Military Review

British rapier: Rapier-2000 SAM

16
Ten to fifteen years after the adoption of the Rapier anti-aircraft missile complex by the British military, it became clear that they needed to bother with the creation of a new class of anti-aircraft defense. Based on economic and practical considerations, it was decided not to create a new air defense system from scratch, but to do it through a deep modernization of the existing Rapier. Competition for the modernization of the old complex won by British Aerospace. This choice of the military can be explained by the fact that shortly before this firm was formed through the merger and transformation of several defense companies, including the British Aircraft Corporation, which created the original Rapier.

British rapier: Rapier-2000 SAM


Work on the new complex, called the Rapier-2000, was started in 1986 year. The purpose of the modernization was simple: with small forces and costs, create a new air defense system capable of effectively fighting all existing and future air targets. In addition, it was necessary to increase the potential of the complex with respect to low-altitude targets and to ensure the ability to work in conditions of the use of modern EW facilities by the enemy. Finally, the new air defense system should have sufficient mobility, which required the use of wheeled chassis.

The main element of the Rapier-2000 anti-aircraft missile system is the Rapier Mk2 rocket, which is the direct heir of the original version of the Rapier. The rocket with a length of 2,24 meter and a kilogram 43 starting weight is made according to the normal aerodynamic configuration. In the middle part of the cylindrical body four stabilizers are mounted with built-in command receiver antennas. The handlebars and their drives, respectively, are placed in the back of the rocket, in front of the nozzle of a solid fuel engine. In addition, in the tail of the rocket there are four tracer: with their help, the opto-electronic station of an anti-aircraft missile system can track the movement of the rocket. The warhead of the rocket is done in two versions. In the first case, this is a high-explosive fragmentation warhead with a remote fuse based on a laser rangefinder, and in the second case it is a semi-armored one with a contact fuse. The first is designed to destroy small targets like unmanned aerial vehicles or cruise missiles, and the second is used when attacking airplanes and helicopters. In both combat parts of the rocket there is a self-liquidator. It works in the event that during the first 0,5 seconds of the flight the rocket does not receive commands from the guidance station. Missiles are transported in special containers. Before the equipment of the launcher, the missiles are taken out of the containers, and then mounted on the guides. Among other things, during the modernization of old Mk1 missiles and bringing them to the state of Mk2, British Aerospace designers increased the ammunition life. For this reason, Rapier Mk2 missiles can be stored in a shipping container for up to ten years, of course, with proper storage and handling.



Missile launch is carried out with the guides of the launcher. It is a module mounted on a two-wheeled chassis. Eight guides for rockets and two blocks of an optical-electronic observation station (ECO) are located on the turntable with a hydraulic drive - a target and a hardware one. Thanks to the turntable, the guides and ECO have a circular horizontal guidance. Vertically, guides and scopes can move from -5 ° to + 60 °. Installation of rockets on the guides is done manually by two soldiers from the calculation of the complex.

For the detection and tracking of targets, the Rapier-2000 complex has a Dagger radar station. Radar calculators allow you to detect and track simultaneously to 75 targets. In addition, the equipment allows in semi-automatic mode to distribute targets according to the degree of danger and to build the order of attack accordingly. According to a number of sources, the Dagger radar automatics has the functions of countering anti-radar ammunition. Thus, upon detecting an attack, the station automatically disables the transmission of any signals, which, according to the designers' idea, should confuse the rocket prompting the radiation source. Dagger radar antenna consists of 1024 receiving and transmitting elements and allows you to confidently "see" the target at a distance of 20 kilometers. In addition, Dagger produces identification by “friend or foe” system.



Targeting a missile at a target is the task of a separate Blindfire-2000 radar. It is a further development of the corresponding element of the Rapier complex - the DN-181 radar - and has better characteristics than it. In particular, the Blandfair-2000 uses linear frequency modulation of the emitted signal, which significantly improves the noise immunity. Interestingly, the guidance station complex Rapier-2000 takes a rocket to escort a little earlier than it was on the Rapier. To do this, on the launcher, namely on the target unit, there is an additional antenna control rocket. This antenna is used to put a rocket under the main signal. In the event that the Blindfire-2000 station’s resistance to interference is insufficient, the missile is guided by the ECO. It consists of a television camera and a thermal imager. Using the rocket tracer, the ECO provides the computer with its coordinates. At the same time it is possible to detect and track the target with optical means. However, regardless of the detection method used, commands are sent to the rocket via radio. At the same time, it is possible to fire only two targets - by the number of target tracking devices and missiles.

