Higgins Beachmaster. Большая бесполезная амфибия

8
В годы Второй мировой войны в США велись работы по созданию различных амфибий. Многие из них так никогда и не вышли из стадии прототипов, до нас они дошли главным образом благодаря фотографиям, по которым можно судить о необычном виде и больших размерах некоторых экземпляров. Одной из таких амфибий была Higgins Beachmaster, разработанная инженерами компании Higgins Industries.

Все машины-амфибии представляют собой транспортные средства, вездеходы, оснащенные движителем и способные самостоятельно передвигаться не только по земле (суше), но и по воде. Водоемы, будь то реки, пруды, озера или спокойное море не являются для них особой проблемой. В годы войны в США было создано целое семейство плавающих десантных амфибий: транспортеров, бронетранспортеров и плавающих танков, которые активно применялись в боевых действиях на Тихом океане против японских войск.



Higgins Beachmaster

Сам тихоокеанский театр военных действий диктовал широкое применение подобной боевой техники. Боевые действия, которые велись на широком пространстве Тихого океана, на огромном количестве разбросанных на большом расстоянии островов и атоллов, предполагали широкое применение сил флота и всевозможных десантных средств. При этом разработкой подобной техники в США занялись еще до начала Второй мировой войны, что при наличии Корпуса морской пехоты, было также вполне обосновано. Именно в конце 1930-х годов в США был создан знаменитый плавающий транспортер LVT-1, который дал начало целой серии амфибий, которые в будущем получили броню, вооружение и широко использовались американскими военными во время десантных операций.

Любопытным представляется и тот факт, что именно США являлась родиной амфибий. Сегодня в это достаточно трудно поверить, но первое самодвижущееся транспортное средство, которое было пригодно для движения и по суше, и по воде, было изобретено задолго до появления автомобиля. Это произошло еще в 1804 году, когда американский изобретатель и инженер-конструктор Оливер Эванс создал самодвижущуюся амфибию с деревянным корпусом от лодки, поставленной на колеса. К колесам подавался ременной привод от паровой машины-землечерпалки. Этот 20-тонный деревянный монстр с паровой машиной в те годы просто поразил жителей Филадельфии. Машина могла свободно перемещаться от водоема к водоему. Позднее уже в начале XX века – в 1907 году в Париже французский конструктор Равайе спустил в Сену первый в истории специально созданный четырехколесный плавающий автомобиль.

Higgins Beachmaster

Несмотря на достаточно долгую историю, машины амфибии длительное время не привлекали внимание военных. Все начало меняться лишь в 1930-е годы, когда работы над такими машинными были развернуты во многих странах. В США над созданием подобной техники работало сразу несколько компаний, среди которых была и фирма Higgins Industries, деятельность которой была крайне разносторонней уже в то время.

Специалистами компании Higgins Industries в разные годы проектировались и производились не только различные мелкосидящие в воде суда, десантные средства и лодки, но и торпедные катера и даже вертолеты. К примеру, вертолет Higgins EB-1, разработанный компанией еще в 1943 году, выглядел очень перспективно на тот момент времени и выгодно отличался от первых моделей вертолетов своими почти идеальными обтекаемыми формами. Торпедные катера, которые строились данной компанией, среди прочего поставлялись и в СССР в рамках действующей программы ленд-лиза. В 1943-1945 годах Советский Союз получил 52 торпедных катера Higgins Industries типа PT625, данные катера находились на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов.

Higgins Beachmaster

Большой опыт в создании катеров, лодок и десантных судов помогал компании Higgins Industries работать и над всевозможными амфибиями и болотоходами. Среди них был и шестиколесный болотоход «Swamp Cat» на железных колесах, который и тогда и сейчас смотрится крайне необычным проектом. Работы над семейством болотоходов и амфибий закончились в 1944 году созданием амфибии высокой проходимости под обозначением Higgins Beachmaster.

Получившаяся опытная амфибия была вершиной экспериментальной линейки, берущей свое начало от Swamp Skipper'ов и болотоходов Swamp Cat разных модификаций. По задумке инженеров Higgins Industries, именно Beachmaster должна была стать полноценной полнофункциональной машиной, которую можно будет запустить в серийное производство. В отличие от Swamp Cat количество колес здесь было сокращено с шести до четырех. При этом Higgins Beachmaster получил полноценные водоходные движители – специальные винты в насадках, которые позволяли амфибии плавать не в пример лучше предыдущих разработок компании, в которых для движения по воде использовались сами колеса.

Higgins Beachmaster

Также было предусмотрено вполне оригинальное техническое решение. На амфибию можно было установить гусеницы, охватывающие колеса, что повышало проходимость, особенно по совсем слабым грунтам. Но все это не могло компенсировать главного недостатка, который сводил практическую пользу амфибии почти к нулю. Используемые на Higgins Beachmaster металлические колёса были просто огромны, а их арки съедали массу полезного объема в кузове амфибии, где помимо прочего располагался еще и двигатель. Все это серьезно ограничивало полезный объем кузова и возможности по транспортировке различных грузов. Наличие подходящей грузоподъемности для перевозки артиллерийских систем и практическая возможность перевозки таких систем разные вещи. Габариты транспортного отсека Higgins Beachmaster были достаточно малы, в том числе относительно огромных размеров самой амфибии, ее длина превышала 11 метров.

Поэтому Higgins Beachmaster так и не вышла дальше стадии проекта, несмотря на то, что она хорошо плавала, уверенно передвигалась по слабым грунтам и могла пройти по такой грязи, которая была непреодолимым препятствием для большинства танков. Это был полноценный болотоход, который мог переплыть водоем и уверенно двигался по суше. Несмотря на то, что машина осталась лишь проектом, полученный задел для дальнейших исследований позволил компании Higgins Industries реализовать ряд успешных проектов в области создания амфибий, но уже после завершения Второй мировой войны.

Источники информации:
https://strangernn.livejournal.com/1726124.html
https://coollib.com/b/368711/read
https://warspot.ru/10066-posledniy-higgins
Материалы из открытых источников
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 мая 2018 15:38
    Чем-то внешне напоминает "Снежный крейсер", только что размерами поменьше what
    1. +3
      16 мая 2018 15:47
      Цитата: Микадо
      Чем-то внешне напоминает "Снежный крейсер", только что размерами поменьше

      Приветствую, Николай. Не думаю что американцы у нас скопировали, так как наша самоделка "Тритон" появилась значительно позже, но дизайн схожий.
      http://auto-junior.info/istoriya/samodelki/glissi
      ruyushhaya-amfibiya-triton-statya-ot-sozdatelej/
      1. +3
        16 мая 2018 16:01
        Николай, здравствуйте! hi у меня раньше была подшивка журналов "За рулем" за 86-87 годы. Там во многих из них были статьи про самоделки. На что только наш народ ни способен, на какие только изыски! good
        А про амфибию - я вот эту имел в виду. Американцы пытались на этом монстре в 30-е годы Южный Полюс покорить. Да вот только не подрассчитали.. Практически все не рассчитали! request
        1. +1
          16 мая 2018 16:34
          Цитата: Микадо
          А про амфибию - я вот эту имел в виду. Американцы пытались на этом монстре в 30-е годы Южный Полюс покорить. Да вот только не подрассчитали.. Практически все не рассчитали!

          Я понял. Просто у людей ещё не было знаний и опыта как поведут себя материалы на сильном морозе. Есть версия что экспедиция Скотта погибла из-за того, что на сильном морозе потекли банки с керосином потому как олово разрушается на сильном морозе.
          "Гибель экспедиции к Южному полюсу В 1910 г. капитан Р. Скотт – полярный исследователь из Англии – организовал экспедицию. Ее целью был Южный полюс. В то время на этой территории человек еще не был. Экспедиция заняла много месяцев. Путешественники шли по бескрайним просторам арктического материка. По пути они оставляли небольшие склады с продовольствием и керосином. К началу 1912 г. экспедиция достигла полюса. Однако к огромному разочарованию путешественников, они нашли там записку, в которой говорилось о том, что месяцем ранее здесь побывал Руаль Амудсен. Однако это была не самая главная беда. На обратном пути на первом же складе команда Скотта обнаружила, что емкости, в которых был керосин, стояли пустые. Замерзшие, уставшие люди не могли ни согреться, ни приготовить пищу. Добравшись с большим трудом до следующего склада, они обнаружили, что и там канистры пусты. Не имея больше сил сопротивляться холоду, все члены экспедиции погибли". - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/303604/chto-takoe-olovyannay
          a-chuma
          1. +1
            16 мая 2018 16:38
            а полярная экспедиция Франклина в 19-м веке перед смертью вовсю травилась свинцом из-за некачественного припоя в консервных банках.. request
            Просто у людей ещё не было знаний и опыта как поведут себя материалы на сильном морозе.

            да, все приходит с опытом. Правда, как правило, печальным.. hi
            1. 0
              16 мая 2018 22:41
              Цитата: Микадо
              Да, все приходит с опытом. Правда, как правило, печальным..

              Согласен полностью. Здесь мне на память приходит В.М. Санин, писатель, журналист, полярник с его произведениями "72 градуса ниже нуля", "Трудно отпускает Антарктида" о том как осваивали Арктику и Антарктиду.
    2. +1
      16 мая 2018 17:13
      А вот и наш современный аналог...
  2. +2
    16 мая 2018 17:57
    "Используемые на Higgins Beachmaster металлические коласа были просто огромны" - колёса видимо.