Военное обозрение

Западные разработки противокорабельных ракет. Часть 1

25
Западные разработки противокорабельных ракет. Часть 1

Новейший вариант ПКР MBDA ММ40 Block 3 был продан и стоит на вооружении или поставляется 11 заказчикам, включая французский флот. Эта система вооружения предлагается в вариантах установки на корабли, подлодки, самолеты, вертолеты и береговые комплексы. Компания MBDA работает над совершенствованием системы наведения ракеты с тем, чтобы она могла справляться с продвинутой обороной противника


Появление продвинутых противокорабельных ракет и противокорабельных крылатых ракет, например, новых китайских сверхзвуковых ракет дальнего действия, и озабоченность по поводу способности современных флотов к сдерживанию в свете появления возможностей запрета доступа/блокирования зоны стимулируют разработку эффективных систем вооружения нового поколения и систем борьбы с ними.

В настоящее время на Западе реализуются программы по обновлению или созданию новых противокорабельных ракет (ПКР), отличающихся большим радиусом действия, более продвинутым управлением и навигацией, многорежимными головками самонаведения, усовершенствованными боевыми частями и продвинутыми атакующими возможностями, функцией перенацеливания в полете и оператором в контуре управления с целью соответствия быстро меняющимся условиям. И всё этого для того, чтобы они могли выполнять весь спектр задач и бороться с самым широким набором целей, включая объекты, находящиеся в береговой зоне или на большом расстоянии.


Задуманная как мультиплатформенная ракета, запускаемая с кораблей, вертолетов, истребителей и комплексов береговой обороны, ПКР Marte Extended Range (ER) стала разрабатываться компанией MBDA Italia быстрее после заключенного в сентябре 2016 года контракта с Катаром

Европейские достижения

В марте 2017 года главы британского и французского министерств обороны подписали техническое соглашение по совместному изучению вариантов перспективных противокорабельных крылатых ракет следующего поколения FC/ASW (Future Cruise/Anti-Ship Weapons). На этапе выработки концепции, за который отвечает MBDA group, будут проверены варианты по замене и доработке существующего вооружения ВВС и ВМС обеих стран, включая ракеты Storm Shadow/SCALP EG, AGM/UGM/RGM-84 Harpoon и Exocet MM40, и определены проекты ракет и пути снижения рисков с тем, чтобы выработать решения для следующего этапа программы. Целью программы FC/ASW является получение планируемых боевых возможностей, которые должны быть достигнуты к концу следующего десятилетия. Трехлетнюю программу Великобритания и Франция будут финансировать поровну; прежде чем в 2020 году принять решение о начале работ, будет разработано и изучено несколько вариантов концепций ракеты, подсистем и технологий.

Великобритания имеет срочную потребность в замене ПКР Harpoon и поэтому в октябре прошлого года британский министр обороны отложил решение по их списанию без замены, продлив срок службы ракет далее 2018 года. Франция чувствует себя более спокойно со своим арсеналом ракет Exocet, но при этом обе страны недавно решили начать программу модернизации ракет Storm Shadow/SCALP EG. Такая форма сотрудничества, по мнению некоторых экспертов и аналитиков, направленная на снижение расходов, может расшириться и на другие страны и при этом является единственным способом сохранения долгосрочной критической массы, необходимой для доступа Европы к ключевым независимым технологиям.


Помимо норвежского, польского и малазийского флотов ракета NSM является одним из ключевых элементов немецко-норвежского долгосрочного сотрудничества в военно-морской сфере, официально начавшегося в феврале 2018 года. Кроме того, ПКР NSM лежит в основе совместного предложения компаний Raytheon и Kongsberg no продвижению этой ракеты на американский рынок

На семейство ПКР Exocet корабельного, воздушного и подводного базирования разработки компании MBDA, поступивших на вооружение в 1972 году, продолжают поступать заказы от существующих (на сегодня, по меньшей мере, 35 стран) и потенциальных покупателей. С момента первых поставок французскому Управлению оборонных закупок в декабре 2010 года одиннадцати заказчикам был продано почти 500 ракет в новейшем варианте ММ40 Block 3, включая французский флот. В июне 2016 года компания MBDA получила от катарского флота важный контракт на различные системы вооружения, в том числе и на нераскрываемое количество ракет Block 3. Эти ракеты пойдут на вооружение новых корветов и сторожевых ракетных катеров постройки Fincantieri и новых мобильных комплексов береговой обороны, которые также получат новую систему вооружения Matte ER. Масса ракеты в варианте Block 3 составляет 780 кг, длина корпуса со стартовым двигателем менее 6 метров, она оснащена мощным турбореактивным двигателем Microturbo TRI-40, обеспечивающим увеличенную дальность примерно 200 км на предельно малых высотах. Ракета со сниженными инфракрасными сигнатурами и малой эффективной поверхностью рассеяния оптимизирована для маневрирования на конечном участке траектории с большими перегрузками. Современный навигационный комплект INS/GPS позволяет программировать промежуточные точки в трех координатах, оптимизировать траекторию и проводить одновременные атаки нескольких ракет. Ракета в варианте Block 3 снаряжена малочувствительной осколочно-фугасной боевой частью с взрывателем ударного действия с замедлением. Наведение на конечном участке обеспечивает радиолокационная головка самонаведения (ГСН) с улучшенной помехозащищенностью с адаптивными режимами поиска и выбора целей, а также развитыми возможностям прорыва ПВО, тогда как атака по наземным целям проводится по координатам GPS. Модернизированные ракеты семейства Exocet прекрасно справляются с новейшими системами ПВО противника. Согласно французскому оборонному бюджету на 2018 год, улучшенный подвариант Block 3с будет поставлен в 2019 году. Подробностей в документе не представлено, однако в предыдущем бюджете была упомянута доработка радиолокационной ГСН в части помехозащищенности, захвата целей с низкими сигнатурами и морального износа.


В марте 2017 года компания Saab Dynamics получила контракт от шведского правительства на разработку и производство варианта ПКР RBS15 следующего поколения для вооружения шведских корветов класса Visby истребителей JAS Gripen E

ПКР NSM (NyttSjomalsMissile - морская ударная ракета), разработанная компанией Kongsberg с целью удовлетворения потребностей норвежского флота, находится в поисках новых и потенциальных заказчиков в Европе и США. Эта высокоточная малозаметная ПКР способна работать на предельно малых высотах в открытом море и в береговой полосе и эффективно прорывать оборону кораблей. Вдобавок к норвежскому и польскому флотам, которые купили ракету соответственно для корабельного базирования и мобильных комплексов береговой обороны, а также контракту малазийских ВМС на оснащение шести боевых кораблей прибрежной зоны, ПКР NSM стала одним из направлений долгосрочного сотрудничества Германии и Норвегии. Эти две страны намерены и в дальнейшем разрабатывать и продвигать эту ракету, при этом немецкий флот планирует купить крупную партию ракет NSM. Кроме того, компании Raytheon и Kongsberg Defence Systems продвигают ракету NSM на американский рынок и участвуют в программе по разработке загоризонтной системы вооружения QTH WS (over-the-horizon weapon system), которую закупит ВМС США для ракетных сторожевых кораблей и боевых кораблей прибрежной зоны.


В семейство ракет Konsberg NSM также входит многозадачный вариант воздушного базирования Joint Strike Missile (JSM) с доработанным корпусом для размещения во внутреннем отсеке и запуска с истребителя F-35 Lightning II. Разрабатываемая с участием Австралии ПКР JSM будет оснащена вторым независимым сенсором пассивной радиочастотной ГСН, разрабатываемой компанией BAE Systems Australia, и двусторонним каналом связи

Ракета NSM массой 407 кг с малозаметным композитным корпусом длиной 3,96 метра имеет дальность действия свыше 200 км. Она оборудована современной системой пассивного наведения, в состав которой входят мультисенсорная навигационная подсистема на базе GPS и продвинутая двухдиапазонная тепловизионная ГСН с автономной системой распознавания целей на конечном участке траектории. Ракета NSM идет с корабельными пусковыми установками наклонного пуска, хотя компания также прорабатывала варианты вертикального пуска и запуска с подводных лодок. Ракета NSM, способная с высокой точностью атаковать наземные цели, выпускается также в многоцелевой версии воздушного базирования JSM (Joint Strike Missile) с измененным корпусом для размещения внутри бомбового отсека истребителя F-35 Lightning II. Ракета JSM разрабатывается с участием Австралии и будет оснащена вторым независимым сенсором, пассивной радиочастотной ГСН разработки BAE Systems Australia, и двухсторонним каналом связи. Компания Kongsberg намерена интегрировать JSM в истребитель F-35 в рамках модернизации до варианта Block 4A/4B, который должен поступить на вооружение в 2022-2024 году.


Ракеты RBS15 в разных вариантах, включая последний Мк3 совместной разработки Saab и Diehl Defence, стоят на вооружении флотов Хорватии, Финляндии. Германии, Польши и Швеции. Модель Мк3, по сообщениям, была продана Алжиру для оснащения новых фрегатов Меко 200АМ

В марте 2017 года компания Saab Dynamics получила контракт от шведского Управления оборонных закупок на разработку и производство нового варианта ПКР RBS15 следующего поколения для оснащения шведских корветов класса Visby и многоцелевых истребителей JAS Gripen E. В новой системе увеличенного радиуса действия, которая будет производиться в конфигурациях воздушного и корабельного базирования, объединены проверенные характеристики семейства ракет RBS15 с новыми улучшенными возможностями. По сообщениям, новая ракета, внешне похожая на нынешние варианты RBS15, будет представлять собой доработанную версию существующей противокорабельной ракеты RBS15 Мк3. С целью получения всепогодных возможностей и значительного увеличения дальности за счет снижения массы будут доработаны корпус, навигационное оборудование, бортовой процессор и радиолокационная ГСН. Снижение массы достигнуто за счет широкого применения композиционных материалов и других неназванных компонентов. По данным компании Saab, новая конструкция ракеты следующего поколения позволит в будущем проводить модернизации. Новые ракеты, Rb3+ Mk15 для корветов Visby и Rb 15F-ER (Extended Range - увеличенная дальность) для истребителей Gripen E, будут поставляться небольшими партиями и заступят на боевое дежурство, начиная с середины 2020-х годов. Контрактом на совместное производство компаниями Saab и Diehl Defence также предусматривается финансирование мероприятий по продлению срока службы существующих корабельных RBS15 Мк2 и авиационных ракет RBS15F. Нынешний вариант RBS15 Мк3, продвигаемый двумя компаниями, находится в производстве и состоит на вооружении флотов Германии, Польши и Швеции; по сообщениям он был продан Алжиру для новых фрегатов Meko 200AN алжирского флота. Всепогодная самонаводящаяся ПКР RBS15 Мк3 полетной массой 660 кг и длиной 4,35 метра имеет дальность действия более 250 км. Ракета, запускаемая с помощью стартового ускорителя, оснащена радиолокационной ГСН высокого разрешения со встроенной системой защиты от средств радиоэлектронного подавления. Наведение осуществляется либо по загоризонтному целеуказанию, либо по меняющейся траектории с множеством промежуточных точек. Осколочно-фугасная боеголовка массой 200 кг инициируется взрывателем либо в дистанционном режиме, либо в ударном с задержкой.


Последний контракт на семейство ракет Exocet компания MBDA получила в июне 2016 года от ВМС Катара на нераскрываемое количество для вооружения его новых кораблей постройки итальянской верфи Fincantieri и новых комплексов береговой обороны производства MBDA. Европейская группа работает над совершенствованием системы наведения ракет для прорыва современной обороны противника

