Нога в баке. Боевая находчивость русского лётчика

32
Вячеслав Матвеевич Ткачев – звезда отечественной истребительной авиации, человек непростой судьбы. В 1917 году – полковник, исполняющий должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания Ставки. Автор работ «Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне», «Материал по тактике воздушного боя», «Крылья России. Воспоминания о прошлом русской авиации. 1910-1917 гг.».





Об этом выдающемся разностороннем человеке можно говорить много и долго. Но нам бы хотелось вспомнить один из первых подвигов летчика – за который он был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. И во время которого проявил поразительную находчивость и хладнокровие.

Он отличился во время одного из этапов Галицийской битвы – в ходе Люблин-Холмской операции 12 августа 1914 года.

В этот день подъесаул В. М. Ткачев выполнял разведывательное задание в одиночестве (без летчика-наблюдателя).

В. М. Ткачев установил факт продвижения вражеских колонн к Люблину, определил их силу. Летчик действовал на старом самолете «Ньюпор», у которого был к тому же неисправный двигатель. Высота 500 - 600 метров. Пролетев километров 20 и поднявшись до 900 метров, он заметил соединение противника силой до 1,5 дивизии, двигавшееся в обход правого фланга русских войск. У Аннополя им также были обнаружены густые колонны войск неприятеля, артиллерия и обозы, двигавшиеся к Люблину. Несмотря на обстрел, летчик прошелся над колонной почти вплоть до австрийской границы, выяснив силы противника – численностью до корпуса.

Над Красником на высоте 700 метров подъесаул угодил в сферу шрапнельного огня: огонь велся с двух сторон. Решив установить позиции батарей противника, разведчик продолжал действовать под шрапнельным огнем, причем не имея парашюта. Он очутился в самом эпицентре облачков шрапнельных разрывов - шрапнельные пули барабанили по крыльям и корпусу самолета. Вдруг пробит масляный бак машины - и «Ньюпор» стал терять высоту. Уровень масла быстро падал, и летчик, выключив мотор, pешил планировать к лесу.

И тут его озарила блестящая идея.

Находчивый офицер, не отпуская штурвала, спустился почти на пол кабины, заткнув ногой дыру в баке. Затем он снова включил мотор и вновь набрал высоту.

А затем - посадил свой самолет в расположении русских частей - чуть не став жертвой своих пехотинцев, принявших его за австрийца из-за «басурманских» кожаной куртки и авиационного шлема.

Являясь обладателем важной развединформации, В. М. Ткачев позаимствовал у артиллеристов коня, и, добравшись до штаба ближайшей дивизии, сообщил ценные сведения.

А затем подъесаул вернулся за своим аппаратом и, прицепив его к проезжавшей мимо двуколке, сумел благополучно эвакуировать. За важную информацию, оказавшую влияние на ход сражения, находчивость, мужество и за спасение самолета В. М. Ткачев был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. А данный случай показал, что русский летчик - это не только мужественный, но и отчаянно находчивый человек.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 мая 2018 06:05
    Да, русский летчик - это не только мужественный, но и отчаянно находчивый человек.
    Причем в любой ситуации и во все времена
    1. +2
      24 мая 2018 12:17
      Цитата: Albatroz
      Да, русский летчик - это не только мужественный, но и отчаянно находчивый человек.

      Это да.
      А затем подъесаул вернулся за своим аппаратом и, прицепив его к проезжавшей мимо двуколке, сумел благополучно эвакуировать.

      Разные времена, разные войны, но Покрышкин также всеми силами вытаскивал свой подбитый МиГ, на прицепе полуторки из окружения, но ... не удалось. Хотя сам факт, очень показательный
  2. +20
    24 мая 2018 06:58
    А я хочу вспомнить о 2 моментах
    Во-первых, как в комментах к одной из статей (Судьба Авангардного боя) во-шный псевдовоенспец под позывным Шурави до усеру, с пеной у рта доказывал, что шрапнель рвется «не в воздухе, а у земли, над землей».
    Так оказывается рвется именно в ВОЗДУХЕ? Раз на 700 метрах самолет сбила, пробив ему топливный бак.
    Во-вторых, рождение авиации тех лет обязано во много энтузиастам - КАВАЛЕРИСТАМ, которые добровольцами (даже гвардейцы) шли не только в остающуюся без офицеров пехоту (об этом пишут и Игнатьев, и Попов), но и в авиацию - много сделав для становления нового рода войск. Речь идет о массовом явлении.
    Достаточно вспомнить улана Манфреда фон Рихтгофева или наших асов Гильшера (13-й драгунский) или Ткачева (кубанский казак).
    Кстати и позднее кавалеристы укомплектовывали др., авангардные рода войск - как например, один из героев фильма "Офицеры" стал танкистом, а его внук - десантником.
    1. +3
      24 мая 2018 15:42
      Цитата: Вышибала
      Шурави до усеру, с пеной у рта доказывал, что шрапнель рвется «не в воздухе, а у земли, над землей».

      Помните, в старых фильмах: "прицел 12, трубка 8 - Огонь!" - так вот, если "трубка", то речь идет именно о шрапнели. Шрапнель рвется через столько секунд после выстрела, на сколько установлен замедлитель в этой самой "трубке" - а вот где окажется в этот момент снаряд, зависит, ессно, он начальной скорости и угла возвышения - при стрельбе по пехоте в идеале это 2-3 метра над землей (а если ошибся с углом возвышения или временем замедления - может рвануть и под землей, убив вместо вражеской пехоты какого-нибудь крота laughing ), а при стрельбе по самолету - ессно, намного выше!
      1. +15
        24 мая 2018 16:48
        Просто шрапнель рвется на такой высоте

        облачка виды
        Но и 700 метров - тоже имеет место быть, как показывает история Ткачева
  3. +7
    24 мая 2018 08:36
    Прекрасная статья! Мужество и самообладание Вячеслава Матвеевича впечатляют. Не каждый человек смог бы так действовать в подобных обстоятельствах. Как жаль, что многих ему подобных сынов Россия потеряла несколькими годами позже...
    Автору—моя искренняя благодарность за проделанный труд!
    1. 0
      24 мая 2018 21:34
      Цитата: ПоручикТетеринъ
      Как жаль, что многих ему подобных сынов Россия потеряла несколькими годами позже...

      Кто о чем, а голый о бане. Лишь бы большевиков пнуть..
  4. +19
    24 мая 2018 08:39
    Отличился мужик везде где только мог - что захватывая господство в воздухе над Луцком в 1916 г. - https://warspot.ru/449-za-gospodstvo-v-vozduhe
    Был инспектром авиации ЮЗФ
    Или
    Разгромив КК Жлобы - https://topwar.ru/106756-aviaciya-protiv-kavaleri
    i-ili-reyd-na-melitopol.html
    Командуя авиацией Русской армии.
    Профи одним словом
  5. +5
    24 мая 2018 09:05
    Интересная статья. Представляю, как лётчику управлялось самолётом сидя на полу и держа ногу вверх затыкая пробитый бак! Вот что значит смекалка!
  6. +3
    24 мая 2018 09:12

    Подъесаул Ткачев в кабине аэроплана Ньюпор (Nieuport) IV, вооруженного подвешенной под фюзеляжем авиабомбой, готовится к боевому вылету, ноябрь-декабрь 1914 года.
    1. +7
      24 мая 2018 09:25
      "А данный случай показал, что русский летчик - это не только мужественный, но и отчаянно находчивый человек."
      Он показал, так же,что Ткачев обладал высочайшим летным мастерством.

      На компоновочной схеме маслобак - круглая емкость с горловинкой вверху, расположенная перед пилотом. Закрыть пробоину в нем ногой - задача не простая. Кроме того, управление было у этого самолета было оригинальным, присущим только этому типу машин.Управление по крену осуществлялось перекашиванием задней кромки крыла (гошированием). Перекашивание крыльев, в свою очередь, осуществлялось от педалей, а не от ручки управления, как на других самолетах, что многократно усложняло задачу продолжения полета и требовало идеального пилотирования.
  7. BAI
    +2
    24 мая 2018 10:11
    Об этом выдающемся разностороннем человеке можно говорить много и долго.

    Да вот и надо было бы поговорить. Очень интересный человек, с трудной противоречивой судьбой.
    Вот, например, просто конец жизни:
    В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего Войска, участвует в формировании казачьих подразделений Русского корпуса. На параде 29 октября 1941 года, посвященном прибытию в Белград Гвардейского дивизиона, он обратился к казакам со следующими словами: «Прибывший Гвардейский Дивизион свершил небывалый в истории народов подвиг, сохранив себя в течение 20 лет эмигрантского безвременья. Обостренное чувство долга, преданность и верность своим штандартам, как символу утерянной Родины, вписали в историю Русской Армии и Казачества бессмертную страницу».

    В начале Второй Мировой войны Вячеслав Матвеевич перебирался в Белград, где стал преподавать тактику воздушных сил на организованных в Белграде Высших военно-научных курсах генерала Н.Н.Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского Корпуса. По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность».

    и тем не менее
    Из дневника В.М.Ткачёва: «Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал. Но жребий был брошен. И как впитавший в себя с детства дух дисциплины, я подчинился власти на Юге России и добросовестно исполнял все даваемые мне поручения. Таким образом, не шкурные соображения, не политические убеждения, а только лишь чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии.»

    Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В.М.Ткачёв наотрез отказался эвакуироваться. Для себя решил: пусть лучше расстреляют свои, чем искать прибежище в стане врага. 20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта. Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58. Жену его в СССР депортировать не стали и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.

    Признание, как всегда, пришло после смерти.
    Умер В.М.Ткачёв 25 марта 1965 году в нищете в Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище.

    Тридцать лет спустя после кончины Вячеслава Матвеевича Ткачева Родина воздала русскому летчику по заслугам. 23 сентября 1995 года в связи со 110-летием со дня рождения на доме N 82 по улице Шаумяна в Краснодаре, где он жил последние годы, Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник авиации Петр Дейнекин в торжественной обстановке открыл мемориальную доску, На митинге выступили атаман Союза казаков России Александр Мартынов, глава администрации Краснодарского края Евгений Харитонов, курсант Краснодарского ВВАУЛ Алексей Дьяченко. Были отданы воинские почести. В небе над центральной площадью города продемонстрировала свое летное искусство пилотажная группа «Стрижи».
    1. BAI
      +1
      24 мая 2018 10:31
      И немного иллюстраций.



    2. +18
      24 мая 2018 11:57
      Об этом выдающемся разностороннем человеке можно говорить много и долго.

      Вот и поговорите. Флаг как говорится - в руки и электричка настречу. А статья посвящена не всему жизненному пути, а лишь первому - хоть и характерному эпизоду.
  8. +18
    24 мая 2018 12:40
    Понимаете, какое дело - я обратил внимание.
    Если человек популяризатор или просто читатель, то ему хочется обо всем сразу. А так не бывает - жизнь человека очень многогранное явление. И поэтому надо смотреть - на название. Чего многие не делают, высказывая претензии автору. Посвящена статья ткачевской ноге в баке - об этом и пишем. Посвящена Такачеву - тактику пишем об этом. Посвящена Ткачеву - асу, об этом и т.д.
    Всегда нужно обращать внимание на название статьи.
    Кстати, в коллекции имеется действительно редкая вещь, характеризующая Ткачева как прекрасного тактика - одного из первого в миреи.

    Вот титул. В отличие от остальных иллюстраций в комментах - это в интернете не найдешь. Очень рекомендую всем кто ходит по библиотекам и архивам - шикарный материал по тактике воздушного боя тех лет.
    1. BAI
      +3
      24 мая 2018 13:21
      В отличие от остальных иллюстраций в комментах - это в интернете не найдешь.

      Значит искать не умеете.
      https://search.rsl.ru/ru/record/01004220594

      Карточка
      Ткачев, Вячеслав Матвеевич.

      Материал по тактике воздушного боя / Сост. воен.-летчик войсковой старшина Ткачев. - Б.м. : Фото-лито-тип. при Канцелярии Полевого ген.-инспектора Воен.-воздуш. флота, [1917]. - 61 с.; 17.
      Секретно
      OVL Δ 421/399
      FB A 125/635
      Для входа требуется регистрация.
      1. +16
        24 мая 2018 13:32
        Искать не умею?
        Вы как водится, лапшус,с выдаете за продукт.
        Поясняю.
        Вы предлагаете бибописание, то бишь просто карточку с УКАЗАНИЕМ на книгу., которая имеется в данной библиотеке (вот и регистрируйтесь там и листайте, если еще разрешат)
        Но данная книга имеется в моей личной библиотеке - причем от корки до корки, так что мне ни искать ничего не надо, но описания ваши без надобности. Мог бы просто выложить ее в инете - были бы желание и необходимость. Каковых не имею и не вижу)
        1. BAI
          +1
          24 мая 2018 15:53
          Я же написал - требуется регистрация. И читательский билет. Есть открытые, есть закрытые ресурсы. Но все это в Интернете.
          Книга с библиотечным номером тоже из личной библиотеки?
          1. +15
            24 мая 2018 16:51
            Но вы больше таких, за ненадобностью лишних вопросов, даже обложек не увидите.
            Бесплатно.
            Только ссылки на место регистрации. Для получения читательского билета.
            И то вряд ли hi
        2. 0
          24 мая 2018 15:56
          Броневик,Вы с почтальоном Печкиным не родственники? Или у Вас заниженная самооценка?
          1. +15
            24 мая 2018 16:44
            Вы мою самооценку не валандайте
            Ответил как мог wink Главное - у товарища книжки нет (он просто ссылается не на книгу, а библиотеку где она есть), а я - напрямую на книгу.
            Вот и вся разница.
            Да и Бог с ним. Я просто рассуждаю о вещах, о которых могу - имея возможность. Да, в личной библиотеке с номером. В свое время много таких приобрел при расформировании одного заведения да и просто чистки фондов. Как-то так.
            1. +3
              24 мая 2018 17:41
              Так написали бы статью "Тактика русской истребительной авиации в годы ПМВ" при таких то запасах. А то нс сайте дилетанты копипастят интернет в основном. Или Вам сам факт того, что у Вас есть, а у кого то нет, душу греет?
              1. +17
                24 мая 2018 18:06
                Да прям греет. Этим не согреешься. Напишем еще если Бог даст
                Смею надеяться не последние дни живем
                1. +17
                  25 мая 2018 08:30
                  Обязательно займемся русской авиацией в ПМВ - и ее тактикой в частности
                  Не все сразу hi
                  1. +1
                    25 мая 2018 09:48
                    Будем ждать.
  9. +16
    24 мая 2018 12:45
    А вот книга, откуда взял бай-бай свою фото Ткачева, разбавив ей ширпотребные википедийные тексты.
    В этой книге - не только боевой путь и судьба В. Ткачева, но и применение русской авиации на разных фронтах, ее особенности и масса персоналий и редких фото.
    Очень рекомендую.

    Переиздание
  10. +5
    24 мая 2018 12:47
    Являясь обладателем важной развединформации, В. М. Ткачев позаимствовал у артиллеристов коня, и, добравшись до штаба ближайшей дивизии, сообщил ценные сведения.

    "Махнул не глядя" (С)
    1. +17
      24 мая 2018 20:57
      "В бой идут одни старики" любимый фильм
      Отца покойного, да и мой тоже. Ребята, будем жить
  11. +15
    25 мая 2018 09:12
    Сам летал
    Но слава Богу от таких кренделей Всевышний миловал, не дай Бог почувствовать ногу в баке
    Автору плюс за незаурядной случай, пилоту - ха высший "выукрутаж"
  12. +16
    25 мая 2018 09:33
    Не дай бог почувствовать свою ногу в баке, а тем белее в бочке. Это не стоит никаких наград вселенной.
  13. +2
    27 мая 2018 18:17
    На таких деревянных этажерках, связанных реечками-веревочками, вообще летали только герои.
    А если еще и воевали - супер-герои! good
    1. 0
      10 августа 2018 15:11
      не стоит переоценивать их поступки
      многие этажерки были очень послушны в управлении, летали на очень низкой скорости и легко отрывались от земли. С заглушенным двигателем большинство успешно планировали. По сути, пилотам угрожало только 4 проблемы - двигатель мог заглохнуть, низкая прочность крыльев (при пилотаже с перегрузками), пилотаж, ставивший самолет в проблемное положение - например, штопор, и капотирование при посадке (особенно когда без двигателя планировал). Если пилот был адекватным, все эти проблемы легко обходились.