Сунь-цзы, "Искусство войны"

Сунь-цзы, "Искусство войны"
«Был человек, которой имел всего 30 000 войска и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь-цзы.»

Согласно «Запискам» Сыма Цяня, Сунь-цзы был полководцем княжества У во время правления князя Хо-люя (514-495 г. до н.э.). Именно заслугам Сунь-цзы приписываются военные успехи княжества У, принесшие его князю титул гегемона. Согласно традиции принято считать, что именно для князя Хо-люя и был написан «Трактат о военном искусстве» (500 г. до н.э.).

Трактат Сунь-цзы оказал принципиальное влияние на все военное искусство Востока. Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, трактат Сунь-цзы постоянно цитируется военными теоретиками Китая от У-цзы до Мао-цзе-дуна. Особое место в военно-теоретической литературе Востока занимают комментарии к Сунь-цзы, из которых первые появились еще в эпоху Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), а новые продолжают создаваться и по сей день, хотя сам Сунь-цзы не заботился о сопровождении своего трактата примерами и пояснениями.


Из всех «Семи военных канонов» «Военная стратегия» Сунь-цзы, традиционно известная как «Искусство войны», получила наибольшее распространение на Западе. Впервые переведенная французским миссионером около двух столетий назад, она постоянно изучалась и использовалась Наполеоном, и, возможно, некоторыми представителями нацистского главнокомандования. В течении двух последних тысячелетий она оставалась самым важным военным трактатом в Азии, где даже простые люди знали ее название. Китайские, японские, корейские военные теоретики и профессиональные солдаты обязательно изучали ее, и многие из стратегий сыграли немаловажную роль в легендарной военной истории Японии, начиная с VIII века.

Долго считалось, что «Искусство войны» является древнейшим и наиболее глубоким военным трактатом Китая. Однако, даже если пренебрегать вероятностью более поздних наслоений и изменений, нельзя игнорировать факт более чем двухтысячелетней истории ведения боевых действий и существования тактики до 500 г. до н.э. и приписывать фактическое создание стратегии одному Сунь-цзы. Сжатый, часто абстрактный характер его пассажей приводится в свидетельство того, что книга была составлена на раннем этапе развития китайского письма, но можно выдвинуть в равной степени неотразимый аргумент, что столь философски изощренный стиль возможен лишь при наличии опыта боевых сражений и традиции серьезного изучения военной тематики. Базовые концепции и общие пассажи скорее всего говорят в пользу обширной военной традиции и прогрессирующих знаний и опыта, чем в пользу «творения из ничего».

В настоящее время существуют три точки зрения о времени создания «Искусства войны». Первая приписывает книгу историческому деятелю Сунь У, полагая, что окончательная редакция была сделана вскоре после его смерти в начале V в. до н.э. Вторая, основывающаяся на самом тексте, приписывает его к середине – второй половине периода «Борющихся Царств» (IV или III вв. до н.э.). Третья, также базирующаяся на самом тексте, а также на ранее открытых источниках, помещает его где-то во второй половине V в. до н.э.
Едва ли будет установлена подлинная дата, однако, вполне вероятно, что такая историческая личность существовала, и сам Сунь У не только служил стратегом и, возможно, командующим, но и составил канву книги, носящей его имя. Затем, самое существенное передавалось из поколения в поколение в семье или в школе ближайших учеников, с годами исправляясь и обретая все более широкое распространение. Самый ранний текст был, возможно, отредактирован знаменитым потомком Сунь-цзы Сунь Бинем, который также широко использовал его учение в своих «Военных методах».