Задуманная как мультиплатформенная ракета, запускаемая с кораблей, вертолетов, истребителей и комплексов береговой обороны, ракета Marte Extended Range (ER) стала разрабатываться компанией MBDA Italia быстрее после заключенного в сентябре 2016 года контракта с Катаром. Marte ER представляет собой противокорабельную управляемую систему вооружения средней дальности, предназначенную для работы по целям в открытом море и в береговой зоне. Она оснащена одним подфюзеляжным воздухозаборником и турбореактивным двигателем Williams International, позволяющим достичь дальности «существенно больше» 100 км, ракета имеет длину 3,6 метра и диаметр 0,32 метра. Комплект навигации и наведения позволяет на конечном участке траектории выполнять улучшенные маневры уклонения. При разработке мобильного комплекса береговой обороны широко использовано оборудование для корабельного варианта Marte Mk2/N, включая такую же пусковую установку и технологию управления пуском, при этом в его работе используется разработанная MBDA сетецентрическая система командования и управления, в состав которой входит также беспилотник поиска и целеуказания. Разработка морской/береговой ракеты Marte ER идет согласно графику с датой принятия на вооружение 2020 год. В то же время компания MBDA работает над вариантом Marte ER воздушного базирования, который был официально запрошен Кувейтом в качестве основного противокорабельного вооружения истребителя Eurofighter Typhoon. Авиационное подразделение компании Leonardo и фирма MBDA начали совместный этап технико-экономического обоснования с целью оценки возможности интеграции ракеты в платформу Typhoon.


Программа Marte ER идет полным ходом, срок поступления на вооружение намечен на 2020 год. Вариант воздушного базирования из семейства ракет Marte ER предлагается для платформы Eurofighter Typhoon в качестве основного противокорабельного вооружения. Возможности Marte ER обусловлены требованиями итальянских ВВС и экспортного рынка, в частности стран Персидского залива

Этот этап продолжительностью 18 месяцев станет первым в программе полномасштабной интеграции, согласованной двумя этими компаниями. Возможности ракеты Marte ER определяются требованиями итальянских ВВС и зарубежных заказчиков, в частности из стран Персидского залива, где, учитывая региональную нестабильность, ракета Marte ER может показать весь свой потенциал в борьбе с быстроходными боевыми катерами, корветами и фрегатами, поскольку с одной платформы можно произвести пуск одновременно шести ракет для прорыва любой продвинутой вражеской обороны. Вариант для истребителя отличается от вертолетного, корабельного и наземного вариантов. Они все оснащены центральными складывающимися крыльями, а вариант для истребителя отличается фиксированными центральными крыльями и отсутствием стартового двигателя. Новая ракета имеется хороший потенциал для дальнейшего совершенствования. Компания MBDA уже работает над внедрением новых технологий, включая систему наведения, головку самонаведения и боевую часть.

Существующие и перспективные технологии для Marte ER, как ожидается, сформируют основу противокорабельной системы вооружения нового поколения для итальянского флота, выпустившего новые требования по разработке перспективной ракеты, которая по графику должна начаться в 2018 году. Эта программа, получившая обозначение Otomat Mk2 Block IV/Teseo Mk2/A и реализуемая компанией MBDA Italia, позволит Италии сохранить важнейшие компетенции и технологии и более чем 40-летний опыт в сфере разработки и производства противокорабельных ракет.

Продолжение следует...
Автор:
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. nikoliski
    nikoliski 20 апреля 2018 06:09
    0
    Из статьи понял одно-что боевому кораблю в случае войны без самых современных средств ПВО( а лучше ордера истребителей прикрытия)вообще лучше не соваться никуда, иначе корабль стоимостью в сотни лямов зелени утопят парой-тройкой дешевых ПКР( как было с британским эсминцем, который сгорел после попадания всего лишь одного "Экзосета" с аргентинского штурмовика.)
    1. Сергей985
      Сергей985 20 апреля 2018 07:18
      +1
      ПВО у англичан тогда была никакая. Аргентинцы прямо к кораблям прорывались спокойно, свободнопадающие бомбы сбрасывали(из за проблем с взрывателями, можно сказать "муляжи" кидали).
    2. Magic Archer
      Magic Archer 20 апреля 2018 07:30
      0
      Кстати,по поводу Экзосета.Самое смешное заключалось в том что ракета утопившая английский эсминец,НЕ ВЗОРВАЛАСЬ!)))Она просто проделала дыру в нём а остатки топлива вызвали пожар,в результате которого корабль затонул!Вот и задумываешься после этого а может и правда,Капцов прав?!)))
      1. Помидоров
        Помидоров 25 апреля 2018 20:05
        +1
        Там ничего смешного нет. Просто феерически драматическое стечение обстоятельств.
        Корабль вёл переговоры с Лондоном. Отключили РЛС чтобы избежать помех.
        Ракета попала в машинное отделение, взорвались цистерны. От взрыва боеголовки ущерб был бы меньше. Вышли из строя генераторы - пожарные насосы умерли. Корабль построили с массой пожароопасных материалов.
        Ну и мастерская работа аргентинского пилота. Все эксперты ему поставили высшую оценку.
    3. Бар1
      Бар1 20 апреля 2018 08:09
      +4
      на фоне этой ракетной вакханалии решение МО принять концепцию отказа от строительства эсминцев в пользу малых кораблей,выглядит не совсем идиотским.
      1. Сергей985
        Сергей985 20 апреля 2018 08:35
        +4
        Это вынужденная мера, денег нет.
    4. Дырокол
      Дырокол 20 апреля 2018 08:27
      0
      Цитата: nikoliski
      Из статьи понял одно-что боевому кораблю в случае войны без самых современных средств ПВО( а лучше ордера истребителей прикрытия)вообще лучше не соваться никуда

      Не совсем. Пассивные средства защиты зачастую эффективнее зрк. Не так давно хути пытались китайскими ПКР атаковать американские корабли но безуспешно, часть сбили, но большинство улетели в никуда благодаря использованию помех и ложных целей Нулка
      1. KaPToC
        KaPToC 20 апреля 2018 20:36
        0
        Цитата: Дырокол
        Пассивные средства защиты зачастую эффективнее зрк.

        Только если они на два поколения новее ПКР.
    5. Kyzmich
      Kyzmich 22 апреля 2018 17:02
      0
      А меня всегда приследовал вопрос: а вот наличие большого количества своихЛА в воздухе не создает проблемы корабельной ПВО?
      Ведь скорость ПКР 1500км/час .
      А это полторы -две минуты из под радиогоризонта.
      Палундра неуспеешь крикнуть
  2. g1washntwn
    g1washntwn 20 апреля 2018 07:26
    0
    На последнем фото аплодирую технику который думает, что удержит ракету в 310 кг :) Скорее всего, это макеты для выставки.
    1. konstantin68
      konstantin68 20 апреля 2018 09:21
      0
      Он ее просто обнял. laughing
    2. TIT
      TIT 21 апреля 2018 10:13
      +1
      ракета уже прицеплена и они её либо центруют( крепт в распоры ) , может чеку вставляют или наоборот ,

      работают одним словом
  3. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 20 апреля 2018 07:36
    +5
    Ну,тут "ясно-понятно"... Ещё в конце 20 века в НАТО была разработана концепция развития ПКР,основными аспектами которой являются : 1.мультиплатформенное (многосредное) базирование;2.многорежимность наведения;3.корректировка режима полёта;4. наличие режима маневрирования;5."дальнобойность"... Этой концепции в НАТО и придерживаются до сих пор.Всё это-в "рамках" современной военной доктрины ведения войн.Для нас.главное:а как у нас ? В России так же начинают следовать той же концепции,хотя бывает и не без проблем.(То ПКР корабельного базирования не "годится" для авиационного...;а ПКР авиационного базирования может использоваться ограниченном числом типов (1-2...) Но всё же "лёд тронулся..." !
    К примеру, ПКР Х-35..Эта ПКР-мультиплатформенного базирования:корабли,береговые ПУ,самолёты.вертолёты.Правда,на 100% Х-35 пока не соответствует всем требованиям концепции развития ПКР для начала 21-го века ,но во многом...,имея также потенциал для дальнейшего развития в рамках современной концепции . Этот потенциал по-степенно реализуется... Опять же,есть примеры :1.Х-35>дальность до 130 км;без коррекции на траектории;однорежимная радиолокационная ГСН .2.Х-35УЭ>дальность до 260 км ;спутниковая коррекция на траектории;многорежимная система наведения : активно-пассивная радиолокационная ГСН (опционально-тепловизионная...) ....Как-то читал,что имеется программа дальнейшей модернизации ПКР Х-35...(правда,в статье ограничивались общими фразами...поэтому,и я не распространяюсь...)
    1. Romario_Argo
      Romario_Argo 20 апреля 2018 12:33
      +3
      дозвуковые ПКР для не защищенных целей типа УДК, Корветы
      сверхзвуковые ПКР типа П-800 для защищенных ПВО-ПРО типа Фрегаты с Астерами, Берки и Тикондероги с СМ-3/6
      гиперзвуковые ПКР типа Циркон для защищенных ПРО, ну а это на перспективу (!) видимо те же Берки и Тикондероги с Зумвальтами
  4. spech
    spech 20 апреля 2018 08:09
    +1
    Модернизированные ракеты семейства Exocet прекрасно справляются с новейшими системами ПВО противника.

    Когда и где справлялись ?
    ПС "на правах рекламы" добавить забыли hi
  5. Vard
    Vard 20 апреля 2018 08:29
    0
    У французских ПКР как были проблемы с взрывателями, так и остались... И представляется удар в борт не лучшее место для попадания... особенно если цель авианосец...
  6. тлауикол
    тлауикол 20 апреля 2018 08:31
    0
    интересно, почему NSM стартует воздухозаборником вверх, а в полете как положено ?
    1. Дырокол
      Дырокол 20 апреля 2018 11:23
      +1
      При полете над морем на низкой высоте 5-10 метров существует опасность попадания водяных брызг в воздухозаборник, что может привести к остановке двигателя, расположив его сверху норвежцы исключили такую опасность. С другой стороны другим ПКР это как то не мешает,либо они летают выше.
      1. тлауикол
        тлауикол 20 апреля 2018 12:13
        +1
        да ну как исключили, диаметр 30см всего ? скорее корабельные и самолетная модификации сильно различаются ?
      2. NIKNN
        NIKNN 20 апреля 2018 13:28
        +1
        Цитата: Дырокол
        При полете над морем на низкой высоте 5-10 метров существует опасность попадания водяных брызг в воздухозаборник, что может привести к остановке двигателя,

        Не спорю... но есть нюансы. Так например при аварии на борту А380 (можно посмотреть в серии Расследование авиакатастроф) Были повреждены цепи управления выключением двигателя, после посадки один двигатель выключить не смогли, обратились к разработчикам, те посоветовали направить в воздухозаборник брансбойт из пожарных машин... Увы усилия оказались напрасными belay двигатель не реагировал на воду... request , по моему (не помню точно) удалось остановить пеной из тех же пожарных машин... request smile
      3. TIT
        TIT 21 апреля 2018 10:26
        0
        https://www.youtube.com/watch?v=uZQ5JyGXTI4
  7. тлауикол
    тлауикол 20 апреля 2018 08:48
    +2


    Алжирцы RBS 15 еще год назад протестировали. У нас статьи медленнее пишут, чем на западе корабли строят recourse
  8. Оператор
    Оператор 20 апреля 2018 09:13
    0
    Какие то они все отсталые эти европейские ПКР, современный тренд - такой форм-фактор ракеты, который позволяет вписать её в наименьшую квадратуру круга, образованную корпусом ракеты со сложенными крыльями.

    Это требование является актуальным как для размещения ПКР в универсальных корабельных ШПУ, так и во внутренних отсеках самолетов 5 поколения.
  9. san4es
    san4es 20 апреля 2018 10:43
    +3
    hi ...разработки противокорабельных ракет
  10. Zakonnik
    Zakonnik 20 апреля 2018 21:04
    0
    зачем Франции ПКР? они же вроде мирная страна (ржу нимагу, после всего, что они натворили). с кем они воевать собрались? у кого из их противников есть флот? или они наш фло противником считают???