All elements of the Rapier-2000 anti-aircraft missile system are mounted on three identical biaxial trailers, which can be towed by any available transport of a corresponding payload. The main towing vehicle in this case are off-road trucks: at the same time as mobility, they are also used as transport vehicles. In the back of a single truck, you can carry 15-20 missiles in transport containers. Each caravan on which the complex is mounted is equipped with a separate diesel generator, an air conditioner and a liquid cooling system to ensure the operability of the equipment. In addition to the three trailers with equipment and rockets, the complex includes two remote control panels on tripods. One of them is the workplace of the crew commander, the other is the operator. When deploying the air defense missile system to the combat position, the calculation connects all elements using fiber optic cables. Radio communication between them is not provided. This was done to improve the efficiency of the interaction of systems in the conditions of use by the enemy EW.

The Rapier-2000 anti-aircraft missile system was adopted by the ground forces and the British Air Force in the 1995 year. It was originally planned to produce for their own needs more than two hundred sets of "Rapier-2000", but for several reasons it was possible to do this only after more than ten years. At the same time, the situation allowed British Aerospace specialists to create an export modification called Jernas. From the original Rapier-2000, it differs only in the layout of some of the nodes and the platform used. So, the Jernas launcher and the Dagger detection radar can be installed both on a two-wheeled trailer and instead of the body of a suitable vehicle. This, for example, may be the famous SUV HMMWV or similar cars. As for the control panels, in all cases they are mounted in the cab.

Based on:
http://rbase.new-factoria.ru/
Vasilin N.Ya., Gurinovich A.L. Anti-aircraft missile systems. - Minsk: Popurri LLC, 2002
Author:
16 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Railways
    Railways 6 May 2012 09: 35
    +1
    We have OCA-AKM. Good article.
    1. Aleksey67
      Aleksey67 6 May 2012 12: 16
      +1
      2,24-meter rocket with a launch weight of 43 kilograms

      If the info is correct, then what is it made of?
      1. 755962
        755962 6 May 2012 16: 26
        +2
        Most likely composites.
        1. Aleksey67
          Aleksey67 6 May 2012 16: 32
          +3
          Here is TTX

          Firing range, km
          - minimum 0,5
          - maximum 8
          Target height, km
          - minimum 0,15
          - maximum 3,5
          Limit course parameter, km 5,5
          The maximum speed of the hit target, m / s 500
          The probability of hitting a target with one missile is 0,6
          Radio command guidance system
          Reaction time, s 5
          Deployment time, min 10
          TTX missile "Rapier" Mk2
          Launch weight, kg 43
          Length, m 2,24
          Maximum case diameter, mm 130
          Span of stabilizers, mm 380
          Maximum flight speed, m/s 700
          Warhead mass (high-explosive fragmentation or semi-armor-piercing), kg 1,5
          TTX radar "Dagger"
          Target detection range, km 20
          Operating frequency range, GHz 10-20
          Beam width in azimuth, deg 2
          TTX radar "Blindfire-2000"
          Target detection range, km 12
          Operating frequency range, GHz 30-40
          Radiated pulse power, kW 40
          Pulse repetition frequency, Hz 400

          It is strange that the author did not put them in the article
          In my opinion, q is a very small target hit height
          1. APASUS
            APASUS 6 May 2012 22: 46
            0
            Quote: Aleksey67
            In my opinion, q is a very small target hit height

            Yes, and a detection range of 12 km .... will it manage to react to a missile attack?
          2. mga04
            mga04 7 May 2012 09: 43
            0
            Quote: Aleksey67
            In my opinion, q is a very small target hit height

            And at the same time, a very large minimum target height. To work on cruise missiles and helicopters of 150 meters of minimum height, this is very bad.
      2. beard999
        beard999 6 May 2012 16: 48
        0
        Today, in terms of its overall dimensions, the Rapier Mk2 missile is nothing special. Compare the performance characteristics of the Russian SAM with the British:
        SAM 9M337
        Launch mass of missiles - 26 kg
        SAM diameter - 72/130 mm
        SAM length - 2317 mm
        The maximum launch range of missiles - 8000 m
        Maximum speed SAM - 1200 m / s
        SAM "Rapier" Mk2
        Launch mass of missiles - 43 kg
        SAM diameter - 130 mm
        SAM length - 2240 mm
        The maximum launch range of missiles - 8000 m
        Maximum speed SAM - 700 m / s
  2. ankh-andrej
    ankh-andrej 6 May 2012 12: 11
    +1
    On missile and artillery "Broadsword" looks like.
  3. Yarbay
    Yarbay 6 May 2012 12: 25
    +1
    and I would like to know how far it hits !! ??
  4. Ridder
    Ridder 6 May 2012 12: 28
    +1
    It seems to me alone that this complex is too bulky and clumsy and, in addition, is "afraid" of dirt and difficult to maintain?
  5. Kyrgyz
    Kyrgyz 6 May 2012 20: 14
    +2
    It’s right that on trailers, it’s cheaper and any transport that is at hand can be used
    1. sergey261180
      sergey261180 6 May 2012 20: 18
      0
      "Thor" - that's right!
    2. Num lock U.A.
      Num lock U.A. 7 May 2012 12: 29
      0
      as an option, (one of several) yes, but self-propelled anti-aircraft mounts respond faster and more quickly to possible threats
  6. ward
    ward 7 May 2012 12: 45
    +2
    Recently, in foreign ... and not only military developments, a strange phenomenon has been observed ... it seems like it was done beautifully ... functionally ... but something is not right ... there is no divine illumination or something ... especially it rushes in comparison with our technology ... yes, on the knee ... yes the elemental base of the last century ... but it works and how it works ... there is an opinion that the features of Western education are more and more manifesting their negative aspects .. I will explain in the Middle Ages the scientist’s work was to find a solution in books ... real researchers on they were called alchemists and were not reckoned among the proud tribe of scientists ... and now the ability to smartly express common truths has replaced the research ... analytical approach ... and this is too red ...
  7. KAZAKHSTAN
    KAZAKHSTAN 7 May 2012 13: 54
    0
    The machine is clearly weak, the racket is small, single-stage. Portable hand-held air defense systems are much more effective than this semi-trailer truck.

    PIDAL TROLLEY SEMI-TRAILER type air defense
    1. mox
      mox 7 May 2012 21: 32
      +1
      Excuse me. You are not at all in the subject.
      MANPADS and this SAM are completely different types of weapons.
      The complex is similar in level and area to the Tunguska-Panzer-Tor-Osa (to the maximum.)
      She loses to everyone by maneuverability and wins by price (GM costs money if you don’t say so).
      The effectiveness of the complex consists not only of the performance characteristics, but also of the trained crew / crew, electronic warfare (your own and the enemy), the separation of defense of air defense, and so on. etc.
      In air defense, the machine gun driver is hard.
  8. Num lock U.A.
    Num lock U.A. 7 May 2012 23: 54
    +2
    Does this product remind me of the Field Kitchen Air Defense Complex alone? laughing
    especially pleased with the canister on all photos bully
  9. Ortrega
    Ortrega 27 May 2012 18: 42
    0
    And what’s on the towbar does the Soviet Depot twenty-liter do? What are they interestingly pour in, for any alcohol drinks fellow wassat
    1. makar1k
      makar1k 13 July 2012 23: 51
      0
      Well, if you turn your brains on - in the DT canister for an onboard diesel engine (s), if there are several of them, but then yes - it looks like a field kitchen

Британская рапира: ЗРК Rapier-2000

Через десять-пятнадцать лет после принятия на вооружение зенитного ракетного комплекса Rapier британским военным стало ясно, что нужно озаботиться созданием нового средства противовоздушной обороны аналогичного класса. Исходя из экономических и практических соображений, было решено не создавать новый ЗРК с нуля, но делать его путем глубокой модернизации имеющейся «Рапиры». Конкурс на модернизацию старого комплекса выиграла компания British Aerospace. Этот выбор военных можно объяснить тем, что незадолго до того эта фирма была образована путем слияния и преобразования нескольких оборонных предприятий, в том числе и British Aircraft Corporation, создавшего исходный Rapier.

Британская рапира: ЗРК Rapier-2000


Работы по новому комплексу, получившему название Rapier-2000, были начаты в 1986 году. Цель модернизации была проста: малыми силами и затратами создать новый ЗРК, способный эффективно бороться со всеми имеющимися и перспективными воздушными целями. Кроме того, необходимо было повысить потенциал комплекса в отношении низковысотных целей и обеспечить способность работы в условиях применения противником современных средств РЭБ. Наконец, новый ЗРК должен был иметь достаточную мобильность, что потребовало применить колесные шасси.


Главным элементом зенитного ракетного комплекса Rapier-2000 является ракета Rapier Mk2, являющаяся прямым наследником боеприпаса оригинальной версии «Рапиры». Ракета длиной 2,24 метра и стартовым весом 43 килограмма выполнена по нормальной аэродинамической схеме. В средней части цилиндрического корпуса смонтированы четыре стабилизатора со встроенными антеннами приемника команд. Рули и их приводы, соответственно, размещены в задней части ракеты, перед соплом твердотопливного двигателя. Кроме того, в хвостовой части ракеты имеются четыре трассера: с их помощью оптико-электронная станция зенитного ракетного комплекса может отслеживать перемещения ракеты. Боевая часть ракеты делается в двух вариантах. В первом случае это осколочно-фугасная боеголовка с дистанционным взрывателем на основе лазерного дальномера, а во втором – полубронебойная с контактным взрывателем. Первая предназначена для уничтожения малоразмерных целей наподобие беспилотных летательных аппаратов или крылатых ракет, а вторая используется при атаке самолетов и вертолетов. В обеих боевых частях ракеты имеется самоликвидатор. Он срабатывает в том случае, если в течение первых 0,5 секунды полета ракета не получит команд со станции наведения. Транспортировка ракет осуществляется в специальных контейнерах. Перед снаряжением пусковой установки ракеты вынимаются из контейнеров, после чего устанавливаются на направляющие. Среди прочего, во время модернизации старых ракет Mk1 и приведения их к состоянию Mk2 конструкторы British Aerospace повысили ресурс боеприпасов. По этой причине ракеты Rapier Mk2 могут храниться в транспортном контейнере до десяти лет, конечно же, при правильном хранении и обращении с ними.

Британская рапира: ЗРК Rapier-2000


Пуск ракет осуществляется с направляющих пусковой установки. Она представляет собой модуль, смонтированный на двухколесном шасси. На поворотной платформе с гидравлическим приводом размещено восемь направляющих для ракет и два блока оптико-электронной станции наблюдения (ОЭС) – визирный и аппаратный. Благодаря поворотной платформе направляющие и ОЭС имеют круговую горизонтальную наводку. По вертикали направляющие и визиры могут двигаться в пределах от -5° до + 60°. Установка ракет на направляющие производится вручную силами двух солдат из расчета комплекса.

Для обнаружения и сопровождения целей в составе комплекса Rapier-2000 имеется радиолокационная станция Dagger. Вычислители РЛС позволяют обнаруживать и сопровождать одновременно до 75 целей. Кроме того, аппаратура позволяет в полуавтоматическом режиме распределять цели по степени опасности и строить порядок атаки соответствующим образом. Согласно ряду источников, автоматика РЛС Dagger имеет функции противодействия противорадиолокационным боеприпасам. Так, обнаружив атаку, станция автоматически отключает передачу каких-либо сигналов, что, по задумке конструкторов, должно сбить с толку наводящуюся на источник излучения ракету. Антенна РЛС Dagger состоит из 1024 приемно-передающих элементов и позволяет уверенно «видеть» цели на расстоянии до 20 километров. Кроме того, Dagger производит опознавание по системе «свой-чужой».

Британская рапира: ЗРК Rapier-2000


Наведение ракеты на цель является задачей отдельной радиолокационной станции Blindfire-2000. Она является дальнейшим развитием соответствующего элемента комплекса Rapier – РЛС DN-181 – и имеет лучшие характеристики по сравнению с ним. В частности, «Бландфаер-2000» использует линейную частотную модуляцию излучаемого сигнала, что заметно улучшает помехозащищенность. Интересно, что станция наведения комплекса Rapier-2000 берет ракету на сопровождение немного раньше, чем это было на Rapier. Для этого на пусковой установке, а именно на визирном блоке, имеется дополнительная антенна управления ракетой. Эта антенна используется для выведения ракеты под сигнал основной. В случае если стойкость к помехам станции Blindfire-2000 оказывается недостаточной, наведение ракеты происходит при помощи ОЭС. В ее состав входят телевизионная камера и тепловизор. Используя трассер ракеты, ОЭС выдает вычислителю ее координаты. При этом одновременно возможно обнаружение и сопровождение цели оптическими средствами. Тем не менее, вне зависимости от используемого способа обнаружения, посылка команд на ракету осуществляется по радиоканалу. Одновременно возможен обстрел только двух целей – по количеству средств сопровождения целей и ракет.

Все элементы зенитного ракетного комплекса Rapier-2000 монтируются трех на одинаковых двухосных автоприцепах, буксировка которых может производиться любым доступным транспортом соответствующей грузоподъемности. Основным буксировщиком при этом являются грузовики повышенной проходимости: одновременно с обеспечением мобильности они используются и в качестве транспортных машин. В кузове одного грузовика можно перевозить 15-20 ракет в транспортных контейнерах. Каждый автоприцеп, на котором смонтирован комплекс, оснащен отдельным дизельным генератором, воздушным кондиционером и системой жидкостного охлаждения для обеспечения работоспособности аппаратуры. Помимо трех прицепов с оборудованием и ракет в состав комплекса входят два выносных пульта управления на треногах. Один из них является рабочим местом командира расчета, другой – оператора. При разворачивании ЗРК в боевое положение расчет соединяет все элементы при помощи оптоволоконных кабелей. Радиосвязь между ними не предусмотрена. Это было сделано для повышения эффективности взаимодействия систем в условиях применения противником РЭБ.

Зенитный ракетный комплекс Rapier-2000 был принят на вооружение сухопутных войск и ВВС Великобритании в 1995 году. Первоначально планировалось произвести для собственных нужд более двух сотен комплектов «Рапиры-2000», но по ряду причин это удалось сделать только через десять с лишним лет. В то же время, обстановка позволила специалистам British Aerospace создать экспортную модификацию под названием Jernas. От оригинального Rapier-2000 он отличается только компоновкой некоторых узлов и используемой платформой. Так, пусковая установка Jernas и РЛС обнаружения Dagger могут устанавливаться как на двухколесный прицеп, так и вместо кузова подходящего автомобиля. Это, например, может быть известный внедорожник HMMWV или ему подобное авто. Что касается пультов управления, то во всех случаях они монтируются в кабине машины.

По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
Василин Н.Я., Гуринович А.Л. Зенитные ракетные комплексы. – Мн.: ООО «Попурри», 2002
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 16
  1. RailWays 6 мая 2012 09:35
    У нас ОСА-АКМ. Хорошая статья.
    RailWays
    1. Алексей67 6 мая 2012 12:16
      Ракета длиной 2,24 метра и стартовым весом 43 килограмма

      Если инфа верна, то из чего она сделана?
      Алексей67
      1. 755962 6 мая 2012 16:26
        Скорей всего композиты.
        755962
        1. Алексей67 6 мая 2012 16:32
          Вот ТТХ

          Дальность стрельбы, км
          - минимальная 0,5
          - максимальная 8
          Высота поражения цели, км
          - минимальная 0,15
          - максимальная 3,5
          Предельный курсовой параметр, км 5,5
          Максимальная скорость поражаемой цели, м/с 500
          Вероятность поражения цели одной ЗУР 0,6
          Система наведения радиокомандная
          Время реакции, с 5
          Время развертывания, мин 10
          ТТХ ракеты "Rapier" Мк2
          Стартовая масса, кг 43
          Длина, м 2,24
          Максимальный диаметр корпуса, мм 130
          Размах стабилизаторов, мм 380
          Максимальная скорость полета, м/с 700
          Масса БЧ (осколочно-фугасной или полубронебойной), кг 1,5
          ТТХ РЛС "Dagger"
          Дальность обнаружения целей, км 20
          Диапазон рабочих частот, ГГц 10-20
          Ширина диаграммы направленности по азимуту, град 2
          ТТХ РЛС "Blindfire-2000"
          Дальность обнаружения целей, км 12
          Диапазон рабочих частот, ГГц 30-40
          Излучаемая импульсная мощность, кВт 40
          Частота повторения импульсов, Гц 400

          Странно, что автор не поместил их в статью
          На мой взгля д очень маленькая высота поражения цели
          Алексей67
          1. APASUS 6 мая 2012 22:46
            Цитата: Алексей67
            На мой взгля д очень маленькая высота поражения цели

            Да и дальность обнаружения 12 км ....успеет ли среагировать на ракетную атаку?
          2. mga04 7 мая 2012 09:43
            Цитата: Алексей67
            На мой взгля д очень маленькая высота поражения цели

            И при этом очень большая минимальная высота цели. Для работы по крылатым ракетам и вертолетам 150 метров минимальной высоты это очень плохо.
            mga04
      2. beard999 6 мая 2012 16:48
        На сегодняшний день, по массогабаритным характеристикам, ракета «Rapier» Mk2, ничего особенного, из себя не представляет. Сравните ТТХ российской ЗУР с британской:
        ЗУР 9М337
        Стартовая масса ЗУР - 26 кг
        Диаметр ЗУР - 72/130 мм
        Длина ЗУР - 2317 мм
        Максимальная дальность пуска ЗУР - 8000 м
        Максимальная скорость ЗУР - 1200 м/с
        ЗУР «Rapier» Mk2
        Стартовая масса ЗУР - 43 кг
        Диаметр ЗУР - 130 мм
        Длина ЗУР - 2240 мм
        Максимальная дальность пуска ЗУР - 8000 м
        Максимальная скорость ЗУР - 700 м/с
        beard999
  2. ankh-andrej 6 мая 2012 12:11
    На ракетно-артиллерийский «Палаш» смахивает.
  3. Yarbay 6 мая 2012 12:25
    и хотелось бы знать на какое расстояние бьет!!??
    Yarbay
  4. Ridder 6 мая 2012 12:28
    Мне одному кажется что это комплекс черезчур громоздкий и неповоротливый и вдобавок "боится" грязи и сложен в тех обслуживании ?
    Ridder
  5. киргиз 6 мая 2012 20:14
    Правильно что на прицепах, дешевле и транспорт любой что под рукой использовать можно
    1. sergey261180 6 мая 2012 20:18
      "Тор" - вот это правильно!
      sergey261180
    2. Num Lock UA 7 мая 2012 12:29
      как вариант, (один из нескольких) да, но самоходные зенитные установки быстрее и оперативней реагируют на возможные угрозы
      Num Lock UA
  6. вард 7 мая 2012 12:45
    В последнее время в зарубежных... и не только военных разработках наблюдается странное явление... вроде как то сделано красиво... функционально... но что то не то... божьего озарения нет что ли... особенно это бросается в глаза в сравнении с нашей техникой... да на коленке... да элементная база прошлый век... но работает и ещё как работает... есть мнение, что особенности западного образования всё сильнее и сильнее проявляют свои негативные стороны... поясню в средние века работа учёного заключалась в поиске решения в книгах... настоящие исследователи назывались алхимиками и к гордому племени учёных не коим образом не причислялись... так и сейчас умение бойко излагать прописные истины подменило исследовательский...аналитический подход... а это черевато...
  7. КАЗАХСТАНЕЦ 7 мая 2012 13:54
    Машина явно слабенькая, ракетка маленькая, одноступенчатая Переносные ручные зрк куда эфективней чем эта тележка полуприцеп

    ПИДАЛЬНАЯ ТЕЛЕЖКА ПОЛУПРИЦЕП типа ПВО
    КАЗАХСТАНЕЦ
    1. mox 7 мая 2012 21:32
      Извините. Вы вообще не в теме.
      ПЗРК и этот ЗРК совершенно разноклассовые виды вооружения.
      Комплекс по уровню и зоне поражения схож с Тунгуской -Панцерь-Тор-Оса (по максимуму.)
      Всем она проигрывает по маневренности и выигрывает по цене (ГМ стоит денег как не крути).
      Эфективность комплекса складывается не только с показателей ТТХ, но и из обучености рассчета/экипажа, РЭБ (своя и противника), эшелонированости обороны ПВО и тд. и тп.
      В ПВО водителю пулемета тяжело.
      mox
  8. Num Lock UA 7 мая 2012 23:54
    мне одному это изделие напоминает Комплекс ПВО Полевой Кухни? laughing
    особенно порадовала канистра на всех фотах bully
    Num Lock UA
  9. Ortrega 27 мая 2012 18:42
    А что там на фаркопе,делает совдеповская двадцатилитровка?Что они интересно туда заливают,по любому спирт drinks fellow wassat
    Ortrega
    1. makar1k 13 июля 2012 23:51
      ну тут если мозгами пораскинуть - в канистре ДТ для бортового дизеля(дизелей) если там их несколько, но так то да - на полевую кухню похожа
      makar1k

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня