Military Review

Forgotten bunker. KP Novorossiysk naval base and 18 th army. Part of 1

8
Time erases everything, if it does not have time physically, then it carefully heals from the memory itself. Sometimes even very memorable places, living artifacts of the epoch turn into a little thing forgotten on the mezzanine - and it is a pity to throw it away, and to erase the dust of dust. So slowly, the expensive, close, important thing goes into oblivion ... It happened with the command of the NBM and the 18 th army.


In 1942, the war was rapidly approaching Novorossiysk, however, the city was already pretty battered by bombing. The Novorossiysk naval base gained an increasingly important status, became a place of attraction for retreating troops and some forces fleet. SLCM has already provided support for the besieged garrisons of Odessa and Sevastopol. It was in these desperate days that it was decided to equip an underground command post, which was initially considered a reserve.

The place for the command post was chosen in the 9-th kilometer of the Sukhum highway. The works were carried out by the engineering department of the Black Sea Fleet. Given the terrain and nature of the rocks, it was decided to use what nature itself has created. In the rock, which abruptly broke off towards the sea, tunnels and halls sufficiently large for underground shelter were cut through. The walls and floor were finished with excellent local Portland cement. KP was located in such a way that the rock mass on one side with its whole ridge was turned towards Novorossiysk, i.e. towards the advancing Nazi units. On the other hand, the entrances to the command post, located on a small gorge, were located (in our area such places are called a gap). At the end of August 1942, all work was completed.



This "clearing" in the mountainous soil, done for laying a new highway, ideally demonstrates the heavy nature of the local soil. More precisely, the absence of this soil is only a thin top layer. This is an illustration of the hard work that engineers have done.

Already in September, 1942 of the year, a command post of the 47 Army headquarters, headed by Deputy Commander Anatoly Petrakovsky, moved to command the troops. Later, the commander of the 47 army and the Novorossiysk defensive area, Andrei Antonovich Grechko, and rear admiral Sergey Georgievich Gorshkov, left for the command post, so to speak, for temporary residence.

During the preparation of the landing on the future “Malaya Zemlya”, the NVB operational group led by the captain of the 2 rank, Arkady Vladimirovich Sverdlov, arrived at KP. This group carried out part of the control, as well as the landing coordination, as being the closest to the landing area and the front itself.

At the end of February, 1943, the command of the troops engaged in fighting in Malaya Zemlya, as well as at the cement plants, was assigned to the headquarters of the 18 Army. Accordingly, officers of the 9 Army arrived at the command post of the 18 kilometer. As a result, the leadership of the decisive assault of Novorossiysk was carried out from this command post.

Unfortunately, there are very few detailed information about KP and they are scattered. And this is despite the fact that earlier this building was part of the complex of objects of the Novorossiysk Museum, and perhaps it is included now. Whether the initial secrecy influenced, or the time of oblivion of this object, but even its location is not easy to find.

Therefore, the author threw a cry among comrades of a dozen timid and without claustrophobia. Soon, such a friend was found, and we drove to the place, on the 9-th kilometer. First, it was decided to examine the slopes of the mountains in the 9-th kilometer, which were supposed to hide at least some traces of the PDO system. The search was short lived.

At the very tip of one of the small ridges, we discovered a small but massive DOT, which, it is true, served as an observation point and one of the firing points of the antiamphibious defense.





The internal space was extremely tight. The loopholes housed several concrete pedestals - for optics or machine-gun armament. It seemed that during the construction of the highway, part of the object was simply demolished.









Above this structure, in the thickets of juniper, oak and hold-up trees, many craters were found, some of which resembled trenches.





Also found were some concrete "domes" that went outside. Inside, everything was wildly littered, so to investigate them was not possible.



Well, let's start the search for the KP itself. The terrain here is a continuous mountain folds, ridges and gorges, going down to the sea. From here and some annoying serpentine highway. So, in one of the gorges and is KP. We examined all four small gorges. Sometimes purely visually from the nearest mountain, because in one there is a branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs, and in the other there is a reservoir that does not allow placing there, whatever it is.

Finally, we chose the right ravine, into which a somewhat broken asphalt road led. Moreover, if you are not ready to turn the car in abruptly, waiting for the road that has jumped out of the forest greenery, then you will surely miss it.

The impression of the village lying in the valley was strange. Near the fashionable houses, sometimes going up to four floors, were dilapidated buildings of almost the pre-war period. “Well-fed”, judging by the buildings, local homeowners did not pay any attention either to the road leading to their homes, nor to the collapsing ruins in which to shoot a horror film, or to the garbage lying under their feet.





I have always noticed this strange detail - the more “plump” home ownership is, the more debris is right behind the fence. Apparently, no one wanted to spend a penny or a minute of time behind the fence. For example, the plate gathered from shit and sticks, saying “not to signal, not to disturb the guests” looked extremely indicative. In fact, the place, despite the road and rubbish, is very picturesque and quiet. But why didn't these lovers of silence from expensive villas install a decent ad, but hang a shabby piece of plywood with oblique letters painted with red paint on a tree?



Climbing along the local urban ruins, we headed to the site with a characteristic rocky slice, which was thrown from the highway.



Before the venue, we were met by a promising relatively new sign, as well as a completely unproductive, broken, rusted gate.







And here we have the adits of the command post, which served both the 47 army, and the Novorossiysk defensive area, and the Novorossiysk naval base, and the 18 army.



Enter the rock (in the literal sense of the word) in the second part.

To be continued ...
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Monarchist
    Monarchist April 25 2018 08: 04
    +3
    Wind, I have not yet read the signatures under the article, but decided: it looks like this is our “Wind”. You are not indifferent to the history of Novorossiysk and everything related to our memory
  2. Aviator_
    Aviator_ April 25 2018 08: 37
    +3
    An interesting beginning, I look forward to continuing.
  3. Amurets
    Amurets April 25 2018 09: 34
    +3
    Let's enter the rock (in the literal sense of the word) in the second part. Intriguing and promising. As always interesting.
  4. Amurets
    Amurets April 25 2018 09: 36
    0
    Enter the rock (in the literal sense of the word) in the second part.

    Intriguing and promising. As always interesting.
  5. Des10
    Des10 April 25 2018 13: 28
    +2
    Straight topic for stalkers.
    There are many such objects throughout the territory of the former (unfortunately) USSR.
    Thank you.
    1. Ragoz
      Ragoz April 26 2018 01: 05
      +2
      Dts10.
      The main slogan of pseudo-democracy is "No one is forgotten and nothing is forgotten." The state of the Russian Federation is not up to these trifles; the main thing is not to forget your income.
  6. NF68
    NF68 April 25 2018 16: 36
    +2
    Interesting article.
  7. serge siberian
    serge siberian April 26 2018 17: 12
    0
    The beginning is interesting. I am waiting for the second part. I myself love to read such articles. hi

Военное обозрение

Забытый бункер. КП Новороссийской ВМБ и 18-й армии. Часть 1

8
Время стирает всё, если не успевает физически, то тщательно выхолаживает из самой памяти. Порой даже очень памятные места, живые артефакты эпохи превращаются в забытую на антресолях вещицу – и выбросить жалко, и пыль стирать лень. Так медленно в небытие и уходит нечто дорогое, близкое, важное… Так случилось с КП НВМБ и 18-й армии.


В 1942 году война стремительно приближалась к Новороссийску, впрочем, город был уже изрядно потрёпан бомбардировками. Новороссийская военно-морская база обретала всё более важный статус, становилась местом притяжения отступающих войск и некоторых сил флота. НВМБ уже обеспечивала поддержку осаждённых гарнизонов Одессы и Севастополя. Именно в эти отчаянные дни было решено обустроить подземный командный пункт, который сначала считался запасным.

Место для командного пункта было выбрано в районе 9-го километра Сухумского шоссе. Работы выполнялись инженерным отделом Черноморского флота. Учитывая рельеф местности и характер горных пород, было принято решение использовать то, что создала сама природа. В скале, которая круто обрывалась в сторону моря, были прорублены туннели и достаточно обширные для подземного укрытия залы. Стены и пол были отделаны превосходным местным портландцементом. КП располагался таким образом, что скальный массив с одной стороны всем своим хребтом был обращён в сторону Новороссийска, т.е. в сторону наступающих частей нацистов. А с другой стороны располагались входы в КП, выходившие на небольшое ущелье (в наших краях такие места называются щелью). В конце августа 1942 года все работы были завершены.



Данная "просека" в горном грунте, проделанная для прокладки нового шоссе, идеально демонстрирует тяжёлый характер местной почвы. Точнее отсутствие этой почвы - лишь тонкий верхний слой. Это иллюстрация той тяжёлой работы, которую произвели инженеры

Уже в сентябре 1942 года на КП для руководства войсками переместился вспомогательный пункт управления штаба 47-й армии во главе с заместителем командующего Анатолием Петраковским. Позже на КП выехали, так сказать на временное место жительства, и сам командующий 47-й армией и Новороссийским оборонительным районом Андрей Антонович Гречко и контр-адмирал Сергей Георгиевич Горшков.

Во время подготовки высадки на будущей «Малой Земле» на КП прибыла оперативная группа НВМБ во главе с капитаном 2 ранга Свердловым Аркадием Владимировичем. Эта группа осуществляла отчасти управление, а также координацию высадки, как наиболее близко расположенная к району десантирования и самому фронту.

В конце февраля 1943 года управление войсками, ведущими бои на Малой Земле, а также у цементных заводов, было поручено штабу 18-й армии. Соответственно на КП 9-го километра прибыли офицеры 18-й армии. В итоге руководство решительного штурма Новороссийска осуществлялось именно с этого командного пункта.

К сожалению, подробных сведений о КП крайне мало и они разрозненны. И это несмотря на тот факт, что ранее данное сооружение входило в комплекс объектов Новороссийского музея, а быть может входит сейчас. То ли повлияла изначальная секретность, то ли время забытья данного объекта, но даже его месторасположение обнаружить нелегко.

Посему автором был брошен клич среди товарищей не робкого десятка и без клаустрофобии. Вскоре такой товарищ нашёлся, и мы выехали на место, на 9-й километр. Сначала было решено осмотреть склоны гор в районе 9-го километра, которые должны были скрывать хоть какие-то следы системы ПДО. Поиск был недолгим.

На самой оконечности одного из небольших хребтов нами был обнаружен небольшой, но массивный ДОТ, который, верно, служил и наблюдательным пунктом и одной из огневых точек противодесантной обороны.





Внутреннее пространство оказалось крайне тесным. У бойниц располагались несколько бетонных тумб – для оптики или пулемётного вооружения. Создавалось впечатление, что во время строительства шоссе часть данного объекта просто снесли.









Выше этого сооружения в зарослях можжевельника, дубняка и держи-дерева удалось найти множество воронок, некоторые из которых напоминали траншеи.





Также были найдены какие-то бетонные «купола», выходящие наружу. Внутри всё было дико замусорено, поэтому исследовать их не представлялось возможным.



Что ж, приступаем к поиску самого КП. Рельеф местности здесь – это сплошные горные складки, хребты и ущелья, спускающиеся к морю. Отсюда и некоторых раздражающий серпантин шоссе. Значит, в одном из ущелий и находится КП. Мы осмотрели все четыре небольших ущелья. Иногда чисто визуально с ближайшей горы, т.к. в одном находится филиал Краснодарского университета МВД, а в другом водоём, который не позволяет там разместить, что бы то ни было.

Наконец, мы выбрали нужное ущелье, в которое вела несколько разбитая асфальтовая дорога. Более того, если вы заранее не готовы круто повернуть авто, ожидая выпрыгнувшую из лесной зелени дорогу, то вы наверняка её упустите.

Впечатление от лежащего в низине посёлка было странным. Рядом с фешенебельными домами, уходящими вверх порой на четыре этажа, стояли полуразрушенные постройки чуть ли не довоенного периода. «Упитанные», судя по зданиям, местные домовладельцы не обращали никакого внимания ни на дорогу, ведущую к их пенатам, ни на разваливающиеся руины, в которых в пору снимать фильм ужасов, ни на мусор, валяющийся под ногами.





Я всегда примечал эту странную деталь – чем «упитаннее» домовладение, тем больше мусора сразу за забором. Видимо, на то, что за забором никто не желал тратить ни копейки и ни минуты времени. К примеру, крайне показательно выглядела табличка, собранная из дерьма и палок, гласящая «не сигналить, не мешать отдыхающим». В самом деле, местечко, несмотря на дорогу и мусор, очень живописное и тихое. Но почему эти любители тишины из дорогостоящих вилл не установили приличное объявление, а повесили обшарпанный кусок фанеры с косыми буквами, нарисованными остатками красной краски, на дерево?



Полазив по местным урбанистическим руинам, мы направились на ещё с шоссе бросившуюся в глаза площадку с характерным скальным срезом.



Перед площадкой нас встретила многообещающая относительно новая табличка, а также совершенно ничего не обещающие разбитые проржавевшие ворота.







И вот перед нами штольни командного пункта, послужившего и 47-й армии, и Новороссийскому оборонительному району, и Новороссийской ВМБ, и 18-й армии.



Войдём в скалу (в прямом смысле слова) во второй части.

Продолжение следует…
Автор:
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Монархист
    Монархист 25 апреля 2018 08:04
    +3
    Ветер, я ещё не прочел подписи под статьей, а решил: похоже это наш"Ветер". Вы не безразличны к истории Новороссийска и всего связанного с нашей памятью
  2. Авиатор_
    Авиатор_ 25 апреля 2018 08:37
    +3
    Интересное начало, жду продолжения.
  3. амурец
    амурец 25 апреля 2018 09:34
    +3
    Войдём в скалу (в прямом смысле слова) во второй части. Интригующе и многообещающе. Как всегда интересно.
  4. амурец
    амурец 25 апреля 2018 09:36
    0
    Войдём в скалу (в прямом смысле слова) во второй части.

    Интригующе и многообещающе. Как всегда интересно.
  5. Des10
    Des10 25 апреля 2018 13:28
    +2
    Прям тема для сталкеров.
    Таких объектов много по всей территории бывшего(к сожалению) СССР.
    Спасибо.
    1. Рагоз
      Рагоз 26 апреля 2018 01:05
      +2
      Dts10.
      Главный лозунг псевдодемократии "Ни кто не забыт и ничто не забыто". Государству РФ не до этих мелочей- главное не забыть свои доходы.
  6. NF68
    NF68 25 апреля 2018 16:36
    +2
    Интересная статья.
  7. серж сибиряк
    серж сибиряк 26 апреля 2018 17:12
    0
    Начало интересное.Жду второй части.Сам люблю читать такие статьи. hi