Опытные бронетранспортёры «Объект 1015» и «Объект 1015Б»

44
В 1959 году на вооружение Советской армии был принят новейший бронетранспортер БТР-60, определивший основные пути развития подобной техники на несколько следующих десятилетий. Вместе с опытным образцом от Горьковского завода, в итоге рекомендованным к принятию на вооружение и серийному производству, испытания проходили несколько других экспериментальных машин. Среди них присутствовали бронетранспортеры «Объект 1015» и «Объект 1015Б», ставшие итогом совместных работ специалистов военного ведомства и автомобильной промышленности.

Работы по тематике перспективных бронетранспортеров стартовали в начале пятидесятых годов, и вскоре к ним присоединились сотрудники Военной академии бронетанковых войск. В 1954 году группа инженеров во главе с Г.В. Зимелевым приступила к проработке облика нового БТР. Эта машина должна была иметь ходовую часть с колесной формулой 8х8 и независимой подвеской, а также герметичный корпус, позволяющий плавать. Двигатель предлагалось поместить в кормовом отсеке и соединить с трансмиссией H-образной схемы.




Опытный бронетранспортер "Объект 1015". Фото "Отечественные бронированные машины. XX век"


Академия самостоятельно прорабатывала такую конструкцию до конца 1958 года. Затем Совет министров СССР своим постановлением приказал объединить усилия с другой организацией. Вторым участником проекта стало Специальное конструкторское бюро Кутаисского автомобильного завода. Во время совместной разработки бронетранспортера этим СКБ последовательно руководили М.А. Рыжик, Д.Л. Картвелишвили и С.М. Батиашвили. Все они внесли заметный вклад в общее дело.

После привлечения предприятия КАЗ проект, теперь уже рассматривавшийся с практической точки зрения, получил рабочее обозначение. Бронетранспортер назвали «Объектом 1015». В определенный момент развитие проекта привело к появлению улучшенной модификации, которую предлагалось отличать по индексу «1015Б». Поскольку эти машины не были приняты на вооружение, иные названия им не присваивались.

Новый проект предлагал использование несущего сварного броневого корпуса с противопульной защитой. Для определенного повышения основных характеристик предусматривалось значительное число изогнутых деталей при одновременном сокращении общей длины сварных швов. С учетом основных угроз корпус с самого начала оснащался плоской крышей. Днище получило изогнутую форму, что повышало характеристики машины на плаву. С точки зрения компоновки «Объект 1015» был похож на другие опытные БТР. Передняя часть корпуса вмещала отделение управления, за ним находилось десантное отделение, совмещенное с боевым. Двигатель и часть агрегатов трансмиссии находилась в корме.

Как и некоторые другие опытные бронетранспортеры, «Объект 1015» получил лобовую часть корпуса характерной формы, образованной несколькими крупными деталями. Нижняя лобовая деталь представляла собой наклонную панель с загнутыми боковыми частями. Сверху имелся агрегат из двух наклонных листов, один из которых имел проемы для смотровых люков. Борта корпуса отличались достаточно сложной формой. Их нижняя часть располагалась вертикально. Над ней находились развитые полки, образованные колесными арками и наклонными бортами. Между второй и третьей парами колес предусматривались достаточно крупные многоугольные кожухи. Т-образную корму собрали из нескольких ровных листов, установленных с наклоном назад.


Компоновка десантного отделения, предусматривавшаяся проектом "1015". Рисунок "Отечественные бронированные машины. XX век"


В корме корпуса находился бензиновый двигатель ЗИЛ-Э129 мощностью 180 л.с. С двигателем соединялась пятиступенчатая механическая передача, за которой следовал центральный межбортовой дифференциал. С раздаточной коробки крутящий момент поступал на бортовые редукторы. Последние вместе с тормозными механизмами находились внутри бронекорпуса. Бортовые редукторы двух передних осей незначительно отличались от агрегатов двух задних, что было обусловлено наличием механизма поворота.

Примененная трансмиссия привела к получению весьма интересных результатов. Карданные валы и редукторы размещались непосредственно у бортов корпус, а их кожухи не отличались большими размерами. За счет этого внутри корпуса оставалось достаточно места для размещения большого числа десантников. Кроме того, такой запас свободного объема даже позволил в некоторой мере сократить общие габариты корпуса без потери основных качеств.

Два передних моста были выполнены управляемыми. Они получили рычажную подвеску особой конструкции. Нагрузки принимали на себя спиральная пружина и находящийся внутри нее гидропневматический амортизатор. На двух задних осях использовали комбинацию торсионной и пружинной подвески. Высокую проходимость должны были обеспечивать колеса большого диаметра. Все колеса были соединены с централизованной системой регулировки давления.

Для движения по воде «Объект 1015» получил водометный движитель, построенный на агрегатах плавающего танка ПТ-76. В кормовой части корпуса, по бокам от силовой установки, находились два канала-водовода. Заборные отверстия поместили на днище, сопла – на кормовом листе. Привод водометов был организован при помощи вторичного вала коробки передач. Благодаря этому управление водометом и колесным движителем осуществлялось самостоятельно и без взаимного влияния. Управление тягой водомета осуществлялось изменением оборотов рабочего колеса, а также путем перемещения заслонки на кормовом сопле. При закрытой заслонке поток воды перенаправлялся вниз в вперед через соответствующую щель в днище. За счет применения специальных эжекционных патрубков водометы также выполняли функцию насосов для откачки воды из корпуса. На воде также следовало использовать волноотражающий щиток на лобовом листе.


Один из опытных "Объектов 1015Б". Фото Denisovets.ru


На случай застревания бронетранспортер оснастили собственной лебедкой с приводом от раздаточной коробки. Это устройство могло выбирать трос, создавая усилие до 4,5 тс. Для буксировки поврежденной техники имелось стандартное тягово-сцепное устройство.

В соответствии с требованиями армии, бронетранспортер должен был нести штатное пулеметное вооружение. Проектом предусматривалось использование пулеметной башенки, помещенной на крыше корпуса. Такой боевой модуль имел устройства для монтажа пулемета винтовочного калибра. Управление наводкой и стрельбой осуществлялось вручную. Обеспечивался круговой обстрел с возможностью атаки воздушных целей. Пулеметный огонь мог дополняться стрельбой из личного оружия. Борта обитаемого отсека получили большое количество амбразур с подвижными крышками. При необходимости можно было стрелять и через открытые люки.

Бортовая раздача мощности, основанная на компактных агрегатах, позволила увеличить доступные объемы внутри корпуса. В передней части машины, в отделении управления, находился экипаж из двух человек. Над их местами находились собственные люки. Следить за дорогой предлагалось при помощи двух крупных лобовых стекол, в боевой обстановке прикрываемых броневыми щитками. При закрытых щитках наблюдение осуществлялось через перископические приборы на люках.

Прямо на кожухах трансмиссии у бортов корпуса предлагалось устанавливать лавки для десанта. Оптимальное использование имеющихся объемов позволило разместить в десантном отделении 18 посадочных мест. Вместе с другими десантниками в основном отсеке корпуса находился стрелок, управлявший пулеметной установкой. Таким образом, бронетранспортер «Объект 1015» мог взять на борт сразу 21 человека. Впрочем, в исходной версии проекта десантное отделение не отличалось особым удобством, и 19 бойцам приходилось сидеть максимально плотно.


Вид на корму и левый борт. Фото Denisovets.ru


Для посадки и высадки из десантного отделения следовало использовать большой люк в крыше, оснащенный четырьмя подвижными крышками. Крышки верхнего люка могли откидываться в стороны и ложиться на борта, в определенной мере повышая уровень защиты корпуса. Доступ к машине облегчался набором подножек. Простейшие устройства из металлических прутов находились над промежутками между колесами.

Выгодно отличаясь от конкурентов расчетными возможностями, новый БТР имел схожие габариты. Длина машины составляла 6,8 м, ширина – 2,5 м. При клиренсе 450 мм машина имела общую высоту чуть более 1,8 м, которую удалось получить за счет оптимального использования внутренних объемов. Боевая масса задавалась на уровне 9,8 т. На шоссе машина должна была развивать скорость до 90 км/ч, на воде – более 10 км/ч.

Разработка полноценного проекта, стартовавшая в 1958 году, не заняла много времени. Уже до конца года Кутаисский автозавод построил опытную машину нового типа. Она почти полностью соответствовали имеющемуся проекту, но пока не имела башенки с оружием. Техника прошла заводские испытания, в ходе которых показала свои плюсы и минусы. Было установлено, что оригинальная компоновка корпуса в сочетании с особой архитектурой трансмиссии позволяет получить желаемые результаты. В то же время, надежность отдельных узлов и агрегатов оказывалась недостаточной. Также было выявлено неудобство десантного отделения. Проект нуждался в самых серьезных доработках, затрагивающих конструкцию почти всех систем и агрегатов.

Сложность требуемых доработок привела к тому, что в процессе доводки исходный проект превратился в новый. С определенного времени перспективный БТР обозначался как «Объект 1015Б». Новая литера указывала на существенное изменение исходной конструкции. Кроме того, разница проектов самым заметным образом проявлялась в экстерьере машин.


Обновленная компоновка обитаемых отсеков. Рисунок "Отечественные бронированные машины. XX век"


По результатам первых испытаний, было решено сохранить основные особенности корпуса, но форму отдельных деталей и компоновку пришлось пересмотреть. В частности, изменились обводы лобовой части корпуса и бортов. Так, вместо изогнутых колесных арок теперь применялась длинная общая полка одной высоты. Также изменились углы наклона бортовых листов. Применение новых листов повысило технологичность производства, а также улучшило уровень защиты от некоторых угроз. Максимальная толщина брони по-прежнему достигала 10 мм.

Внутренние отсеки корпуса переработали, а их оснащение серьезным образом изменилось. Теперь в корме корпуса находился двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Через механическую коробку передач крутящий момент поступал на раздаточную коробку, при помощи которой обеспечивался привод H-образной трансмиссии с бортовой раздачей мощности, водометов и лебедки. При помощи бортовых карданных валов осуществлялся привод восьми бортовых редукторов, связанных с колесами.

