Тайны «Лейтенанта Зацаренного»

Тайны «Лейтенанта Зацаренного»


На дне Черного моря недалеко от острова Змеиный подводными археологами был обнаружен корабль. Это был «Лейтенант Зацаренный». Судно затонуло 30 июня 1917 года, подорвавшись на немецкой мине. Чем же примечателен это корабль?

Строительство эсминца «Лейтенант Зацаренный» было начато в 1906 году в Николаеве на заводе «Наваль» и осуществлялось в рамках судостроительной программы 1903-1923 годов. Эта программа предполагала создание четырех 350-тонных кораблей с целью доведения численности эсминцев императорского флота до 20 судов.


Но Русско-японская война продемонстрировала значительное количество недостатков эсминцев подобного типа, поэтому возникла необходимость во внесении немедленных корректировок в сам проект. Так, в ноябре 1904 года было принято решение об увеличении водоизмещения кораблей до 570 тонн, таким образом, переводя их в класс минных крейсеров.

За основу нового судна был взят минный крейсер «Всадник». По его типу были разработаны чертежи, в которых предусматривалось увеличение размеров, большие объемы топлива и, соответственно, большая дальность плавания. До октября 1907 года «Лейтенант Зацаренный» относился к минным крейсерам, но ко времени спуска на воду он был переквалифицирован как эскадренный миноносец.

Свое название корабль получил от имени одного из героев русско-турецкой войны, Зацаренного Измаила Максимовича – российского морского офицера, капитана второго ранга. Он окончил Морское училище и в 1870 году отправился к устью Амура, где проходил службу на судах «Абрек», «Богатырь» и «Витязь». В 1872 году был возведен в чин мичмана. Спустя два года снова вернулся на Балтийское море. По окончании в 1877 году Минного класса добровольно направился на Черное море, где в самом разгаре была русско-турецкая война. Его заслуги в эти годы неоценимы – именно благодаря ему применение минного оружия русскими войсками было успешным. Офицер занимал многие должности, в частности, начальника рейдовой минной партии, старшего офицера «Дмитрия Донского», командира монитора «Броненосец». Измаил Зацаренный был награжден орденом Святого Георгия четвертой степени, а также получил Золотое оружие «За храбрость».

Миноносец «Лейтенант Зацаренный» был принят в строй согласно указу И.Г.Васильева (капитана первого ранга, начальника дивизиона эскадренных миноносцев) 3 октября 1909 года. Кроме него в дивизион также вошли «Капитан Сакен», «Лейтенант Шестаков» и «Капитан-лейтенант Баранов».
Когда началась Первая мировая война, эсминец был отправлен на капитальный ремонт механизмов и корпуса. Кроме уже имеющихся двух 120-миллиметровых орудий были установлены также две 47-миллиметровых пушки. Было увеличено и количество мин заграждения (их стало 50), а также была увеличена мощность радиостанции в два раза.

За годы войны эсминец принимал участие в операциях на Анатолийских коммуникациях турок, находился на блокадной службе возле Зонгулдака, участвовал в обстрелах укреплений и портовых сооружений, осуществлял прикрытие действий других сил флота, проводил высадки диверсионных групп и принимал участие в конвоировании транспорта с войсками Кавказского фронта.

В 1916 году принимал участие в Трапезундской наступательной операции. В 1917 году судно стало кораблем-флагманом князя Н.С.Путятина.

23 июня 1917 года в устье Дуная было выставлено 70 мин германо-турецким крейсером «Бреслау». После этого был обстрелян маяк и радиостанция острова Федониси. Более того, на острове высадился десант, и 11 человек из островного гарнизона попали в плен. По возвращении назад «Бреслау» поставил еще 10 мин недалеко от острова, которые в итоге не были обнаружены.

Экипажу «Лейтенанта Зацаренного», который находился в то время в Одессе, был отдан приказ транспортировать на остров необходимое оборудование для восстановления и команду. 30 июня корабль находился недалеко от Федониси, где и подорвался на мине.

В результате нос корабля вместе с первой трубой и носовой кочегаркой пошли ко дну, а корма еще некоторое время находилась на плаву. Тральщики, которые находились недалеко от места происшествия, подошли к эсминцу и попытались отбуксировать корму. Но эта попытка не увенчалась успехом, корабль затонул. Взрыв унес жизни трех офицеров и 34 человек личного состава команды корабля.

Долгое время было неизвестно, где именно затонул «Лейтенант Зацаренный». О самой гибели эсминца неоднократно упоминалось не только в специализированной военной, но и в кораблестроительной литературе. И даже несмотря на то что свидетели указали достаточно точные координаты места, где пошла на дно кормовая часть судна, его поиски продолжались на протяжении многих лет. В итоге корабль был обнаружен только в 2008 году участниками клуба «Посейдон». Он лежит на глубине 40 метров недалеко от острова Змеиный. С этого момента начались всевозможные исследования «Лейтенанта Зацаренного».

Тайны «Лейтенанта Зацаренного»


Несмотря на то что корабль весь укрыт водорослями, на судне сохранилось достаточно много всего: и двухметровые торпеды, и артиллерийские пушки. Исследователей очень удивил тот факт, что им удалось обнаружить в полной целости газеты и пластинки.

Неудивительно, что исследователи испытывают большое чувство гордости по поводу своей находки, поскольку из 4 кораблей, которые были построены, удалось обнаружить только этот.

Но наиболее ценной находкой историки считают исторические документы, которые удалось обнаружить на корабле, и изучение которых может в корне изменить представление о ходе событий тех времен.

Несмотря на то что книги и документы были обнаружены почти 4 года назад, возможность прочесть их появилась только сейчас, поскольку все это время велись работы по поднятию их с затонувшего корабля.

Как отмечает историк Игорь Алексеев, на «Лейтенанте Зацаренном» были обнаружены книги, которым уже более 90 лет, а также ценные исторические материалы – рукописный свод приказов по Черноморскому Флоту за 1916-1917 годы. По его словам, этот документ поистине уникален, поскольку на нем нет отпечатка цензуры последующих лет. Алексеев также отметил, что украинские ученые планируют в скором времени восстановить, а затем и прочесть все материалы, которые удалось обнаружить.

В настоящее время в Одессе происходит кампания, нацеленная на открытие мемориального памятника, посвященного «Лейтенанту Зацаренному». Ранее его планировалось разместить на территории Одесского морского торгового порта, однако руководство отказало в поддержке данной инициативы. Вместо этого представители руководства порта внесли предложение разместить табличку с названием корабля и обломки корабля где-нибудь в другом месте. Причины такого своего поступка они объяснили просто: в порту и так много мемориальных досок, поэтому еще для одной места нет…

Как говорится, без комментариев…
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. altman 1 мая 2012 08:15
    Достойный корабль..достойное имя! Спасибо автору за статью!!
  2. Kibb 1 мая 2012 09:57
    "Двухметровыве торпеды, артилериские пушки"
    Это как ?
    Kibb
  3. 755962 1 мая 2012 23:15
    Поднять корабль !Во славу русского оружия!
    755962
    1. Аргир 2 мая 2012 20:47
      да это в копеечку обойдётся. Даже легендарный варяг не стали восстанавливать, а это корыто нах никому не надо.
      Аргир
      1. Kibb 3 мая 2012 18:10
        А как его востановить- только заново отстроить, там металолом один и тот фрагментами
        Kibb
    2. Bear52 8 мая 2012 23:49
      Увы,товарищ - трудновато будет:район Змеиного - терводы Ураины или Румынии.
      am fool
  4. Аргир 2 мая 2012 20:44
    А в чём героизм корабля состоит? По описанию нёс обычную рутинную службу. Кораблей противника не топил, только участвовал в операциях. Не статья не понравилась. В русском флоте есть множество других кораблей, экипажи которых проявили чудеса героизма, но были забыты.
    Сперва он минный крейсер, потом эсминец, ни то ни сё. Автор бы лучше про эсминцы типа "Новик" написал, или про геройские будни броненосца " Слава".
    Аргир
    1. Kibb 3 мая 2012 18:08
      Все равно это история
      Цитата: Аргир
      про эсминцы типа "Новик"

      Возле Тендры лежит никому ненужный "Фрунзе"
      Kibb
  5. GeoradarHed 12 мая 2012 03:49
    Уважаемые форумчане!

    Срочно нужен б/у георадар или оборудование для сейсморазведки.
    Для изучения поздемных пустот, и пещерных образований. Желательно с возможностью анализа на глубине 50 метров - это важно!
    Приобретём георадарное оборудование за наличные, или же возьмём в аренду (с оформлением всех необходимых документов).

    Возможный бюджет - до 200 тыс. рублей.

    Если есть какие-то предложения и варианты, пишите на почту:
    wantbuygeoradar@gmail.com

    Рассмотрим все предложения!
    Разумеется, в первую очередь - принимаются наиболее бюджетные варианты.

    Спасибо.
    GeoradarHed

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня