля 2018 04:52
          Андрей Шептицкий к примеру ...
        2. 0
          9 апреля 2018 07:30
          Цитата: BAI
          Согласен, мир разнообразен и священники были разные.

          Было такое.
          Расстояние между местами фотографирования Вашего и моего фото порядка 150 км.

          А было и такое.
  6. +1
    8 апреля 2018 19:08
    Цитата: ARES623
    Цитата: 210окв
    И власть их поддержала..

    Когда приспичило, то поддержала. А без войны, в начале 80-х в ВУ мой наряд по кухне в ночь на пасху был снят за то, что кто-то кинул луковой шелухи в котел с яйцами и они все окрасились. Народ все нормально съел, мы получили испорченный день, пока сняли, пока заменили подошла законная смена. Дежурному по училищу, по слухам, тоже от генерала досталось. так что если и был миф, то не на пустом месте.

    Цитата: ARES623
    Цитата: 210окв
    И власть их поддержала..

    Когда приспичило, то поддержала. А без войны, в начале 80-х в ВУ мой наряд по кухне в ночь на пасху был снят за то, что кто-то кинул луковой шелухи в котел с яйцами и они все окрасились. Народ все нормально съел, мы получили испорченный день, пока сняли, пока заменили подошла законная смена. Дежурному по училищу, по слухам, тоже от генерала досталось. так что если и был миф, то не на пустом месте.

    Кто-то бросил в солдатский котёл неизвестно что (может луковую шелуху, а может стрехнин какой-нибудь), дежурный по кухне "получил испорченный день" вместо взыскания, а дежурному по училищу (и то по слухам) "от генерала досталось"... Ну и бардак у вас был, детский сад, а не военное училище. Понятно что начало 80-х, всё было тихо и спокойно без терроризма и бандетизма..
  7. +1
    8 апреля 2018 20:23
    А что такое "подавляющее большинство" в возни понимании, 40 на 60 или достаточно 49 на 51... Вы бы для начала вопрос изучили, а потом уж писали. После февральской революции (февральской !!!!) недовольство Патриархом Тихоном привело к церковному расколу... Но Тихон не унялся и в ответ на декрет об отделении церкви от государства... в январе18-го призвал верующих на борьбу с "богопротивной властью", т.е. по сути он стал первым, кто начал призывать к гражданской войне...В Гражданскую появилось ещё несколько различных церковных течений, которые начали бороться против Тихона, а не против большевиков.. Ясно дело, что в 20-х "непримиримым противникам Советской власти" досталось от этой самой власти, с которой они же призывали бороться... А "примиримым" (обновленцам) практически нет. К 30-м годам обновленцам принадлежало 2/3 храмов. И к началу войны Московский Патриархат развалился окончательно, Патриарха нет, избрать его нет никакой возможности, Св. Синод самораспустился. "Обновленческие" церкви (четыре крупных и куча мелких) тоже не нашли общего языка... В головах был полный разлад. От "аллилуйя Гитлеру", до "нам нет дела до мирских властей" (кстати, в 90-е этот тезис, что на территории России в войну было две равнозначных власти немецкая и Советская озвучивали многие церковные деятели). В этих условиях Сталин, с "большевистским напором" промы
    1. 0
      9 апреля 2018 07:46
      Цитата: mavrus
      После февральской революции (февральской !!!!) недовольство Патриархом Тихоном привело к церковному расколу

      О чём вы говорите? Митрополит Московский Тихон был избран Патриархом после октябрьского переворота.
      Цитата: mavrus
      Но Тихон не унялся и в ответ на декрет об отделении церкви от государства... в январе18-го призвал верующих на борьбу с "богопротивной властью", т.е. по сути он стал первым, кто начал призывать к гражданской войне.

      Патриарх Тихон предал анафеме новую сатанистскую власть, после того как начались зверства по отношению к Церкви - убийства представителей духовенства,мирян, грабежи и разрушения храмов и монастырей.
      В вопросах (ваших рассуждениях) церковного раскола у вас тоже большая путаница.
  8. 0
    8 апреля 2018 20:35
    Цитата: mavrus
    А что такое "подавляющее большинство" в возни понимании, 40 на 60 или достаточно 49 на 51... Вы бы для начала вопрос изучили, а потом уж писали. После февральской революции (февральской !!!!) недовольство Патриархом Тихоном привело к церковному расколу... Но Тихон не унялся и в ответ на декрет об отделении церкви от государства... в январе18-го призвал верующих на борьбу с "богопротивной властью", т.е. по сути он стал первым, кто начал призывать к гражданской войне...В Гражданскую появилось ещё несколько различных церковных течений, которые начали бороться против Тихона, а не против большевиков.. Ясно дело, что в 20-х "непримиримым противникам Советской власти" досталось от этой самой власти, с которой они же призывали бороться... А "примиримым" (обновленцам) практически нет. К 30-м годам обновленцам принадлежало 2/3 храмов. И к началу войны Московский Патриархат развалился окончательно, Патриарха нет, избрать его нет никакой возможности, Св. Синод самораспустился. "Обновленческие" церкви (четыре крупных и куча мелких) тоже не нашли общего языка... В головах был полный разлад. От "аллилуйя Гитлеру", до "нам нет дела до мирских властей" (кстати, в 90-е этот тезис, что на территории России в войну было две равнозначных власти немецкая и Советская озвучивали многие церковные деятели). В этих условиях Сталин, с "большевистским напором" промы
    короче, только благодаря Сталину, его энергии Церковный раскол в 43-м году был преодолен, и был избран Патриарх Сергий.
    P.S. Сами почитайте, про этот раскол, как все интриговали против всех, а потом уж пишите "подавляющее большинство".
  9. BAI
    0
    8 апреля 2018 20:58
    1.
    Ещё один миф, с реальностью ничего общего не имеющий – якобы полный запрет на посещение храмов в годы Великой Отечественной войны.

    Троице-Сергиевская лавра не закрывалась ни на день за все время своего существования.
    2.
    Миф дополняется дезинформацией о том, что подавляющее большинство граждан СССР, лишь собиравшихся посетить церкви, якобы не просто бралось на карандаш сотрудниками органов правопорядка,

    В 1980 году в день приезда лорда Киланнена в Троице-Сергиевскую лавру зашел там в Успенский собор. В этот момент всех кто был в центре зала сфотографировали. Фотовспышка была очень заметной, фотографировать в соборе было запрещено. Но последствий (для меня) не было никаких. Это не годы войны, но все таки.
  10. +1
    8 апреля 2018 20:59
    Миф не миф. Но я своей бабушке ( блокаду пережила в Ленинграде) иконку тайком в посылке пересылал. Шутка ли - дед офицер НКВД, отец майора в 30-ть лет получил. Попробуй стопорни. Партсобрание и капец карьере на полярном круге..А кушать то хочется сейчас.
    .До сих пор отношение к хлебу особое...Даже крошки, и те собакам-котам. А синицы сало любят. winked
  11. 0
    9 апреля 2018 03:05
    Смешные цифры. Из миллионов человек богослужение посетили 75 тысяч. И то бабульки, которым терять нечего. Сталин, как прагматичный человек, чтобы задобрить союзников и склонить общественное мнение стран Запада в свою пользу, разрешил немного Православие. Однако это не было снятием запрета на религию. Я думаю любой человек тогда знал, чем может закончиться посещение церкви. Так что это очередной миф, что был миф....