Бомба в руках неудачника. Самый крупный теракт в советской истории

25
18 мая 1973 года на борту лайнера Ту-104А прогремел мощный взрыв. В результате авиакатастрофы погиб 81 человек. С самых первых минут после сообщения о взрыве следственные органы уже знали – в небе над Читинской областью произошел террористический акт. Незадолго до взрыва о попытке захвата судна на землю сообщил его экипаж.

18 мая 1973 года лайнер Ту-104А с регистрационным номером СССР-42379 следовал по маршруту «Москва – Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Чита». На борту воздушного судна находились 72 пассажира и 9 членов экипажа. В 03:36 по московскому времени командовавший лайнером Николай Ободянский передал сообщение на землю, что один из пассажиров требует изменить курс. Кроме того, пилот подал кодированный сигнал опасности. Лайнер находился на высоте 6600 метров. Спустя еще две минуты после сообщения Ободянского связь с экипажем судна прервалась, а отметка самолета на экране радара распалась на несколько частей и пропала. Лишь в 10:55 по местному времени обломки самолета были обнаружены разбросанными на достаточно большой площади в 10 гектаров.



Как оказалось, молодой человек, требовавший изменить маршрут движения лайнера, угрожал взорвать самолет. На борту самолета находился сопровождавший рейс младший сержант милиции Владимир Ежиков, которому был всего 21 год. Он открыл по террористу огонь на поражение. Уже позже в пистолете Ежикова, который нашли на месте крушения самолета, не досчитались двух патронов. Как раз одним из них младший сержант смертельно ранил террориста. Но последний, как оказалось, не блефовал – перед смертью он все же успел взорвать бомбу, что привело к уничтожению самолета и гибели всех его пассажиров и членов экипажа.

Начало 1970-х годов сопровождалось ростом террористической активности во всем мире. Взрывы, захваты заложников, политические убийства стали привычным явлением не только в «горячих точках» вроде Ближнего Востока или Латинской Америки, но и в Западной Европе, Японии, США. В Германии, Италии, Испании, Франции, Греции, Бельгии, Великобритании орудовали ультралевые и ультраправые террористы, периодически совершали теракты представители различных палестинских радикальных организаций, заявляли о себе и террористы – «одиночки», не имевшие каких-либо четких политических взглядов, но пытавшиеся путем совершения терактов решить какие-то личные проблемы.

Но в Советском Союзе террористические организации отсутствовали. Здесь сыграли свою роль и всеобъемлющий контроль советских органов государственной безопасности, и работа партии и комсомола с населением, и подавление любой политической оппозиции. Тем не менее, именно в 1970-х гг. произошел ряд террористических актов и на территории Советского Союза. Конечно, их нельзя было по своему масштабу сравнить с террористической активностью в других странах, но теракты заставили советское руководство реагировать на изменившуюся ситуацию, в том числе – приступить к созданию первых антитеррористических подразделений в системе КГБ и МВД СССР.

Бомба в руках неудачника. Самый крупный теракт в советской истории


Только в 1970-х годах в СССР произошло около тридцати попыток угона пассажирских самолетов. Эти преступления были связаны, в первую очередь, с влиянием на отдельных советских граждан новостей о действиях зарубежных террористов, а во-вторых – с растущей популярностью идеи эмиграции из Советского Союза. Как правило, к угону самолетов прибегали амбициозные неудачники, которые верили в то, что именно за пределами советской страны они начнут новую, «настоящую» жизнь. Судя по всему, таким человеком был и террорист, взорвавший самолет над Читинской областью. Но все равно было необходимо проверить все версии, в том числе и принадлежность террориста к какой-либо террористической организации.

Генеральная прокуратура СССР немедленно занялась расследованием страшного теракта в небе над Читинской областью. Изучение повреждений самолета позволило установить, что взрыв тротила весом в 5,5-6 килограммов произошел в районе правого аварийного люка первого салона.

Но следователей интересовал даже не столько характер повреждений, поскольку было и так ясно, что это – террористический акт, а личность террориста. Ведь нельзя было исключать возможность наличия у него сообщников, которые могли провести другие террористические акты на территории Советского Союза. Поэтому особое внимание следователи и оперативники, работавшие на месте трагедии, уделили изучению останков пассажиров. Искали тело с наиболее характерными для взрыва повреждениями, которое могло бы принадлежать потенциальному террористу.

Уже 19 мая при осмотре места падения самолета было обнаружено тело мужчины примерно 30-35-летнего возраста, у которого отсутствовали кисти рук. На теле было два пулевых отверстия. Вскоре нашли и пистолет младшего сержанта Ежикова, летевшего на лайнере. В нем как раз отсутствовали два патрона. Таким образом, была установлена картина событий, развернувшихся на лайнере. Было очевидно, что милиционер Ежиков все же успел застрелить террориста, но последнему удалось взорвать бомбу. Теперь оставалось установить личность террориста.

На выполнение этой задачи были брошены сотни оперативных сотрудников и экспертов со всего Советского Союза. Личные дела всех пассажиров злополучного рейса тщательно изучались, расспрашивались родственники и знакомые пассажиров, сотрудники аэропорта. Поскольку голова предполагаемого террориста была изуродована во время взрыва, специалистам пришлось буквально собрать ее по частям, соединяя кости черепа и сшивая куски кожи.

В конце концов, террориста удалось идентифицировать. До сих пор неизвестно, каким именно образом сотрудники КГБ СССР установили личность человека, повинного в гибели 80 советских граждан. Скорее всего, имел место целый комплекс мероприятий, включавший в себя и проверки списков пассажиров, и опознание «мертвой головы» преступника. Вскоре из Грузинской ССР поступила информация о том, что там проживал, а затем пропал в неизвестном направлении молодой мужчина, который подходил под описания террориста и чьи фамилия и имя совпадали с фамилией и именем одного из пассажиров злополучного рейса.

Террористом оказался некий Тенгиз Рзаев – уроженец Кировабада (Гянджи), проживавший в Грузии. Это был молодой 32-летний мужчина с обычной для советского человека биографией. Чингис (Тенгиз) Юнус-оглы Рзаев родился в 1941 году, проходил срочную службу в инженерно-саперном подразделении Советской Армии, что позволило ему изучить взрывчатые вещества и способы их применения.

После армии амбициозный молодой человек задумал поступить в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), но не прошел по конкурсу. Впрочем, в этом не было ничего удивительного – Тенгиз Рзаев не только не владел ни одним иностранным языком, но и еле говорил по-русски.

Свои возможности Рзаев трезво не оценил – он еще несколько раз предпринимал попытки поступить в МГИМО и каждый раз его «заворачивала» приемная комиссия. В результате молодой человек затаил сильную обиду, почувствовав себя оскорбленным, и решил, что должен непременно добиться своей цели – стать дипломатом, если не в Советском Союзе, то в любой другой стране. Почему-то он решил, что такой страной может стать Китай. Видимо, Китай, в те годы находившийся в плохих отношениях с Советским Союзом, привлекал Рзаева как раз своей антисоветской позицией.

Одно время Рзаев работал в дорожно-строительном управлении. В это время из ДРСУ пропали несколько килограмм взрывчатки. Уже затем, после трагедии, в квартире Рзаева был проведен обыск. У неудавшегося дипломата – сапера нашли компоненты взрывного устройства и чертежи. Опросили и приятелей Рзаева – оказалось, что он неоднократно заявлял о своих планах перебраться в Китай. Бомбу Рзаев соорудил в виде пояса, который был начинен взрывчаткой.

Судя по всему, и угон самолета Рзаев пытался совершить именно с этой целью. Он был типичным террористом – одиночкой, который действовал исключительно в собственных интересах и не придерживался какой-то внятной политической идеологии. За день до рейса он приехал в Иркутск, переночевал в одной из гостиниц и купил билет до Читы, рассчитывая реализовать задуманный план – захватить самолет и вылететь в Китай.

Судя по всему, события на борту лайнера в тот злополучный день развивались следующим образом. Сначала Тенгиз Рзаев позвал стюардессу и потребовал сообщить, что самолет захвачен и сейчас будет изменен его курс. Он собрался зайти в кабину самолета, чтобы лично сообщить пилоту подробности маршрута. Но когда Рзаев направился в кабину, экипаж заблокировал ее дверь. В этот момент милиционер Ежиков выстрелил в Рзаева и смертельно ранил его. К несчастью, Рзаеву удалось активировать взрывное устройство.

Террористический акт в небе над Читинской областью стал крупнейшим по количеству жертв террористическим актом в Советском Союзе. Сразу после теракта органы безопасности приступили к тщательному изучению и пересмотру различных аспектов безопасности советских аэропортов.

Во-первых, была введена практика обязательного досмотра пассажиров и их багажа перед посадкой на рейс. До 1973 года такой досмотр вообще не проводился, что и сделало возможным совершение террористического акта. После теракта пассажиров в аэропортах Советского Союза стали тщательно досматривать сотрудники милиции.

Во-вторых, руководство КГБ сочло потенциально опасным сопровождение рейсов милиционерами в штатском, которые могли открыть стрельбу по террористам, собственно как это и произошло в небе над Читой. Ведь если бы Ежиков тогда не выстрелил в Рзаева, может быть последний и не стал бы приводить в действие взрывное устройство. Кстати, могилу милиционера Ежикова впоследствии даже оскверняли какие-то люди – не исключено, что родственники погибших, которые считали, что именно выстрел Ежикова привел к взрыву.

С другой стороны, родственники Ежикова и иркутские милиционеры считают, что молодой младший сержант до конца исполнял свой долг и погиб, пытаясь защитить самолет от угона, а экипаж и пассажиров – от распоясавшегося террориста. Интересно, что в биографии милиционера Ежикова и террориста Рзаева были общие моменты. Володя Ежиков, уроженец села Икей Тулунского района, окончив школу, пытался поступить в Иркутский государственный университет на отделение журналистики филологического факультета, но не прошел по конкурсу. Володю забрали в армию, а поскольку он хорошо рисовал, он служил в Чехословакии – картографом. После армии Ежиков пошел работать художником на авиационный завод, а оттуда его пригласили на работу в отдел милиции в аэропорту. В тот день 18 мая 1973 года Владимир Ежиков находился в резерве и лететь не должен был. Но поскольку его напарник задерживался, пришлось лететь Ежикову. Кстати, вскоре Ежикову должны были присвоить звание младшего лейтенанта милиции.

Если до теракта 1973 года нахождение вооруженной охраны на борту самолета ставило главной целью недопущение вылета самолета за пределы Советского Союза, то теперь руководство КГБ все же решило убрать вооруженную охрану, беспокоясь о жизни пассажиров и экипажа самолета.

В-третьих, были усовершенствованы дальнейшие меры антитеррористической безопасности. 29 июля 1974 года в составе 5-го Главного управления КГБ СССР, отвечавшего за борьбу с идеологическими диверсиями, была создана особая группа «А» («Альфа»), в число ключевых задач которой была включена борьба с угонами самолетов и освобождение заложников из захваченных самолетов. На самом деле, решение о создании группы «А» принималось еще в 1972 году, после террористических актов на Олимпиаде в Мюнхене, но угоны советских самолетов значительно приблизили момент ее создания. Инициатором создания спецподразделения выступил сам председатель КГБ СССР Юрий Владимирович Андропов.

Естественно, что сообщения о террористическом акте на самолете в небе над Читинской областью очень жестко цензурировались. Конечно, полностью замолчать трагедию не удалось, но делалось все возможное для того, чтобы широкой общественности стало известно как можно меньше фактов о данной трагедии. И в этом, кстати, тоже был свой смысл – не подавать дурной пример лицам с неустойчивой психикой и экстремистскими взглядами, которые могли счесть воздушный терроризм и угон самолетов прекрасным способом покинуть пределы Советского Союза.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    25 мая 2018 06:25
    Ежиков-герой.
    Тем не менее, самолету лучше бы улететь в Китай-люди бы остались живы...
    1. +14
      25 мая 2018 06:45
      Уважаемый Олегович -это вечная дилема честь или жизни других!
      Как поступить в безнадежном бою выполнить долг и погибнуть с честью или "спустить флаг" и спасти жизни спасти людей доверенных тебе.
      Интересный взгляд на эту проблему имеет В.Крапивин - "Бронзовый мальчик"!
      То что сержант Ежиков - герой, это беспорно!!!
      С уважением, Котище!
      Р.s. Илья спасибо большое за историю!
      1. +5
        25 мая 2018 09:57
        Цитата: Котище
        Как поступить в безнадежном бою выполнить долг и погибнуть с честью или "спустить флаг" и спасти жизни спасти людей доверенных тебе.

        Уважаемый Владислав, где же и в чем была "безнадежность"? request
        Ситуация была абсолютно НЕ безнадежна: террорист был не смертником, а очень даже хотел жить.
        из этого и надо было сходить при принятии решения.
        Как видим, после происшествия был сделан вывод
        теперь руководство КГБ все же решило убрать вооруженную охрану, беспокоясь о жизни пассажиров и экипажа самолета
        , фактически признавший решение Ежикова неверным.
        1. +11
          25 мая 2018 11:37
          Цитата: Ольгович
          фактически признавший решение Ежикова неверным.

          Не совсем так - неверным было признано решение о размещении вооружённой охраны на борту самолёта, которая должна предотвратить угон.
          Что же до Ёжикова, то у него был приказ: предотвратить угон. И террорист, угрожающий угоном самолёта не куда-нибудь, а во враждебный Китай (4 года после конфликта на Даманском). И милиционер выполнил приказ - как умел, как учили: убив террориста (одна из пуль попала в сердце). Увы, но опыта противодействия воздушным террористам у наших правоохранительных и силовых структур тогда не было.
      2. +2
        25 мая 2018 13:37
        Иногда сдача равнозначна смерти, пусть и немного отложенной.
    2. 0
      25 мая 2018 21:57
      Цитата: Ольгович
      самолету лучше бы улететь в Китай-люди бы остались живы...

      С учетом того, какие у нас с Китаем были отношения в 1973м - еще не факт! Во всяком случае, не факт, что их бы оттуда выпустили!
      1. 0
        26 мая 2018 06:24
        Цитата: Weyland
        С учетом того, какие у нас с Китаем были отношения в 1973м - еще не факт! Во всяком случае, не факт, что их бы оттуда выпустили!

        Но шансвов было бы больше.
    3. +1
      8 июня 2018 10:15
      Пассажиры этого борта да, а сколько бы у него нашлось последователей и сколько бы при этом погибло бы? Поинтересуйтесь терактом с угоном Ту-134 в Тбилиси. Ведь тераристы вдохновились успешным угоном самолета братьями Бразинскасами, более того они могли без проблем выехать совершенно свободно но
      Вот дословно что говорил один из угонщиков
      "Вот когда отец и сын Бразинскасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почётные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?"
  2. +5
    25 мая 2018 07:41
    Один такой нюанс,взрывное устройство проводилось в действие не нажатием,а при отжатии,если бы наоборот было,то Ежиков бы его уюта спас всех,но увы..
  3. +6
    25 мая 2018 10:20
    Надо отметить, что в то время вменяемых инструкций по противодействию террористам, которые не считаются со своей жизнью, просто не было.
    Эти инструкции создавались уже позднее и тоже на крови. Это как Устав Караульной службы.
    Если учесть, что судя по всему Ежиков о взрывных устройствах имел около нулевое представление и тем более не знал возможности обезвреживания их, то к нему претензий не может быть никаких.
    Тут можно только вспомнить девиз: "Делай, что должно и быть, что будет". В данном случае, это окончилось печально.

    С другой стороны, надо отметить, что использование оружия в самолете на высоте всегда чревато разрушительными последствиями (как минимум, разгерметизацией, а при неудачном варианте и разрушением самолета). И тут возникают уже вопросы тем, кто такое допустил. Но опять же за неимением печального опыта - это цена, которую мы заплатили за более безопасные полеты.

    ЗЫ Насчет освещения - решение совершенно правильное. Просто приведу пример.
    В Петергофе есть баллюстрада у дворца Монплезир. Она выложена голландским кирпичом (очень редким и потому считавшимся счастливым). Когда я учился на экскурсовода нам всегда говорили, чтобы мы об этом не говорили, т.к. после этого всегда в группе находился кто-нибудь, кто эти несчастные кирпичи пытался выковырять.
    1. 0
      8 июня 2018 10:25
      Чтобы самолет от пистолетных ыстрелов разрушился это... я даже не знаю куда нужно стрелять. Специально для возможной стрельбы на борту самолета к пистолету макарова был разработан патрон с пониженой пробивной способностью СП-8. Но это было уже позже. Так то правильно хорошо нам сейчас с послезнанием кого-то обвинять, а тогда ни опыта ни понимания что это не просто воздушные хулиганы.
      1. 0
        8 июня 2018 12:45
        Чисто теоретически, если пуля попала в место напряжения, то при определенных обстоятельствах - это может привести к разрушению самолета. Маловероятно, но вполне возможно.
        Например, те же катастрофы Комет, которые происходили из-за трещин у иллюминаторов и люков.

        Но вот разгерметизация кабины от выстрела - вполне вероятна (например, попадание в окно).

        И опять же, это не обвинение. Это просто констатация факта того, что не все было продумано. При этом вполне вероятно, что решение на уровне силовых ведомств принималось без учета мнения авиационных специалистов.
        Т.е. ситуация по вооруженной охране, ИМХО, была примерно такая. После угона возник вопрос, что делать, чтобы такого не повторялось, причем необходимо быстрое решение. Решение очевидно - посадить вооруженного сотрудника. А вот что будет, если начнется пальба и как это скажется на самолете никто не подумал. да и просто не догадался.
        1. 0
          8 июня 2018 17:42
          Так вот потому Кометы и сняли с эксплуатации. А так авиалайнеры достаточно прочные.чтобы не боятся пистолетных пуль. разгерметизация тоже не так страшна как это в фильмах катастрофах показывают, снизится авиалайнер успеет, максимум пострадают пассажиры сидящие непосредственно у иллюминатора.

          На счет принятия решения, ну не могу сказать что спрашивали мнения МАП, но мнение МГА точно учитывалось. Вообще если без послезнаний то реакция советского правительства крайне последовательна и логична. После первых угонов ввели систему наиболее эффективную для ее предотвращения. Ведь по сути в большинстве случаев милиционер мог решить конфликт без стрельбы. Столкнувшись с бомбами опять же крайне оперативно перенесли периметр защиты на досмотр. А освобождение заложников на спецподразделения КГБ, когда они стали боеготовы.

          хотел бы я посмотреть как в 70-х МВД или КГБ самостоятельно решает сажать вооруженных милиционеров на рейсы и куда бы Бугаев послал бы Щелокова с Андроповым.
          1. 0
            8 июня 2018 22:41
            Насчет прочности - это почти так, но вот посмотришь Дискавери (там документальный сериал шел про расследование авиакатастроф) и понимаешь, что любой болтик может быть причиной крушения (а иногда просто заклеенный скотчем датчик).
            Поэтому пуля может попасть куда-нибудь не туда случайно и стать началом цепочки катастрофы. И все нет самолета.

            А про решение - тут важен уровень принятия. Если на уровне ЦК, то тут возражения не принимались. А такое решение могло приниматься, например, после какого-нибудь резонансного случая. Но это только моя версия. Как на самом деле было мы даже по архивам можем не установить.
  4. +5
    25 мая 2018 13:43
    О правильности или ошибочности действий можно говорить только постфактум имея на руках все подробности произошедшего. И решение правильное в одной ситуации будет абсолютно ошибочно в почти такой же, но всё же немного отличающейся. Считаю что было принято абсолютно правильное решение по уничтожению террориста.
  5. +1
    25 мая 2018 15:27
    Ту-104А с регистрационным номером СССР-42379



    Вскоре нашли и пистолет
    ,,,найти пистолет в тайге, где обломки самолета разбросало в радиусе 10 га?,, no
  6. +2
    25 мая 2018 15:58
    взрыв тротила весом в 5,5-6 килограммов

    у которого отсутствовали кисти рук.
    ,,,что то сомнительно request

    ,,,существует версия ,что самолет сбили истребители feel
    1. 0
      8 июня 2018 10:16
      Совершенно ничем не подтвержденная. И говорить о ней сечас это верх идиотизма.
  7. +2
    25 мая 2018 16:24
    Всё в СССР делали неправильно. Даже немцев не правильно разбили. Разве это победа, если они восстановились. Вот победа Меченного и Ельцина настоящая, Россия до сих пор не может восстановится. И это то, что смог сделать Запад. Большевиков после революции, как не помогали, разбить не смогли, а коммунистов не разбили, а купили, то есть продолжение следует.
  8. +3
    25 мая 2018 16:36
    Кстати возможно Ёжиков и не знал о поясе.Возможно терорист и орал что взорвёт самолёт но пояса не показал.А мог быть в понимании милиционера и муляжом.Я бы если бы знал о поясе.То не выстрелил бы.

    Терроист типичный неудачник.ЛОгика такая у террориста...."я хочу быть дипломатом и поэтому все должны умереть...Это воспитание.Таких людей полно ,о них каждый день можно слышать новости.Это те кто психует из-за мелочей убивают пачками людей.С детства учу дочь,не впадать в крайности.Потому что жизнь не заканчивается на неудаче.
    1. +1
      25 мая 2018 18:16
      Цитата: Heterocapsa
      Кстати возможно Ёжиков и не знал о поясе.Возможно терорист и орал что взорвёт самолёт но пояса не показал.А мог быть в понимании милиционера и муляжом.Я бы если бы знал о поясе.То не выстрелил бы.

      Пишут, что там не пояс был, а свёрток. И это логично - поясом бы террориста разорвало пополам, а судя по обнаруженному телу основой удар пришёлся на руки.
      В любом случае, опыта противодействия террористам, имеющим и готовым применить взрывные устройства, у нас тогда не было. ПМСМ, меры противодействия были рассчитаны на очередных Бразинскасов (угон Ан-24 в Турцию в 1970 году, террористы использовали стрелковку, убита бортпроводница Надежда Курченко).
      1. +2
        25 мая 2018 23:53
        а судя по обнаруженному телу основой удар пришёлся на руки
        ,,,а его и разнесло на куски,,
        ,,,В середине дня (19 мая) к нам привезли тело мужчины, без одежды, у которого вся передняя поверхность туловища, органы грудной и брюшной полостей, а также правая нижняя конечность с частью ягодицы и поясничной области отсутствовали. Голова была резко деформирована, сплюснута с боков с запавшими внутрь глазными яблоками, множеством мелких линейных ран на поверхности и обнажением отломков костей в теменной области. На шее по передней поверхности отсутствовала кожа в месте с органами шеи, на которой удерживался галстук темно-синего цвета, обвязанный обычным узлом. На уровне левого лучезапястного сустава отсутствовала кисть, также как и правая рука на уровне верней трети предплечья, поверхности отделения было размозжены, с множеством кожно-мышечных лоскутов свисающих на разном уровне. Было ясно, что это и был тот самый труп, который искали среди всех остальных.
        Вскрытие производили 20 мая, а закончили все исследования и заключение 21 мая. Постановление было вынесено следователем по особо важным делам при генеральной прокуратуре СССР государственным советником юстиции 3 класса Ю.Любимовым, одно на 86 трупов, в котором записано, что 18 мая 1973 года в 3 часа 30 минут вблизи аэропорта г. Читы, на высоте около 7000 метров потерпел катастрофу пассажирский самолет ТУ-104, который упал в лес. Все пассажиры и экипаж погибли.
  9. +3
    26 мая 2018 01:56
    Эта фраза :"Кстати, могилу милиционера Ежикова впоследствии даже оскверняли какие-то люди – не исключено, что родственники погибших, которые считали, что именно выстрел Ежикова привел к взрыву." хмммм...... Думаю, что это были не "родственники погибших" а родственники ТЕРРОРИСТА.
  10. 0
    29 мая 2018 20:05
    Я вспомнил рассказ одного старого летчика, он какое-то время жил у на на улице. В Советском Союзе в 60-х на самолетах дверь к пилотам была простой, а на местных авиолиниях случалось лишь шторка отделяла салон то кабины. После того как Бразинкасы убили бортпроводницу Курченко Надю, многие камрады должны помнить или слышать об этой истории, авиопромышленность начала комплектовать самолеты бронедверями и включать в число пассажиров периоднтого милиционера( как Ежиков) . Потом отменили, а через время, когда терроризм стал наростать, ввели скрытую охрану типа" воздушных маршалов" в Америке. И восьмидесятых случился такой казус : стюардесса увидела у спавшего пассажира пистолет, доложила командиру и тот запросил экстренную посадку( это было в Краснодарском крае). Оказалось, что " ткррорист" и был"воздушный маршал"( теперь это были не местные милиционеры),он вечером накануне" засиделся" за столом и храпел в полёте.
    Как говорил летчик :" широко известный в профессиональных кругах случай". Сами летчики по разному относились и относятся к идее " охранника"в полёте.
    Самое лучшее средство- не допустить злодея на самолет, но это плохо получается во всех странах
  11. 0
    8 августа 2018 17:14
    Цитата: Монархист
    Самое лучшее средство- не допустить злодея на самолет, но это плохо получается во всех странах

    Далек от темы, но рискну спросить, а разработать передвижной электронный нос и металлодетектор, подкатывать его прямо к входу в самолет это технически сложная задача? Осмотр в аэропорту обойти сложно, но возможно. А фейс контроль в каждом даже самом маленьком аэропортике установить сложно? В одном из западных фильмов о 9\11 упоминалось, что террористы не прошли фейс контроль в аэропорту по базе данных, но все-таки оказались в самолете, значит кто-то вел...