Трагедия красного маршала

114
Карьера маршала Василия Блюхера, одного из самых известных советских военачальников 1920-х – 1930-х годов, рухнула столь же стремительно, сколь и взлетела вверх. Ее финалом стала неудачная операция на озере Хасан в 1938 году. Во время боев с японскими войсками советские части понесли большие потери. РККА потеряла 960 человек, тогда как с японской стороны погибли 650 человек. По мнению советского руководства, ответственность за неудачи нес непосредственно командующий Дальневосточным фронтом маршал Василий Блюхер.

31 августа 1938 года в Москве, на Главном военном совете РККА, состоялся «разбор полетов». Присутствовали на нем Сталин, Ворошилов, Буденный, Щаденко, Шапошников, Кулик, Локтионов, Павдов, Молотов, Фриновский. Был вызван и маршал Блюхер. На повестке дня был вопрос о том, что произошло на озере Хасан, почему советские войска понесли такие потери и как действовал командующий Дальневосточным фронтом Блюхер. Кстати, от должности командующего, к моменту «разбора полетов», Блюхер был уже отстранен.



Трагедия красного маршала


Действительно, операция на озере Хасан оказалась не очень удачной по причине действий командующего. Маршал Иван Конев, например, считал, что Блюхеру просто не хватило современных военных знаний – он остановился на уровне двадцатилетней давности, событий Гражданской войны, и это привело к плачевным последствиям для советских солдат. Свою роль сыграла и самоуверенность маршала. Он часто действовал самостоятельно и даже вопреки позиции центрального руководства страны. Например, когда 20 июля 1938 года Япония предъявила СССР ультиматум, потребовав передать Японии часть советской территории у озера Хасан, командовавший Дальневосточным фронтом маршал Блюхер принял абсолютно авантюрное решение – попытаться урегулировать конфликт между СССР и Японией миром.

Стоит ли говорить, что у командующего фронтом не было и не могло быть полномочий на подобные переговоры. Но Блюхер, не оповестив Москву, отправил на границу специальную комиссию, которая установила, что виноваты якобы советские пограничники, нарушившие границу на три метра. После этого Блюхер допустил новую ошибку – он связался с Москвой и стал требовать ареста начальника пограничного участка. Но советское руководство инициативу маршала не поняло и не одобрило, потребовав от Блюхера немедленно отозвать комиссию и приступить к своим прямым обязанностям – организации военного отпора готовящемуся японскому нападению.

Откуда у маршала Блюхера было такое стремление к своевольным, самостоятельным действиям, да еще в 1938 году, когда власть была максимально жестка к любым отклонениям от курса. Многих партийных и военных деятелей карали за куда меньшие поступки и куда менее странные инициативы. Судя по всему, Блюхер был уверен в своей непотопляемости – ведь удача улыбалась ему давно, широкой улыбкой. Так, незадолго до событий на озере Хасан, в декабре 1937 года, Василия Блюхера избрали депутатом Верховного Совета СССР, чуть позже включили в состав Президиума Верховного Совета СССР. Очевидно, это обстоятельство тоже позволило Блюхеру рассматривать самого себя не только как военачальника, но и как политического деятеля.

Василий Блюхер был в числе первых пяти советских военачальников, которым присвоили звания маршалов. 21 ноября 1935 года маршальские звания получили народный комиссар обороны СССР Климент Ворошилов, начальник штаба РККА Александр Егоров, заместитель народного комиссара обороны Михаил Тухачевский, инспектор кавалерии РККА Семен Буденный и командующий Особой Дальневосточной армией Василий Блюхер. Причем должность, которую занимал Блюхер, не предполагала такого высокого звания. Очевидно, что Сталин рассматривал Блюхера как очень перспективного военачальника, который в обозримом будущем, во-первых, мог совершить большие победы над вероятным противником – Японией, а во-вторых – занять более высокую должность в системе Наркомата обороны. В то время Василию Блюхеру завидовали многие военачальники – командующий Особой Дальневосточной армией пользовался явной симпатией Сталина. При этом почти все 1920-е и 1930-е годы Блюхер проводил на Дальнем Востоке – он так и не получил «московского» назначения и более высоких постов в Наркомате обороны.

За почти два десятилетия, проведенных на Дальнем Востоке, Блюхер, судя по всему, почувствовал себя едва ли не «хозяином» этого огромного и богатого региона. Шутка ли – с 1921 года быть «главной военной властью» всего советского Дальнего Востока. Еще 27 июня 1921 года 31-летний Василий Блюхер, прежде командовавший 51-й стрелковой дивизией, воевавшей в Крыму, был назначен председателем Военного совета, главнокомандующим Народно-революционной армии Дальневосточной республики и военным министром ДВР. Так началась дальневосточная, самая долгая, эпопея в жизни и карьере Василия Блюхера.

Когда в 1890 году в деревне Барщинка Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Константина Блюхера и его жены Анны Медведевой родился сын Василий, никто и представить себе не мог, что через тридцать лет он будет занимать генеральские должности. Год учебы в церковно-приходской школе – вот и все образование будущего красного маршала в те годы. Потом была «школа жизни» - мальчик в магазине, чернорабочий на машиностроительном заводе в Петербурге, слесарь на вагоностроительном заводе в Мытищах. Юный Блюхер, как и многие представители рабочей молодежи того времени, увлекся революционными идеями. С завода в Петербурге его уволили за участие в митингах, а в 1910 году вообще арестовали – за призывы к забастовке. Впрочем, в современной литературе приводят и другую версию – что никаким рабочим и, тем более, революционером, в то время Василий Константинович Блюхер не был, а служил приказчиком у одной купчихи, попутно выполняя, скажем так, обязанности интимного характера.

В 1914 году началась Первая мировая война. 24-летний Василий Блюхер подлежал призыву на военную службу. Он был зачислен в 56-й кремлёвский запасной батальон, а затем направлен в состав 19-го Костромского полка 5-й пехотной дивизии в звании рядового. Вскоре он был награжден Георгиевской медалью IV степени, удостоился Георгиевских крестов III и IV степени и был произведен в младшие унтер-офицеры. Впрочем, если факт награждения медалью достоверен, то о Георгиевских крестах и присвоении звания младшего унтер-офицера документальных сведений историки не находят. В любом случае, достоверен факт тяжелого ранения Блюхера разорвавшейся гранатой. Блюхера доставили в военный госпиталь, где буквально вытащили с того света. Из-за полученных ранений Блюхера комиссовали с пенсией первого разряда.

Вернувшись к гражданской жизни, он устроился в гранитную мастерскую в Казани, затем работал на механическом заводе. В июне 1916 года Блюхер стал членом Российской социал-демократической рабочей партии большевиков. Октябрьскую революцию он встретил в Самаре, где стал членом Самарского Военно-Революционного Комитета, помощником начальника Самарского гарнизона и начальником губернской охраны революционного порядка. С этих должностей среднего звена и началась военная карьера Василия Блюхера в Советской России.

В качестве комиссара сводного отряда уфимских и самарских красногвардейцев Блюхер участвовал в боевых действиях на Урале, где возглавил Челябинский Военно-революционный комитет. Рабочие отряды Южного Урала действовали в чрезвычайно сложной обстановке. В Сводном отряде южноуральских партизан Блюхер стал заместителем командира. Постепенно отряд расширился и включал в свой состав 6 стрелковых, 2 кавалерийских полка, артиллерийский дивизион. К сентябрю 1918 г. эта рабочая армия насчитывала около 10 тысяч человек и вскоре была преобразована в 4-ю Уральскую (с 11 ноября 1918 года — 30-ю) стрелковую дивизию. Командиром стрелковой дивизии был назначен Василий Блюхер. Так 28-летний демобилизованный солдат, вчерашний рабочий с годичным образованием, занял генеральскую по меркам старой армии должность командира стрелковой дивизии.

За 54 дня отряды Блюхера прошли 1,5 тысячи километров по труднодоступной местности – горам, лесам, болотам Южного Урала, разгромив 7 неприятельских полков. За это комдив Василий Блюхер был удостоен ордена Красного Знамени под номером 1. Благодаря Уральскому походу, вчерашний никому неизвестный рабочий моментально вошел в военную элиту молодой Советской России. 6 июля 1919 года Блюхер возглавил 51-ю стрелковую дивизию, прошедшую от Тюмени до озера Байкал. В июле 1920 г. дивизию перебросили на Южный фронт – для борьбы с Врангелем, после разгрома которого дивизия была передислоцирована в Одессу, а Блюхер, будучи ее командиром, стал и начальником Одесского гарнизона.

В июне 1921 г. он стал председателем Военного совета, главнокомандующим Народно-революционной армии Дальневосточной республики и военным министром ДВР. Именно под командованием Блюхера были разгромлены действовавшие в Забайкалье, Монголии, на Дальнем Востоке белые формирования барона Унгерна, генерала Молчанова и другие. Звездным часом Блюхера стала Волочаевская наступательная операция, после которой комдива отозвали в Москву.

27 апреля 1923 года Блюхер был назначен временно исполняющим должность начальника гарнизона города Петрограда с исполнением обязанностей командира 1-го стрелкового корпуса, с 1922 г. он был включен в состав ВЦИК. Осенью 1924 г. Блюхера, уже имевшего опыт боевых действий на Дальнем Востоке и в Забайкалье, направили в Китай в качестве военного советника Сунь Ятсена. В Китае Блюхер пробыл до 1927 года, после чего служил помощником командующего Украинским военным округом И. Э. Якира, а 6 августа 1929 года был назначен командующим Особой Дальневосточной армией. Все следующие девять лет жизни Блюхер провел на Дальнем Востоке. В феврале 1934 г. его избрали кандидатом в члены, а в 1937 году – в члены ЦК ВКП (б).

Конечно, для человека без образования это была колоссальная карьера, от которой легко могла «закружиться голова». Так и произошло. К сожалению, вместо того, чтобы заниматься повышением своего образовательного уровня, Блюхер «пустился вразнос» - стал сильно пить. Между тем, ситуация в регионе накалялась. 25 марта 1935 года Блюхеру направили директиву о действиях Особой Краснознаменной Дальневосточной армии в случае войны с Японией, но 7 апреля он, как сообщал затем начальник штаба РККА Егоров в донесении Ворошилову, «заболел известной Вам болезнью» и не выходил до 17 апреля на связь. Естественно, такой образ жизни препятствовал полноценному командованию армией. Тем не менее, 2 июня 1937 года Сталин дал такую характеристику маршалу: «Блюхер отличный командующий, знает свой округ и ведёт большую работу по воспитанию войск». До краха карьеры оставалось чуть больше года.

В начале 1938 года Блюхер даже спрашивал Сталина о доверии к себе, на что Иосиф Виссарионович ответил, что полностью доверяет маршалу. 24 сентября 1938 года, уже после знаменитого «разбора полетов» по итогам боев на озере Хасан, отозванному в Москву Блюхеру выделили квартиру в Доме правительства. Тем не менее, вместо того, чтобы обживаться в новой квартире, через четыре дня, 28 сентября, Блюхер с семьей срочно выехал в Адлер – в резиденцию «Бочаров ручей», где поселился на даче Ворошилова. Судя по всему, до него уже дошли слухи о возможных проблемах. На даче Ворошилова Блюхер с семьей пробыли почти месяц.

Утром 22 октября 1938 года маршал Василий Блюхер, его жена Глафира Лукинична и брат Павел были арестованы. Блюхера доставили на Лубянку, во внутреннюю тюрьму НКВД, где маршал и вчерашний любимец Сталина провел восемнадцать дней. За это время его успели допросить 21 раз. Блюхер дал показания против самого себя, в которых признался в участии в «антисоветской организации правых», в «военном заговоре», в саботаже в военной сфере, а также, для «полноты картины», в пьянстве на рабочем месте и моральном разложении.

9 ноября 1938 года в 22 часа 50 минут Василий Блюхер скоропостижно скончался в кабинете тюремного врача. Согласно официальным результатам вскрытия, смерть маршала наступила от закупорки лёгочной артерии тромбом, образовавшимся в венах таза. Утром 10 ноября тело Блюхера кремировали. Многие источники подчеркивают, что смерть Блюхера явилась закономерным следствием жесточайших пыток и избиений, которым маршал подвергался во время восемнадцатидневного заключения. Были репрессированы и практически все члены семьи Василия Блюхера. Расстреляли его первую жену Галину Покровскую, брак с которой закончился в 1924 году, т.е. за 14 лет до ареста Блюхера. Была расстреляна и вторая жена Галина Кольчугина, а третью жену Глафиру Безверхову осудили на 8 лет лагерей. Был расстрелян и брат Блюхера Павел, служивший командиром авиазвена при штабе ВВС Дальневосточного фронта. Реабилитировали Блюхера в 1956 году. После реабилитации в честь Блюхера были названы улицы, населенные пункты, школы, теплоходы.

Маршала Блюхера можно считать одной из самых неоднозначных и таинственных фигур в советской истории 1920-х – 1930-х гг. Не умаляя его заслуг в годы Гражданской войны, все же стоит отметить, что многие критические оценки военачальника действительно справедливы – это и низкий уровень образования с отсутствием стремления к совершенствованию знаний, и пренебрежение своими обязанностями, и самовольность в принятии решений. Но был ли Блюхер в действительности членом антисталинского заговора? Ответ на этот вопрос давно унесли с собой в могилу участники тех трагических событий.
114 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    23 апреля 2018 05:55
    Блюхер дал показания против самого себя, в которых признался в участии в «антисоветской организации правых», в «военном заговоре», в саботаже в военной сфере

    Каков, однако, вражина оказался! Учитывая, что его подельников по Дальнему Востоку Уборевича и Якира и пр. тоже пристрелили, то картина всеобщего предательства просто поразительна...
    Многие источники подчеркивают, что смерть Блюхера явилась закономерным следствием жесточайших пыток и избиений, которым маршал подвергался во время восемнадцатидневного заключения. Были репрессированы и практически все члены семьи Василия Блюхера. Расстреляли его первую жену Галину Покровскую, брак с которой закончился в 1924 году, т.е. за 14 лет до ареста Блюхера. Была расстреляна и вторая жена Галина Кольчугина, а третью жену Глафиру Безверхову осудили на 8 лет лагерей. Был расстрелян и брат Блюхера Павел, служивший командиром авиазвена при штабе ВВС Дальневосточного фронта.

    Достойная награда, а главное-заслуженная: за что боролся......
    Реабилитировали Блюхера в 1956 году. После реабилитации в честь Бюхера были названы улицы, населенные пункты, школы, теплоходы.

    Вот те на: т.е. Сталин был НЕправ?! Или прав как раз Сталин? belay recourse request
    1. +4
      23 апреля 2018 06:48
      Достойная награда, а главное-заслуженная: за что боролся..

      каждый кто решил изменить жизнь , вступил в запрещенную партию,пошел против существующего строя-властей--СПОКОЙНО СМОТРЕЛ СМЕРТИ В ЛИЦО. и видел " не мытую Россию"
      и каждый видит свою "мытую Россию"
      это было!!!,не сейчас посты тискать
      1. +7
        23 апреля 2018 08:44
        Цитата: антивирус
        каждый кто решил изменить жизнь , вступил в запрещенную партию,пошел против существующего строя-властей--СПОКОЙНО СМОТРЕЛ СМЕРТИ В ЛИЦО

        Да-да, спокойно смотрели: fool
        Вот такие "смелые" они были ( из письма Бухарина-Сталину, 1937 г)::
        если меня ждет смертный приговор, то я заранее тебя прошу, заклинаю прямо всем, что тебе дорого, за­менить расстрел тем, что я сам выпью в камере яд (дать мне мор­фию, чтоб я заснул и не просыпался). Для меня этот пункт край­не важен, я не знаю, какие слова я должен найти, чтобы умолить Сжальтесь! . Так если мне суждена смерть, прошу о морфийной чаше. Молю об этом...
        АПРФ. Ф. 3. On. 24. Д. 427. Л. 13-18
        Апфельбаума (Зиновьева) тоже процитировать или сами найдете, как он в ногах валялся?
        1. +5
          23 апреля 2018 09:08
          Ольгович"Апфельбаума (Зиновьева) тоже процитировать или сами найдете, как он в ногах валялся?"
          О да...))) А вы бы гордо требовали своего расстрела?)))
          1. +7
            23 апреля 2018 09:22
            Цитата: Нагайбак
            О да...))) А вы бы гордо требовали своего расстрела?)))

            belay Я тут при чем? Я не т. Апфельбаум и не Нахамкис. yes
            Тов. антивирус заявлял, что товарищи "смело смотрели смерти в лицо". lol КАК они смотрели-видно
            ПС Вы бы , понятно, тоже валялись в ногах. yes
            1. +9
              23 апреля 2018 11:42
              Ольгович
              belay Я тут при чем? Я не т. Апфельбаум и не Нахамкис. yes
              "Тов. антивирус заявлял, что товарищи "смело смотрели смерти в лицо". lol КАК они смотрели-видно
              ПС Вы бы , понятно, тоже валялись в ногах. "
              Я то понятно...валялся бы в ногах.))) А вот за Вами еще не пришли, а Вы уже стрелки переводите.))) Я не причем... это все антивирус с Апфельбаумом.))) Мда.... даже предполагать не буду до какой степени Вы бы там обгадились.))) Храбрость интернетная она такая...))))
              1. +1
                23 апреля 2018 13:38
                цитатник ходячий.
                вопрос жизни -смерти всегда за \горизонтом

                идеологи -кабинетные сидельцы --это один взгляд и "храбрость"
                А ВОЕННЫЙ -ДРУГОЕ.
                НО "ПЕТРОВИЦ" ВСЕГДА СМОТРИТ НА ВСЕ 150 МЛН ОДНОЙ МЕРКОЙ!
                я не знаю как себя поведу.в такой ситуации.
              2. +4
                23 апреля 2018 14:24
                Цитата: Нагайбак
                Я то понятно...валялся бы в ногах.))) А вот за Вами еще не пришли, а Вы уже стрелки переводите.)))

                Это не я это ВЫ перевели стрелку:
                Нагайбак=А вы бы гордо требовали своего расстрела?)
                СЕБЯ уже не помните? lol
                Цитата: Нагайбак
                Мда.... даже предполагать не буду до какой степени Вы бы там обгадились.)))

                Учитывая Ваше понимание-оправдание валяния Зиновьева в ногах ради пощады, Вы гораздо ближе к
                Цитата: Нагайбак
                до какой степени Вы бы там обгадились

                yes lol
                У Вас отсутсвует даже
                Цитата: Нагайбак
                Храбрость интернетная

                yes laughing
                1. 0
                  24 апреля 2018 07:06
                  Ольгович"Нагайбак=А вы бы гордо требовали своего расстрела?"
                  Так то.. это был сарказм.))) Вы бы плакали в гостях у Берии как маленькая девочка- это же всем понятно.))))
                  1. +2
                    24 апреля 2018 08:13
                    Цитата: Нагайбак
                    Так то.. это был сарказм.)))

                    Это были стрелки на меня. В Вашем исполнении.
                    Цитата: Нагайбак
                    ы бы плакали в гостях у Берии как маленькая девочка- это же всем понятно.))))

                    Когда же вы все ЗА СЕБЯ научитесь говорить? request
            2. +2
              23 апреля 2018 12:26
              Враг(да,да это о тебе).смотреть смерти в глаза в 30 лет и в 50-две большие разницы.
              1. +1
                23 апреля 2018 14:27
                Цитата: Ищущий
                Враг(да,да это о тебе).смотреть смерти в глаза в 30 лет и в 50-две большие разницы.

                Друг мой, о возрасте ничего т. антивирус-не сказал request lol
      2. +9
        23 апреля 2018 15:06
        Цитата: антивирус
        Достойная награда, а главное-заслуженная: за что боролся..

        каждый кто решил изменить жизнь , вступил в запрещенную партию,пошел против существующего строя-властей--СПОКОЙНО СМОТРЕЛ СМЕРТИ В ЛИЦО. и видел " не мытую Россию"
        и каждый видит свою "мытую Россию"
        это было!!!,не сейчас посты тискать

        Автор, Илья Полонский, очень плохо изучил биографию человека о котором пишет, либо сознательно ее извратил. В результате пользователи сайта получают либо не полную информацию по вопросу, либо ее извращенную версию. Отсюда "разброд и шатание" в любом вопросе. В таких условиях можно построить государство?
        Для того, чтобы понять был ли Блюхер участником заговора военных против Сталина, достаточно почитать показания последней жены Блюхера, Глафиры. Скажу коротко - был!
        1. +4
          24 апреля 2018 08:15
          Цитата: красноярск
          Для того, чтобы понять был ли Блюхер участником заговора военных против Сталина, достаточно почитать показания последней жены Блюхера, Глафиры. Скажу коротко - был!

          Для того, чтобы понять был ли Блюхер участником заговора военных против Сталина, достаточно знать,КАК такие т.н. "показания" выбивались. И если коротко-то , конечно же, не был.
      3. 0
        30 апреля 2018 13:47
        Цитата: антивирус
        Достойная награда, а главное-заслуженная: за что боролся..

        Цитата: Ольгович
        вражина оказался! Учитывая, что его подельников по Дальнему Востоку Уборевича и Якира и пр. тоже пристрелили, то картина всеобщего предательства просто поразительна...

        Цитата: Ольгович
        Вот те на: т.е. Сталин был НЕправ?! Или прав как раз Сталин?


        Сталин был дальновиднейший умница!
        Все сделал верно...
    2. +15
      23 апреля 2018 07:30
      Цитата: Ольгович
      Вот те на: т.е. Сталин был НЕправ?! Или прав как раз Сталин?

      Что снял - ПРАВ, что расстрелял...тут единого мнения нет. Это конечно ОЧЕНЬ жестоко, но только так товарищ Коба умел навести порядок быстро и однозначно...и так он решил бороться с партизанщиной, как в РККА так и во всей стране.
      Ее финалом стала неудачная операция на озере Хасан в 1938 году.
      ??????? Почему НЕУДАЧНАЯ?
      По мнению советского руководства, ответственность за неудачи нес непосредственно командующий Дальневосточным фронтом маршал Василий Блюхер.
      Тут соглашусь. Будучи долгое время Командующим войсками на Дальнем Востоке, он мало чего сделал в подготовке, в предстоящей войне. В частности это сказалось на подготовке войск. Бойцы 40-ой стрелковой дивизии, выдвинутой к озеру Хасан, не умели почти НИЧЕГО. Ни ходить в атаку, из-за чего несли большие потери, ни пользоваться своим оружием, это стало уже притчей во язызац, что все поле боя было усеяно ручными советским гранатами, только из-за того, что бойцы не умели ими пользоваться. Бойцы, вместо боевой подготовки занимались хозяйственными и сельхозработами
      Командующий не удосужился развить и поддерживать в должном состоянии дорожную сеть. Что привело к тому, что войска подходили очень измотанные и не в порядке. Танковые подразделение 40-ой СД потеряло на марше почти 50% техники, артиллерия же не смогла вовремя выйти на огневые позиции, в результате пехота и танки атаковали без неё... И тд и тп.
      Сухопутные войска и авиация не имели понятие о взаимодействии, в результате были атаки своих войск.
      Все это показала японскому командованию слабость РККА на данном ТВД, чем они и не преминули воспользоваться, развязав новый конфликт у Халкин-Гола.
      1. +10
        23 апреля 2018 08:27
        Цитата: svp67
        Что снял - ПРАВ, что расстрелял...тут единого мнения нет.

        Его не расстреляли, его забили до смерти. Хотя то, что его расстреляли бы, если бы дожил, сомнений нет.
        Вопрос не в этом. Вопрос в том, кто прав: Сталин уничтожавший блюхеров или те, кто блюхеров потом реабилитировали? Должны ли сегодня улицы-пароходы носить имена блюхеров? request
        1. +5
          23 апреля 2018 08:32
          Цитата: Ольгович
          Вопрос в том, кто прав: Сталин уничтожавший блюхеров

          Вот здесь Сталин прав, такое прощать нельзя.
          Цитата: Ольгович
          кто блюхеров потом реабилитировали?
          Хрущёв тут многих реабилитировал , кого реабилитировать не стоило бы . Не заслужили.
          1. +11
            23 апреля 2018 09:38
            Цитата: Фишер Мартин
            Вот здесь Сталин прав,

            Если он прав, ПОЧЕМУ коммунисты (и Вы в т.ч.)не выступают с требованиями СНЕСТИ памятники всяким лазо, якирам, блюхерам, переименовать улицы дыбенок, крыленок, антонов-овсенков? recourse
            Цитата: Фишер Мартин
            Хрущёв тут многих реабилитировал , кого реабилитировать не стоило бы

            У него выхода не было: как иначе было объяснить народу, что ВОРа делали сплошные шпиены и предатели:взявший Зимний АнтоновОвсеенко-предатель, первый советский командующий Ставки Крыленко-контрреволюционный заговорщик, председатель Ценртобалта Дыбенко-амерошпиен., ленинская гвардия Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и пр.- ярые враги народа? "Куды бедному крестьянину податься?"(С)request
            1. +5
              23 апреля 2018 10:30
              Цитата: Ольгович
              Если он прав, ПОЧЕМУ коммунисты (и Вы в т.ч.)не выступают с требованиями СНЕСТИ памятники всяким лазо, якирам, блюхерам, переименовать улицы дыбенок, крыленок, антонов-овсенков?

              А почему я должен выступать за снос памятников? И вообще у себя в городе, я например названий улиц в честь перечисленных тобой товарищей я не встречал. wink
              Цитата: Ольгович
              У него выхода не было: как иначе было объяснить народу, что ВОРа делали сплошные шпиены и предатели:взявший Зимний АнтоновОвсеенко-предатель, первый советский командующий Ставки Крыленко-контрреволюционный заговорщик, председатель Ценртобалта Дыбенко-амерошпиен., ленинская гвардия Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и пр.- ярые враги народа? "Куды бедному крестьянину податься?"(С)

              Да ладно тебе, часть этих личностей попала под горячую руку и не заслуженно, часть вполне справедливо были наказаны. Здесь судьба каждого человека должна рассмотрена отдельно историками, что было понятно кто за что. hi
              1. +5
                23 апреля 2018 10:41
                Цитата: Фишер Мартин
                А почему я должен выступать за снос памятников? И вообще у себя в городе, я например названий улиц в честь перечисленных тобой товарищей я не встречал

                Тов. Рептилоид из Питера, а также Алексей РА оттуда же -просветят Вас об этих улицах. А можете и в гуле набрать: ул. , напр, Крыленко, есть еще и в Москве , в Артемовске и пр.
                Цитата: Фишер Мартин
                Да ладно тебе, часть этих личностей попала под горячую руку и не заслуженно, часть вполне справедливо были наказаны. Здесь судьба каждого человека должна рассмотрена отдельно историками, что было понятно кто за что

                Правильно: сначала расстреляли, а теперь можно, не спеша, и разобраться. Умно! good
                1. +8
                  23 апреля 2018 11:24
                  Цитата: Ольгович
                  Тов. Рептилоид из Питера, а также Алексей РА оттуда же -просветят Вас об этих улицах. А можете и в гуле набрать: ул. , напр, Крыленко, есть еще и в Москве , в Артемовске и пр.
                  А мне всё равно , я не из этих вышеуказанных городов и у меня не зудит от того что эти улицы названы в честь Ленина или Свердлова. Это у тебя фаната белых гражданская в башке не закончилась, вот ты и ноешь о "России которой не было". bully
                  Цитата: Ольгович
                  Правильно: сначала расстреляли, а теперь можно, не спеша, и разобраться. Умно!
                  Разобрались прокуроры и судьи тогда и вынесли приговор . Документы просто на эти дела ещё не все открыты и не все представлены на суд публики. hi
                  1. +3
                    23 апреля 2018 14:34
                    Цитата: Фишер Мартин
                    А мне всё равно , я не из этих вышеуказанных городов и у меня не зудит от того что эти улицы названы в честь Ленина или Свердлова. Это у тебя фаната белых гражданская в башке не закончилась, вот ты и ноешь о "России которой не было".

                    А за какой переулок Вы отвечаете? yes
                    На "ВЫ" в школе не научили общаться? Учитесь, если еще не поздно yes
                    Цитата: Фишер Мартин
                    Разобрались прокуроры и судьи тогда и вынесли приговор . Документы просто на эти дела ещё не все открыты и не все представлены на суд публики

                    Не ТОГДА разобрались, когда расстреляли, а ПОТОМ-когда ВСЕХ реабилитировали.
            2. +6
              23 апреля 2018 11:54
              Цитата: Ольгович
              Если он прав, ПОЧЕМУ коммунисты (и Вы в т.ч.)не выступают с требованиями СНЕСТИ памятники всяким лазо,

              Ольгович,а за что вы обиделись на своего земляка? Лазо из Бессарабии, воевал в Забайкалье против атамана Семёнова, а потом в Приморье. Погиб в 1920 году. Какие сталинские репрессии вы имеете ввиду?
              http://fb.ru/article/213741/sergey-lazo-biografiy
              a-istoriya-i-semya
              1. +5
                23 апреля 2018 12:06
                Цитата: амурец
                Ольгович,а за что вы обиделись на своего земляка? Лазо из Бессарабии, воевал в Забайкалье против атамана Семёнова, а потом в Приморье. Погиб в 1920 году. Какие сталинские репрессии вы имеете ввиду?
                Проблема Лазо в том что он воевал на не той стороне как считает этот фрукт. А если Семёнов победил и ему поставили памятник то я думаю Ольгович был бы доволен wink
                1. +6
                  23 апреля 2018 13:02
                  Цитата: Фишер Мартин
                  А если Семёнов победил и ему поставили памятник то я думаю Ольгович был бы доволен

                  Ни приведи господь Лучше всего характеризуют Семёнова его кровавые дела в Забайкалье, в годы гражданской войны. Да и после Гражданской он много бед натворил на Дальнем Востоке.
                2. +2
                  23 апреля 2018 14:46
                  Цитата: Фишер Мартин
                  Проблема Лазо в том что он воевал на не той стороне как считает этот фрукт. А если Семёнов победил и ему поставили памятник то я думаю Ольгович был бы доволен

                  Достаточно памятников Верховному Правителю А.В. Колчаку, которые стоят по всей России.
                  А обшарпанный, с отвалившимимся плитами памятник Лазо в Кишиневе, стоит заброшенный, несчастный и- никому не нужный. Его и сносить не думают, настолько забыт. Даже коммунисты ни цветочка не принесут, нацикам наплевать , остальные о нем просто НЕ знают.
                  Забвение, худшее, чем ненависть...
                  1. +4
                    23 апреля 2018 18:34
                    и с колчаком забвение будет и не через 70 лет а через 30 лет

                    сами свою жизнь попробуйте прожить для других (как Лазо) без .хруста.
                    100 лет назад для других --редкость была
                    ...
                    1. +2
                      24 апреля 2018 08:20
                      Цитата: антивирус
                      и с колчаком забвение будет и не через 70 лет а через 30 лет

                      Чушь-уж как его гнобили 70 лет, а н нет-память ЕСТЬ и будет!
                      Цитата: антивирус
                      сами свою жизнь попробуйте прожить для других (как Лазо) без .хруста.

                      Каких "других", кого других? Его эти "другие" просили осчастливить их? fool
                  2. +1
                    26 апреля 2018 22:40
                    Цитата: Ольгович

                    1
                    Ольгович (Андрей) 23 апреля 2018 14:46 ↑
                    Цитата: Фишер Мартин
                    Проблема Лазо в том что он воевал на не той стороне как считает этот фрукт. А если Семёнов победил и ему поставили памятник то я думаю Ольгович был бы доволен

                    Достаточно памятников Верховному Правителю А.В. Колчаку, которые стоят по всей России.
                    А обшарпанный, с отвалившимимся плитами памятник Лазо в Кишиневе, стоит заброшенный, несчастный и- никому не нужный. Его и сносить не думают, настолько забыт. Даже коммунисты ни цветочка не принесут, нацикам наплевать , остальные о нем просто НЕ знают.
                    Забвение, худшее, чем ненависть...

                    Потому и забвение, что сегодня у власти в Молдавии куда ни глянь - одни Ольговичи.
                    Вот читай какие показания "выбивали кровавые НКВДисты" из бедной Глафиры, жены Блюхера.
                    Она говорит об инспекции Гамарника в Хабаровске летом 1936 г., когда еще ни один командир РККА не был арестован.
                    "При отъезде Гамарника в Москву он (Блюхер) сказавшись больным, провожать высокого гостя и начальника не поехал, что выглядело демонстрацией... Несколько позже муж решил в дороге нагнать поезд, с которым уехал Гамарник. Перед отъездом на вокзал он сказал мне:"...А ты готовся к срочному отъезду из Хабаровска...пришлю телеграмму". Мы условились:речь в телеграмме будет о Лиде... Если будет сообщено, что она приедет,- это будет означать,что мы в Хабаровске остаемся, если же не приедет- значит, мы уезжаем. Телеграмму из Четы я получила:"Лида приедет"
                    Спросите себя-куда Блюхер, человек военный, бросив свой пост в Хабаровске, планировал ехать без разрешения командования? И зачем ему этод отъезд нужно было кодировать в переписке с женой? Далее. "...он рассказал, что с Гомарником (встреча состоялась на ст Бочкарева-Чита) был продолжительный разговор, в котором Гамарник предложил Василию Константиновичу убрать меня, как лицо подставное("Объявим ее замешаной в шпионаже, тем самым обелим вас...молодая жена...") На что Василий Константинович ответил (привожу его слова дословно):" она не только моя жена, но и мать моего ребенка, и пока я жив, ни один волос не упадет с ее головы".
                    Смотрите, какие интересные разговоры ведут между собой "жертвы Сталина" Оказывается, если оклеветать невинного человека возле Блюхера, то с самого Блюхера можно снять обвинения в шпионаже. Блюхер рад оклеветать невинного человека, но вот беда-она мать его ребенка! Это его удержало! 1937 год. Блюхер с женой в Москве. Глафира рассказывает:" 31 мая во второй половине дня Вас. Конст. и первый секретарь Дальневосточного крайкома ВКП(б) тов.Лаврентьев поехали навестить приболевшего ЯБ Гамарника к нему домой... К вечеру муж вернулся домой... На следующий день я, просматривая утреннюю почту... прочла... о том, что вчера,31 мая, покончил жизнь самоубийством махровый враг народа ЯБ Гамарник"
                    И так, именно после разговора с Блюхером и Лаврентьевым Гамарник застрелился. Блюхер жене откоментировал это так:"Яков Борисович, по-видимому, уже говорил с Киевом по прямому и уже знал, что Иону Якира арестовали... Значит, в тот момент, когда мы отъезжали, энкаведевцы ринулись в дом, чтобы арестовать Якова Борисовича. Он застрелился. Успел".
                    Получается: Гамарник, узнав, что дал показания после ареста 28 мая Якир, застрелился и этим успел что-то скрыть от их совместных врагов-НКВД.
                    Потом, 11 июня, Блюхер был членом суда над Тухачевским, Якиром и прочими "верными ленинцами". Он задавал злые вопросы подсудимым и приговорил их к расстрелу. Он, а не Сталин. А затем был 38 год было заседание Военного совета и приказ №0040 от 4.9.1938 года.
                    1. +2
                      27 апреля 2018 08:55
                      Цитата: красноярск
                      Потому и забвение, что сегодня у власти в Молдавии куда ни глянь - одни Ольговичи.
                      belay lol
                      Цитата: красноярск
                      Вот читай какие показания "выбивали кровавые НКВДисты" из бедной Глафиры, жены Блюхера

                      Кавычки -то зачем? belay За ТАКИЕ показания ее и не расстреляли, в отличие от его ПЕРВОЙ, расстрелянной жены Галины, изобличившей его как японского шпиона yes
              2. +3
                23 апреля 2018 14:39
                Цитата: амурец
                Ольгович,а за что вы обиделись на своего земляка? Лазо из Бессарабии, воевал в Забайкалье против атамана Семёнова, а потом в Приморье. Погиб в 1920 году. Какие сталинские репрессии вы имеете ввиду?

                Мне он безразличен, даже жалко немного: бездарно, преступно, глупо потраченная жизнь. Какие ему памятники, улицы?
                Упомянул его в связке с остальными "дальневосточниками" Уборевичем, Якиром, Блюхером.
                1. +8
                  23 апреля 2018 20:24
                  Цитата: Ольгович
                  Мне он безразличен, даже жалко немного: бездарно, преступно, глупо потраченная жизнь. Какие ему памятники, улицы?

                  Жизнь, потраченная на борьбу с интервентами и их пособниками теперь считается бездарно, преступно, глупо потраченной? Или Вы забыли - кому служил Семёнов? Каким образом у атамана внезапно нарисовались 540 японских солдат, 28 офицеров, и 15 орудий под общим командованием капитана Окумуры? wink
                  Интересно, если бы Лазо защищал ДВ не под красным флагом - что бы о нём писали любители РКМП?
                  1. +3
                    24 апреля 2018 08:34
                    Цитата: Alexey RA
                    Жизнь, потраченная на борьбу с интервентами и их пособниками теперь считается бездарно, преступно, глупо потраченной?

                    Ба. сколько пафоса! Лживого, причем:прапорщик Лазо, ни дня не провоевавший против немецких оккупантов, свою жизнь потратил на убийство , в основном, своих соотечественников и свержение государственно власти в России, стал изменником и государственным преступником.
                    Результатом его "деятельности" стала в т.ч. и интервенция.
                    Цитата: Alexey RA
                    Интересно, если бы Лазо защищал ДВ не под красным флагом

                    Не было бы этих "защитников"-не было бы и интервенции.
                2. 0
                  24 апреля 2018 21:11
                  Мне он безразличен, даже жалко немного: бездарно, преступно, глупо потраченная жизнь. Какие ему памятники, улицы?

                  а" какие памятники " тогда А Матросову?

                  если я сказал-предположил( др объяснение его броска есть у ВАС?) что Сашка бросился на пулемет за затяжку самокрутки --не мог допустить смерти товарища , который ему дал затянуться перед атакой(возможной смертью)??????
                  ЕСТЬ КРАСНЫЕ МАЗЕРАТТИ ИЛИ БЕЛЫЕ ЛЕКСУСЫ --А БЫВАЛА И КРАСНАЯ КРОВЬ НА БЕЛОМ СНЕГУ
              3. +6
                23 апреля 2018 18:02
                Цитата: амурец
                Ольгович,а за что вы обиделись на своего земляка?

                Ради красного словца не пожалел бы родного отца. Ольгович просто троллит, резвится... скучно, девушки.
                1. +3
                  24 апреля 2018 08:38
                  Цитата: михаил3
                  Ради красного словца не пожалел бы родного отца.

                  Лазо "отец" только для Вас и иже с Вами.
                  Цитата: михаил3
                  Ольгович просто троллит, резвится... скучно, девушки.

                  Девушка Михаил lol , вы сайт не перепутали? belay fool lol
        2. +1
          23 апреля 2018 18:28
          Его не расстреляли, его забили до смерти. Хотя то, что его расстреляли бы, если бы дожил, сомнений нет.

          я уже про мерки современные ис----пИсался кипятком
          НЕЛЬЗЯ СУДАЧИТЬ- БОЛТАТЬ О 1920-30 ГГ ИЗ 2018 Г.
          в 50-70 -80гг средн русск равнина -ВСЕ -переселились в города и село опустело.
          а окраина и раньше.
          в городах ТОГДА ДРАЛИСЬ( СМ ГОПНИКИ И КАЗАН -ЧАЛЛЫ)двор против двора . потом улица на улицу, далее район на район .
          закончилось --выросло полностью городское поколение-- не знали сами родители уже "мелкого местничества"
          Сегодня Кавказ и Ср Азия, дикие,,,,, так же в города , втч в Россию --бытовую культуру свою повышают.
          ДЕРЕВНЯ ОНА И В АФРИКЕ, И НА СУХОНЕ И ТЕРЕКЕ --ДЕРЕВНЯ.см выше-дрались--чужих ?? гоняли.
          а Блюхер и его следователи, и прокуроры были из тех " забава-стенка на стенку"-одного поля ягодки.

          сплюньте по поводу жестокости "сталинских репрессий"--вломить в зубы ежель чёй то непонравилось-НОРМА.
          норма и 1 класс Блюхера и 4 кл др рукойтыкателей( и прокуроры контролирующие).

          про французов много смеемся --их виш ли арабы бьют . а они про ассимиляцию --терпеть надо -МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗЬЬЬМЬ ФРАНЦ СТАЛИ ГОРОДСКИМИ В СЕРЕД 19 В . А АРАБЫ--СЕЙЧАС СТАНУТ(???) .
          ДАЛЕЕ ДЯ----Т----Л О...В ПРОСВЕЩАТЬ НЕ БУДУ.
          см статистику 1900 и 1937г, и 1975г выпуска пар сапогов и лаптей, уздечек и мотоцЫклов.серпов и сенокосилок.
          кому то уже в 75г плохо было жить --морковь кривая в гастрономах была. и огурцы только осенью
      2. +12
        23 апреля 2018 10:44
        Цитата: svp67
        ??????? Почему НЕУДАЧНАЯ?

        Потому что вместо быстрого и сильного ответа РККА "зарвавшимся японским милитаристам" получилась сначала межведомственная склока, а затем вялое бодание с медленным вытеснением японцев с занятых позиций. При этом ту же авиацию применили уже после перехода командования от Блюхера к Штерну. Про выдвижение и ввод в бой наземных сил Вы и сами написали.
        И да - именно действия РККА при Хасане привели квантунцев к мысли, что если эти гайдзины так защищают свою территорию, то на Монголию они вообще могут забить.
        Кстати, обсуждая ситуацию и действия сторон на ДВ не нужно забывать об одном факте: и наш ДВ, и Маньчжурия были практически 100% "прозрачны" для разведок нашей и японской стороны. Дислокация и численность частей и соединений, система укреплений, планы боевых действий - всё это было известно. ЕМНИП, на fortification.ru ув. Владимир Калинин писал - как менялись японские планы наземной операции на ДВ в зависимости от готовности наших УР - и как после каждого из этих изменений начинали строиться новые УР, как раз на новых угрожаемых направлениях.
      3. +5
        23 апреля 2018 13:38
        Svp, вообще-то В. К. Блюхера не был расстрелян. Расстреляли двух его жен, дочь и брата.
        1. +1
          23 апреля 2018 15:52
          Цитата: Монархист
          вообще-то В. К. Блюхера не был расстрелян.

          В его случае, об этом можно лишь пожалеть. Лучше уж расстрел, чем такая смерть
        2. +2
          24 апреля 2018 18:17
          Цитата: Монархист
          Svp, вообще-то В. К. Блюхера не был расстрелян. Расстреляли двух его жен, дочь и брата.

          Ага. И еще двух бабушек и трех дедушек с детьми, внуками и правнуками.
          1. +2
            26 апреля 2018 13:12
            А что вы ерничаете? Две его бывшие жены и брат действительно были расстреляны. Вы считаете, что они заслужили это?
            1. +1
              26 апреля 2018 13:35
              Цитата: Sergej1972
              А что вы ерничаете? Две его бывшие жены и брат действительно были расстреляны. Вы считаете, что они заслужили это?

              Доказательства, в "студию"!
      4. +3
        23 апреля 2018 21:41
        Цитата: svp67

        Что снял - ПРАВ, что расстрелял...тут единого мнения нет. Это конечно ОЧЕНЬ жестоко, но только так товарищ Коба умел навести порядок быстро и однозначно...и так он решил бороться с партизанщиной, как в РККА так и во всей стране.

        Еще один крупный знаток правоты и неправоты. На расстрел Блюхера дали добро члены Военного Совета. Сталин, при голосовании, голосовал против, предложив уволить из армии.
        1. 0
          24 апреля 2018 16:56
          Цитата: красноярск
          Еще один крупный знаток правоты и неправоты.

          Не меньше Вашего...
          Цитата: красноярск
          На расстрел Блюхера дали добро члены Военного Совета.

          Не на расстрел, а на снятие с должности:
          31 августа в Москве состоялось заседание Главного военного совета РККА. На повестке дня стоял главный вопрос "О событиях в районе озера Хасан". Заслушав объяснения командующего ДКФ маршала Блюхера и заместителя члена военного совета фронта дивизионного комиссара Мазепова, Главный военный совет пришел к следующим основным выводам:

          "1. Боевые операции у озера Хасан явились всесторонней проверкой мобилизационной и боевой готовности не только частей, которые непосредственно принимали в них участие, но и всех без исключения войск ДКФронта.

          2. События этих немногих дней обнаружили огромные недочеты в состоянии ДКФронта... Обнаружено, что Дальневосточный театр к войне плохо подготовлен. В результате такого недопустимого состояния войск фронта мы в этом сравнительно небольшом столкновении понесли значительные потери 408 человек убитыми и 2807 человек ранеными (по новым, уточненным данным, 960 чел. убитыми и 3 тыс. 279 человек ранеными; общее соотношение потерь СССР и Японии 3:1. - Авт.)..."

          Основными итогами обсуждения повестки дня стало расформирование Управления ДКФ и отстранение от должности командующего Маршала Советского Союза Блюхера.

          Главным виновником этих "крупнейших недочетов" в первую очередь был назван командующий ДКФ маршал Василий Блюхер, по мнению наркома обороны, окруживший себя "врагами народа". Прославленный герой был обвинен в "пораженчестве, двуличии, недисциплинированности и саботировании вооруженного отпора японским войскам". Оставив Василия Константиновича в распоряжении Главного военного совета РККА, его вместе с семьей отправили в отпуск на Ворошиловскую дачу "Бочаров ручей" в Сочи. Там его с женой и братом и арестовали. Спустя три недели после своего ареста Василий Блюхер умер.

          После чего был издан ПРИКАЗ народного комиссара обороны Союза ССР №0040 от 4 сентября 1938 г.
          Да и он все таки был "расстрелян", уже после смерти
          И только через 4 месяца, 10 марта 1939 года, судебные инстанции приговорили мертвого маршала к высшей мере наказания за "шпионаж в пользу Японии", "участие в антисоветской организации правых и в военном заговоре".
          1. 0
            24 апреля 2018 18:11
            Цитата: svp67

            После чего был издан ПРИКАЗ народного комиссара обороны Союза ССР №0040 от 4 сентября 1938 г.
            Да и он все таки был "расстрелян", уже после смерти

            Я не знаю где Вы выцарапали сию пространную цитату, но у меня к ней нет никакого доверия. По нескольким причинам, и одна из которых - в ней отсутствует, среди прочих неуказанных обвинений в адрес Блюхера, одно очень важное обвинение - " Для улаживания пограничного вопроса с японцами накануне конфликта в Хабаровск прибыли зам. наркомов НКВД и НКО. В тайне от них, безо всякого приказа и согласования Блюхер создает комиссию и подтверждает японцам "нарушение" нашими пограничниками Маньчжурской границы на 3 метра и, следовательно ... "нашу виновность" в возникновении конфликта на о. Хасан. А в разгар боев его фронта с двумя японскими дивизиями он обьявляет на Дальнем Востоке мобилизацию 12 призывных возрастов. "Это незаконный акт", - пишет в приказе Ворошилов. (Это мог сделать только ВС СССР)
            Я не буду цитировать в каком состоянии вводились Блюхером в бой части РККА. Слишком много пришлось бы писать. Думаю Вам хватит и этого, чтобы понять, что Ваш источник "несколько не точен" если не сказать хуже.
            1. +2
              25 апреля 2018 11:48
              Цитата: красноярск
              Думаю Вам хватит и этого, чтобы понять, что Ваш источник "несколько не точен" если не сказать хуже.

              Хуже? То есть 10 марта 1939 года он не был лишен звания маршал и приговорен к расстрелу? Или не было ПРИКАЗА народного комиссара обороны Союза ССР №0040 от 4 сентября 1938 г.? Что не так в "Вашей вселенной"?
              1. 0
                25 апреля 2018 13:52
                Цитата: svp67
                Цитата: красноярск
                Думаю Вам хватит и этого, чтобы понять, что Ваш источник "несколько не точен" если не сказать хуже.

                Хуже? То есть 10 марта 1939 года он не был лишен звания маршал и приговорен к расстрелу? Или не было ПРИКАЗА народного комиссара обороны Союза ССР №0040 от 4 сентября 1938 г.? Что не так в "Вашей вселенной"?

                В моей "вселенной" все так. И приказ НКО был и был правильным. Просто Вы своей цитатой , уж не знаю, случайно или преднамеренно, не расскрыли всей полноты деяний "жертвы сталинских репрессий". Чем дали некоторым неискушенным читателям ВО подумать о несправедливости приказа НКО в отношении Блюхера.
        2. +2
          26 апреля 2018 13:14
          Блюхер был замучен. О каком расстреле вы пишете? Если бы Сталин действительно хотел сохранить ему жизнь, он вполне мог бы и пренебречь мнением членов Военного совета. А вообще-то, по советскому законодательству, члены Военного Совета не имели права выносить решение о расстреле.
          1. 0
            26 апреля 2018 13:57
            Цитата: Sergej1972
            Блюхер был замучен.

            Да, ему двое суток кровавые сталинские палачи не давали спать.
            Сталин никогда не пренебрегал мнением чл. Военного Совета. Читайте воспоминания тех, кто работал со Сталиным.
            Цитата: Sergej1972
            А вообще-то, по советскому законодательству, члены Военного Совета не имели права выносить решение о расстреле.

            А они и не выносили такого трешения. Вернее, они своим решением утверждали решение трибунала. Коль фигура значимая, трибунал и испрашивал разрешения на приведение в исполнение своего решения. И на Военном Совете этот вопрос решили положительно. Что не так? А сегодня разве не так? Если фигурант - значимая для государства фигура, то его судьбой, не смотря на все его преступления, занимается не только Верховный Суд, но и Президент. И последний может начхать на решение Вер. Суда. Ничто не ново под Луной.
            1. 0
              26 апреля 2018 20:07
              Президент может только смягчить участь осужденного.
              1. +1
                26 апреля 2018 21:43
                Цитата: Sergej1972
                Президент может только смягчить участь осужденного.

                По- Вашему помилование это смягчение участи?
                1. +1
                  3 мая 2018 12:41
                  А что, помилование ухудшает участь осужденного? В случае помилования с человека не снимаются обвинения, он считается совершим преступление, однако либо освобождается от наказания, либо наказание ему смягчается. Помилование акт индивидуальный, совершается от имени главы государства или соответствующего коллегиального органа (во времена СССР сначала Президиум ЦИК СССР, затем после принятия Конституции 1936 года ПВС СССР). В этом отличие от амнистии, которая объявляется законодательной властью, носит массовый характер и исходит из формальных признаков (срок заключения, статья). Но у нас, в том числе и данном сайте, многие путают помилование и амнистию с реабилитацией, те есть с признанием человека невиновным.
                  Президент может именно помиловать, но не имеет права ужесточить, усилить наказание, вынесенное судебными органами.
                  1. 0
                    3 мая 2018 13:58
                    Цитата: Sergej1972
                    А что, помилование ухудшает участь осужденного? В случае помилования с человека не снимаются обвинения, он считается совершим преступление, однако либо освобождается от наказания, либо наказание ему смягчается. Помилование акт индивидуальный, совершается от имени главы государства или соответствующего коллегиального органа (во времена СССР сначала Президиум ЦИК СССР, затем после принятия Конституции 1936 года ПВС СССР). В этом отличие от амнистии, которая объявляется законодательной властью, носит массовый характер и исходит из формальных признаков (срок заключения, статья). Но у нас, в том числе и данном сайте, многие путают помилование и амнистию с реабилитацией, те есть с признанием человека невиновным.
                    Президент может именно помиловать, но не имеет права ужесточить, усилить наказание, вынесенное судебными органами.

                    Помилование это - освобождение от наказания. Нет?
                    1. +1
                      3 мая 2018 16:33
                      И да, и нет.) Чаще всего, но не всегда. Иногда это смягчение наказания. Скажем, замена расстрела сроком заключения или сокращение срока заключения. Как вариант, досрочное снятие судимости с человека, уже отбывшего наказание. В общем, помилование - это полное или частичное освобождение от наказания. В любом случае, помилованный всё равно считается преступником. Что не мешает ему впоследствии просить о реабилитации. Королёв вначале был помилован, а через много лет был реабилитирован. Или Рамзин, осуждённый по процессу "Промпартии". Или академик Тарле.
                      В некоторых странах (не у нас) помилование может быть осуществлено даже на досудебной стадии.
                      1. 0
                        3 мая 2018 16:41
                        Что-то насчёт Рамзина засомневался. Зашёл в Википедию, там пишут, что вышел не в результате помилования, а по амнистии.
      5. 0
        27 апреля 2018 00:24
        Что-то, где-то, как-то слышал о сельскохозяйственных воинских подразделениях РККА на Дальнем Востоке, возможно поэтому времени на учения не хватало, так как план надо было выполнять? Или разговор шёл о выдаче на гора спущенного плана по с/х продукции на обычные части? Как-то так. Всё равно время не резиновое: свиней, коров разводить, хлеб жать и учиться воевать...
    3. +3
      23 апреля 2018 20:57
      Цитата: Ольгович
      картина всеобщего предательства просто поразительна...

      Ай да Ольгович! Ай да «молодец»! Еле утра дождался, чтобы опять начать писать свои пасквили.
  2. +12
    23 апреля 2018 07:15
    Блюхер получил по заслугам, устроив бардак в округе, да ещё стал заниматься переговорами с противником без согласия с Центром. Никакое нормальное государство такое не простило никому.
    1. +2
      23 апреля 2018 08:01
      Во первых, а кто его назначил и отлично знал чем он занимался, во вторых а просто в отставку ни как нельзя отправить?
      1. +5
        23 апреля 2018 08:11
        Цитата: Cartalon
        Во первых, а кто его назначил и отлично знал чем он занимался
        Ты вообще статью читал? Или просто сказать хотел что-то? Перечитай статью ещё раз, внимательнее. hi
        Цитата: Cartalon
        во вторых а просто в отставку ни как нельзя отправить?
        Ну да ничего особенного, да? Вести переговоры за спинной Центра и да ещё нанёс своим руководством имиджевые потери Красной Армии и это в мире где назревала Мировая война, это конечно говно-вопрос, так ерунда какая то laughing
      2. +5
        23 апреля 2018 08:33
        Цитата: Cartalon
        Во первых, а кто его назначил и отлично знал чем он занимался, во вторых а просто в отставку ни как нельзя отправить?

        За устроенный бардак наверное было-бы достаточно отставки, но за ним давно уже тянулось "всякое":
        Из протокола допроса от 28 октября 1938 г. помощника Блюхера по связи Гулина Сергея Фаддеевича
        Вопрос: В 1930 году вы учились на курсах в Ленинграде и в середине учебы были отозваны Блюхером. Расскажите, чем вызывалась необходимость вашей поездки в Хабаровск?

        Ответ: Телеграмму от Блюхера с предложением немедленно прибыть в Хабаровск я получил в начале мая 1930 года. В конце мая я приехал в Хабаровск и сразу пошел к Блюхеру на квартиру, где застал его собирающимся в Москву. Я спросил Блюхера, почему он меня вызвал, может быть, на границе есть какие-нибудь неприятности? На з. то он мне ответил: «Ничего подобного. Я еду в Москву вместе с женой и в Москве, может быть, останусь. Я получил предложение Рыкова занять пост наркома по военно-морским делам, в Хабаровске нужен свой человек, который бы информировал о положении в ОКДВА…»

        Вопрос: Что произошло после возвращения Блюхера из Москвы?

        Ответ: Когда Блюхер был еще в Москве, в газетах я прочитал его выступление на съезде против «правых» и, в частности против Рыкова. Зная о том, что Блюхер полностью солидарен с Рыковым и получил от него даже приглашение занять пост наркома, выступление Блюхера на съезде меня очень удивило. Когда Блюхер вернулся в Хабаровск, я пришел к нему на квартиру и спросил, что произошло с ним и почему он выступил на съезде против Рыкова и «правых», тогда как сам полностью разделяет их взгляды? Блюхер ответил, что в Москве обстоятельства заставили его переориентироваться, и рассказал следующий эпизод.

        В Москве Блюхер остановился в гостинице. Порученцы Блюхера, прибывшие вместе с ним — Попов и Крысько, — пропустили представителей Промпартии, которые предлагали Блюхеру занять пост военного министра в случае, если они придут к власти.

        Вопрос: Кто ЭТО — они?

        Ответ: Промпартия. Блюхер, якобы не дал им, то есть представителям Промпартии, прямого ответа на их предложение. О факте посещения Блюхера представителями Промпартии каким-то путем узнал Сталин и вызвал Блюхера к себе и имел специальный разговор. «Я, — говорил мне Блюхер, — на это Сталину ответил: прости, я был выпивши, мои порученцы пропустили ко мне, поэтому я не помню, какие переговоры с ними вел». Всю вину свалил на порученцев и на свое нетрезвое состояние. «Ты же понимаешь, — говорил мне Блюхер, что после этого мне ничего не оставалось делать, как выступить на съезде против «правых» и хоть как-то реабилитировать себя. Я это сделал, а в разговоре со Сталиным заявил, что я предан партии, что буду поддерживать партию и предан лично Сталину».

        Вопрос: У Блюхера с Рыковым были встречи перед парт-съездом?

        Ответ: Да, перед тем, как выступить на съезде, Блюхер встречался с Рыковым. Выступление Блюхера на партийном съезде против «правых» было санкционировано Рыковым. Это делалось с целью маскировки, так как другого выхода в сложившейся обстановке, в связи с приемом представителей Промпартии, не было. Тогда же, как мне рассказывал Блюхер, он дал согласие Рыкову принять пост наркомвоенмора при победе «правых». Еще об истории одного письма, полученного Блюхером от Рыкова…

        Вопрос: Хотите рассказать?

        Ответ: Примерно полгода спустя после партсъезда (конец 1930 г.) в армии (имеется в виду ОКДВА. — A.M.) было совещание высшего командного состава. После совещания Блюхер устроил у себя на квартире банкет для командиров дивизий и корпусов. На этом банкете был и я. В середине банкета Блюхер стал сильно волноваться, вызвал к себе в кабинет жену, Галину Александровну (это вторая жена — Кольчугина), порученца Попова и начал их ругать. Я спросил Попова о причине этого волнения. Попов мне ответил, что комиссар дивизии Двинский и другие смотрели альбом, а в альбоме, по предположению Блюхера, лежало письмо, полученное от Рыкова. Я спросил, что это за письмо? Попов мне сказал, что письмо получено давно и передал его содержание. Я думаю, что и сейчас смогу почти в точности воспроизвести его: «Дорогой Василий Константинович, в ближайшее время должна произойти перемена в правительстве, и я рад вас видеть на посту главы всех вооруженных сил РККА. Рыков».

        Когда я сопоставил дату получения письма и разговор с Блюхером, я понял, что это и есть то самое письменное предложение, о котором мне говорил Блюхер в конце мая 1930 года, когда он отправлялся в Москву…

        Вопрос: Что еще можете сообщить о Блюхере?

        Ответ: Блюхер очень много пил. Особенно в последние годы. Он лечился в Москве от пьянства. В пьяном виде бил молодую жену… Я часто общался с Блюхером и его семьей. Почти ежедневно бывал в их доме. Поэтому могу сказать, что образ жизни Блюхера был тяжелый. Он так пил, что на конференции даже доклад не мог сделать. Пил ночью и днем… Все это знали, и все это скрывали. Например, он в вагон садился с утра, а вечером вылезал из него, так никуда не поехав, пропьянствовав весь день…

        Допросили: Берия, Иванов
        1. +3
          23 апреля 2018 14:12
          Хан, в чем я с Вами согласен, так это в том, что у Блюхера как говорится" рыльце в пушку".
          Бухарин, Рыков, Томский и другие определенно, что-то замышляли и естественно им нужен был т.с." свой человек с ружьем," отсюда и письма.
      3. +8
        23 апреля 2018 10:25
        Цитата: Cartalon
        Во первых, а кто его назначил и отлично знал чем он занимался, во вторых а просто в отставку ни как нельзя отправить?

        Человека, чуть не спровоцировавшего полномасштабную войну с Японией, - всего лишь в отставку? belay
        Блюхера во время Хасана мотало из стороны в сторону как маятник. Сначала он вместо помощи пограничникам устроил шоу с комиссией по расследованию их действий, а затем - чуть не объявил всеобщую мобилизацию на подведомственной ему территории.
        А ведь мобилизация - это война. Полноценная война, с привлечением всех сил Квантунской армии, частично Экспедиционной армии в Китае, а также IJN - а не обычные для тех краёв локальные конфликты особо обнаглевших командиров Квантунской армии с СССР по принципу "победителей не судят".
  3. +4
    23 апреля 2018 07:47
    ...командующий Особой Дальневосточной армией Василий Блюхер...

    Он и почувствовал себя особым. Возможно, что были какие-то шашни с японским командованием. Пытаться поиграть в игру "Победителя не судят" характерно для подобных ситуаций.
    З. Ы. Сразу оговорюсь, если бы он решил отклониться от ЦУ и центра и неожиданным манёвром бы откинул японцев от границы, то ему бы простили всё и правило про победителей сработало на все 100%.
  4. +12
    23 апреля 2018 08:02
    Блюхер полностью развалил Дальневосточный ВО / Особую Дальневосточную армию: его сменщик Апанасенко начал с элементарного - строительства всесезонных выездов из мест расположения воинских частей, поскольку в сезон дождей они становились непроезжими и вывести войска на позиции становилось невозможным и т.д. и т.п.
    1. +3
      23 апреля 2018 08:18
      Да за такое расстреливали и вполне справедливо.
    2. +4
      23 апреля 2018 09:41
      Цитата: Оператор
      люхер полностью развалил Дальневосточный ВО / Особую Дальневосточную армию: его сменщик Апанасенко начал с элементарного - строительства всесезонных выездов из мест расположения воинских частей,

      "Ну вообще-то ОКДВА в августе 1938 года принял Г.М. Штерн. С апреля 1938 года Г. М. Штерн — начальник штаба Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии, в августе 1938 года назначен командиром 39-го стрелкового корпуса Дальневосточного фронта, но в том же месяце назначен командующим 1-й отдельной Краснознамённой армией на Дальнем Востоке. Руководил боевыми действиями войск в районе озера Хасан в 1938 году. Командарм 2-го ранга (9.02. 1939)." Из Вики.
      Апанасенко пришёл после Штерна, январе 1941 года. А в остальном про Апанасенко всё правильно.
      В январе 1941 года Командующим Дальневосточным фронтом был назначен генерал-полковник Иосиф Апанасенко, которого вождь советского народа лично знал по Гражданской войне. После встречи в Кремле и напутствия Апанасенко уже в звании генерала армии отбыл на Дальний Восток. Подробности этой встречи не известны, но генерал, несомненно, получил исключительные полномочия «генерал-губернатора» Дальнего Востока. Генералу были даны полномочия представителя Государственного комитета обороны (ГКО) и Ставки Верховного главнокомандования на Дальнем Востоке, которому подчинялись все без исключения органы местной партийной и исполнительной власти, НКВД и «Дальстроя» (ГУЛАГа).https://dergachev-va.livejournal.com/946
      65.html
      1. +2
        23 апреля 2018 14:26
        На сайте есть информация о нем:" генерал матерщинник"
  5. +1
    23 апреля 2018 09:07
    Прочитал комменты.))) Народ просто кончает от того, что Блюхера убили.)))
  6. +5
    23 апреля 2018 09:38
    Автор задаётся вопросом - был ли Блюхер участником антисталинского заговора?
    Но такие, как Блюхер, никогда и не смогли бы участвовать в подобных мероприятиях, чересчур был крестьянско-рабочий тип.Такие как он,и ему подобные перед расстрелом кричат - Да здравствует товарищ Сталин!
    1. +2
      23 апреля 2018 10:19
      Цитата: bober1982
      .Такие как он,и ему подобные перед расстрелом кричат - Да здравствует товарищ Сталин!
      Да конечно все они так кричали. Откуда вы такую чушь вычитали?

      Цитата: bober1982
      Но такие, как Блюхер, никогда и не смогли бы участвовать в подобных мероприятиях, чересчур был крестьянско-рабочий тип
      Нет он просто был в другом месте, а не в Москве и вообще при чем здесь заговор Тухачевского?
      1. +3
        23 апреля 2018 12:25
        Цитата: Фишер Мартин
        и вообще при чем здесь заговор Тухачевского?

        Всё правильно, Блюхер не имел отношение ни к каким заговорам,трудно представить этого грубого мужлана в одной компании с Тухачевским - тонкого эстета, любителя скрипки, с некоторой манией величия.
        1. +3
          23 апреля 2018 14:45
          Цитата: bober1982
          ,трудно представить этого грубого мужлана в одной компании с Тухачевским - тонкого эстета, любителя скрипки, с некоторой манией величия.

          Легко могу такое представить. Чисто гипотетически хотя бы, потому как наверняка не известно был ли заговор. Но в теории - вполне возможно. Просто тонкий эстет и любитель скрипки мог запросто манипулировать мужланом используя его в собственных целях. Для чего мог иногда терпеть его общество и личное присутствие. Им же не целоваться в засос. Понятно кто тут рулит, а кого заправляют. Но в одной команде.
          Собственно у нас такое не раз было. Были эстеты-реформаторы вроде Чубайса и Гайдара, БАБа и пр., а был мужлан и алкаш которого те назначили президентом. Стрелочник и тупой исполнитель полезная фигура. Заодно если надо соскочить есть на кого ответственность спихнуть. Нормально всё короче.
          1. +1
            23 апреля 2018 16:06
            Может всё и было так,как вы говорите,хотя на мой взгляд, вряд ли могло быть какое-либо манипулирование одного другим.Видимо обычное противостояние Ворошилова и Тухачевского.
        2. +1
          26 апреля 2018 13:19
          Блюхер был в числе членов особого присутствия, которого приговорило Тухачевского к расстрелу. И Егоров принимал участие тоже, и ряд других военачальников. Значительную их часть в последующие год-два тоже уничтожили.
  7. +4
    23 апреля 2018 11:19
    Цитата: Ольгович
    Каков, однако, вражина оказался! Учитывая, что его подельников по Дальнему Востоку Уборевича и Якира и пр. тоже пристрелили, то картина всеобщего предательства просто поразительна...

    Какой Вы однако наивный... И в заговор Тухачевского верите, и в Московские процессы наверное свято... Поизучали бы историю получше, прежде чем так охаивать
  8. +2
    23 апреля 2018 11:22
    Цитата: Ольгович
    Правильно: сначала расстреляли, а теперь можно, не спеша, и разобраться.

    Вы видимо не в курсе, как тогда была выстроена "система справедливого суда".
  9. BAI
    +1
    23 апреля 2018 11:58
    РККА потеряла 960 человек, тогда как с японской стороны погибли 650 человек.

    Вообще - причина конечно странная. В Финской войне потери были больше и соотношение потерь было хуже, однако из высшего руководства никого не расстреляли (командование 44 дивизии - не высшее руководство). Скорее всего Хасан - причина для прикрытия, чего-то другого.
  10. +2
    23 апреля 2018 12:29
    Да какой антисталинский заговор? Ничего подобного.
    Просто на Дальнем Востоке - Блюхер почувствовал себя всемогущим царьком, он игнорировал даже предупреждения Сталина по телефону, самовольно отправлял какую-то комиссию мириться с японцами..
    Ну, зарвался и получил. Надо было ли расстреливать? Ну, может, и не надо было, но с должности сняли за дело.
  11. +5
    23 апреля 2018 14:17
    Цитата: Фишер Мартин
    Да за такое расстреливали и вполне справедливо.

    Относительно В. К. Блюхера согласен, а расстрел бывших жен и младшего брата это ПЕРЕБОР мягко выражаясь.
    1. +4
      23 апреля 2018 14:26
      Цитата: Монархист
      Относительно В. К. Блюхера согласен, а расстрел бывших жен и младшего брата это ПЕРЕБОР мягко выражаясь.

      Вы судите с точки зрения сегодняшнего дня.....
      Исходя из поговорки, что "ночная кукушка перекукует дневную", внимание к жёнам было не спроста. Разведка Японии, Британии и Германии (последние две с действовали с территории Китая) работали с высшим комсоставом РККА любыми путями, включая жён.
      Такая же ситуация складывалась и на западной границе СССР, где румынская "сигуранца" и польская "дефензива" ели свой хлеб не зря.
      1. +2
        23 апреля 2018 18:58
        ну если так, то дали бы 10-ку тайги, но расстреливать бывших жён....
        1. 0
          23 апреля 2018 19:01
          Цитата: Агасфер Лукич
          у если так, то дали бы 10-ку тайги

          Как-то странно рассуждать об адекватности наказания, которую власть применяла, с удивлением обнаруживая предательство и измену как "примкнувшими" к Советской власти, так и их близких родственников.
          Судили согласно УК СССР.
          1. +3
            26 апреля 2018 13:21
            УК СССР никогда не существовало. Были УК союзных республик. И в них не было статей о наказании бывших жён "врагов народа".
  12. +2
    23 апреля 2018 14:22
    Цитата: BAI
    РККА потеряла 960 человек, тогда как с японской стороны погибли 650 человек.

    Вообще - причина конечно странная. В Финской войне потери были больше и соотношение потерь было хуже, однако из высшего руководства никого не расстреляли (командование 44 дивизии - не высшее руководство). Скорее всего Хасан - причина для прикрытия, чего-то другого.

    А точнее " под4ерной грызни". А что была такая ГРЯЗНАЯ возня была это100%
  13. +1
    23 апреля 2018 14:49
    Цитата: Фишер Мартин
    Цитата: Ольгович
    Если он прав, ПОЧЕМУ коммунисты (и Вы в т.ч.)не выступают с требованиями СНЕСТИ памятники всяким лазо, якирам, блюхерам, переименовать улицы дыбенок, крыленок, антонов-овсенков?

    А почему я должен выступать за снос памятников? И вообще у себя в городе, я например названий улиц в честь перечисленных тобой товарищей я не встречал. wink
    Цитата: Ольгович
    У него выхода не было: как иначе было объяснить народу, что ВОРа делали сплошные шпиены и предатели:взявший Зимний АнтоновОвсеенко-предатель, первый советский командующий Ставки Крыленко-контрреволюционный заговорщик, председатель Ценртобалта Дыбенко-амерошпиен., ленинская гвардия Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и пр.- ярые враги народа? "Куды бедному крестьянину податься?"(С)

    Да ладно тебе, часть этих личностей попала под горячую руку и не заслуженно, часть вполне справедливо были наказаны. Здесь судьба каждого человека должна рассмотрена отдельно историками, что было понятно кто за что. hi

    Фишер Мартин,( один в двух лицах: шахматист Фишер и знаменитый Мартин Лютер)Вам + за :" часть этих личностей попала под горячую руку и не заслуженно, часть вполне справедливо", действительно надо каждого человека по отдельности рассмотреть: в ту пору было" правило хорошего тона" каждому цеплять" американского шпиона или марсианского шпиона'",, а теперь настало время беспрестанно разбираться. Уверен, некоторых напрасно увековечили в названиях улиц или площадей.
  14. +3
    23 апреля 2018 16:01
    Блюхер не однозначная Личность, впрочем как и 80% людей той эпохи, судите сами: человек с весьма посредственным образованием выдвигается в командиры и колотит неприятелей с высшим образованием, по поводу Спасска там не всё однозначно, будучи военным министром ДВР ему приходилось быть и дипломатом и солдатом. Там он справляется со своими обязанностями, будучи военным советником чточттчто ,ччточтохв Китае ,он опять был дипломатом и солдатом.. В ту пору военным советником было много труднее чем советникам в 70-х,. Потом у него началась" звёздная болезнь"( часто бывает),+ начал" горло полоскать",а с этим надо быть осторожным,. Возможно, если бы его передвинули ниже, а над ним поставили волевого командира....
    В том, что он закрутил какие-то шашни с Рыковым и К.н ичего удивительного: у него началась мания величия, а тем нужен был надёжный" человек с ружьем". Но кроме этих делишек у следствия были т.с.намеки,что он с япсами " крутит шашни"( у Кремлева и Мартиросян а есть;),а это уже...
    Его бы расстреляли, тогда стреляли и за меньшие дела. Но какого фига расстреляли его бывших жен,а последняя отделалась"легким испугом" не логично.
    Если верить ветеранам госбезопасности, В. К.на допросах ,да и Тухачевский , старались подводили под вышку своих жен, а С М.. Буденный обожал присутствовать на расстрелах жен Блюхера, Тухачевского и прочих. Если это правда, то это по меньшей мере не красиво.
    Кремлев пишет, что Ворошилов командовал расстрелом осужденных генералов в 1937-38 гг. Возможно, и С. М.это правда
    1. +1
      3 мая 2018 12:45
      Рыков был с 1922 до 1930 года главой СНК СССР, то есть Советского правительства. И считался соратником Сталина и Ленина. Что преступного было в общении с ним?
  15. +6
    23 апреля 2018 16:11
    В Красной армии большие и даже очень большие потери
    никогда не считались причиной для расстрела или наказания командира.
    Главное: "настойчиво атаковали, совершали подвиги, стремились к победе ".
    Сколько погибло - пустяки. Командир получал обычно орден и повышение.

    Так что - Хасан ни причем. Была обычная сталинская "ночь длинных ножей".
    Под которую попали маршалы и генералы - и хорошие профессионально, и плохие, и преданные Сталину, и более независимые.
    1. +5
      23 апреля 2018 18:06
      Цитата: voyaka uh
      В Красной армии большие и даже очень большие потери
      никогда не считались причиной для расстрела или наказания командира.

      Тимошенко в 1942 сняли как раз за слишком большие потери.
      Цитата: voyaka uh
      Так что - Хасан ни причем. Была обычная сталинская "ночь длинных ножей".

      Читайте Приказ НКО СССР от 4.09.1938 № 0040. Там действительно всё начинается со значительных и неоправданных потерь, но они являются лишь следствием действий или бездействий командующего КДфронта.
      А дальше идёт перечень этих действий/бездействий, которые и привели к его снятию в разгар боёв.
      а) недопустимо преступное растаскивание из боевых подразделений бойцов на всевозможные посторонние работы.
      б) войска выступили к границе по боевой тревоге совершенно неподготовленными. Неприкосновенный запас оружия и прочего боевого имущества не был заранее расписан и подготовлен для выдачи на руки частям, что вызвало ряд вопиющих безобразий в течение всего периода боевых действий. Начальник управления фронта и командиры частей не знали, какое, где и в каком состоянии оружие, боеприпасы и другое боевое снабжение имеются;
      в) все рода войск, в особенности пехота, обнаружили неумение действовать на поле боя, маневрировать, сочетать движение и огонь, применяться к местности, что в данной обстановке, как и вообще в условиях Д[альнего] В[остока], изобилующего горами и сопками, является азбукой боевой и тактической выучки войск.
      Танковые части были использованы неумело, вследствие чего понесли большие потери в материальной части.
      Лишь после неоднократных указаний Правительства и народного комиссара обороны о прекращении преступной неразберихи и устранении дезорганизации в управлении войсками и только после того, как нарком назначил тов. Штерна командиром корпуса, действующего у озера Хасан, специального многократного требования применения авиации, от введения в бой которой т. Блюхер отказывался под предлогом опасения поражений корейского населения, только после приказания т. Блюхеру выехать на место событий т. Блюхер берется за оперативное руководство. Но при этом более чем странном руководстве он не ставит войскам ясных задач на уничтожение противника, мешает боевой работе подчиненных ему командиров, в частности командование 1-й армии фактически отстраняется от руководства своими войсками без всяких к тому оснований; дезорганизует работу фронтового управления и тормозит разгром находящихся на нашей территории японских войск. Вместе с тем т. Блюхер, выехав к месту событий, всячески уклоняется от установления непрерывной связи с Москвой, несмотря на бесконечные вызовы его по прямому проводу народным комиссаром обороны. Целых трое суток при наличии нормально работающей телеграфной связи нельзя было добиться разговора с т. Блюхером.

      И как финиш:
      Вся эта оперативная "деятельность" маршала Блюхера была завершена отдачей им 10 августа приказа о призыве в 1-ю армию 12 возрастов. Этот незаконный акт явился тем непонятней, что Главный военный совет в мае с.г., с участием т. Блюхера и по его же предложению, решил призвать в военное время на Д[альнем] В[остоке] всего лишь 6 возрастов. Этот приказ т. Блюхера провоцировал японцев на объявление ими своей мобилизации и мог втянуть нас в большую войну с Японией. Приказ был немедля отменен наркомом.
      1. +1
        23 апреля 2018 18:10
        Цитата: Alexey RA
        И как финиш:

        "Доводить до ума" ситуацию на ДВ пришлось комкору Г.К.Жукову, прибывшего на Халхин-Гол с инспекционной проверкой тактических неудач РККА в начале конфликта.
        1. +3
          23 апреля 2018 18:19
          Цитата: stalkerwalker
          "Доводить до ума" ситуацию на ДВ пришлось комкору Г.К.Жукову, прибывшего на Халхин-Гол с инспекционной проверкой тактических неудач РККА в на =чале конфликта.

          На Халхин-Голе Центр сыграл на опережение, заранее озаботившись информацией из первых рук и надёжным каналом доведения своих решений до местных "полевых командиров". И предчувствие его не обмануло:
          С 29 мая не могут добиться полного введения скрытого управления войсками... Причина этого в том, что, несмотря на обещания, до сего времени не доставлены с зимних квартир забытые командирские коды
      2. +3
        24 апреля 2018 12:29
        "Тимошенко в 1942 сняли как раз за слишком большие потери"///

        Бывало и такое. Но нечасто. Например, Ротмистрова лишь устно пожурили в ГенШтабе за провальное наступление под Прохоровкой (погиб весь танковый резерв Красной Армии) , чуть не погубившее уже фактически выигранную Курскую битву.
        Только Черняховскому удалось, наконец, выгнать Ротмистрова на тыловую должность в 1944.
      3. +2
        26 апреля 2018 13:24
        Тимошенко сняли, но не расстреляли и даже не лишили звания. И в дальнейшем пользовался почётом и уважением.
    2. +2
      23 апреля 2018 18:07
      Плюс - отсутствие в Центре реальной картины состояния дел на ДВ:
      Вместо того чтобы честно отдать все свои силы делу ликвидации последствий вредительства и боевой подготовки КДфронта и правдиво информировать наркома и Главный военный совет о недочетах в жизни войск фронта, т. Блюхер систематически, из года в год, прикрывал свою заведомо плохую работу и бездеятельность донесениями об успехах, росте боевой подготовки фронта и общем благополучном его состоянии. В таком же духе им был сделан многочасовой доклад на заседании Главного военного совета 28-31 мая 1938 г., в котором он скрыл истинное состояние войск КДФ и утверждал, что войска фронта хорошо подготовлены и во всех отношениях боеспособны.

      Именно поэтому, кстати, на следующий конфликт в тех краях было тут же направлено государево око в виде никому не известного ГКЖ. И, как тут же оказалось - не напрасно.
  16. +1
    23 апреля 2018 17:12
    Цитата: stalkerwalker
    Цитата: Монархист
    Относительно В. К. Блюхера согласен, а расстрел бывших жен и младшего брата это ПЕРЕБОР мягко выражаясь.

    Вы судите с точки зрения сегодняшнего дня.....
    Исходя из поговорки, что "ночная кукушка перекукует дневную", внимание к жёнам было не спроста. Разведка Японии, Британии и Германии (последние две с действовали с территории Китая) работали с высшим комсоставом РККА любыми путями, включая жён.
    Такая же ситуация складывалась и на западной границе СССР, где румынская "сигуранца" и польская "дефензива" ели свой хлеб не зря.

    В таком случае наша котрразведкв и следователи по меньшей мере лодари: вместо того, чтобы РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ выявлять они , что делали? Правильно: цепляли всех подряд. Мне это напоминает вьетнамскую пословицу:" чтобы напугать обезьяну- убивают Вероника"
  17. +2
    23 апреля 2018 17:24
    Цитата: Монархист
    Svp, вообще-то В. К. Блюхера не был расстрелян. Расстреляли двух его жен, дочь и брата.

    Прошу прощения: это у Тухачевского были расставлены жена и дочь, а я спутал с Блюхером
  18. +5
    23 апреля 2018 18:37
    Уважаемый Илья, сейчас трудно говорить о том кто был виноват в той войне с Японией. Могу отметить, что по линии жены У Блюхера во время Гражданской войны командующим артиллерией был ее дядя. Ягунов И.А. Расстрелян в 1937 году, реабилитирован в 1954 году. Член партии с 1912 года. С 1930 по 1934 гг был директором Кронштадтского морского завода (эта информация есть на сайте этого завода). После 1934 года командовал на Черноморском флоте, там и был арестован. Мой отец, создававший тяжелую артиллерию в Ленинграде, очень плохо отзывался о Маршале Кулике. Эту мы с мамой нашли информацию нашли в неотправленных письмах отца, которые нашли в нашей квартире в Ленинграде на Невском пр., когда вернулись в Ленинград в 1944 году после снятия блокады. На озере Хасан воевал еще и мой дед (по линии мамы) в 1904 году. Я побывал там в 1987 году и поклонился деду.
  19. +3
    23 апреля 2018 19:16
    Есть воспоминания генерала, который после Блюхера округ возглавил. За дело его расстреляли, за дело...Войска ДВО к войне были не готовы. От слова совсем..
    1. +3
      24 апреля 2018 10:41
      Цитата: Dzafdet
      Есть воспоминания генерала, который после Блюхера округ возглавил. За дело его расстреляли, за дело...

      В нормально государстве, если человек не справляется с обязанностями, его увольняют, а не расстреливают. Наказание можно вменить только за халатность, повлекшую тяжкие последствия для общества. Вряд ли Блюхер заслуживал смертной казни.
    2. +1
      26 апреля 2018 13:26
      Штерн, сменивший Блюхера, сам был расстрелян и мемуаров не оставил. Сменивший Штерна Апанесенко погиб во время войны и тоже мемуаров не оставил.
  20. +4
    23 апреля 2018 21:01
    По поводу личностей Блюхера и недавно обсуждаемого Дыбенко.
    Все герои наших сказок должны были пройти «Огонь, Воду и Медные трубы», так и в жизни - человек должен пройти испытания, трудности, лишения и жизненные потрясения (вода и огонь), затем испытание славой (медные трубы). Маршал Блюхер, командарм Дыбенко герои гражданской войны прошли «огонь и воду», много сделали для установления Советской власти, а вот испытание «медными трубами» (славой), к сожалению, не прошли. От быстрого взлета у них закружилась голова, им бы вовремя уступить место молодым, более грамотным, но - увы - поступиться своим положением им не хотелось, власть затягивает.
    А конец 30-х г.г. сильно отличался от 20-х, в армии появилась новая техника, новые роды войск, которые требовали от военачальников нового мышления, чтобы решать новые задачи, а они к этому не были готовы, поэтому, чтобы удержаться на своих должностях, скрывали действительное положение дел.
    При этом один почувствовал себя недооцененным, другой возомнил себя выше генсека, а потому они пошли на контакты с оппозицией, которая, чтобы победить, привлекала на свою сторону героев, пользующихся в народе популярностью, а потому предлагала им в будущем правительстве высокие посты.
    В обоих случаях Наркоматом Обороны были проведены проверки, в результате которых оба были сняты со своих постов, и за халатность привлечены к отвественности, а там вспыли наружу и их связи с оппозицией…
    Время было суровое, законы были суровые, спрос за развал дела был тоже суров…
  21. +2
    23 апреля 2018 23:35
    Взлет быстрый - как у всех агентов влияния! Пока Сталин до заговорщиков не добрался.
  22. +1
    23 апреля 2018 23:38
    цитата"Исходя из поговорки, что "ночная кукушка перекукует дневную", внимание к жёнам было не спроста. Разведка Японии, Британии и Германии (последние две с действовали с территории Китая) работали с высшим комсоставом РККА любыми путями, включая жён."
    И сейчас так же - недавние примеры - горбачев, ельтцер и современные ...
  23. 0
    24 апреля 2018 04:25
    Цитата: Ольгович
    Цитата: Фишер Мартин
    А мне всё равно , я не из этих вышеуказанных городов и у меня не зудит от того что эти улицы названы в честь Ленина или Свердлова. Это у тебя фаната белых гражданская в башке не закончилась, вот ты и ноешь о "России которой не было".

    А за какой переулок Вы отвечаете? yes
    На "ВЫ" в школе не научили общаться? Учитесь, если еще не поздно yes
    Цитата: Фишер Мартин
    Разобрались прокуроры и судьи тогда и вынесли приговор . Документы просто на эти дела ещё не все открыты и не все представлены на суд публики

    Не ТОГДА разобрались, когда расстреляли, а ПОТОМ-когда ВСЕХ реабилитировали.

    Нет человека - нет проблем! smile
  24. +4
    24 апреля 2018 07:39
    Многие источники подчеркивают, что смерть Блюхера явилась закономерным следствием жесточайших пыток и избиений, которым маршал подвергался во время восемнадцатидневного заключения.
    Пытки - гнусное деяние человека, которые могут проводить только трусливые садисты. Швали они и есть швали.
    1. +2
      24 апреля 2018 09:16
      Цитата: Prometey
      Многие источники подчеркивают, что смерть Блюхера явилась закономерным следствием жесточайших пыток и избиений, которым маршал подвергался во время восемнадцатидневного заключения.
      Пытки - гнусное деяние человека, которые могут проводить только трусливые садисты. Швали они и есть швали.

      good
    2. +1
      24 апреля 2018 09:18
      Цитата: Prometey
      смерть Блюхера явилась закономерным следствием жесточайших пыток и избиений

      А ещё Луна сделана из сыра.
  25. +1
    24 апреля 2018 15:15
    Были репрессированы и практически все члены семьи Василия Блюхера. Расстреляли его первую жену Галину Покровскую, брак с которой закончился в 1924 году, т.е. за 14 лет до ареста Блюхера. Была расстреляна и вторая жена Галина Кольчугина, а третью жену Глафиру Безверхову осудили на 8 лет лагерей. Был расстрелян и брат Блюхера Павел, служивший командиром авиазвена при штабе ВВС Дальневосточного фронта.

    Бог с ним, с Блюхером, человек за что боролся, на то и напоролся, не жалко, но обеих бывших жен за что пристрелили? А третью на 8 лет за что? А брата к стенке за что? Твари сталинские!
  26. +1
    25 апреля 2018 17:15
    В то что Сталин просто так не за что взял и решил сначала арестовать сразу 3 маршалов РККА и затем их осудили просто так, ну ни как не верится. РККА и в то время была любима и почитаема и просто так взять и выплеснуть на неё и на высшее руководство СССР бочку известной субстанции никто бы не стал.
  27. +1
    26 апреля 2018 15:47
    После реабилитации в честь Блюхера были названы улицы, населенные пункты, школы, теплоходы.

    Когда-то давно, я учился в хабаровской средней школе N2 имени В.К.Блюхера. На входе в фойе стоял его бюст.
  28. 0
    21 мая 2018 07:36
    Выступление в Думе В. В. Жириновского: https://www.youtube.com/watch?v=i5RpWUDbMUs