Авиация Красной Армии в Гражданской войне. Некоторые особенности боевого применения

52
Февральский переворот 1917 г. положил начало разрушению и без того слабой русской авиапромышленности. Заграничные заказы также не реализовывались. В итоге, авиация к началу Гражданской войны оказалась в самом плачевном состоянии.

Но советская авиация, вступив в бой первоначально без централизованного руководства, без организованного снабжения, без упорядоченного комплекса авиапарков, складов и аэродромов, без достаточного кадра опытных и надежных летчиков, тем не менее, росла и укреплялась. Подбор самолетов был достаточно случайный - что затрудняло и обучение летчиков. Вследствие блокады советской России приходилось отправлять на фронт самолеты, не отвечающие требованиям времени. Старые «Ньюпоры» и «Фарманы» с изношенными моторами не могли удовлетворить современным (на тот момент) требованиям.





Авиаотряды имели крупные организационные дефекты, отсутствовали опытные начальники - что, разумеется, отражалось на боеспособности авиачастей.

Не лучше дело обстояло с авиацией и у противника. Организация белой авиации также осуществлялась в ходе вооруженной борьбы и также носила поспешный и не всегда организованный характер.

Державы Антанты использовали лишь ничтожную часть своей могучей авиации. Осуществлялись поставки и для нужд белых армий. Так, к середине 1919 г. ВСЮР получает британские де Хивиленды. В Архангельской операции англо-американцы пользовались гидроавиацией - осуществляя глубокие разведки в красном тылу. С появлением на Северном фронте белогвардейской армии англичане сформировали русские авиационные отряды на французских двухместных «Сопвичах», которые красные не успели вывезти из порта Бакарины.

Соответственно, в Гражданской войне масштаб деятельности авиации носил, сравнительно с воздушной войной в Первой мировой войне, незначительный характер. Специфика вооруженного противоборства также придала действиям авиации особый характер. Такие виды деятельности как корректирование стрельбы, аэрофотосъемка, служба самолетов пехоты, потеряли прежнее значение. Разведка чрезвычайно осложнилась - из-за непостоянства фронтов, перемешанности территорий противников, хаотичности в организации армейских структур. Выросло значение бомбометания, штурмовых ударов, агитационной деятельности, организации связи между группами войск.

Значение истребительной авиации снизилось.



При крайней неустойчивости фронтов в Гражданской войне и ограниченности ресурсов, авиаотряды могли быстро передвигаться вдоль судоходных рек или линий железных дорог – что позволяло быстро перебрасывать их на нужное направление.

Но, разумеется, в основном служба авиации в Гражданской войне сохранила общую преемственность с деятельностью авиации в войне мировой. Осуществлялись борьба за господство в воздухе, поддержка наземных войск, разведка, служба связи, выполнение специальных поручений.

Особое значение приобрела борьба за господство в воздухе. Сторона, имеющая качественное и количественное превосходство, могла затруднить проникновение противника вглубь позиций своих сухопутных войск. Примером могут служить действия немецких и красных авиационных частей в Литве и Латвии. В данном регионе красная авиация, уступая оппоненту в силе и скорости, не могла проникнуть за линию своего фронта.

Но борьба за господство в воздухе в Гражданской войне носила эпизодический характер, уступая первые места другим формам применения авиации. Отсутствие серьезной противовоздушной обороны и слабость (на некоторых фронтах) неприятельской авиации делали работу авиации возможной и на малых высотах. Снижаться в тылу противника на малую высоту стало менее опасно - что увеличило результативность штурмовых атак и бомбометания по колоннам, обозам, батареям. Сочетание разведки с активными ударными действиями становится в Гражданской войне правилом.

Невозможность с помощью небольшого числа самолетов обслуживать громадный фронт привела к торжеству принципа сосредоточения сил в решающем пункте: осуществлялись необходимые переброски авиационных сил и средств, и авиация была эффективной лишь там, где она была собрана в ударные кулаки - ценой обнажения менее важных участков.



Одно из первых мест в арсенале действий авиации в Гражданской войне занимали действия против наземных целей. Они заключались в стрельбе из пулеметов и бомбометании - как по живым, так и не живым целям. Объектами являлись паромы, бронепоезда, железнодорожные узлы, здания и сооружения, мосты, конница и пехота противника.

Так, когда в ходе боев на Маныче в 1919 г. конный корпус генерала Шатилова и следующий за ним уступом за правым флангом корпус генерала Покровского остановились в пределах видимости красной конницы Думенко, угрожавшей их правому флангу, командующий конной группой генерал Врангель приказывает корпусу - при поддержке авиации атаковать Думенко. Для выполнения задачи вылетело 9 аэропланов – но большая их часть к бомбометанию была не пригодна. Белая конница вытянулась в походные колонны, двигаясь на север, красная же оставалась на месте у хутора Корольково в резервном порядке. Несмотря на несоответствие части самолетов поставленной задаче, эффект от бомбометания был колоссальный. Красные понесли большие потери в людях и лошадях - и в полном беспорядке рассыпались по полю. В результате Думенко не смог своевременно привести в порядок свои главные силы и, не вводя их в бой, отошел, дав возможность конному корпусу генерала Покровского обеспечить правый фланг войск генерала Шатилова.

Когда 25-го мая укрепленный фронт красных под Перекопом был прорван белыми частями, ключевое значение также имели действия авиации. Сломив сопротивление красной артиллерии, она переносит свой удар на упорствующую пехоту. Потрясающие действия огромных бомб, обстрел из пулеметов с высоты 40 - 100 метров окончательно деморализовали пехоту, которая, бросая в панике оружие, разбежалась. Белое командование в своем приказе объявляло, что успех операции по овладению Северной Таврией был вызван исключительно действиями авиации.

Деятельность красной авиации в Борисовском районе в мае 1920-го г. выразилась в разрушении укрепленных позиций противника, батарей, железнодорожных узлов и деморализации гарнизона. Эти задачи были выполнены, несмотря на наличие сильной польской авиации. В период 1 - 27 мая было осуществлено более 300 самолетовылетов. В результате наблюдались пожары, взрывы и паника в стане противника.

10-го мая польские летчики при помощи американцев в ответ на бомбовые удары красных, решили уничтожить красный аэродром. Но самолеты противника были вовремя замечены - и красные летчики быстро поднялись в воздух, встретив противника в полукилометре от аэродрома. В результате, поляки сросили свои бомбы в лес и должны были быстро ретироваться, понеся потери.

Когда 15-го июня 1920 г. белым командованием была обнаружена в районе В. Токмака конная группа Жлобы, белые не располагали на данном участке достаточными силами - и поэтому 17-го июня ими был брошен в бой воздушный резерв. Троекратное бомбометание и обстрел из пулеметов с незначительной высоты нанесли конной группе большие потери и деморализовали ее. В этот день она потеряла до 300 лошадей.

19-го июня Жлобой вновь была произведена попытка прорваться к г. Мелитополю. Дивизия белых, противодействующая напору красных, еле сдерживала противника. В это время ей пришла на помощь авиация - и сосредоточенные удары бомбами и обстрелы из пулеметов с высоты 50-ти метров ошеломили красную конницу, которая в панике разбежалась. Таким образом, в разгроме корпуса Жлобы авиация сыграла решающую роль - она вовремя обнаружила своего противника, с помощью бомбометания лишила его активности и дала возможность белому командованию осуществить быструю переброску и перегруппировку войск.

Успешные действия белой авиации и поражение корпуса Жлобы, заставили командование и красных и белых, создать сильную авиационную группу из всех имеющихя в наличии самолетов. Массирование авиации на Южном фронте произошло впервые.

Красным, благодаря энергии летного состава, к началу августа удалось подготовить сильную авиагруппу. Работа группы выразилась в отражении атак корпуса генерала Кутепова и содействии частям Красной армии на каховском направлении - против частей генералов Слащева, Барбовича и Улагая. Белые наступали крупными конными массами в 3 – 4 тыс. коней, что являлось прекрасной мишенью для сотен бомб, сбрасываемых ежедневно. Красные летчики, снижаясь до минимальной высоты, расстреливали противника из пулеметов, забрасывали металлическими стрелами. Результат действия красной авиации, наносившей удар за ударом, заставил белых быстро отступить.

В середине августа 1920 г. авиационная группа была переброшена на каховское направление и успела встретить противника бомбами раньше, чем он развернул свои главные силы. На этом участке боевая работа группы была труднее и вследствие того, что противник стал применять средства маскировки.

В ходе отражения сентябрьского десанта войск Врангеля на юго-восточном берегу Азовского моря было произведено 17 полетов общей продолжительностью 32 часа, сброшена тонна бомб, выпущено 20000 патронов и разбросано до 40 кг литературы.

Также в сентябре 1920 г. на Западном фронте на долю авиации выпала ответственная задача обеспечить эвакуацию по железной дороге Барановичи - Минск и затруднить продвижение ударных частей противника. В 3-дневный срок штабом Воздухофлота был составлен проект формирования ударной авиационной группы. 28-го сентября противник прорвал фронт 8-й дивизии и вышел в тыл красным частям, заняв станцию Барановичи. 2-го октября красная эскадрилья вылетела в полном составе, и нанесла бомбовый удар по станции Барановичи. Результатом этого налета было разрушение станции Барановичи и штаба 14-й польской дивизии. Начальник дивизии генерал Конаржевский и несколько сотрудников штаба были убиты, остальные ранены.

В это же время другая группа с высоты 200 - 400 метров атаковала пехоту, двигавшуюся на подводах по шоссе к дер. Миловиды и внесла расстройство ее ряды - вызвав панику. Наступление противника было задержано.

3 - 4 октября красной авиацией было установлено, что 8-я дивизия, прикрывающая подступы к Минску, обойдена противником и, будучи сбита с позиций, в беспорядке отходит южнее железной дороги Барановичи - Минск - и шоссе на Минск открыто. Польская конница беспрепятственно двигалась к Минску, и к вечеру 4-го октября она была в городе. Установив точное нахождение польской конницы, эскадрилья вылетела - в полном составе. В районе южнее станции Кайданов произошла встреча авиации с польской конницей. Снизившись на 100 - 300 метров (и ниже), летчики забросали бомбами и обстреляли из пулеметов противника. Кавалерия рассеялась, лошади и люди в панике смешались, причем часть разбежалась по лесам. Летчики не отставали от конницы до тех пор, пока противник полностью не рассеялся. В результате этой блестящей воздушной атаки от полка кавалерии за 15 минут ничего не осталось. Атака эскадрильи на несколько часов замедлила движение противника, и дала возможность подходившим частям 27-й дивизии заполнить прорыв и уничтожить остатки зарвавшегося противника.

Т. о. авиация, получая широкую инициативу, действовала максимально эффективно. Применяя в начале Гражданской войны единичные налеты (с целью бомбометания), в дальнейшем авиация переходит к системе групповых налетов, выполняя параллельно и задачи по прорыву фронта противника, оказывая содействие другим родам войск при обходах, отражении атак и преследовании.

Авиационная разведка в Гражданской войне была менее значима по сравнению с Первой мировой войной. Проникновение вглубь расположения противника, регулярные агентурные сведения, меньшая численность войск, отсутствие сплошного фронта – все эти характерные особенности Гражданской войны способствовали получению сведений и без участия авиации. Но авиаразведка при изучении глубоких тылов, узлов и коммуникаций сыграла колоссальную роль. Особенно большое значение авиаразведка приобретает во 2-й период Гражданской войны - когда она принимает регулярный характер. Установление состава резервов противника и корректикование огня артиллерии становится обыденной работой разведывательной авиации.

Так, на Западном фронте в мае 1920-го года деятельность разведывательной авиации давала командованию ценные сведения. Одна эскадрилья работала на Борисовском направлении - имеющем перед собой крепость и укрепленный плацдарм, напоминающие обстановку мировой войны с ее траншеями, проволочными заграждениями в несколько рядов, замаскированными батареями. Вторая эскадрилья в Игуменском направлении имела перед собой подвижной фронт, где противник прятался в лесах и деревнях, маневрируя резервами. И, наконец, третья эскадрилья действовала на направлении Гомель - Речица, где красные части отходили.

В итоге деятельности авиации были заняты все укрепленные линии Борисовского плацдарма и окопы на берегу Березины, ежедневно производился подсчет эшелонов на железнодорожных путях Борисова, велось наблюдение за переправами и мостами на Березине. Были проведены глубокие разведки на Минск, а также совершен полет из г. Славного в Полоцк - на расстояние около 300 км вглубь территории противника.

Операция в Туркестане с целью розыска шайки Джунайд - Хана и отряда генерала Толстого в мае - июне 1920 г. также характеризовалась активными действиями разведывательной авиации. Был предпринят целый ряд глубоких разведок над пустыней Кара-Кум для обнаружения отрядов, пробиравшихся из Хивы в Персию. Эта работа выполнялась по заданию штабов бригад - последние назначали авиации районы и маршруты, требовавшие освещения. Но неумение командования использовать свою авиацию, отсутствие ориентировки у летчиков и отсутствие связи с конными частями сводило все действия по разведке лишь к моральному значению - в виде полетов над малонаселенными пустынями.

Авиация Красной Армии в Гражданской войне. Некоторые особенности боевого применения


На Южном фронте в августе 1920 г. на Каховском плацдарме красное командование поражалось скорости переброски сил противника, в особенности обозов. И командование поставило своей авиации задачу: выяснить - что находится в тысячах крестьянских подвод, составляющих обоз противника. Повторные разведки давали те же сведения: идет колонна, а за ней обоз длиной в 5 - 6 км - что говорило о несуразности численности передвигающейся части. Наконец, при помощи авиаразведки и сопоставления ее результатов с показаниями пленных было выявлено, что это масштабная дизинформация.

Авиаразведка в Гражданской войне имела некоторые особенности, связанные с отсутствием сплошного фронта и другими обстоятельствами. Артиллерийские группировки были разреженны, орудия располагались, как правило, взводами, обозы и резервы в большинстве случаев отсутствовали. Зачастую этими факторами объяснялось то, что авиаразведка в Гражданской войне давала слабые результаты.

В Первой мировой войне авиация как средство связи, особенно на Русском фронте, была использована слабо. В Гражданской же войне авиация как средство связи сыграла ключевую роль.

При отсутствии надлежащей телеграфной, радиотелеграфной и другой связи авиасвязь между группами войск и штабами разного уровня имела непреходящее значение. Во многих случаях она являлась единственным связующим звеном. Моральное значение такой связи для изолированных частей также было весьма велико. Возможность использовать устаревшие типы самолетов давало широкую возможность налаживания авиационной связи.

Отдельные отряды зачастую получали задачи директивного характера на значительный период времени - и им приходилось действовать фактически по своей инициативе. В этом отношении единственное средство, которое могло помочь командованию связаться с этими отрядами - это авиация.

Так, весной 1919 г. красная 9-я армия, вследствие натиска превосходящих сил противника и восстания зеленых в своем тылу, очутилась в затруднительном положении. Между отдельными частями связь была нарушена, железная дорога Поворино - Балашов была перерезана. Единственная надежда связаться со штабом дивизии – в рассчете на авиацию. Последняя, оторванная от своей базы более чем на 600 км, испытывая недостаток в горюче-смазочных материалах, выполняла возложенные задачи в неимоверно тяжелых условиях. Одновременно работа связи сопровождается разведкой, бомбометанием и агитацией.

Когда в 1919 году красный Уральск был осажден белыми со всех сторон, единственным средством связи также являлась авиация.

В мае 1920 г., во время отхода красной армии из-под Речицы на Западном фронте, было необходимо установить связь между штабом армии и дивизиями, которые, вследствие быстрого отступления, утратили всякую связь. И вновь задача была решена успешно.

Для установления связи между советской Россией и Хивой и Бухарой была использована исключительно авиация.

Активно действовала и белая авиация. Так, в 1919 году для поддержания связи между отдельными казачьими отрядами, действующими на фронте и в тылу Красной армии, были организованы специальные полеты под командованием полковника Веселовского - который установил непрерывную связь между восставшими с политическим и военным центром донского казачества – Новочеркасском. Во время рейда корпуса Мамонтова связь между казаками и главными силами ВСЮР поддерживалась исключительно авиацией.

Но авиационная связь все же носила в Гражданской войне больше эпизодический, нежели постоянный характер.



Выполняла авиация и специальные поручения – например, разбрасывала агитационную литературу, осуществляла доставку в тыл противника агентов, агитаторов для выполнения тех или иных заданий. Подобные действия осуществлялись и в ходе мировой войны на Восточном фронте в 1916 году – когда с самолетов в тылу русской армии высаживались агенты противника.

Работа авиации по разбрасыванию агитационной литературы происходила над населенными пунктами, боевыми позициями, над крупными резервами и скоплениями войск. Известны неоднократные случаи, когда благодаря прокламациям, разбрасываемым самолетами, целые части противника переходили на сторону красных (например, из состава колчаковской армии на Восточном фронте).

Авиация в Гражданской войне явилась также важным средством борьбы с разного рода повстанческими и партизанскими отрядами. Так, восстания в гг. Сызрани и Балашове были подавлены действиями авиации, которая, атакуя группами, производила сильное впечатление - рассеивая противника пулеметным огнем. То же самое было и в Самаре: два налета на город произвели деморализующее действие.

Так, в период борьбы с бандами Махно, по донесению разведки, под давлением красной кавалерии противник отходил в составе двух пехотных и двух конных полков, 50-ти пулеметов и 3-х орудий и направлялся на железнодорожную станцию, где находился авиаотряд и небольшой гарнизон силой до двух рот. Авиаотряд в несколько часов сорганизовался и, поднявшись в воздух, встретил банду сокрушительным бомбовым ударом. Этим летчики заставили Махно уйти на другую дорогу - чем спасли небольшой красный гарнизон от верной гибели.

В период 11 - 22 августа 1921 г. в боях к северу от железной дороги Кирсанов главные силы Антонова были рассеяны красной авиацией. Но к 10-му апреля у Антонова вновь собралось до 5000 сабель - с которыми он направился в район Ново-Николаевское. 11-го апреля Антонов неожиданно поворачивает на село Рассказово и, застигнув гарнизон врасполох, занимает село. Штаб бригады, окруженный бандой, отстреливался в окружении. В распоряжении командования резервов не было - кроме авиаотряда, который немедленно и был вызван на помощь. Налет на село Рассказово привел к тому, что летчики пулеметным огнем и бомбами спасли штаб бригады.

В Гражданской войне авиация была не только вспомогательным, но и ударным родом войск, производя огромное моральное впечатление на противника. Но попытки массового использования авиации с решительными боевыми целями удавались редко. Основная масса общевойсковых командиров не могла в должной мере распорядиться авиационными ресурсами, а полеты в основном носили эпизодический характер.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 мая 2018 05:20
    Интересные подробности и закономерности.
    Не зря марш авиаторов родился аккурат в 20 году.
    1. +4
      19 мая 2018 05:31
      Очень рад продолжении темы о Красной Армии. Также интересно о связи. Большое спасибо.
      1. +5
        19 мая 2018 05:52
        [quote]Авиация Красной Армии в Гражданской войне. Некоторые особенности боевого применения ? КЛАССИКА !
        1. +3
          19 мая 2018 07:10
          Цитата: андрей юрьевич
          Авиация Красной Армии в Гражданской войне. Некоторые особенности боевого применения ?

          Один из любимых фильмов детства. С арканом, перебор. Но снято интересно
          1. jjj
            0
            19 мая 2018 11:59
            Всегда занимал вопрос: куда делись сотни аэропланов, применяемые царской армией?
            1. avt
              +4
              19 мая 2018 15:35
              Цитата: jjj
              куда делись сотни аэропланов, применяемые царской армией?

              А подумать над тем из чего тогда аэропланы делали неохота ? Ну в свете на сколько их из этого материала хватало в наших атмосферных условиях.Это не считая за моторы , к которым запчастей вообще то не было в Гражданскую .Ну можно как ,,Ольгович" и ещё про Учредительное собрание bully
  2. +2
    19 мая 2018 06:20
    Был в пражском техническом музее.. Посмотрел как самолёты тех времён выглядили в натуре... Да были люди в то время... И они на ЭТОМ летали!
    1. +2
      19 мая 2018 07:03
      Цитата: Vard
      И они на ЭТОМ летали!

      Еще и воевать умудрялись...
  3. +1
    19 мая 2018 06:35
    и без того слабой русской авиапромышленности. Заграничные заказы также не реализовывались. В итоге, авиация к началу Гражданской войны оказалась в самом плачевном состоянии.
    и
    Но советская авиация, вступив в бой первоначально без централизованного руководства, без организованного снабжения, без упорядоченного комплекса авиапарков, складов и аэродромов, без достаточного кадра опытных и надежных летчиков, тем не менее, росла и укреплялась
    .

    Вот так вот интересно: все было в России плохо с разваленной авиацией, а вот советская авиация, да еще и в условиях международной изоляции, "укреплялась" . Из воздуха , видимо. yes

    Автору можно напомнить, что Россия была мировым лидером, например, в области морской авиации. Она обладала сильнейшим гидроавианосоным флотом в мире. Который бомбил Турцию (Стамбул, Босфор, Трапезунд и т.д.), Болгарию. Первая АУГ в мире-русская, первый удар по Перл-Харбор в истории -русский. первый морской истребитель, первый морской бомбардировщик-русские.
    Авиадивизии были укомплектованы сотнями гидросамолетов отечественной разработки (Григоровича) и производства.
    Как же "укрепила" эту авиацию новая власть? А эта авиация при ней-просто исчезла...
    1. +5
      19 мая 2018 07:08
      Цитата: Ольгович
      Вот так вот интересно: все было в России плохо с разваленной авиацией, а вот советская авиация, да еще и в условиях международной изоляции, "укреплялась" . Из воздуха , видимо.

      Нет, за счет разорения деревни. Достаточно просто узнать куда шел реквизированные хлебные запасы.
      Цитата: Ольгович
      Как же "укрепила" эту авиацию новая власть? А эта авиация при ней-просто исчезла...

      Зато появилась другая и МНОГО.
      К слову интересная особенность, еще Россия не развалилась, а уже в 1916-1917 годах, во Франции, за русские деньги проходило обучение пилотов для будущей Польши. При отборе кандидатов французское командование, под любыми предлогами отсеивало кандидатов иных национальностей, оставляя поляков. Как то зная об этом, резонно возникает вопрос, а что готовили союзники для России?
      1. -1
        19 мая 2018 08:11
        Цитата: svp67
        Нет, за счет разорения деревни. Достаточно просто узнать куда шел реквизированные хлебные запасы.

        Речь в статье-то о времени гражданской войны
        Цитата: svp67
        Зато появилась другая и МНОГО.

        Появилась, да. Только сначала была разрушена, потом достигла предыдущего уровня и только потом появилось много. Вот только время между 1917 г и "много"-безвозвратно пропало для страны......
    2. +3
      19 мая 2018 07:09
      Вот так вот интересно: все было в России плохо с разваленной авиацией

      Почему плохо?
      Плохо стало как раз в эпоху революционного лихолетья.
      Автору можно напомнить, что Россия была мировым лидером, например, в области морской авиации. Она обладала сильнейшим гидроавианосоным флотом в мире. Который бомбил Турцию (Стамбул, Босфор, Трапезунд и т.д.), Болгарию. Первая АУГ в мире-русская, первый удар по Перл-Харбор в истории -русский. первый морской истребитель, первый морской бомбардировщик-русские.

      Естественно. И автор это прекрасно знает, факты общеизвестные. Можно еще вспомнить об авиадивизии Балтфлота, воздушной битве за Ангерн, налетах на Варну (фактически была создана 1-я авианосная эскадра) ЧФ.
      Последышам досталось хорошее наследство.
      Но авиапромышленность действительно была на стадии становления. Новый род войск, новая отрасль.
      А авиацию впоследствии действительно пришлось восстанавливать и укреплять. Не укрепили бы - сейчас бы не летали...
    3. avt
      +7
      19 мая 2018 08:47
      Цитата: Ольгович
      Авиадивизии были укомплектованы сотнями гидросамолетов отечественной разработки (Григоровича) и производства.

      Созданных тем же Григоровичем на базе французской лодки купленной для завода Лебедева , что естественно не умаляет заслуг Григоровича. Хоть Шаврова для начала почитали что ли .
      Цитата: Ольгович
      Как же "укрепила" эту авиацию новая власть?

      Как могла , так и укрепляла. , что собственно в статье автор вполне конкретно описывает .
      Цитата: Ольгович
      А эта авиация при ней-просто исчезла...

      Ну это уже реально fool клиника.
      Цитата: Ольгович
      а вот советская авиация, да еще и в условиях международной изоляции, "укреплялась" .

      Ну если ещё что то способны в мозг пустить, кроме Учредительного собрания, то вообще то СССР был объявлено ,,золотое эмбарго"- технологии , обороудование продавали только за ХЛЕБ и ресурсы типа леса там и т.п. Так что
      Цитата: svp67
      Достаточно просто узнать куда шел реквизированные хлебные запасы
      и дурку включать
      Цитата: Ольгович
      Речь в статье-то о времени гражданской войны

      не надо . Авиацию восстанавливали практически так же , как ДО Первой мировой - с привлечением иностранцев . Просто поинтересуйтесь кто начинал свою работу у того же Ришара.
      1. -1
        19 мая 2018 16:03
        Цитата: avt
        Созданных тем же Григоровичем на базе французской лодки купленной для завода Лебедева , что естественно не умаляет заслуг Григоровича. Хоть Шаврова для начала почитали что ли .

        А французский самолет-на базе самолета братьев Райт. lol А Т 34-на базе Кристи. А Калашников-на базе немца. Что за ЧУШЬ? Базовые принципы-- одинаковы , конструкции каждого -уникальны. М1 Григоровича вообще не пошла в серию. А создал он массу моделей, включая истребители и бомбардтровщики.
        Вы еще "Мурзилку" порекомендуйте yes .
        Цитата: avt
        Как могла , так и укрепляла. , что собственно в статье автор вполне конкретно описывает

        Так НЕ смогла: исчезла морская авиация образца 1917. Такие вещи можно бы и знать. Что конкретно в статье и не упоминается.
        Совесткая авиация в годы ГВ, в условиях коллапса и отсутсвия поставок из-за рубежа, не могла быть лучше дореволюционной, когда таких проблем не было
        Цитата: avt
        Ну это уже реально клиника.

        Это факты.
        Цитата: avt
        Ну если ещё что то способны в мозг пустить, кроме Учредительного собрания, то вообще то СССР был объявлено ,,золотое эмбарго"- технологии , обороудование продавали только за ХЛЕБ и ресурсы типа леса там и т.п. Так что

        1. Речь в статье о времени гражданской бойни. Какое эмбарго, какие ресурсы хлеба и т.п.?
        2. Золотое эмбарго для СССР объявлено только в больных головах свидетелей интуриста: с 1931 по 1934 из СССР было вывезено золота более 260 тонн. Для чего Торгсин торговал во время смертельного голода мукой за ЗОЛОТО умирающего населения. Зерно тогда же составило только ...40% от экспорта.
        Цитата: avt
        и дурку включать

        То "клиника" у Вас упминается, то "дурка"... Зачем свои проблемы-сюда выносить? belay
        Цитата: avt
        не надо . Авиацию восстанавливали практически так же , как ДО Первой мировой - с привлечением иностранцев . Просто поинтересуйтесь кто начинал свою работу у того же Ришара.

        Надо. Ибо после ГВ был совсем другой период и обстоятельства, чем в рассматриваемый период ГВ..
        1. avt
          +5
          19 мая 2018 16:19
          Цитата: Ольгович
          . А Калашников-на базе немца.

          А учредительное собрание разогнал матрос Железняк. fool
          Цитата: Ольгович
          Совесткая авиация в годы ГВ, в условиях коллапса и отсутсвия поставок из-за рубежа, не могла быть лучше дореволюционной, когда таких проблем не было

          Да неужели !? Не верю ! Неужто просветление ??? bully Естественно , что практически ВСЯ авиация при режиме Николашки ,,Кровавого" усилиями её шефа - родственника царя , комплектовалась за счёт поставок из за рубежа, ну ещё штучно моторы трофейные были. ,,Муромцы " не в счёт , поскольку даже на них у Николашки не хватило ни ума , ни воли , противостоять родственнику-шефу авиации , любителю одномоторных аэропланов и создать эскадру бомбовозов хоть в 100 штук.
          Цитата: Ольгович
          Ибо после ГВ был совсем другой период и обстоятельства, чем в рассматриваемый период ГВ..

          Именно ЭТОТ период и стал становлением авиации в России/СССР. А не те времена ДО Первой мировой и во время её , когда усилия подвижников авиастроения шли вопреки , а не благодаря воли царской камарильи . Тот же Сикорский , Гаккель , да и Анатра -Анаде с их попытками создания авиапрома в царской России вам в ощущение.
          1. -1
            19 мая 2018 16:27
            Цитата: avt
            А учредительное собрание разогнал матрос Железняк

            А Григорович списал свою лодку с французской, а Т-34-с Кристи. и т.д.
            Цитата: avt
            Да неужели !? Не верю ! Неужто просветление ??? Естественно , что практически ВСЯ авиация при режиме Николашки ,,Кровавого" усилиями её шева - родственника царя , комплектовалась за счёт поставок из за рубежа. ,,Муромцы " не в счёт , поскольку даже на них у Николашки не хватило ни ума , ни воли , противостоять родственнику-шефу авиации , любителю одномоторных аэропланов и создать эскадру бомбовозов хоть в 100 штук.

            Сказать-то ЧТО хотели?
            Цитата: avt
            Именно ЭТОТ период и стал становлением авиации в России/СССР..

            Именно этот период НИКТО не рассмаривал. В обсуждении -ДРУГОЙ период.
            Цитата: avt
            не те времена ДО Первой мировой и во время её , когда усилия подвижников авиастроения шли вопреки , а не благодаря воли царской камарильи . Тот же Сикорский , Гаккель , да и Анатра -Анаде с их попытками создания авиапрома в царской России вам в ощущение.

            В ощущение Вам: ударов с авианосцев в составе АУГ по турциям, болгариям в СССР не было и в помине во ВМВ.
            В РИ-были.
            Ощущаете? yes
            1. avt
              +4
              19 мая 2018 16:47
              Цитата: Ольгович
              Сказать-то ЧТО хотели?

              Что хотел - сказал , не поняли -ваша беда , а не моя проблема.
              1. -1
                19 мая 2018 16:48
                Цитата: avt
                Что хотел - сказал , не поняли -ваша беда , а не моя проблема.

                И беда-не беда и проблема неумения Вами выразить свои мысли-тоже не моя. yes
        2. avt
          +4
          19 мая 2018 16:46
          Да ! Про
          Цитата: Ольгович
          2. Золотое эмбарго для СССР объявлено только в больных головах свидетелей интуриста: с 1931 по 1934 из СССР было вывезено золота более 260 тонн.

          Это вы царебожики по незнанию . Поскольку ленинское Учиться, учиться и ещё раз - учиться, игнорируете . На закупки золотом реально перешли , когда конкретно министр финансов USA Моргентау , тот самый , который своим планом ( царебожики реально только про план Маршала знают) довёл поверженную Германию до вымирания,подумал и решил играть не в короткую , ну на вымирание СССР, а в длинную - собрать по возможности как можно больше золотишка в Форт Ноксе.Апофеоз сего состоялся в Брейтонвуде подписанием соответствющих, действующих по ныне соглашений.
          1. -1
            19 мая 2018 16:57
            Цитата: avt
            Это вы царебожики по незнанию . Поскольку ленинское Учиться, учиться и ещё раз - учиться, игнорируете . На закупки золотом реально перешли , когда конкретно министр финансов USA Моргентау , тот самый , который своим планом ( царебожики реально только про план Маршала знают) довёл поверженную Германию до вымирания,подумал и решил играть не в короткую , ну на вымирание СССР, а в длинную - собрать по возможности как можно больше золотишка в Форт Ноксе.Апофеоз сего состоялся в Брейтонвуде подписанием соответствющих, действующих по ныне соглашений.

            Бессмысленный набор слов набожиков на интуристов. Когда перешли, от чего ушли, чтобы перейти, кто перешел, кто решил, зачем вместо уже обеспеченного вымирания страны советов (такая ж цель была, якобы) строили... сотни заводов, давали кредиты и даже продовольствие предлагали в кредит перед голодомором (набожики интуриста отказались).
            Ай, какой "хитрый план". Или планТ, таки? lol
            1. +1
              20 мая 2018 07:17
              Как же "укрепила" эту авиацию новая власть? А эта авиация при ней-просто исчезла...

              Потому что авиация из дерева, фанеры и ткани за полгода под открытым небом исчезает по определению... Строить новую не из чего, негде и некому. Война идёт. Гражданская...
              1. +15
                20 мая 2018 07:41
                А еще по рукам разошлась кучи правительств и растрепали, в т. ч. от неправильной эксплуатации
              2. -1
                20 мая 2018 08:47
                Цитата: тасха
                Как же "укрепила" эту авиацию новая власть? А эта авиация при ней-просто исчезла...

                Потому что авиация из дерева, фанеры и ткани за полгода под открытым небом исчезает по определению... Строить новую не из чего, негде и некому. Война идёт. Гражданская...

                Цитата: тасха
                Строить новую не из чего, негде и некому.

                Правильно! А статья-то говорит об "укреплении".
                А было разрушено и то, что имелось ранее.
                1. +1
                  20 мая 2018 09:35
                  Но советская авиация, вступив в бой первоначально без централизованного руководства, без организованного снабжения, без упорядоченного комплекса авиапарков, складов и аэродромов, без достаточного кадра опытных и надежных летчиков, тем не менее, росла и укреплялась.

                  Советской авиации не было вообще, по определению. Но после гражданской войны была уже сформированная структура... Самолётов стало меньше, но авиация укрепилась... Вот такой парадокс...
                  1. -1
                    20 мая 2018 09:39
                    Цитата: тасха
                    Но после гражданской войны

                    Статья ТОЛЬКО о периоде ГВ.
                    1. +1
                      20 мая 2018 09:46
                      Эммм. И что?
  4. +2
    20 мая 2018 01:23
    Уважаемый автор! Для чего вы вставили в статью чёрно-белый рисунок самолета-разведчика Р-3?
    Он появился после окончания Гражданской войны!
    1. +15
      20 мая 2018 06:26
      Уважаемый автор! Для чего вы вставили в статью чёрно-белый рисунок самолета-разведчика Р-3? Он появился после окончания Гражданской войны!

      Гражданская война закончилась в 1923 году (Якутский поход). Борьба с басмачами продолжалась позднее.
      У автора сказано о борьбе с басмачеством, и илл. посвящена этому. Так в чем проблема?
      Кстати, считается что оно, басмачество, подавлено в 1924 году. А Р-3 полетел в 1925 году. Тогда возникают вопросы: как в принципе появилась иллюстрация и Р-3 ли это?
      Может это Р-1, сражавшийся в 1923 году в Афганистане?
      1. +2
        20 мая 2018 11:43
        Р-1 заметно отличался от Р-3!

        Вот Р-1.
        1. +15
          20 мая 2018 11:44
          Ну так и задайте вопрос художнику: как самолет, появившийся в 1925 году воююет с басмачами
      2. +2
        20 мая 2018 11:49
        А это Р-3.

        К тому же картинка в статье это рисунок для статьи о Р-3 в журнале Моделист-Конструктор!
        Как видите Р-1 и Р-3 различались и двигателями и конструкцией самолётов.
        А борьба с басмачеством продолжалась и после 1924 года!
        Наиболее напряженным эпизодом по борьбе с басмачеством является Каракумская операция, проведенная в 1931 г., в результате которой была «разгромлена и ликвидирована вооруженная часть наиболее непримиримых противников советской власти…»

        (Алланиязов Т.К. Красные Каракумы: Очерки истории борьбы с антисоветским повстанческим движением в Туркменистане (март – октябрь 1931 года). Жесказган — Алматы, 2006, с. 241.)
        1. +15
          20 мая 2018 11:53
          Да знаю я ваши картинки.
          В моделистах и конструкторах и разным Тамах.
          Она то может и продолжилась, но так, как сейчас продолжается контртеррористическая операция на кавказе (ячейки и группы). А борьба с басмачеством официально завершилась в 24 году.
          1. 0
            20 мая 2018 12:02
            И из какого документа это явствует?
            1. +15
              20 мая 2018 12:09
              А с чего вы решили что можете задавать мне вопросы?
              1. 0
                20 мая 2018 12:12
                А с чего вы решили, что в праве посылать меня к художникам..
                1. +15
                  20 мая 2018 12:28
                  Вы подняли вопрос о картинке, вот и спросил.
                  Но пока вроде не посылал. А надо?
                  1. +1
                    20 мая 2018 19:13
                    Ну так и задайте вопрос художнику: как самолет, появившийся в 1925 году воюет с басмачами

                    Или это не вами написано?
      3. 0
        20 мая 2018 17:43
        Цитата: Серж72
        басмачество, подавлено в 1924 году

        В 26-ом, в основном. А так то они и в 30-е из Афганистана набеги делали.
        1. +15
          20 мая 2018 18:06
          В 26-ом, в основном.

          Спрошу как хохол меня выше:
          И из какого документа это явствует ??
          1. +1
            20 мая 2018 19:07
            По крайней мере в литературных источниках, современниками, отражена борьба с басмачами в 30-е.
            1. +1
              20 мая 2018 19:36
              А по поводу документов, есть труд Полякова, Чугунова "Конец басмачества", с кучей ссылок на архивные документы.
              1. +15
                20 мая 2018 22:18
                Речь о конкретных документах так сказать. Точнее документе - устанавливающем конец войны с басмачеством
                1. +1
                  20 мая 2018 22:36
                  Цитата: Серж72
                  Точнее документе - устанавливающем конец войны с басмачеством

                  А нету такого. Капитуляцию басмачи не подписывали как то. request
                  1. +16
                    21 мая 2018 07:04
                    Капитуляцию басмачи не подписывали как то

                    Это естественно. Я думал с меня спрашивают нечто вроде Манифеста или Приказа о завершении боевых действий вследствие разгрома осн. сил, против которых и стоило применять авиацию. А основные такие крупные силы, читал, были разгромлены в 1924 г. Остались мелкие шайки, не стоящие и самолетовылета
                    1. +1
                      21 мая 2018 09:31
                      К сентябрю 31-ого в басмачи контролировали почти все Каракумы. В операции против их участвовало ОГПУ, САВО, и добровольцы. 13 сентября, после того, как басмачи сожгли одну Т-27 (погиб начальник мотомеханизированного отряда), на помощь пришла авиация. Пишут про 22 самолета, которые бомбили басмачей 14 сентября, но документов по этому поводу не нашел. Нашел документ, адресованный Ягоде, от 8 октября (сводка ОГПУ). "4 октября, в районе колодца Ата-Кую, авиаразведкой проведена бомбежка банды - 50 джигитов".
  5. +1
    20 мая 2018 07:12
    Не очень хорошая статья. Обрывками, неполно и ещё зачем-то действия авиации Белого движения влезли.
    1. +15
      20 мая 2018 07:39
      Статья отличная!
      Ну а краткость - извините, не том карла маркса а ВО.
      ещё зачем-то действия авиации Белого движения влезли.

      Понятно зачем - для сравнения.
      Критиковать-то всегда проще. Как сказал Достоевский:
      Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом
      1. +1
        20 мая 2018 08:37
        Понятно зачем - для сравнения.

        С чем сравнивать-то? С таким эпизодом, например, которого в статье нет? wink

        "Тем временем другой красный летчик с бреющего полета стал косить из пулемета атакующие цепи белогвардейцев. По словам участника боя, командира батальона Народной армии ротмистра Корженко, «по полю, расположенному перед станцией Свияжск, бывшему на виду наступавшего отряда и служившему аэродромом для красных, стал разбегаться большевистский самолет, прямо в сторону отряда и, не забирая высоты, подлетел к цепи и стал обстреливать ее из пулемета. „...“ Впечатление было самое отвратительное и солдаты не выдержали, побежали. Бой был проигран и положение восстановить не удалось»"

        Есть хорошая и полная книга на эту тему. Рекомендую:
        "Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев.Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне..."

        Критиковать-то всегда проще. Как сказал Достоевский:
        .
        А чё это вы меня Достоевским пугаете? wink Я думаю, что Фёдор Михайлович на меня не рассердится, за моё личное мнение по поводу прочитанного мной.
        1. +15
          20 мая 2018 11:41
          С чем сравнивать-то? С таким эпизодом, например, которого в статье нет

          Сравнивают не эпизоды - а ситуации
          Тем временем другой красный летчик с бреющего полета стал косить из пулемета атакующие цепи белогвардейцев. По словам участника боя, командира батальона Народной армии ротмистра Корженко, «по полю, расположенному перед станцией Свияжск, бывшему на виду наступавшего отряда и служившему аэродромом для красных, стал разбегаться большевистский самолет, прямо в сторону отряда и, не забирая высоты, подлетел к цепи и стал обстреливать ее из пулемета. „...“ Впечатление было самое отвратительное и солдаты не выдержали, побежали. Бой был проигран и положение восстановить не удалось»"

          Господи, как наглядно! Для восприятия старшей группы детсада wink
          А я вспоминаю анекдот про "ероя" Гражданской войны (хотя в таких войнах ероев не бывает). Пришел в школу и рассказывает: "Выезжаю на пригорок на белом коне. Смотрю налево - твою мать. Смотрю направо - твою мать...
          Школьники: Вот это память laughing ".
          Есть хорошая и полная книга на эту тему. Рекомендую:
          "Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев.Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне..."

          Мне ваши рекомендации без надобности. Но и вам могу тогда порекомендовать: Вяеслав Кондратьев, Марат Хайрулин. "Авиация Гражданской войны". Тоже прекрасная книга.
          А чё это вы меня Достоевским пугаете? wink Я думаю, что Фёдор Михайлович на меня не рассердится, за моё личное мнение по поводу прочитанного мной.

          Да я вас не пугаю, нужны вы мне 100 лет. И еще бы сто лет не знать. Просто отметил что из плохих писателей получаются хорошие критики. Мне кажется - к месту.
          Ну а автору могу рекомендовать, применительно к критикующей шушаре, обитающей на во (и как заметил - критикующей как правило некомпетентно и зачастую лживо), придерживаться смысла другого замечательного высказывания Ф. Достоевского
          Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
          .
          good
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
  6. +15
    20 мая 2018 17:20
    Статья понравилась
    тасха
    Есть хорошая и полная книга на эту тему. Рекомендую:
    "Марат Хайрулин, Вячеслав Кондратьев.Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне..."
    Серж72
    Вяеслав Кондратьев, Марат Хайрулин. "Авиация Гражданской войны". Тоже прекрасная книга.

    И в обеих книгах нет именно тех интересных эпизодов, приводимых в данной статье. Информация уникальна
  7. 0
    22 мая 2018 12:33
    В Гражданской войне авиация была не только вспомогательным, но и ударным родом войск, производя огромное моральное впечатление на противника.

    Лошади пугались самолетов - достаточно было пройтись на небольшой высоте, рак лошади в страхе бросались бежать.
    Урона никакого, но деморализованные сотни еще надо было собрать.
    1. +15
      22 мая 2018 15:06
      Лошади пугались самолетов - достаточно было пройтись на небольшой высоте, рак лошади в страхе бросались бежать.

      Как показала история - недостаточно. Особенно яркий пример - случай с корпусом Жлобы, и нужен был именно удар с воздуха и не один. А конница - находиться на открытом пространстве и быть смассирована
      https://topwar.ru/106756-aviaciya-protiv-kavaleri
      i-ili-reyd-na-melitopol.html