Военное обозрение

«Кальмары»: в историю с гордо поднятой головой

29



Прошла информация, которая подтвердилась. Действительно, в апреле 2018 года корпорация «Росатом» объявила тендер на выгрузку отработанного ядерного топлива из реакторов утилизируемых атомных подводных лодок проекта 667БДР.

«Кальмары», которые на протяжении трех десятков лет были кошмаром для НАТО в целом и США в частности, уходят.

К списанию приговорены К-223 «Подольск» и К-433 «Святой Георгий Победоносец».

«Кальмары»: в историю с гордо поднятой головой

К-223 «Подольск»



К-433 «Святой Георгий Победоносец»


После них на службе остаются только К-44 «Рязань» и БС-136 «Оренбург» (бывшая К-129). «Рязани» просто «повезло» сыграть в ремонт в 2017 году, а «Оренбург» в 1994 году был переделан в носитель сверхмалых подводных лодок по проекту 09786.

Визитная карточка проекта «Кальмар» - сверхнадежность. За годы службы (средний срок службы каждой из 14 лодок около 20 лет) с ними случилось более десятка ЧП – от пожара до столкновения с американской подлодкой в 1981 году. Однако ни один "Кальмар" не затонул и не сгорел.

Совершали сумасшедшие по тем временам походы, боевые дежурства, стрельбы баллистическими ракетами. Отдельная головная боль для «потенциальных».

Ракета Р-29Р, детище Виктора Макеева, к сожалению, так рано ушедшего от нас, хоть и уступала «Трайденту» по некоторым показателям, но тем не менее, сыграла свою роль с восстановлении паритета между СССР и США в плане МБР для подводных лодок.

Американский «Посейдон» вообще смотрелся несерьезно в качестве оружия против Р-29Р, и только появление «Трайдента» несколько улучшило ситуацию.

Надежность Р-29Р просто потрясающая. Ракета до сих пор стоит на вооружении, причем стрельбы ракетами проводятся. В конце 2015 года «Подольск» стрелял Р-29Р и стрелял успешно.

Но – время. Время есть главный враг для всего. Для корпусов, для реакторов, для ракет.

Взять тот же «Георгий Победоносец». При совершении трансарктического перехода в акватории Чукотского моря субмарина дважды столкнулась со льдинами, в результате чего был серьезно поврежден корпус. Экипаж своими силами устранил повреждения, и лодка продолжила путь.

В 2016 г. экипаж "Победоносца" стал победителем соревнований на приз главкома ВМФ среди ракетных подводных лодок стратегического назначения. Вряд ли за год лодка превратилась в хлам, который необходимо утилизировать. Тем не менее, годы играют не на руку.

И теперь стоит только смириться с фактом того, что принято следующее заключение: "Кальмары" полностью выработали свой ресурс и больше не могут находиться в составе флота. Точнее, могут, но дальнейшее продление срока эксплуатации будет нести угрозу для экипажей.

38 лет, а именно столько стоят в строю «Подольск» и «Георгий Победоносец» - это очень много. Даже для сверхнадежных атомных субмарин. Даже для ракет Р-29Р.



Конечно, «Кальмары» сильно проигрывают "Бореям", которые превосходят их по всем параметрам, а в особенности – в условиях обитания экипажей.

«Кальмар» - это наше вчера. «Борей» - это наше сегодня и завтра, и просто прекрасно, что сейчас в строю три «Борея» и еще пять строятся.

И «Булава» - это не Р-29Р. Это более могучее оружие, пусть в начале ракета всех заставила поволноваться. Но это опять же день сегодняшний.

«Кальмары», проект 667БДР, сделали для нас даже больше, чем могли. Они были составной частью нашего ядерного щита в самое жуткое для страны время. Когда мы даже не смели мечтать о «Бореях» и «Ясенях».

Кроме того, бывшая ПЛ проекта 667БДР, переделанная в носитель малых ПЛ «Оренбург» принесла стране столько территорий сколько не всякая армия прошлого смогла бы завоевать.



Речь идет об операции в сентябре 2012 года. БС-136 «Оренбург» выполняла роль носителя глубоководной атомной научной станции — подводной лодки АС-12 проекта 10831, известной как «Лошарик».



Экспедиция проводилась с целью уточнения высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике. Были взяты три пробы скальной породы на глубине 2-2,5 км для сбора доказательств о принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу.

Комиссии ООН по морскому праву крыть было просто нечем, как вы помните. Российские претензии на шельф получили реальное подтверждение.

«Кальмары» уходят в историю. Честь, слава и наша благодарность этим кораблям и их экипажам!
Автор:
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. URAL72
      URAL72 24 апреля 2018 08:22
      +5
      Основной район патрулирования камчатских РПКСН, - Охотское море. Там их достать очень сложно, современная лодка или нет, не важно. Но появились системы ПРО на Аляске, Гаваях, Японии и корее, значит нужны современные, малошумные корабли для смещения патрулирования на юг тихого океана. Одними новыми ракетами этот вопрос не решить, идём в Камрань и Джакарту!
      1. Сергей985
        Сергей985 24 апреля 2018 08:52
        +4
        Как вопрос с прикрытием ракетоносцев решать там будем?
        1. ЗВО
          ЗВО 24 апреля 2018 09:20
          +4
          Цитата: Сергей985
          Как вопрос с прикрытием ракетоносцев решать там будем?


          Вот вот.
          Камрань и Джакарта...
          Опять кто-то агиток насмотрелся по ТВ.
          Там у наших лодок шансов нет.
          Загоняет их свора амеро-австрало-японцев и прочих приближенных с амерам.
        2. Alexey RA
          Alexey RA 24 апреля 2018 11:34
          +5
          Цитата: Сергей985
          Как вопрос с прикрытием ракетоносцев решать там будем?

          Как-как... единственной боеготовой МЦАПЛ ТОФ, вестимо.
          Вы бы ещё спросили - как и чем будем решать задачи противоминной обороны при выводе РПКСН хотя бы из Вилючинска? sad
          1. ЗВО
            ЗВО 24 апреля 2018 12:46
            0
            Цитата: Alexey RA

            Вы бы ещё спросили - как и чем будем решать задачи противоминной обороны при выводе РПКСН хотя бы из Вилючинска? sad


            Все настолько не контролируется?
            1. Alexey RA
              Alexey RA 24 апреля 2018 17:18
              +4
              Цитата: ЗВО
              Все настолько не контролируется?

              Современных ТЩ-искателей мин на ТОФ нет.
              Самые "свежие" в тех краях - МТЩ пр. 266МЭ (от достройки последних из них МО отказалось по причине устаревания начинки) и БТЩ проекта 1265. Оба проекта были разработаны в 70-х годах прошлого века. Вооружение - комплект тралов и/или комплексный искатель-уничтожитель мин КИУ-1 разработки тех же 70-х годов.
  2. рюрикович
    рюрикович 24 апреля 2018 06:48
    +4
    Гм..."Российские претензии на шельф получили реальное подтверждение"...
    Помнится мне, во времена СССР такого вопроса попросту не возникало request ,что бы надо было кому-то что-то доказывать...
    Некролог по пр.667БДР получился позитивным при многих относительных характеристиках этих лодок. Они честно отслужили на защите нашей Родины...Но.. Старение и смерть являются неотъемлемыми спутниками развития smile
    1. Котище
      Котище 24 апреля 2018 07:19
      +1
      Ну с "некрологом" немного Вы загнули, а Автор малехо поторопился К-44 "Рязань" еще послужит.
      Вот когда ее и Оренбург списывать будут, тогда и реквиумы писать надо!
      1. EFLINTuk
        EFLINTuk 24 апреля 2018 16:29
        +1
        Оренбург сюда не приплетайте - совсем отдельная тема.
    2. URAL72
      URAL72 24 апреля 2018 08:32
      +2
      В советское время никто не имел технологий для работы на арктическом шельфе. Споры о разделе Арктики шли уже тогда. Сейчас ситуация изменилась, а силенок не достаточно. Существует не мало разных фондов для армии, но ТК Звезда упорно крутит рекламу всякого дерьма. А ведь это не единственный гос. телеканал. Думаю при нынешнем уровне патриотизма, такие фонды могут ежегодно собирать суммы достаточные для годового финансирования постройки пресловутого авианосца...
      1. ЗВО
        ЗВО 24 апреля 2018 12:51
        +8
        Цитата: URAL72
        В советское время никто не имел технологий для работы на арктическом шельфе. Споры о разделе Арктики шли уже тогда. Сейчас ситуация изменилась, а силенок не достаточно. Существует не мало разных фондов для армии, но ТК Звезда упорно крутит рекламу всякого дерьма. А ведь это не единственный гос. телеканал. Думаю при нынешнем уровне патриотизма, такие фонды могут ежегодно собирать суммы достаточные для годового финансирования постройки пресловутого авианосца...


        Уровень настоящего патриотизма, который от сердца, неуклонно падает у населения.
        Запредельная коррупция. постоянный рост цен, отсутствие стабильности, нищенские пенсии, постоянные сокращения, снижения зарплат с одной стороны весов - которые мы видим в реальной жизни..
        И ТВ-картинка. где нам в уши льют много вранья -разные вещи.

        На этом сайте очень много "Ура" - но это поверьте не настоящий патриотизм.
        И вы... или оплачиваемые, или собрались со всей страны (и вас не более 1000, верующих в ТВ Звезда) - а вот реального населения РФ - свыше 100 млн руб.
    3. svp67
      svp67 24 апреля 2018 16:08
      +1
      Цитата: рюрикович
      Некролог по пр.667БДР

      Некролог, это не правильно. Эти лодки дали хорошее "потомство", одни "Дельфины" чего стоят.
  3. VIK1711
    VIK1711 24 апреля 2018 07:34
    +1
    А Р-29Р все отстреляем перед списанием лодок ( оставить пару комплектов для К-44)?
    Хорошее получится обучение для экипажей!
  4. владимир1155
    владимир1155 24 апреля 2018 08:14
    +3
    хорошие лодки, служили верой и правдой
    1. Сергей985
      Сергей985 24 апреля 2018 09:04
      +3
      Отец моего одноклассника головную лодку на испытаниях спас.
  5. мордвин 3
    мордвин 3 24 апреля 2018 09:04
    +3
    Не понял. А где мой родной "Новомосковск"? crying
    1. Сергей985
      Сергей985 24 апреля 2018 10:23
      +3
      Так Новомосковск 667БДРМ.
  6. Вояка Гамильтон
    Вояка Гамильтон 24 апреля 2018 13:00
    +4
    Цитата: Котище
    Ну с "некрологом" немного Вы загнули, а Автор малехо поторопился К-44 "Рязань" еще послужит.

    Некролог-не некролог, а ком в горле стоит... Эпоха кораблей 667 серии уходит в историю . Внукам их на картинках показываю...
    1. EFLINTuk
      EFLINTuk 24 апреля 2018 16:26
      +2
      БДРМ ещё ходить и ходить - замена бореями не придвидится скорая....да и с "патронами" проблем нет.
  7. ydjin
    ydjin 24 апреля 2018 13:09
    +4
    Всегда грустно когда уходит из эксплуатации надёжная техника, она служила верой и правдой. Но надо двигаться вперёд. Спасибо Кораблям за службу, преемники вашей доблести вас заменят.
  8. ydjin
    ydjin 24 апреля 2018 13:13
    +3
    Будут новые защитники, а стричкам почёт и слава![quote][/quote]
    1. Вояка Гамильтон
      Вояка Гамильтон 24 апреля 2018 13:17
      +2
      Пусть они будут лучше нас .. Хотя: " И мы когда-то были рысаками " drinks good
  9. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Андрей НМ
        Андрей НМ 25 апреля 2018 10:08
        0
        А как Вы определили, что это "Новомосковск"? Конкретная съемка была? Внешне из них отличается только "Тула", там крышки шахт хитрой формы. А еще у первого и вроде у пятого были специальные "крылышки" для ламинарного обтекания корпуса, их потом срезали. Да, и "дырки" в рубке сбоку для выпуска антенны связи были белого и черного цветов, тоже не помню у каких корпусов. А еще они отличаются внутренней атмосферой... Спускаешься не на свой борт, и чувствуется, ну не твой пароход... Там стойка не так стоит, здесь прибор по другому... И экипаж не твой. Вроде всех знаешь, но не то...
        1. brom
          brom 25 апреля 2018 11:10
          0
          Слишком известное фото и слишком известный пароход по «Бегемот-2». Хорошо, хоть другой проект не отрицаете.
          1. Андрей НМ
            Андрей НМ 25 апреля 2018 17:18
            +2
            Цитата: brom
            Хорошо, хоть другой проект не отрицаете.

            Да вообще-то это мои родные корабли, и внешние отличия, да и некоторые внутренние я ещё помню. А после автономок они еще отличались по характеру оторванной резины, дырявыми рубками, а "Новомосковск" в 1993 году отличался еще мятой "мордой" по правому борту. Правда это было в 80-90-х годах. После средних ремонтов внешние детали могли поменяться, поэтому и спрашиваю. А какие внешние отличия, к примеру, первого и четвертого корпуса или четвертого и последнего корпусов БДРМов? А это какие корпуса? Это Оленья Губа, 1989 год. Вот как раз видны отличия.
            1. Комментарий был удален.
              1. Андрей НМ
                Андрей НМ 27 апреля 2018 05:05
                +1
                Цитата: brom
                Сынок, рубка не может быть дырявой по умолчанию. Подводник, называющий рубкой ограждение рубки/выдвижных - такой же подводник, как я архиепископ Макариос.

                Ну если хочется умничать, готов терминами побросаться. Что там на счет отличий корпусов БДРМов? Молчишь? И что ты знаешь о "Бегемотах"? Кстати, 6 августа 1991 года еще ни один из семи корпусов БДРМов (на тот момент их было еще 7) названий не имел. Так что ты - архиепископ Макариус.

                А вообще Вам надо нервишки лечить. Я задал безобидный вопрос о том, почему это именно К-407. Нормальный человек спокойно ответит, а некоторые, считающие себя дедушками с обросшими ракушками задами начинают плеваться ядовитой слюной. А можно было просто вспомнить прошлое, если конечно имели отношение к этим кораблям и Гаджиево. Вот в этом году было 70-летие ВВМУПП. Вроде собрались много выпускников, адмиралы и т.д. А впечатление, как поминки провели... Состояние училища удручающее...
                1. Комментарий был удален.
                  1. Комментарий был удален.
  10. diskorav1976
    diskorav1976 25 апреля 2018 08:43
    +2
    Довелось по служить на этих крейсерах.
  11. Андрей НМ
    Андрей НМ 25 апреля 2018 09:52
    +3
    Товарищ Скоморохов, Вы когда говорите о ПЛ 667БДР, то и фотографии должны быть этих кораблей. Не путайте их с 667БДРМ.
  12. Комментарий был удален.
  13. Помидоров
    Помидоров 28 апреля 2018 16:40
    +2
    Это была реальная рабочая лошадка....лошадь.... тяжеловоз Холодной войны. Достойно выполнили возложенную на них миссию. Кстати, эксплуатация этой серии прошла без серьёзных ЧП. Этому кораблю можно смело ставить памятник.