"Bird Ruh" unknown destination

The Stratolaunch system that currently exists for private money in the early 90s of the last century was conceptually described by a group of engineers at the Flight Research Center named after Dryden commissioned by NASA. The air launch was studied in connection with its all-azimuthality, that is, the possibility of launching in any direction. The classic launch of a rocket from ground-based cosmodromes requires spatial maneuvers that use a large part of the fuel stock. A carrier aircraft can easily and naturally change course, go to the most profitable equatorial courses, and take satellites (including dual-use ones) into a geostationary orbit. It is also important to remember about the so-called exclusion zone, which must necessarily be present near the cosmodromes - debris of accelerating rocket stages fall on its territory. The format of such zones can reach several thousand square kilometers with a serious restriction on any economic activity in their areas.

"Bird Ruh" unknown destination

Bert Rutan. Source: popmech.ru


As always, in stories nontrivial ideas is an active person, put a lot of strength to make it reality. Such for the project Stratolaunch was aircraft designer Bert Rutan, who proposed to abandon the flawed, in his opinion, idea to remake the existing flying "super-weights" for an air launch. And there were a lot of projects - An-225 with a maximum take-off mass of 640 tons offered to equip 250-ton rocket, which, in turn, delivered to orbit no more than 12 tons of payload. But commercial calculations have shown that it is necessary to throw at least 20-25 tons of net weight into orbit for payback, and in this case the weight of the aircraft carrier will exceed 1000 tons. And everything would be fine - there are no theoretical difficulties for assembling such a machine, but where will such a giant sit down? Creating one or two aerodrome for aircraft of this class actually devalues ​​all the economic bonuses of the air launch. Rutan also proposed the Grasshopper Grasshopper subsonic carrier aircraft project, which became the prototype embodied in steel and composites, Scaled Composites Model 351 Roc. The car was a two-body with four-bearing chassis and was intended to launch the launch vehicle from heights exceeding 12 km. To some extent, the developments were realized in the tourist suborbital station SpaceShipTwo. In 2010, the financial potential of investor Paul Allen, who created the project Stratolaunch Systems, joined the talent of Bert Rutan. The guys were familiar before that - the SpaceShipOne rocket glider, capable of climbing 100 km and more, their hands. Developed a six-engine miracle invited top-level specialists - engineers of the project Space Shuttle, as well as pilots reconnaissance and, in combination, the fastest aircraft SR-71. During the year, we managed to create a triune project - a flying launch platform, a middle class launch vehicle and ground infrastructure, that is, GDP, a hangar, and so on. The most interesting thing is that the ideological generator Bert Rutan stopped practicing his brainchild from April 2011, when he left his company Scaled Composites, which designed the Ruh Bird.


Scaled Composites Model 351 Roc ("Bird Rukh") on the taxiing. Source: spacenews.com

Initially, the “bird” was supposed to weigh about 544 tons, but in the process of development and assembly, this value increased to 590. Omnipresent Ilon Musk, without whom, it seems, not a single world hi-tech-kipish passes, oversaw the development of a launch vehicle based on his own Falcon 9. The Falcon 9 launch mass passed over 400 tons, the projected aircraft was not able to tear it off the ground, therefore the “nine” was cut to the Shorty version “shorty”. The rocket was smaller, lighter (up to 250 tons) and had to fit in the intersecting space of the Scaled Composites Model 351. The project assumed the launch of tons of payload into orbit as much as 6,12, which even then raised questions about the appropriateness of this undertaking. But the work was going on - the organizers rented an 8,1 ha area in the California Mojave Desert, where, starting in October, 2012 built a plant for the production of composite structures and a hangar to assemble the future aircraft.


Rollout Scaled Composites Model 351 Roc from the hangar. Source: dailymail.co.uk.

Large aircraft have large areas: the composite workshop occupies 8100 square meters, and the hangar is already 8600. The take-off betonka, however, is compact enough for an aircraft of similar dimensions — only 3800 meters.

Model 351 is in many ways a “hodgepodge” of aviation-proven solutions, so Boeing 747-400 shared the engine, chassis, wing mechanization control and on-board equipment. Moreover, for the project, Paul Allen bought two used (!) Aircraft from United Airlines, assembled back in 1997 year. The carrier aircraft of the Stratolaunch Systems system is designed according to the two-fuselage high-wing scheme with a straight wing of high elongation and horizontal tail in the rear fuselage. In the central part of the wing, between the fuselages, there is a suspension system and a rocket launch vehicle weighing up to 250 tons. The main structural material of the airframe is carbon fiber, which has become the hallmark of the Scaled Composites office.


One of the two cockpits. Source: dailymail.co.uk

28 aircraft landing gear wheels are quite gentle on take-off concrete with a mass of 590 tons. Under the wing consoles are suspended six good old PW4056 from Pratt & Whitney, creating 25,7 tons of thrust each. The wingspan makes the "Ruh Bird" the very most in aviation history - both An-225 "Mriya" (88,4) and A380 (79,8), and even the immortal creature of Howard Hughes H-4 Hercules with his giant 97,5 lose. But in the maximum take-off mass, the two-bazelo noticeably loses the “Mriye” with its 640 tons, but firmly holds the second line on this indicator in the world. Engineers are planning the aircraft's ability to accelerate to 850 km / h and launch the launch vehicle at a distance of up to 2200 from the parent aerodrome. An important design decision was the fact that the Model 351 can be used as a transport (read, military transport) aircraft in order to recapture the costs of development and operation. To do this, the hitch-uncoupling unit of the rocket is dismantled and the aircraft is ready for transportation of oversized cargoes, which, for example, cannot fit in the An-124 Ruslan. A short history of the Model 351 has the following chronology:

- 31 May 2017 of the year - rolling out of the hangar;
- 29 June 2017 of the year - The Federal Aviation Administration of the United States issued the board number N351SL;
- September 2017 of the year - the first starts of the engines;
- 18 December 2017 of the year - the first taxiing and jogging on the airfield at a speed of 50 km / h.



Pratt & Whitney PW4056 trio with hoods folded down. Source: dailymail.co.uk

Development engineers are optimistic that in the current "Bird Ruch" will rise on the wing, and in the year 2019 will launch the first rocket into space. True, there is nothing to start yet - SpaceX Mask released their project back in 2012, due to the lack of resources for a secondary project for them. And the redesign of Falcon 9 constructs for Stratolaunch Systems was already too fundamental. The search for new rocket builders led Paul Allen to OSC, which offered a solid-fuel Pegasus II, sending a tonne of useful mass to Earth orbit 6,1. But by the year 2014 Pegasus was abandoned in favor of the new product - a three-stage Thunderbolt rocket equipped with two solid-fuel and one liquid (hydrogen + oxygen) engines. By September, 2014, the US office of Sierra Nevada, spoke about the development of the Dream Chaser spaceplane, adapted for the Stratolaunch system. Such a spaceplane will send up to three astronauts into space and safely return them to the ground. Finally, the system can send spacecraft and similar objects in a suborbital mode to any point on the globe in just 1,5-2 hours. Feel the ambiguity of the “peaceful” mission of Stratolaunch Systems and Sierra Nevada?


Paul Allen, chief financier of the Stratolaunch Systems project, trying to go down in the history of the global aviation industry. Source: dailymail.co.uk

Eventually news about the last two projects, they quietly left the information field, and Paul Allen got “sick” with the new idea of ​​using his brainchild. Immediately, three Pegasys XL light rockets are proposed to be hung under the Model 351 wing, however the market for services of such “kids” is very narrow - no more than one launch per year. Is it worth for the sake of such a monster? So the engineers were able to persuade the Stratolaunch Systems management to develop ... their own launch vehicle. Before 1 June 2018, the company plans to test its first rocket engines at the Stennis Space Center, the first 5,1 million dollars have already been allocated for this. As a result, Paul Allen was faced with the need to develop the entire air launch complex from scratch — from GDP to a launch vehicle. And it seems that it will not work out with “spare” spare parts here.
Author:
Evgeny Fedorov
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

«Птица Рух» неизвестного назначения

Существующая в настоящее время на частные деньги система Stratolaunch в начале 90-х годов прошлого столетия была концептуально описана группой инженеров в Летно-исследовательском центре им. Драйдена по заказу NASA. Воздушный старт прорабатывали в связи с его всеазимутальностью, то есть возможностью запуска в любом направлении. Классический запуск ракеты с наземных космодромов требует пространственных маневров, на которые используется немалая часть топливного запаса. А самолет-носитель легко и непринужденно может менять курс, выходить на наиболее выгодные экваториальные курсы, и выводить спутники (в том числе и двойного назначения) на геостационарную орбиту. Важно помнить и о так называемой зоне отчуждения, которая обязательно должна присутствовать около космодромов – на её территорию падают обломки разгонных ступеней ракет. Формат таких зон может достигать нескольких тысяч квадратных километров с серьезным ограничением на любою хозяйственную деятельность на их площадях.

«Птица Рух» неизвестного назначения

Берт Рутан. Источник: popmech.ru


Как всегда, в истории нетривиальных идей находится активная личность, положившая немало сил на воплощение её в реальности. Таким для проекта Stratolaunch стал авиаконструктор Берт Рутан, предложивший отказаться от ущербной, по его мнению, идеи переделать существующие летающие «супертяжи» для воздушного старта. А проектов было немало – Ан-225 с максимальной взлетной массой в 640 тонн предлагали оснастить 250-тонной ракетой, которая, в свою очередь, доставляла на орбиту не более 12 тонны полезной нагрузки. Но коммерческие расчеты показали, что нужно для окупаемости забрасывать хотя бы 20-25 тонн чистого веса на орбиту, а вес самолета-носителя в этом случае перевалит за 1000 тонн. И все бы ничего – теоретических сложностей для сборки такой машины особых нет, но вот куда такой гигант будет садиться? Создание одного-двух аэрокосмодромов для самолетов подобного класса фактически обесценивает все экономические бонусы воздушного старта. Рутан же предложил проект дозвукового самолета-носителя Grasshopper «Кузнечик», ставший прообразом, воплощенного в стали и композитах, Scaled Composites Model 351 Roc. Машина была двухфюзеляжная с четырехопорным шасси и предназначалась для запуска ракеты-носителя с высот, превышающих 12 км. В какой-то мере наработки реализовались в туристической суборбитальной станции SpaceShipTwo. В 2010 году к таланту Берта Рутана присоединился финансовый потенциал инвестора Пола Аллена, который и создал проект Stratolaunch Systems. Ребята и до этого были знакомы – ракетоплан SpaceShipOne, способный подняться на 100 км и более, их рук дело. Разрабатывать шестимоторное чудо пригласили специалистов топового уровня – инженеров проекта Space Shuttle, а также пилотов разведывательного и, по совместительству, самого быстрого самолета SR-71. За год успели создать триединый проект – летающая стартовая платформа, ракета-носитель среднего класса и наземную инфраструктуру, то есть ВВП, ангар и прочее. Самое интересное, что идейный генератор Берт Рутан перестал заниматься своим детищем с апреля 2011 года, когда ушел из своей компании Scaled Composites, которая и проектировала «Птицу Рух».


Scaled Composites Model 351 Roc («Птица Рух») на рулежке. Источник: spacenews.com

Изначально «птичка» должна была весить около 544 тонны, но в процессе разработки и сборки это значение выросло до 590. Вездесущий Илон Маск, без которого, похоже, ни один мировой hi-tech-кипиш не проходит, курировал разработку ракеты-носителя на базе собственного Falcon 9. Стартовая масса Falcon 9 переваливала за 400 тонн, проектируемый самолет не состоянии был её оторвать от земли, поэтому «девятку» подрезали до варианта Shorty «коротышка». Ракета была компактнее, легче (до 250 тонн) и должна была поместиться в межфюзеляжном пространстве Scaled Composites Model 351. Проект предполагал вывод на орбиту аж 6,12 тонны полезной нагрузки, что уже тогда ставило вопросы о целесообразности данного начинания. Но работа шла – организаторы арендовали 8,1 га площади в калифорнийской пустыне Мохаве, где с октября 2012 года соорудили цех по производству композитных конструкций и ангар для сборки будущего самолета.


Выкатка Scaled Composites Model 351 Roc из ангара. Источник: dailymail.co.uk.

Большому воздушному судну – большие площади: композитный цех занимает 8100 квадратных метров, а ангар уже 8600. Взлетная бетонка, однако, достаточно компактная для самолета подобных размеров – всего 3800 метров.

Model 351 – это во многом «солянка» из проверенных авиаиндустрией решений, так Boeing 747-400 поделился двигателем, шасси, управлением механизацией крыла и бортовым оборудованием. Причем, Пол Аллен для проекта купил два бывших в употреблении (!) самолета у компании United Airlines, собранных еще в 1997 году. Самолет-носитель системы Stratolaunch Systems разработан по схеме двухфюзеляжного высокоплана с прямым крылом большого удлинения и горизонтальным оперением в хвостовой части фюзеляжа. В центральной части крыла, между фюзеляжами, расположена система подвески и сброса ракеты-носителя массой до 250 тонн. Основной конструкционный материал планера – углепластик, ставший визитной карточкой конторы Scaled Composites.


Одна из двух кабин пилотов. Источник: dailymail.co.uk

28 колес шасси самолета позволяют достаточно щадяще относится к взлетной бетонке при массе в 590 тонн. Под консолями крыла подвешены шесть старых-добрых PW4056 от Pratt & Whitney, создающих по 25,7 тонн тяги каждый. Размах крыла делает «Птицу Рух» самым-самым в авиационной истории – проигрывают и Ан-225 «Мрия» (88,4 м), и А380 (79,8 м), и даже бессмертное творение Говарда Хьюза H-4 Hercules с его исполинскими 97,5 метрами. А вот в максимальной взлетной массе двухфюзеляжник заметно проигрывает «Мрие» с её 640 тоннами, но прочно удерживает вторую строчку по этому показателю в мире. Инженеры планируют способность самолета разгоняться до 850 км/ч и производить пуск ракеты-носителя на дальности до 2200 от материнского аэродрома. Важным конструкционным решением стал факт возможности использования Model 351 в качестве транспортного (читай, военно-транспортного) самолета, чтобы отбить затраты на разработку и эксплуатацию. Для этого узел сцепки-отцепки ракеты демонтируется и самолет готов к перевозке негабаритов, которые, к примеру, никак не помещаются в Ан-124 «Руслан». Короткая история Model 351 имеет следующую хронологию:

— 31 мая 2017 года – выкатка из ангара;
— 29 июня 2017 года – Федеральная авиационная администрация США выдала бортовой номер N351SL;
— сентябрь 2017 года – первые запуски моторов;
— 18 декабря 2017 года – первая рулежка и пробежка по аэродрому со скоростью 50 км/ч.



Тройка PW4056 от Pratt & Whitney с откинутыми капотами. Источник: dailymail.co.uk

Инженеры-разработчики оптимистично предполагают, что в текущем «Птица Рух» встанет на крыло, а в 2019 году запустит первую ракету в космос. Правда, запускать пока нечего – SpaceX Маска вышла их проекта еще в 2012 году по причине нехватки ресурсов на второстепенный для них проект. Да и переделка конструктива Falcon 9 для Stratolaunch Systems была уже слишком фундаментальной. Поиски новых ракетостроителей привели Пола Аллена к компании OSC, которая предложила твердотопливную Pegasus II, отправляющую на околоземную орбиту 6,1 тонну полезной массы. Но к 2014 году от Pegasus отказались в пользу нового продукта – трёхступенчатой ракеты Thunderbolt, оснащенной двумя твердотопливными и одним жидкостным (водород+кислород) двигателями. К сентябрю 2014 года американская контора Sierra Nevada рассказала о разработке космоплана Dream Chaser, адаптированного для системы Stratolaunch. Такой космоплан будет отправлять в космос до трех астронавтов и благополучно возвращать их на землю. Наконец, система может отправлять космические аппараты и подобные им объекты в суборбитальном режиме в любые точки земного шара всего за 1,5-2 часа. Чувствуете неоднозначность «мирной» миссии Stratolaunch Systems и Sierra Nevada?


Пол Аллен, главный финансист проекта Stratolaunch Systems, пытающийся войти в историю мирового авиапрома. Источник: dailymail.co.uk

В итоге новости о последних двух проектах потихоньку ушли с информационного поля, и Пол Аллен «заболел» новой идеей применения своего детища. Сразу три легкие ракеты Pegasys XL предлагается подвешивать под крылом Model 351, однако рынок услуг подобных «малышей» очень узок – в год не более одного пуска. Стоит ли ради такого городить подобного монстра? Вот инженеры и смогли уговорить руководство Stratolaunch Systems к разработке… собственного ракетоносителя. До 1 июня 2018 года компания планирует испытать в Космическом центре имени Стенниса свои первые ракетные двигатели, для этого уже выделены первые 5,1 млн. долларов. В итоге Пол Аллен столкнулся с необходимостью разработки всего комплекса воздушного старта с «нуля» — от ВВП до ракеты-носителя. И обойтись «бэушными» запчастями тут, похоже, не получится.
Автор:
Евгений Федоров
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти