Надёжное убежище. Системы защиты бронемашин и их экипажей



ОБТ Altay турецкой компании Otokar имеет продвинутую защиту, включая блоки ДЗ; ожидается, что серийные машины будут оборудованы КАЗ Akkor разработки Aselsan

Недавние конфликты показали, что происходит смена акцента на боевую устойчивость машин, теперь от платформ требуется, чтобы они могли выживать при подрывах на СВУ и ракетных ударах. В то время как привычными остаются решения из тяжелой броневой стали, появляются другие решения, которые обеспечивают повышенную защиту при меньшей массе.


В широком смысле тремя ключевыми свойствами боевой бронированной машины (ББМ) являются защита, подвижность и огневое могущество. Характер боевых действий в современных зонах конфликтов, включая Ирак и Афганистан, формирует повестку дня, выдвигая защиту на передний план с целью повышения выживаемости экипажей. Впрочем, существуют четкие границы того, сколько дополнительной брони может быть «навешано» на платформу прежде, чем она окажет значительное влияние на подвижность и развертываемость.

Традиционно корпуса и башни ББМ изготавливались, как правило, из броневой стали или алюминия, при этом с целью повышения уровня живучести машин производители всегда стремились применять материалы с самыми высокими характеристиками, включая бронепробиваемость. Например, один из ведущих специалистов в этой сфере, шведская компания SSAB, постоянно совершенствует свое семейство сталей Armox, предлагая производителям бронированных машин широчайший ассортимент марок стали с различными механическими свойствами.

Становясь креативнее

На основные боевые танки предыдущих поколений, как например, Leopard 1 от Krauss-Maffei и российские Т-54/Т-55/Т-62, устанавливались литые башни из броневой стали, а корпус был либо цельносварным, либо состоял из секций, отлитых из броневой стали и сваренных друг с другом. Современные танки имеют цельносварные стальные корпуса и башни с более высокими уровнями защиты лобовой проекции, поскольку, как правило, с этого направления исходит основная угроза.

У современных ОБТ броня корпуса и башни имеет многослойную структуру и по очевидным причинам ее состав и характеристики являются тщательно охраняемыми секретами. При этом идет непрерывное совершенствование применяемых материалов. Например, на британском танке Challenger 1 еще эпохи Холодной войны использовалась многослойная броня Chobham, тогда как в танк Challenger 2 следующего поколения был интегрирован броневой комплекс Dorchester.

Американский танк М1 Abrams разработки компании General Dynamics Land Systems (GDLS) имеет продвинутую броню, интегрированную в корпус и башню, тогда как в более поздних машинах, по крайней мере поставляемых американской армии, используется броня с обедненным ураном. Основная броня этого танка может быть дополнена системой динамической защиты ХМ-19 Abrams Reactive Armor Tile, блоки которой устанавливаются на башню и корпус.

Со стороны днища бронетехнику также могут ожидать различные неприятности. При наезде тяжелой ББМ на противотанковую мину, как правило, происходит повреждение гусеницы или подвески, машина теряет подвижность, но экипаж выживает. Более продвинутая противотанковая мина, активируемая датчиком, может подорваться под днищем и пробить корпус, становясь причиной потери экипажа и всей машины.

Вероятность гибели повышается многократно при укладке боеприпасов на незащищенных стеллажах в нижней части корпуса. В связи с этим во многих последних программах модернизации был сделан акцент на повышении эффективности защиты днища. Повышению живучести также способствует доработка и перенос топливных баков из корпуса. Кроме того, почти все новые серийные ББМ оснащаются дизельными двигателями, которые увеличивают запас хода и топливную экономичность платформы, а также снижают риск возгорания.

В старых гусеничных бронетранспортерах М113, например, топливный бак размещается в заднем десантном отделении. На модернизированных БТР М113 он был убран и топливо теперь перевозится в двух защищенных баках, устанавливаемых снаружи по бокам от кормовой аппарели.

Несмотря на «засилье» стали и алюминия для систем защиты ББМ активно разрабатываются новые композиционные материалы; в качестве примера можно привести британскую компанию Qinetiq и американский филиал британской же ВАЕ Systems. Такие материалы могут использоваться в качестве противоосколочного подбоя внутри машины, а также для защиты некоторых легких ББМ. Например, в свое время фирма NP (теперь Morgan Advanced Materials) разработала подобный материал для защиты бронеавтомобиля Snatch Land Rover (фото внизу), эксплуатировавшегося в Северной Ирландии.



Защита, она и в Африке защита

Благодаря повышенному уровню защиты экипажа от противопехотных мин широкой популярностью в последнее десятилетие пользовались машины категории MRAP (Mine Resistant Ambush Protected - с усиленной защитой от мин и самодельных взрывных устройств). Идея эта зародилась в умах белокожих поборников апартеида, в 70-х и 80-х годах прошлого века боровшихся в Анголе, бывшей Родезии и Южно-Африканской республике с темнокожими его противниками. Типичная платформа имеет V-образный корпус с колесами, выходящими за пределы броневого обвода; благодаря подобной конструкции в случае подрыва на мине взрывная волна направляется вверх и в стороны от корпуса.

Хотя при подрыве подвеска нередко получает повреждения, зачастую ее ремонт может быть проведен в полевых условиях. Первые машины MRAP имели открытый верх и зачастую базировались на коммерческих шасси, но последние модели, как правило, имеют полностью закрытый несущий цельносварной корпус. В последние годы машины этой категории закупались в значительных количествах для боевых зон, где были весьма распространены замаскированные самодельные взрывные устройства (СВУ).

При проведении противоповстанческих операций атака противника на машину может произойти с любого направления с задействованием вооружения самого разного типа, например, оппоненты могут использовать стрелковое оружие, реактивные противотанковые гранатометы, противотанковые мины, СВУ, а в некоторых районах конфликтов даже ПТУР.

Реактивные гранаты и ПТУР предыдущих поколений имеют одинарную противотанковую кумулятивную боевую часть. Впрочем, новейшие поколения могут быть снаряжены тандемной боевой частью, первая нейтрализует динамическую защиту, после чего второй более крупный заряд пробивает основную броню. У современных ББМ в подавляющем большинстве случаев продвинутая броня закрывает лобовую проекцию, при этом задняя проекция корпуса и башни зачастую закрывается решетчатыми экранами, задача которых - нейтрализация кумулятивных боеголовок прежде, чем они ударят в основную броню.

Решетчатая защита, однако, имеет эффективность порядка всего 60-70%, и при этом увеличивает габариты и массу платформы, что в свою очередь ограничивает ее маневренность в населенных пунктах. В качестве более легкого решения британская армия оборудовала свои машины сетчатыми экранами Tarian Mk1 разработки компании AmSafe Bridport, включая кабины своих тяжелых транспортеров Oshkosh Heavy Equipment Transporter. Ее концепция схожа с концепцией решетчатых экранов, реактивные гранаты нейтрализуются до того, как они достигнут основной брони.

По итогам проведенного конкурса датское Управление оборонных закупок выбрало сетчатую систему защиты от РГП Tarian для установки не только на свои ББМ, но также на некоторые защищенные машины обеспечения. Компания Qinetiq North America также поставила большое количество своих систем сетчатых экранов RPGNet (Q-Net) в вооруженные силы США и ряду зарубежных заказчиков, включая французскую армию, которая установила их на некоторые свои машины VBCI 8x8, участвующие в зарубежных операциях.


Надёжное убежище. Системы защиты бронемашин и их экипажей

Индонезия получила танки Leopard 2RI, модернизированные компанией Rheinmetall Landsysteme; хорошо видны новые блоки пассивной защиты лобовой проекции корпуса и башни

Для существующих ББМ разработано огромное количество комплектов и пакетов модернизации любого уровня «продвинутости» и для любых задач. Стоит упомянуть, в частности, комплект дополнительного оборудования и бронирования для танка Abrams, повышающий его боевые возможности в городских условиях, получивший обозначение TUSK (Tank Urban Survival Kit), и схожий по назначению комплект для БМП Bradley. Комплект TUSK, например, включает бронирование днища, блоки ДЗ по бортам, телефон для связи с пехотой в корме, защитные щитки для командира и заряжающего, дистанционно управляемый тепловизионный прицел для командира, улучшенный смотровой прибор водителя и пулемет, устанавливаемый на 120-мм орудии М256 для борьбы со снайперами и материальными объектами.

Хотя, как правило, подобные модернизации проводятся головными производителями, другие подрядчики также могут разрабатывать и поставлять подобные комплекты. В первую очередь стоит назвать немецкую компанию IBD Deisenroth Engineering - известного поставщика решений в области защиты и повышения живучести. Компания BAE Systems Land (UK) модернизировала и продолжает модернизировать для британской армии ее бронетехнику, существенный вклад здесь вносит фирма Babcock (ранее Defence Support Group).

Динамическая защита изначально была разработана в Германии и России; последняя устанавливает ее на многие свои танки, корпуса и башни которых уже оснащены продвинутыми броневыми комплектами. ДЗ первого поколения обеспечивала защиту только от низкоскоростных кумулятивных боеприпасов, но ДЗ новейшего поколения обеспечивает защиту от высокоскоростных бронебойных подкалиберных снарядов.

Китайский концерн North Industries Corporation (NORINCO) разработал полное семейство систем ДЗ под обозначениями FY-I, FY-II, FY-III и FY-IV; последняя из них самая тяжелая, но зато обеспечивает самый высокий уровень защиты, включая защиту от тандемных кумулятивных угроз.

Системы ДЗ установлены на некоторых ОБТ китайской армии, а также экспортировались как часть комплектов для модернизации устаревших танков. Кроме того, они устанавливаются на некоторые более современные китайские ББМ, включая БМП VN12.

Вооруженные силы Израиля устанавливают систему ДЗ Blazer на многие свои платформы, включая модернизированные ОБТ М48/М60 и широко распространенные БТР М113, но в настоящее время переходят на более продвинутые решения пассивного бронирования. Помимо поставок ДЗ в израильскую армию компания Rafael Advanced Defense Systems поставила свои решения во многие страны, включая Германию, Италию, Польшу, Великобританию и США (через General Dynamics Ordnance and Tactical Systems).

В Турции компания Nurol поставила большое число систем пассивной защиты для местного и зарубежных рынков, при этом местная фирма FNSS является главным заказчиком. Турецкая компания Roketsan, разработчик и производитель ракетного вооружения, также имеет большой опыт в создании боевых частей и использует его для разработки комплектов пассивного бронирования/ДЗ для танка Altay.

Швейцарская компания RUAG Defence разработала полную линейку решений, получив крупные экспортные контракты, включая поставку брони для защиты днища немецких БМП Puma. Она также производит комплекты повышения живучести для ряда ББМ, включая широко распространенный танк Leopard 2.

Снижение демаскирующих признаков

Живучесть машины не ограничивается только лишь комплектами защиты, жизнь экипажа очень сильно зависит от акустических и визуальных демаскирующих признаков (сигнатур). Гусеничные ББМ традиционно представляют собой очень шумные платформы, особенно большой вклад вносят системы выхлопа и гусеницы. В связи с этим постоянно ведется большая работа по снижению их акустических сигнатур.

Одним из путей является замена традиционных стальных гусениц композитными резиновыми гусеничными лентами. По данным компании Soucy International, являющейся одним из лидеров в области разработки и производства резиновых гусениц, пользователи получают в этом случае ряд значительных преимуществ. Резиновые гусеницы вдвое легче стальных, при этом шум снижается на 15 дБ, вибрации на 70%, уменьшается сопротивление качению, что в свою очередь ведет к уменьшению расхода топлива.

Норвегия оснастила свои новые БМП CV9030 производства BAE Systems Hagglunds наряду с бронетранспортерами М113 резиновыми гусеницами компании Soucy. Голландская армия также переводит парк своих машин CV90 на резиновые гусеницы. Кроме того, эта канадская компания испытывает свои решения на старых танках Leopard 1 для машин категории по массе 42-45 тонн и на БМП Warrior для машин категории по массе 35-38 тонн.

Тепловые сигнатуры платформы могут быть также снижены за счет специальной окраски или установки маскировочной сетки, например, достаточно известной системы Barracuda от шведской компании Saab. Это также способствует снижению температуры внутри машины и повышению комфорта экипажа, особенно в жарком климате.

Обнаружение опасности

В то время как самолеты и вертолеты оборудуются системами самозащиты уже многие годы, наземная техника в этом плане существенно отстала. В настоящее время положение дел меняется, поскольку ББМ оборудуются приборами, предупреждающими экипаж о том, что машина подсвечивается лазерным лучом дальномера или целеуказателя. Это позволяет экипажу заблаговременно предпринять меры защиты и переместиться в безопасное место.

Датчики предупреждения о лазерном облучении могут соединяться с пусковыми установками постановки дымовых завес для того, чтобы машина могла быстро покинуть опасное место. В прошлом году французская компания Lacroix заявила о том, что разрабатывает дополнительные возможности для своей системы самозащиты Gaiix, включая возможную интеграцию подобных систем предупреждения. Эта конфигурация позволит быстро разворачивать пусковые установки с дымовыми гранатами в направлении угрозы.

Следующий шаг в защите платформы - это полностью интегрированная система активной защиты, которая не только обнаруживает атакующую угрозу, но и нейтрализует ее прежде, чем та достигнет платформы. Израильская армия имеет значительный опыт ведения боевых действий на Ближнем Востоке, который был учтен при разработке двух комплексов активной защиты (КA3): семейство Trophy от Rafael и Iron Fist от Israel Military Industries.

KA3 Trophy Heavy на данный момент установлен на танки Merkava Mk 3 и Mk 4 трех бригад, а с 2016 года устанавливается на тяжелые бронетранспортеры Namer. Комплекс обеспечивает всеракурсную защиту и проверен во многих боевых операциях израильской армии.

На конференции в Лондоне International Armoured Vehicle представитель компании Rafael сообщил, что КАЗ Trophy на данный момент отработал 500 тысяч часов и «спас множество жизней».

После нескольких месяцев процесса «определения параметров» американская армия объявила в конце 2017 года, что закупит систему Trophy, по крайней мере, для одной бронетанковой бригады, оснащенной танками М1А2 Abrams с запланированным развертыванием не позднее 2020 года. Руководитель программы по системам защиты наземных платформ сообщил, что испытания показали, что этот комплекс менее опасен для спешенной пехоты, чем системы ДЗ.

Американская армия также находится в процессе определения параметров (включая испытания в реальных условиях) комплекса Iron Fist на БМП Bradley и комплекса Iron Curtain от американской компании Artis на бронемашине Stryker 8x8. Несмотря на заявления, сделанные на выставке AUSA 2017 о том, что технологическая отработанность этих двух систем «может быть не такой высокой, как рекламируется», комплекс Iron Fist также испытывается на голландских машинах CV90. Компания BAE Systems показала подобную конфигурацию на выставке DSEI 2017 в Лондоне.



Российский ОБТ Т-90 не только имеет продвинутый комплект бронирования, но также оборудован КОЭП «Штора-1»

Глобальные цели

Немецкая компания ADS, часть Rheinmetall Group, также разработала систему защиты которая, как сообщил ее представитель, «производится для неназванного зарубежного заказчика из Юго-Восточной Азии». Она стремится проверить свою технологию ADS-3 в американской армии, особенно на таких платформах как Bradley и Stryker; дискуссия идет в «положительном» ключе, а недавно в Германии для официальных представителей американской армии был проведен показ этой системы. Турецкая компания Aselsan разрабатывает КАЗ Akkor, который, как ожидается, будет устанавливаться на ОБТ Altay, когда наконец-то начнется его производство для турецкой армии. Компания также сотрудничает с украинской Microtech (часть Укроборонпрома) в рамках работ по установке КАЗ "Заслон" на турецкие ОБТ М60Т. Эти танки недавно были модернизированы системами предупреждения о лазерном облучении и камерами, обеспечивающими круговой обзор. По сообщениям, первые танки М60Т с новыми комплексами могут быть готовы в первом квартале этого года, хотя остается лишь строить догадки на этот счет.

Первый российский комплекс активной защиты 1030М «Дрозд» разработки тульского КБП был установлен на некоторое количество танков серии Т-55, получивших обозначение T-55АД. Впрочем, этот комплекс, закрывавший только лобовую проекцию, не был развернут в больших количествах. Затем был разработан следующий вариант, «Дрозд-2», который закрывал по азимуту 360° и по углу места от -6° до +20°, но насколько известно его серийное производство так и не началось.

Конструкторское бюро машиностроения (КБМ) разработало КАЗ «Арена», который устанавливался на ряд платформ, включая танки Т-72 и Т-80 и БМП-3. Впрочем, и на этот раз он не был принят на вооружение российской армии. Недавно компания представила более компактный экспортный вариант комплекс «Арена-Э», установив его на танк Т-72.

Новейший российский танк Т-14 Армата отличается продвинутой пассивной броней и КАЗ «Афганит», который, как и израильский Trophy, обнаруживает и запускает защитные боеприпасы для нейтрализации атакующей угрозы до того, как она ударит в платформу. По непроверенным данным, подобные же комплексы устанавливаются на тяжелую БМП Т-15, гусеничную БМП Курганец-25 и колесную БМП Бумеранг.

В августе 2017 года Китай раскрыл факт разработки системы активной защиты GL5 и продемонстрировал ее на втором Дне бронетехники в китайском городе Бауту. Эта система по общей концепции скорее похожа на советский КАЗ «Дрозд» и новый российский КАЗ «Афганит». Она состоит из четырех радиолокационных станций (устанавливаемых по углам корпуса или башни танка) и четырех фиксированных «мачт», устанавливаемых либо на крыше башни, либо на ее бортах. На каждой мачте закреплены три ствола с защитными зарядами, установленными под различными углами. Это позволяет КАЗ обеспечить круговую защиту танка, при этом стоит отметить, что комплекс GL5 не способен сбивать атакующие сверху ракеты, его защитные заряды закрывают по углу места сектор всего 20°. Управление системой осуществляется с одной панели управления, установленной в башне.

Кроме КАЗ существует также еще один тип систем самозащиты - в российской терминологии комплексы оптико-электронного подавления (КОЭП), - целью которых является дезориентация или постановка помех управляемым боеприпасам некоторых типов. Среди них российский комплекс «Штора-1», устанавливаемый на российских ОБТ Т-80 и Т-90.

Французская армия установила систему постановки помех инфракрасным системам Eirel разработки компании SAGEM (в настоящее время SAFRAN) на некоторые свои бронемашины AMX-10RC и Sagaie для участия в операциях на Ближнем Востоке.

Все новые БМП Puma немецкой армии оснащены КОЭП MUSS разработки компании Hensoldt, в состав которой входят четыре сенсорных головки, предупреждающие о ракетной атаке и облучении лазером, и блок постановки помех, установленный над панорамным прицелом командира. Британская Лаборатория оборонной науки и технологии проводит оценку комплекса MUSS с целью его установки на танк Challenger 2 для испытаний.

В настоящее время всё больше бронемашин оборудуется акустическими детекторами, которые по большей части выполняют обнаружение источника огня стрелкового оружия, а в некоторых случаях и других типов боеприпасов. Если машина оборудована модулем вооружения, то акустическая система может дать сигнал на разворот оружия на источник выстрела, после чего оператор может открыть огонь на поражение.

Французская компания Metravib поставила свою систему обнаружения выстрела Pilar во многие страны. Она также будет устанавливаться на новые французские платформы Jaguar и Griffon. В марте британское министерство обороны объявило о том, что компания Thales UK получила контракт на поставку систем определения выстрела Acusonic для новой бронемашины Ajax. Всего будет закуплено 735 систем (по три сенсора на машину) на общую сумму 5,2 миллиона долларов. Акустические системы определения выстрела производят и другие компании, например, Raytheon BBN Technologies и Rheinmetall Defence Electronics.



Британская армия получила модернизированные компанией BAE Systems бронемашины Scimitar 2, которые отличаются новым более высоким корпусом из алюминиевого сплава с оригинальной башней

Занимайте места

Живучесть экипажа также может быть улучшена за счет новых технологий размещения экипажа и десанта. Традиционно, находящиеся на борту ОБТ и БМП/БТР военнослужащие полагались на простые сиденья с одним ремнем безопасности. Недавние боевые операции показали, что при подрыве они не спасают и только способствуют различным травмам. Современные ББМ в настоящее время оборудуются специализированными сиденьями, крепимыми к стенкам/потолку с пятиточечными ремнями безопасности и подножками для того, чтобы ноги сидящих не контактировали с полом.

Личное оружие, которое десантник раньше держал при себе, в настоящее время устанавливается в специальные стойки, в которых прочно закрепляется. В десантном отделении для размещения различных предметов имеются закрываемые отсеки, хомуты, держатели и другие приспособления, удерживающие их при подрыве, иначе, разлетаясь внутри машины, они могут причинить серьезные травмы.

С целью повышения уровня живучести десантное отделение зачастую оборудуется противоосколочным подбоем. Многие машины оборудуются также системами обнаружения возгорания, которые мгновенно срабатывают и активируют систему пожаротушения.

Некоторые ОБТ, например, М1А1/М1А2 Abrams, имеют вышибные панели на крыше башни, которые при воспламенении боекомплекта направляют взрывную волну в сторону от обитаемого отделения.

Хотя произошли значительные улучшения в сфере живучести ББМ за счет разработки и установки новых комплектов бронирования и систем активной защиты, ни одна платформа не обеспечит экипажу стопроцентную защиту. Быстро меняющиеся угрозы означают, что битва между противотанковым вооружением и самой платформой продолжится как и прежде.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.gdls.com
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
www.otokar.com.tr
amsafebridport.com
www.rheinmetall-defence.com
metravib.acoemgroup.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Перевод: Alex Alexeev

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 18

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. кащеево яйцо 16 мая 2018 07:14
    Защита, защита.... Больше дешевых машин армии нужны, с минимумом приблуд, вот и вся концепция
  2. Дилетант (Виктор Лобков) 16 мая 2018 07:19
    Турция-лидер мирового танкостроения! КРУТО!!!!!!
  3. seos 16 мая 2018 08:18
    Динамическая защита изначально была разработана в Германии и России

    Очевидно в Германии ее разрабатывали при помощи Древних Укро-Шумеров в те времена когда они вместе копали великое Укро-море...
  4. demiurg (валера) 16 мая 2018 09:45
    Большая часть защиты явно предназначена для противопартизанской технике. Да и техника в основном, МРАПы. По факту обладатели стратегического ЯО не планируют глобальной войны. Всё затачивается под молниеносное выбивание авиацией и КР ПВО и авиации очередного бантустана в котором есть нефть и нет демократии, с последующими покатушками белых бван на максимально защищенных автомобилях.
    Кстати, никто не рассматривал, что сможет сделать любой КАЗ обычному бронебойному или бетонобойному снаряду, а тем паче сплошному? Реально ли с утоньшением брони и увеличением роли пассивной и активной защиты возвращение этих боеприпасов в БК танков и артиллерии?
    1. kordon332 (виктор) 16 мая 2018 12:42
      Цитата: demiurg
      Кстати, никто не рассматривал, что сможет сделать любой КАЗ обычному бронебойному или бетонобойному снаряду, а тем паче сплошному? Реально ли с утоньшением брони и увеличением роли пассивной и активной защиты возвращение этих боеприпасов в БК танков и артиллерии?

      КАЗ конечно ничего не сделает БТ или БП снарядам, просто не успеет. А ДЗ может разрушать такие снаряды, а обломки соберет основная броня.
      1. nikoliski (Николай) 17 мая 2018 00:16
        ДЗ можно поставить только на толстую броню( на бТР не прокатит, сколы внутрь корпуса пойдут)кроме того современные БПС Абрамса "прокалывают" например ДЗ контакт без срабатывания
  5. san4es 16 мая 2018 10:07
    hi ОБТ Altay турецкой компании Otokar имеет продвинутую защиту, включая блоки ДЗ; ожидается, что серийные машины будут оборудованы КАЗ Akkor разработки Aselsan
  6. Nikolaevich I (Владимир) 16 мая 2018 10:11
    В настоящее время появляется немало статей ,посвящённых защите самих танков (прочей бронетехники...).,"жизнесбережению" экипажей...Но,в основном, внимание уделяется " индивидуальной" защите ! Гораздо меньше можно найти материала,посвящённого "групповой" защите бронетехники, подразделений в целом. Эта тема может оказаться весьма обширной....на целую статью,а то и две...поэтому шибко трогать её не буду,задену "рикошетом".Совсем недавно обсуждали БМПТ (боевые машины поддержки танков)...На мой взгляд , к "нынешним" БМПТ с их вооружением более подходит определение БМОПП (боевые машины огневой поддержки пехоты). А может быть стоит рассмотреть иную концепцию БМПТ ? Я как-то предлагал БМПТ в виде "гипертрофированного" КАЗа или особливого ЗРК узкой "спцилизации"....Главная задача такой "БМПТ"- защита бронетехники (танковый взвод,например...) от "высокоточного оружия"(ПТ-ракет,в том числе,авиационных...) на средней и дальней дистанциях. Стоит такую идею рассматривать али нет ? wink what
    1. танк66 16 мая 2018 13:22
      Я-за.Так и представляю пару мтлб-шек, на одной пара БПЛА /если один сшибут-насторожиться,и есть второй/ с радиусом хотя бы 10 км .и возможностью стрельнуть рпгшной гранатой. на второй таблетке - упрощенный вариант а-ля "Листва" /не только ж перед "Тополями" мины искать/. Тока не знаю как нажимные ПТМки по - бырому искать. winked - это ,кроме Вашего мини-Панциря с комплектом РЭБ lol
    2. kordon332 (виктор) 16 мая 2018 13:26
      Основная задача, которая ставится перед БМПТ - это борьба с танкоопасной живой силой, вооруженной РПГ,СПГ,легкими ПТУР, которая представляет реальную опасность для танков, особенно при стрельбе по бортовой проекции.Цели такого типа из танка не обнаруживаются ввиду малозаметности.Поэтому и нужна машина, которая ,наступая на хорошо подготовленную оборону ,в одних боевых порядках с танками,могла успешно обнаруживать, уничтожать, а ,в основном подавлять цели такого типа.Это главная задача БМПТ, остальные задачи- борьба с вертолетами,танками.легкобронированной техникой, второстепенны, хотя,в некоторых видах боевых действий,могут выйти на передний план.Поэтому название БМПТ более точное название ,чем БМОПП, тем более пехоты в общем случае может и не быть.Узкоспециализированные машины уже имеются - это машины ПВО , свои или приданные подразделению. А дублировать системы современных боевых машин - КАЗ,СОЗП и др. не имеет смысла.
      1. Nikolaevich I (Владимир) 16 мая 2018 16:44
        Цитата: kordon332
        Основная задача, которая ставится перед БМПТ - это борьба с танкоопасной живой силой

        Ну что ж.... Ваш ответ обоснован и убедителен...хотя и можно поспорить "в нюансах"... :
        Опыт ведения боевых действий в разных регионах мира показывает ,что в боевых машинах поддержки ...... нуждаются не только танковые....,но и пехотные подразделения, что подтверждается популярностью использования "суррогатов" боевых машин подддержки...-ЗСУ-23-4 и ЗСУ-57-2 .Пишут,что ряд стран проявляет повышенный интерес к российским "терминаторам".Есть основания предполагать ,что их собираются использовать больше,как БМОПП.чем БМПТ.Практически,"терминатор" нужен и танковым,и пехотным подразделениям (особливо,в "городских" боях) .Поэтому,куда пошлют-так и назовут ! Пусть будет ШБМ (штурмовая боевая машина (платформа...). Вопрос в таком случае придётся расширить:необходимы ли ,наряду с "Терминаторами" и специализированные "боевые машины ПРО танков" ?Подчёркиваю:речь не идёт о приданных "машинах ПВО " ! "Машины ПРО танков" должны выполнять функции на подобии ЗРК "Панцирь" в Сирии:в первую очередь сбивать не носители управляемого ракетного оружия (УРО),а само оружие: управляемые(самонаводящиеся) ПТ-ракеты,запускаемые,как с наземных установок;так и с воздуха... А вот стоит ли "дублировать системы современных боевых машин-КАЗ,СОЗП и др...." или не стоит- можно решить,проанализировав современные тенденции в разработке КАЗ... В США разрабатывается система(системы) КАЗ эшелонированные ,многоуровневые,предназначенные для перехвата ПТ-оружия не только "вблизи" танков ( "Арена" , "Трофи" , "Афганит"...),но и на "средних,дальних" дистанциях: (200-500 м ) ;(1-2 км.)...Но боевая платформа.способная перехватывать ПТ-оружие на таких дистанциях, способна защищать не только себя, но и "соседей"...."Отпадает" необходимость оснащать такой системой танковой ПРО каждый ОБТ...;ситуация оборачивается к "групповой защите танков"...что по идее должно удешевить решение вопроса- "самозащита танков от УРО..."
        1. kordon332 (виктор) 16 мая 2018 21:23
          Идея эшелонированной защиты против ПТ- оружия понятна, но чем сбивать ? КАЗ машины разрушает подлетающие ракеты специальной картечью или ударным ядром, эффективность которых , для снижения воздействия на соседние машины,резко падает по дальности, вследствии этого такие технические решения не могут
          быть применены на дальностях свыше 100 м.
        2. LastPS 18 мая 2018 14:43
          1-2 км - ну может быть, может быть, только в городе эта штука вряд-ли сможет чем-то помочь, там, по-моему, кроме КАЗ'а сложно что-то представить альтернативное, ибо скорость реакции запредельная должна быть, да и слишком сложный рельеф, чтобы удаленно оказывать поддержку.
          1. Nikolaevich I (Владимир) 18 мая 2018 16:44
            Ну...каждому-своё ! "Бои в городе" и "Бои на оперативном просторе"-две большие разницы ! Есть и такая концепция,которая зародилась во 2МВ :танки,вырвавшись на оперативный простор,обходят сильно укреплённые города,не ввязываясь в "городские" бои,оставляя сравнительно небольшие "заслоны" на городской периферии...
      2. bk0010 17 мая 2018 00:03
        Цитата: kordon332
        Основная задача, которая ставится перед БМПТ - это борьба с танкоопасной живой силой, вооруженной РПГ,СПГ,легкими ПТУР, которая представляет реальную опасность для танков, особенно при стрельбе по бортовой проекции.
        Почему сам танк не может выполнить эту задачу? Почему 2x30 мм стали эффективнее, чем 125 мм?
        Цитата: kordon332
        Цели такого типа из танка не обнаруживаются ввиду малозаметности.
        Как же БМПТ их заметит? Если на ней есть "такие приборы", то может лучше танк дооснастить?
        1. kordon332 (виктор) 17 мая 2018 07:16
          Цитата: bk0010
          Как же БМПТ их заметит? Если на ней есть "такие приборы", то может лучше танк дооснастить?

          Цитата: bk0010
          Почему сам танк не может выполнить эту задачу? Почему 2x30 мм стали эффективнее, чем 125 мм?

          Экипаж танка, его вооружение и СУО практически в всех видах боевых действий заточены прежде всего на уничтожении себе подобных - танков, как представляющих собой наиболее опасную цель, и далее по уменьшению опасности - САУ, противотанковые орудия, ПТУРС на носителях,БМП и др.на дальностях 2000 - 4000 м.Дальности 0 - 2000 м остаются не прикрытые ни огнем,ни обнаружением целей, которые не становятся при этом менее опасными .Вот здесь и находится поле деятельности для БМПТ с экипажем из 5 ч. с 2-мя 30-мм АП и 2-мя 30-мм АГ с соответствующим СУО.и значительны БК.
  7. Аркадий Гайдар (Алексей) 19 мая 2018 17:28
    Предположу, что появление таких статей направлено на очередное выбивание денег из политиков и бюджетов разных стран. Танки и бронемашины и раньше строились с возможностью быстро ремонтироваться и возвращаться в строй. А здесь развивается мысль о неуязвимости от разных, прежде всего партизанских и диверсионных средств поражения. В итоге, уважаемые покупатели, раскрывайте ваши кошельки! laughing
  8. Викторио (Викторио) 21 мая 2018 08:30
    переключатся на робокомплексы, надобность в особой защите отпадет
Картина дня