Тральщики проекта 12700 «Александрит» и их возможности

25 апреля 2018 года состоялась церемония спуска на воду очередного базового тральщика проекта 12700 шифр «Александрит». Тральщик был спроектирован Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» для ВМФ России и относится к новому поколению кораблей противоминной обороны (ПМО). Корабль предназначен для поиска и уничтожения морских мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции.

Головной тральщик «Александр Обухов», который был спущен на воду 27 июня 2014 года и вступил в строй 9 декабря 2016 года, полностью подтвердил все заложенные в проект тактико-технические характеристики. Об этом журналистам рассказал заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, который присутствовал на церемонии спуска на воду третьего тральщика данного типа (второго серийного) «Иван Антонов». Первый серийный корабль «Георгий Курбатов» был заложен 24 апреля 2015 года, однако в июне 2016 года пострадал от пожара, корабль все еще строится, ориентировочно он будет спущен на воду в 2019 году.

Всего для нужд ВМФ России законтрактовано 10 кораблей проекта 12700, вместо изначально запланированных 8 кораблей, при этом сроки ввода в строй последнего тральщика серии были сдвинуты на 2027 год. По словам Виктора Бурсука, тральщики типа «Александрит» будут присутствовать на всех флотах. Головной корабль «Александр Обухов» в настоящее время несет службу на Балтийском флоте, а второй построенный и спущенный на воду корабль «Иван Антонов» войдет в состав Черноморского флота России. Испытания «Ивана Антонова» планируется начать осенью 2018 года.


Базовый тральщик проекта 12700, рендер ЦМКБ «Алмаз»

Невидимый для магнитных взрывателей морских мин стеклопластиковый корпус нового корабля, современная противоминная система и высокая маневренность делают тральщики проекта 12700 стратегически важными кораблями для российского флота. Базовые тральщики данного проекта могут применяться как для расчистки безопасных коридоров в минных полях, так и для поиска одиночных дрейфующих морских мин, мешающих судоходству.

Тральщик предназначен для обнаружения и уничтожения мин всех типов; противоминной защиты баз, прибрежных морских территорий; обеспечения противоминной защиты кораблей флота на переходе морем, собственной исключительной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых в море; постановки минных заграждений; ведения противоминной разведки. В периоды низкой вероятности минной угрозы тральщики проекта 12700 могут использоваться как для охраны заданного водного района, так и в учебных целях.

В базовых тральщиках проекта 12700 конструкторам санкт-петербургского предприятия ЦМКБ «Алмаз» удалось совместить достаточно большое количество нестандартных инженерных решений, многое на кораблях такого класса было применено в первый раз. К примеру, в дополнение к двум винтам регулируемого шага тральщик получил два носовых подруливающих устройства ПУ-100Ф и две кормовые выдвижные поворотные колонки ВПК-90Ф/70. За счет этого корабль получил маневренность, сопоставимую с маневренностью буксира. Для тральщика прибрежной зоны это достаточно ценное качество, которое позволяет эффективно использовать корабль даже в узких проливах, между отмелями, на фарватерах. Два дизельных двигателя мощностью 2500 л.с. каждый обеспечивают боевому кораблю максимальную скорость хода в 16 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 морских миль, автономность плавания – 10 суток.

Спуск на воду тральщика «Александр Обухов»

Но основной фишкой корабля является его уникальная конструкция, а именно технология изготовления корпуса. Корпус корабля изготовлен из монолитного стеклопластика методом вакуумной инфузии (впервые в России). При этом при создании тральщика был установлен мировой технологический рекорд – впервые в мире был изготовлен монолитный корпус из стеклопластика длиной почти 62 метра. Технология изготовления корпуса была разработана при участии ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» и ЦНИИ имени академика Крылова.

Основными достоинствами монолитного корпуса являются:
- повышенная прочность по сравнению с традиционным стальным корпусом;
- увеличенный срок эксплуатации;
- повышенные характеристики живучести;
- малый вес.

Более того в отличие от маломагнитной стали, более легкий и прочный стеклопластиковый корпус имеет минимальный уровень физических полей. Бесконтактные минные взрыватели на него просто не срабатывают, что очень важно для кораблей данного типа. Правда, и технология создания такого корпуса является очень дорогостоящей, поэтому первые корабли данного проекта влетели Минобороны России в копеечку, отмечают в агентстве РИА Новости.

Бортовое вооружение тральщиков проекта 12700 «Александрит» представлено одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-306 калибра 30-мм и одной Морской тумбовой пулеметной установкой (МПТУ) калибра 14,5-мм (пулемет КПВТ). Возможна также установка вместо 14,5-мм пулемета двух 12,7-мм пулеметов Корд на шкворневой установке (6П59). Также на борту тральщика имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов.

Спуск на воду тральщика «Иван Антонов»

Тральщик «Иван Антонов» оснащен современными комплексами поиска и обнаружения мин, которыми управляет автоматизированная система «Диез». Помимо этого тральщик располагает гидроакустической станцией миноискания «Ливандия-М». Система управления «Диез» в реальном времени принимает, обрабатывает и отображает на электронных картах оперативную информацию, которая поступает от навигационных систем, что заметно облегчает работу штурману. С тральщика также могут использоваться различные надводные и подводные автономные противоминные аппараты.

В частности специально для тральщиков проекта 12700 «Александрит» во Франции у компании ECA Group были приобретены три безэкипажных катера Inspeсtor Mk 2, которые представляют собой управляемую с корабля-носителя противоминную систему. Каждый такой 9-метровый катер оснащен активной ГАС миноискания на выдвижной матче в носовой части (для поиска мин на глубине до 10 метров, включая якорные) и буксируемой ГАС бокового обзора TOWSCA (для поиска мин на глубинах от 10 до 100 метров, включая объекты на дне), а также различные дистанционно управляемые подводные аппараты для поиска и уничтожения мин, в частности по два подводных противоминных аппарата Seascan Mk.2. Безэкипажный катер может эффективно действовать на удалении до 10 километров от корабля-носителя. В конце июня 2017 года в рамках международного военно-морского салона, который прошел в Санкт-Петербурге, коммерческий директор ECA Group Доминик Малле заявил, что концерн рассчитывает через два года наладить в России лицензионное производство катеров Inspector Mk.2 и автономных подводных аппаратов Seascan Mk2.

Военно-морской эксперт капитан первого ранга Михаил Славин в интервью РИА Новости рассказал о том, что львиная доля противоминного оборудования для первых тральщиков проекта 12700 была закуплена во Франции еще до введения санкций. При этом изначально тральщики проектировались под российскую противоминную систему «Александрит – ИСПУМ» четвертого поколения, которую, к сожалению, пока не удалось довести до ума.

Тральщик «Александр Обухов» и безэкипажный катер Inspeсtor Mk 2

Павел Звонарев в начале 1980-х годов служивший штурманом на базовом тральщике Балтийского флота в интервью РИА Новости отметил, что траление мин всегда считалось сложной задачей с точки зрения обеспечения навигации. «Для расчистки безопасного коридора обычно задействуют 6-7 кораблей, которые движутся плотным уступом с развернутыми тралами. Скорость хода тральщиков постоянная – от 6 до 12 узлов. Строй кораблей выдерживается так, чтобы позади них не оставалось непротраленных зон. Со временем данная тактика практически не изменилась». По словам Звонарева, штурманы тральщиков обеспечивают так называемый «перекрыш» – очищение от мин полосы воды обязательно должны заходить одна на другую приблизительно на 30% от их ширины, реализуется эффект перекрытия. Для того чтобы добиться метровой точности при тралении, оперативно разворачивается независимая система радионавигации со специальными маяками, просчитываются все маневры и развороты, по локатору отслеживаются береговая черта, разного рода ориентиры. Наличие современной навигационной аппаратуры на кораблях проекта 12700 позволяет делать это намного точнее и быстрее.

Помимо современных роботизированных систем и комплексов, новые тральщики были укомплектованы и традиционными средствами: контактным тралом ГКТ-2 и акустическим ШАТ-У. Первый из них представляет из себя два длинных гибких стальных поводка с жестко закрепленными на них пассивными резаками, а также разводящими устройствами в виде поплавков на концах. Если наблюдать за этим тралом с высоты, то своими очертаниями он будет напоминать ласточкин хвост. Схема действия подобного трала достаточно проста. Зацепившись за трал, минреп (трос с якорем, который удерживает морскую мину под водой) начинает по нему скользить, после чего попадает на один из резаков и обрывается. После этого всплывшая на поверхность мина может быть оперативно ликвидирована с помощью установленного на тральщике артиллерийско-пулеметного вооружения. А с появлением и распространением донных мин были созданы так называемые неконтактные тралы, которые, имитируя физические поля, инициировали детонацию мин данного типа.

