37 лет назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24

37  лет  назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24

СССР был необходим ударный фронтовой самолет для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления, со специальной аппаратурой, позволяющей ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч.
в 1963 КБ П. О. Сухого начало вести работы по двум направлениям:
Модернизация истребителя-бомбардировщика Су-7Б ( шифр С-22И)
37  лет  назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24

Новый ударный самолет С-6 ( Т-58М)


37  лет  назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24


21 августа 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавшее ОКБ разработку Т-58М. Этим же постановлением предусматривалось создание прицельно-навигационной системы "Пума" и новых авиационных ракет С-8, С-24, Х-24.
Компоновка первого варианта тяжелого штурмовика во многом повторяла Т-58ВД - треугольное крыло малого удлинения, комбинированная силовая установка: маршевые двигатели в хвостовой части фюзеляжа плюс подъемные двигатели в районе центра масс самолета. Первую опытную машину, получившую обозначение Т-6-1, построили летом 1967 г.
37  лет  назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24

Силовая установка самолета включала два маршевых двигателя Р27Ф2-300 форсажной тягой по 7800 кгс и четыре подъемных двигателя РД-36-35 тягой по 2350 кгс. Подъемные двигатели устанавливались в фюзеляже с наклоном вперед, попарно по обе стороны силового шпангоута крепления основных опор шасси. Впервые для отечественного фронтового ударного самолета спроектировали кабину экипажа, в которой летчик и штурман-оператор располагались рядом. Все три стойки шасси монтировались на фюзеляже и имели спаренные колеса, что теоретически позволяло эксплуатировать самолет с грунтовых ВПП. Бомбардировщик имел шесть узлов подвески вооружения: два подфюзеляжных и четыре крыльевых. Максимальная взлетная масса самолета по проекту составляла 26100 кг.
В процессе испытаний Т-6-1 в 1968 г. двигатели Р-27Ф2-300 были заменены на более мощные, разработанные в ОКБ А.М.Люльки двигатели АЛ-21Ф с форсажной тягой по 11200 кг. Под эти двигатели доработали хвостовую часть фюзеляжа: изменили ее конструкцию и внешние обводы. С новой силовой установкой предполагалось значительно повысить летно-тактические характеристики бомбардировщика. Для улучшения путевой устойчивости законцовки крыла отогнули вниз и установили подфюзеляжные аэродинамические гребни. Тормозные щитки были демонтированы. По требованию разработчиков радиолокационной станции изменили форму носового радиопрозрачного обтекателя - он стал более коротким (при этом скоростные характеристики машины не ухудшились).
В связи с изменением требований ВВС к фронтовому бомбардировщику, работы по Т-6-1 были прекращены и ОКБ сконцентрировало усилия на разработке бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности.Далее Т-6-1 использовался как летающая лаборатория.
Эволюция: Т-6-2И первый полет состоялся 17 января 1970 г., его поднял в воздух В.С.Ильюшин. Испытания этого самолета продолжались 6 лет, но решение о запуске нового бомбардировщика в серию под индексом Су-24 было принято на первом году испытаний, когда стали очевидными его преимущества перед Т-6-1. В конце 1970 г. взлетел третий опытный прототип Т-6-3И
37  лет  назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24

Т-6-3 борт №61 в Музее ВВС в Монино, 18.08.2011 г. (фото - Тарас Бажанский, http://russianplanes.net)
Летом 1971 г. первый взлет Т-6-4И.

В 1975 г. самолет Су-24 был принят на вооружение советских ВВС. Выпуск продолжался до 1993 г., было построено около 1200 Су-24 различных модификаций.
37  лет  назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24

Кодовое обозначение НАТО - Fencer-F.
Су-24МК. Долгое время Су-24/24М поставлялся исключительно в советские ВВС. Однако в конце 80-х годов бомбардировщик поступил в дружественные Советскому Союзу арабские страны. Экспортный вариант самолета Су-24МК (коммерческий) отличается от Су-24М только аппаратурой государственного опознавания, его ЛТХ полностью соответствуют характеристикам Су-24М. Первый полет экспортной модификации бомбардировщика состоялся в 1987 г., а первый серийный образец выпущен в 1988 г.
По сообщениям западной печати, около 20 самолетов Су-24МК поставлены в Сирию, 15 - в Ливию, 24 - в Ирак.
Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24: Год принятия на вооружение - 1974 Размах крыла – 17,64 / 10,37 м Длина самолета – 24,53 м Высота самолета – 6,19 м Площадь крыла – 55,17 / 51,02 кв.м Масса, кг - пустого самолета – 22320 - нормальная взлетная - 36000 - максимальная взлетная - 39700 Топливо - внутренние топливо - 16440 кг - внутренние топливо - 13000 л – ПТБ – 4 х 1250 или 2 х 3000 Тип двигателя – 2 ТРДФ НПО "Сатурн" АЛ-21-Ф-3А Тяга, - нефорсированная – 2 х 76,49 кН (2 х 7800 кгс) – форсированная – 2 х 110,32 кН (2 х 11250 кгс) Максимальная скорость, км/ч - на высоте 11000 м - 2320 - на уровне моря - 1400 Практическая дальность - 4270 км Боевой радиус действия – 560-1300 км Длина разбега – 850-900 м Длина пробега – 800-850 м Практический потолок - 17500 м Максимальная эксплуатационная перегрузка - 6 Экипаж - 2 чел
Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24МК: Год принятия на вооружение - 1985 Масса, кг - пустого самолета – 19200 - максимальная взлетная - 39700 Тип двигателя – 2 ТРДФ НПО "Сатурн" АЛ-21-Ф-3А Тяга, - нефорсированная – 2 х 76,49 кН (2 х 7800 кгс) – форсированная – 2 х 110,32 кН (2 х 11250 кгс) Максимальная скорость, км/ч - на высоте 11000 м - 2240 - на уровне моря - 1400 Практическая дальность - 3800 км Боевой радиус действия – 410-1300 км Длина разбега – 1100-1200 м Длина пробега – 1000-1100 м Практический потолок - 17500 м Максимальная эксплуатационная перегрузка – 7
37  лет  назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24

Вооружение: Встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм (боезапас 500 снарядов); на 8-ми точках подвески: управляемое и корректируемое вооружение класса “воздух-поверхность” (ракеты Х-23, Х-23М, Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59; авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л); неуправляемое вооружение (авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500, НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ); управляемое ракетное вооружение класса “воздух-воздух” (до 4 на Су-24/24М и до 2 на Су-24МР/МП ракет Р-60 или Р-60М). В семи точках могут подвешиваться контейнерные системы типа КМГУ, в 3-х - подвесные пушечные установки СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 или 9А-768 калибра 23 мм с боекомплектом 400 снарядов в каждой. Максимальная масса боевой нагрузки самолета - 8000 кг.
Экипаж: 2 чел.: летчик и штурман-оператор.
37  лет  назад начались войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24


Источники информации:
http://sukhoi.org
http://www.referat.wwww4.com
http://crimso.msk.ru

Использованы фотографии: http://theasiandefence.blogspot.com ; http://engine.aviaport.ru; http://www.free-hdwallpapers.com; http://tig.ludost.net; http://www.airwar.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Комментарии 20
  1. Sarus 3 мая 2012 09:00
    Отличный самолет для своего времени...
    Sarus
    1. vaf 4 мая 2012 00:02
      Цитата: Sarus
      Отличный самолет для своего времени...


      И для сегодняшнего то же очень хорош!!! За статью +!
      vaf
  2. leon-iv 3 мая 2012 09:29
    Старичок у нас еще до 25 года служить будет в модернизации М2 и М3
    1. Sergh 3 мая 2012 10:23
      У нас в Новосибе на Чкалде делали, раньше часто летали, сейчас уже почти не видать, 34-ки в гору пошли.
      Sergh
      1. vaf 3 мая 2012 23:55
        Цитата: Sergh
        У нас в Новосибе на Чкалде делали,


        Тёзка,привет!Бывал у Вас часто в 1985-1986гг,отрабатывали методику дозаправки в воздухе и новые УПАЗы "опробировали!

        Шикарный завод, прекрасный город,замечательные люди,в принципе,как и везде в Сибири!!! drinks
        vaf
    2. Сосед 3 мая 2012 16:29
      А у нас - в Челябинск - к 2014 году начнут поступать новенькие Су-34!!!! - взамен старичков Су-24.
      Цитата: leon-iv
      Старичок у нас еще до 25 года служить будет в модернизации М2 и М3

      Это радует - глядишь - ещё и дети мои - увидят Су-24 - рядом с домом с грохотом пролетающего! belay laughing У меня - из окошка видно - как летают. И на работу идёшь - прям над головой проносятся. Все идут - любуются - головы задирают - (особенно мужики естестно).
      drinks laughing
      А вот - Су-24М2 - Красавец - но Су-34 - есчё - Краше!!!! wink
      Сосед
      1. vaf 4 мая 2012 00:19
        Цитата: Сосед
        А вот - Су-24М2 - Красавец


        Безспорно, класная машина, вот только процесс модернизации в М2 идёт слабенько, пока не делают интегрирование под новые виды вооружения,обещают чуть позже, а вот для Алжира сделали сразу, а мы пока так же по старинке с УБ-ками!
        vaf
    3. vaf 3 мая 2012 23:58
      Цитата: leon-iv
      Старичок


      Ну так уж и СТАРИЧОК???

      В опытых руках это очень грозная машина во всех смыслах!!!

      Вот сам посмотри:
      http://www.youtube.com/watch?v=CeFWvrvS_YQ&feature=player_detailpage
      vaf
    4. Инсургент 4 мая 2012 21:37
      Пусть побольше су-34 поставляют а то су 24 уже стар
      Инсургент
  3. полковник 3 мая 2012 10:36
    Шикарная машина! Мы в своё время (середина 70-х) довольно подробно и детально изучали Су-24 в училище. Великолепная для того времени (да и сейчас не устарела совсем) ПНС "Пума" с локатором переднего обзора "Орион" , другое самое совершенное по тем временам АО, РТО, вооружение делали этот самолёт одним из лучших в мире, если не лучшим, в своём классе! И сегодня, при грамотной эксплуатации и регулярной модернизации он ещё долго может оставаться грозной силой в составе ВВС.
    1. Eugene 3 мая 2012 14:23
      Су-24М ставилась ПНС "Тигр" она посовершенне была.
      Eugene
      1. vaf 3 мая 2012 23:34
        Цитата: Eugene
        Су-24М ставилась ПНС "Тигр" она посовершенне была.


        Женя,так человек тебе рассказывает про середину 70-х, тогда была простая 24-ка с Орионом и Чайкой,это Пума.

        А вот затем уже вместо Чайки поставили Кайру и получился Тигр, он уже на М-ке, а сейчас Гефест, он на М2! drinks
        vaf
    2. vaf 4 мая 2012 00:50
      Цитата: полковник
      ПНС "Пума" с локатором переднего обзора "Орион"


      Согласен полностью, штурманы наши говорили. что это шикарнейший локаторюособенно в млм (боевом) диапазоне-жигули 11 или 13 модели различить трудно.но вот Жигу от Москвича-легко! good
      vaf
  4. toguns 3 мая 2012 11:41
    эх времена "фехтовальщика" су-24 кажется проходят безвозвратно надеемся его достойно заменит его внучёк су-34.
    п.с.
    вопрос к экспертам последней модификацией су-24 является су-24м2 или есть что-нибудь поновее???
    и по су-34 вопросик из той же области ??? вроде бы в 2010 году пишут его модифицировали ,но почему то везде идёт аббревиатура су-34.
    toguns
    1. Инсургент 4 мая 2012 21:37
      Что то я слышал скапирован с f-111 был ?
      Инсургент
  5. AK-74-1 3 мая 2012 12:15
    Замечательный самолет. Слава Советским конструкторам, давшим долгую жизнь, и испытателям, поставившим на крыло такой боевой комплекс.
  6. Russian Sniper 3 мая 2012 14:25
    18 декабря 2008 года подписан 5 летний контракт на поставку 32 самолётов, работы начаты 2009 году.1 марта 2012 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и гендиректор компании "Сухой" Игорь Озар подписали госконтракт на поставку до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.
    Всего, до 2015 года будет закуплено 70 самолётов Су-34. В общей сложности ВВС намерены приобрести 120 самолётов этого типа (5 эскадрилий). good

    Не очень много конечно, но заменить все строевые самолеты Су-24М хватит. Вопрос только в Су-24МР(разведчик), их в составе ВВС России около 50 штук и чем их заменять будут неизвестно до сей поры. feel
    Зато говорят, что самолеты Су-24М2 хотят оставлять до 2025 года. yes
    Russian Sniper
    1. 320423 3 мая 2012 21:19
      заменять су-24мр по моему мнению надо либо "безпилотниками", либо контейнерами для тактической разведки для су-35, су-34 аналогичным raptor db-110
  7. dred 3 мая 2012 15:34
    Цитата: Russian Sniper
    Зато говорят, что самолеты Су-24М2 хотят оставлять до 2025 года.

    Так долго не ужели су-34 не смогут их заменить.
    dred
    1. 443190 3 мая 2012 23:22
      Так долго по причине что просто не смогут достаточное количество Су-34 построить...
      А в целом Су-24 приличный аппарат....Много лет на нем отлетал....Приятно вспомнить.
      443190
  8. bandabas 3 мая 2012 20:21
    Ну старички у Нас в ВВС(ПВО) еще и служат. Тот же МиГ-31- до сих пор аналогов на Западе нет.
  9. alex86 3 мая 2012 21:15
    Не совсем понял, Су-24 начинался как самолет с укороченным взлетом, если устанавливали 4 подъемных двигателя, но с недостаточной тягой для вертикального взлета? И непонятно как, почему и на какой стадии они пропали... Или я чего не понял?
    1. почтальон 4 мая 2012 01:42
      Цитата: alex86
      Не совсем понял

      С-6 ( Т-58М)-имел неподвижное стреловидное крыло. Силовая установка - два ТРД Р-21Ф-300**' с форсажной тягой по 7200 кгс. Кроме того, для улучшения взлетных характеристик планировалось использовать пороховые стартовые ускорители.
      Несмотря на то, что советское правительство в то время достаточно хорошо финансировало авиационные КБ, «выбить» деньги на проектирование самолета в инициативном порядке было не просто. Поэтому руководство ОКБ пошло на хитрость: некоторое время С-6 в исходящей документации имел шифр Т-58М. В тот период фирма работала над двухдвигательным перехватчиком Т-58 (прототип Су-15). Машина получалась удачной, и тема хорошо финансировалась правительством. Представив новый фронтовой бомбардировщик как глубокую модификацию перехватчика, ОКБ сумело получить необходимые средства для продолжения проектирования. Однако работы по теме С-6 впоследствии были прекращены. Сказались, конечно, сложности с доводкой двигателя Р-21Ф, но главное - после успешных испытаний летающей лаборатории Т-58ВД, приняли решение о разработке под индексом Т-6 ударного самолета укороченного взлета и посадки.
      Проектирование Т-6 началось в 1965 г. Конструкторы максимально использовали опыт разработки самолета С-6 и испытаний летающей лаборатории Т-58ВД. Компоновка первого варианта бомбардировщика Т-6 во многом повторяла Т-58ВД- треугольное крыло малого удлинения, комбинированная силовая установка: два маршевых двигателя в хвостовой части фюзеляжа плюс подъемные двигатели в районе центра масс самолета.
      Т-58ВД


      Это все "дедушки" (двоюродные и прямые) Су-24
      Первое стреловидное крыло Т-6-2И
      Окончательное решение о стреловидном крыле :лето 1971 г. – Т-6-4И
      В декабре 1971 г. с аэродрома Новосибирского авиационного завода поднялся в воздух прототип Т-6-7И (первый серийный Су-24)
      почтальон
  10. vylvyn 4 мая 2012 04:23
    Первая фотка вообще классная. На последней фотке (общий вид СУ-24) обратил внимание на расположение в горизонтальной плоскости крыльев и хвостового оперения (вид спереди и сзади).
    vylvyn
  11. RailWays 5 мая 2012 19:32
    drinks Отличный самолёт, кстати есть у Ирана.
    RailWays
    1. Трамвайный_хам 16 мая 2012 09:45
      У Ирака тоже было 50 Су-24. Не помогло
      Трамвайный_хам

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня