Military Review

Famous Russian ethnographer and traveler Nikolai Nikolayevich Miklukho-Maclay

10
Exactly 130 years ago - April 14 of the year 1888 was passed away by the famous Russian ethnographer, biologist, anthropologist and traveler Nikolai Nikolayevich Miklukho-Maclay, who spent most of his life studying the indigenous people of Australia, Oceania and Southeast Asia, including the Papuans of the North the east coast of New Guinea, now called Maclay Coast (a section of the northeast coast of New Guinea Island between 5 and 6 ° southern latitude with a length of about 300 kilometers, between Astrolabia Bay and the Huon Peninsula). His research was highly appreciated during his lifetime. Considering his achievements, the birthday of Miklouho-Maclay, July 17, is unofficially celebrated in Russia as a professional holiday - the Day of the Ethnographer.


Nikolai Nikolayevich Miklukho-Maklai was born on July 17 of the year 1846 (July 5 old style) in the village of Rozhdestvensky (today it is the Yazykovo-Christmas Okulovsky municipal district of the Novgorod region) in the family of an engineer. His father, Nikolai Ilyich Miklukh, was a railroad worker. The mother of the future ethnographer was Ekaterina Semenovna Becker, she was the daughter of the hero of World War 1812. Contrary to a fairly common misconception, Miklouho-Maclay did not have any significant foreign roots. A common legend about the Scottish mercenary, Michael Maclay, who, after taking root in Russia, became the founder of the clan, was only a legend. The traveler himself came from a commoner Cossack family Miklukh. If we talk about the second part of the name, then for the first time he used it in the 1868 year, having signed the first scientific publication in German, “Rudiment of the swim bladder in selachians”. At the same time, historians have never been able to reach a common opinion about the reason why this double name Miklouho-Maclay arose. Arguing about his nationality, in the deathbed autobiography, the ethnographer pointed out that he was a mixture of elements: Russian, Germanic and Polish.

Surprisingly, at school the future ethnographer studied poorly enough, often skipping classes. As he confessed after 20 years, in the gymnasium, he missed lessons not only on ill health, but also simply from unwillingness to study. In the 4 class of the Second Petersburg Gymnasium, he spent two years, and in the 1860 / 61 school year he attended classes very rarely, missing a total of 414 lessons. The only grade “good” was in Miklukha in the French language, in the German language he was “satisfactory”, in the other subjects - “bad” and “mediocre”. While still a high school student, Miklouho-Maclay was imprisoned in the Peter and Paul Fortress, he was sent there with his brother for participating in a student demonstration, which was caused by the social and political upturn of 1861 of the year and was associated with the abolition of Serfdom in the country.

Famous Russian ethnographer and traveler Nikolai Nikolayevich Miklukho-Maclay
Photo of Nikolay Miklukha - student (up to 1866 year)

In Soviet times, the ethnographer’s biography indicated that he had been expelled from the gymnasium and then from the University of Maclay for being involved in political activities. But this is not true. The future famous traveler left the gymnasium of his own accord, but he simply could not be expelled from the university, as he was in it as a volunteer. He did not finish his studies in St. Petersburg, having left for Germany. In 1864, the future ethnographer studied at the Faculty of Philosophy of the University of Heidelberg, in 1865, at the Faculty of Medicine of the University of Leipzig. A year 1866 moved to Jena (university city in Germany), where the medical faculty studied the comparative anatomy of animals. As an assistant German naturalist Ernst Haeckel, he visited Morocco and the Canary Islands. In 1868, Miklouho-Maclay completed his studies at Jena University. During the first expedition to the Canary Islands, the future explorer studied the sea sponges, finding a new type of lime sponge as a result, naming it Guancha blanca in honor of the indigenous inhabitants of these islands. It is curious that from 1864 to 1869, from 1870 to 1882 and from 1883 to 1886 years Miklouho-Maclay lives outside of Russia, never staying in his homeland for more than one year.

