Military Review

Russians in Persia: from the Polyakov brothers to the leader of nations

11



History He knows very few examples when the British managed to make room. In Iran, the Russians succeeded, and more than once they succeeded.


Section map of Persia on the English-Russian agreement 1907 of the year

Persia, the Armenian and Kurdish highlands, Mesopotamia and Mesopotamia - for Britain for a long time these lands were almost a patrimony, like Egypt or India. Tsarist Russia only after it had firmly settled in the Caucasus, tried to compete with the British on the western and southern shores of the Caspian Sea and in Persia. Russian merchants literally imposed their cheap concessions on the Persians, and a little later, not without success, they tried to draw the southern neighbor into the business of extracting Baku oil.

But decades later, already Stalin’s Russia was able to settle in Iran, although perhaps only because the British simply had their hands tied during World War II. In order to support an ally in the anti-German coalition, by securing a southern lend-lease supply route, Churchill even went to the joint occupation of Iran with the Soviets.

Beyond the Caspian is land for us

The rapidly growing Russian economy at the end of the 19th century aggressively mastered sales markets, first of all, where it felt less competition. And the interest in Iran in this respect was also reinforced by the geopolitical ambitions of the royal power. In addition, Persia could well become a springboard for a strike on Russia, and not at all from the British, but from the Turks, who longed for revenge on the 1878 year.

In a secret note to the king, "On our tasks in Persia" from 1897, General Kuropatkin wrote: "We inevitably have to remember that if Persia today does not have important political and economic importance for us, then for our children and grandchildren this value will increase in a huge degrees. Today we are still culturally not strong enough to even cope with the powerful support of the government from the markets of Azerbaijan, Tehran and even Khorasan. "

Concessions based on banks and major industrialists have become a new tool for the realization of imperial appetites. And although the possibilities to penetrate Persia economically and financially were very limited, Russian capital was actually given a blank check on the use of the English experience of securing as many concessions as possible for the construction of roads, the laying of telegraph lines, and the development of fields.

Iranian telegraph networks, the British, more precisely, the Indo-European company, using bribing and political pressure, almost monopolized, leaving behind five of the country's nine telegraph lines. And one of them - with the connection to the strategic submarine cable Jask - Muscat - Karachi. Line London - Calcutta generally passed the "natural" way ... through Tehran and Isfahan.

The Russian newspaper Novoye Vremya wrote: “The telegraph primarily provided communication between England and India, and the needs of Iran were often completely ignored.” The government of Iran retained control over the two lines of telegraph, and only two not the most important lines were able to rebuild and control the Russians.

Local successes were also in other industries, for example, the Russian businessman Stepan Lianozov, the brother of the founder of the well-known dynasty of businessmen George, managed to settle in Persia away from the British. His modern fishing complex on the southern coast of the Caspian Sea, also worked on the basis of a simple concession agreement, and not only brought millions of profits, but also provided work for more than four thousand local residents.

The British pressure and the Iranian enterprises of the brothers Jacob, Samuel and Lazar Polyakov — the bank, the insurance company and the Partnership of Industry and Commerce, practically did not experience British pressure. The Polyakovs fully enjoyed the benefits of the concession in Persia, earning there several tens of millions of rubles. Among other things, they themselves credited and organized loans for the government of the Shah. However, unlike Russia, the Polyakovs did not get involved in really large-scale enterprises in Persia, preferring to diversify, that is, not to put all their eggs in one basket.

But in the struggle for railway concessions, the Russian-British confrontation turned out to be an international scandal. Russia's response to Julius Reuter’s unprecedentedly favorable conditions (up to 1873-year customs management on the highway) for the construction of the Trans-Iranian Railway from the Caspian to the Persian Gulf in 20 was the personal ultimatum of Alexander II. Russia managed to break this concession, but the preponderance of the British in Persia remained until the division of spheres of influence in a country extremely disadvantageous to Russia, which was much more convenient to bend Persia as something single.




