Military Review

Heroic and tragic battle for the Dnieper

15
The battle for the Dnieper in the fall of 1943, was one of the biggest battles in stories. From both sides in the battle took part up to 4 million people, and the front stretched almost 750 kilometers.


Heroic and tragic battle for the Dnieper


Hitler realized that if the summer offensive of the Red Army could be stopped, it was only on the Dnieper, due to the creation of numerous fortifications of the Eastern Wall. He demanded that the Wehrmacht soldiers defend positions on the Dnieper at any cost. To the Dnieper, the German army retreated. It was a tactical move to preserve the main forces. They identified this water barrier, from which it is impossible to retreat, and believed that we could not overcome it. So, since August 1943, various fortifications were built along the entire bank of the Dnieper, equipped with firing points. The Dnieper, with its steep right bank, on which the fascists focused, and the left, more gentle, in its lower reaches spreads up to 3-s wide and represents a serious obstacle. There was also a strong current in the middle of the river and very cold water. Those who fell into the water far from the shore were practically doomed.

When the Germans retreated from the left bank of the Dnieper, almost everything that could help our advancing troops was taken out or destroyed. This was primarily food, livestock, horses, fodder, fishing boats. Our armies still drove the retreating enemy to the river, and the order of the commander-in-chief was already received — to force the Dnieper on the move. It was important not to give the enemy a break to regroup and strengthen the defensive lines. But the units stretching to 200 km on the march were left without their own watercrafts and pontoons, without the support of air defense systems and heavy artillery. Due to the acute shortage of fuel, all the equipment was significantly lagging behind the forward units advanced to the Dnieper.

Georgy Zhukov recalled: “For meticulous preparation of the attack on the Dnieper, we did not have opportunities. In the armies of both fronts, great fatigue from continuous battles was felt. There were some disruptions in material and technical support. ”

Boats and pontoons are stuck somewhere on the march. There was almost no means of crossing, not counting a few inflatable boats. The terrain on the left bank of the steppe, there is no forest, there is nothing to knit rafts. Therefore, everything that was found in the nearest settlements (barrels, doors, wooden sheds, wattle knives, roofs) was used. Complicated by the fact that our armies did not have enough experience in forcing such powerful and wide rivers. Some fighters did not know how to swim.

An eyewitness of those events was my grandfather Podgorny Ivan Matveevich 1911, who was born, who served as a driver in the 27-th separate engineering special-purpose brigade of the 2-th Ukrainian Front. He said that when the soldiers saw what river they would have to force, many people felt uneasy. The water temperature at this time did not exceed 5-6 degrees, and the air - about 10 degrees of heat. After a few minutes of being in such water, hypothermia and muscle cramps began. Our soldiers in overcoats, with weapons, with grenades, a gas mask, a sapper shovel and in tarpaulin boots, they could not swim ashore independently. And from the right high and steep bank they were hit by machine guns, artillery and mortars. Crossing the day was pure suicide. Sometimes a "frame" hung high, at an unattainable height, looking for the concentration of our troops, on which artillery immediately struck. Our anti-aircraft calculations were few, and German aviation with impunity destroyed everything that she found on the water and on our shore. In the early days, we lacked air support from aircraft, anti-aircraft gunners and artillery.

At night, the dark expanses of the river were flashed by signal rockets, and on any subject on the water heavy machine-gun fire was opened. Several nightly unsuccessful attempts to force the Dnieper at the very beginning of the operation cost us up to half of the personnel. Those who did not reach the bullet, killed by their cold water. Many offensive groups went to the river and did not return. And in the morning, the river threw the bodies of our soldiers ashore across the Dnieper upstream. It was a terrible sight. The river seemed red with blood.

Ivan Matveyevich served as a driver throughout the war. His combat path passed through Ukraine, Moldova, Romania, Hungary and ended in liberated Czechoslovakia. But the most terrible memories of the war, which forever crashed into his memory, were memories of many thousands of our soldiers who died during the crossing of the Dnieper.

He played well on the trophy accordion brought from the front, and he was often asked to play something after the feast. These performances always ended the same way. The last was always the song “Oh, Dnipro, Dnipro, you are wide, powerful ...” At the same time, the song was more like a moan, like the unspoken pain of a person who survived such sufferings. With the last chord, red furs of accordions rolled up, and tears stood in the eyes of the old soldier. “Vanya, let's go,” said grandmother and took him away from the guests to another room, where he could lie down on the bed and give vent to feelings after the flood of memories.

About those events, the front-line writer Yuri Bondarev wrote the story "The battalions are asking for fire." And the writer Viktor Astafyev, who served in the war, like my grandfather, a chauffeur, described the crossing of the Dnieper in the unfinished novel “Cursed and Killed”:

“Hundreds of times it was said: where, to whom, with whom, how to swim, but all this knowledge was confused, mixed up, forgotten, as soon as they started talking, they hit cannons and machine guns. Caught in the water, people gasped, burnt hotly, where they screamed, clutching the longboat.

- It is impossible, and! It is impossible-ah! - they beat on hands, on heads, anywhere, rowers paddled, commanders with pistol handles. - Will overthrow! To God the soul is mother! Forward! First! ..

- Tonu-yu, tonu-y! - the first terrible scream was heard - and throughout the night river, cries for help, all the way up to the sky, and one piercing word: - Ma-a-am-a-a-a! - Spun over the river.

The fighters who remained in the farm on the left bank, hearing the death screams from the river, secretly thanked fate and God for not being there, not in the water ... Almost all of the pontoons with the fighters, battalion mortars and sorokapyatkami were broken and drowned in the water, but by a miracle somehow, not otherwise, as if through the air, some units managed to get to the shore, cling to it and, following the shells and mines ruptures, move forward, bypassing the scattered yar. ”


By some miracle, small groups of fighters managed to get to the enemy shore and dive deep into it until dawn. And with the new day, new and new waves of fire rolled in, trying to throw them off a cliff back into the river. But they held out. There were many wounded, but there was no one to save them. Quickly tied up, they would not let go of the weapon. Lacked ammunition and ... water. Although it was a stone's throw away from the river, but it was deadly to go on a sweep of the bank.

The Germans drowned boats loaded with ammunition and mines in the first place. German airplanes continuously hung in the air and wavelessly bombed the bridgehead and crossings. And on the bridgehead itself the artillery-mortar cannonade did not subside, they fired Tanks, shells burst on the ground and in the water, raising fountains of spray.

The attempt to drop paratroopers over the Dnieper ended with senseless losses. Due to the pilot error, some of the paratroopers got into the waters of the Dnieper, some at their own positions. Others were still shot in the air from the ground by anti-aircraft and automatic fire. The surviving part of the landing in the absence of anti-tank weapons was swept away shortly after the landing with tank corps. Units of them managed to survive and get through to the partisans. The latter, for their part, also helped our offensive, disrupting enemy communications, prevented us from bringing up reinforcements, ammunition and food.

And the attacks of our aircraft, and fire strikes "Katyusha", and massive artillery fire support - all this was later, when the main forces of the advancing armies were pulled up to the Dnieper. This allowed us to bring pontoon ferries and throw an “armored fist” across the river to the bridgeheads conquered from the enemy.

Victory in the battle for the Dnieper went to us dearly. This battle was one of the bloodiest in the Great Patriotic War. By the beginning of October, 1943 in the divisions that had crossed the Dnieper remained only 20 — 30% of the regular number of personnel. Only according to official data, our losses amounted to killed and wounded from 400 000 to 1 200 000 people.

For the forcing of the Dnieper only the title of Hero of the Soviet Union was awarded to 2438 soldiers.

And in the memory of all the people the song “Oh, Dnieper, Dnieper ...”
Song of the Dnieper
Author:
Photos used:
From the family archive of the author
Articles from this series:
To the 70 anniversary of the Battle of the Dnieper. Soviet offensive on the left bank
To the 70 anniversary of the Battle of the Dnieper. Soviet offensive on the left bank. Part of 2
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Rotmistr
    Rotmistr 7 May 2018 06: 07
    +20
    Heroic and tragic page of national history
    A heavy operation involving the forcing of a large water barrier
    No wonder that most of the heroes of the Soviet Union appeared on the basis of the Battle of the Dnieper
  2. moskowit
    moskowit 7 May 2018 06: 33
    +8
    Very accurately and truthfully described in the poem by A. Twardowski "Vasily Terkin" ... I advise anyone who is not familiar with this work, be sure to read ...
    Crossing, crossing!
    Left bank, right bank,
    Rough snow, ice edge ...

    To whom is the memory, to whom is glory,
    To dark water, -
    No sign, no trace.
  3. Vladivostok1969
    Vladivostok1969 7 May 2018 06: 48
    +8
    My friends' grandfather received a baptism of fire when crossing the Dnieper. On April 17, he celebrated the 95th anniversary. Every year on May 9 we come to congratulate him with his wife.
  4. XII Legion
    XII Legion 7 May 2018 08: 03
    +19
    Glad the appearance of such an article
    The late grandfather is a member of the Dnieper crossing.
    Thank you
  5. cedar
    cedar 7 May 2018 08: 55
    +5
    Astafyev has incredibly reliably described battles for the Dnieper bridgehead. He received a strict review of his work from the veterans themselves, who participated in the crossing of the Dnieper and the seizure of the bridgehead. They made their judgment shortly, but clearly - "It was."
    But what kind of bridgehead was immediately captured by our units approaching the Dnieper? FALSE.
    It is he who is described in the novel of Victor Petrovich "Damned and killed." On this bridgehead, in the most difficult conditions, our fighters fought to the last, forcing the Germans to believe that it was here that the direction of the main strike, in which they themselves believed. And when the German believed and pulled the main forces of his reserve to false, the crossing of the main troops began upstream of the Dnieper. The troops prepared for the crossing and assault, which ended with the seizure of the right bank and the defeat of the East Wall divisions, on which Hitler had very high hopes to stop the Soviet Army.
    Read whoever didn’t read the two-parted novel Cursed and Murdered in order to understand the scale of heroism and trials that our people showed and experienced on the way to the great Victory of 1945.
    1. rexby63
      rexby63 7 May 2018 12: 25
      +3
      Previously, Astafiev one of the episodes of the battle for the Dnieper was described by Y. Bondarev
    2. Monarchist
      Monarchist 7 May 2018 16: 30
      0
      Cedar, and remember the epic movie: “Liberation” there just shows how the bridgehead was captured with difficulty by the boshtorm, and the high command decided to consider this bridgehead to be false, and to deliver the main blow aside. When I first watched in childhood and burst into tears that the movie was wrong. I hope that this film will be shown on 9, and if not, I’ll climb on YouTube
      1. Dashing
        Dashing 7 May 2018 18: 29
        +1
        Monarchist, this episode of the battle for the Dnieper is taken from the novel by Yuri Bondarev "Battalions ask for fire." Bondarev was a co-author of the script "Liberation". Take time, watch the eponymous series.
    3. KVIRTU
      KVIRTU 13 May 2018 00: 41
      0
      What to say. Without underestimating the courage of our heroes, the perestroika works of Astafyev’s anti-Stalinist rhetoric, they say all in a meat grinder ... my 5 fought grandfathers would hardly have liked.
      Five fronts took part in the operation, 5 bridgeheads were immediately taken, taking advantage of the confusion among the retreating Germans. The largest, not even a springboard, but a piece of territory — Pripyat, Chernobyl, and the Central Front of Rokossovsky — created the main threat.
      At Bukrinsky, the main blow of Voronezh was actually being prepared, or rather, its 2nd TA, grouped for a long time, a week in my opinion, but the Germans, on the contrary, too. As a result, the direction of the attack was transferred to Lyutezh, and was transferred overnight at night.
      There is no lie here, the bridgehead at first covered preparation, then redeployment, it happens.
      And no one has ever played down the heroism of the defenders of Bukrinsky - the memorial is appropriate there, but in Lyutezh (not to be confused with the Battle of Kiev museum) it is very modest (it was in both places).
  6. Dimka75
    Dimka75 7 May 2018 12: 25
    +4
    my grandfather, a gunner, was seriously injured while crossing the Dnieper
    but in the hospital and in part they confused - and they sent a funeral home
    but when after a while they found a mistake - there was a lot of joy
    came to Berlin!
    the family still has a photo of a clipping from a regimental newspaper describing the battle and its death, as it turned out to be fake
  7. Nickname_2
    Nickname_2 7 May 2018 12: 34
    +2
    Eternal memory to the heroes.
  8. Black joe
    Black joe 7 May 2018 13: 10
    +1
    Thanks for the interesting article
  9. Monarchist
    Monarchist 7 May 2018 16: 18
    +3
    I had a neighbor, my grandfather Lyavontiy, he was taken from the village and he came to say goodbye to us, and on TV "Serving the Soviet Union" showed the teachings and how the pontonists direct the crossing. Lyavnty was parted: during the war the Germans couldn’t bring the bridge across the Dnieper bombed and fired
  10. Bersaglieri
    Bersaglieri 10 May 2018 23: 03
    +1
    The grandfather of the wife died during the crossing of the Dnieper ... the eternal memory of the heroes!
  11. kzgobi
    kzgobi 9 May 2020 13: 56
    0
    I am not a strategist, and not a tactician ... although from the heights of the present time you can see the best decisions ... ... the death toll for the Dnieper is an unbearable pain ... but these people died so that others could put their paintings on the Reichstag ... so that they could return home and not disappear ...

Героическая и трагическая битва за Днепр

Битва за Днепр осенью 1943 года стала одним из крупнейших сражений в истории. С обеих сторон в той битве приняло участие до 4 миллионов человек, а фронт растянулся почти на 750 километров.

Героическая и трагическая битва за Днепр


Гитлер понял, что летнее наступление Красной Армии если и удастся остановить, то только на Днепре, за счёт создания многочисленных укреплений «Восточного вала». Он требовал, чтобы солдаты вермахта защищали позиции на Днепре любой ценой. До Днепра немецкая армия отступала. Это был тактический ход, чтобы сохранить основные силы. Они определили эту водную преграду, от которой нельзя отступать, и считали, что мы её не сможем преодолеть. Так, с августа 1943 года вдоль всего берега Днепра возводились всевозможные укрепления, оборудованные огневыми точками. Днепр с его крутым правым берегом, на котором сосредоточились фашисты, и левым, более пологим, в низовье своём разливался до 3-х километров в ширину и представлял серьёзную преграду. А ещё было сильное течение в середине реки и очень холодная вода. Те, кто падал в воду вдали от берега, были практически обречены.


При отступлении немцами с левого берега Днепра было вывезено или уничтожено почти всё, что могло бы помочь нашим наступающим войскам. Это в первую очередь было продовольствие, домашний скот, лошади, фураж, рыбацкие лодки. Наши армии ещё гнали отступающего противника к реке, а уже был получен приказ главнокомандующего – с ходу форсировать Днепр. Важно было не дать противнику передышки для перегруппировки и укрепления оборонительных рубежей. Но растянувшиеся до 200 км на марше части оказались без собственных плавсредств и понтонов, без поддержки средств ПВО и тяжелой артиллерии. Из-за острой нехватки горючего вся техника значительно отставала от выдвинувшихся к Днепру передовых частей.

Георгий Жуков вспоминал: «Для тщательной подготовки наступления к Днепру у нас не было возможностей. В войсках обоих фронтов чувствовалась большая усталость от непрерывных сражений. Ощущались некоторые перебои в материально-техническом обеспечении».

Лодки и понтоны застряли где-то на марше. Средств для переправы почти не было, не считая нескольких надувных лодок. Местность на левом берегу степная, нет леса, не из чего было вязать плоты. Поэтому в ход пошло всё, что нашлось в ближайших поселениях (бочки, двери, деревянные сараи, плетни, крыши). Осложнялось всё ещё и тем, что у наших армий не было достаточного опыта по форсированию таких мощных и широких рек. Некоторые бойцы вообще не умели плавать.

Очевидцем тех событий был мой дедушка Подгорный Иван Матвеевич 1911 года рождения, служивший шофером в 27-й отдельной инженерной бригаде специального назначения 2-го Украинского фронта. Он рассказывал, что, когда солдаты увидели, какую реку придётся форсировать, многим стало не по себе. Температура воды в это время не превышала 5-6 градусов, а воздуха — около 10 градусов тепла. Через несколько минут пребывания в такой воде наступали переохлаждение и судороги мышц. Наши бойцы в шинелях, с оружием, гранатами, противогазом, сапёрной лопаткой и в кирзовых сапогах, выплыть на берег самостоятельно уже не могли. А с правого высокого и обрывистого берега по ним били пулемёты, артиллерия и миномёты. Днём переправляться было чистое самоубийство. Иногда высоко, на недосягаемой высоте висела «рама», выискивая сосредоточения наших войск, по которым сразу била артиллерия. Наших зенитных расчётов было мало, и немецкая авиация безнаказанно уничтожала всё, что обнаруживала на воде и на нашем берегу. В первые дни нам так не хватало поддержки с воздуха авиации, огня зенитчиков и артиллерии.

По ночам тёмные просторы реки высвечивались сигнальными ракетами, и по любому предмету на воде открывался шквальный пулемётный огонь. Несколько ночных неудачных попыток форсирования Днепра в самом начале операции стоили нам до половины личного состава. Тех, кого не достали пули, убивала своим холодом вода. Многие наступательные группы уходили к реке и не возвращались. А утром река выбрасывала на берег тела наших солдат, форсировавших Днепр выше по течению. Это было страшное зрелище. Река казалась красной от крови.

Иван Матвеевич всю войну служил шофером. Его боевой путь прошел через Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию и закончился в освобожденной Чехословакии. Но самые жуткие воспоминания о войне, которые навсегда врезались ему в память, были воспоминания о многих тысячах погибших наших солдат при форсировании Днепра.

Он неплохо играл на трофейной гармони, привезённой с фронта, и его часто просили сыграть что-нибудь после застолья. Эти выступления заканчивались всегда одинаково. Последней всегда была песня «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…» При этом песня скорее была похожа на стон, на невысказанную боль пережившего такие страдания человека. С последним аккордом сворачивались красные меха гармони, а на глазах старого солдата стояли слёзы. «Ваня, пойдём», — говорила бабушка и уводила его от гостей в другую комнату, где он мог прилечь на кровать и дать волю чувствам после нахлынувших воспоминаний.

О тех событиях писатель-фронтовик Юрий Бондарев написал повесть «Батальоны просят огня». А писатель Виктор Астафьев, служивший на войне, как и мой дед, шофёром, так описал переправу через Днепр в своём неоконченном романе «Прокляты и убиты»:

«Сотни раз уж было сказано: куда, кому, с кем, как плыть, но все это знание спуталось, смешалось, забылось, как только заговорили, ударили пушки и пулеметы. Оказавшись в воде, люди ахнули, ожженно забулькались, где и взвизгнули, хватаясь за баркас.

– Нельзя-а! Нельзя-а-а! – били по рукам, по головам, куда попало, били гребцы веслами, командиры ручками пистолетов. – Опрокинете! В Бога душу мать! Вперед! Впере-од!..

– Тону-у-у, тону-у-у! – послышался первый страшный вопль – и по всей ночной реке, до самого неба вознеслись крики о помощи, и одно пронзительное слово: – Ма-а-ама-а-а-а! – закружилось над рекой.

Оставшиеся в хуторе на левом берегу бойцы, слыша смертные крики с реки, потаенно благодарили судьбу и Бога за то, что они не там, не в воде… Почти все понтоны с бойцами, батальонными минометами и сорокапятками были на воде разбиты и утоплены, однако чудом каким-то, не иначе, словно по воздуху, некоторым подразделениям удалось добраться до берега, уцепиться за него и вслед за разрывами снарядов и мин продвинуться вперед, минуя осыпистый яр».


Каким-то чудом небольшим группам бойцов удавалось выбраться на вражеский берег и глубоко зарыться в него до рассвета. А с новым днём накатывались новые и новые волны огня, старающиеся сбросить их с обрыва обратно в реку. Но они держались. Много было раненых, но некому было их спасать. Наскоро перевязанные, они не выпускали из рук оружия. Не хватало боеприпасов и… воды. Хоть до реки было рукой подать, но выходить на простреливаемый берег было смертельно опасно.

Лодки, груженные боеприпасами и минами, немцы топили в первую очередь. В воздухе непрерывно висели немецкие самолёты и волнами свободно бомбили плацдарм и переправы. А на самом плацдарме не стихала артиллерийско-миномётная канонада, стреляли танки, снаряды рвались на земле и в воде, поднимая фонтаны брызг.

Бессмысленными потерями закончилась попытка десантирования парашютистов за Днепр. Из-за ошибки пилотов часть десантников попала в воды Днепра, часть на свои же позиции. Другие были ещё в воздухе расстреляны с земли зенитным и автоматическим огнём. Уцелевшая часть десанта за неимением противотанкового оружия была сметена вскоре после высадки танковыми корпусами. Единицам из них удалось выжить и пробиться к партизанам. Последние, со своей стороны, тоже помогали нашему наступлению, нарушая коммуникации врага, мешали подвозить подкрепление, боеприпасы и продовольствие.

И атаки нашей авиации, и огненные удары «Катюш», и массированная огневая поддержка артиллерии — всё это было позже, когда к Днепру подтянулись основные силы наступающих армий. Это позволило навести понтонные переправы и перекинуть «бронетанковый кулак» за реку, на отвоёванные у врага плацдармы.

Победа в битве за Днепр досталась нам дорогой ценой. Это сражение стало одним из самых кровопролитных в Великой Отечественной войне. К началу октября 1943 года в переправившихся за Днепр дивизиях оставалось только 20—30% от штатной численности личного состава. Только по официальным данным, наши потери составили убитыми и ранеными от 400 000 до 1 200 000 человек.

За форсирование Днепра только звание Героя Советского Союза было присвоено 2438 воинам.

А в памяти всего народа болью отозвалась песня «Ой, Днепро, Днепро…»
Автор: Кантемиров Виктор

Использованы фотографии: Из семейного архива автора

Статьи из этой серии:

К 70-летию Битвы за Днепр. Советское наступление на левом берегу
К 70-летию Битвы за Днепр. Советское наступление на левом берегу. Часть 2

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Песня о Днепре
Читайте также

Комментарии 14

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Rotmistr (Дмитрий Панченко) 7 мая 2018 06:07
    Героическая и трагическая страница отечественной истории
    Тяжёлая операция, сопряжённая с форсированием крупной водной преграды
    Не зря больше всего героев Советского Союза появилось по итогам Битвы за Днепр
  2. moskowit (Николай Иванович) 7 мая 2018 06:33
    Очень точно и правдиво описано в поэме А.Твардовского "Василий Тёркин"... Советую, кто не знаком с этим произведением, обязательно прочесть...
    Переправа, переправа!
    Берег левый, берег правый,
    Снег шершавый, кромка льда...

    Кому память, кому слава,
    Кому темная вода, -
    Ни приметы, ни следа.
  3. Владивосток1969 (Сергей) 7 мая 2018 06:48
    Дед моих друзей получил боевое крещение при форсировании Днепра.17 апреля отпразновал 95-ю годовщину.Каждый год 9 мая приходим с женой его поздравить.
  4. XII легион (Цезарь) 7 мая 2018 08:03
    Рад появлению такой статьи
    Покойный дед - участник форсирования Днепра.
    Спасибо
  5. кедр (Евгений) 7 мая 2018 08:55
    У Астафьева потрясающе достоверно описаны бои за днепровский плацдарм. Строгую рецензию на своё произведение он получил от самих ветеранов, участвовавших в переправе через Днепр и захвате плацдарма. Они вынесли своё суждение коротко, но ясно - "Так и было".
    Но, какой плацдарм сходу захватывали наши подошедшие к Днепру части? ЛОЖНЫЙ.
    Именно он описан в романе Виктора Петровича "Прокляты и убиты". На этом плацдарме, в тяжелейших условиях, наши бойцы сражались до последнего, заставляя немцев поверить, что именно здесь направление главного удара, в который верили сами. И когда германец поверил и стянул к ложному основные силы своего резерва, началась выше по течению Днепра, переправа основных войск. Войск подготовленных к переправе и штурму, закончившаяся захватом правобережья и разгромом дивизий "Восточного вала", на который Гитлер возлагал очень большие надежды остановить Советскую Армию.
    Прочтите, кто не читал роман-двулогию "Прокляты и убиты", что бы понять масштабы героизма и испытаний, которые проявил и пережил наш народ на пути к великой Победе 1945 года.
    1. rexby63 (Александр) 7 мая 2018 12:25
      Раньше Астафьева один из эпизодов битвы за Днепр был описан Ю.Бондаревым
    2. Монархист (Лабинский Слава) 7 мая 2018 16:30
      Кедр,а помните фильм- эпопея:" Освобождение" там как раз показано как с бошторм трудом захватили плацдарм, а верховное командование приняло решение этот плацдарм считать ложным, а основной удар наносить в стороне. Когда я в детстве впервые смотрел и расплакался,что кино неправильное. Надеюсь на 9 покажут этот фильм, а если нет я в Ютуб полезу
      1. ЛИХОй (Николай) 7 мая 2018 18:29
        Монархист, этот эпизод битвы за Днепр взят из романа Юрия Бондарева "Батальоны просят огня". Бондарев был соавтором сценария "Освобождения". Найдите время, посмотрите одноимённый сериал.
    3. KVIRTU (Григорий) 13 мая 2018 00:41
      Что сказать. Не преуменьшая мужества наших героев, перестроечные произведения Астафьева антисталинской риторики, мол всех в мясорубку... моим 5 воевавшим дедам вряд ли понравились бы.
      В операции участвовало 5 фронтов, сходу было взято 23 плацдарма, пользуясь неразберихи у отступавших немцев. Самый большой, даже не плацдарм, а участок территории - Припять, Чернобыль, Центральным фронтом Рокоссовского - основную угрозу как раз и создавал.
      На Букринском реально готовили основной удар Воронежского, точнее 2-й его ТА, группировались долго, неделю по моему, но и немцы напротив тоже. В итоге направление удара перенесли на Лютеж, еще неделю ночами перебрасывали.
      Лжи тут нет, плацдарм сначала прикрывал подготовку, потом передислокацию, так бывает.
      И никто никогда не преуменьшал героизм защитников Букринского - мемориал там соответствующий, а вот в Лютеже ( не путать с музеем Битва за Киев) очень скромный ( был в обоих местах).
  6. Димка75 (Дмитрий) 7 мая 2018 12:25
    мой дед-артиллерист тяжело ранен при форсировании Днепра
    но в госпитале и в части напутали - и на родину отправили похоронку
    зато когда через время обнаружили ошибку - много радости было
    дошел до Берлина !
    до сих пор в семье хранится фото вырезки из полковой газеты с описанием сражения и его гибели, как оказалось ненастоящей
  7. Ник ник_2 (ник ник) 7 мая 2018 12:34
    Вечная память героям.
  8. Черный Джо (Амантай) 7 мая 2018 13:10
    Спасибо за интересную статью
  9. Монархист (Лабинский Слава) 7 мая 2018 16:18
    У меня был сосед дед Лявонтий, его забирали из села и он зашел к нам проститься, а по ТВ" Служа Советскому Союзу" показывали учения и как понтонеры наводят переправу. Лявнтий расчуствовался: в войну мост через Днепр неделю не могли навести немцы бомбили и обстреливали
  10. Bersaglieri 10 мая 2018 23:03
    Дед супруги погиб при форсировании Днепра...вечная память героям!
Картина дня