In 1869, he made a trip to the Red Sea coast, the purpose of the trip was to study the local marine fauna. In the same year, he returned to Russia. The first scientific studies of the ethnographer were devoted to the comparative anatomy of sea sponges, the brain of sharks, as well as other issues of zoology. But during his travels Miklouho-Maclay made valuable geographical observations. Nikolai was inclined to believe that the cultural and racial attributes of the peoples of the world are shaped by the social and natural environment. In order to substantiate this theory, Miklouho-Maclay decided to take a long journey to the islands of the Pacific Ocean, here he was going to study the "Papuan race." At the end of October 1870, with the assistance of the Russian Geographical Society, the traveler had the opportunity to travel to New Guinea. Here he went on board the warship "Vityaz". His expedition was designed for several years.

20 September 1871 “Vityaz” landed Maclay on the northeast coast of New Guinea. In the future, this coastal area will be called Maclay Coast. Contrary to misconceptions, he did not travel alone, but accompanied by two servants - young men from the island of Niue named Boy, and the Swedish sailor Olsen. At the same time, with the help of the crew of the Vityaz, a hut was built, which became not only housing for Miklouho-Maklaya, but also a suitable laboratory. Among the local Papuans, he lived 15 months in 1871-1872, his tactful behavior and friendliness he managed to win their love and trust.

Corvette "Vityaz" under sail

But initially Miklouho-Maclay was considered among the Papuans not as a god, as is commonly believed, but quite the contrary, an evil spirit. The reason for this attitude was the episode on the first day of their acquaintance. Seeing the ship and the white people, the islanders thought it was Rotey, their great ancestor, who had returned. A large number of Papuans went on their boats to the ship in order to present gifts to the newcomer. On board the Viking, they were also well received and presented, but already on the way back from the ship they suddenly heard a cannon shot, so the crew saluted in honor of their arrival. However, with fear, the islanders literally jumped out of their own boats, threw gifts, and floated toward the shore, deciding that it was not Rotey who came to them, but the evil spirit of Buk.

The Papuan named Tui, who was bolder than the rest of the islanders and managed to make friends with the traveler, helped to change the situation further. When Miklouho-Maclay managed to cure Tui from being seriously injured, the Papuans accepted him into their society as an equal to him, including him in the local society. For a long time, Tui remained a translator and mediator of the ethnographer in his relations with other Papuans.

In 1873, Miklouho-Maclay visited the Philippines and Indonesia, and next year he visited the south-west coast of New Guinea. In 1874-1875, he once again traveled around the Malay peninsula, studying the local tribes of the Sakai and the Semang. In 1876, he traveled to Western Micronesia (Islands of Oceania), as well as Northern Melanesia (visiting various island groups in the Pacific). 1876 and 1877, he again visited the Maclay Coast. From here, he wanted to go back to Russia, but because of a serious illness, the traveler was forced to settle in Australian Sydney, where he lived until the 1882 year. Not far from Sydney, Nikolai founded Australia’s first biological station. In the same period of his life, he traveled to the islands of Melanesia (1879), and also inspected the southern coast of New Guinea (1880), and a year later, he visited 1881 a second time on the southern coast of New Guinea.

Miklouho-Maclay with Papuan Ahmat. Malacca, 1874 or 1875 year

It seems curious that Miklouho-Maclay was preparing the Russian protectorate over the Papuans. He made an expedition to New Guinea several times, drawing up the so-called “Maclay Coast Development Project”. His project provided for the preservation of the lifestyle of the Papuans, but at the same time declared the achievement of a higher level of self-government on the basis of existing local customs. At the same time, the Maclay Coast, according to his plans, was to receive a protectorate of the Russian Empire, becoming also one of the basing centers of the Russian fleet. But his project was not feasible. By the time of the third trip to New Guinea, most of his friends among the Papuans, including Thuja, had already died, at the same time, the villagers were mired in internecine conflicts, and Russian fleet officers who studied the local conditions concluded that the local coast was not suitable for deployment of warships. And already in 1885, New Guinea was divided among themselves by Great Britain and Germany. Thus, the question of the possibility of realizing the Russian protectorate over this territory was finally closed.

Miklouho-Maclay returned home after a long absence in 1882. After returning to Russia, he read a number of public reports on his travels to members of the Geographical Society. For his research, the society of amateurs of natural science, anthropology and ethnography awarded Nikolai a gold medal. After visiting the European capitals - Berlin, London and Paris, he acquainted the public with the results of his trips and studies. Then he again went to Australia, having been on the way for the third time to the Maclay Coast, this happened in 1883 year.

From 1884 to 1886, the traveler lived in Sydney, and in 1886, he returned to his homeland. All this time he was seriously ill, but he continued to prepare for the publication of his scientific materials and diaries. In the same year, 1886, he handed over to the Academy of Sciences in St. Petersburg all the ethnographic collections he collected from 1870 to 1885. Today, these collections can be seen in the Museum of Anthropology and Ethnography in St. Petersburg.

Maclay Maclay winter 1886 — 1887's. St. Petersburg

Returning to St. Petersburg traveler has changed a lot. As people who knew him noted, 40-year-old still young scientist sharply decrepit, weakened, his hair turned gray. The pain in the jaws reappeared, which intensified in February 1887, a tumor appeared. Doctors could not diagnose him and could not determine the cause of the disease. Only in the second half of the 20th century, doctors managed to remove the veil of secrecy from this issue. An ethnographer destroyed cancer with localization in the area of ​​the right mandibular canal. Exactly 130 years ago 14 on April 1888 of the year (April 2 old style) Nikolai Nikolayevich Miklukho-Maclay died, he was only 41 a year. The traveler was buried at the Volkov cemetery in St. Petersburg.

The most important scientific merit of the scientist was that he raised the question of the species unity and kinship of the existing human races. It was also he who first gave a detailed description of the Melanesian anthropological type and proved that it is very widespread on the islands of Southeast Asia and in Western Oceania. For ethnography, his descriptions of the material culture, economy and life of the Papuans and other peoples inhabiting the numerous islands of Oceania and Southeast Asia are of great importance. Many of the observations of the traveler, characterized by a high level of accuracy, and now remain almost the only materials on the ethnography of some of the islands of Oceania.

During the life of Nikolai Nikolaevich, more than 100 of his scientific works on anthropology, ethnography, geography, zoology, and other sciences were published, and he wrote more than 160 of such works. At the same time, during the life of a scientist, not one of his major works was published; they all appeared only after his death. So in 1923, the Miklouho-Maclay Journeys Diaries were first published, and still later, in 1950-1954, the collected works in five volumes.

Portrait of Miklouho-Maclay, made by K. Makovsky. Stored in Kunstkamera


The memory of the researcher and ethnographer is widely preserved not only in Russia, but throughout the world. His bust can now be found in Sydney, and in New Guinea, a mountain and a river are named after him, excluding the north-east coast, which is called the Maklay Coast. In 1947, the name Miklouho-Maclay was given to the Institute of Ethnography of the Academy of Sciences of the USSR (RAS). And comparatively recently, in 2014, the Russian Geographical Society established a special Golden Medal named after Nikolay Nikolayevich Miklukho-Maklai, as the highest award of the society for ethnographic research and travel. The fact that, in honor of its 150 anniversary of 1996, the year was proclaimed by UNESCO as Mikloukho-Maclay, then he was named a Citizen of the World, speaks about the world recognition of this researcher.

