Бронеавтомобиль Bukowski (Польша)

7
За лето 1920 года Красная Армия сумела отвоевать территории, захваченные Польской Республикой, а затем перешла в наступление и дошла до Варшавы. Вследствие успешных действий советских бойцов Польша понесла самые серьезные потери в военной технике, которые следовало срочно компенсировать. Оптимальным методом этого являлось строительство импровизированных бронеавтомобилей. Пожалуй, самым интересным образцом такого рода стал броневик Bukowski.

Видя актуальные проблемы, львовский гарнизон польских вооруженных сил в инициативном порядке начал разработку новых бронемашин, которые можно было бы построить, что называется, здесь и сейчас. Автором идеи стал полковник Чеслав Манчинский. Реализовывать проект должны были сотрудники автомобильной службы гарнизона г. Львов. Используя доступные компоненты, материалы и агрегаты, они должны были в кратчайшие сроки представить готовый бронеавтомобиль, способный защитить экипаж и атаковать противника пулеметным огнем.



Работы в рамках нового проекта возглавили начальник автомобильной службы майор В. Оссоря-Буковский и майор В.М. Кохманн-Флорианский. Кроме того, заметный вклад в проект внесли другие польские военнослужащие. Так, броневой корпус оригинальной конструкции изготовили военные инженеры сержанты Юзеф Кузилек и Юлиан Лесков. На определенном этапе броневик получил собственное имя. Его назвали в честь главного конструктора – Bukowski.

Бронеавтомобиль Bukowski (Польша)
Броневик Bukowski. Даже на некачественном фото видна оригинальная конструкция защищенного корпуса


В начале лета 1920 года львовский гарнизон не располагал крупными ресурсами, и потому новый бронеавтомобиль планировалось строить исключительно из доступных комплектующих. В качестве основы для него выбрали имеющееся грузовое автомобильное шасси. На него следовало установить броневой корпус специфической архитектуры. Именно эта конструкция и привела к тому, что броневик «Буковский» стал, пожалуй, самым интересным польским образцом своего класса.

После окончания Первой мировой войны на польских складах оказалось значительное количество немецких пехотных окопных бронещитков. Такой щиток представлял собой выгнутую броневую пластину с небольшой амбразурой в центре. Для дополнительной защиты пользователя отверстие прикрывалось подвижной крышкой. Собственное производство брони в Львове отсутствовало, и специалисты автомобильной службы решили защитить новую боевую машину незначительно переделанными пехотными щитками.

Основой броневика Bukowski стал двухосный коммерческий грузовик Packard, приобретенный в прошлом у зарубежного поставщика. Эта машина имела грузоподъемность 3 т и была построена по классической схеме с прямоугольной рамой и передним размещением двигателя. Использованный «Паккард» не отличался высокими характеристиками, но В. Оссоря-Буковский и его коллеги просто не имели выбора и были вынуждены использовать только доступные компоненты.

Имеющаяся машина была укомплектована бензиновым двигателем мощностью всего 32 л.с. С двигателем соединялась механическая коробка передач, обеспечивавшая четыре скорости переднего хода и одну заднего. Связь коробки передач с задней ведущей осью реализовывалась через цепную передачу. Два моста оснащались зависимой подвеской на основе «традиционных» листовых рессор. Передние колеса были выполнены управляемыми. Было решено не переделывать колеса, имевшие спицованную конструкцию и литые бандажи-шины.

На раме шасси предлагалось устанавливать каркас, являвшийся основой для монтажа бронирования. Можно предположить, что малые размеры отдельных броневых пластин оказали весьма специфическое влияние на конструкцию такого каркаса. При этом его передняя часть, служившая основой капота двигателя, не нуждалась в большом числе деталей.

По имеющимся данным, лобовую часть корпуса прикрыли «настоящей» броней. Специально подготовленные катаные листы желаемой формы, имевшие толщину от 3 до 9 мм, монтировались на каркасе и образовывали короб. Капот получил вертикальный лобовой лист с треугольной верхней частью. В его центре предусматривались жалюзи для защиты радиатора. Вертикальные борта капота проходили параллельно деталям рамы, а их высота немного увеличивалась к задней части. Сверху двигатель прикрыли парой наклонных листов. В бортах располагались люки для обслуживания, оснащенные крышками из пехотных щитков.

Весь обитаемый отсек корпуса, отличавшийся большими размерами, прикрывался исключительно переработанными щитками немецкого производства. Передняя часть этого отсека получила расходящиеся борта, верхняя часть которых соединялась с «двускатной» поднимающейся крышей. Ниже уровня пола отсека предусматривались бортовые экраны, прикрывавшие раму грузовика. Боевое отделение оснастили прямоугольными бортами, размещенными с некоторым наклоном внутрь. Крыша состояла из двух наклонных панелей. Сзади корпус прикрывался вертикальным кормовым агрегатом. Нижние экраны обитаемого отсека обеспечивали защиту рамы и задних колес.

Основные детали бронирования условного отделения управления и задней обитаемой части корпуса были выполнены из имеющихся щитков. Так, борт боевого отделения состоял из четырех горизонтальных рядов, по восемь щитков в каждом. Схожую конструкцию имели крыша и корма. При изготовлении броневого корпуса амбразуры щитков сохраняли штатные подвижные заслонки, что придавало машине характерный внешний вид.


Боковая проекция машины


Броневик решили вооружить четырьмя пулеметами «Максим» винтовочного калибра с водяной системой охлаждения ствола. По задумке авторов проекта, экипаж «Буковского» должен был иметь возможность стрельбы в любом направлении без переноса оружия и разворота машины. Вследствие этого четыре пулеметные установки были размещены на всех основных деталях корпуса. Первую расположили в правой части лобового листа. Еще две находились в центре бортов, с некоторым сдвигом к корме. Кормовая пулеметная установка находилась на одном уровне с лобовой и так же была смещена к правому борту.

Каждая из четырех установок позволяла свободно обстреливать определенный сектор значительной ширины. Кроме того, была обеспечена возможность стрельбы с заметными углами возвышения, что было полезно в городе. При этом, по всей видимости, сектора обстрела разных пулеметов не перекрывались, оставляя некоторые мертвые зоны.

Боекомплект четырех пулеметов мог состоять из нескольких тысяч патронов. Боеприпасы в лентах предлагалось транспортировать в коробках на соответствующих полках и стеллажах внутри корпуса.

В экипаж бронеавтомобиля Bukowski следовало включать несколько человек. Один из них должен был управлять машиной, еще четверо отвечали за использование оружия. Также экипаж можно было дополнить командиром, наблюдателем и т.д. В некоторых источниках упоминается, что на борту броневика в отдельных операциях присутствовало до 7-8 человек.

Все члены экипажа должны были попадать в обитаемый отсек через единственную дверь в корме корпуса. Проем под нее имел размеры четырех щитков. В боевой обстановке его следовало закрывать парой распашных створок. В связи со спецификой конструкции базового грузовика дверь располагалась достаточно высоко над землей. По этой причине на нижнем экране корпуса установили небольшую подножку.

Механик-водитель мог следить за дорогой через небольшой лючок в лобовом листе. Кроме того, для наблюдения могли использоваться амбразуры бортовых щитков «отделения управления». Борт условного боевого отделения состоял из 32 броневых щитков, имевших собственные амбразуры. Три десятка небольших проемов можно было использовать для вентиляции, наблюдения или стрельбы из личного оружия. Естественно, в боевой обстановке неиспользуемые амбразуры следовало держать закрытыми. Несколько деталей крыши выполнили откидными – они выполняли функции дополнительных люков.

Броневик конструкции В. Оссоря-Буковского и В.М. Кохманна-Флорианского отличался достаточно большими размерами. Его общая длина составляла 6,5 м, ширина – 2 м, высота – 2,7 м. Боевая масса достигла 7 т и вплотную приблизилась к максимальным возможностям имеющегося шасси. По известным данным, сравнительно малая удельная мощность двигателя (не более 4,6 л.с. на тонну) позволяла разогнаться на шоссе лишь до 25-30 км/ч. Проходимость на пересеченной местности оставляла желать много лучшего.

По имеющимся данным, строительство броневика «Буковский» началось не позднее конца июня 1920 года. Уже в июле львовские специалисты, задействовав частную автомастерскую на улице Яновского, завершили сборку необычного образца. Можно предположить, что наиболее сложным этапом строительства стала сборка специфического броневого корпуса, преимущественно состоявшего из небольших металлических щитков. Вскоре после завершения строительства и проверок львовская автомобильная служба приступила к полноценной эксплуатации собственного броневика.


