Military Review

Signalers. The path to immortality

41



At the beginning of December 1941, the troops of the Western Front fought hard defensive battles on the near approaches to Moscow. December 1 enemy troops attempted to break through to the capital on a broader front. In the areas of Naro-Fominsk, Kamensky, Zvenigorod and west of Kubinka, enemy attacks were repulsed.

In these battles, Sergeant Nikolai Sergeevich Novikov, senior linear taskmaster of the 28 Guards Communication Battalion, accomplished a feat. Extract from his premium sheet: “Comrade. Novikov served the line from the command post of the division commander to the unit of Major Bezzubov. The leaked large group of machine gunners held the line under fire. Despite the strong fire of the enemy comrade. Novikov crawled from one precipice to another and rectified them lying down. At that moment, when he spliced ​​the last breakthrough, he was severely wounded from a machine gun. Bleeding, comrade. Novikov, remembering his duty as a telephonist, clamped the torn wires in his teeth, which restored the connection. ”

Thanks to the heroism of Nikolay Novikov, it became possible to inform the headquarters of the German offensive. Reinforcement arrived at this site, and the enemy’s attack choked. As a result of stubborn battles, the enemy group operating in the Naro-Fominsk direction was defeated.

During the Great Patriotic War, the defenders of the motherland showed mass heroism.

In October 1942, the 308 Infantry Division participated in the battles for Stalingrad. The commander of the liaison office was Sergeant Putilov Matvey Mefodevich.

October 25, our fighters, being on the front line in the thick of the heat, held the house for the second day surrounded by the Nazis. Because of the mortar shells breaks, they lost contact with the regimental headquarters. During the ongoing shelling, two signalers tried to restore the message, but were killed. When Putilov, replacing his dead comrades, under the explosions, tried to establish a connection, he was wounded in the shoulder by a splinter of a mine. After that, he managed, through the pain, to crawl to the point where the field cable was broken, but was injured a second time. With an enemy mine he crushed his other hand. Matvey tried many times to connect the ends of the wire, but due to his injuries, it was impossible. Several times he lost consciousness, and when he realized that the forces were leaving, he clamped the ends of the wire with his teeth and sent a current through the body. Communication has been restored. The 19-year-old sergeant died with the ends of telephone wires clamped in his teeth.

History about the “dead grip” of the hero spread all over the front, and his native regiment released a handwritten leaflet dedicated to the feat:

“Death to the German invaders! Read and tell your friend! Stalingrad! Be persistent, like Matthew Putilov. He was an ordinary signaler and often was where the enemy shells and mines bored the wires, where exploding bombs disrupted communication — the nerve of the Stalingrad defense. Today, on the line with an enemy mine, his arm was crushed. Losing consciousness, he firmly clamped the wire with his teeth. After reestablishing the connection, he died with wire in his teeth. Take revenge for Matthew "!

Sergeant Putilov's telephone coil was transmitted as a symbol of valor and heroism to the best telecommist of the 308 rifle division.

In the same place, in Stalingrad, not far from the Volga, near the Banny Ravine, the signalman of the 91-th separate communications regiment of the 62-th army Vasily Titaev heroically died. Eliminating a breakthrough on the line under mortar fire, he was wounded in the head and perishing, he squeezed the wires with his teeth.

The feat of Vasily Titayev is captured at the Panorama of the Battle of Stalingrad.

The fact that signalmen, dying, do not leave the post, the poet Alexei Surkov wrote:

... The autumn day was robed and gloomy.
Trembled by explosions near Moscow log.
The signalman squeezed his teeth thin cord
And for a snowdrift, shooting, lay down.
Only an hour later he was found in the snow.
In the big eyes the blue stood.
Between the dead lips flowed over the wire
Lively team solid words.
Signaler and in death did not leave the post,
Crowning your abusive labor,
He was one of those who, rising to the height,
Immortality, like cities, take.
Author:
41 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Uncle lee
    Uncle lee 3 May 2018 05: 28
    +8
    Two bare wires
    I grit my teeth with my teeth
    I didn’t see the sunrise
    But I realized: just about - and rise.
  2. astronom1973n
    astronom1973n 3 May 2018 06: 14
    +8
    And in the tunic a hole for the order
    The enemy bullet will turn the signalman .....
    1. Svarog51
      Svarog51 4 May 2018 21: 38
      0
      Welcome hi You Old astronomer
      Colleague? The 20th of October ?
      1. astronom1973n
        astronom1973n 5 May 2018 05: 01
        +1
        Quote: Svarog51
        Greetings Old Astronomer
        Colleague? The 20th of October ?

        Welcome hi You Svarog51. Colleague. Yes.
        1. Svarog51
          Svarog51 5 May 2018 05: 33
          +1
          Colleague Yes.

          I’m from the Ministry of Emergencies, but still, I’m glad to welcome you. soldier
          1. astronom1973n
            astronom1973n 5 May 2018 05: 46
            +1
            good YOU in 2000-183 gr. smile
            1. Svarog51
              Svarog51 5 May 2018 05: 59
              0
              If I understand correctly, then in 2000 you graduated from the Higher Academy of Communications?
              I’m a power engineer by training, after the army I came to serve in the Fire Department as a senior communications master. In 2011, he retired from the post of deputy chief of the communications department of the Ministry of Emergencies of the Ivanovo Region.
              1. astronom1973n
                astronom1973n 5 May 2018 06: 02
                +2
                Yes. After a military school, he graduated from the military academy of communications.)))) And he is also retired. But he has nothing to do with communications except memoirs and associates.)))
                1. Svarog51
                  Svarog51 5 May 2018 06: 08
                  +1
                  And also already retired. But with communication already has nothing to do except memories and colleagues

                  I have the same story. Now I have found many friends at VO.
                  Z.Y. May 7th Radio Day. Happy colleague to you. drinks
                  1. astronom1973n
                    astronom1973n 5 May 2018 06: 27
                    +2
                    Thank! And you with the upcoming! drinks
  3. moskowit
    moskowit 3 May 2018 06: 34
    +10
    I had to serve in the 235 Guards Regiment in the Far East. Sergeant Dikopoltsev Yevgeny, who accomplished a similar feat, was forever enlisted in the lists of the regiment. In honor of the Hero named streets in Khabarovsk and Vyazemsk.
  4. aszzz888
    aszzz888 3 May 2018 06: 40
    +7
    There were many similar feats in the Second World War, talking about self-sacrifice, in the name of the great Victory over the Nazis, which does not overshadow the feat of N. Novikov !!! soldier
    Eternal Memory to Heroes !!! soldier
  5. andrewkor
    andrewkor 3 May 2018 07: 22
    +5
    In the suburbs in the winter at -40 in my garrison, a trencher broke a 200 pair main cable. The PBX operators had to ring up and there was torment, and the spayers had to get worse, though the tent was pitched over the foundation pit. Glory to the signalmen!
  6. Altona
    Altona 3 May 2018 07: 49
    +3
    He served as a signalman. This is hard daily work. The equipment in my life was very heavy and analog. It was necessary to take the old blocks for recycling and disassemble them with nippers, pliers and hammers.
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 3 May 2018 09: 05
      +3
      Quote: Altona
      It was necessary to take the old blocks for recycling and disassemble them with nippers, pliers and hammers.

      But this can be done with interest! So to speak, to study the history of the Soviet radio industry ... Take, for example, "semiconductor" radio components ... (radio tubes are a special "site"!) ...: the first Soviet transistors .... , transistor assembly modules, ... the first Soviet (thick-film hybrid ...) microcircuits, ferrites .... Song! No less interesting, when I came across "foreign" blocks, boards from Hungary, Czechoslovakia, the GDR ....
    2. andrewkor
      andrewkor 3 May 2018 09: 25
      +1
      At the expense of “hard daily work”, it’s someone who’s lucky. I served at the “point” near Naro-Fominsk, so the brigade commander said bluntly: “Don’t ask for a vacation, you have a resort there.” Although the results of the exercises received a lot of thanks !
  7. Tanya
    Tanya 3 May 2018 08: 30
    +5
    I bow to the exploits of the heroes of the article, Eternal Glory and Memory to them ...
    I will allow myself some clarifications.
    Novikov N.S. could not serve in the 28th Guards. Obs, because this part was formed in April 1942, and he died in 1941. Most likely it was 331 olbs 174 sd (1).
    Putilov M.M. died not on October 25.10.1942, 18.09.1942, but on September XNUMX, XNUMX.
    V. Titaev was awarded the Order of the Patriotic War of the 1944st Art. only after more than two years, in the spring of XNUMX, and then with a decrease. Was introduced to the Red Banner ...
    In my opinion, they are all worthy of the Golden Star of the Hero of the Soviet Union.
  8. Altona
    Altona 3 May 2018 08: 34
    +1
    Quote: andrewkor
    in my garrison a trencher tore a 200pair trunk cable

    ---------------------------------
    What is an army cable? This is a civilian cable killed by civilians, carefully transmitted to the military. hi
    1. andrewkor
      andrewkor 3 May 2018 09: 30
      +3
      Well, don’t tell me, in Soviet times, the highest quality products went to the troops, and what didn’t meet the criteria for military acceptance was already in the "national economy."
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 3 May 2018 09: 43
      +6
      Quote: Altona
      What is an army cable? This is a civilian cable killed by civilians, carefully transmitted to the military.

      Oh, well? And what is the difference between "army, figurines," and civilians ... do not want to know? Firstly: I myself somehow, along with all the "training" 2 of the winter month on the "weekends", beat my hands in frozen on the ground with a trench under the trunk special cable ... (it was ento in the deep taiga .., the equipment could not be used ...) so that the special communications unit laid the cable there ... Secondly: after the army I began to work in one editing room, it seems to be a civil organization (but under the "patronage" of the Ministry of Defense ...) and this organization carried out various installation works on communication by law Am MO (up to replacing old with new communications equipment, radar, direction finding equipment, etc. ....). I have never been a "witness" of the transfer of a "civilian" cable to the military ... although laying a "military" cable through civilian communications was commonplace ...
    3. alatanas
      alatanas 3 May 2018 11: 39
      0
      Army or civilian - the technology for installation and repair in an accident is the same. If you do not follow the rules during installation, later of course there are problems during operation.
      1. ccsr
        ccsr 6 May 2018 10: 07
        0
        Quote: alatanas
        Army or civilian - the technology of installation and repair during an accident is the same.

        I do not agree - the field is much easier to lay, and couplings are easier to put on it than on lead. Although the technology is not fundamentally different - only with civilian hemorrhoids is more if only because of the dimensions of the drums and the volume of work.
        1. alatanas
          alatanas 8 May 2018 10: 05
          0
          Meant the trunk cable for underground laying like MKKB.
          1. ccsr
            ccsr 8 May 2018 11: 37
            0
            Quote: alatanas
            Meant the trunk cable for underground laying like MKKB.

            But this is not a field cable like P-296.
            1. alatanas
              alatanas 8 May 2018 11: 49
              0
              P-296 usually do not bury but only disguise. This is a field cable for temporary installation. If it is buried for constantly, after a definite time, the parameters will change for the worse due to the penetration of moisture into the couplings, although in my practice there were cases when the couplings were directly in the water, but this was only about 2 weeks.
    4. A good one
      A good one 3 May 2018 20: 50
      +5
      Quote: Altona
      Quote: andrewkor
      in my garrison a trencher tore a 200pair trunk cable

      ---------------------------------
      What is an army cable? This is a civilian cable killed by civilians, carefully transmitted to the military. hi

      But isn't it the other way around? All the "best" to the citizen. hi
    5. ccsr
      ccsr 6 May 2018 10: 05
      0
      Quote: Altona
      What is an army cable? This is a civilian cable killed by civilians, carefully transmitted to the military.

      This is not entirely true - for example, the backbone quadruple ISSBs were served by the civilian structures that were responsible for it, although they were used only by military communications centers.
  9. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 3 May 2018 10: 12
    +5
    And sho, men !? No matter how you twist the "fastener on your pants", and soon 7 May is a celebration of signalmen! And on the eve of Victory Day! Hooray! fellow
    1. Svarog51
      Svarog51 5 May 2018 05: 40
      +1
      Vladimir, my respect hi
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 5 May 2018 10: 56
        +2
        Hello, Sergey! Thanks for song ! fellow Happy holiday and for the holiday! drinks
  10. Antares
    Antares 3 May 2018 11: 14
    +8
    More than a million military signalmen actively participated in all the battles of the Great Patriotic War, provided stable communications for command and control of the situation on the fronts, supplied the headquarters with the necessary information, delivered operational information to combat units, and transmitted command orders to the places.
    The feats of military signalmen were appreciated by the Motherland: 304 people were awarded the title of Hero of the Soviet Union, 133 - full cavaliers of the Order of Glory, hundreds of thousands of signalmen and 645 communications units were awarded military orders and medals, 172 communications units were named after the cities they liberated.
    The speed and timeliness of the transmission of reports, orders, orders and commands, the greatest need for which arises precisely in conditions of intense battle, especially in critical situations, depends on the accurate work of signalmen. Therefore, the signalman’s work in the war is the most necessary, most honorable and responsible, the success of the battle and the whole operation often depends on it. ”
    Signalers also helped our symbiotic animals
    1. Igor V
      Igor V 3 May 2018 12: 16
      +2
      And how many reports brought under the collar brought, only they know!
      Cool print under the text. smile
  11. Igor V
    Igor V 3 May 2018 12: 25
    +4
    It is believed that the largest losses among the military branches, as a percentage of the number of personnel, during the Second World War were among the linear signalmen. By the beginning of the battle, 5-6 people came to the communications center or CP. By the end of the battle, it’s good if 1-2 remained, and it often happened that no one had to, the telephone operators themselves had to flee, and the commander remained on the phone. Here is such a bitter statistic.
  12. Altona
    Altona 3 May 2018 16: 58
    0
    Quote: andrewkor
    At the expense of “hard daily work”, it’s someone who’s lucky. I served at the “point” near Naro-Fominsk, so the brigade commander said bluntly: “Don’t ask for a vacation, you have a resort there.” Although the results of the exercises received a lot of thanks !

    ----------------------------------
    In the outfits and guards often went-checkpoint, orderly, dining room. They were often attracted to different jobs, because on ZAS, after setting up the equipment and changing the cipher, there was nothing to do.
  13. Glory1974
    Glory1974 3 May 2018 20: 30
    +2
    By the beginning of the Second World War there were about 3% of signalmen in the total number of troops in the troops. By the end of the war, the percentage increased to 10. In practice, they came to understand that communication is the basis of command and control and without it success cannot be seen. Eternal glory to the heroes of the communications men!
    1. ccsr
      ccsr 6 May 2018 10: 26
      0
      Quote: glory1974
      By the beginning of the Second World War, the troops had about 3% of signalmen of the total number of troops.

      It was the misunderstanding by the top military leadership of the Red Army that the role of communications troops in command and control of the troops largely determined the tragedy of the first months of the war, when we suffered heavy losses. This issue was hushed up by military specialists because of their incompetence in specific issues of command and control, and this is why the role of the communications troops was reduced even after the war, and this also influenced the financing of the development of communications technology and their equipping with the latest technology. In general, this issue is beyond the scope of the forum discussion, although it is quite interesting.
  14. Thomas the Unbelieving
    Thomas the Unbelieving 3 May 2018 22: 17
    +1
    There was another process that little has been written about. At the end of 1942, GUSKA (Main Directorate of Communications of the Red Army) was headed by Nikolai Terentyevich Peresypkin, who at the same time retained the post of People's Commissar of Communications of the USSR. He did a tremendous job of reorganizing the entire communications system during the war years. This can be found in our archives. I know this because then my father was recalled from the front to organize the first department of the fifth administration of GUSKA and I knew many of his employees. It was they who made sure that, as the song sings, when the field mail arrives, the soldier will be heated with distant heat. On the eve of Victory Day, we must remember those distant years when everyone did one common thing.
    1. astronom1973n
      astronom1973n 4 May 2018 05: 40
      +2
      Quote: Thomas the Unbeliever
      headed by Nikolai Terentyevich Peresypkin,

      Ivan, his name was Ivan! You need to know. And KVKKUS bore his name. And now everything, there is no school and a bust standing next to the banner does not know where.
  15. CommanderDIVA
    CommanderDIVA 5 May 2018 17: 29
    +1
    Communication - Army Nerves
  16. rew1969
    rew1969 6 May 2018 11: 47
    +1
    This is my grandfather!
  17. Sergey-8848
    Sergey-8848 7 May 2018 16: 04
    0
    Happy holiday, you guys! Without a connection, even our congratulations would not have come to you.

Военное обозрение

Связисты. Путь в бессмертие

41



В начале декабря 1941 года войска Западного фронта вели тяжелые оборонительные бои на ближних подступах к Москве. 1 декабря вражеские войска предприняли попытку прорваться к столице на более широком фронте. В районах Наро-Фоминска, Каменского, Звенигорода и западнее Кубинки атаки противника были отбиты.

В этих боях старший линейный надсмотрщик 28-го гвардейского батальона связи сержант Николай Сергеевич Новиков совершил подвиг. Выписка из его наградного листа: «Тов. Новиков обслуживал линию от КП командира дивизии до части майора Беззубова. Просочившаяся большая группа автоматчиков держала линию под обстрелом. Несмотря на сильный огонь противника тов. Новиков ползком переходил от одного обрыва к другому и лежа исправлял их. В тот момент, когда он сращивал последний прорыв, получил сильное ранение из автомата. Истекая кровью, тов. Новиков, помня свой долг телефониста, зажал порванные провода в зубах, чем восстановил связь».

Благодаря героизму Николая Новикова стало возможным сообщить в штаб о наступлении немцев. На этот участок подошло подкрепление, и атака противника захлебнулась. В результате упорных боев вражеская группировка, действовавшая на наро-фоминском направлении, была разбита.

Во время Великой Отечественной войны защитники Родины проявляли массовый героизм.

В октябре 1942 года 308-я стрелковая дивизия участвовала в боях за Сталинград. Командиром отделения связи был сержант Путилов Матвей Мефодьевич.

25 октября наши бойцы, находясь на переднем крае в самом пекле, вторые сутки удерживали дом, окруженный фашистами. Из-за разрывов минометных снарядов они лишились связи со штабом полка. Во время непрекращающегося обстрела двое связистов постарались восстановить сообщение, но были убиты. Когда Путилов, подменяя погибших товарищей, под взрывами попытался наладить связь, осколком мины его ранило в плечо. После этого он сумел, превозмогая боль, доползти до места обрыва полевого кабеля, но был ранен вторично. Вражеской миной ему раздробило другую руку. Матвей много раз пытался соединить концы провода, но из-за полученных ранений, это было невозможно. Несколько раз он терял сознание, а когда понял, что силы уходят, зажал концы провода зубами и пустил ток по телу. Связь была восстановлена. 19-летний сержант погиб с зажатыми в зубах концами телефонных проводов.

История о «мертвой хватке» героя облетела весь фронт, а его родной полк выпустил рукописную листовку, посвященную подвигу:

«Смерть немецким захватчикам! Прочитай и передай товарищу! Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов. Он был рядовым связистом и часто находился там, где вражескими снарядами и минами корежило провода, где разрывающиеся бомбы выводили из строя связь – нерв Сталинградской обороны. Сегодня на линии вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, он крепко зажал провод зубами. Восстановив связь, он умер с проволокой в зубах. Отомстим за Матвея»!

Телефонная катушка сержанта Путилова передавалась как символ доблести и героизма лучшим связистам 308 стрелковой дивизии.

Там же, в Сталинграде, недалеко от Волги, возле Банного оврага, героически погиб связист 91-го отдельного полка связи 62-й армии Василий Титаев. Устраняя прорыв на линии под минометным огнем, он получил ранение в голову и погибая, сжал провода зубами.

Подвиг Василия Титаева запечатлен на Панораме Сталинградской битвы.

О том, что связисты, погибая, не покидают пост, поэт Алексей Сурков писал:

...Осенний день был облачен и хмур.
Дрожал от взрывов подмосковный лог.
Связист зажал зубами тонкий шнур
И за сугроб, отстреливаясь, лег.
Лишь через час его в снегу нашли.
В больших глазах застыла синева.
Меж мертвых губ по проводу текли
Живой команды твердые слова.
Связист и в смерти не покинул пост,
Венчая подвигом свой бранный труд,
Он был из тех, кто, поднимаясь в рост,
Бессмертие, как города, берут.
Автор:
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Uncle Lee
    Uncle Lee 3 мая 2018 05:28
    +8
    Два провода голых,
    Зубами скрипя, зачищаю,-
    Восхода не видел,
    Но понял: вот-вот - и взойдет.
  2. astronom1973n
    astronom1973n 3 мая 2018 06:14
    +8
    И в гимнастерке дырочку для ордена
    Связисту вражеская пуля провернет.....
    1. Svarog51
      Svarog51 4 мая 2018 21:38
      0
      Приветствую hi Вас Старый астроном
      Коллега? 20 октября ?
      1. astronom1973n
        astronom1973n 5 мая 2018 05:01
        +1
        Цитата: Svarog51
        Приветствую Вас Старый астроном
        Коллега? 20 октября ?

        Приветствую hi Вас Svarog51.Коллега.Да.
        1. Svarog51
          Svarog51 5 мая 2018 05:33
          +1
          Коллега.Да.

          Я из МЧС, но всё равно, рад приветствовать. soldier
          1. astronom1973n
            astronom1973n 5 мая 2018 05:46
            +1
            good ВАС в 2000-183 гр. smile
            1. Svarog51
              Svarog51 5 мая 2018 05:59
              0
              Если я правильно понял, то Вы в 2000-м закончили Высшую Академию Связи?
              Я то по образованию энергетик, после армии пришёл служить в Пожарную Охрану старшим мастером связи. В 2011-м ушёл на пенсию с должности замначальника части связи МЧС Ивановской области.
              1. astronom1973n
                astronom1973n 5 мая 2018 06:02
                +2
                Да .после военного училища,закончил военную академию связи.))))И тоже уже на пенсии.Но со связью уже ничем не связан,кроме воспоминаний и соратников.)))
                1. Svarog51
                  Svarog51 5 мая 2018 06:08
                  +1
                  И тоже уже на пенсии.Но со связью уже ничем не связан,кроме воспоминаний и соратников

                  У меня та же история. Вот теперь на ВО нашёл себе множество друзей.
                  З.Ы. 7-го мая День Радио. С наступающим Вас коллега. drinks
                  1. astronom1973n
                    astronom1973n 5 мая 2018 06:27
                    +2
                    Спасибо! И Вас с наступающим! drinks
  3. moskowit
    moskowit 3 мая 2018 06:34
    +10
    Мне пришлось на Дальнем Востоке служить в 235 Гвардейском полку. В списки полка навечно зачислен сержант Дикопольцев Евгений, совершивший подобный подвиг. В честь Героя названы улицы в Хабаровске и Вяземске.
  4. a.s.zzz888
    a.s.zzz888 3 мая 2018 06:40
    +7
    Было много подобных подвигов в ВОВ, говорящих о самопожертвовании, во имя великой Победы над фашистами, что не оттеняет подвига Н.Новикова!!! soldier
    Вечная Память Героям!!! soldier
  5. andrewkor
    andrewkor 3 мая 2018 07:22
    +5
    В Подмосковье зимой при -40 в моем гарнизоне траншеекопатель порвал 200парный магистральный кабель .Прозванивать пришлось самим операторам АТС вот было мучение,а уж спайщикам пришлось ещё хуже,правда над котлованом палатку развернули.Слава связистам!
  6. Altona
    Altona 3 мая 2018 07:49
    +3
    Сам служил связистом. Это тяжелый ежедневный труд. Аппаратура в мою бытность была весьма тяжелой и аналоговой. Приходилось отвозить старые блоки на утилизацию и самим разбирать кусачками, плоскогубцами и молотками.
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 3 мая 2018 09:05
      +3
      Цитата: Altona
      Приходилось отвозить старые блоки на утилизацию и самим разбирать кусачками, плоскогубцами и молотками.

      Но и это можно делать с интересом !Так сказать,изучать историю советской радиопромышленности...Взять,например, "полупроводниковые" радиодетали...(радиолампы-это особливый "участок"!)...:первые советские транзисторы....,транзисторные сборки-модули,...первые советские (толстоплёночные гибридные...) микросхемы , ферриты....Песня ! Не менее интересно,когда попадались "заграничные" блоки,платы из Венгрии,Чехословакии,ГДР....
    2. andrewkor
      andrewkor 3 мая 2018 09:25
      +1
      На счёт "тяжёлого ежедневного труда",это кому как повезёт.Я служил под Наро-Фоминском на "точке",так комбриг прямо сказал:"В отпуск не проситесь,у вас там и так курорт."Хотя по итогам учений получили массу благодарностей!
  7. Таня
    Таня 3 мая 2018 08:30
    +5
    Преклоняюсь перед подвигами героев статьи, Вечная им Слава и Память...
    Позволю себе некоторые уточнения.
    Новиков Н.С. не мог служить в 28 гв. обс, поскольку эта часть была сформирована в апреле 1942г., а он погиб в 1941. Скорее всего это был 331 олбс 174 сд(1).
    Путилов М.М погиб не 25.10.1942г., а 18.09.1942г.
    Титаев В. П. был награжден за свой подвиг Орденом Отечественной войны I ст. только через два с лишним года, весной 1944, и то с понижением. Был представлен к Красному Знамени ...
    На мой взгляд, все они достойны Золотой Звезды Героя Советского Союза.
  8. Altona
    Altona 3 мая 2018 08:34
    +1
    Цитата: andrewkor
    в моем гарнизоне траншеекопатель порвал 200парный магистральный кабель

    ---------------------------------
    Что такое "армейский кабель"? Это убитый гражданскими гражданский кабель заботливо переданный военным. hi
    1. andrewkor
      andrewkor 3 мая 2018 09:30
      +3
      Ну не скажите,в советское время в войска шла продукция самого высокого качества , а что не соответствовало критериям военной приемки уже в "народное хозяйство".А порванный кабель хоть армейский,хоть гражданский ремонтировать ещё тот гемморой!
    2. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 3 мая 2018 09:43
      +6
      Цитата: Altona
      Что такое "армейский кабель"? Это убитый гражданскими гражданский кабель заботливо переданный военным.

      Да ну-у ?А чем отличаются "армейские ,,фигушки,, от гражданских...не хотите узнать ? Во первых: я сам как-то вместе со всей "учебкой" 2 зимних месяца в "выходные дни" долбил ручонками в мёрзлом грунте траншею под магистральный спец. кабель...(было энто в глухой тайге..,технику невозможно было применить...),чтобы специальное подразделение связи уложило туда кабель...Во вторых: после армии я стал работать в одной монтажной,вроде бы гражданской организации (но под "патронажем" МО...) и эта организация выполняла различные монтажные работы по связи по заказам МО ( вплоть до замены старого на новое оборудования связи,радиолокационной,радиопеленгаторной техники и пр....).Никогда я не был "свидетелем" передачи "гражданского" кабеля военным..., хотя прокладка "военного" кабеля через гражданские коммуникации было обычным делом...
    3. alatanas
      alatanas 3 мая 2018 11:39
      0
      Армейский или гражданский - технология укладки и ремонта при аварии одна и та же. Если не соблюдать правила при укладке, позже появляются конечно и проблеммы при эксплуатации.
      1. ccsr
        ccsr 6 мая 2018 10:07
        0
        Цитата: alatanas
        Армейский или гражданский - технология укладки и ремонта при аварии одна и та же.

        Не соглашусь - полевой гораздо легче укладывать, да и муфты на него ставить легче, чем на свинец. Хотя принципиально технология не сильно отличается - только с гражданскими геморроя больше хотя бы из-за габаритов барабанов и объемов работ.
        1. alatanas
          alatanas 8 мая 2018 10:05
          0
          Имел в виду магистральный кабель для подземной укладки типа МККБ.
          1. ccsr
            ccsr 8 мая 2018 11:37
            0
            Цитата: alatanas
            Имел в виду магистральный кабель для подземной укладки типа МККБ.

            Но это же не полевой кабель типа П-296.
            1. alatanas
              alatanas 8 мая 2018 11:49
              0
              П-296 обыкновенно не закапывают а только маскируют. Это полевой кабель для временной укладки. Если его закопать за постоянно, после определеммого времени параметры изменятся в худшую сторону из за проникновения влаги в муфты, хотя в моей практике были случаи, когда муфты были прямо в воде, но это было втечении около 2-х недель только.
    4. Неплохой
      Неплохой 3 мая 2018 20:50
      +5
      Цитата: Altona
      Цитата: andrewkor
      в моем гарнизоне траншеекопатель порвал 200парный магистральный кабель

      ---------------------------------
      Что такое "армейский кабель"? Это убитый гражданскими гражданский кабель заботливо переданный военным. hi

      А не наоборот ли? Всё "лучшее" на гражданку. hi
    5. ccsr
      ccsr 6 мая 2018 10:05
      0
      Цитата: Altona
      Что такое "армейский кабель"? Это убитый гражданскими гражданский кабель заботливо переданный военным.

      Это не совсем так - к примеру, магистральные четверочные МКСБ обслуживались гражданскими структурами, которые отвечали за него, хотя использовались только военными узлами связи.
  9. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 3 мая 2018 10:12
    +5
    А шо,мужики !? Как ни крути "застёжку на штанах",а скоро 7 мая- праздник связистов ! И в канун Праздника Победы ! Ур-а-а-а ! fellow
    1. Svarog51
      Svarog51 5 мая 2018 05:40
      +1
      Владимир, моё почтение hi
      1. Nikolaevich I
        Nikolaevich I 5 мая 2018 10:56
        +2
        Здравия желаю, Сергей ! Спасибо за песню ! fellow С праздником и за праздник ! drinks
  10. Антарес
    Антарес 3 мая 2018 11:14
    +8
    Более миллиона военных связистов активно участвовали во всех сражениях Великой Отечественной войны, обеспечивали устойчивую связь для управления войсками и оповещения об обстановке на фронтах, снабжали штабы необходимыми сведениями, доставляли оперативную информацию в боевые части, передавали на места боевые приказы командования.
    Подвиги военных связистов по достоинству оценены Родиной: 304 человека удостоены звания Героя Советского Союза, 133 – полных кавалеров ордена Славы, сотни тысяч связистов и 645 частей связи награждены боевыми орденами и медалями, 172 подразделения связи названы в честь освобождаемых ими городов.
    От четкой работы связистов зависит быстрота и своевременность передачи донесений, распоряжений, приказов и команд, наибольшая потребность в которых возникает именно в условиях напряженного боя, особенно в критических ситуациях. Поэтому труд связиста на войне — самый необходимый, самый почетный и ответственный, от него часто зависит успех боя и всей операции».
    Так же связистам помогали наши симбиотические животные
    1. Игорь В
      Игорь В 3 мая 2018 12:16
      +2
      А сколько донесений под ошейником принесли, это знают только они!
      Печать классная под текстом. smile
  11. Игорь В
    Игорь В 3 мая 2018 12:25
    +4
    Считается, что больше всего потерь среди родов войск, в процентах от численности личного состава, во время ВОВ было именно у линейных связистов. К началу боя на узел связи или КП приходило 5-6 человек. К концу боя хорошо, если 1-2 оставалось, а то часто бывало, что и никого, приходилось самим телефонистам бежать, а командир оставался на телефоне. Вот такая горькая статистика.
  12. Altona
    Altona 3 мая 2018 16:58
    0
    Цитата: andrewkor
    На счёт "тяжёлого ежедневного труда",это кому как повезёт.Я служил под Наро-Фоминском на "точке",так комбриг прямо сказал:"В отпуск не проситесь,у вас там и так курорт."Хотя по итогам учений получили массу благодарностей!

    ----------------------------------
    В наряды и караулы часто ходил-КПП, дневальный, столовая. К работам разным привлекали часто, потому что на ЗАС после настройки аппаратуры и смены шифра делать нечего.
  13. слава1974
    слава1974 3 мая 2018 20:30
    +2
    К началу ВОВ в войсках был около 3% связистов от общей численности войск. К концу войны процент увеличился до 10-ти. На практике дошли до понимания того , что связь - основа управления войсками и без нее успеха не видать.Вечная слава героям-связистам!
    1. ccsr
      ccsr 6 мая 2018 10:26
      0
      Цитата: слава1974
      К началу ВОВ в войсках был около 3% связистов от общей численности войск.

      Именно непонимание высшим военным руководством РККА роли войск связи в управлении войсками во многом определило трагедию первых месяцев войны, когда мы понесли тяжелые потери. Этот вопрос замалчивался военными специалистами в силу их некомпетентности в специфических вопросах управления войсками, вот поэтому и после войны роль войск связи принижалась, а это влияло и на финансирование разработок техники связи, и на их оснащение новейшей техникой. В общем это вопрос выходит за рамки форумского обсуждения, хотя он достаточно интересен.
  14. Фома Неверящий
    Фома Неверящий 3 мая 2018 22:17
    +1
    Был еще один процесс, о котором мало еще пишут. В конце 1942 года ГУСКА (Главное управление связи Красной Армии) возглавил Николай Терентьевич Пересыпкин, который одновременно сохранил за собой пост наркома связи СССР. Им была проделана колоссальная работа по реорганизации всей системы связи в годы войны. Об этом можно почитать в наших архивах. Я знаю об этом потому, что тогда моего отца отозвали с фронта для организации первого отдела пятого управления ГУСКА и я был знаком со многими его сотрудниками. Это они добились того, чтобы , как в песне поется, когда приходит почта полевая, солдат теплом далеким обогрет. Накануне дня Победы надо вспомнить те далекие годы, когда все делали одно общее дело.
    1. astronom1973n
      astronom1973n 4 мая 2018 05:40
      +2
      Цитата: Фома Неверящий
      возглавил Николай Терентьевич Пересыпкин,

      Иван,его звали Иван!Знать надо. И КВВКУС носило его имя.А теперь все,нет училища и бюст стоящий рядом со знаменем неизвестно где.
  15. КОМандирДИВана
    КОМандирДИВана 5 мая 2018 17:29
    +1
    Связь -нервы Армии
  16. rew1969
    rew1969 6 мая 2018 11:47
    +1
    Это мой дед!
  17. Сергей-8848
    Сергей-8848 7 мая 2018 16:04
    0
    С праздником, вас, ребята! Без связи даже наши поздравления до вас бы не лобрались.