Существующая подвеска не оправдала себя, и потому ее кардинально переработали. Рычаги остались на своих местах, но теперь они дополнялись гидропневматическими амортизаторами, использовавшими азот и масло АМГ-10. Такая доработка повысила плавность хода, а также позволила оснастить подвеску системой изменения клиренса.

Переработка трансмиссии привела к появлению возможностей для увеличения объемов десантного отделения. Вместимость машины осталась прежней, но условия для бойцов теперь были не столь стесненными. В передней и задней частях крыши расположили две пары люков с одинарными откидными крышками. Еще два люка меньших размеров находились в центре бортовых листов.


"Объект 1015Б", вид сбоку. Фото "Отечественные бронированные машины. XX век"


Для улучшения защиты десанта была предложена новая конструкция люков в крыше. Как и ранее, их крышки могли укладываться на борта корпуса, образуя некое подобие многослойной брони. Также появился механизм блокировки крышек в вертикальном положении. Закрепленные крышки могли защитить бойцов при спешивании через крышу. Кроме того, их можно было использовать как укрытия при стрельбе из личного оружия.

Погон башни был доработан, но остался в центре крыши. Согласно задумке авторов проекта, новая конструкция погона позволяла в будущем использовать новый боевой модуль с усиленным вооружением. Тем не менее, во время испытаний опытные «Объекты 1015Б» несли конические башни с пулеметами ТКБ-521Т. Иные системы не испытывались. Как могла бы выглядеть перспективная башня с более мощным оружием – неизвестно.

В том же 1960 году на испытания вышли два опытных «Объекта 1015Б». Поскольку новые бронетранспортеры самым серьезным образом отличались от базового «Объекта 1015», их пришлось строить с нуля. За несколько месяцев опытная техника новой модели прошла все необходимые проверки на суше и на воде, показав свои возможности. Расчетные характеристики машины, в целом, были подтверждены. Возникали некоторые трудности, но в общем опытная техника соответствовала ожиданиям.

Следует отметить, что уже к началу испытаний «Объектов 1015» базовой версии судьба проекта могла быть предопределена. Из-за сравнительно позднего старта опытно-конструкторских работ готовая опытная техника появилась лишь через несколько лет после конкурирующих машин аналогичного назначения. Более того, незадолго до начала заводских испытаний кутаисского БТР министерство обороны успело выбрать новую машину для армии. В соответствии с решениями 1958-59 годов, на вооружение Советской армии следовало принять бронетранспортер БТР-60, разработанный Горьковским автозаводом. Дальнейшая судьба альтернативных разработок оказывалась под вопросом, но при этом не внушала оптимизма.


Бронетранспортер преодолевает препятствие. Фото "Отечественные бронированные машины. XX век"


Впрочем, специалисты Военной академии бронетанковых войск и СКБ КАЗ не остановили работу и продолжили развитие имеющихся идей. На основе существующего бронетранспортера «Объект 1015Б» была разработана машина аналогичного назначения с обозначением «1020». Затем появились несколько других разработок техники иного назначения. В частности, один из вариантов специального колесного шасси на базе «Объекта 1015Б» предназначался для монтажа аппаратуры зенитных ракетных комплексов.

Тем не менее, в силу тех или иных причин, все новые разработки Академии и СКБ Кутаисского автозавода не смогли продвинуться дальше полигонных испытаний. Ни один из этих образцов не получил рекомендации к принятию на вооружение и не строился серийно. Основная ценность этих проектов для отечественной оборонной промышленности заключалась в отработке различных идей и решений, пригодных для использования на перспективной бронетехнике. Некоторые из предложений впоследствии нашли применение на практике.

Работы по бронетранспортеру «Объект 1015Б» были завершены в 1960-61 годах, и вскоре построенные прототипы прекратили свое существование. Более не нужные машины разобрали. Возможно, отдельные их агрегаты использовались при строительстве прототипов новых моделей. Так или иначе, сейчас интереснейшие машины можно увидеть только на немногочисленных сохранившихся фотографиях.

В пятидесятых годах прошлого века советская оборонная промышленность разработала сразу несколько перспективных бронетранспортеров. По очевидным причинам, все эти машины не могли одновременно поступить на вооружение, и потому некоторые проекты были закрыты. Тем не менее, даже не самые удачные разработки внесли вклад в развитие отечественной военной техники, а также смогли стать основой для новых образцов.

По материалам:
http://denisovets.ru/
http://русская-сила.рф/
Степанов А. История развития плавающих бронированных машин СССР и России. // Техника и вооружение, 2000. №8.
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2010. – Т. 3. 1946–1965
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    22 апреля 2018 06:35
    В целом за статью спасибо.
    О БТР скажу следующе. Бронетранспортер нашим войскам необходим, но такой чтоб десант катался в броне, а не на ней. Обязательно должны быть аппарель или аварийные выходы в корме машины. И прследнее он должен держать пулю, да-да держать пулю любого легкого стрелкового оружия в упор.
    1. +6
      22 апреля 2018 08:53
      Тады вам надоть БТР-Т с КАЗом "Арена-М" и ДЗ "Реликт".... fellow Для начала yes ...а потом и до Т-15 доберёмся... soldier
    2. +8
      22 апреля 2018 10:04
      Цитата: Котище
      Бронетранспортер нашим войскам необходим, но такой чтоб десант катался в броне, а не на ней.
      Не всё так однозначно. Броня, пусть и теоретически, защищает от пуль стрелкового калибра и мелких осколков. Однако, при наезде на противотанковую мину мы в таком случае, получаем братскую могилу. В тоже время, десант, находящийся на броне, при подрыве на мине имеет неплохие шансы на выживание - его скорее всего сбросит на землю, бойцы могут получить переломы-контузии-ссадины, но остаться в живых. Тут уж каждый сам выбирает, где им кажется более безопаснее, хотя официально десант всегда должен быть за бронёй.

      Цитата: Котище
      Обязательно должны быть аппарель или аварийные выходы в корме машины.

      Тут тоже однозначности нет. Атака на бронетранспортер может происходить откуда угодно, в том числе и с кормы, поэтому выходов-люков должно быть несколько.

      он должен держать пулю, да-да держать пулю любого легкого стрелкового оружия в упор.
      Если выполнить это требование, то:
      1) бронетранспортер перестанет быть лёгким и колёсным, а станет гусеничным и танкопододобным;
      2) он перестанет быть плавающим;
      3) его транспортабельность морскими и авиационными средствами заметно снизится;
      4) увеличенный из-за более толстой брони вес БТР отрицательно скажется на проходимости по мостам малой грузоподъёмности, а следовательно - ограничит места его применения;
      5) потребуются более мощные, более дорогие двигатели;
      6) возрастёт общая цена БТР;
      7) в случае мобилизации и перевода промышленности на военные рельсы, возможность строить такие БТР не только на серийном заводе.
      1. +2
        22 апреля 2018 13:57
        Цитата: Cannonball
        Цитата: Котище
        Бронетранспортер нашим войскам необходим, но такой чтоб десант катался в броне, а не на ней.
        Не всё так однозначно. Броня, пусть и теоретически, защищает от пуль стрелкового калибра и мелких осколков. Однако, при наезде на противотанковую мину мы в таком случае, получаем братскую могилу. В тоже время, десант, находящийся на броне, при подрыве на мине имеет неплохие шансы на выживание - его скорее всего сбросит на землю, бойцы могут получить переломы-контузии-ссадины, но остаться в живых. Тут уж каждый сам выбирает, где им кажется более безопаснее, хотя официально десант всегда должен быть за бронёй.

        Цитата: Котище
        Обязательно должны быть аппарель или аварийные выходы в корме машины.

        Тут тоже однозначности нет. Атака на бронетранспортер может происходить откуда угодно, в том числе и с кормы, поэтому выходов-люков должно быть несколько.

        он должен держать пулю, да-да держать пулю любого легкого стрелкового оружия в упор.
        Если выполнить это требование, то:
        1) бронетранспортер перестанет быть лёгким и колёсным, а станет гусеничным и танкопододобным;
        2) он перестанет быть плавающим;
        3) его транспортабельность морскими и авиационными средствами заметно снизится;
        4) увеличенный из-за более толстой брони вес БТР отрицательно скажется на проходимости по мостам малой грузоподъёмности, а следовательно - ограничит места его применения;
        5) потребуются более мощные, более дорогие двигатели;
        6) возрастёт общая цена БТР;
        7) в случае мобилизации и перевода промышленности на военные рельсы, возможность строить такие БТР не только на серийном заводе.

        Типичные отмазы советской эпохи, придуманные для того, что бы не строить нормальных машин. Сейчас нсть море колесных машин внсом под тридцать тон. Мост, который не сможет выдержать две разъезжающиеся навстречу друг-другу сорокатонные фуры - еше надо поискать, форсировать реку в неподготовленном месте - не сможет даже батальон, оснащенный плавающими машинами. Да и инженерных войск сейчас хватает
        1. +9
          22 апреля 2018 14:22
          Это не отмаза, это личный опыт.
          Вполне возможно, что море колесных машин весом под тридцать тонн действительно существует. Однако такой вес выдерживает далеко не каждый мост, особенно на второстепенных и грунтовых дорогах.
          Зачем форсировать реку в неподготовленном месте? Когда вполне достаточно наличия берегов с боле-менее пологими берегами.
          Ценность плавающей боевой машины как раз и заключается в отсутствии необходимости использования инженерных войск. Это позволяет проводить быстротечные операции, марши, броски, что приводит к тактическому преимуществу в бою, и в конечном счёте, к победе.
          1. +5
            22 апреля 2018 16:58
            А я вам говорю, что это , по большей части отмазки.
            Для начала сядте ща руль и покатайтесь по окрестностям. Если найдете хоть один мост, который не выдержит фуру в 40 тонн - снимаю шляпу. Вы начитались воспоминаний танкистов ВОВ и мыслите их категориями. Но, помилуйте, в те времена асфальт кончался в 70 км от Москвы (Сталин лично решил проверить и съезлить в Тифлис на авто. Ровно на 70 км и отъехал.)
            Если вы хоть немного путешествовали по нашей необъятной, то , наверное, заметили, что , благодаря силе кориолиса, у нас один берег реки всегда обрывистый, другой низменный. Найти такое сочетание благоприятных обстоятельств, что бы оба берега имели нужный для входа-выхода уклон и плотнрсть грунта - нужно ооооочень постараться. Поэтому в инденерных подращлелениях всегда есть водяные пушки. Ими , в теории они долдны размывать крутые берега и готовить вход-выход. Однако, затратив те же усилия, если не меньше, можно понтом навести. Еще одно обстоятельство. Техника сама по себе не воюет. Ей для этого нужны бензин, соляр, масла, запчасти, людям - еда, медикаменты , гигиенические принадлежеости, вода. Все это доставляют на ОБЫЧНЫХ грузовиках. Они, знаете ли, не плавают. Ну и немного личного опыта. За 6 лет службы учавствовал в ряде крупных учений и лиш один раз наблюдал "форсирование реки сходу" . Так вот это "сходу" готовили неделю. Сначала подготовили оьычным бульдощером вход, потом подогнали пантон, переправили бульдозер на тот берег, подготовили выход. Потом прошел катер-бакинщик, касставил створы. В подразделении в это время авральным порядком готовили технику.(Обычно, в мотострелецких подразделениях на такую фигню как герметичность корпуса плюют , ибо в повседневной службе она нафик не нужна. В результате резинок-уплотнителей нет на половине люков. Там где есть - как правило, порваны, стоптаны и т.п. ) В день "ч" 12 машин лихо одна за одной вошли вводу, на тот берег вышли только 9. Двоих снесло течением, один сполз под уклон на выходе (не точно поставил машину, в результате чего она просто съехала в бок).
            Такая вот картина маслом с эти "сходу".
            А, насчет " быстротечных операций" я вам так скажу: все они очень небыстротечно готовятся. И скорость операции зависит от разумности "верхнего" штаба, а не от наличия амфибийной техники.
            1. +6
              22 апреля 2018 18:21
              Лол. Пока ты будешь пары разводить на берегу. Я вот попутешествовал от Камчатки до Питера, и очень много пологих берегов и слабых мостов. Не надо тут чушь писать. 30тонный БТР это крупногабаритная мишень. Брони все равно недостаточно будет, а мобильности мало. И вообще БТР не используется для боя. Только вынужденно или в полицейских операциях. Так что колесный и плавающий БТР это оптимал, для более лучшей защиты есть БМП.
              1. +4
                22 апреля 2018 19:28
                За 30-тонный БТР согласен, но вот это - "И вообще БТР не используется для боя. Только вынужденно или в полицейских операциях... " бред laughing Т.е., МСР на БТР в ВС предназначены не для боя? laughing И скажу по секрету - БУСВ не предполагает никакой разницы между БТР и БМП в плане боевого применения. laughing drinks Впрочем, вам, похоже, наливать рановато laughing
                1. +2
                  22 апреля 2018 22:25
                  Бронетранспортёр - бронированная боевая машина (транспортёр) для транспортировки личного состава (стрелков и тому подобных) мотострелковых (мотопехотных, десантных и так далее) подразделений и их материальных средств, к месту выполнения боевой задачи и эвакуации раненых и поражённых с поля боя.

                  При отсутствии у противника противотанковых средств, БТР может поддержать стрелков (пехоту, МП, ВДВ) огнём бортового оружия.
                2. 0
                  23 апреля 2018 06:44
                  Цитата: Doliva63
                  И скажу по секрету - БУСВ не предполагает никакой разницы между БТР и БМП в плане боевого применения.

                  Вот это то и плохо.
            2. +8
              22 апреля 2018 19:59
              Мосты, которые выдерживают фуру в 40 тонн - это на трассах. А вы уверены, что в глубинке воевать не надо? Там местами мосты 50-х, когда больше 7 тонн не было.
              За переправу сходу. При мне ТП переходил мелкую реку(по полку примерно) "по обстоятельствам". Исходный берег пологий, противоположный повыше. Ничего, 80-ки легко прошли. Никто ничего не готовил. Командир в состоянии оценить состояние берегов, не?
              Что касается готовности техники. Всю плавающую технику "замачивают" в начале летнего периода и прогоняют по воде. За лето обычно(у нас, во всяком случае) не только на "плав" пару-тройку раз гоняют, но и на рыбалку с воды периодическиlaughing До конца осени всё прекрасно. Какое-то время сам служил на БТР.
              Насчёт быстротечных операций, согласен, их готовят долго и кропотливо. Но переправить МСР через реку( если это не Волга laughing ) ротный обязан уметь своими силами, его этому в училище учат.
              1. 0
                23 апреля 2018 07:36
                В глубинке то же люди живут и товары фурами возят. Вот я, к примеру, живу отнюдь не в столице, а в самой что ни на есть глубинке (воронежская область) Довольно много езжу окрест по работе. Мостов по которым не проходит фрилайнер в грузу (а это 40 тонн ) - не встричал, кроме одной пантонной переправы через Дон -( там 20 тоннтограничение) . Но через 30 км есть мост, ее дублирующий.
                По готовности техники... возможно вы служили в благословеннын 70е или относительно благополучные 80е, когда и техника была поновей (ведь эрзац бтр-82 он не на пустом месте же возник - ввойсках реально в двухтысячные была 20-30 техника в основном)
                Я служил как раз в двухтысячные. за забором нашего центра квартировал как раз мотострелецкий полчёк. Так для них выход на полигон батальоном - был событие, которое раз- два в год случаетсЯ. (срочник год служит), а вы говорите "плав"
            3. +1
              22 апреля 2018 21:11
              По вам ещё и не стреляли. И такая подготовка была сделана чтоб ненароком никто не потоп.
            4. +3
              22 апреля 2018 21:24
              Мост с ограничением 8 тонн


              Ограничение 7 тонн при ремонте моста Восточный, г. Тверь


              Ограничение 18 тонн


              Ограничение 20 тонн



              Теперь разберемся с реками

              Река Истра


              Волга


              Висла


              Дунай. Румыния


              Эльба


              Как видно из фотографий каких-либо инженерных работ для форсирования рек плавающему БТР здесь не требуется.

              Ну и наконец, про "Быстротечные операции".

              Рейд наших десантников в Приштину


              И более свежее - "вежливые люди" в Крыму


              Как известно, эти операции вряд ли готовились долго
              1. 0
                22 апреля 2018 22:16
                Повторите фото,плиз,не открылись.
                1. +1
                  22 апреля 2018 22:47
                  Перегрузите станицу, все фото открываются без проблем.
                  1. 0
                    23 апреля 2018 01:20
                    Нет, не открываются.
                    1. 0
                      23 апреля 2018 21:09
                      Значит у вас что-то с браузером. Хром отлично всё открывает.
                      1. 0
                        23 апреля 2018 21:34
                        Вот что мне выдает хром при попытке открыть картинки ваши в новом окне :)
                        "
                        404
                        — Не то чтобы совсем не попал, — сказал Пух, — но только не попал в шарик!
                        "
            5. +1
              23 апреля 2018 01:31
              Достаточно съехать с трассы "Дон" и вы увидите кучу мостов с ограничением в 12-14 тонн.

              И отдельно про езду на броне - 1 кг тротила при подрыве в воздухе гарантирует "мементо-море" в радиусе до 3-х метров, и тяжкие контузии с 30-50% вероятностью негативного исхода в радиусе 12-15 метров.
              1. +2
                23 апреля 2018 21:29
                Подрыв происходит не в воздухе, а под колёсами и днищем БТР.

                "При подрыве БТР чаще всего дело обходилось оторванным колесом и раненым/контуженым личным составом и лишь при применении противотанковых мин и массивных закладок 2- 152 мм ОФС — проломом корпуса и гибелью, чаще всего, механика-водителя, то у БМП чаще всего — пролом корпуса, детонация БК, срыв башни и гибель всего экипажа."



                http://forum.topwar.ru/topic/3679-kolyosnaya-bron
                etehnika-btr-perspektivyi-razvitiya/?page=7

                "Осмотр поврежденных в Афганистане образцов БТТ и анализ донесений из частей о боевых повреждениях показали, что взрыв мин и фугасов в том или ином месте под танком зависит от способа их подрыва. Мины и фугасы со взрывателями нажимного действия взрываются, как правило, под передний катками (колесами). Под передней частью днища взрываются мины со штыревым взрывателем, мины с пневматической системой (ТС-6,1)—между 1-м и 2-м опорными катками (иногда при высокой скорости движения танка или БМП взрыв происходит под 3-м катком). При наезде БТР на противотанковую мину происходит взрыв в основном под 3-м или 4-м колесом.

                Наиболее часто подрыв управляемых мин и фугасов производился под центром днища в районе боевого отделения. Противник, зная особенности конструкции днища, пропускал хорошо защищенную технику, например БМП-1, и приводил в действие мины и фугасы при наезде на них менее защищенных машин."

                http://btvt.narod.ru/raznoe/vbtt_1991_afgan.htm
    3. +1
      22 апреля 2018 10:34
      Можно попробовать защиту наиболее важных зон БТР с использованием разнесенного бронирования как у Ил-2: наружный слой из твердой брони, ломающей сердечник пули и внутренний слой из вязкой брони в которой застревают образовавшиеся осколки. На Ил-2 такая броня держала даже 20-мм снаряды (если не под прямым углом).
      1. +2
        22 апреля 2018 11:43
        У Ил-2 защита была только у лётчика и мотора. У БТР надо защищать практически всё. Масса такой брони очень большая получается.
        1. +5
          22 апреля 2018 13:00
          Аналогчным способом свои БТРы и БА защищают бразильцы.
          Если подходить к защите БТРа по уму то надо признать, что необходимо два вида бронированного транспорта один для войск другой для росгвардии и полиции.
          Первый необходим для доставки пехоты на поле боя.
          Второй для сбережения л/с от мин, засад при патрулировании и проведении спецопераций.
          По сути, второму не нужна бронированная крыша, противоминная защита важнее.
          А первый должен поддержать свою пехоту в бою.
          Кроме того напрашивает необходимость третьего вида бронетраспартера, на гусле, тяжелого пронированного и приспособленного для действий в городе.
          Если честно наша традиция кататся на броне не есть хорошо, особенно учитывая, что броня для этого не приспособлена.
          1. +3
            22 апреля 2018 14:14
            Основная задача БТР транспортная - доставка десанта к полю боя. Поддержка пехоты в бою для БТР мера вынужденная.
            Для поддержки в бою больше подходит БМП.
            Бронированная крыша нужна обязательно, опыт использования бронетехники в городских или горных условиях показывает о необходимости защиты "сверху". Плюс сейчас стала актуальной защита от вертолётов и беспилотных ЛА.
            По поводу "катания на броне/за бронёй" судить сложно. Тут надо взвешивать вероятность риска встретить на маршруте засаду или фугас. Чистая психология
            Фугас на дороге заложить проще, и он менее заметен.
            Ну и последнее, размещая десант и на броне, и за бронёй, можно перевозить больше десантников. wink
            1. +1
              22 апреля 2018 17:17
              Цитата: Cannonball
              По поводу "катания на броне/за бронёй" судить сложно. Тут надо взвешивать вероятность риска встретить на маршруте засаду или фугас. Чистая психология

              Тут взвешивать нечего. Одназнвчно за броней. Что засада, что фугас (как правило, это сочетается. Сначала подрыв головной машины, а потом огневое воздействие) приводят к потерям незащищенного личного состава. (ну подумайте сами, если от взрыва у БТР днище к крыше прилипло, то, навергое, рванул не один кг в тротиловом эквиваленте. А это ГАРАНТИРОВАННАЯ баротравма со смертельным исходом) Вообще, миф о том что езда на броне спасает от фугаса, сродни мифу о том, что езда с открытыми лбками уменьшает заброневое действие кумулятивного боеприпаса.

              Цитата: Cannonball
              Основная задача БТР транспортная - доставка десанта к полю боя. Поддержка пехоты в бою для БТР мера вынужденная.
              Для поддержки в бою больше подходит БМП.

              А вот тут вы совершенно правы. И тем удивительнее тот факт, что советские конструкторы подходили к проектированию бтр и бмп с одними и теми же танковыми требованиями.
              1. +6
                22 апреля 2018 20:14
                Конструкторы подходят к проектированию не как хотят, а в соответствии с тех.заданием заказчика. По идее, БТР от БМП должен отличаться только ходовой частью, чтобы был выбор в зависимости от пребладающей местности. Напомню, в Союзе пехота на БТР и БМП была 50/50 примерно. Т.е., разница в названии никакой разницы в применении не давала - БУСВ был один для всех. Другое дело, что вооружение БТР до ума довести не успели, так щас навёрстывают, пушку, наконец, поставили laughing drinks
                1. +2
                  22 апреля 2018 21:33
                  У БТР вооружение - исключительно для самообороны. У БМП - для огневой поддержки десанта.
                  Современные пушечные БТР часто называют колёсными БМП, так как их боевые возможности становятся вполне сопоставимыми.
      2. 0
        22 апреля 2018 17:23
        Цитата: Fil743
        Можно попробовать защиту наиболее важных зон БТР с использованием разнесенного бронирования как у Ил-2: наружный слой из твердой брони, ломающей сердечник пули и внутренний слой из вязкой брони в которой застревают образовавшиеся осколки. На Ил-2 такая броня держала даже 20-мм снаряды (если не под прямым углом).

        А в новой реинкарнации бтр-80, называемой бтр-82 так примерно и сделали. Нарастили толщину днища и противоосколочный подбой добавили. Все.
    4. +4
      22 апреля 2018 20:04
      Цитата: Котище
      В целом за статью спасибо.
      О БТР скажу следующе. Бронетранспортер нашим войскам необходим, но такой чтоб десант катался в броне, а не на ней. Обязательно должны быть аппарель или аварийные выходы в корме машины. И прследнее он должен держать пулю, да-да держать пулю любого легкого стрелкового оружия в упор.

      А что, БТР не держит пулю стрелкового оружия? Помнится, на всех БТР встречал вмятины - следы отстрела 7,62. Выходит, держит?
      1. +1
        22 апреля 2018 22:01
        Броня толщиной 7 мм при угле встречи 90° пробивается бронебойно-зажигательной пулей Б-32 (7,62 х 54мм R. для ПКМ, ПКТ, Печенег) на дистанции 550 м.
        Броня толщиной 7 мм при угле встречи 90° пробивается бронебойно-зажигательной пулей Б3 (7,62 х 39 мм для АКМ) на дистанции 330 м.

        Толщина брони БТР-60ПБ - 5-7 мм, лоб - 7-11 мм;
        БТР-70 - 6 мм, лоб - 8-10 мм;
        БТР-80 - 7-9 мм, лоб - 10 мм;
    5. +3
      22 апреля 2018 20:30
      Про стрелковое оружие согласен + осколки мин и снарядов. Но вот про "утолшение" подобной техники до условной круговой непробиваемости нет. БТР да и наши БМП-1/2 это скорее вооруженный грузовик, на котором возится десант, боеприпасы и т. д. а также оружие которым он может поддерживать отделение. Который обладает большей проходимостью чем у грузовика и возможностью плыть. Вооруженный транспорт, для доставки к линии фронта не более того. И воевать внутри него можно разве что только в условиях радиоактивного заражения местности.
      1. +1
        23 апреля 2018 21:59
        Цитата: Servisinzhener
        наши БМП-1/2 это скорее вооруженный грузовик

        Сложно с Вами согласиться.
        Все-таки бмпшки прошли кучу конфликтов: Афганистан, Чечня, Грузия, Донбасс, Сирия. И, если судить по информации, что есть (к примеру, на отвага.ру), то БМП неплохо держат обстрел, а за счет 30 мм АП способны держать противника на безопасном расстоянии.
        В Афганистане БМП-2 несли небольшие потери.
        В ПЧВ основная масса потери пришлась на Майкопскую бригаду и другие подразделения угодившие в ловушку на привокзальной площади (вообще странная история, но судя по всему что видел в открытой прессе большинство техники оказалось на стоянке и без охранения и экипажей), а во ВЧВ потери были относительно небольшими.
        В Сирии из 200 БМП-2 потеряно около дюжины, а на Донбассе (судя по лостармору) основной процент потерь двушек благодаря артиллерии.
  2. +5
    22 апреля 2018 08:15
    Огромное спасибище!Это наша история и её надо знать!
    1. +3
      22 апреля 2018 08:45
      Цитата: Озеленитель
      Это наша история и её надо знать!

      Вы правы ! Ведь сколько же ещё осталось "неопознанных" ,,объектов,, !
  3. +9
    22 апреля 2018 11:35
    "Тем не менее, в силу тех или иных причин, все новые разработки Академии и СКБ Кутаисского автозавода не смогли продвинуться дальше полигонных испытаний."
    Оно, наверное, и к лучшему. Советские водители изделиям Кутаиского автозавода характеристики давали в основном непечатные. "Зверя нет страшнее рыси и машин из Кутаиси". "Автомобиль делали, чтобы чай с горы возить, а не кирпичи в гору тянуть".
    Это такое народное творчество, сплошь обидное.
    1. +3
      22 апреля 2018 13:56
      У нас на Урале бытовала поговорка про автомобили КАЗ "Калхида" - гордость Грузии, к несчастью Урала!
      Про (блин...ие) особенности переключения скоростей, особенностей отопительных и световых приборов, надежности трансмисии Колхид, я слышал от мастеров еще в конце девяностых. К слову последний раз в сравнении с Ягуаром у которого сдохла коробка автомат на 5000 км. Причем не впользу последнего. Досовно "На колхидах коробки хотябы летели через 10, а тут за неделю третий 5 не докатал"!
      1. +2
        22 апреля 2018 14:08
        У Вас новый Ягуар или б/у? Если у Вас до 2004 года выпуска - кто ж вам доктор. Если новый - это карма. Надо в церковь сходить. Вообще, английские автомобили - это отдельная категория для людей. готовых приненсти деньги в жертву имиджа. Так что или жажда. или имидж.
        1. +1
          22 апреля 2018 14:52
          Разговор идет про новые автомобили в дилерском центре на пр. Космонавтов. Я же там оказался случайно менял по "блату" масло.
          1. +1
            22 апреля 2018 15:31
            А, что, сейчас, чтобы масло сменить, нужен блат? Во времена первых "Жигулей" да, реально ТО пройти надо было иметь "связи". Но сейчас вроде кроме денег ничего не надо. Или Вы и без денег?
            1. +6
              22 апреля 2018 21:38
              Не знаю, как у вас, а в Йобурге пройти, например, плановое ТО у дилера - то ещё удовольствие! А по блату, да, и машину примут по времени, и подменную сразу оформят. Капитализм, он только с вида лучше советского застоя laughing
            2. +1
              23 апреля 2018 05:10
              Виктор Николаевич - это было в 99 году. Менял масло на ВАЗ-2115. Как оказался в дилерском центре Ягуара. Банально просто отец сослуживца работал в сервисе, он меня и пригласил.
              Так что перефразируя старую поговорку "деньги ничто, люди все".
              Видимо из-за "блата" меня оставили в зоне ТО. Так что в комментариях при мне не стеснялись, хотя мне досталось "рукожеп" это было самое мягкое в мой адрес высказывание! laughing
  4. +2
    22 апреля 2018 21:30
    Цитата: tchoni
    Тут взвешивать нечего. Одназнвчно за броней. Что засада, что фугас (как правило, это сочетается. Сначала подрыв головной машины, а потом огневое воздействие) приводят к потерям незащищенного личного состава. (ну подумайте сами, если от взрыва у БТР днище к крыше прилипло, то, навергое, рванул не один кг в тротиловом эквиваленте. А это ГАРАНТИРОВАННАЯ баротравма со смертельным исходом) Вообще, миф о том что езда на броне спасает от фугаса, сродни мифу о том, что езда с открытыми лбками уменьшает заброневое действие кумулятивного боеприпаса.
    Я видел и ребят с дырками во лбах после снайперских выстрелов, до этого ехавшими на броне, и, извините, комки обгорелого мяса - всё, что осталось от тех, кто сидел внутри подорванной на фугасе и сгоревшей бронированной машине.
    И это не миф, это горькая правда войны.
  5. 0
    23 апреля 2018 22:36
    Saxahorse, а Найти картинку (Google) не срабатывает?