Вид на левый борт и корму. Солдат лично демонстрирует кормовые двери


14 августа бронеавтомобиль под командованием поручика Кружинского пополнил небольшую группу войск, которой предстояло защищать Львов от наступающей Красной Армии. Тем не менее, в этот период машине Bukowski так и не удалось поучаствовать в боевых действиях. По некоторым данным, броневик оставался в резерве и не привлекался к реальным боям.

Через пять дней броневик перебросили в район г. Буск, где держала оборону 6-я пехотная дивизия Войска Польского. Экипаж боевой машины должен был поддержать пехоту огнем и предотвратить наступление Красной Армии. В течение нескольких следующих дней «Буковский» участвовал в боях в разных районах вблизи Львова. Как можно судить по сохранившимся сведениям, бронеавтомобиль не смог оказать заметного влияния на ход сражений. 23 августа броневик участвовал в обороне села Пикуловице (ныне Пикуловичи) и получил серьезные повреждения.

Ремонт в условиях переднего края не представлялся возможным, и бронеавтомобиль отправили обратно в мастерские Львова. Достаточно быстро машина прошла ремонт, но, насколько известно, на фронт уже не вернулась. В силу тех или иных обстоятельств дальнейшую эксплуатацию такой техники в рамках реальных армейских операций посчитали невозможной и бесперспективной.

Согласно разным источникам, бронеавтомобиль Bukowski – единственная машина, построенная по необычному проекту из нестандартных комплектующих, – до конца Советско-польской войны оставалась в Львове. В 1921 году, после окончания боевых действий, ее восстановили и вернули в строй. Броневик был приписан к 6-му дивизиону бронеавтомобилей. В составе этого подразделения машина числилась в течение некоторого времени.

К моменту окончания войны Войско Польское успело построить не самые многочисленные, но вполне достаточные бронетанковые войска. Армия имела необходимое количество разнообразной бронетехники, и потому уже не нуждалась в импровизированных образцах кустарного производства. Как следствие, не позднее 1922-23 года броневик «Буковский» списали и отправили на разборку. Вернулось ли его шасси к исходной роли грузовой автомашины – неизвестно.

Главной предпосылкой к появлению бронеавтомобиля Bukowski стала необходимость максимально быстрого строительства какой-либо защищенной и вооруженной техники исключительно из доступных материалов. Автомобильная служба львовского гарнизона не располагала мощностями для производства полноценной брони, но имела солидный запас ненужных окопных щитков. Идея о применении необычных компонентов привела к появлению броневика специфического облика. Он не оставил заметного следа в истории или на полях сражений, но все же представляет интерес в качестве любопытного примера поиска решений в ограниченных условиях.

По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
https://dobroni.pl/
http://weu1918-1939.pl/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    21 апреля 2018 06:52
    Польский броневик из Львова....странно, что украинцы его еще своим не назвали. Есть у них такая традиция....
  2. +2
    21 апреля 2018 09:38
    Для 1920 года крайне убогая и отсталая конструкция
    1. 0
      21 апреля 2018 15:01
      Цитата: polpot
      Для 1920 года крайне убогая и отсталая конструкция

      Как поёт Алёна Апина:" Я его слепила из того что было". Поэтому и получилась такая неоднозначная конструкция.
  3. +3
    21 апреля 2018 09:56
    Так вот откуда сумрачный шумерский технический гений черпает своё вдохновение... what
  4. +3
    21 апреля 2018 10:12
    Спасибо!!!
    Очень интересная статья.
    Интересно было узнать о существовании такой техники.
  5. +2
    22 апреля 2018 23:57
    "Гроб с музыкой" -- другое название подобрать сложно. Взять, скажем, УАЗик, обвешать его бронежилетами, воткнуть пару пулемётов и объявить его БТРом. А он всё равно кем был тем и останется - просто автомобилем.
    Но свою роль в этой войне польские броневики всё же сыграли. Автор, говоря о том, что Красная армия дошла до Варшавы, "скромно" умалчивает о том, чем этот поход закончился. Я понимаю, что об этом не очень приятно писать, но помнить-то надо. Паны поляки вломили пану Тухачевскому по полной программе. Разгром был полный. В плен попали несколько тысяч наших солдат и никто из них не вернулся на родину. Все сгинули в польских лагерях! И об этом тоже надо бы помнить. А полякам про Катынь лучше бы помолчать -- цифры не сопоставимые. hi
  6. 0
    25 апреля 2018 06:54
    Мне это напоминает поделки народных умельцев из украинских карбатов.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»