Проект боевой машины пехоты «Объект 1020»

17
В начале шестидесятых годов советская оборонная промышленность работала над новыми проектами боевых машин пехоты того или иного рода. Самой удачной разработкой такого класса был признан «Объект 765», позже поступивший на вооружение под названием БМП-1. Другие образцы бронетехники оказались менее удачливыми. К примеру, сразу несколько проектов с общим обозначением «Объект 1020», разрабатывавшиеся в рамках сотрудничества двух крупных организаций, так и не смогли продвинуться дальше стадии конструкторских работ.

Напомним, в конце пятидесятых годов к программе создания новых защищенных транспортных средств для пехоты присоединились Военная академия бронетанковых войск и Кутаисский автомобильный завод. За несколько лет они разработали два проекта колесных бронетранспортеров – «Объект 1015» и «Объект 1015Б». Эта техника в некотором отношении уступала опытному БТР-60, и потому не попала в серию и не поступила на вооружение. Тем не менее, от наработок по этим проектам не отказались, и развитие некоторых идей продолжилось.




Бронетранспортер "Объект 1015Б" - основной источник наработок для проектов "1020"


В первых месяцах 1963 года командование бронетанковых войск Советской армии выдало промышленности новое задание. В соответствии с ним, Военная академия бронетанковых войск и Специальное конструкторское бюро Кутаисского автомобильного завода должны были создать новый вариант колесной БМП. Для упрощения и ускорения работ предлагалось использовать идеи и решения закрытых проектов линейки «1015».

13 апреля того же кода СКБ КАЗ получило тактико-технические требования, разработанные Центральным автотракторным управлением министерства обороны. Среди прочего, требования предусматривали использование уже готового боевого модуля, разработанного для БМП «Объект 765» (будущий БМП-1). Также имелись некоторые другие особые пожелания.

Получив требования к новому проекту, кутаисские конструкторы приступили к работе. От СКБ КАЗ работами руководил С.М. Батиашвили. Главным представителем Военной академии стал А.И. Мамлеев. Перспективный проект получил рабочее обозначение «Объект 1020». В рамках опытно-конструкторских работ были предложены несколько вариантов такой машины. Отличать их друг от друга предлагалось при помощи дополнительных литер, шедших за цифрами.

В соответствии с требованиями заказчика, две организации совместными усилиями должны были создать перспективную колесную бронемашину с пушечно-пулеметным вооружением и возможностью перевозки нескольких десантников. В проекте следовало использовать некоторые идеи и решения, ранее опробованные при создании колесных бронетранспортеров. При этом предполагалось реализовать и изучить несколько новых конструкторских решений в области силовых установок и т.д.

Основой для колесной БМП стал проект бронетранспортера «Объект 1015Б», однако его планировалось переработать самым серьезным образом. Новая машина должна была сохранить некоторые черты внешнего вида, общую компоновку корпуса и некоторые другие особенности. Одновременно с этим требовалось полностью переделать боевое и десантное отделения, а также использовать новые силовые агрегаты.

«Объект 1020» должен был получить корпус с противопульным бронированием, сваренный из листов толщиной до 8-10 мм. Компоновка корпуса была изменена в соответствии с новой ролью техники: передняя часть внутренних объемов сохраняла функции отделения управления и сразу за ней оставались места десантников. В центре корпуса при этом помещался крупный боевой модуль с подбашенной корзиной, за которым так же имелось место для солдат с оружием. Кормовой отсек корпуса предназначался для двигателя, отдельных агрегатов трансмиссии и пары водометов.


Общая схема боевой машины пехоты "Объект 1020"


Как и в предыдущем проекте, лоб корпуса образовывался несколькими прямыми и изогнутыми листами больших размеров, установленными под углами друг к другу. Наиболее крупным был заваленный вперед нижний лист. Средний располагался почти горизонтально, а верхний, оснащенный смотровым люком, находился под углом к вертикали. Борта корпуса состояли из нескольких деталей. Нижний лист располагался вертикально, а над ним помещался наклонный. В этих листах имелись вырезы под ниши, предназначавшиеся для установки деталей подвески. В связи с использованием двух передних управляемых мостов передняя часть корпуса отличалась уменьшенной шириной. Над нижней частью борта имелась развитая надколесная ниша. Борта ниш предлагалось устанавливать со значительным завалом внутрь. Сверху машина прикрывалась горизонтальной крышей со скошенной задней частью. Корма образовывалась несколькими ровными листами.

Авторы нового проекта рассматривали два варианта силовой установки и трансмиссии. В первом случае боевая машина пехоты должна была комплектоваться бензиновым двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Такой проект обозначили как «Объект 1020А». Второй вариант проекта предусматривал установку двигателя «Урал-376» мощностью 225 л.с. Эту БМП назвали «Объектом 1020В». В двух проектах предусматривалось применение отличающихся трансмиссий, построенных, однако, по одним принципам. В обоих случаях речь шла о H-образной схеме трансмиссии.

В случае с «Объектом 1020А» коробка передач и раздаточная коробка помещались на уровне третьей оси шасси. От блокируемого дифференциала в составе раздаточной коробки отходила пара поперечных карданных валов, соединявшихся с бортовыми редукторами третьей оси. Последние отвечали за выдачу крутящего момента на валы, связанные с тремя остальными осями. Раздаточная коробка также предназначалась для привода лебедки, помещенной под лобовыми листами, и пары кормовых водометов.

В проекте «Объект 1020В», предусматривавшем использование двигателя марки «Урал», реализовали иную компоновку агрегатов трансмиссии. В этом случае раздаточная коробка была вынесена вперед и помещена непосредственно под боевым отделением. Из-за этого валы H-образной раздачи мощности располагались под углом к продольной оси машины. Бортовые редукторы второй и третьей оси получали крутящий момент непосредственно от раздаточной коробки и передавали его двум другим мостам. Так же использовался отдельный привод лебедки и водометных движителей.

Оба проекта предусматривали использование четырехосной колесной ходовой части с подвеской разных типов. В обоих случаях речь шла о применении пружинных, гидропневматических или торсионных амортизаторов в разных комбинациях. При этом подвеска пары передних осей отличалась от устройств задних. Интересным отличием проекта «Объект 1020В» была установка подвески передних управляемых колес в нишах расширенного корпуса. За счет этого удалось получить небольшой прирост внутренних объемов, позволивший изменить эргономику обитаемых отсеков. Боевые машины пехоты двух типов должны были комплектоваться шинами большого диаметра. Все колеса соединялись с общей системой регулировки давления в шинах.

По бокам от двигателя в корме корпуса помещались водометные движители. Забор воды осуществлялся через окна в днище, выброс – через сопла в кормовом листе. Для управления тягой использовались подвижные заслонки. Реверс выполнялся при помощи щелевых косонаправленных сопел в днище. В лобовой части корпуса мог устанавливаться откидной волноотражающий щиток.


Компоновка БМП "Объект 1020А"


В соответствии с требованиями заказчика БМП «Объект 1020» должна была нести боевое отделение, заимствованное из проекта «Объект 765». Это изделие было выполнено в виде башни с подбашенной корзиной. Использовался купол толщиной до 23 мм, в лобовой части которого находилась спаренная установка для вооружения. Основным оружием такой башни была 73-мм гладкоствольная пушка 2А28 «Гром». Вспомогательное – спаренный пулемет ПКТ. Также башня могла оснащаться пусковой направляющей для противотанковых ракет «Малютка». Для управления оружием использовались дневной и ночной прицелы.

Боевое отделение помещались на «Объекте 1020» в центре корпуса. Обеспечивалась возможность круговой наводки по горизонтали. Углы вертикальной наводки, в целом, соответствовали исходной БМП-1: конструкция корпуса колесной машины не мешала снижению стволов.

Проект «1020» предусматривал использование дополнительного пулемета в корпусе. Шаровая установка для него находилась на верхнем лобовом листе справа, где в предыдущих проектах помещался смотровой люк командира. В бортах корпуса, как в броне, так и в крышках люков, можно было разместить до шести амбразур. Они позволяли десанту вести огонь из личного оружия.

Собственный экипаж перспективной БМП состоял из трех человек. В передней части корпуса помещались механик-водитель и командир, также отвечавший за применение пулемета. Третий член экипажа находился в башне и должен был использовать основное вооружение. Все рабочие места экипажа оснащались собственными люками и различными смотровыми приборами.

Оригинальным образом было организовано размещение десанта. По причине наличия крупного боевого отделения бойцы располагались в двух разных объемах, перед башней и позади нее. Непосредственно за водителем и командиром находились два сиденья для десанта. В проекте «1020А» они сидели лицом вперед по ходу движения, в проекте с литерой «В» – лицом к бортам. Доступ к их местам обеспечивался собственными люками в бортах.

Еще четыре места находились между отделением управления и силовым отсеком. В обеих машинах десантники должны были попадать в машину через пару люков в крыше и попарно сидеть лицом к бортам. При этом на «Объекте 1020А» передняя пара их сидений находилась вблизи продольной оси корпуса, тогда как на «Объекте 1020В» их удалось переместить к бортам. Кроме того, во второй версии проекта получилось найти место для еще одного десантника: его поместили у левого борта непосредственно за боевым отделением.


Компоновка "Объекта 1020В"


По требованию военных, «Объект 1020» должен был соответствовать возможностям военно-транспортной авиации своего времени. Длина боевой машины пехоты не превышала 7,3 м при ширине не более 2,9 м и высоте 2,15 м. Боевая масса обоих образцов находилась в пределах 12 т. По расчетам, на шоссе БМП могли бы разгоняться до 85 км/ч. Запас хода – 500 км. На воде максимальная скорость определялась в 9 км/ч.

Насколько известно, опытно-конструкторские работы по теме колесной БМП «1020» продолжались в течение нескольких месяцев 1963 года. Вероятно, уже к концу года разработка двух проектов была остановлена. К этому времени Военная академия бронетанковых войск и СКБ Кутаисского автозавода успели проработать основные моменты перспективных образцов, но полный комплект технической документации, позволявший приступить к строительству опытной техники, так и не появился.

Точные причины закрытия проекта «Объект 1020» неизвестны. Впрочем, некоторые сохранившиеся сведения о проектах СКБ КАЗ и других организаций позволяют предполагать те или иные варианты развития событий. Вероятнее всего, к концу 1963 года заказчик потерял интерес к колесным БМП по типу «1020А» или «1020В». Кроме того, на судьбе двух разработок могли сказаться специфические особенности предыдущих опытных бронетранспортеров линейки «1015». Наконец, уже существовали и более удачные проекты транспортных средств для пехоты.

Прежде всего, необходимо отметить, что к 1963 году, когда началось создание «Объекта 1020», на испытания успели выйти сразу несколько опытных боевых машин пехоты иных типов. На их доработку перед принятием на вооружение требовалось известное время, но и в таком случае они выглядели более удобными, чем кутаисский образец. Даже при отсутствии каких-либо проблем опытные «1020» могли бы выйти на полигон не ранее 1964 года, тогда как при продолжении текущих работ армия к этому времени получала возможность принимать окончательное решение и заказывать новую технику.

Известно, что бронетранспортеры «Объект 1015» и «Объект 1015Б» имели определенные технические проблемы. Часть недостатков удалось ликвидировать в проекте «Б», но и это не позволило ему конкурировать с другими отечественными разработками. Вполне возможно, что сохранение таких проблем могло бы негативно сказаться на сроках доводки и завершения проекта.

Так или иначе, не позднее начала 1964 года работы по теме «Объект 1020» были остановлены. За несколько месяцев проектирования две организации совместными усилиями успели проработать общий облик техники и отдельные его черты, но до стадии строительства опытного образца проекта довести не удалось. За ненадобностью документация отправилась в архив.

Тем не менее, разработка новых колесных боевых машин не прекратилась. Новый заказ от министерства обороны предусматривал создание специального четырехосного колесного шасси. Эту машину, обозначенную как «Объект 1040», предлагалось сделать основой перспективного зенитного ракетного комплекса или иной военной техники. В отличие от двух предыдущих разработок, более новая машина «1040» смогла выйти на полигон и показать свои возможности.

По материалам:
http://russianarms.ru/
http://denisovets.ru/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2010. – Т. 3. 1946–1965
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 апреля 2018 06:26
    Ох уж эта вечная дилемма между колесами и гусеницами! Колесная техника более дешевая, экономичная, простая, менее шумная и имеет большой ресурс, а гусеничная техника проходимее и не боится пуль и осколков.
    1. +11
      28 апреля 2018 07:47
      Ну "непруха" у грузин было технику делать, вино получалось, а танки нет!

      Калхида - гордость Грузии, горе Уральских дорог.
      Как писал ранее Виктор Николаевич, ну в гору никак, только под горку.
      1. +5
        28 апреля 2018 08:38
        Грузины могут только поварами быть, фермерами, ну и танцорами и певцами. Но только не вояками и не конструкторами.
        Лермонтов:
        Недолго продолжался бой:
        Бежали робкие грузины!
        1. +4
          28 апреля 2018 15:00
          Гео́ргий Миха́йлович Бери́ев (Бериашвили) (1903 — 1979) — советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-технической службы (1951). Лауреат Сталинской премии.
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%
          D0%B8%D0%B5%D0%B2,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3
          %D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB
          %D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
          1. +1
            28 апреля 2018 21:58
            Вот он грузин?
        2. +1
          30 апреля 2018 01:29
          молодец кот кузя вот так одним комом всех грузин определил... ну в принципе ты не чем не отличаешся от тех иноземцев которые говорят - все русские алкаши.. так держать!!!!!!!!
      2. +7
        28 апреля 2018 11:06
        Цитата: Котище
        Калхида - гордость Грузии

        Да не эта "Колхида"-гордость Грузии, а вот это "БОЖЬЕ" наказание для шоферов КАЗ-4540.Ни качества, ни запчастей. И все узлы оригинальные. Если на КАЗ-606 или КАЗ-608 многое от ЗиЛов подходило,то здесь всё оригинальное. У нас водители возмущались:" За что это наказание." Так почти новые и уходили в металлолом.
        А в НАМИ, при разработке машины, идея была заложена неплохая. Качество исполнения подкачало.
        1. +1
          28 апреля 2018 11:52
          Уважаемый Николай, я человек от техники далекий, так за что купил (слышал) - за то и продаю!
          hi
          1. +3
            28 апреля 2018 12:38
            Цитата: Котище
            Уважаемый Николай, я человек от техники далекий, так за что купил (слышал) - за то и продаю!

            А вы ничего не неверного не сказали, всё правда. Правда и то что чем больше номер модели, тем страшнее машина и больше мучений водителю.
      3. +5
        28 апреля 2018 12:00
        Цитата: Котище
        Калхида - гордость Грузии, горе Уральских дорог.

        Зато красивая...
      4. +6
        28 апреля 2018 12:39
        Цитата: Котище
        Ну "непруха" у грузин было технику делать, вино получалось, а танки нет!

        Это с какой стороны смотреть...
        Танки,может и не получались,но Су-25 "Грач",они делали добротно. Опять же,в СССР.
    2. +1
      28 апреля 2018 12:51
      В 1964 году на воуружение Польши и Чехословакии были приняты колёсные ОТ-64, которые не боялись пуль и осколков, а о проходимости шасси TATRA и надёжности двигателей Tatra T-928-14
      180 hp можно судить по тому, как чехословацкие татры обустраивали Сибирь.
      1. +3
        28 апреля 2018 17:16
        Татры до сих пор бегают по дорогам! В с 99-го по 2010 на Уралмашевском рынке изредко появлялся грузовичек "Прага". Жалко после того как рынок закрыли и грузовичек пропал.
        Впрочем часто на дорогах вижу Ифы - ГДРовской посторойки! А ведь им всем не менее 3-х десятков лет. Как и наши ЗИЛы. Про 66 просто молчу - в деревне почти в каждом десятом дворе.
  2. +3
    28 апреля 2018 11:49
    «Объект 1020» должен был получить корпус с противопульным бронированием, сваренный из листов толщиной до 8-10 мм

    аналогия как в Афганистане с БМП-2, пришлось дорабатывать до БМП-2Д с дополнительным бронированием, чтобы хотя бы со 100 м. ДШК (12.7 мм) держать.
  3. +1
    28 апреля 2018 12:52
    В 1964 году на воуружение Польши и Чехословакии были приняты колёсные ОТ-64, которые не боялись пуль и осколков, а о проходимости шасси TATRA и надёжности двигателей Tatra T-928-14
    180 hp можно судить по тому, как чехословацкие татры обустраивали Сибирь.
  4. +4
    28 апреля 2018 12:53
    "Тем не менее, разработка новых колесных боевых машин не прекратилась. Новый заказ от министерства обороны предусматривал создание специального четырехосного колесного шасси. Эту машину, обозначенную как «Объект 1040», предлагалось сделать основой перспективного зенитного ракетного комплекса или иной военной техники. В отличие от двух предыдущих разработок, более новая машина «1040» смогла выйти на полигон и показать свои возможности."

    Показать то она их показала, но возможности оказались неважные. Все же автомобилестроение - не сильная сторона гордых грузин. Этот обьект тоже дальше полигона не уехал.
    Процитирую сайт "Автомодельное бюро".
    "Конструирование комплекса «Оса» шло очень тяжело. Начатые во втором полугодии 1967 года на Эмбинском полигоне совместные испытания уже в июле 1968 года были остановлены из-за серьезных недостатков как ракетной части, так и самого шасси. Шасси «объекта 1040» было слишком перегружено, что не обеспечивало выполнения заданных показателей скорости и запаса хода. Кутаисский завод превысил вес шасси на 350 кг по сравнению с представленной в техпроекте величиной (9 тонн), что в сочетании с весом еще и боевой части не позволяло обеспечить транспортабельность комплекса самолетом Ан-12. Кроме того, перетяжеленная боевая машина проявила неудовлетворительную плавучесть. При этом дальнейшие пути снижения веса уже готовой конструкции были исчерпаны – для ее облегчения сняли почти все бронирование, оставив противопульную защиту лишь на рабочих местах операторов.
    Вследствие ряда неудач при испытаниях комплекса, Распоряжением Совета Министров СССР был установлен новый срок предоставления доработанного ЗРК на совместные испытания – II квартал 1970 года. Кроме того, были заменены не только главные конструкторы проектов, но даже организации-разработчики с соответствующими оргвыводами. В части шасси для ЗРК «Оса» решением Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам предусматривалась передача его разработки (с использованием в целях унификации узлов и агрегатов от ЗиЛ-135ЛМ) Брянскому автомобильному заводу Минавтопрома. Шасси получило индекс «937» (в серийном производстве – «5937»)."
  5. +1
    30 апреля 2018 15:50
    Что ж, учитывая несомненные "успехи" грузинских инженеров-конструкторов в сфере гражданского автомобилестроения, следует, наверное, возблагодарить Небо (и все Высшие Силы скопом), что наши Вооруженные Силы в итоге не получили это чудо.
    С ув. hi
    P.S.
    Хотя те же "расчески", при несопоставимом уровне технологий, они (грузины, в смысле) производили вроде бы вполне качественно... request