Возмездие из глубин. Гибель немецкого транспорта «Гойя»

38 794 28
Когда говорят о крупнейших морских катастрофах, все сразу же вспоминают знаменитый «Титаник». Катастрофа этого пассажирского лайнера открыла XX век, унеся жизни 1496 пассажиров и членов экипажа. Однако самые крупные морские катастрофы произошли в годы Второй мировой войны и были связаны с боевыми действиями на море.

Так 7 ноября 1941 года немецкой авиацией недалеко от побережья Крыма был потоплен советский теплоход «Армения». В результате данной катастрофы погибло, по разным оценкам, от 5 до 10 тысяч человек (по современным данным). Спастись удалось лишь 8, теплоход затонул практически моментально всего за четыре минуты. Спустя практически четыре года, бумеранг возмездия вернулся назад в Германию. Война, которая была развязана нацистской Германией, теперь собирала свой кровавый урожай у немецких портов в Балтийском море.



Советские подводники потопили целый ряд немецких транспортов, количество жертв при этом, как и в случае с «Арменией», было огромным. Наиболее известна атака Александра Маринеско командира подводной лодки С-13, который 30 января 1945 года потопил нацистский 10-палубный пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», в годы войны четыре года служивший плавучей казармой для школы подводников кригсмарине. Вместе с транспортом погибло от 5 до 9 тысяч человек. 9 февраля Маринеско потопил еще один крупный лайнер «Генерал Штойбен», переоборудованный в годы войны в госпитальное судно. Вместе с кораблем погибло около 3600 человек, при этом сам Маринеско во время атаки считал, что торпедирует немецкий легкий крейсер «Эмден», о том, что это не так, он узнал лишь вернувшись из похода.

Возмездие из глубин. Гибель немецкого транспорта «Гойя»
Сухогруз «Гойя» на верфи в Осло

Именно атака Маринеско на «Вильгельм Густлофф» считается самой известной, однако по количеству жертв с ней могла бы поспорить другая атака советских подводников. Так в ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 потопила в Балтийском море немецкий транспортный корабль «Гойя». На борту данного судна погибло около 7 тысяч человек, что также выводит эту катастрофу в число самых крупных морских катастроф в мировой истории. В связи с царившим в Германии хаосом и начавшимся наступлением советских войск на Берлин, данная катастрофа прошла практически незамеченной, не вызвав никакого резонанса. При этом, как и в случае с советским теплоходом «Армения» и немецким лайнером «Вильгельм Густлофф», потопленным в январе 1945 года, точное количество жертв этих катастроф установить не представляется возможным.

«Гойя» представляла собой достаточно крупный сухогруз, длина – 146 метров, ширина – 17,4 метра, водоизмещение – 7200 тонн, он мог развивать максимальную скорость в 18 узлов (до 33 км/ч). Корабль был построен в Норвегии в Осло на верфи Akers буквально за несколько дней до вторжения. Спуск судна на воду состоялся 4 апреля 1940 года, а уже 9 апреля на территорию Норвегии вторглись германские войска. После оккупации страны немцы реквизировали новый сухогруз. В годы войны он достаточно долгое время использовался ими в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок, пока в 1944 году не был переоборудован в военный транспорт, корабль был вооружен несколькими зенитными орудиями.

В 1945 году корабль принял участие в крупной морской операции «Ганнибал», которая была организована нацистским командованием. Это была операция по эвакуации с территории Восточной Пруссии немецкого населения и войск, ввиду наступления Красной Армии, которое продолжалось с 13 января по 25 апреля 1945 года. Операция была разработана по инициативе командующего ВМС нацистской Германии гросс-адмирала Карла Дёница и началась 21 января 1945 года. Считается, что в рамках данной операции в течение четырех месяцев в западные районы Германии были эвакуированы Балтийским морем более двух миллионов человек. По количеству перевезенного населения и войск операция «Ганнибал» считается крупнейшей в мире эвакуацией морем.

К середине апреля 1945 года транспорт «Гойя» успел принять участие уже в четырех походах, эвакуировав из Восточной Пруссии 19 785 человек. В среднем корабль перевозил по 5 тысяч человек, однако в свой пятых поход он взял на борт гораздо больше людей. Корабль встал на якорь в Данцигской бухте у Готенхафена (сегодня Гдыня) в апреле 1945 года, считается, что на борт бывшего сухогруза могло погрузиться более 7 тысяч человек, которые бежали из Восточной Пруссии. В сложившейся обстановке никто не вел точный подсчет принятых на борт людей. Немецкие части еле удерживали свои позиции, всю территорию Восточной Пруссии вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи о том, что «Гойя» будет последним крупным кораблем, участвующим в эвакуации, поэтому на его борт хотело попасть как можно больше людей, что только усиливало эффект паники при погрузке.

Транспорт «Гойя» в камуфляжной раскраске

Кроме гражданского населения и раненых военнослужащих на борту корабля находилось 200 солдат из состава 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии вермахта, всего более 7 тысяч человек. При этом военный транспорт «Гойя» был одним из самых неприспособленных для эвакуации людей судов, сказывалось его прошлое, корабль был построен как сухогруз и предназначался исключительно для перевозки морем различных грузов. Требования к безопасности и непотопляемости у него были гораздо ниже, чем у пассажирских судов, которые также массово применялись для эвакуации, всего в операции «Ганнибал» принимало участие около 1000 различных кораблей.

Людей на борту было так много, что они занимали буквальной каждый метр свободной площади, они сидели в коридорах и на лестницах. Более тысячи человек, которым не нашлось места во внутренних помещениях транспорта, толпились на его верхней палубе под холодным дождем. На каждой свободной койке размещалось по 2-3 человека. Даже капитан корабля вынужден был уступить свою каюту беженцам. Раненые помещались в основном в трюмах, которые никак не были приспособлены для экстренной эвакуации. При этом на борту не хватало лекарств, питья, еды и перевязочных материалов. Спасательного снаряжения также хватало далеко не для всех.

Через четыре часа после выхода из порта у южной оконечности полуострова Хель «Гойя» была атакована советской авиацией. Во время бомбардировки в корабль попала как минимум одна бомба, она пробила палубу и разорвалась в носовой части, ранив несколько матросов из расчета зенитного орудия. Разрушения при этом были минимальными и серьезных повреждений корабль не получил. При этом транспорт «Гойя» шел в составе конвоя, в который входили также два небольших теплохода «Кроненфельс» и «Эгир», а также два минных тральщика «M-256» и «M-328».

Уже в сумерках 16 апреля 1945 года данный конвой обнаружил капитан советской подводной лодки Л-3 «Фрунзовец» Владимир Коновалов. Лодка вошла в состав Балтийского флота еще до войны – 5 ноября 1933 года. Это была советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка, третий корабль серии II типа «Ленинец». В годы Великой Отечественной войны лодка совершила 8 походов (7 боевых), произвела 16 торпедных атак и сделала до 12 минных постановок. В результате торпедных атак было достоверно уничтожено два корабля, результаты еще двух атак нуждаются в уточнении. В то же время на выставленных лодкой минных заграждениях было потоплено 9 кораблей и повреждено как минимум еще одно судно.


К 16 апреля Л-3 уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая встретить здесь немецкие транспорты. Лодка обнаружила конвой противника в составе трех транспортов и двух кораблей охранения севернее маяка Риксгафт. Целью атаки Владимир Коновалов выбрал самый крупный корабль противника. Для атаки корабля подводной лодке пришлось всплыть на поверхность, так как преследовать конвой в подводном положении лодка не могла, скорость хода тогда была бы недостаточной. Хотя конвой также двигался достаточно медленно, выдерживая скорость около 9 узлов, что соответствовало скорости самого тихоходного судна – теплохода «Кроненфельс». При этом конвой соблюдал светомаскировку и был затемнен.

Атаку упростил тот факт, что в 22:30 теплоход «Кроненфельс» встал в дрейф из-за поломки в машинном отделении, все корабли конвоя вынуждены были остановиться. Команда теплохода лихорадочно работала над исправлением поломки, в это время два тральщика кружили рядом с неисправным судном. Конвой двинулся дальше только через час, он начал движение в 23:30. За это время Владимир Коновалов совершил все необходимые маневры и вывел свою лодку Л-3 на атаку самой главной цели в составе обнаруженного им конвоя.

Он выпустил по кораблю две или четыре торпеды (информация на этот счет разнится). Достоверно известно, что в транспорт попало две торпеды. Немцы зафиксировали взрывы в 23:52. Одна торпеда попала в машинное отделение «Гойи», вторая взорвалась в носовой части. Взрывы были такой силы, что мачты корабля обрушились на палубу, в небо поднялись столбы огня и дыма. Через несколько минут – уже к полуночи – корабль полностью затонул, разломившись до этого на две части. После атаки корабли охранения некоторое время преследовали советскую подлодку, но Владимиру Коновалову удалось уйти от погони.

Корабли конвоя смогли спасти живыми только 185 человек, из них 9 погибли после спасения от полученных травм и переохлаждения. Остальным спастись не удалось, судно затонуло слишком быстро, так как изначально не могло обеспечить того уровня безопасности и плавучести, который был характерен для пассажирских и военных кораблей, да и полученные повреждения оказались слишком серьезными. При этом вода в это время года была еще очень холодной, особенно ночью. Оставшиеся на воде люди достаточно быстро замерзали и лишались сил. Большинство из них было одето достаточно легко, так как на судне, особенно во внутренних помещениях стояла страшная духота, корабль был переполнен людьми. Около 7 тысяч человек ушли на дно вместе с судном. До конца войны оставались считанные недели.

Капитан 3-го ранга Коновалов возле своей лодки. Снимок лета 1945 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Во многом это награждение было связано и с успешной атакой на транспорт «Гойя» в самом конце войны.

Подводная лодка Л-3 «Фрунзенец» оставалась на службе вплоть до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. При этом рубка лодки Л-3 вместе с 45-мм орудием с нее в настоящее время находится в Москве, она установлена в парке Победы на Поклонной горе и входит в экспозицию Центрального музея Великой Отечественной войны.

Источники информации:
http://maxpark.com/community/14/content/2674423
https://vladimir-shak.livejournal.com/4487.html
https://vikond65.livejournal.com/743491.html
Материалы из открытых источников
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    26 апреля 2018 05:15
    История которую необходимо знать!
    Прочитав статью долго думал, что написать в комментарии прекрасно понимая, что на Автора набросятся все начиная от лебералов до гуманистов. Но это наша с Вами история которая не имеет слогательного склонения и ее минимум надо знать, уважать и гордится.
    1. +11
      26 апреля 2018 06:45
      Цитата: Котище
      , что на Автора набросятся все начиная от лебералов до гуманистов.

      За что набрасываться-то? За описание подвига?
      А это был, несомненно, подвиг по уничтожению вражеского флота. А то, что при этом погибли гражданские-то на войне , как на войне. Что немцы начали, то и ( в недостаточной степени) и получили.
      1. +13
        26 апреля 2018 08:07
        А давайте посчитаем... 200 солдат из состава 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии вермахта, это экипажи 50 танков... это танковый батальон... Сколько наших солдат это спасло...
        1. +2
          26 апреля 2018 08:25
          Цитата: Vard
          А давайте посчитаем... 200 солдат из состава 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии вермахта, это экипажи 50 танков... это танковый батальон... Сколько наших солдат это спасло...

          Это само собой-огромный плюс!
        2. +2
          26 апреля 2018 19:27
          Скорее 40 танковых экипажей 5 человек экипаж у немцев в танке .
    2. +3
      26 апреля 2018 22:04
      Во всём с Вами согласен, кроме двух вещей - слово "либерал" пишется через "и", а история не имеет не "слогательного склонения" а сослагательного наклонения
  2. +17
    26 апреля 2018 08:15
    на западе. память о потоплении Густлоффа ,Штойбена,Гойя,Кап-Арконы сопровождается сопливым и жалобным воем.Потопление же Армении,Лаконии,Фукурю -Мару считается военной необходимостью--ось так -то
    1. +2
      26 апреля 2018 08:38
      Цитата: нивасандер
      на западе. память о потоплении Густлоффа ,Штойбена,Гойя,Кап-Арконы сопровождается сопливым и жалобным воем.Потопление же Армении,Лаконии,Фукурю -Мару считается военной необходимостью--ось так -то

      А потопление лайнера "Атения" как считать? Попыткой Черчиля втянуть США в ВМВ?
      "Пассажирский лайнер «SS Athenia» стал первой жертвой одной из сотни немецких субмарин во Второй мировой войне. Гибель парохода унесла жизни 118 пассажиров, и стала демонстрацией смертоносного оружия. Однако настоящие последствия пропаганды для U-30 обратились позором. Дабы свести возможность разглашения информации к нулю подводникам приказали хранить сведения в тайне, а все записи, касающиеся пассажирского судна, были стерты из судового журнала. Немцы желали, чтобы не сохранилось ни одной записи причастности к этой трагедии, особенно, когда стало известно о гибели 28 американцев. К тому же министр пропаганды Йозеф Геббельс заявил, что Черчилль намеренно затопил пассажирское судно, чтобы Америка стала на сторону союзников. Однако в США газетчики гибель парохода «SS Athenia» назвали преступлением." Это ещё одно и преступлений фашима.
      http://korabley.net/news/strannaja_gibel_parokhod
      a_ss_athenia/2013-01-23-1361
      1. +6
        26 апреля 2018 10:15
        Тут есть интересный аспект по отношению к гражданским. Детей, стариков и женщин жалко, возможно если был бы шанс, то ..........). Точку в этом вопросе ставит один момент, кто выступал в роли государства агрессора. Кто пришел на нашу землю воеыать, убиыать и грабить.
        Так что гражданские на Аремении - это невинные жертвы войны, а на Гойя - просто жертвы. Германская верхушка развязывая войну против СССР могли и подумать, что дубинка если ее кидаешь в верх всегда падает в низ!
        Возможно и весь сегодняшний скулеж связан с простыми как гвозди хотелками разделить свой позор и ответственность с нами.
        1. +4
          26 апреля 2018 12:35
          Тут я Вам советую разобраться в том что называется "гражданское судно", а что "военный транспорт", не буду углубляться в подробности, скажу лишь что и "Вильгельм Гуслов" и "Гойя" и "Армения" и много других судов на момент уничтожения являлись именно военными транспортами. И соответственно законными целями для действий авиации и кораблей противника. Что касается гибели "детей и женщин" на борту этих судов то ответственность за жизни гражданских оказавшихся на борту военного корабля полностью несет военное ведомство к которому относиться данный корабль. Так что ни немецкие летчики в 41 ни тем более наши подводники в 44-45 не являются "кровавыми палачами". Они просто выполняли поставленную боевую задачу.
          1. +4
            26 апреля 2018 12:57
            Цитата: Forcecom
            "Армения" и много других судов на момент уничтожения являлись именно военными транспортами.

            А разве "Армения"- не госпитальное судно?
            1. +2
              26 апреля 2018 13:31
              Оно шло в охранении боевых катеров (в конвое), что позволяет ее расценивать как военный транспорт.
              1. +8
                26 апреля 2018 16:16
                Динис Вы думаете, что если Армения шла в гордом одиночестве, это что-то изменило?
                Как-то фашисткие летчики, подводники и моряки этим особо не заморачивались! К слову если в 39-м немецкие моряки и были замечены в паре-тройке случаев человечности, то позже вплоть до 45-го я такого не припомню.
                Об ответственности, если в нашем случае можно вину возложить на руководство Черноморского флота, то все германские катострофы на море с гражданскими лицами напрямую связаны с германским высшим руководством.
                Так что надо брать пример с Израиля, на любой вой общественности просто предлагать поглядеть в зеркало!
                1. +1
                  26 апреля 2018 16:39
                  Полностью с Вами согласен что судьба "Армении" врятли бы была другой, и скорее всего даже выживших не было бы. Но в этом случае, с точки зрения закона, это было военное преступление. А так ответственность за гибель нескольких тысяч гражданских ложиться на должностных лиц ЧФ которые позволив им разместиться на военном транспорте не обеспечили его необходимым прикрытием или по крайней мере не изменили план перехода, что бы снизить возможность атак люфтваффе.
                  Так же и гибель гражданских лиц на борту военных траспортов в 45 году лежит в первую очередь на должностных лицах кригсмарине, а прицеплять сюда верхушку Третьего Рейха бессмысленно, там уже "на местах" с уничтожением собственного населения неплохо сами справлялись.
                2. +4
                  26 апреля 2018 19:37
                  немецкие подводники в ПМВ топили госпитальные суда не однократно ,а вот гитлеровские подводники притопив Лаконию занялись спасением на водах и славные мериканские летуны атаковали лодки причем попав в шлюпку с гражданскими .
                  К стати наивные немцы во время битвы за Британию спасали сбитых летчиков на гидропланах и англичанцы (носители демократических ценностей ) с превеликим удовольствием сбивали эти тихоходные самолеты
                3. +2
                  26 апреля 2018 20:17
                  БЕЗ КОНВОЯ ШЛИ-
                  28.3.17.
                  антивирус 2 Сегодня, 19:36 ↑
                  К вопросу о накрахмаленных манишках и чести .
                  Яков Михайлович Глазунов, капитан Волжского пароходства, зять моего знакомого, 1928 г р.
                  "Вызывают его, летом, в управление пароходства, в Горький( возможно Куйбышев?), говорят:
                  - "иди в Сталинград, там эвакуируют всех кого можно"
                  Грузится у пристани. Начался налет, быстро их выгнали от пристани.
                  Он пошел вдоль берега.
                  -"если попадет , то доплыву до берега и др кто выживет"
                  А второй пароход пошел по середине и его потопили,
                  детей, раненых.
                  Раскладывали белые простыни с красными крестами на палубе.
                  "Фашист кидал, кидал, но промахнулся. Я все уворачивался, так и ушел."
                  "Каждый раз рассказывал с плачем"
              2. +5
                26 апреля 2018 16:44
                Оно было заявлено,как ГОСПИТАЛЬНОЕ судно,не несло вооружения,на палубе был разложен опознавательный знак Красного Креста для опознания,согласно международных договорённостей.И лётчики Люфваффе прекрасно видели,кого убивают.Н..."с коммунистами рыцарской войны не ведём!" - так заявил один из руководителей Рейха.
                1. +2
                  26 апреля 2018 16:55
                  Любое судно идущее в составе военного конвоя независимо от его предназначения является военным транспортом, любое судно перевозящее военное подразделение (охранная команда НКВД на "Армении" была) так же является военным транспортом, тем более имеются разночтения насчет наличия камуфляжной окраски и средств ПВО на борту.
                2. +2
                  26 апреля 2018 20:18
                  28.3.17.
                  антивирус 2 Сегодня, 19:36 ↑
                  К вопросу о накрахмаленных манишках и чести .
                  Яков Михайлович Глазунов, капитан Волжского пароходства, зять моего знакомого, 1928 г р.
                  "Вызывают его, летом, в управление пароходства, в Горький( возможно Куйбышев?), говорят:
                  - "иди в Сталинград, там эвакуируют всех кого можно"
                  Грузится у пристани. Начался налет, быстро их выгнали от пристани.
                  Он пошел вдоль берега.
                  -"если попадет , то доплыву до берега и др кто выживет"
                  А второй пароход пошел по середине и его потопили,
                  детей, раненых.
                  Раскладывали белые простыни с красными крестами на палубе.
                  "Фашист кидал, кидал, но промахнулся. Я все уворачивался, так и ушел."
                  "Каждый раз рассказывал с плачем"
              3. 0
                27 апреля 2018 15:24
                В охранении или без оного -
                В то время в учреждениях Российского общества Красного Креста (РОКК) состояли многие госпитальные суда, а также приспособленные к санитарным нуждам самоходные баржи и катера. Например, на Чёрном море к 1915 году была создана флотилия из 100 транспортов. В её состав входили 4 госпитальных судна. Кроме того, для эвакуации было приспособлено ещё 10 транспортов. Значительная часть раненых эвакуировалась также на боевых кораблях. Все госпитальные суда были зарегистрированы и признаны иностранными государствами, но это не спасло многие из них от уничтожения противником.
                Например, госпитальное судно «Португалия» 17 (30) марта 1916 года стояло на якоре в Чёрном море близ турецкого города Офа. Её госпитальные опознавательные знаки были отчётливо видны. Но командир германской подводной лодки U-33 капитан-лейтенант Гансер вышел в атаку. Выпущенная им торпеда попала в середину парохода. «Португалия» разломилась пополам и начала тонуть. Из 273 человек, находившихся на борту, спасли 168. После окончания войны за потопление «Португалии» Гансер был объявлен военным преступником.

                Деятельность госпитальных судов определяется Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 годов. Они содержат несколько обязательных требований. В частности, судно должно быть ясно обозначено как госпитальное. Оно обязано предоставлять медпомощь представителям любой нации, не использоваться в военных целях и не вмешиваться в боевые действия. В случае нарушения хотя бы одного из этих требований госпитальное судно может быть уничтожено. Однако, уничтожение госпитального судна без веских причин считается военным преступлением.

                Экипаж "АРМЕНИИ" нарушил, какой нибудь из этих пунктов?
                Использовался в военных целях? Не предоставил медпомощь немецкой стороне или вмешался в ход боевых действий?
                Укажите пункт нарушения за который его можно считать законным военным трофеем!
  3. +12
    26 апреля 2018 12:16
    Смотрел несколько лет назад по каналу Дискавери фильм про гибель "Вильгельма Густлова". Умеют же они подать материал! И бедная девочка и раненные... Вобщем слезу прошибает. Неужели нельзя сделать подобный фильм про гибель "Армении"? Всё "изнасилованных" немок считаем.
    1. +6
      26 апреля 2018 16:23
      Уважаемый Козьма! А Вы ведь абсолютно правы...
      Два дня назад случайно наткнулся на фильм "28 панфиловцев" - посмотрел с восхищением. Особенно с уважением посмотрел конечные титры людей кто приложил руку и сердце для того чтоб фильм нашел свое место...
      Может быть скажу пафосно, но пример достоин подражания!
      1. +1
        26 апреля 2018 21:16
        Два дня назад случайно наткнулся на фильм "28 панфиловцев" - посмотрел с восхищением. Особенно с уважением посмотрел конечные титры людей кто приложил руку и сердце для того чтоб фильм нашел свое место.

        ну тогда смотрите еще и "Танки". Снимал тот же режиссер и команда. Говорят неплохой фильм.
        1. +4
          26 апреля 2018 21:35
          Цитата: слава1974
          Говорят неплохой фильм.

          Только правды ни слова.
          1. 0
            27 апреля 2018 15:28
            Тогда посмотрите -
            «Гла́вный констру́ктор» (1980) — советский художественный двухсерийный телефильм Владимира Семакова. Создан по мотивам книги Якова Резника «Сотворение брони» и реальных событий, связанных с созданием танка Т-34 на Харьковском паровозостроительном заводе. Премьера телефильма состоялась 5 октября 1980 года по первой программе ЦТ.
            1. 0
              27 апреля 2018 18:57
              Цитата: hohol95
              Тогда посмотрите -
              «Гла́вный констру́ктор» (1980) — советский художественный двухсерийный телефильм Владимира Семакова. Создан по мотивам книги Якова Резника «Сотворение брони» и реальных событий, связанных с созданием танка Т-34 на Харьковском паровозостроительном заводе. Премьера телефильма состоялась 5 октября 1980 года по первой программе ЦТ.

              А чего его смотреть, в свое время в кинотеатре видел, да и историю Т-34 знаю неплохо.
              А фильм рассчитан на современных жертв ЕГЭ.
  4. +2
    26 апреля 2018 20:09
    выполнил работу на отлично, это им за все.
  5. +2
    27 апреля 2018 01:10
    Цитата: Прутков
    Смотрел несколько лет назад по каналу Дискавери фильм про гибель "Вильгельма Густлова". Умеют же они подать материал! И бедная девочка и раненные... Вобщем слезу прошибает. Неужели нельзя сделать подобный фильм про гибель "Армении"? Всё "изнасилованных" немок считаем.


    Посмотрите фильм "Торпедоносцы", постановка, по-моему, Родиона Нахапетова, во всяком случае он там играет главную роль. hi
  6. 0
    28 апреля 2018 14:03
    Во время Второй мировой утопление гражданских лайнеров не считалось военным преступлением.
    Как и бомбежки городов. В самом начале войны нацисты начали топить гражданские суда. Первый же налет авиации нацистов был на центр Варшавы. Началась " тотальная " война. Поэтому решено было отвечать нацистам симметрично. Поэтому случаи утопления гражданских кораблей не рассматривались судами после войны как военные преступления