The Russians had the most difficulties in the oil sector, where our compatriots themselves were ready to offer concessions to rich Iranians. Baku oil is also largely the fruit of concession agreements. The first experience of public-private partnership in the industry was brought to life in 1901, namely in Persia, where the discovery of an oil field in general actually led to the creation of British Petroleum. The essence of the concession agreement was that the receiving state transferred to the concessionaire the right to use subsoil resources in order to cover the risk of exploration. But before the revolution, nothing good happened in the Baku fields.

Thanks to comrades Lenin and ... Stalin

However, after the revolution too. After the adoption of the famous Decree on 23 concessions in November 1920, the Bolsheviks began negotiations with a number of foreign firms on the granting of oil concessions in Grozny and Baku. Lenin warned the members of the Politburo that "concessions must be tried with all their might to give (that is, to find concessionaires) in Baku."

2 April 1921, the leader of the world proletariat, wrote: "It would be very good for 1 / 4 from Baku oil fields, maybe even 2 / 4, to pass to the concession." However, the major oil companies Standard Oil and Royal Dutch / Shell, slanted in the struggle for the monopoly in red Baku, finally scared away everyone else, including Iranian businessmen, who are actually ready for any conditions of the Soviets.

What Alexander II only dreamed about happened a few decades later - the shah of Iran itself managed to be crushed by itself to the Soviet Union under Stalin. And it was not so much the Soviet soldiers who even at the Teheran Conference provided the external guards of the American President Roosevelt and the British Prime Minister Churchill, as Soviet chervonets and Soviet industry did. In the days of Tehran-43, Shah Mohammed Reza Pahlavi, who had just recently reigned in Iran, hurried to ask for an audience with Churchill, Roosevelt and Stalin.

The leaders of the United States and Great Britain, without attaching serious importance to meetings with the young Shah, took him in their residences.


US President Roosevelt and Shah of Iran Mohammed Reza Pahlavi in ​​the painting by Soviet artist A. Gerasimov



At the same time, Churchill kept him in the waiting room for almost an hour, Roosevelt - twenty minutes. And the leader of the peoples, in response to the young Iranian monarch’s request for an audience, did not disdain to come forward with a response request, expressing at the same time, through the secretary, his recognition of declaring war against Hitler Germany.



For the East, it was the highest symbol of respect, Stalin clearly forever conquered the heart of the 24-year-old monarch, which is a lot of evidence, and could not in very long conversations with the Shah negotiate such favorable conditions of future concessions that Russia reaps their fruits so far. The Soviet leader proved himself to be a great master of true Eastern diplomacy in Tehran, and the good traditions of Russian-Iranian cooperation have been preserved to this day. Even the atomic project in Bushehr, which became the base for Iran’s notoriously comprehensive atomic program, would have been impossible if Iran had forgotten the experience of Russian and Soviet concessions.

The agreement, known as 5 + 1, and subsequently, with the connection of Germany, like 6 + 1, continues to annoy the United States, not least because almost the leading role in it is assigned to Russia. Among Russian atomic lobbyists they know that the uncompromising leaders of Iran more than once in private conversations expressed their readiness to transfer the nuclear center ... to the concession of Russia.

After replacing Stalin at the top of Khrushchev’s government, he impudently called Shah Pahlavi “imperialist” from the rostrum of the next party plenum and in fact closed the topic of concessions.

The wise Iranian leader chose to ignore this attack by the unlucky Soviet leader; Khrushchev’s speech was not published in the local press, which at that time was quite an effective measure. As a result, fortunately, the matter did not come to a complete break between Russia and Iran. Apparently, not accidentally years later, even after a number of problems and serious disagreements, after attracting German and French nuclear scientists, Iran nevertheless made a choice in favor of the Soviet Union as the main partner in implementing its large-scale atomic program.
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Terenin
    Terenin 8 May 2018 05: 50
    +11
    After replacing Stalin at the top of Khrushchev’s government, he impudently called Shah Pahlavi “imperialist” from the rostrum of the next party plenum and in fact closed the topic of concessions. That’s where Khrushchev is, there is a railway station in China, in Iran ...
    1. Vard
      Vard 8 May 2018 06: 44
      +3
      Moreover, this very organ with ears ... Here comes such after Putin ... And it will be all ... fun ...
      1. Egoza
        Egoza 8 May 2018 08: 49
        +3
        Quote: Vard
        Here comes such after Putin ... And it will be all ... fun ..

        No, really! Find a Better One Like IV Stalin!
        1. Reptiloid
          Reptiloid 8 May 2018 09: 41
          +2
          Quote: Egoza
          No, really! Find a Better One Like IV Stalin!
          Let's try, Elena!
          With Victory Day on May 9, I congratulate you with all my heart!
          1. dSK
            dSK 9 May 2018 05: 30
            0
            With Victory Day on May 9, I congratulate you with all my heart!

    2. Reptiloid
      Reptiloid 8 May 2018 21: 30
      +2
      Quote: Terenin
      where Khrushchev, there is a railway station in China, in Iran ...
      China became a reliable ally of the USSR --- There was help in creating China's Aviation (there is a 3-volume book ---- Great Neighborhood Aviation, I have the first volume.) There was military help against the Japanese. Stalin wanted to create a long-term strong alliance with China to influence the entire region . In the author’s book, Mialo (I don’t have one now) read that in 60 g, after the corn policy, secret negotiations began with the Americans. But now I remembered that in the plot of A.I. Fursov ----- "" Part of the Communists betrayed the USSR "," it is mentioned that in the 60s Great Britain began to try to establish relations with China. "" Having lost their colonial empire, they somehow turned to China. And after all, Xi traveled to England and lived in the palace. Here, both the states and the Britons, China was important and is. But not corn !!!!
    3. Doliva63
      Doliva63 9 May 2018 16: 38
      +4
      Quote: Terenin
      After replacing Stalin at the top of Khrushchev’s government, he impudently called Shah Pahlavi “imperialist” from the rostrum of the next party plenum and in fact closed the topic of concessions. That’s where Khrushchev is, there is a railway station in China, in Iran ...

      What is in the Union! laughing
  2. Imobile
    Imobile 8 May 2018 10: 08
    0
    . A series of famous events with the author’s comments, so that readers do not turn on the brain, like laughter behind the scenes in American shows. It would be better to describe exactly what benefits the USSR, Russia received and what kind of monetary and human losses they suffered for each period. And the author’s comments are not needed - everyone has a head here, and everyone can draw a conclusion for himself.
  3. Igor Shugarkin
    Igor Shugarkin 9 May 2018 16: 30
    0
    The "big game" continues. And the initiative seems to be on the side of Moscow. Now Iran is an important partner of Russia in the matter of regional security. In addition, with the implementation of a number of economic and energy projects, relations between countries will only be strengthened. And the decision of the US president to exit the nuclear deal plays into the hands of Russia. Here, the positions of Moscow and Tehran are similar: unilateral changes to the text of the treaty are regarded as disrespectful to the foundations of the world law and order.
  4. Doliva63
    Doliva63 9 May 2018 16: 48
    +4
    We must be friends with Iran. Firstly, it happened; secondly, Iran is a US irritant and a leverage on Israel; thirdly, Iran can be used against Azerbaijan, including the Caspian, if they decide to lie under the Yankees. And in general, you need to be friends with everyone drinks except arrogant Saxons and their allies
  5. 1970mk
    1970mk 10 May 2018 00: 07
    +1
    What is Persia? Persia "ordered to live" centuries ago! Is the Islamic State of Iran Persia? At least THIS is funny!

Военное обозрение

Русские в Персии: от братьев Поляковых до вождя народов

11



История знает совсем немного примеров, когда англичан удавалось заставить потесниться. В Иране это удалось русским, причём удалось не раз.


Карта раздела Персии по англо-русскому соглашению 1907 года

Персия, армянское и курдское нагорья, Месопотамия и Междуречье – для Британии долгое время эти земли были почти вотчиной, как Египет или Индия. Царская Россия только после того, как прочно обосновалась на Кавказе, попробовала конкурировать с англичанами на западном и южном берегах Каспия и в Персии. Русские купцы буквально навязывали персам свои дешёвые концессии, а чуть позже не без успеха пытались втянуть южного соседа в дело добычи бакинской нефти.

Зато десятилетия спустя уже сталинская Россия смогла обосноваться в Иране, хотя, возможно, только благодаря тому, что у англичан в годы Второй мировой войны были попросту связаны руки. Для того, чтобы поддержать союзника по антигерманской коалиции, обеспечив южный маршрут поставок по ленд-лизу, Черчилль пошёл даже на совместную с Советами оккупацию Ирана.

За Каспием для нас земля есть

Бурно росшая российская экономика в конце XIX века агрессивно осваивала рынки сбыта, прежде всего там, где чувствовала меньше конкуренции. А интерес к Ирану в этом отношении подкрепляли ещё и геополитические амбиции царской власти. К тому же Персия вполне могла стать и плацдармом для удара по России, причём вовсе не от англичан, а от турок, жаждавших реванша за 1878 год.

В секретной записке царю "О наших задачах в Персии" от 1897 г. генерал Куропаткин писал: "Мы неизбежно обязаны помнить, что если Персия ныне не имеет для нас важное политическое и экономическое значение, то для детей и внуков наших таковое значение возрастет в огромной степени. Ныне мы культурно всё ещё недостаточно сильны, чтобы даже с могущественной поддержкой правительства вполне справиться с рынками Азербайджана, Тегерана и даже Хорасана".

Концессии с опорой на банки и крупных промышленников стали новым инструментом реализации имперских аппетитов. И хотя возможности проникнуть в Персию экономически и финансово были весьма ограничены, российскому капиталу был фактически дан карт-бланш на использование английского опыта закрепления за собой возможно большего числа концессий на строительство дорог, прокладку телеграфных линий, разработку месторождений.

Телеграфные сети Ирана англичане, точнее, Индо-Европейская компания, используя подкуп и политическое давление, почти монополизировали, оставив за собой пять из девяти телеграфных линий страны. Причём одну из них — с подключением к стратегическому подводному кабелю Джаск — Маскат — Карачи. Линия Лондон — Калькутта вообще проходила "естественным" путём… через Тегеран и Исфахан.

Русская газета "Новое время" писала: "Телеграф в первую очередь обеспечивал связь Англии с Индией, а нужды Ирана зачастую совершенно не принимались во внимание". Контроль над двумя линиями телеграфа сохранило за собой правительство Ирана, и только две не самые важные линии смогли отстроить и получить в управление русские.

Локальные успехи были и в других отраслях, к примеру, российский предприниматель Степан Лианозов, брат основателя известной династии предпринимателей Георгия, сумел обосноваться в Персии подальше от англичан. Его современный рыбопромышленный комплекс на южном берегу Каспия, тоже работал на основе простенького концессионного договора, и не только приносил миллионные прибыли, но и обеспечивал работой более четырёх тысяч местных жителей.

Практически не испытывали британского давления и иранские предприятия братьев Якова, Самуила и Лазаря Поляковых – банк, страховое общество и Товарищество промышленности и торговли. Поляковы в полной мере пользовались преимуществами концессии в Персии, заработав там несколько десятков миллионов рублей. Среди прочего они сами кредитовали и организовывали займы для правительства шаха. Однако, в отличие от России, Поляковы не ввязывались в действительно масштабные предприятия в Персии, предпочитая диверсификацию, то есть не класть все яйца в одну корзину.

Но в борьбе за железнодорожные концессии российско-британское противостояние и вовсе обернулось международным скандалом. Ответом России на получение Юлиусом Рейтером в 1873 году беспрецедентной по выгоде условий (вплоть до 20-летнего управления таможнями на трассе) концессии на строительство Трансиранской магистрали от Каспия к берегам Персидского залива, стал личный ультиматум Александра II. Сорвать эту концессию России удалось, но перевес англичан в Персии сохранился вплоть до раздела сфер влияния в стране, чрезвычайно невыгодного России, которой было намного сподручней подмять под себя Персию как нечто единое.




Больше всего сложностей у русских было в нефтяной сфере, где наши соотечественники сами готовы были предлагать концессии богатым иранцам. Бакинская нефть – это тоже во многом плод концессионных соглашений. Первый опыт государственно-частного партнёрства в отрасли был воплощён в жизнь в 1901 году именно в Персии, где открытие нефтяного месторождения вообще фактически привело к созданию компании British Petroleum. Суть концессионного договора сводилась к тому, что принимающее государство передавало концессионеру право пользования недрами на условиях покрытия риска проведения геологоразведочных работ. Но до революции ничего путного на бакинских промыслах так и не сложилось.

Спасибо товарищам Ленину и… Сталину

Впрочем, и после революции – тоже. После принятия известного Декрета о концессиях от 23 ноября 1920 г. большевики начали переговоры с рядом иностранных фирм о предоставлении нефтяных концессий в Грозном и Баку. Ленин предупреждал членов Политбюро о том, что "концессии необходимо изо всех сил постараться дать (т. е. концессионеров найти) в Баку".

2 апреля 1921 г. вождь мирового пролетариата писал: "Было бы очень хорошо 1/4 бакинских нефтяных месторождений, может, даже 2/4, сдать в концессию". Однако крупнейшие нефтяные компании "Standard Oil" и "RoyalDutch/Shell", вдрызг разругавшиеся в борьбе за монополию в красном Баку, в итоге распугали всех остальных, в том числе и иранских предпринимателей, готовых вообще-то на любые условия Советов.

То, о чём только мечтал Александр II, случилось на несколько десятилетий позже — подмять по себя шахский Иран фактически удалось уже Советскому Союзу при Сталине. И сделали это не столько советские солдаты, которые даже на Тегеранской конференции обеспечивали наружную охрану американского президента Рузвельта и британского премьера Черчилля, сколько советские червонцы и советская промышленность. В дни Тегерана-43 только недавно воцарившийся в Иране шах Мохаммед Реза Пехлеви поспешил попросить аудиенции у Черчилля, Рузвельта и Сталина.

Лидеры США и Великобритании, не придав серьёзного значения встречам с молодым шахом, принимали его в своих резиденциях.


Президент США Рузвельт и шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви на картине советского художника А. Герасимова



При этом Черчилль продержал его в приёмной почти час, Рузвельт – двадцать минут. А вождь народов в ответ на просьбу молодого ещё тогда иранского монарха об аудиенции не погнушался сам выступить с ответной просьбой, выразив заодно через секретаря своё признание за объявление шахом войны гитлеровской Германии.



Для Востока это было высочайшим символом уважения, Сталин явно навсегда покорил сердце 24-летнего монарха, чему есть масса свидетельств, и смог в не самых продолжительных беседах с шахом оговорить такие благоприятные условия будущих концессий, что их плоды Россия пожинает до сих пор. Советский руководитель проявил себя в Тегеране великолепным мастером истинно восточной дипломатии, а добрые традиции российско-иранского сотрудничества сохранились вплоть до наших дней. Даже атомный проект в Бушере, который стал базовым для небезызвестного всеобъемлющего по атомной программе Ирана, был бы невозможен, если бы в Иране забыли опыт российских и советских концессий.

Соглашение, известное как 5+1, а впоследствии, с подключением Германии, как 6+1, продолжает раздражать США не в последнюю очередь потому, что едва ли не ведущая роль в нём отведена именно России. В среде российских атомщиков знают о том, что неуступчивые лидеры Ирана уже не раз в частных беседах выражали готовность передать атомный центр… в концессию России.

Сменивший Сталина на вершине власти Хрущёв с трибуны очередного партийного пленума нахально обозвал шаха Пехлеви "империалистом" и фактически закрыл тему концессий.

Мудрый иранский лидер предпочёл проигнорировать этот выпад незадачливого советского руководителя, речь Хрущёва не стали публиковать в местной прессе, что в то время было вполне эффективной мерой. В итоге до полного разрыва России с Ираном дело, к счастью, не дошло. Судя по всему, отнюдь не случайно спустя годы, пусть и после ряда проблем и серьёзных разногласий, после привлечения германских и французских атомщиков, Иран всё же сделал выбор в пользу Советского Союза как главного партнёра в реализации своей масштабной атомной программы.
Автор:
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Теренин
    Теренин 8 мая 2018 05:50
    +11
    Сменивший Сталина на вершине власти Хрущёв с трибуны очередного партийного пленума нахально обозвал шаха Пехлеви "империалистом" и фактически закрыл тему концессий. Вот где Хрущев, там ж.па, что в Китае, что в Иране...
    1. Vard
      Vard 8 мая 2018 06:44
      +3
      Причём этот самый орган с ушами... Вот придёт такой после Путина... И будет всем ...весело...
      1. Егоза
        Егоза 8 мая 2018 08:49
        +3
        Цитата: Vard
        Вот придёт такой после Путина... И будет всем ...весело..

        Нет уж! Найдите лучше такого как И.В. Сталин!
        1. Reptiloid
          Reptiloid 8 мая 2018 09:41
          +2
          Цитата: Егоза
          Нет уж! Найдите лучше такого как И.В. Сталин!
          Будем стараться, Елена!
          С Днём Победы 9 мая поздравляю Вас ото всей души!
          1. dsk
            dsk 9 мая 2018 05:30
            0
            С Днём Победы 9 мая поздравляю Вас ото всей души!

    2. Reptiloid
      Reptiloid 8 мая 2018 21:30
      +2
      Цитата: Теренин
      где Хрущев, там ж.па, что в Китае, что в Иране...
      Китай стал надёжным союзником СССР---Была помощь в создании Авиации Китая(есть 3хтомник----Авмация Великого соседа,у меня первый том.)Была помощь военная против японцев.Сталин хотел создать долговременный сильный союз с Китаем для влияния на весь регион.В книге автора Мяло(сейчас нет у меня) читал, что в 60 г, после политики кукурузного, стали тайные переговоры с американцами. А вот сейчас вспомнил, что и в сюжетеА.И.Фурсова-----""Часть коммунистов предали СССР"",упоминается, что в 60х Великобритания стала стараться наладить отношения с Китаем"".Утратив свою колониальную империю как-то обратились к Китаю.И ведь Си ездил в Англию и жил во дворце.Вот и штатам и бриттам Китай важен был и есть. Но не кукурузному!!!!
    3. Doliva63
      Doliva63 9 мая 2018 16:38
      +4
      Цитата: Теренин
      Сменивший Сталина на вершине власти Хрущёв с трибуны очередного партийного пленума нахально обозвал шаха Пехлеви "империалистом" и фактически закрыл тему концессий. Вот где Хрущев, там ж.па, что в Китае, что в Иране...

      Что в Союзе! laughing
  2. Imobile
    Imobile 8 мая 2018 10:08
    0
    . Череда известных событий с комментариями автора, чтоб не включали мозг читающие, как смех за кадром в американских шоу. Лучше бы описали какие именно выгоды получил СССР, Россия и какие потери денежные и людские понесли за каждый период. А комментарии автора не нужны - здесь у всех голова есть, и каждый сможет сделать вывод сам.
  3. Игорь Шугаркин
    Игорь Шугаркин 9 мая 2018 16:30
    0
    «Большая игра» продолжается. И инициатива, похоже, на стороне Москвы. Сейчас Иран является важным партнёром России в вопросе региональной безопасности. Кроме того, с реализацией целого ряда экономических и энергетических проектов взаимоотношения между странами будут лишь укрепляться. А решение президента США по выходу из ядерной сделки играет на руку России. Здесь позиции Москвы и Тегерана схожи: односторонние изменения текста договора расцениваются как проявление неуважения к основам мирового правопорядка.
  4. Doliva63
    Doliva63 9 мая 2018 16:48
    +4
    С Ираном дружить надо. Во-первых, так сложилось; во-вторых, Иран - раздражитель США и рычаг дваления на Израиль; в-третьих, Иран можно использовать против Азербайджана, включая Каспий, если те решат под янки лечь. И вообще, дружить надо со всеми drinks кроме нагло-саксов и их союзников
  5. 1970mk
    1970mk 10 мая 2018 00:07
    +1
    Какая Персия? Персия века назад "приказала жить"! Исламское государство Иран это Персия? По крайней мере ЭТО смешно!