Ju-52 – рабочая лошадка Люфтваффе

16
Угловатый и громоздкий старичок Ju.52/3m, чья служба в качестве бомбардировщика к началу Второй мировой войны отошла в историю, казался полностью устаревшим и утратившим свой боевой потенциал. Однако созданная компанией Юнкерс непритязательная комбинация гофрированной обшивки, трех моторов воздушного охлаждения и неубираемых стоек шасси, которая была известна в Люфтваффе под прозвищем «Тетушка Ю», сыграла во время Второй мировой войны, возможно, даже большую роль, чем иные боевые самолеты. Самолет активно использовался во время Гражданской войны в Испании, воздушно-десантных операциях немецких войск в Норвегии, Голландии и на Крите. Осуществлял транспортное снабжение африканского корпуса Роммеля и окруженной под Сталинградом 6-й армии фельдмаршала Паулюса. Данный самолет активно использовался во всех операциях Второй мировой войны до последних ее дней.

К разработке транспортного самолета Ju.52 в КБ фирмы «Юнкерс» приступили в 1929 году, работы по созданию самолета возглавил Э. Циндель. Основными требованиями к новому самолету являлись его простота, дешевизна в эксплуатации и надежность. Потолку и скорости полета уделялось второстепенное значение. Проект одномоторной версии Ju.52 был готов к концу 1929 года. Особенностью проекта было то, что без особых конструктивных переделок самолет можно было оснастить 3-мя двигателями. Первый прототип самолета с одним двигателем изготовленный в транспортном варианте был готов к концу сентября 1930 года. Ju.52 впервые поднялся воздух 13 октября 1930 года. В феврале 1931 года самолет был продемонстрирован широкой публике в берлинском аэропорту Темпельхоф.

В июне 1931 года самолет прошёл опытную эксплуатацию в авиакомпании «Люфтганза». В ходе проведенных испытаний и опытной эксплуатации в конструкцию самолета были внесены изменения: усилено крыло, доработан планёр, заменены двигатели. Одновременно с этим шли работы по подготовке к серийному производству самолета. Первый серийный Ju.52/3m (трёхмоторный) впервые поднялся в воздух в апреле 1931 года. Уже в следующем году начались поставки машины коммерческим авиакомпаниям, а осенью 1933 года фирма «Юнкерс» приступила к производству военной версии самолета Ju.52/3m.
Ju-52 – рабочая лошадка Люфтваффе

Производство Ju.52 продолжалось в Германии до конца 1944 года. Помимо Германии самолет производили во Франции на предприятии «Амиот», некоторое количество машин было собрано в Венгрии и Румынии из поставленных из Германии машинокомплектов. Всего удалось выпустить около 4850 самолетов Ju.52 различных модификаций. Гражданская версия машины достаточно широко поставлялась на экспорт, в то время как военную версию приобрели лишь Португалия (10 самолетов), Австрия (4 самолета) и Швейцария (3 самолета). В середине 1930-х годов самолеты Ju.52 составляли 2/3 от всей бомбардировочной авиации Люфтваффе.

После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году в Германии началось создание собственных ВВС. В первую очередь военные обратили свое внимание на Ju-52/Зm. Данный самолет, обладающий надежностью, большой полезной нагрузкой и достаточной по тем временам скоростью уже в 1934 году был представлен в бомбардировочной модификации. Переделка гражданской версии Ju.52/3m в бомбардировочную была достаточно простой.
Сверху на самолете монтировалась открытая турель с одним пулеметом МG-15 (боезапас 1050 патронов). Для защиты от атак с нижней плоскости имелась полуубираемая «корзина» со вторым пулеметом МG-15 (боезапас 750 патронов). Данная «корзина» выпускалась и убиралась вручную. Она крепилась к полуостекленной кабине – месту бомбардира, которая была расположена между бомбоотсеками – 2-мя передними и задним. Каждый из бомбоотсеков мог вмещать кассету DSAC/250, содержащую 10 50-кг бомб SС-50 или же 2 250-кг бомбы SС-250. Максимальная бомбовая нагрузка машины равнялась 1500 кг. Запас топлива составлял 2475 литров, этого было вполне достаточно для обеспечения тактического радиуса действия в 500 км при движении с крейсерской скоростью в 245 км/ч. При этом самолет достаточно легко переделывался обратно в транспортную версию. Известны также модификации, на которых в верхней турельной установке монтировался 13-мм пулемет, а еще 2 пулемета калибра 7,92-мм устанавливались в окнах грузовой кабины (по одному на каждую сторону).

Вместе с также переделанными из пассажирских и транспортных самолетов бомбардировщиками Do-17 и Ju-86, Ju-52/3m использовался во время гражданской войны в Испании в составе немецкого воздушного легиона «Кондор». К концу войны они имели налет в 13 000 часов и сбросили на позиции республиканцев более 6 000 тонн бомб. По мере поступления на вооружение Люфтваффе современных бомбардировщиков самолеты Ju-52/Зm постепенно переводились из бомбардировочных в транспортные эскадры и вскоре стали применяться по своему прямому назначению, используясь для десантирования и перевозки войск и грузов. Оборудованный в качестве стандартного военно-транспортного самолета Ju-52/Зm обладал следующей конструкцией.

Широкий фюзеляж самолет имел прямоугольное сечение и был закруглен в верхней части. Фюзеляж изготавливался из обычных для компании «Юнкерс» материалов – гофрированного листового дюралюминия, металлических труб и профиля. Для удобства транспортировки фюзеляж самолета можно было разобрать на 3 части. Пилотская кабина обладала большой площадью остекления и была довольно просторной, что достигалось благодаря большому выносу среднего мотора, который находился в носовой части машины. Обзор из нее был очень хорошим. Сиденья летчиков располагались рядом, Ju-52/3m имел двойное управление. За спинами пилотов находилось место радиста. Большая часть фюзеляжа была занята пассажирской/грузовой кабиной общим объемом в 19,6 куб. метров. В кабине могли быть размещены 18 полностью вооруженных солдат, 13 раненых на носилках + 1 санитар или сопровождающий, а также соответствующий груз.

Трапециевидное крыло самолета было составлено из небольшого центроплана и 2-х консолей, стойки шасси опирались на центроплан. В отличие от предыдущих моделей пассажирских самолетов компании «Юнкерс» полки лонжеронов были расположены попарно на одной вертикали и образовывали 4 лонжерона, выполненных из дюралюминиевых труб с раскосными дюралевыми стенками Элероны и закрылки были отнесены от задней кромки крыла самолета на специальных кронштейнах. Обшивка крыла, как и всего фюзеляжа самолета, выполнялась из гофрированного листового дюралюминия.
Хвостовое оперение машины было цельнодюралевым однокилевым. Горизонтальное оперение 52/3m имело большое удлинение и поэтому, чтобы избежать вибраций, было усилено в передней кромке парой подкосов. Самолет оснащался трехстоечным шасси, которое не могло быть убрано в процессе полета. Основные стойки были пирамидального типа и снабжались дополнительной жесткой тягой, которая работала на растяжение при включении тормозов. Шасси машины обладало гидропневматической амортизацией, обычно колеса прикрывались специальными обтекателями, что улучшало аэродинамические характеристики самолета. Также была предусмотрена возможность установки вместо колес поплавковой системы.

Силовая установка транспортного самолета включала в себя 3 девятицилиндровых звездообразных двигателей BMW-132 разных модификаций. Боковые двигатели оснащались капотами NACA, а средний двигатель имел кольцо Тауненда, которое в меньшей степени, по сравнению с капотами NACA, ухудшало обзор из кабины пилотам. Для того чтобы улучшить действия рулей (особенно в том случае, если произойдет остановка среднего двигателя), а также уменьшения заворачивающего момента в случае остановки одного из боковых двигателей боковые моторы были смонтированы под некоторым углом к продольной оси самолета.

Самолеты Ju-52/3m следует считать настоящими «рабочими лошадками» Люфтваффе, они были надежны и неприхотливы. После достаточно непродолжительного использования в роли бомбардировщиков они исправно перевозили грузы и войска, применялись для буксировки планеров и для поиска морских мин. Сыграли очень важную роль в крупнейших воздушно-десантных операциях проведенных Германией. При этом транспортные эскадры Люфтваффе иногда несли потери, которые вполне были сопоставимы с потерями боевых эскадр. Так, только во время десантной операции «Меркурий» на острове Крит из 493 задействованных в ней самолетов Ju-52/3m немцами было потеряно 174 машины. В свою очередь при снабжении по воздуху окруженной в Сталинграде 6-й немецкой полевой армии, часть транспортных эскадр Люфтваффе была практически полностью уничтожена.

Стоит отметить, что несмотря на свою довольно архаичную конструкцию самолет зарекомендовал себя очень простым и надежным в эксплуатации. Известен случай, когда 16 февраля 1937 года один Ju.52/3m выдержал 24 атаки со стороны республиканских истребителей И-15 и только после этого был сбит. Ju.52/3m отличался простотой в техническом обслуживании и управлении. Надежное шасси машины и ее малая посадочная скорость позволяли эксплуатировать самолет не только с бетонных аэродромов, но и с грунтовых. Наряду с достаточно явными преимуществами, к которым относилась высокая технологичность и прочность конструкции, хорошая управляемость и устойчивость в воздухе, возможность использования с полевых аэродромов, у Ju-52/3m были и не менее явные недостатки – небольшая скорость полета (из-за неубирающегося шасси и гофрированной обшивки), а также невозможность транспортировки крупногабаритных грузов и небольшой боевой техники. Несмотря на это Ju.52/3m использовались на всех фронтах Второй мировой войны до тех пор, пока это было возможно.

Тактико-технические характеристики Ju.52/3m:

Размеры: размах крыла – 29,3 м, длина - 18,9 м, высота - 5,55 м
Площадь крыла – 110,0 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 6 500
- нормальная взлетная – 10 500
- максимальная взлетная – 11 000
Тип двигателя – 3 девятицилиндровых мотора BMW-132 мощность по 285 л.с. каждый
Максимальная скорость – 250 км/ч
Практическая дальность, км
- нормальная - 1090
- с дополнительными баками – 13 000
Максимальная скороподъемность –175 м/мин
Практический потолок – 5 900 м
Экипаж – 2-3 человека.
Полезная нагрузка: 1500 кг. груза или бомб, или 18 пассажиров.
Вооружение: 1 7.92-мм пулемет МG-15 или 13-мм МG-131 на верхней турели, 2 МG-15 в боковых окнах. До 30 50кг бомб или 6 250-кг бомб в 3-х бомбоотсеках.

Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/cww2/ju52.html#LTH
www.airpages.ru/lw/ju52bp.shtml
www.aeroram.narod.ru/win/samolet/ju-52.htm
www.aviacija.dljavseh.ru/Samolety/Junkers_Ju_52.html
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    10 мая 2012 09:02
    Известен случай, когда 16 февраля 1937 года один Ju.52/3m выдержал 24 атаки со стороны республиканских истребителей И-15

    А еще известен случай когда 11 декабря 1942 года советские истребители, атаковав в районе Большие Чепурники группу из 16 «Ю-52», сбили 15 из них.
    1. 755962
      +5
      10 мая 2012 10:48
      Сбить слабовооружённые и тихоходные к тому же маломаневренные "Ю-52" наверно не составляло ни какого труда. Потери эти были столь велики, что сами немецкие лётчики называли отправлявшиеся в рейс экипажи транспортных машин «смертниками». И это понятно. На свой аэродром из больших групп возвращались лишь единицы.
      1. +5
        10 мая 2012 14:41
        дык надо было машины прикрывать а не набивать себе счета по сбитым самолетам
  2. Светояр
    +5
    10 мая 2012 09:31
    Надежный тихоход и в целом неплохая для тех времен машина.
  3. Kibb
    +3
    10 мая 2012 09:54
    Цитата: Vadivak
    11 декабря 1942 года советские истребители, атаковав в районе Большие Чепурники группу из 16 «Ю-52


    "утром 11 декабря по сигналу радиостанции наведения в воздух поднялись 18 истребителей 3-го и 9-го гвардейских истребительных авиационных полков во главе с командиром 235-й истребительной дивизии полковником И. Д. Подгорным. В районе Больших Чепурников они атаковали 16 Ю-52 и Хе-111, шедших с грузом в направлении Сталинграда под прикрытием четырех истребителей Ме-109. В результате было сбито 15 вражеских транспортных самолетов"
    Один ШВАК+2 ШКАС более серьезно чем 2 ПВ
  4. Rodver
    +5
    10 мая 2012 10:18
    Ю-52 были первыми самолетами, которые в начале Гражданской войны в Испании в июле-августе 1936 года, которые первыми в мире создали "вохлушный мост" между Испанским Морокко и материковой Испанией. В результате ими было перевезено более 15 тыс. мороканских добровольцев вместе с лошадьми и снаряжением. Африканская армия восставших испанских националистов, благодаря этому подкреплению сумела в крнце августа соединиться с Северной армией генерала Молы и дойти до Мадрида.
  5. Георг Шеп
    +1
    10 мая 2012 10:25
    Чем-то напоминает Ли-2, только без носового мотора.
  6. +3
    10 мая 2012 10:36
    Игорь судя по Вашему посту Вы в теме, Як-1 конечно по вооружению с И-15 не сравнить, да и в 42 уязвимые места "тетушки" (баки) наши летчики знали лучше чем в 37 когда палили по корпусу

    А вообще машина вещь Tante Ju. Ju-52 начинал рейсы Африку еще в 30-х
  7. +6
    10 мая 2012 10:40
    Георг Шеп, это 2 труженика неба (правда наш ли-2 был лицензионной копией американской dc-47dacota) но это все мелочи!!!
    1. Георг Шеп
      +4
      10 мая 2012 10:48
      Согласен. Действительно обе машины - тружениики неба.
  8. 755962
    +3
    10 мая 2012 10:41
    Простой,надёжный,неприхотливый.Всё ,что нужно для войны . В послевоенный период ещё около 570 машин этого типа построили авиазаводы Франции и Испании.
  9. +6
    10 мая 2012 10:58
    Цитата: 755962
    В послевоенный период ещё около 570 машин этого типа построили авиазаводы Франции и Испании.


    Наши его в войну эксплуатировали, На 1 апреля 1943 г. ГВФ располагал 14 "юнкерсами" на май добавилось еще 29 в основном из под Сталинграда, Почему в ГВФ? Очень был узнаваем зенитчиками, в прифронтовой полосе ему делать было нечего, Даже в центральной части были казусы 12 мая 1943 года Ю-52, шедший из Челябинска, угодил под огонь вблизи моста в Ульяновске. Машина совершила вынужденную посадку на аэродроме Стригино. Механики нашли две приличные пробоины в правом крыле. До 1951 года самолет эксплуатировался в СССР
  10. +2
    10 мая 2012 11:29
    вот настоящее оружие блицкрига наровне с бтр 251/3 - обеспечивали непрерывность немецких ролликов.
  11. +4
    10 мая 2012 12:10
    Кстати Олег, на верхних снимках восстановленный Ю-52, Люфтганза восстановила самолёт, даёт линейным пилотам полетать почувствовать историю, для желающих покататься 40 минут полета 250 евро
  12. +4
    10 мая 2012 20:35
    Над Гамбургом до сих пор один летает - экскурсионный.
    1. 32363
      0
      28 мая 2012 01:39
      в Баварии тоже есть, на пару с Ан2 туристов катает, а второй в аэропоту Мюнхена стоит на пъедестале, но можно внутрь зайти, стоит 1евро.
  13. Собакин
    0
    14 мая 2012 22:04
    sedoj,
    Цитата: sedoj
    sedoj 10 мая 2012 20:35 новый  3 
    Над Гамбургом до сих пор один летает - экскурсионный.

    Сбить бы надо? Как-то не по-хозяйски.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»