Несмотря на отсутствие на борту ударных вооружений современные корабли противоминной обороны имеют стратегическое значение для флота. Современные технологии минирования как с воды, так и с воздуха (сброс мин с самолетов и вертолетов) позволяют в короткие сроки и достаточно густо засеять морскую акваторию различными минами. Каким бы мощным не был флот, если он будет заперт в местах своего базирования минными постановками противника, его боевые возможности будет существенно ограничены. Прорвать минную блокаду в состоянии лишь тральщики. Без тральщиков не удастся вывести атомные подводные ракетоносцы и крейсеры на патрулирование, высадить морские десанты, организовать эффективную оборону побережья. В последние годы командование ВМФ России всерьез озаботилось состоянием минно-трального флота и вопросами его пополнения новыми кораблями. До 2050 года потребность российского флота в новых тральщиках оценивается как минимум в 30-40 кораблей.

Тактико-технические характеристики тральщика проекта 12700 «Александрит»:
Водоизмещение – 890 тонн.
Длина – 61,6 м, ширина – 10,3 м.
Силовая установка – 2 дизельных двигателя мощностью 2х2500 л.с.
Скорость – 16 узлов.
Дальность плавания – 1500 миль.
Автономность – 10 суток.
Вооружение: 1 х АУ АК-306 (30-мм), 1 х МТПУ 14,5-мм, 8 ПЗРК.
Противоминное вооружение: акустический трал ШАТ-У, контактный трал ГКТ-2 или ГОКТ-1.
Экипаж – 44 человека.

Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180426/1519424660.html
https://flotprom.ru/2018/298715
http://militaryrussia.ru/blog/topic-778
https://bmpd.livejournal.com/2750460.html
http://www.almaz-kb.ru/rus/catalogue/12701.php
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Помидоров Офлайн
    Помидоров (Иван Помидоров) 17 мая 2018 15:40
    +3
    Это хорошая новость. Ещё до КРЫМНАШ, Россия участвовала в учениях с НАТО. После учений к нам в город зашли все участники. Российский тральщик выглядел полным допотопным убожеством, даже на фоне латвийских тральщиков. Последние годы у ВМФ печально обстояли дела с противоминной защитой. Грезили авианосцами, не имея современных тральщиков. А флот строится как раз с тральщиков, и по нарастающей.
  2. Андрей из Челябинска (Андрей) 17 мая 2018 16:57
    +1
    Помимо современных роботизированных систем и комплексов, новые тральщики были укомплектованы и традиционными средствами

    Традиционными - да, а вот насчет "современных роботизированных" поподробнее пожалуйста
    1. donavi49 Офлайн
      donavi49 17 мая 2018 17:55
      +5
      Французские дроны Inspeсtor и Seascan. Но вот беда. Из-за сложностей с самим Александритом (в статье вон указано - что планировалась другая система, которая померла) и активном маркетинге ECA - которая по итогу не смогла удержать размерность дрона от изначально планированного.

      Вышла нестыковочка - тральщики могут только тянуть Inspeсtor на буксире. По размерам он не лезет на корабль. Из-за особенностей отливки - исправить сей косяк нельзя, без переделки матрицы, а она стоит очень дорого.
      1. Андрей из Челябинска (Андрей) 17 мая 2018 18:01
        +2
        Цитата: donavi49
        Вышла нестыковочка - тральщики могут только тянуть Inspeсtor на буксире

        Вот именно:)))
  3. _Ugene_ Офлайн
    _Ugene_ (_Ugene_) 17 мая 2018 17:44
    +1
    стеклопластиковый корпус имеет минимальный уровень физических полей. Бесконтактные минные взрыватели на него просто не срабатывают
    корпус стеклопластиковый, но внутри корпуса всё те-же многие тонны металла, вряд ли бесконтактные минные взрыватели на него не срабатывают
    1. Brylevsky Офлайн
      Brylevsky 18 мая 2018 12:27
      +2
      Это хорошее замечание! Действительно, в тральщике только пластиковый корпус не имеет собственного магнитного поля. Главный двигатель и вспомогательные механизмы, гребной вал (или валы?), везде, где в качестве компонента стали присутствует железо, все эти изделия будут иметь собственное магнитное поле. Но по сравнению с величиной магнитного поля стального корпуса это поле мало и его величины может быть не достаточно для срабатывания магнитного взрывателя морской мины. Может быть не достаточно...Вероятность этого события будет зависеть, в основном, от: 1) Чувствительности взрывателя; 2) Глубины установки мины и, как следствие, расстояния между миной и тральщиком. Повышая первое и сокращая второе можно добиться высокой вероятности процесса инициирования...Первый фактор устраняют путём размагничивания: воздействуют тем же полем, но другого направления. Для этого на специальных судах СФП ("судно физических полей", военно-вспомогательный флот) существуют целые лаборатории со штатом офицеров. Со вторым фактором проблема: для его учёта нужно знать, как минимум, глубину установки мины. Но даже соблюдение всех вышеперечисленных мер не может стать гарантией безопасного мореплавания: взрыватель в морской мине, как правило, не один...в дополнении к магнитному+контактному это могут быть акустический и/или гидростатический или их различные комбинации. Современные же мины имеют микропроцессорное управление с развитой сетью датчиков и программной обработкой информации с них, и способны взорваться под конкретным кораблём...или выстрелить в него свою боевую часть. Ну и старые, как этот мир, средства, направленные на повышение боевой эффективности мины: "прибор кратности" и "прибор срочности". Так что немагнитный корпус это всего лишь одна из возможных мер. К сожалению, далеко не полная...
  4. polkovnik manuch Офлайн
    polkovnik manuch (Николай) 17 мая 2018 20:03
    +3
    Приятно такое слышать , однако строительство таких корабликов идет как говорится "не шатко ,ни валко".Тральщики нужны флоту сейчас ,как и в годы "холодной войны" , хотя-бы потому , что флот сильно постарел и измельчал . Береговые ракетные комплексы -это конечно хорошо, "больших супостатов" к берегу близко не подпустят ,но минная угроза от этого меньше не станет. В пору моей молодости (стажировался на "яхонтах", в те времена довольно хорошие кораблики ) , противоминной угрозе уделялось внимание гораздо большее ,наверное поэтому,спустя 40 лет , "яхонты ", конечно более поздних годов выпуска , до сих пор в строю , недавно сам видел.Базовых тральщиков (катерные не считаю) ,на каждом Флоте должно быть как минимум 2-3 дивизиона .Безопасность судоходства в территориальных водах всегда должна быть на высоте !
  5. _Ugene_ Офлайн
    _Ugene_ (_Ugene_) 18 мая 2018 12:31
    +1
    судя по фото «Александр Обухов» и «Иван Антонов» имеют явные отличия, особенно в носовой части
  6. Evgeniy667b Офлайн
    Evgeniy667b (Евгений) 19 мая 2018 19:23
    0
    Одной из основных характеристик любого боевого корабля (а тральщик не прогулочная яхта) является его живучесть и ремонтабельность. Пожар на "Курбатове" показал как себя ведет монолитный стеклопластик при воздействии огня. Последствия очень серьезные, аналогично и с восстановлением. Отказ от традиионно деревянной конструкции, (и почему дерево не связать с эпоксидными или полиэирными смолами? ) скорей всего был предлжен и продавлен проектировщиками с единственной целью-экономическая эыективность. Их видимо не заботило то,что для войны потребуется гораздо больше кораблей, более дешевых и которые восстанавливаются практически в "Полевых условиях".ункиональная нагрузка корабля от материала корпуса не зависит.. Лично проверял, эпоксидные смолы и материалы на их основе горят очень неплохо. Не от зажигалки, конечно....а скажем фугасного боеприпаса
    1. 23рус Офлайн
      23рус (Андрей) 20 мая 2018 10:39
      0
      Это факт учли и сравнили с другими - стеклопластик перевесил. А к вопросу о магнитныж полях начинки корабля - большенство мин ориентировано на объём.
      1. владимир1155 Офлайн
        владимир1155 (владимир) 20 мая 2018 21:27
        0
        очень важное направление судостроения, и к сожалению стоят их мало, а флоту они нужны уже сейчас, тральщик важнее авианосцев на порядок и их надо больше, необходимо также совершенствовать начинку, отечественную создавать. Из надводных кораблей тральщик важнее всего ибо незаменим в полном объеме ничем, ни береговыми средствами, ни авиацией и подлодкмми.
  7. Brylevsky Офлайн
    Brylevsky 21 мая 2018 22:13
    0
    Цитата: 23рус
    большенство мин ориентировано на объём.

    На объём чего?
Картина дня