Based on materials from open sources.
Author:
10 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. heavy division
    heavy division April 14 2018 06: 21
    +4
    our classic is the discoverer.
    world star
    such people are born once every 100 years
  2. Korsar4
    Korsar4 April 14 2018 07: 32
    +1
    You really need to know what you want. At least that. Then the trace remains. And failure in the gymnasium is not an indicator at all. And the Australian wife, after the death of Miklouho-Maclay, until she published the diaries - and this is a lot of work - did not return to her homeland.
  3. Basil50
    Basil50 April 14 2018 08: 12
    +5
    Miklouho-Maclay tried to protect Aborigines from total extermination and this is known to many. Much less is known about the search for an ice-free base for the Pacific Fleet. The fact that Japan, where the fleet of RUSSIA was based, was brought to the war with RUSSIA by smart people even then.
    The extermination of Aboriginal people in Europe was considered almost an obligatory program for the development of colonies. Examples of America and Africa were too obvious. The islands of Madagascar and Tasmania were completely * cleared * of the natives * exemplary *. So the ethnographer tried at least somehow to protect the Papuans from extermination. Helped as best he could.
  4. maxim1987
    maxim1987 April 14 2018 12: 25
    +4
    as a child I had an illustrated book about him. I remember even crying when in the final of the book the Papuans shouted from the shore: "Come back to us Maclay, come back"!
  5. Bersaglieri
    Bersaglieri April 14 2018 18: 46
    +4
    And his brother died under Tsushima, commanding the Admiral Ushakov BBO
  6. Yak28
    Yak28 April 14 2018 19: 36
    +2
    Who is Nikolai Nikolaevich Miklouho-Maclay and what I was doing, I knew, but I saw him for the first time lol , for the article definitely +
  7. Antares
    Antares April 14 2018 20: 14
    +2
    Regarding the surname, the polemic is still (either the Scottish version, then the entry in the metric from Ukrainian, then some other)
    Yes, and his family is interesting, there are Cossacks, builders, officials ..
    Wonderful person. Having received a wide education (Russian, European + American), they even argue for Russia with Ukraine (his father was born in Ukraine and his mother lived in Kiev), although he is most appreciated and remembered in Australia.
    This is a world scientist. His works are the heritage of mankind.
    Our only monument to the great man and the museum are in the estate of his mother (Malin)
  8. wax
    wax April 14 2018 20: 54
    +1
    In 1990-1993, the publishing house "Science" published a 6-volume (in 7 books) collected works of Miklouho-Maclay.
    1. Korsar4
      Korsar4 April 14 2018 23: 59
      0
      I bought several volumes at that time in the Academic Book.
  9. Aviator_
    Aviator_ April 15 2018 10: 10
    0
    I remember there was a black and white movie about him, I watched it in childhood. Unique person.

Знаменитый русский этнограф и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Ровно 130 лет назад – 14 апреля 1888 года ушел из жизни знаменитый русский этнограф, биолог, антрополог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай, большую часть своей жизни посвятивший изучению коренного населения Австралии, Океании и Юго-Восточной Азии, в том числе папуасов северо-восточного побережья Новой Гвинеи, называемого сегодня Берегом Маклая (участок северо-восточного побережья острова Новая Гвинея между 5 и 6° южной широты протяженностью порядка 300 километров, между заливом Астролябия и полуостровом Хуон). Его исследования были высоко оценены еще при жизни. Учитывая его заслуги, день рождения Миклухо-Маклая 17 июля неофициально отмечается в России как профессиональный праздник – День этнографа.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 года (5 июля по старому стилю) в селе Рождественском (сегодня это Языково-Рождественское Окуловского муниципального района Новгородской области) в семье инженера. Его отец Николай Ильич Миклуха был железнодорожником. Мать будущего этнографа звали Екатерина Семёновна Беккер, она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года. Вопреки достаточно распространенному заблуждению, Миклухо-Маклай не имел каких-то существенных иностранных корней. Распространенная легенда о шотландском наемнике Микаэле Маклае, который, прижившись в России, стал основателем рода, была лишь легендой. Сам путешественник происходил из незнатного казачьего рода Миклух. Если же говорить о второй части фамилии, то впервые он использовал ее в 1868 году, подписав так первую научную публикацию на немецком языке «Рудимент плавательного пузыря у селахий». При этом историки так и не смогли прийти к единому мнению о том, по какой причине возникла эта двойная фамилия Миклухо-Маклай. Рассуждая о своей национальности, в предсмертной автобиографии этнограф указывал на то, что он представляет собой смесь элементов: русского, германского и польского.

Удивительно, но в школе будущий этнограф учился достаточно плохо, часто пропуская занятия. Как он признавался спустя 20 лет, в гимназии он пропускал уроки не только по нездоровью, но и просто от нежелания учиться. В 4-м классе Второй Петербургской гимназии он провел два года, причем в 1860/61 учебном году посещал занятия очень редко, пропустив в общей сложности 414 уроков. Единственная оценка «хорошо» была у Миклухи по французскому языку, по немецкому языку у него стояло «удовлетворительно», по остальным предметам – «худо» и «посредственно». Еще будучи гимназистом Миклухо-Маклай оказался заключенным в Петропавловскую крепость, его отправили туда вместе с братом за участие в студенческой манифестации, которая была вызвана общественно-политическим подъемом 1861 года и была связана с отменой в стране Крепостного права.


Знаменитый русский этнограф и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
Фотография Николая Миклухи — студента (до 1866 года)

В советское время в биографии этнографа указывалось, что из гимназии, а затем и из университета Миклухо-Маклая отчислили за участие в политической деятельности. Но это неправда. Гимназию будущий знаменитый путешественник покинул по собственному желанию, а из университета его просто не могли отчислить, так как он находился в нем на правах вольнослушателя. Он не закончил учебу в Санкт-Петербурге, уехав в Германию. В 1864 году будущий этнограф учился на философском факультете Гейдельбергского университета, в 1865 году – на медицинском факультете Лейпцигского университета. А 1866 году перебрался в Йену (университетский город в Германии), где на медицинском факультете занимался изучением сравнительной анатомии животных. В качестве ассистента немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля он посетил Марокко и Канарские острова. В 1868 году Миклухо-Маклай закончил обучение в Йенском университете. Во время первой экспедиции на Канарские острова будущий исследователь изучал морские губки, обнаружив в результате новый вид известковой губки, назвав ее Guancha blanca в честь коренных обитателей данных островов. Любопытно, что с 1864 по 1869, с 1870 по 1882 и с 1883 по 1886 годы Миклухо-Маклай проживает за пределами России, никогда не оставаясь на своей родине больше чем на один год.

В 1869 году он совершил путешествие на побережье Красного моря, целью путешествия было исследование здешней морской фауны. В том же году он вернулся назад в Россию. Первые научные исследования этнографа были посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул, а также иным вопросам зоологии. Но во время своих путешествий Миклухо-Маклай проводил и ценные географические наблюдения. Николай склонялся к версии о том, что культурные и расовые признаки народов мира формируются под влиянием социальной и природной среды. Для того чтобы обосновать данную теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять дальнее путешествие на острова Тихого океана, здесь он собирался изучить «папуасскую расу». В конце октября 1870 года при содействии со стороны Русского географического общества путешественник получил возможность выехать в Новую Гвинею. Сюда он отправился на борту военного судна «Витязь». Его экспедиция была рассчитана на несколько лет.

20 сентября 1871 года «Витязь» высадил Маклая на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. В будущем данный район побережья назовут Берегом Маклая. Вопреки ошибочным представлениям, он путешествовал не в одиночку, а в сопровождении двух слуг – юноши с острова Ниуэ по кличке Бой и шведского матроса Ольсена. При этом при помощи членов экипажа «Витязя» была сооружена хижина, ставшая для Миклухо-Маклая не только жильем, но и подходящей лабораторией. Среди местных папуасов он прожил 15 месяцев в 1871-1872 годах, своим тактичным поведением и дружелюбием он сумел завоевать их любовь и доверие.

Корвет «Витязь» под парусами

Но первоначально Миклухо-Маклай считался среди папуасов не богом, как принято считать, а совсем наоборот, злым духом. Причиной такого отношения к нему стал эпизод в первый день знакомства. Увидев корабль и белых людей, островитяне подумали, что это вернулся Ротей – их великий предок. Большое количество папуасов отправились на своих лодках к кораблю, для того чтобы преподнести прибывшему подарки. На борту «Викинга» их также хорошо приняли и одарили, однако уже на обратном пути с борта корабля вдруг раздался пушечный выстрел, так экипаж салютовал в честь своего прибытия. Однако островитяне со страха буквально повыпрыгивали из собственных лодок, бросили подарки и вплавь устремились к берегу, решив, что к ним явился не Ротей, а злой дух Бука.

Переменить ситуацию в дальнейшем помог папуас по имени Туй, который был смелее остальных островитян и сумел подружиться с путешественником. Когда Миклухо-Маклаю удалось вылечить Туя от тяжелого ранения, папуасы приняли его в свое общество, как равного себе, включив в местный социум. Туй же длительное время оставался переводчиком и посредником этнографа в его отношениях с другими папуасами.

В 1873 году Миклухо-Маклай посетил Филиппины и Индонезию, а уже в следующем году побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. В 1874-1875 годах он вновь дважды путешествовал по полуострову Малакка, изучая местные племена сакаев и семангов. В 1876 году совершил путешествие в Западную Микронезию (острова Океании), а также Северную Меланезию (посетив, различные островные группы в Тихом океане). 1876 и 1877 годах он снова побывал на Берегу Маклая. Отсюда он хотел вернуться назад в Россию, однако из-за тяжелой болезни путешественник вынужден был поселиться в австралийском Сиднее, где проживал до 1882 года. Недалеко от Сиднея Николай основал первую в Австралии биологическую станцию. В этот же период своей жизни он совершил поездку по островам Меланезии (1879), а также осмотрел южный берег Новой Гвинеи (1880), а спустя год – в 1881 он второй раз побывал на южном побережье Новой Гвинеи.

Миклухо-Маклай с папуасом Ахматом. Малакка, 1874 или 1875 год

Любопытным представляется тот факт, что Миклухо-Маклай занимался подготовкой российского протектората над папуасами. Он несколько раз осуществлял экспедицию в Новую Гвинею, составив так называемый «проект развития Берега Маклая». Его проект предусматривал сохранение уклада жизни папуасов, но одновременно с этим декларировал достижение более высокой ступени самоуправления на основе уже имеющихся местных обычаев. При этом Берег Маклая, по его планам, должен был получить протекторат Российской империи, став также одним из пунктов базирования российского флота. Но его проект оказался неосуществимым. К моменту третьего путешествия в Новую Гвинею большинство его друзей среди папуасов, включая Туя, уже умерли, одновременно с этим жители деревень погрязли в междоусобных конфликтах, а офицеры русского флота, которые изучили местные условия, сделали заключение о том, что местное побережье не подходит для размещения военных кораблей. А уже в 1885 году Новую Гвинею разделили между собой Великобритания и Германия. Таким образом, вопрос о возможности реализации российского протектората над этой территорией был закрыт окончательно.

Миклухо-Маклай вернулся на родину после длительного отсутствия в 1882 году. После возвращения в Россию он прочел некоторое количество публичных докладов о своих путешествиях перед членами Географического общества. За его исследования общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило Николаю золотую медаль. Посетив затем европейские столицы – Берлин, Лондон и Париж, он знакомил публику с результатами своих поездок и проведенных исследований. Затем он вновь отправился в Австралию, побывав по пути уже в третий раз на Берегу Маклая, это произошло в 1883 году.

С 1884 по 1886 годы путешественник жил в Сиднее, а в 1886 году снова вернулся на родину. Все это время он тяжело болел, но при этом продолжал заниматься подготовкой к публикации своих научных материалов и дневников. В том же 1886 году он передал Академии наук в Петербурге все собранные им с 1870 по 1885 год этнографические коллекции. Сегодня эти коллекции можно увидеть в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.

Миклухо-Маклай зимой 1886—1887 годов. Санкт-Петербург

Вернувшийся в Петербург путешественник сильно изменился. Как отмечали знающие его люди, 40-летний еще молодой ученый резко одряхлел, ослаб, его волосы стали седыми. Вновь проявили себя боли в челюсти, которые усилились в феврале 1887 году, появилась опухоль. Врачи не могли поставить ему диагноз и не могли определить причину болезни. Лишь во второй половине XX века медики сумели снять завесу тайны с этого вопроса. Этнографа погубил рак с локализацией в области правого нижнечелюстного канала. Ровно 130 лет назад 14 апреля 1888 года (2 апреля по старому стилю) Николай Николаевич Миклухо-Маклай скончался, ему был всего 41 год. Похоронен путешественник был на Волковском кладбище в Петербурге.

Самой главной научной заслугой ученого стало то, что он поставил вопрос о видовом единстве и родстве существующих человеческих рас. Также именно он впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал, что он очень широко распространен на островах Юго-Восточной Азии и в Западной Океании. Для этнографии огромное значение представляют его описания материальной культуры, хозяйства и быта папуасов и других народов, населяющих многочисленные острова Океании и Юго-Восточной Азии. Многие наблюдения путешественника, отличающиеся большим уровнем точности, и в настоящее время остаются практически единственными материалами по этнографии некоторых островов Океании.

При жизни Николая Николаевича было опубликовано более 100 его научных работ по антропологии, этнографии, географии, зоологии и иным наукам, всего же он написал более 160 таких работ. В то же время при жизни ученого не было опубликовано ни одной его крупной работы, все они появились лишь после его смерти. Так в 1923 году впервые вышли Дневники путешествий Миклухо-Маклая, а еще позднее – в 1950-1954 годах собрание сочинений в пяти томах.

Портрет Миклухо-Маклая, выполненный К. Маковским. Хранится в Кунсткамере


Память исследователя и этнографа широко сохранена не только в России, но и по всему миру. Его бюст можно сегодня встретить и в Сиднее, а в Новой Гвинее в его честь названы гора и река, без учета участка северо-восточного побережья, который носит название Берег Маклая. В 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено институту этнографии АН СССР (РАН). А сравнительно недавно в 2014 году Российским географическим обществом была учреждена специальная Золотая медаль имени Николая Николаевича Миклухо-Маклая, как высшая награда общества за этнографические исследования и путешествия. О мировом признании данного исследователя говорит и тот факт, что в честь его 150-летия 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Миклухо-Маклая, тогда же он был назван Гражданином мира.

По материалам из открытых источников.
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. тяжелый дивизион 14 апреля 2018 06:21
    +4
    наш классик - первооткрыватель.
    звезда мирового масштаба
    такие люди рождаются раз в 100 лет
  2. Korsar4 Офлайн
    Korsar4 14 апреля 2018 07:32
    +1
    По настоящему надо знать, чего хочешь. Хоть этим. Тогда след и остаётся. И неуспехи в гимназии - совсем не показатель. И еще жена-австралийка, после смерти Миклухо-Маклая, пока дневники не издала - а это большая работа - на родину не возвращалась.
  3. василий50 Онлайн
    василий50 14 апреля 2018 08:12
    +5
    Миклухо-Маклай старался защитить аборигенов от поголовного истребления и это многим известно. Гораздо меньше известно про поиски незамерзающей базы для Тихоокеанского флота. То что Японию, где базировался флот РОССИИ, доведут до войны с РОССИЕЙ умные люди понимали уже тогда.
    Истребление аборигенов в европах считали чуть ли не обязательной программой по освоению колоний. Примеры Америки и Африки был слишком наглядны. Острова Мадагаскар и Тасмания были полностью *очищены* от аборигенов *образцово-показательно*. Вот и старался этнограф хоть как то но защитить папуасов от истребления. Помогал как мог.
  4. максим1987 Офлайн
    максим1987 14 апреля 2018 12:25
    +4
    в детстве у меня была про него иллюстрированная книжка. Помню даже плакал, когда в финале книги папуасы кричали с берега: "Возвращайся к нам Маклай, возвращайся"!
  5. Bersaglieri Офлайн
    Bersaglieri 14 апреля 2018 18:46
    +4
    А брат его погиб при Цусиме, командуя ББО "Адмирал Ушаков"
  6. Yak28 Онлайн
    Yak28 14 апреля 2018 19:36
    +2
    Кто такой Николай Николаевич Миклухо-Маклай и чем занимался я знал,но фото его увидел впервые lol ,за статью однозначно +
  7. Антарес Офлайн
    Антарес 14 апреля 2018 20:14
    +2
    По поводу фамилии полемика до сих пор(то шотландская версия, то запись в метрике с украинского, то еще какая то)
    Да и род у него интересный-там и казаки,строители, чиновники..
    Замечательный человек.Получивший широкое образование(российское, европейское+американское), за него даже спорят РФ с Украиной (его отец родился на Украине, а мать жила в Киеве) хотя его больше всего ценят и помнят в Австралии.
    Это мировой ученый. Его труды-наследие человечества.
    Единственный у нас памятник великому человеку и музей находятся в имении его матери(Малин)
  8. вакса Офлайн
    вакса 14 апреля 2018 20:54
    +1
    В 1990-1993 годах в издательстве "Наука" вышло 6-томное (в 7 книгах) собрание сочинений Миклухо-Маклая.
    1. Korsar4 Офлайн
      Korsar4 14 апреля 2018 23:59
      0
      Несколько томов ещё в то время в Академкниге покупал.
  9. Авиатор_ Офлайн
    Авиатор_ 15 апреля 2018 10:10
    0
    Помню, было чёрно-белое кино про него, в детстве смотрел. Уникальный человек.