В России появился единственный в мире рабочий экземпляр СУ-85

32


9 мая в Музее отечественной военной истории гостям была торжественно показана самоходная артиллерийская установка СУ-85, восстановленная сотрудниками музея, российскими реставраторами и помощниками.



Уникальность этой самоходки заключается в том, что она одна. В настоящее время это единственный в мире экземпляр СУ-85, находящийся:

а) в оригинальной комплектации;
б) на ходу.

Вообще, во всех музеях мира таких машин не более десятка. Но, еще раз подчеркиваем: музейные экспонаты.

В России СУ-85 есть, например, в Центральном музее Вооруженных сил, но... Это скорее корпус в состоянии "пациент скорее мертв, чем жив". Статус "не отреставрирована" говорит об этом более чем.

Так что данный экземпляр — единственный в своем роде.

Жизнь у машины была долгая и интересная. Самоходка повоевала, причем снаряды ее щадили. "Сушка" не горела, не была серьезно подбита. А после войны была разоружена и направлена в народное хозяйство.

Конкретно — на железную дорогу, где проработала сперва в МПС, а потом в ОАО "РЖД" до наших дней. В качестве тяжелого тягача.

С огромным удовольствием сообщим имя спасителя.



Это стараниями Александра Геннадьевича Зайцева (на фото) машина была передана от ОАО "РЖД" Музею отечественной военной истории, а затем уже команда реставраторов музея под руководством генерального директора Дмитрия Викторовича Першеева привела машину в тот вид, который мы имеем удовольствие видеть.



Поздравляем коллектив музея и всех отечественных любителей военной истории!



А следом упала новость: самоходок теперь реально ДВЕ!

Известный танковый историк и специалист Юрий Пашолок в своем блоге («Второй СУ-85 за один День Победы») рассказал о том, что на параде в городе Ногинске Московской области принимала участие вторая СУ-85, восстановленная энтузиастами до рабочего состояния.



32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    16 мая 2018 06:19
    Спасибо, мужики!
    1. 0
      16 мая 2018 13:52
      А хорошо бы было такой музей танков ВОВ создать. Точно бы интерес был огромный
      1. +1
        18 мая 2018 14:26
        Всмысле? А в Кубинке музей не устраивает? Или вы имели в виду музей, где всё на ходу?
  2. +5
    16 мая 2018 08:03
    Рад за настоящих энтузиастов.Было выпущено чуть больше 2000 шт. СУ-85.Появление мощных танков у Германии вызвало необходимость в более крупном орудии так создалась знаменитая СУ-100.До сих пор состоит на вооружении в ряде слаборазвитых стран(Ангола,Вьетнам,Куба...).
  3. +4
    16 мая 2018 09:00
    М-о-л-о-д-ц-ы ! И всё же....как говорится,"радость с примесью горечи"! Сколько этой и иной техники было произведено ! Ого-го! Не вся она была уничтожена в боях....а сколько её "погибло" в мирное время-кто считал ?! Теперь частенько "зарубежники" просят "выделить" им ту или иную технику,и деньги "хорошие" предлагают...а "наши" в ответ: "нетю...!"Время от времени находится техника В.О.В в земле,болотах, в реках....хоть гос.программу принимай по сбережению найденной техники и её реставрации ! Сейчас не только СУ-85 фик найти,но и АСУ-85,небось,замучаешься искать....
  4. BAI
    +4
    16 мая 2018 09:02
    Конкретно — на железную дорогу, где проработала сперва в МПС, а потом в ОАО "РЖД" до наших дней. В качестве тяжелого тягача.

    Такое ощущение, что в РЖД довольно много боевой техники. В начале 70-х годов на станции Бужениново, часто видел тягач - корпус Т-34 без башни.
    1. +1
      17 мая 2018 06:22
      а я его видел на станции Арзамас-2 в 1989, издали,но тогда решил, что у меня глюк
  5. +3
    16 мая 2018 11:32
    у нас при локомотивном депо есть восстановительный поезд , до недавнего времени там было два тягача переделанных из из су 100 или су 85, у одной была пробоина в корпусе между катками заваренная листом брони , но их к сожалению уже порезали на метал .
  6. +9
    16 мая 2018 12:09
    Могу только сильно порадоваться, за то что есть у нас не просто энтузиасты, а эффективные энтузиасты. Способные найти ресурсы и чертежи для такой работы. СУ-85 очень интересная машина, в процессе её производства, особо под завершения, её конструкцию сильно унифицировали с Су-100. Причем переделки делали часто в частях на своей базе. Такой "самоход" стоит в Верхней Пышме, у неё маска пушки от СУ-100...Она была установлена как памятник на постамент 23 февраля 1946 года на территории Высших курсов усовершенствования офицеров самоходной артиллерии имени В.М. Молотова в г.Ломоносове Ленинградской области. Боевая машина, установленная в качестве памятника была очень своеобразна, так как представляла собой корпус самоходки СУ-85, перевооруженный на 100 мм пушку от самоходки СУ-100. Известно, что серийно такие машины не выпускались и вероятно, данная переделка была осуществлена непосредственно в учебном подразделении.
    К 9 мая 2012 года сотрудники музея заменили 100 мм орудие на положенное самоходке 85 мм, но маска орудия осталась прежней от СУ-100.

  7. +2
    16 мая 2018 13:41
    Су 85 пошла в войска во второй половине 43 года, а "товарищ на броне" явно в форме более раннего периода... нестыковка...
    Но то, что спасли довольно редкую машину само по себе достойно уважения.
    1. +1
      16 мая 2018 21:11
      Да, мне это фото тоже глаз резало.
    2. +6
      16 мая 2018 23:53
      Цитата: алекс-сп
      Су 85 пошла в войска во второй половине 43 года, а "товарищ на броне" явно в форме более раннего периода... нестыковка..

      На "товарища без погон" и я обратил внимание ,но тут,как в "кино про войну" огрехи возможны ...Конечно, "не хотелось бы",но что же делать,если в машине должен быть "боевой самоходчик",а подходящей формы не нашлось в нужный момент .Можно "успокоиться" тем соображением,что погоны и новая форма не мгновенно появились в войсках...был какой-то период,когда бок о бок воевали "ветераны" в ,,старой" форме и "только что" прибывшие на фронт в новой форме...
  8. +2
    16 мая 2018 18:25
    "Самоходку танк любил,
    в лес гулять её водил,
    От такого рОмана
    вся роща переломана...." ( из лучшего фильма о войне "На войне, как на войне")
  9. +1
    16 мая 2018 21:21
    На Малешкинв похож!
    1. 0
      20 мая 2018 11:25
      Малешкин, вроде, на СУ-100 воевал?
      1. +1
        21 мая 2018 10:08
        на СУ-85,а в кино действительно на СУ-100! по книге СУ-85 уже в первых строках
  10. +2
    16 мая 2018 22:22
    Спасибо реставраторам! Только товарищ с петлицами, торчащий из люка самоходки, не соответствует реалиям! Если не ошибаюсь, то Су-85 появилась на фронте в 1943 году, для борьбы с "Тиграми" и "Пантерами", а в 1943 году уже были погоны...
  11. 0
    16 мая 2018 22:58
    Просто молодцы!
  12. +2
    18 мая 2018 20:19
    Чёрт побери, это просто праздник какой-то !!! good СУ-85, на ход, да ещё "дуплетом"... Молодцы, огромное человеческое спасибо! hi Ну, теперь, если, вдруг, кто-то решится снять новую версию "На войне как на войне", то с реквизитом проблем не будет. yes Только чтобы без голливудовщины am , хватит уже .
    1. +1
      19 мая 2018 06:56
      не надо, реквизит не проблема, а вот артистов тех гениальных не вернуть и лучше их не сыграть,,,
      1. +1
        19 мая 2018 08:31
        Цитата: serg.shishkov2015
        артистов тех гениальных не вернуть и лучше их не сыграть,,,

        Это даже не обсуждается. Во многом, благодаря их игре, фильм стал классикой отечественного кинематографа практически сразу после выхода. Другое дело, что фильм снят "по мотивам" повести Курочкина(кстати, в фильме погибает наводчик Домешек, а в книге - Саня Малешкин), ибо если бы снимали точно по сюжету, то фильм могли и не пропустить.
        1. 0
          19 мая 2018 10:37
          у меня есть эта книга! тут другая ситуация- Малешкин очень понравился всем и снимать точно по книге не стали,поэтому сняли вот так и по книге Малешкина представили к Герою!
          1. +1
            20 мая 2018 11:27
            Его нелепая гибель в финале произведения Курочкина, изрядно подпортила общее впечатление о книге... А главное -зачем?
            1. 0
              21 мая 2018 06:18
              потому что на войне как на войне,,,,,
  13. 0
    19 мая 2018 13:01
    Уникальность этой самоходки заключается в том, что она одна. В настоящее время это единственный в мире экземпляр СУ-85, находящийся:
    а) в оригинальной комплектации;
    И орудие ?
  14. +1
    20 мая 2018 11:21
    Предлагаю все подобные памятники в России привести в рабочее состояние. Время такое, непредсказуемое...благо их участие в войне на Донбассе оказалось вполне успешным, на первом этапе, конечно... soldier
    1. 0
      21 мая 2018 06:23
      недалеко от дома стоит ИС-2 в память о Духове и Музрукове, которые после войны работали в моём городе над боНбой, Танк пришёл к месту стоянки СВОИМ ходом 7 ноября 1987, видел сам с балкона, до этого работал как тягач на объекте, Атомщики его восстановили
    2. 0
      30 мая 2018 08:57
      Николай Львович...надеюсь,что ваше предложение привести все памятники в рабочее состояние ... навеяно воспоминаниями о былых событиях из вашей же жизни. В "Обитаемом острове" братьев Стругацких есть описание первого удара штрафников на архаичных танках... мне до слез было жалко убитого Гая и уцелевшего Максима после атаки СМЕРТНИКОВ на сих девайсах посланных на убой. А второй волной пошли уже современны машины со всеми сопутствующими им причиндалами . Семиклассник задался простым вопросом - почему используют железные исторические достопримечательности... вывод: те ,кто сидел в них были никому ненужны . Подобное возможно использовать только от безысходности.
  15. 0
    20 мая 2018 12:17
    Преклоняюсь перед такими людьми, неравнодушными к своей великой и славной истории, а значит любящие свою Родину и свой народ, жаль что в среде бизнеса и чиновников таких мало.
  16. 0
    20 мая 2018 12:27
    Цитата: Старый Воин
    Малешкин, вроде, на СУ-100 воевал?

    Если на СУ100, то это должна быть Венгрия р-н озера Балатон, конец 1944 года, подразделения 1 Украинского начали перевооружение на данные самоходы в ноябре 1944 г.В кино еще украинские села, причем центральной части республики.
    1. 0
      21 мая 2018 10:10
      и Фашисты с Калашами на заднем плане!
  17. 0
    30 мая 2018 07:32
    Рабочую Су-100 я видел в Гусинке стоявшую с заведенным дизелем в открытом боксе. Дело однозначно хорошее, но зачем ставить акцент в заголовке "единственная в мире"??? А может она есть в наличии в частных коллекциях...ну коллекционируют люди боевые машины у себя дома ... катаясь в своё удовольствие на них wassat