О Сунь-цзы упоминают многие исторические источники, включая «Ши цзи», однако «Вёсны и Осени У и Юэ» предлагают более интересный вариант:
"На третьем году правления Хэлюй-вана полководцы из У хотели напасть на Чу, но никаких действий не последовало. У Цзысюй и Бо Си говорили друг другу: «Мы готовим воинов и расчеты от имени правителя. Эти стратегии будут выгодны для государства, и поэтому правитель должен напасть на Чу. Но он не отдает приказов и не желает собирать армию. Что мы должны делать?». Спустя какое-то время, правитель царства У спросил У Цзысю и Бо Си: «Я хочу послать армию. Что вы думаете об этом?» У Цзысюй и Бо Си ответили: «Мы хотели бы получить приказы». Правитель У втайне полагал, что эти двое затаили глубокую ненависть к Чу. Он очень боялся, что эти двое поведут армию только для того, чтобы быть уничтоженными. Он взошел на башню, повернулся лицом к южному ветру и тяжело вздохнул. Спустя какое-то время, он вздохнул снова. Никто из министров не понял мыслей правителя. У Цзысюй догадался, что правитель не примет решения, и тогда рекомендовал ему Сунь-цзы.

Сунь-цзы по имени У, был родом из царства У. Он преуспел в военной стратегии, но жил вдали от двора, поэтому простые люди не знали о его способностях. У Цзысюй, будучи сведущим, мудрым и проницательным, знал, что Сунь-цзы может проникнуть в ряды врага и уничтожить его. Однажды утром, когда он обсуждал военные дела, он рекомендовал Сунь-цзы семь раз. Правитель У сказал: «Раз вы нашли оправдание, чтобы выдвинуть этого мужа, я хочу видеть его». Он спрашивал Сунь-цзы о военной стратегии и каждый раз, когда тот выкладывал ту или иную часть своей книги, не мог найти достаточных для похвалы слов. Очень довольный, правитель спросил: «Если возможно, я хотел бы подвергнуть вашу стратегию маленькой проверке». Сунь-цзы сказал: «Это возможно. Мы можем провести проверку с помощью женщин из внутреннего дворца». Правитель сказал: «Согласен». Сунь-цзы сказал: «Пусть две любимые наложницы вашего величества возглавят два подразделения, каждая поведет одно». Он приказал всем тремстам женщинам надеть шлемы и доспехи, нести мечи и щиты и выстроиться. Он обучил их военным правилам, то есть идти вперед, отходить, поворачиваться налево и направо и разворачиваться кругом в соответствии с боем барабана. Он сообщил о запретах и затем приказал: «С первым ударом барабана вы должны все собраться, со вторым ударом наступать с оружием в руках, с третьим построиться в боевой порядок». Тут женщины, прикрыв рот руками, рассмеялись. Затем Сунь-цзы лично взял в руки палочки и ударил в барабан, отдавая приказания три раза и объясняя их пять раз. Они смеялись, как и прежде. Сунь-цзы понял, что женщины будут продолжать смеяться и не остановятся. Сунь-цзы был в ярости. Глаза у него были широко открыты, голос подобен рыку тигра, волосы встали дыбом, а завязки шапочки порвались на шее. Он сказал Знатоку законов: «Принесите топоры палача».

[Затем] Сунь-цзы сказал: «Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза, а приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это вина командиров. Согласно предписаниям военной дисциплины, каково наказание?» Знаток законов сказал: «Обезглавливание!» Тогда Сунь-цзы приказал отрубить головы командирам двух подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя.

Правитель У взошел на площадку, чтобы наблюдать, когда двух его любимых наложниц собирались обезглавливать. Он спешно отправил чиновника вниз с приказом: «Я понял, что полководец может управлять войсками. Без этих двух наложниц пища мне будет не в радость. Лучше не обезглавливать их». Сунь-цзы сказал: «Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять». [И обезглавил их].

Он снова ударил в барабан, и они двигались налево и направо, вперед и назад, разворачивались кругом согласно предписанным правилам, не смея даже прищуриться. Подразделения молчали, не осмеливаясь взглянуть вокруг. Затем Сунь-цзы доложил правителю У: «Армия уже хорошо повинуется. Я прошу ваше величество взглянуть на них. Когда бы вы не захотели использовать их, даже заставить пройти через огонь и воду, это не составит трудностей. Их можно использовать для приведения Поднебесной в порядок».

Однако правитель У неожиданно оказался недоволен. Он сказал: «Я знаю, что вы превосходно руководите армией. Даже если благодаря этому я стану гегемоном, места для их обучения не будет. Полководец, пожалуйста, распустите армию и возвращайтесь к себе. Я не желаю продолжать». Сунь-цзы сказал: «Ваше величество любит только слова, но не может постигнуть смысл». У Цзысюй увещевал: «Я слышал, что армия – это неблагодарное дело, и ее нельзя произвольно проверять. Поэтому, если кто-либо формирует армию, но не выступает с карательным походом, военное Дао не проявится. Сейчас, если ваше величество искренне ищет талантливых людей и хочет собрать армию для того, чтобы наказать жестокое царство Чу, стать гегемоном в Поднебесной и устрашить удельных князей, если вы не назначите Сунь-цзы главнокомандующим, кто сможет перейти Хуай, пересечь Сы и пройти тысячу ли чтобы вступить в сражение?»

Тогда правитель У воодушевился. Он приказал бить в барабаны, чтобы собрать штаб армии, созвал войска и напал на Чу. Сунь-цзы взял Шу, убив двух полководцев-перебежчиков: Кай Юя и Чжу Юна."

В биографии, содержащейся в «Ши цзи», дальше говорится, что «на западе он одержал победу над могущественным царством Чу и дошел до Ин. На севере устрашил Ци и Цзинь, и его имя стало знаменитым среди удельных князей. Это произошло благодаря силе Сунь-цзы».

После 511 г. до н.э. Сунь-цзы ни разу не упоминался письменными источниками ни как главнокомандующий войск, ни как придворный. По-видимому, Сунь-цзы, будучи сугубо военным человеком, не захотел участвовать в придворных политических играх того времени и проживал в удалении от дворцовых интриг и летописцев.
Автор: (перевод и комментарии академика Н. И. Конрада)
Первоисточник: http://www.litru.ru - электронная бибилиотека


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 26
  1. AK-74-1 6 мая 2012 09:26
    Хорошая статья. Сунь-цзы отличный полководец.
    Но прочитайте и сделайте выводы:
    http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/69057/
    1. адмирал 6 мая 2012 11:58
      Я что-то не пойму,отткуда у этого древнего героя такая роскошная борода???Или в те времена были другие китайцы???
      адмирал
      1. schonia06rus 6 мая 2012 15:27
        сам не видел, но слов дядьки (ездил в китай за мебелью) скажу, что китаец китайцу рознь, и в зависимости от региона они сильно отличаются! пекинские нпр были очень высокие, где 175см средний у них рост (у пекинских), так и с этим наверно)
        schonia06rus
        1. vylvyn 7 мая 2012 01:56
          Дядька твой прав. Лично видел в Пекине как две китаянки на рынке разговаривали между собой на английском (!!!) языке. Я потом спрашиваю у одной (по-русски конечно, она и по-русски говорила) почему они говорили между собой не по-китайски? Оказывается у них испокон веков Китай разделён на северный и южный (теоритически так сказать). И у северян свой язык, а у южан свой, и они друг друга не понимают, вот и общаются на английском. Причём отличаются сильно и внешне. Мне южаночка очень понравилась, очень красивая и лицом и телом так сказать, а северянка - уродина - кочерга-кочергой с кривыми зубами.
          vylvyn
          1. 755962 7 мая 2012 18:15
            В 597 году до н. э. войска двух древних китайских царств, Чу и Цзинь, сошлись в большой битве, и воины Чу наголову разбили врага. Советники чуского царя тут же предложили ему воздвигнуть на месте битвы башню в память об одержанной победе, но царь ответил им: «Вы не понимаете, что значит “война”. На письме это слово состоит из знаков “копье” и “остановить”. Быть воинственным – значит предотвращать насилие, откладывать в сторону оружие, не терять своего величия, распространять в стране мир и увеличивать благосостояние людей.
            755962
      2. Amur 10 мая 2012 04:06
        это наш Илюша, просто не туда заехал после вчерашнего
  2. Yarbay 6 мая 2012 09:35
    Не зря сказано,все гениальное -просто!!!
    Yarbay
  3. Японцы с презрением относились к китайской военной стратегии называя ее болтовней.
    Летучий Голландец
    1. DementeFF 6 мая 2012 11:00
      Японцы всех считают вторым сортом winked . Но именно китайская культура больше всего повлияла на быт и жизнь Японии (в том числе и в военном искусстве). "Сунь-цзы" короткая книга с огромным количеством информации, которая будет интересна в первую очередь интересующимся стратегией.
      DementeFF
      1. адмирал 6 мая 2012 12:00
        Они там все друг друга считают вторым сортом! А белых так вообще третьим!
        адмирал
    2. smile 6 мая 2012 18:06
      Летучий голландец
      Дело в том, что тысячелетняя мечта Японцев, где то со времен конца первого тысячелетия, - захватить Китай. Они свято верили, что тот, кто владеет Китаем - владеет миром. Еще до эпохи сёгунов (и , естественно, при них) добрые, но настырные самураи совершили довольно большое количество прогулок в Китай. Проходили они весьма однообразно.
      Японцы высаживались в Корее, ломая упорное сопротивление корейцев захватывали половину страны (изредка почти всю) изрядно полив ее кровью местных. А потом японцы натыкались на более многочисленных китайцев, привыкших воевать любой кровью, но, желательно на чужой территории, и все. Остатки самураев добравшись домой усаживались точить зубы на весь мир, злобно насвистывая "по долинам и по взгорьям"...Ну иногда, для разнообразия, корейский флот топил японцев еще на подходе, срывая десантную операцию.
      Спрашивается, за что японцам любить китайцев, и наоборот.
  4. Светояр 6 мая 2012 10:56
    Славный был воин и великий военноначальник.
    Светояр
  5. Rodver 6 мая 2012 12:05
    Замечательный полководец - китайский Суворов!
    Rodver
  6. КАЗАХСТАНЕЦ 6 мая 2012 12:16
    Китайцы никогда небыли войнами,небыло у них полководцев..знайте вся их сила это пакости,подставы,стравливания,задаривание подарками..На поле боя китаец воин слабак и трус поэтому в открытых битвах они проигрывали даже имея многократное приимущество..Точно вам говорю - китаец не воин и никогда им небыл
    КАЗАХСТАНЕЦ
    1. smile 6 мая 2012 18:14
      Казахстанец
      Вы не совсем правы. Половина истории Китая - сплошная резня. После объединения империи наверное не было ни одного мирного года, так что воевать-то они все-таки умели....Другое дело, если посмотреть на их столкновения с европейцами, да и нами, то они производили жалкое впечатление...раньше. Полагаю. относится к ним надо серьезно.
  7. Geton 6 мая 2012 14:04
    Очередное "баснословие чинайское " , что почище будет чем " баснословие еллинское" .
    Geton
  8. revnagan 6 мая 2012 15:44
    А что ж тогда орды Чингиз-хана прошли через Поднебесную,как раскалённый нож сквозь масло?Где же были трактаты и полководцы?
  9. loc.bejenari 6 мая 2012 17:22
    Cунь-цзы был в первую очередь гениальнейшим теоретиком -предвосхитившим своей наукой на 2500 лет вперед
    Он -пример того -что искусство войны -это именно наука
    loc.bejenari
    1. Geton 6 мая 2012 19:12
      Блин да нет в чине документов написанных ранее15 века . Эти басни 18 - 19 веков
      Geton
    2. SSR 8 мая 2012 00:51
      Сунь-цзы сказал: «Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять». [И обезглавил их].


      у нас в Чечне так в 90-е всё просрали.... с*ки.
      SSR
  10. панцер 6 мая 2012 17:40
    Не помню кто сказал: Армия трусливых зайцев, ведомая храбрым львом, обязательно победит армию храбрых львов, во главе которых-трусливый заяц.
    панцер
  11. Игарр 6 мая 2012 21:06
    ИНтересно мнения просматривать...
    В самом тесте статьи...черным по белому...сказано - три версии..основных остальные друг-другу противоречат.. Сам труд - явная компиляция.
    Я, вижу, Сунь_я-Цзы...год от году все заковыристее пишет и ...многословнее.
    Никому ничего не напоминает?
    Тринадцать изданий Жукова? Прижизненных?
    ..
    А теперь...- альтернатива..
    Носовский-Фоменко камня на камне не оставляют от "великокитайских" древностей
    История Японии - говорит несколько о другом варианте событий.
    История Индии трактует этого Я-сам_Зны(ю) - в другом ключе.
    Сиам, королевство - свой взгляд.
    Вьетнам.... о-оо-, только поинтересуйтесь.
    Нет правды...в традиционной истории.
    Кто хак хочит - так и дро...
    Мне тут гораздо более импонирует построение некоего монаха Уильяма Оккама...который сказал - не сочиняй лишнего!!!! Простейшее объяснение, с точки зрения здравого смысла - самое правильное.
    Да здравствует прагматика!
    С праздником, братцы!

    1. Geton 7 мая 2012 16:42
      Игарр , не тебя ли я как - то на сайте Мухина видел ?
      Geton
  12. mga04 7 мая 2012 10:04
    Цитата: DementeFF
    будет интересна в первую очередь интересующимся стратегией.

    Да она и по жизни очень полезна. Много простых но очень полезных жизненных правил в ней сформулировано. Например (без сохранения оригинально текста, только общий смысл): чем меньше о тебе знает враг (да и просто посторонний) тем лучше, враг не должен знать, что он твой враг. И многое другое. Пример из жизни: мой малый с пяти лет занимается дзюдо и с пяти лет я его учу как можно меньше об этом говорить посторонним. Знают, конечно, в школе об этих занятиях, но только в общих чертах. Сейчас ему пятнадцать и он КМС. И его возможности уже не раз становились неприятным сюрпризом для желающих наехать.
    mga04
    1. Yarbay 7 мая 2012 10:30
      Геннадий!
      Тут палка о двух концах!!
      Вы не думали,что если бы вероятные противники Вашего сына знали бы о его увлечении и успехах, то возможно и не было бы у них желания наехать??!))
      Yarbay
  13. Kamaz 7 мая 2012 13:33
    Цитата Сунь-Цзы: Идеальная победа-это когда война выиграна, а жертв нет!
    Kamaz
    1. Сотник 7 мая 2012 16:25
      Цитата: Kamaz
      Цитата Сунь-Цзы: Идеальная победа-это когда война выиграна, а жертв нет!

      Тогда Рейган с Бушем лучшие ученики Сунь-Цзы. Обидно, досадно, но так и есть.
      Вот так господа, чтобы побеждать надо терпеливо и вдумчиво изучать матчасть. А шапки кидать да языком трепать- это каждый может.
  14. Magadan 8 мая 2012 05:13
    Уж не знаю какие там Китайцы полководцы, история о их "свершениях" умалчивает. Может друг с другом воевали они и хорошо, а так, что Китай, что вообще вся Азия легли под парой полков англичан. И не помогли им трактаты Сунь-Цзы, Конфуций и прочая философия. САмураи с кунгфуистами тоже что-то не помогли. Китай конечно держава авторитетная, но их исторические свершения вообще никаким боком не впечатляют. Думаю дело в ихней восточной философии и религии: умничают много, говорят про развитие личности много, йогой да кунг фу занимаются, шамбалы опять-таки всякие с эгрегорами, а толку ноль целых хрен десятых. Пока европейские колонизаторы не появились, они вообще не развивались. По сравнению со странами христианской (да и мусульманской ) культуры. Вот хоть убей, не знаю я ни одного азиатского Моцарта, Ньютона или Наполеона. И изобретений-то со всей Азии порох, шелк, фарфор да бумага. Слабовато для огромного населения, живущего на большой площади с богатыми ресурсами и древнейшей историей.
    Не, я Азию конечно уважаю, но что-то ихними учениями больно мы увлеклись. Результат-то от ихних учений для собственных стран слабоватый какой-то, вы не находите?
    1. Geton 8 мая 2012 09:08
      На счёт пороха можно поспорить .
      Geton
  15. Oladushkin 14 мая 2012 11:07
    Magadan,

    Самое смешное-что все равно полки англичан действовали по заветам Сун Цзы. Заслуга Сун Цзы в том что он сформулировал основные принцыпы войны, если придерживаться этих принципов на более современном технологическом уровне развития армии,то естественно выигрыш будет твоим. Поглядите на описание разведки ,которую привел Сун Цзы- это библия разведчика.
    Oladushkin

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня