Аэробаллистическая противоспутниковая ракета Lockheed WS-199C High Virgo (США)

В середине пятидесятых годов военно-воздушные силы США начали проработку новых вариантов вооружения стратегического назначения. В 1957 году Пентагон запустил программу с кодовым обозначением WS-199, целью которой было изучение возможностей и создание перспективных образцов авиационного ракетного вооружения. В рамках общей программы одновременно разрабатывались сразу несколько ракетных комплексов. Одним из них была система Lockheed WS-199C High Virgo.

Главной предпосылкой к появлению программы WS-199 являлся прогресс в области средств противовоздушной обороны. Бомбардировщики со свободнопадающими бомбами могли быть сбиты на подходе к целям, и потому авиации требовалось ракетное вооружение, позволяющее не приближаться к опасным зонам. Проведя анализ, специалисты Пентагона установили, что наилучшее сочетание летных характеристик и массы боевой части должны иметь баллистические ракеты воздушного базирования.


Аэробаллистическая противоспутниковая ракета Lockheed WS-199C High Virgo (США)
Ракета WS-199C на подвеске носителя


В начале 1957 года был дан старт новой программе под невзрачным названием WS-199 (Weapon System 199 – «Система вооружения «199»). К ее реализации привлекли несколько ведущих компаний авиационной промышленности, которым следовало проработать и воплотить в металле новые идеи и решения. Вместе с другими компаниями к программе присоединились фирмы Lockheed и Convair. Последняя к этому времени успела войти в состав General Dynamics.

Разработка ракеты была получена компании Lockheed. Ее проект обозначили как WS-199C. Кроме того, изделию присвоили «звездное» имя – High Virgo («Дева в зените»). Задача компании Convair заключалась в доработке самолета-носителя, в качестве которого выбрали новейший сверхзвуковой бомбардировщик B-58 Hustler. Насколько известно, модернизированный самолет не имел собственного обозначения.


Схема ракеты


В основе проекта WS-199C лежали новые и неизученные идеи, но реализовывать их планировалось при помощи готовых изделий. С целью ускорения проектирования и упрощения последующего производства в составе перспективной ракеты предложили использовать узлы и агрегаты от самолета-мишени Lockheed Q-5 Kingfisher, а также баллистических ракет X-17, MGM-29 Sergeant и UGM-27 Polaris. В первую очередь, у существующего оружия заимствовались силовая установка и системы управления.

С точки зрения архитектуры новая ракета High Virgo представляла собой изделие одноступенчатой схемы с твердотопливным двигателем высокой мощности. Была предложена весьма простая конструкция корпуса, собранного из каркаса и алюминиевой обшивки. Использовался конический головной обтекатель, за которым внутри цилиндрического отсека помещались основные приборы управления. Под двигатель отдавались центральная и хвостовая части корпуса, отличавшиеся увеличенным диаметром. В хвосте расположили Х-образные аэродинамические рули.


Изделие на сборочном стапеле


Являясь баллистической ракетой, изделие WS-199C могло оснащаться сравнительно простой системой наведения, заимствованной из проекта AGM-28 Hound Dog. В приборном отсеке помещались автопилот и инерциальная навигационная система. Они должны были отслеживать положение ракеты в пространстве и вырабатывать команды для хвостовых рулевых машинок. В автоматике управления имелись средства для приема данных с самолета-носителя. В полете планировалось использовать аппаратуру передачи телеметрических данных. В ходе испытаний использовались упрощенные системы управления, способные лишь выполнять заранее составленную полетную программу.

Размеры корпуса позволяли оснастить ракету High Virgo моноблочной боевой частью с обычным или ядерным зарядом. При этом применение реального боевого оснащения изначально не планировалось. До самого конца работ ракеты комплектовались только его весовым имитатором. Какие существующие и перспективные ядерные боезаряды могли использоваться на WS-199C – неизвестно.


Бомбардировщик B-58 со специальным пилоном для ракеты High Virgo


Большая часть корпуса ракеты отдавалась под установку маршевого твердотопливного двигателя TX-20 от компании Thiokol. Это изделие было разработано для оперативно-тактической ракеты MGM-29 Sergeant и показывало весьма высокие характеристики. Двигатель длиной 5,9 м диаметром чуть менее 790 мм развивал тягу до 21,7 тс. Имеющийся заряд выгорал за 29 с, обеспечивая разгон ракеты до высокой скорости.

Ракета в сборе имела длину 9,25 м. Максимальный диаметр корпуса – 790 мм. Стартовая масса определялась в 5,4 т. Полет по баллистической траектории позволял ракете развить скорость до М=6. Дальность стрельбы, по расчетам, должна была достигать 300 км.

Аэробаллистическая ракета должна была доставляться к месту старта при помощи самолета-носителя. Функцию транспортировки и запуска оружия возложили на сверхзвуковой бомбардировщик Convair B-58 Hustler. В базовой конфигурации вооружение такого самолета состояло из свободнопадающего сбрасываемого контейнера, оснащенного специальной боевой частью. Создание новой ракеты позволяло расширить боевые возможности машины. В конце пятидесятых B-58 проходил испытания и готовился к серийному производству, и поэтому успех проекта WS-199C имел особое значение для американской стратегической авиации.


Подвеска ракеты на самолет


В рамках проекта «Дева в зените» компания Convair разработала специальное средство для транспортировки и сброса перспективной ракеты. Вместо штатного подвесного устройства для оригинального контейнера предлагалось монтировать специальный пилон под ракету. При этом не требовались какие-либо переделки конструкции самолета.

Новый пилон представлял собой изделие большого удлинения, помещавшееся под днищем фюзеляжа. Корпус пилона выполнили в виде обтекателя, защищавшего внутреннее оснащение от набегающего потока воздуха. Верхний срез такого обтекателя был ровным и прилегал к днищу фюзеляжа. Нижняя часть пилона, в свою очередь, была выполнена в виде ломаной линии, соответствовавшей обводам ракеты. Внутри пилона имелись замки для удержания ракеты и электрические устройства для связи с аппаратурой самолета.


Бомбардировщик в полете


Эскизный проект ракетного комплекса WS-199C High Virgo был подготовлен в начале 1958 года. Представители Пентагона ознакомились с представленной документацией, и вскоре выдали разрешение на продолжение работ. В июне военное ведомство и компании-подрядчики получили контракт на строительство и испытания опытных ракет. Испытания планировалось начать в самое ближайшее время.

Сравнительная простота проекта и использование готовых комплектующих позволили собрать опытные ракеты в минимальное время. Тем не менее, не обошлось без проблем. Возникли затруднения с поставкой инерциальной навигационной системы, из-за чего две первые ракеты удалось оснастить только автопилотом. Как следствие, они должны были выполнять полет в соответствии с заранее определенной программой. Проверку автономных средств управления перенесли на последующие полеты.


Первый сброс WS-199C с носителя


Для проведения тестовых запусков в начале сентября 1958 года один из опытных самолетов B-58, получивший пилон новой модели, перелетел на авиабазу Эглин (шт. Флорида). Часть полетов должна была проводиться на ее аэродроме. Кроме того, в испытаниях планировалось задействовать базу на мысе Канаверал. Планируемые трассы ракет пролегали над центральной частью Атлантического океана. Районы условных целей так же находились в открытом море.

Программа испытательных пусков выглядела следующим образом. Самолет-носитель с ракетой под фюзеляжем взлетал с авиабазы Эглин или с мыса Канаверал, набирал высоту и выходил на боевой курс. На высоте 12,1 км при скорости носителя М=1,5 производился сброс ракеты, которая затем должна была включать двигатель и выходить на требуемую траекторию. Полет завершался падением ракеты в море. На всем протяжении полета сопровождающие самолеты должны были принимать телеметрию.


Момент запуска двигателя


Первый испытательный пуск ракеты WS-199C в упрощенной системой управления состоялся 5 сентября 1958 года. Сброс и удаление от носителя прошли штатно. К 6-й секунде полета включился и вышел на требуемый режим двигатель. Однако через несколько секунд произошел отказ автопилота. Ракета начала совершать неконтролируемые колебания, и ее пришлось уничтожить при помощи самоликвидатора. Во время полета изделие поднялось на высоту 13 км и преодолело дистанцию в несколько десятков километров.

Анализ телеметрии позволил найти причину аварии. Системы управления были доработаны, и изменения внедрили в проект. Перед проведением следующего испытательного пуска были проведены полномасштабные наземные проверки. Только после этого было выдано разрешение на второй запуск с самолета-носителя.

19 декабря 1958 года опытный B-58 вновь сбросил аэробаллистическую ракету. После недолгого горизонтального разгона она начала резко набирать высоту. Двигаясь по баллистической траектории, WS-199C поднялась на высоту 76 км, после чего перешла на нисходящий участок траектории. Максимальная скорость во время этого полета достигала М=6. Ракета упала в океан примерно в 300 км от точки старта. Запуск был признан успешным.


Ракета в момент сброса (вид справа сверху). Видны кабели для связи с носителем


4 июня 1959 года, после очередного этапа совершенствования ракеты, состоялся третий тестовый запуск. На этот раз самолет-носитель поднял в воздух ракету в полной комплектации, оснащенную штатной системой наведения. Задачей этого полета было получение максимальной дальности. Корректируя траекторию при помощи рулей, бортовая автоматика подняла ракету на высоту свыше 59 км. Полет завершился в 335 км от точки сброса. На преодоление этой дистанции ушло ровно 4 минуты. Инерциальная навигационная система и средства управления отработали без ошибок, и «Дева в зените» успешно выполнила поставленную задачу.

В конце пятидесятых годов ведущие страны отправили на орбиту свои первые спутники. Было очевидно, что в ближайшем будущем космос может стать еще одним местом для размещения оружия, и потому необходимы средства для борьбы с такими угрозами. По этой причине появилось предложение опробовать ракеты семейства WS-199 в качестве противоспутникового оружия. В середине 1959 года компании Lockheed и Convair начали подготовку к тестовой атаке космического аппарата.


Фотокамеры четвертой опытной ракеты


Для нового испытания была подготовлена специальная ракета, заметным образом отличавшаяся от предыдущих. Почти всю обшивку корпуса и рулей поменяли на стальную. Из головного отсека убрали имитатор боевой части, а также изменили размещение приборов. Разработали новый головной обтекатель с прозрачными иллюминаторами. Под ним установили специальную систему с 13 фотокамерами, направленными в разные стороны. Согласно программе полета, 9 должны были следить за сближением ракеты и спутника-мишени, а остальные предназначались для съемки Земли. Перед установкой обтекателя обоймы с камерами обернули теплоизолятором. Наконец, в головном обтекателе расположили парашютную систему спасения и радиомаяк.

Учебной мишенью стал спутник Explorer 4, запущенный в июле 1958 года. Он предназначался для изучения радиационных поясов и нес счетчики Гейгера. Изделие находилось на орбите с апогеем 2213 км и перигеем 263 км. Перехват планировалось осуществлять при прохождении спутника на минимальном расстоянии от Земли.


Специальный обтекатель для фотоаппаратуры


Испытания ракеты WS-199C в противоспутниковой конфигурации состоялись 22 сентября 1959 года. Для большего разгона ракеты с последующим повышением высоты полета носитель развил скорость М=2. Отцепка и последующие процедуры прошли штатно. Но через несколько секунд после сброса ракета передала сообщение об отказе систем управления. На 30-й секунде полета связь с ней была потеряна. С земли видели инверсионный след, свидетельствовавший о выходе ракеты на баллистическую траекторию, но точные параметры полета установить не удалось.

Отказ средств связи вскоре привел к потере ракеты. Как могли судить испытатели, WS-199C вернулась и упала в океан. Однако длительные поиски не принесли результата. Точное место падения ракеты неизвестно до сих пор. Вместе с опытным образцом на дно ушли фотокамеры и их пленки, позволявшие оценить результативность стрельбы по спутнику. Впрочем, результат вряд ли был выдающимся, поскольку Explorer 4 остался на своей орбите.


Противоспутниковая "Дева в зените" в момент сброса


Из четырех испытательных запусков High Virgo только половина завершилась успехом. Два других по вине аппаратуры управления оказались аварийными. Осенью 1959 года специалисты компаний-разработчиков и американского Минобороны провели анализ собранных данных и определили дальнейшую судьбу проекта.

В существующем виде аэробаллистическая ракета Lockheed WS-199C High Virgo не могла поступить на вооружение и улучшить боевые возможности самолетов B-58 Hustler. Тем не менее, направление в целом представляло интерес для военно-воздушных сил. В связи с этим заказчик распорядился завершить работы по теме «Дева в зените», но использовать наработки по этому проекту при создании следующей баллистической ракеты. Главным результатом последовавших опытно-конструкторских работ стала новая ракета GAM-87 Skybolt.

В рамках программы ВВС с кодовым обозначением WS-199 оборонные предприятия США разработали две баллистические ракеты воздушного базирования. Получившиеся изделия показали достаточно высокие характеристики, но все же не подходили для принятия на вооружение. Однако во время проектирования и испытаний удалось накопить большой опыт и собрать необходимые данные о реальной работе подобного оружия. Наработки, решения и проектов WS-199B и WS-199C вскоре нашли применение при создании новой аэробаллистической ракеты.

По материалам сайтов:
http://designation-systems.net/
http://globalsecutiry.org/
http://space.skyrocket.de/
http://astronautix.com/
http://alternatewars.com/

Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Designation-systems.net, кадры из кинохроники
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти