В погоне за мощью – прототип «Skyraider» с активно-реактивными снарядами AERO X10A.

22
История создания
Самолет «Skyraider» начинают разрабатывать в начале 40-х годов на замену устаревающему палубному самолету разведчику - пикирующему бомбардировщику SBD «Донтлесс». Военно-морское ведомство традиционно объявляет конкурс, на который авиапроизводитель «Douglas» представил экспериментальную модель XSB2D «Destroyer». Исходя из техзадания, палубный самолет от «Douglas» имел следующие характеристики:
- экипаж - 2 человека;
- полезная нагрузка - 1.5 тонны;
- двигательная установка – 1 двигатель;
- шасси – 3 стойки, с носовым колесом;
- вооружение: 5 пулеметов, 2 в крыле, 3 в башне подвижного типа.

В погоне за мощью – прототип «Skyraider» с активно-реактивными снарядами AERO X10A.


В ходе испытаний военно-морское ведомство Соединенных Штатов меняет техзадание – флоту нужен самолет торпедоносец-бомбардировщик в одноместном исполнении. «Douglas» мгновенно отреагировала на новые требования и представила требуемый самолет с новым названием «XBTD-1». Однако в середине 1944 года создание «Destroyer» сворачивают, и компания была на грани потери перспективного заказа. Но компания находит в себе силы и в короткое время представила новый проект торпедоносца-бомбардировщика «XBT2D-1». Флоту проект понравился, и он заказывает 15 экземпляров «XBT2D-1» для проведения испытаний. Сам конкурс на создание палубного самолета был в самом разгаре. Кроме «Douglas», свои проекты представили «Curtiss», «Martin», «Boeing » и «Кайзер Флитуингс». Для обеспечения победы на конкурсе «Douglas» начинает бороться с «лишним весом» самолета. В итоге самолет получил следующие характеристики:
- вес 5.7 тонны;
- двигатель «Цилон-18» в 2500 л.с., на опытных образцах стоял «R3350-8» в 2300 л.с.;
- топливный бак 1.3 тонны, с возможностью установки дополнительного бака в 570 литров;
- три пилона для подвески торпед-бомб, две крыло и одна фюзеляж;
- две встроенные 20 мм пушке в крыле;
- бронированная кабина;
- складывающиеся крылья и убираемое шасси.

Первый XBT2D-1 «Донтлесс-II» совершил свой первый полет в середине марта 1945 года. В течение месяца проходили заводские испытания. Самолет был признан готовым к передаче заказчику для проведения испытаний. В начале апреля XBT2D-1 передают в испытательный морской центр. Самолет признают годным к производству, и в мае 1945 года военно-морское ведомство заключило контракт на серийное производство палубного торпедоносца-бомбардировщика количеством почти 600 единиц. Окончание 2МВ сократило заказ самолетов – теперь их требовалось не более 300 единиц.

Компания «Douglas» решила не останавливаться на достигнутом результате и стала искать другие варианты исполнения самолета. Кроме торпедоносца-бомбардировщика, были выполнены следующие варианты исполнения самолета:
- фоторазведчик;
- самолет РЭБ;
- ночной бомбардировщик;
- самолет ДРОиП;

В начале 1946 года базовый вариант самолета получает название «Skyraider» и обозначение «AD». Характеристики AD Skyraider:
- двигатель «Цилон-18»;
- скорость полета 574 км/ч;
- взлетный вес до 6.15 тонны;
- дальность действия до 2.5 тысяч километров;
- дополнительное вооружение: НУРС калибра 127-мм «Холли Мозес», размещенные на 12-ти пилонах крыла, на которые можно было при необходимости подвешивать дополнительную бомбовую нагрузку.



AD Skyraider № 09094 с AERO X10A
Так как подвеска НУРС на пилонах вызывала ощутимое увеличение вибрации и сопротивления, конструкторы «Douglas» решили попытаться избавиться от этих неприятностей установкой НУРС в конструкцию крыла. Еще одна причина, по которой прорабатывали установку НУРС, - рост бронезащиты у наземной техники и надводных кораблей. Вместо стандартных крупнокалиберных пушек в конструкцию крыла устанавливают две пусковые с направляющими трубчатого исполнения для НУРС «AERO X10A», с боезапасом 38 активно-реактивных снарядов. Весь боезапас НУРС в количестве 38 единиц, массой в 380 килограмм (один НУРС – 10 килограмм) мог быть использован в течение 6-7 секунд. Весь пусковой – 73 килограмма.



На каждую пусковую приходилось по 19 НУРС, которые в секунду выстреливали примерно по 3 ракето-снаряда, которые в полете стабилизировались от вращения. Газы с пусковых уходили по спецканалам назад-вниз. Самолет с «AERO X10A» прошел удачные испытания на морской артстанции в Айниокерне.



Но военно-морское ведомство Соединенных Штатов такой вариант самолета, в конце концов, не одобрило. Во-первых, заказчик не захотел жертвовать крупнокалиберными пушками. Во-вторых, чтобы эффективно применять уставленные пусковые, пилотам пришлось бы подбираться к цели на расстояние в один километр, что не устраивало ни чиновников, ни пилотов. Поэтому дальнейшие работы по данному варианту самолета прекращают, и к лету1950 года проект был полностью закрыт.

Источники информации:
http://alternathistory.org.ua/tankam-na-zavist-ili-127mm-pushka-na-samolete
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/5506-shtyrmovik-ad-1-skyr.html
http://www.airwar.ru/enc/aww2/ad1.html
media=http://www.youtube.com/watch?v=f5kNlb0prOE
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. snek
    +2
    3 мая 2012 08:31
    Неплохая машина, которная "опоздала" на войну.
    1. +2
      3 мая 2012 09:21
      Цитата: snek
      Неплохая машина, которная "опоздала" на войну.


      «Скайрейдер» модификаций AD-2 и AD-3 активно использовался в составе ударных сил палубной авиации и авиации морской пехоты в Корее

      В конце 40-х годов по заказу ВМС был разработан вариант штурмовика Skyraider с обозначением AD-4B для транспортировки и применения ядерного оружия - тактической ядерной бомбы типа Мк.7 или Мк.8. Серийное производство Мк.7 мощностью 1 Кт началось в 1952 году - впервые в истории габариты и масса бомбы позволяли доставлять ее самолетами тактической авиации. Типичной нагрузкой для "атомного" штурмовика считались одна бомба и два подвесных топливных бака по 1136 л.


      В 1959 году для подавления восстания в Алжире США поставили французским ВВС партию самолетов Skyraider - 93 штурмовика AD-4NA и AD-4N. В феврале 1960 года этими машинами укомплектовали сначала второй, а затем первый и третий эскадроны 20-й эскадры ВВС Франции. Перед отправкой в Алжир штурмовики AD-4N доработали по стандарту AD-4NA и установили на все самолеты дополнительное оборудование для использования на них французского подвесного вооружения. В Алжире штурмовики применялись вполне успешно, однако несколько машин было все же сбито.

      Большой, медлительный и маломаневренный штурмовик A-1 Skyraider оказался идеальным противопартизанским самолетом. Их использовали ВВС Южного Вьетнама, ВВС и ВМС США.

      Так что крови он нашим союзникам в свое время попортил
      1. snek
        0
        3 мая 2012 09:45
        Имелась ввиду 2ая мировая. Про использование в корее я знаю, но тогда уже начиналась начиналась эра реактиной авиации.
        1. +1
          3 мая 2012 09:54
          Цитата: snek
          Имелась ввиду 2ая мировая


          Тогда понятно, но там ему сразу бы пришел кердык, по бронированию «скайрейдер» ни в какое сравнение не шел с нашими «летающими танками», чисто противопартизанская машин, .на это указывает отсутствие оборонительного вооружения. На верхнем снимке как Вы поняли не "Скайрейдер"
          1. Kibb
            0
            3 мая 2012 10:22
            Цитата: Vadivak
            чисто противопартизанская машин

            Тайфуны и Темпесты прикрасно работали на европейском ТВД, и никакого кирдыка
            Цитата: Vadivak
            чисто противопартизанская машин, .на это указывает отсутствие оборонительного вооружения

            как показала практика никакакое оборонительное вооружение не спасает без истребительного прикрытия - истребителей у них хватало, как впрочем и у нас, поэтому оборонительную точку на Ил10 сделали уже скорее по инерции
            1. Zynaps
              +2
              3 мая 2012 15:17
              Цитата: Kibb
              как показала практика никакакое оборонительное вооружение не спасает без истребительного прикрытия


              это точно. лет 15 назад общался с одним дедушкой - стрелком-радистом с Ил-2.
              из их выпуска выжило всего два человека - он и ещё один стрелок, которому повезло несколько меньше - потерял обе ноги выше колена.

              а с другой стороны, на ВИФе приводили статистику, что у бывалых экипажей наших штурмовиков на счету числились сбитыми в воздушном бою пять-шесть немецких самолётов, иногда и больше. так что, видимо, польза от хвостового пулемёта всё же была.
              1. Kibb
                0
                3 мая 2012 16:19
                Цитата: Zynaps
                так что, видимо, польза от хвостового пулемёта всё же была.

                Ну конечно была, но тут стоит выбор так- либо пулемет ставим, либо улутшаем характеристики самолета. Если для начального периода войны, и вплоть до завоевания превосходства в воздухе УБТ был вопросом выживания, то в 44-45 скорее "оружие последнего шанса"
                Цитата: Zynaps
                что у бывалых экипажей наших штурмовиков

                Кто то всегда лутший, но война была выиграна средним летчиком, танкистом и тд...
                ЗЫ Ссылочку кинте если есть на тему в ВиФ,плиз. Я ее не видел и поиск не дает результата...
                1. Zynaps
                  0
                  3 мая 2012 18:20
                  Цитата: Kibb
                  Ссылочку кинте если есть на тему в ВиФ,плиз. Я ее не видел и поиск не дает результата...


                  я поищу, просто дело уж больно давнее. лет 10 назад было, в память врезалось.
    2. 755962
      +1
      3 мая 2012 13:59
      Цитата: snek
      Неплохая машина

      A-1 снискал любовь и уважение среди пилотов, о чём свидетельствует множество данных ему прозвищ: «Спад» (Spad, в честь самолёта периода Первой мировой войны), «Сэнди» (Sandy, радиопозывной во время Вьетнамской войны), «Умный пёс» (Able Dog, неофициальная расшифровка аббревиатуры AD), «Бешеный водяной буйвол» (Crazy Water Buffalo, прозвище в ВВС Южного Вьетнама) и не менее десятка других. Пилотами Королевских ВМС Великобритании была сочинена посвящённая A-1 песня «Скайрейдер — на взлёт!»
  2. +2
    3 мая 2012 10:38
    Цитата: Kibb
    Тайфуны и Темпесты прикрасно работали на европейском ТВД, и никакого кирдыка


    О них речь?

    Цитата: Kibb
    как показала практика никакакое оборонительное вооружение не спасает без истребительного прикрытия -


    Не поспоришь, однако с появлением на фронте двухместных "Илов", истребители люфтваффе старались производить заходы для атаки на штурмовики снизу в хвост или снизу с боков, если, конечно, позволяла высота,
  3. Kibb
    +1
    3 мая 2012 11:22
    Цитата: Vadivak
    О них речь?

    Речь о том что не бронированны, но выживали, хотя Скай крупнее и менее поворотлив, но всеже...
    Цитата: Vadivak
    производить заходы для атаки на штурмовики снизу в хвост или снизу с боков, если, конечно, позволяла высота,

    Так- же не поспориш, тем болле что высота обычно не позволяла, но тем не мение обычно летчик переживал своего стрелка , и не одного.
    Одноместнный Ил имел бы очевидные приемущества перед двухместным, а прикрывали ударные машины у нас хорошо и истребителей было достаточно в 44-45гг
    1. +1
      3 мая 2012 11:47
      Цитата: Kibb
      Речь о том что не бронированны, но выживали,


      Игорь, с Вами приятно дискутировать, , но согласитесь, кто приоритетней при штурмовке колонн - бронированный штурмовик или истребитель-бомбардировщик коим и является "Тайфун"?
      1. Kibb
        0
        3 мая 2012 12:44
        Не знаю, признаюсь у меня двоякое отношение к ИЛам, с одной стороны "Черная смерть" и "Горбатый" войну на себе вытянул, потому и "Горбатый", с другой большие потери на количество вылетов не смотря на броню(больше только у торпедоносцев), слабые летные данные(ИЛ2),маленькая боевая нагрузка(хотя для его задач вроде как и достаточно, но сужает их круг(задач), другой вопрос что без брони было бы совсем тяжко, да и на ИЛе свет клином не сошелся, возможно что Су6, был бы эфективнее
        Что, косается ИБ то тут тоже все неоднозначно- истребитель не очень и бомбер так себе(их я приводил всеже из-за отсутствия брони, а не в сравнеии с штурмовиками.
        1. Dust
          +2
          3 мая 2012 14:45
          Сомневаюсь, что какой-нибудь другой самолет мог бы дольше прожить в тех условиях, в которых воевали Илы!
        2. +3
          3 мая 2012 16:50
          Цитата: Kibb
          Горбатый" войну на себе вытянул, потому и "Горбатый", с другой большие потери на количество вылетов не смотря на броню(


          О потерях. Игорь ну не могло в нашей штурмовой авиации быть по другому. Даже в конце войны. Если Вам интересно почитайте

          Герой Советского Союза Григорий Максимович Рябушко приводит очень интересный пример, показывающий, что гитлеровцы боялись «илов» как-то по-особому, сильнее других советских самолетов. Оказалось, что в ответ на многочисленные вопросы солдат вермахта на одну и ту же тему - «Что за звери летают у русских на штурмовиках? Спасения от них никакого! По головам ходят!» - немецкие «политруки» разъясняли, что «русские летчики, летающие на штурмовиках, такие свирепые и бесстрашные, потому что они смертники . Терять им нечего, их на штурмовиках летать приговорили. Летают на штурмовиках у русских такие сволочи, такой сброд, который в любой нормальной армии, вроде немецкой, уже давно бы расстреляли, а варвары-русские приговаривают их летать на штурмовиках. И летают на "илах” такие отпетые головорезы, которым и своей жизни не жаль, только была возможность кого-то убить. А в перерывах между полетами, чтоб эти сволочи не разбежались и опять какое-нибудь зверство не учинили, русское командование дает им расстреливать немецких военнопленных. Так сказать, душу отвести и удовольствие получить»

          Самое интересное, что Рябушко это услышал непосредственно от самих пленных немцев, с которыми группа советских летчиков-штурмовиков (и он в том числе) решила просто побеседовать, так как мимо их аэродрома, где не замаскированными стояли Ил - 2 , проводили колонну пленных. И как только наши летчики уговорили конвойных дать им пару минут, чтобы просто побеседовать с пленными, те, увидев, что на аэродроме стоят Ил - 2 , буквально в слезах стали умолять не расстреливать их. Заинтересовавшись таким поведением пленных, летчики через переводчика и выяснили то, о чем уже было сказано выше. А на вопрос «А с чего вы взяли, что мы смертники ?», пленные ответили очень просто - мол, «нормальный человек, который хоть как-то бережет свою жизнь, летать так, как это делают русские штурмовики, не станет. Так атаковать, отчаянно и безжалостно, со сверхмалой высоты и наплевав на зенитный огонь, могут только смертники, которым уже терять нечего. А таких людей нормальному человеку бояться не только не стыдно, а вроде как даже обязательно»

          Немцы как спортсмены завоевывали мир, а наши деды сражались за Родину
          1. Kibb
            +1
            3 мая 2012 17:16
            Цитата: Vadivak
            Немцы как спортсмены завоевывали мир, а наши деды сражались за Родину

            Абсолютно согласен!!!
            Цитата: Vadivak
            Герой Советского Союза Григорий Максимович Рябушко

            Читал, спасибо все равно, но к ТТХ самолета это уже не относится
            1. +1
              3 мая 2012 22:06
              Kibb
              Читал, спасибо все равно, но к ТТХ самолета это уже не относится

              Для Ил-2 ТТХ были приемлемыми. У Ил-10 скорость увеличилась 100 км/час, но лётчики отмечали, что боевая эффективность снизилась.
  4. +1
    3 мая 2012 18:15
    Думаю что это реально антипартизанский самолет. Без брони против зениток особо не повоюешь. Хотя все будет зависеть от тактики применения и конкретных условий. Интересно, какова была его стоимость, так как в конечном итоге ВОВ была войной на истощение, при которой одним из главных аспектов становилась цена
    1. Kibb
      +1
      3 мая 2012 18:32
      Цитата: bazilio
      Думаю что это реально антипартизанский самолет.

      Это палубный штурмовик,и создовался он именно для этого, его антипартизанские свойства выявились впоследствии, в эпоху реактивной авиации
      Цитата: bazilio
      Интересно, какова была его стоимость

      Думаю относительно дорогой для одномоторного поршневого самолета, но американцев это не особо парило - у них другая война была.
      1. 0
        3 мая 2012 22:21
        Уже корейская война показала, что там, где сильная ПВО «Скайрейдеры» несли потери, а поэтому их стали применять ещё в Корее только там, где противодействие им было слабое.
        Во Вьетнаме их использовали, так как потребовался противопартизанский самолёт с небольшой скоростью патрулирования и способный длительное время находится в воздухе. На базах хранения «Скайрейдеры» было предостаточно, вот их и расконсервировали и отправили на войну. Правда, там они не очень то себя проявили, а потому быстро сошли со сцены.
        1. Kibb
          0
          4 мая 2012 10:52
          "За время военных действий, с 25 июня 1951 года по 27 июля 1953 года, зенитно-артиллерийские соединения сбили 153 самолета противника (по некоторым данным, зенитчики сбили 212 самолетов). Это объясняется тем, что многие сбитые самолеты противника упали в Корейский залив и на них пока нет вещественных доказательств, и, ввиду этого, вопрос о зачислении на боевой счет зенитных частей этих самолетов еще окончательно не решен командованием корпуса. За период военных действий получили боевой опыт два зенитно-прожекторных полка и четыре зенитные артиллерийские дивизии (87-я, 92-я, 28-я и 35-я зенад) или десять зенитно-артиллерийских полков. Количество сбитых самолетов по типам:

          • Ф-86-30 — 5 единиц;

          • Ф-86-35 единиц;

          • Ф-84 — 25 единиц;

          • Ф-80 — 47 единиц;

          • Ф-51 — 5 единиц;

          • Б-26 — 17 единиц;

          • Б-29 — 7единиц;

          • прочие — 12 единиц."
          В каком месте здесь Скайрейдеры? Разве, что среди прочих 12?
          По корейским и Китайским ПВО данных нет, но думаю что будет та же картина

          Ил10
          "Один разгромленный южнокорейский аэродром, с 9 (или 7) сожжеными тексанами и одной даккотой (или 2 ДС-3) и практически полная гибель на аэродромах под штурмовыми налетами Р-51 и Р-80 (по американским уточненным данным (ну если и завышенным то не намного) 68 уничтожено на земле и 5-7 в воздухе. Но опыт применения оценивался положительно, имей корейцы нормальную авиацию и ПВО аэродромов на том этапе толку от штурмовиков в условиях маневренной войны было бы больше - именно опыт применения бронированного штурмовика ИЛ -10 и высокие потери Мустангов в операциях по их нейтрализации ОТ ВИНТОВОЧНОГО огня привели к созданию Корсара AU и модернизации Скайрейдера ставших полноценными бронированными ШТУРМОВИКАМИ"
  5. vylvyn
    0
    4 мая 2012 03:35
    Движки у америкосов были хорошие, мощные.