The moon race continues!

The lunar exploration programs, which were simultaneously curtailed in the Soviet Union and the USA in the middle of the 1970, are again becoming popular and in demand. The moon race, which seemed to be long gone, is gaining momentum again. Today, scientists in many countries of the world are convinced that humanity is at that stage of its development, which is able to ensure the transformation of the moon into a cosmic outpost of civilization. To this end, the leading countries of the world have everything they need: numerous cosmodromes, lunar rovers, modules returned to Earth and heavy-class launch vehicles.

The two main questions of the lunar program in its modern reincarnation are the following questions: why do people need the moon, and which technologies will help humanity to colonize it? Scientists from many countries are looking for the answer to these questions today. Interest in the only natural satellite of the Earth is shown today by Russia, the USA, the countries of the European Union, China, India and Japan. The moon was remembered again in 2004, when US President George W. Bush announced the resumption of the lunar program. Later, already in 2007 and 2013, China sent the orbital and landing modules to the Moon. And in 2014, the plans for the exploration of the moon were voiced by Dmitry Rogozin, who holds the post of deputy prime minister of the Russian government.



In the middle of the 70s of the last century, it was believed that flying to the moon was very expensive, and it was also not entirely clear what it was for. Today, the Moon is becoming relevant again and scientists around the world seem to find the answers, which requires the resumption of lunar programs. Despite the fact that the political motivation for the exploration of the moon is now absent, new incentives have emerged. For example, the actualization of lunar programs after more than half a century of oblivion may be associated with a high technological level of today's civilization, which requires truly ambitious goals for further development. This process can also be associated with the development and prospects of private space exploration. Today, in the arsenal of the global space industry there is everything necessary to “conquer” the Moon, it remains only to determine exactly the goals and objectives of the lunar programs.

The Russian space industry has a vast experience of lunar launches, which was previously accumulated by Soviet engineers and scientists. The Soviet vehicles were the first to make a soft landing on the moon, took a picture of the back side of the natural satellite of the Earth, and took samples of the ground-regolith. The world's first rover, successfully working on the surface of a celestial body, commonly known as the "Lunokhod-1", is also a merit of the Soviet cosmonautics. The moon rover worked on the satellite surface from 17 November 1970 to 14 September 1971 of the year.

Lunokhod-1

Today, manned flights to the moon are once again incorporated into the foundations of state policy, reports RIA News. As part of the federal space program on 2016-2025, the Luna-Globe project was being developed, which involves launching a series of automatic stations to the natural Earth satellite. This project is being implemented today by the Lavochkin NPO. President of the Russian Federation Vladimir Putin, visiting 12 on April 2018 of the year, the new pavilion "Cosmos" at the Exhibition of Economic Achievements, noted that the country's lunar program will be implemented.

Immediate plans of the Russian lunar program

At the first stage of the Russian lunar program, it is planned to launch five automatic stations to the Moon in 2019-2025. All launches are planned to be performed from the new Vostochny cosmodrome. The study of the moon by automatic stations involves choosing a site for expanding human presence on a natural satellite of the Earth. The obtained information about the necessary resources should help determine the location of the lunar base.

At the first stage of the implementation of the Russian lunar program, the following scientific tasks were set: the study of the composition of matter and the physical processes at the poles of the moon; study of the properties of the exosphere and the processes of interaction of the cosmic plasma with the surface at the lunar poles; study of the internal structure of the natural satellite of the Earth using global seismometry methods; the study of ultra-high energy cosmic rays.


Currently, Russia's closest plans for exploring the moon with the help of automatic stations are as follows:

2019 year - the launch of the spacecraft Luna-25. Mission - the study of the surface of the moon in the South Pole.
2022 year - the launch of the spacecraft Luna-26. Mission - remote study of the moon, providing communication for subsequent lunar missions.
2023 year - the launch of 3 and 4 devices "Luna-27" (main and backup landing probes). The mission is to develop technologies for creating a permanent base on the lunar surface, studying the regolith and the exosphere of the moon.
2025 of the year - the launch of the apparatus "Luna-28". The mission is to deliver temperature-controlled samples of lunar soil to the Earth’s surface, which will be extracted by previous automatic stations. Ice crystals can be found in the samples.

How can I use the moon


Many scientists believe that space expansion will be a logical stage in the further development of mankind. Sooner or later, our civilization will reach a stage where it will be crowded on our planet and there will be a need for a transshipment base on the Moon, from where it will be possible to comfortably start to Mars or other planets of the Solar System.

Experts pin special hopes on the possibility of mining various minerals on the Moon, highlighting from all of them helium-3. This substance is already called the energy of the future and the main treasure of the moon. In the future, it can be used as fuel for thermonuclear energy. Hypothetically, with thermonuclear fusion with the reaction of one ton of helium-3 and 0,67 tons of deuterium, energy equivalent to the burning of 15 million tons of oil should be released (but the technical feasibility of such a reaction has not yet been studied). This is without taking into account that helium-3 on the lunar surface will have to be somehow mined. And it will not be easy to do this, since according to studies of helium-3 content in lunar regolith, it is on the order of one gram per 100 tons of lunar soil. Therefore, in order to extract tons of this isotope, it will be necessary to process at least 100 million tons of lunar soil on site. However, if all the problems with its mining and use can be solved, helium-3 will be able to provide energy to all of humanity for the millennia ahead. For scientists of interest and water reserves, which are also contained in the lunar soil.

The moon race continues!

The scientific potential of the moon is currently not yet exhausted. Experts still do not know exactly how the Earth satellite was formed and the answer to this question is obviously not on our planet. Also, the Moon appears to be an excellent platform for astrophysical observations, since there is no atmosphere on the natural satellite of our planet. Technically install telescopes on its surface right now. Also from the moon it will be more convenient to follow asteroids, which can pose a serious danger to the Earth. And in the very distant future, mankind will be able to think about transferring all energy-intensive production to the Moon, which will help to significantly reduce the amount of industrial emissions on our planet.

Super heavy boosters

Currently, the need for extra-heavy launch vehicles for flights to the Moon remains controversial. Someone thinks that without missiles capable of carrying tons of payload to 80-120, one cannot do without, and on the contrary, someone considers the approach of creating such missiles to be irrational, justifying this as an expensive operation and maintenance of the necessary infrastructure. In any case, the world space program can ensure the creation of such missiles. There is enough experience in their development: this is also the Soviet H-1, Energy, Vulcan and American Saturn-5, Ares V launch vehicles.

Rocket "Energy" with the spacecraft "Buran"

Currently in the United States are working on two projects of such missiles - the Space Launch System, the launch of which was postponed and successfully tested by the private Falcon Heavy rocket. In the PRC, they are working on the creation of their super-heavy rocket “The Long March - 9”, designed directly for 130 tons of payload. The Angara family of missiles has been tested in Russia and work is underway on the Energia-5 super-heavy rocket. There is currently no shortage of space centers for the use of super-heavy launch vehicles on Earth: Baikonur, Vostochny, Kourou in French Guiana and Vandenberg in Florida, 4 cosmodrome in the PRC.

It is planned that the first launch of the new Russian super-heavy launch vehicle Energia-5 will take place no earlier than 2028, and the launch complex for it at the Vostochny cosmodrome will be ready in 2027. This was previously reported by the TASS agency, citing its own sources in the rocket and space industry. The launching table for the new Russian rocket will be built according to the principles implemented for the Soviet launch vehicle Energia at Baikonur (site №250). It is reported that this will be a universal launch complex, from which the Soyuz-5 medium-class launch vehicles and the mix of two, three or five such missiles will also be able to launch (to achieve different payloads). It is precisely the principle of combining the five rockets that formed the basis of the new Russian super-heavy class rocket “Energy-5”.

Currently, Russian developers are working on the creation of two proposed missile projects for implementation - Energy-5В-ПТК and Energy-5ВР-ПТК with a launch mass of 2368 and 2346 tons. Both versions of the launch vehicle will be able to put into low Earth orbit up to 100 tons of cargo, and into circumlunar orbit up to 20,5 tons of payload - the mass of the “lunar” version of the developed Federation ship.

Estimated view of the launch complex with the Space Launch System rocket

According to the calculations of Roskosmos, the development of a rocket carrier of a super heavy class and the creation of the necessary infrastructure for its launch at the Vostochny cosmodrome will cost approximately 1,5 trillion rubles. Roscosmos has also previously stated that there is no need to rush to the creation of such missiles before 2030, since there simply are no payloads for them. At the same time, earlier, RSC Energia stated that the creation of a new Russian super-heavy rocket would be cheaper in 1,5 than reproduction of the Soviet Energia launch vehicle, the creation of which, along with the Buran spacecraft, was the most ambitious program in stories domestic space rocket science.

Orbital station and lunar bases

Projects of construction of habitable stations in its orbit are considered as intermediate stages of the Moon exploration. The implementation of such plans in the period from 2025 to 2030 years have already been declared by Russia, the USA and China. It is not necessary to doubt that this project will be implemented. The international community currently has extensive experience in successfully operating the ISS. Earlier, the United States and Russia have agreed to work together on the international near-moon habitable station Deep Space Gateway. The project also work the EU, Canada and Japan. Participation in the program and the BRICS countries. Russia within the framework of this project can create from one to three modules for a new station: a lock station and residential modules.

The next stage after the creation of a near-moon inhabited station could be the creation of lunar inhabited bases. On the natural satellite of the Earth there is no magnetic field and atmosphere, while the surface of the moon is continuously bombarded by micrometeorites, and temperature differences in one day reach 400 degrees Celsius. All this makes the moon not the most human-friendly place. It is possible to work on its surface only in space suits and sealed moon rovers, or being inside a stationary habitable module equipped with a full life support system. It will be most convenient to deploy such a module in the region of the South Pole of our satellite. There is always light and less temperature fluctuations. It is planned that at the first stage robots will be engaged in assembling the residential module. After the manned missions to the moon have been adequately worked out, the construction of the residential lunar module will expand.

Lunar base concept

The first inhabitants of our satellite first deployed on its surface means of communication with the orbital station and the Earth, after which they will begin to launch power plants on fuel cells or flexible photocells. It will be necessary to work out the issues of protecting the lunar base from solar flares and cosmic radiation. For this purpose, it is planned to cover it with a meter layer of regolith, for example, by conducting directed explosions, since it makes little sense to deliver dump trucks and excavators to the lunar surface. Construction work on the moon will have to be based on completely different technologies: print construction elements on an 3D printer; use inflatable modules; to create composite materials from the lunar soil using high-temperature synthesis and laser sintering.

In the residential lunar module there will be an advanced drinking water and oxygen supply system, and a vegetable greenhouse will be created. Key importance will be given to the self-sufficiency of the lunar base. Only in this way will it be possible to reduce the number of rockets sent to the Moon with various cargoes. At present, there are no fundamental obstacles for colonization of the Moon by man, but how the first inhabited lunar base will ultimately look will depend on the purposes for which it is intended.

Information sources:
https://ria.ru/science/20180419/1518934894.html
http://kosmolenta.com/index.php/project-lunar/lunar-program-overview
http://tass.ru/kosmos/4323153
Open source materials
Author:
Yuferev Sergey
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

100 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Лунная гонка продолжается!

Программы освоения Луны, которые были одновременно свернуты в Советском Союзе и США еще в середине 1970-х годов, снова становятся популярными и востребованными. Лунная гонка, которая, казалось, давно осталась в прошлом, снова набирает обороты. Сегодня ученые многих стран мира убеждены в том, что человечество находится на том этапе своего развития, который в состоянии обеспечить превращение Луны в космический форпост цивилизации. Для этого ведущие страны мира располагают всем необходимым: многочисленными космодромами, луноходами, возвращаемыми на Землю модулями и ракетами-носителями тяжелого класса.

Двумя основными вопросами Лунной программы в современной ее реинкарнации являются следующие вопросы: для чего землянам нужна Луна, и какие именно технологии помогут человечеству ее колонизировать? Ответ на эти вопросы сегодня ищут ученые многих стран мира. Интерес к единственному естественному спутнику Земли проявляют сегодня Россия, США, страны Евросоюза, Китай, Индия и Япония. О Луне вновь вспомнили в 2004 году, когда американский президент Джордж Буш младший объявил о возобновлении лунной программы. Позднее уже в 2007 и 2013 годах орбитальный и посадочный модули к Луне отправил Китай. А в 2014 году планы по освоению Луны озвучил и Дмитрий Рогозин, занимающий пост вице-премьера российского правительства.



В середине 70-х годов прошлого века считалось, что летать к Луне очень дорого, к тому же не совсем понятно было, для чего это нужно. Сегодня Луна вновь становится актуальной и ученые всего мира, кажется, находят ответы, для чего необходимо возобновление лунных программ. Несмотря на то, что политическая мотивация освоения Луны теперь отсутствует, появились новые стимулы. К примеру, актуализация лунных программ после более чем полувекового забвения может быть связана с высоким технологическим уровнем сегодняшней цивилизации, которой необходимы действительно амбициозные цели для дальнейшего развития. Также этот процесс можно связать с развитием и перспективами частной космонавтики. Сегодня в арсенале мировой космической отрасли имеется все необходимое, чтобы «покорить» Луну, осталось лишь точно определиться с целями и задачами лунных программ.

У российской космической отрасли имеется огромный опыт лунных стартов, который ранее был накоплен советскими инженерами и учеными. Советские аппараты первыми совершили мягкую посадку на Луне, сфотографировали обратную сторону естественного спутника Земли и взяли образцы грунта-реголита. Первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности небесного тела, широко известный как «Луноход-1», также заслуга советской космонавтики. Луноход работал на поверхности спутника с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года.

Луноход-1

Сегодня пилотируемые полеты на Луну вновь включены в основы государственной политики, сообщает РИА Новости. В рамках федеральной космической программы на 2016-2025 годы разрабатывался проект «Луна-Глоб», который предполагает запуск к естественному спутнику Земли серии автоматических станций. Реализацией данного проекта занимается сегодня НПО имени Лавочкина. Президент Российской Федерации Владимир Путин, посетив 12 апреля 2018 года новый павильон «Космос» на ВДНХ, отметил, что лунная программа страны будет реализована.

Ближайшие планы российской лунной программы

На первом этапе реализации российской лунной программы предусматривается запуск к Луне пяти автоматических станций в 2019-2025 годах. Все запуски планируется выполнять с нового космодрома «Восточный». Изучение Луны автоматическими станциями подразумевает выбор площадки для расширения присутствия человека на естественном спутнике Земли. Полученная информация о необходимых ресурсах должна будет помочь определиться с местом размещения лунной базы.

На первом этапе реализации российской лунной программы поставлены следующие научные задачи: исследование состава вещества и происходящих физических процессов на полюсах Луны; исследование свойств экзосферы и процессов взаимодействия космической плазмы с поверхностью на лунных полюсах; исследование внутреннего строения естественного спутника Земли с использованием методов глобальной сейсмометрии; исследование космических лучей сверхвысоких энергий.


В настоящее время ближайшие планы России по изучению Луны с помощью автоматических станций выглядят следующим образом:

2019 год – запуск космического аппарата Луна-25. Миссия – изучение поверхности Луны в районе Южного полюса.
2022 год – запуск космического аппарата Луна-26. Миссия – дистанционное изучение Луны, обеспечение связи для последующих лунных миссий.
2023 год – запуск 3 и 4 аппаратов «Луна-27» (основной и резервный посадочный зонды). Миссия – отработка технологий создания на лунной поверхности постоянно действующей базы, изучение реголита и экзосферы Луны.
2025 года – запуск аппарата «Луна-28». Миссия – доставка на поверхность Земли термостатированных образцов лунного грунта, которые будут добыты предыдущими автоматическими станциями, в образцах могут находиться кристаллы льда.

Как можно использовать Луну

Многие ученые считают, что космическая экспансия станет логичным этапом дальнейшего развития человечества. Рано или поздно наша цивилизация дойдет до такой стадии, когда ей станет тесно на нашей планете и появится необходимость в перевалочной базе на Луне, откуда можно будет удобно стартовать к Марсу или иным планетам Солнечной системы.

Особые надежды эксперты связывают с возможностью добычи на Луне различных полезных ископаемых, выделяя из всех – гелий-3. Данное вещество уже называют энергией будущего и главным сокровищем Луны. В перспективе его можно будет использовать в качестве топлива для термоядерной энергетики. Гипотетически, при термоядерном синтезе с реакцией одной тонны вещества гелий-3 и 0,67 тонны дейтерия должна высвобождаться энергия, эквивалентная сгоранию 15 миллионов тонн нефти (но в настоящее время не изучена техническая возможность осуществления такой реакции). Это без учета того, что гелий-3 на лунной поверхности придется каким-то образом добывать. А сделать это будет не просто, так как согласно исследованиям содержания гелия-3 в лунном реголите составляет порядка одного грамма на 100 тонн лунного грунта. Поэтому для добычи тонны данного изотопа необходимо будет переработать на месте не менее 100 миллионов тонн лунного грунта. Однако в случае, если все проблемы с его добычей и использованием удастся решить, гелий-3 сможет обеспечить энергией все человечество на тысячелетия вперед. Для ученых интерес представляют и запасы воды, которые также содержатся в лунном грунте.

Лунная гонка продолжается!

Научный потенциал Луны в настоящее время все еще не исчерпан. Специалисты до сих пор не знают, как именно образовался спутник Земли и ответ на этот вопрос, очевидно, находится не на нашей планете. Также Луна представляется отличной площадкой для проведения астрофизических наблюдений, так как на естественном спутнике нашей планеты отсутствует атмосфера. Технически установить на ее поверхности телескопы можно уже сейчас. Также с Луны будет удобнее следить за астероидами, которые могут представлять серьезную опасность для Земли. А в самом отдаленном будущем человечество сможет задуматься о том, чтобы перенести на Луну все энергоемкие производства, что поможет существенно сократить объем промышленных выбросов на нашей планете.

Сверхтяжелые ракеты-носители

В настоящее время вопрос необходимости сверхтяжелых ракет-носителей для полетов к Луне остается дискуссионным. Кто-то полагает, что без ракет, способных нести до 80-120 тонн полезной нагрузки, не обойтись, а кто-то наоборот считает подход создания таких ракет нерациональным, обосновывая это дорогой эксплуатацией и содержанием необходимой инфраструктуры. В любом случае, мировая космонавтика может обеспечить создание подобных ракет. Опыта в их разработке хватает: это и советские ракеты-носители «Н-1», «Энергия», «Вулкан» и американские «Saturn-5», «Ares V».

Ракета «Энергия» с космическим кораблем «Буран»

В настоящее время в США работают над двумя проектами таких ракет – Space Launch System, запуск которой отложен и успешно прошедшей испытания частной ракетой Falcon Heavy. В КНР работают над созданием своей сверхтяжелой ракеты «Великий поход – 9», рассчитанной сразу на 130 тонн полезной нагрузки. В России прошли испытания ракет семейства «Ангара» и ведутся работы над сверхтяжелой ракетой «Энергия-5». Недостатка в космодромах для использования сверхтяжелых ракет-носителей на Земле в настоящее время нет: Байконур, Восточный, Куру во Французской Гвиане и Ванденберг во Флориде, 4 космодрома в КНР.

Планируется, что первый пуск новой российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия-5» состоится не раньше 2028 года, а стартовый комплекс для нее на космодроме «Восточный» будет готов в 2027 году. Об этом ранее сообщало агентство ТАСС со ссылкой на собственные источники в ракетно-космической отрасли. Стартовый стол для новой российской ракеты будет построен по принципам, реализованным для советской ракеты-носителя «Энергия» на Байконуре (площадка №250). Сообщается, что это будет универсальный стартовый комплекс, с которого смогут также стартовать ракеты-носители «Союз-5» среднего класса и соединения из двух, трех или пяти таких ракет (для достижения разной грузоподъемности). Именно принцип объединения пяти ракет и положен в основу новой российской ракеты сверхтяжелого класса «Энергия-5».

В настоящее время российские разработчики работают над созданием двух предлагаемых к реализации проектов ракет – «Энергия-5В-ПТК» и «Энергия-5ВР-ПТК» со стартовой массой 2368 и 2346 тонн. Оба варианта ракеты-носителя смогут выводить на низкую околоземную орбиту до 100 тонн грузов, а на окололунную орбиту до 20,5 тонн полезного груза – массу «лунной» версии разрабатываемого корабля «Федерация».

Предполагаемый вид стартового комплекса с ракетой Space Launch System

Согласно расчетам Роскосмоса разработка ракеты-носителя сверхтяжелого класса и создание для ее запуска необходимой инфраструктуры на космодроме Восточный обойдется примерно в 1,5 триллиона рублей. Также Роскосмос ранее заявлял о том, что до 2030 года торопиться с созданием таких ракет нет необходимости, так как для них просто нет полезных нагрузок. В то же время ранее в РКК «Энергия» заявляли о том, что создание новой российской сверхтяжелой ракеты будет в 1,5 раза дешевле, чем воспроизведение советской ракеты-носителя «Энергия», создание которой наряду с космическим кораблем «Буран» было самой масштабной программой в истории отечественного космического ракетостроения.

Станция на орбите и лунные базы

В качестве промежуточных этапов освоения Луны рассматриваются проекты постройки на ее орбите обитаемых станций. О реализации подобных планов в период с 2025 по 2030 годы уже заявили Россия, США и Китай. Сомневаться в том, что данный проект будет реализован, не приходится. За плечами международного сообщества в настоящее время имеется богатый опыт успешной эксплуатации МКС. Ранее США и Россия договорились о совместной работе над международной окололунной обитаемой станцией Deep Space Gateway. Над проектом также работают ЕС, Канада и Япония. Возможно участие в программе и стран БРИКС. Россия в рамках этого проекта может создать от одного до трех модулей для новой станции: шлюзовой и жилые модули.

Следующим этапом после создания окололунной обитаемой станции могло бы быть создание лунных обитаемых баз. На естественном спутнике Земли нет магнитного поля и атмосферы, при этом поверхность Луны непрерывно бомбардируют микрометеориты, а перепады температур за одни сутки достигают 400 градусов Цельсия. Все это делает Луну не самым дружелюбным для человека местом. Работать на ее поверхности можно лишь в скафандрах и герметичных луноходах, либо находясь внутри стационарного обитаемого модуля, оснащенного полной системой жизнеобеспечения. Развертывать подобный модуль будет удобнее всего в районе Южного полюса нашего спутника. Здесь всегда светло и меньше колебания температур. Планируется, что на первом этапе сборкой жилого модуля будут заниматься роботы. После того, как пилотируемые полеты на Луну будут в достаточной мере отработаны, строительство жилого лунного модуля расширится.

Концепция лунной базы

Первые обитатели нашего спутника сначала развернут на его поверхности средства связи с орбитальной станцией и Землей, после чего приступят к запуску энергетических установок на топливных ячейках или гибких фотоэлементах. Необходимо будет проработать вопросы защиты лунной базы от солнечных вспышек и космического излучения. Для этого планируется покрыть ее метровым слоем реголита, к примеру, с помощью проведения направленных взрывов, так как доставлять на лунную поверхность самосвалы и экскаваторы имеет мало смысла. Вести строительные работы на Луне придется на основе совершенно других технологий: печатать конструкционные элементы на 3D-принтере; применять надувные модули; создавать композитные материалы из лунного грунта с помощью высокотемпературного синтеза и лазерного спекания.

В жилом лунном модуле будет развитая система снабжения питьевой водой и кислородом, будет создана растительная оранжерея. Ключевое значение будет уделено самообеспечению лунной базы. Только таким образом можно будет снизить количество отправляемых к Луне ракет с различными грузами. В настоящее время принципиальных препятствий для колонизации Луны человеком не существует, однако как в конечном итоге будет выглядеть первая обитаемая лунная база, будет зависеть от целей, для которых она будет предназначена.

Источники информации:
https://ria.ru/science/20180419/1518934894.html
http://kosmolenta.com/index.php/project-lunar/lunar-program-overview
http://tass.ru/kosmos/4323153
Материалы из открытых источников
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

98 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти