О ленд-лизе объективно и без эмоций

Что получил СССР от западных союзников в 1941-1945 годах

О ленд-лизе объективно и без эмоций
Что такое ленд-лиз (lend-lease)? Это форма межгосударственных отношений, означающая систему передачи взаймы или в аренду военной техники, вооружений, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг стране-союзнику.

При этом оговариваются условия урегулирования расчетов за эту помощь. Материалы, уничтоженные, утраченные, использованные в период боевых действий, не подлежали оплате. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, оплачивается в порядке погашения долгосрочного кредита или возвращается поставщику.


Именно на таких условиях осуществлялись поставки Советскому Союзу из США, Великобритании и Канады. Великая Отечественная война окончилась 65 лет назад, но до сих пор не утихают споры о том, какую роль в достижении Победы в 1945-м сыграла эта союзническая помощь СССР.

ПЕРВЫЕ ПОСТАВКИ

12 июля было подписано Соглашение о совместных действиях правительств СССР и Великобритании в войне против Германии, в котором оба правительства обязались оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода.

В конце августа в Архангельск прибыл первый конвой судов под названием «Дервиш» (РО-О). В его составе был авианосец «Аргус», на котором в СССР доставлены самолеты-истребители «Харрикейн». Они составили основу 78-го авиаполка ВВС Северного флота, командиром которого стал прославленный летчик Б. Ф. Сафонов, первый ас в СССР, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза.

Через несколько дней Черчилль пишет Сталину: «Военный кабинет решил отправить в Россию еще 200 истребителей «Томагавк». Из них 140 будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 - из числа заказанных в Соединенных Штатах».

Часть этих истребителей успела принять участие в осенне-зимней битве под Москвой.

В августе-сентябре 1941 года Англия смогла отправить в СССР не только самолеты, но и средние танки «Матильда» и «Валентайн».

В США реакция общественности на известие о вторжении Германии в СССР не была столь определенной, как в Англии.

Сближение Советского Союза с фашистской Германией, подписание с ней пакта о ненападении и договора о дружбе в августе 1939 года американцы встретили в высшей степени отрицательно. Оживились антисоветские настроения, 55% опрошенных американцев высказались против помощи СССР. Тем не менее уже через два дня после нападения Германии на СССР президент США Ф. Рузвельт пригласил представителей прессы в свой кабинет и заявил: «Конечно же, мы собираемся оказать всю возможную помощь России».

Юридической основой первых поставок из США в СССР явились официальное продление советско-американского торгового соглашения 1937 года и выдача лицензий на экспорт в СССР вооружений с предоставлением для перевозок американских морских судов. Первым трехсторонним документом, в котором конкретно было указано требуемое количество тех или иных вооружений, военной техники и других материалов, стал Московский протокол трех держав по результатам конференции, проходившей в Москве с 29 сентября по 2 октября 1941 года. Документ был подписан В. М. Молотовым от СССР, А. Гарриманом от США и лордом Бивербруком от Великобритании.

В протоколе были зафиксированы потребности СССР в различных видах вооружения, военной техники и материалов, возможности Англии и США в их удовлетворении. Сумма в долларах как стоимость запрашиваемого в протоколе не оговаривалась.

Любопытный факт - А. Гарриман, инструктируя делегацию от США, повторял: «Давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат, никаких мыслей о получении чего-либо взамен».

Как пишет известный английский историк Александр Верт в своей книге «Россия в войне», лорд Бивербрук полностью отдавал себе отчет в том, что «русские сейчас единственный народ в мире, серьезно ослабевающий Германию, и что в интересах Англии обойтись без некоторых вещей и передать их России».

Протоколом конкретно предусматривалась поставка в СССР «3000 самолетов, 4500 танков, а также различного оборудования, сырья, продовольствия, материалов и медицинского снабжения - всего 1,5 млн т грузов, подлежащих отправке из США и Англии в СССР. Их общая стоимость - более 1 млрд долларов».

До октября 1941-го за полученные материалы СССР платил наличными из своего золотого запаса. Первое судно с секретным грузом - 10 тоннами золота на борту было отправлено из СССР к берегам США в сентябре 1941 года.

30 октября Рузвельт в послании Сталину одобрил Московский протокол и дал распоряжение с ноября 1941 года осуществлять поставки в СССР на основе закона о ленд-лизе. Официально же решение о ленд-лизе было зафиксировано президентом США лишь 11 июня 1942 года в Соглашении о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. От СССР его подписал посол в США М. М. Литвинов, после отъезда из США В. М. Молотова, который проводил переговоры с американским руководством.

Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заем на сумму 1 млрд долларов с оплатой в течение десятилетия начиная с шестого года после окончания войны.

Однако нельзя не отметить, что в намеченном на 1941 год объеме поставки из США задерживались.

Так, по плану на октябрь-ноябрь вместо 41 судна с грузами курсом к советским берегам вышли только 28.

Более точно в 1941 году выполняла свои обязательства Великобритания. Вместо 600 обещанных самолетов она поставила в СССР 711, из 750 танков - 466, из 600 танкеток - 300. Кроме того, СССР получил в это время от англичан некоторое количество пушек и противотанковых ружей.

САМОЛЕТЫ, ТАНКИ, АВТОМОБИЛИ...

После Московского протокола, действовавшего до 30 июня 1942 года, основными странами антигитлеровской коалиции были подписаны еще три аналогичных документа, каждый на годичный срок: в Вашингтоне - 6 ноября 1942 года, Лондоне - 19 октября 1943 года и Оттаве - 17 апреля 1944 года. Они и определили объем и состав ленд-лизовских поставок до конца Второй мировой войны.

Какие же военная техника и вооружение, материалы входили в список ленд-лизовских поставок и были получены в Советском Союзе? До середины 1942 года СССР получил от союзников 3100 самолетов. В их числе истребители «Аэрокобра», заслужившие высокую оценку наших летчиков, в том числе трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Ведь 48 из 59 сбитых им немецких самолетов он записал на свой боевой счет, летая на «Аэрокобрах».

Хорошо отзывались наши пилоты и о бомбардировщиках из США «Митчел Б-25» и «Бостон А-20». А вот английские «Харрикейны» не вызывали восторга у советских летчиков. Истребители «Спитфайер» превосходили эти самолеты по целому ряду ТТХ, но их было мало.

Более сдержанные, но все же положительные оценки советские летчики давали другим типам ленд-лизовских самолетов («Томагавк Р-40», «Киттихаук Р-47» и др.). Зато моряки восторженно встречали поставки летающих лодок «Каталина».

К 1 октября 1944 года СССР получил от союзников 14 700 самолетов. Всего же за все годы Великой Отечественной войны союзники отправили в Советский Союз 22 195 самолетов (по другим данным - 18 297). СССР за период войны произвел на своих заводах, по российским данным, 143 000 самолетов (по зарубежным данным - 116 494). Таким образом, каждый пятый-шестой самолет в ВВС РККА был ленд-лизовским.

Доля ленд-лизовских поставок в авиации советского Военно-морского флота превышала 20% (2148 самолетов).

Стоимость авиационного ленд-лиза в СССР в целом составила 3,6 млрд долларов, или около 35% от общей суммы союзнической помощи.

Нашей авиации требовался высооктановый бензин, а это было слабым местом советской экономики. Нехватка авиационного бензина компенсировалась поставками по ленд-лизу. Из США, Великобритании и Канады поступило более 1,5 млн тонн этого горючего, что несколько превышало его производство в СССР.

Основным материалом для постройки самолета служит алюминий. К ноябрю 1942 года Советский Союз потерял 60% мощностей алюминиевого производства. Потребность же в алюминии, по словам А. И. Микояна, составляла 4000 тонн в месяц и, кроме того, 500 тонн дюралюмина. Все западные поставки алюминия за войну составили 325 тысяч тонн.

Счет танкового ленд-лиза открыли английские бронированные машины, сошедшие на причал Архангельского порта с судов конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года. Всего за годы войны отправлено в СССР 12 788 танков (из США - 7500, из Англии - 5218).

В Советском Союзе за этот период было произведено 110 000 танков. Таким образом, Красная армия имела в своем составе 12% импортных танков.

Больше всего в РККА было американских средних танков «Генерал Шерман» с 75-мм пушкой и броней толщиной 38-100 мм и «Стюарт», вооруженных 75-мм и 37-мм пушками.

Из английских танков самыми массовыми в ленд-лизовских поставках являлись упоминавшиеся средние танки «Валентайн» и «Матильда». Первый из них имел на вооружении 60-мм, второй 40-мм пушку. Англичане поставляли и тяжелый танк «Черчилль» с броней до 152 мм и 75-мм пушкой.

Союзники также отправили в Советский Союз 4912 противотанковых орудий, 8218 зенитных пушек, 376 тысяч снарядов, 136 тысяч пулеметов и 320 тысяч тонн взрывчатых веществ.

Летом и осенью 1941 года грузовой автопарк СССР лишился 159 тысяч машин (58% от первоначального состава), а также ряда заводов, производивших комплектующие части автомобилей. Нехватка автотранспорта отрицательно сказывалась на мобильности артиллерии, возможности передислокации.

На помощь пришли ленд-лизовские машины, главным образом из США. Именно они во многом решили проблему перемещения артустановок. Это прежде всего «Студебекеры», «Доджи», «Виллисы», «Форды».

Всего от союзников, главным образом из США, Советский Союз получил 427 386 (по другим данным - 477 785) автомобилей разных моделей и 35 170 мотоциклов.

Советскому Военно-морскому флоту по ленд-лизу было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна.

К сожалению, основная масса кораблей начала поступать в СССР только в 1944 году, причем большей частью на Тихоокеанский флот, в преддверии войны с Японией.

От союзников СССР получил около 1000 радиолокационных станций и гидролокаторов. 25 процентов всего ленд-лиза составляло продовольствие.

ОСНОВНЫЕ МАРШРУТЫ

Для доставки в СССР ленд-лизовских грузов существовало четыре основных маршрута.

Первый, самый короткий, по которому перевезено 4 млн грузов (22,6%), пролегал через Северную Атлантику по району между Шпицбергеном и берегами занятой немцами Норвегии. С августа 1941 по май 1945 года от Исландии и Англии до Мурманска и Архангельска совершил переход 41 арктический конвой. Всего в конвоях было 811 судов.

В результате атак германских подводных лодок и авиации в пути погибли 100 судов (82 английских и американских, 9 советских и 9 других стран), а с ними тысячи американских, английских, канадских и советских моряков.

Второй маршрут ленд-лизовских поставок, получивший наименование «персидский коридор», проходил от берегов США и Англии через Персидский залив и Иран. По этому маршруту перевезено 4,2 млн тонн грузов (23,8%). Он стал действовать с 1942 года, после того как в Иран вошли оккупационные войска Англии и Советского Союза в соответствии с заключенным англо-советско-иранским договором.

В Иране союзниками были построены дополнительные шоссейные и железные дороги, аэродромы, авиамастерские и автосборочные предприятия. Отсюда прилетевшие и привезенные самолеты перегонялись советскими летчиками на территорию СССР к фронту, а автомобили, нагруженные ленд-лизовскими материалами, своим ходом, преодолевая сложный, более чем тысячекилометровый путь по пустыням и горной местности, шли к советской границе до азербайджанского города Джульфа или до иранских портов на южном берегу Каспийского моря.

По третьему, тихоокеанскому маршруту, функционировавшему в течение всей войны, объем доставленных в СССР грузов был наибольшим и составил 8 млн тонн (47,1%). Ленд-лизовские материалы загружались на пароходы в портах западного побережья США и прибывали в Петропавловск-Камчатский, Магадан и Владивосток.

Конвоев на тихоокеанском маршруте не было. Все суда шли в одиночку, «капельными рейсами», но почти на каждом судне имелись пушки, пулеметы и небольшие военные команды. Потери здесь были несравненно меньшими, чем в северных конвоях, но до десятка торпедированных судов насчитать можно.

Четвертый маршрут был особый, связанный с авиационным ленд-лизом. Это так называемый АЛСИБ. По нему американские самолеты перегонялись в СССР своим ходом по трассе Аляска - Чукотка - Якутия - Красноярск. Из Красноярска истребители со сложными крыльями грузились на железнодорожные платформы и перевозились в Европейскую часть страны, а бомбардировщики сами перелетали на фронтовые аэродромы.

По этому маршруту в СССР доставлено около 8000 самолетов, в том числе 5000 истребителей «Аэрокобра» и «Кингкобра», около 2000 бомбардировщиков «Бостон А-20» и «Митчелл Б-25», а также 710 транспортных самолетов «Дуглас С-47».

Общая стоимость помощи СССР по ленд-лизу, по расчетам российских экономистов и историков (Н. В. Бутенина и др.) постсоветских лет, - более 12 млрд долларов (по цене военных лет).


Игорь КРАСНОВ
кандидат экономических наук


---------------------------------------------------------------------------

ПОМНИМ, ЦЕНИМ, БЛАГОДАРИМ

МНЕНИЯ РОССИЙСКИХ И БРИТАНСКИХ ЭКСПЕРТОВ О ПОМОЩИ, ОКАЗАННОЙ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ




Все четыре года войны союзники по антигитлеровской коалиции поставляли по ленд-лизу в СССР вооружение, боеприпасы, продовольствие, военную технику... Насколько существенной была эта помощь и мог ли победить Советский Союз без поддержки Великобритании и Соединенных Штатов? Ответить на этот вопрос попытались российские и британские эксперты в ходе видеомоста Москва - Лондон в РИА Новости. Присутствовал на нем и корреспондент «Военно-промышленного курьера», который приводит высказывания некоторых его участников.

Олег РЖЕШЕВСКИЙ

Научный руководитель Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории


- Знаю одно: благодаря в том числе американской, британской, канадской помощи, помощи других стран мы совместно выиграли войну. Одержали победу над крайне опасным и мощным противником, который подмял всю Европу и сумел сколотить военный блок из агрессивных стран.

Вне всякого сомнения, помощь, которую мы получали по ленд-лизу, прежде всего через знаменитые северные конвои (они шли в Советский Союз из Великобритании в 1941-1942 годах и позднее), имела очень большое значение. Особенно в первые годы войны, хотя в 1941-м она была весьма и весьма незначительной.

Гораздо больший эффект тогда имел моральный фактор, причем не только для армии, но и для всего нашего народа. Сознание того, что мы не одни, что ведем борьбу вместе с такими мощными союзниками, как Великобритания и США, имело большое значение для поднятия морального духа бойцов на фронте и населения в тылу.

Помощь по ленд-лизу высоко оценивается в нашей стране. Нет ни одной серьезной работы, в которой бы об этой помощи не говорилось, не давалась ей соответствующая оценка. И сегодня мы можем еще раз высказать за это благодарность руководству и народам стран антигитлеровской коалиции.

Ричард ОВЕРИ

Профессор Эксетерского университета


- Насколько важна была помощь, чтобы ваша страна выиграла в той войне? Мы помним, что Советский Союз еще до поступления полноценной помощи по ленд-лизу сумел отбросить фашистов от стен Москвы. Надо понимать: глубинные изменения и предпосылки для этого перелома произошли в советских войсках еще до начала поставок по ленд-лизу.

Но ленд-лиз, на мой взгляд, был крайне важен. Он помог Советскому Союзу в планомерном снабжении армии оружием и боеприпасами, запасами материальных средств, топлива. Помимо этого поставлялись продукты питания, сырье, технологии... Все это позволило СССР перенацелить свою промышленность на производство в первую очередь вооружений и военной техники.

Мне кажется, разноплановые поставки, причем не только ВВТ, но и различных материалов, оборудования, помогли Советскому Союзу более успешно осуществлять крупномасштабные наступательные операции, в том числе в 1943-1944 годах. Поэтому их важность никак не преуменьшить.
Автор: Олег ФАЛИЧЕВ
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. kvs45 4 мая 2015 12:57
    Про поставку продовольствия и медикаментов не написали, а это не мене важно чем техника
    kvs45

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня