Аэробаллистическая противоспутниковая ракета Martin WS-199B Bold Orion (США)

3
Пятидесятые годы прошлого века были периодом бурного развития стратегических вооружений. Так, в США прорабатывались совершенно новые варианты ракет с ядерными боезарядами для сухопутных подразделений, флота и военно-воздушных сил. Последние инициировали работы по программе WS-199, результатом которой должно было стать появление нескольких ракет. Одним из итогов этих работ стало изделие Martin WS-199B Bold Orion – аэробаллистическая ракета, способная атаковать наземные цели и бороться со спутниками на низкой околоземной орбите.

К середине пятидесятых годов стало ясно, что бомбардировщики со свободнопадающими ядерными бомбами не смогут прорваться через современную или перспективную противовоздушную оборону, и потому стратегической авиации требуется новое вооружение. Боевые блоки следовало размещать на ракетах с достаточной дальностью полета. Вскоре ВВС США запустили несколько подобных проектов, которые, как ожидалось, позволили бы усилить ядерную триаду.



Аэробаллистическая противоспутниковая ракета Martin WS-199B Bold Orion (США)
Изделие WS-199B на испытаниях


В 1957 году военно-воздушные силы инициировали старт программы WS-199 (Weapon System 199 – «Система вооружения «199»). В рамках этой программы несколько подрядчиков должны были разработать свои версии перспективной ракеты, соответствующей требованиям. Военные желали получить баллистическую ракету воздушного базирования с дальностью полета не менее 1000 миль и с возможностью несения специального боезаряда. Такое оружие предназначалось для поражения наземных целей, расположенных за эшелонами ПВО противника. Для ускорения программы предлагалось широко использовать доступные компоненты и изделия.

Всего через несколько месяцев после старта программы WS-199 требования были скорректированы. В начале октября Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли. Понимая военный потенциал космических аппаратов, американские военные с определенного времени стали рассматривать изделия семейства WS-199 в качестве средства для уничтожения орбитальных целей с заранее известной траекторией. Таким образом, теперь новые аэробаллистические ракеты должны были одновременно относиться к классам «воздух-земля» и «воздух-космос».

К работам по теме WS-199 привлекли несколько ведущих компаний оборонной промышленности. Так, один из проектов должен был создаваться фирмами Martin и Boeing при содействии других организаций. Проект компании «Мартин» получил рабочее обозначение WS-199B и имя Bold Orion (астрономический термин «Орион отчетливый»). Разработки иных компаний получили схожие обозначения и «звездные» названия.

Достаточно быстро был сформирован облик комплекса WS-199B. Предлагалось использовать твердотопливную ракету средних размеров с ядерной боевой частью и высокими летно-техническими характеристиками. Ее носителем должен был стать дальний бомбардировщик Boeing B-47 Stratojet. Такие самолеты изначально могли нести только бомбы, и потому нуждались в перевооружении. Появление ракеты, в свою очередь, могло вернуть им требуемый потенциал.

Изначально ракета Bold Orion строилась по одноступенчатой схеме. Она имела удлиненный корпус переменного сечения, большая часть которого состояла из цилиндрических поверхностей. Применялся конический обтекатель со скругленной головной частью. Рядом с головной частью ракеты располагались Х-образные стреловидные рули. В хвосте имелись более крупные стабилизаторы трапециевидной формы. Головной отсек ракеты вмещал аппаратуру управления и боевую часть с ядерным зарядом. Все прочие объемы отдавались под установку твердотопливного ракетного двигателя.


Ракета под крылом самолета-носителя B-47


Проект предусматривал использование автопилота и системы самонаведения, построенной на основе инерциальной навигации. Собственные средства обнаружения целей и наведения на них не предусматривались. Координаты цели предлагалось вводить через бортовую аппаратуру самолета-носителя. При необходимости можно было использовать готовую полетную программу.

Большую часть корпуса занимал твердотопливный двигатель Thiokol TX-20, заимствованный у оперативно-тактической ракеты MGM-29 Sergeant. Этот двигатель длиной 5,9 м и диаметром чуть менее 800 мм создавал тягу 21,7 тс. Заряд твердого смесевого топлива выгорал за 29-30 с. За это время ракета могла выйти на расчетную траекторию, позволяющую поразить наземную или орбитальную цель.

Параллельно с проектированием ракеты WS-199B осуществлялась требуемая модернизация ее будущего носителя. Бомбардировщик B-47 предлагалось оснастить дополнительным пилоном на правом борту, а также набором электроники для управления ракетой до сброса. Изделие Bold Orion предлагалось перевозить на внешней подвеске, выводить на заданный курс и затем сбрасывать. После этого должны были начинать работу бортовая автоматика и двигатель.

Широкое использование готовых комплектующих позволило разработать весь ракетный комплекс всего за несколько месяцев. Уже в мае 1958 года на авиабазу на мысе Канаверал (шт. Флорида) доставили партию опытных ракет WS-199B. Вместе с ними прибыл переоборудованный бомбардировщик-носитель. После недолгих наземных проверок специалисты ВВС и компаний-разработчиков приступили к летным испытаниям.

Первый запуск ракеты нового типа состоялся 26 мая 1958 года. Его целью была проверка работы агрегатов, и потому в нем не достигались рекордные характеристики. Сброшенная с самолета ракета поднялась на высоту всего 8 км и пролетела несколько десятков километров. Запуск посчитали успешным. Второй пуск состоялся 27 июня, но завершился аварией. В обоих случаях WS-199B проверялась в качестве баллистической ракеты воздушного базирования, предназначенной для атаки наземных целей.


Вид с другого ракурса


Далее испытания продолжились. Теперь опытные ракеты должны были использовать все свои возможности и лететь на максимально возможную дальность. При этом имел место рост высоты траектории. Поднимаясь на высоту около 100 км, ракета WS-199B могла поразить цель на дальностях до 800-1000 км. Первый запуск с получением таких параметров состоялся 18 июля 1958 года. В сентябре, октябре и ноябре провели еще три испытания с аналогичными результатами.

Из шести первых запусков пять были успешными, но результаты испытаний не устроили заказчика. Полученные дальность стрельбы по наземным целям и высотность полета ограничивали реальный потенциал комплекса. По этой причине еще до завершения первого этапа испытаний стартовала разработка улучшенной версии ракеты WS-199B. Для повышения основных характеристик предлагалось переработать ее конструкцию и перестроить по двухступенчатой схеме.

Имеющаяся ракета фактически была разделена на две ступени. В первой остался твердотопливный двигатель TX-20. Он показывал достаточные характеристики, но в одиночку не мог разогнать ракету до желаемых скоростей и отправить на требуемую высоту. В составе второй ступени предлагалось использовать твердотопливный двигатель X-248 Altair, разработанный для третьей ступени ракеты-носителя Vanguard. Изделие с тягой 1270 кгс позволяло продлить активный участок полета и обеспечить дополнительный разгон с соответствующим увеличением дальности или высоты.

Такая доработка привела к некоторому изменению внешнего вида ракеты, а также увеличила ее габариты. Длина изделия была доведена до 11 м, а максимальный диаметр без учета плоскостей теперь составлял 790 мм. Это было приемлемой платой за значительный рост боевых характеристик.

В начале декабря 1958 года стартовала подготовка к испытаниям двухступенчатой ракеты Bold Orion. 8 декабря самолет-носитель впервые сбросил такое изделие. Еще два запуска провели 16 декабря и 4 апреля. В трех случаях ракета поднималась на высоту около 200 км и доставляла учебную боевую часть на дальность порядка 1800 км. 8 и 19 июня 1959 года выполнили ее два пуска, но на этот раз использовались ракеты одноступенчатой конструкции. Новое оружие показало свои характеристики, и теперь вполне могло найти применение в составе стратегических ядерных сил.


Взлет бомбардировщика с опытной ракетой


Девять испытательных пусков 1958-59 годов показали потенциал изделия WS-199B в качестве аэробаллистической ракеты. Новое оружие действительно могло решать поставленные боевые задачи, а кроме того, благодаря ему к полноценной службе могли бы вернуться устаревающие бомбардировщики B-47. Однако к этому времени заказчик потерял интерес к проекту. Главными предпосылками к этому стали успехи в других программах, в том числе и в иных областях.

В первую очередь, на перспективах проекта WS-199B Bold Orion негативно сказалась конкуренция военно-воздушных и военно-морских сил. Пока ВМС не могли получить работоспособные баллистические ракеты для подводных лодок, отличающиеся высокими характеристиками, аэробаллистическое оружие для самолетов могло представлять интерес для Пентагона. Прогресс и успехи в этой области, соответственно, ударили по программе разработки авиационных вооружений. Кроме того, «Орион отчетливый» оказался достаточно дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. Возникали претензии и к носителю такого оружия, уже не в полной мере соответствовавшему актуальным требованиям.

В середине 1959 года ВВС решило отказаться от изделия WS-199B как средства поражения наземных целей. Однако проект не закрыли, поскольку для ракеты нашлась новая роль. Не так давно СССР и США начали запускать на орбиту искусственные спутники Земли, и в ближайшем будущем могли появиться космические аппараты военного назначения. В связи с этим было высказано предложение о создании противоспутникового оружия на основе ракет программы WS-199.

Проработка актуального вопроса показала, что ракета WS-199B Bold Orion не нуждается в каких-либо доработках технического характера для обеспечения ее применения против космических аппаратов. В то же время, требовалось обновление алгоритмов работы бортовой электроники и составление особых полетных программ. Следует отметить, что предсказуемость траектории спутников в некоторой мере облегчала подготовку к старту ракеты-перехватчика.

13 октября 1959 года самолет-носитель B-47 в очередной раз поднялся в воздух с ракетой WS-199B на внешней подвеске. Ракета была сброшена на высоте 11 км, после чего включила двигатель первой ступени и начала набирать высоту. Любопытно, что запуск производился по реальной цели: мишенью для ракеты стал спутник Explorer 6, запущенный в августе того же года. Спутник находился на эллиптической орбите с апогеем 41900 км и перигеем 237 км. Перехват производился при его прохождении по наименее высокой части орбиты.


Спутник Explorer 6 - учебная цель для Bold Orion


Через несколько минут после старта ракета-перехватчик вышла в район перехвата. Несовершенство средств наведения привело к тому, что она допустила промах и прошла в 6,4 км от спутника-мишени. Такая «встреча» произошла на высоте 251 км. Расчеты показали, что ракета со штатной ядерной боевой частью могла бы уничтожить учебную цель даже при имевшем место промахе.

Испытательный запуск 13 октября подтвердил принципиальную возможность перехвата спутников на низких орбитах с применением ракет воздушного базирования. Впрочем, дальнейшее развитие этой идеи в рамках проекта WS-199B уже не планировалось. А вскоре от проектов противоспутникового оружия отказались в пользу других разработок. Также в этот период началось продвижение идей о нейтралитете космоса и запрете размещения оружия на орбитах Земли.

Аэробаллистическая ракета WS-199B Bold Orion показывала достаточно высокие характеристики, а также могла использоваться для решения особых задач. Однако Пентагон решил не доводить ее до серийного производства и эксплуатации в войсках. Усиливать арсеналы военно-воздушных сил предлагалось при помощи иного оружия. Наработки по программе WS-199 вскоре были использованы при проектировании новых ракет. В частности, на их основе создавалась баллистическая ракета воздушного базирования GAM-87 Skybolt.

Используя уже известные идеи и решения, а также готовые комплектующие компания Martin в кратчайшие сроки смогла создать новую баллистическую ракету воздушного базирования, совместимую с серийными дальними бомбардировщиками. Испытания такого оружия в исходной роли, в целом, завершились успешно. Однако дальнейшему развитию проекта помешал ряд «внешних» факторов, связанных с успехами других разработок. Попытка найти ракете новое применение в области борьбы с космическими аппаратами тоже не увенчалась успехом. Впрочем, наработки по теме WS-199B не пропали.

Параллельно с изделием WS-199B Bolr Orion американская промышленность создавала ракету аналогичного назначения WS-199C High Virgo. Также в рамках программы WS-199 проектировалась оперативно-тактическая ракета WS-199D Alpha Draco. Ни один из этих образцов не был доведен до принятия на вооружение, однако все они представляют большой интерес с исторической и технической точки зрения.

По материалам сайтов:
https://globalsecurity.org/
http://designation-systems.net/
http://space.skyrocket.de/
http://alternatewars.com/
http://militaryparitet.com/
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    28 апреля 2018 08:19
    Не зря говорится,что "история развивается по спирали". "Прокрутился" исторический "виток"...и опять заговорили о противоспутниковых ракетах-перехватчиках "воздух-космос" и " поверхность-космос"; об аэробаллистических ракетах "воздух-поверхность" большой дальности .
  2. +1
    28 апреля 2018 11:47
    Проблема противоспутниковой ракеты WS-199B Bold Orion была не в ней, а в самолете-носителе - использование тяжелого бомбардировщика делало слишком дорогой процедуру воздушного старта и не позволяло обеспечить оптимальную траекторию запуска - под углом 45 градусов к горизонту.

    Российский АРК "Кинжал" базируется на истребителе МиГ-31, который обеспечивает запуск ракеты в режиме тангажа и к тому же на вдвое большей высоте и втрое большей скорости, чем тяжелый бомбардировщик.
    1. 0
      27 ноября 2022 21:16
      Цитата: Оператор
      Проблема противоспутниковой ракеты WS-199B Bold Orion была не в ней, а в самолете-носителе - использование тяжелого бомбардировщика делало слишком дорогой процедуру воздушного старта и не позволяло обеспечить оптимальную траекторию запуска - под углом 45 градусов к горизонту.

      Российский АРК "Кинжал" базируется на истребителе МиГ-31, который обеспечивает запуск ракеты в режиме тангажа и к тому же на вдвое большей высоте и втрое большей скорости, чем тяжелый бомбардировщик.

      Что делать если у американцев не было даже Ту-128.