Гвардии поручик об армии Древнего Египта. Часть 1. Об источниках

66
В нашей библиотеке имеется, без преувеличения, уникальная книга – автором которой является поручик лейб-гвардии Павловского полка Е. А. Посыпкин. Издание обер-офицером Русской армии фундаментального исторического труда является подтверждением слов очевидцев эпохи (в частности А. И. Деникина и Б. М. Шапошикова) о высоком военно-теоретическом уровне развития значительной массы русского офицерства – особенно тех из них, кто заканчивал специализированные учебные заведения, такие как Николаевская Академия Генерального штаба.

Поручик Е. А. Посыпкин анализирует военное искусство Древнего Египта – причем во взаимосвязи его элементов. Труд основан на богатейшем наборе источников – среди которых материалы и документы различных эпох, которые мы будем приводить в тексте. Орфографию сохраняем тех лет. Иллюстрации отсутствуют (имеются лишь карты) – но мы восполним этот вопрос, привлекая иллюстрации из других изданий, прежде всего из профессиональных исследований издательства «Оспрей». Возможно, отдельные положения текста устарели, но в основной своей массе они очень добротны и крайне интересны – и, надеемся, будут интересны широкому кругу читателей.



Гвардии поручик об армии Древнего Египта. Часть 1. Об источниках


Итак, отправляемся в путешествие по страницам истории Древнего Египта.

Источники

При пользовании источниками, как оригинальных египетских, так и исследований позднейших, в особенности классических авторов, Е. А. Посыпкин поставил себе главной целью изучение фактической стороны вопросов (периодизация на несколько царств с переходными или темными эпохами между ними известна) принимал за основу лишь то, что рассказывается самими древними египтянами - посредством их многочисленных памятников, а также то, что достоверно установлено современной наукой. Источниками для этой работы послужили, во-первых египетские памятники, заключающиеся в многочисленных надписях и картинах на стенах храмов, на отдельных стеллах, в гробницах и в папирусах, дающих много ценных сведений и, наконец, в орудиях, в военной утвари и в остатках различных военных построек, сохранившихся до настоящего времени. Во вторых, сочинения современных ученых - египтологов, которые являются и источниками, как например, издания различных текстов и пособий. Хотя они довольно редко бывают посвящены специально военным вопросам и, кроме того, среди их авторов нельзя найти почти ни одного лица с военным образованием - и посему, преклоняясь перед ученым авторитетом таких светил науки как Бругш, А. Ерман, Г. Масперо и мн. др., в вопросах чисто военных автор позволяет себе излагать свое мнение (но часто приводя ссылки на сочинение G. Maspero «Histoire ancienne des peuples de L Orient classique» по изд. 1876 г., но исправленного по изд. 1895 г.). И, наконец, в третьих, сочинения классических авторов, которые полезны в смысле различных косвенных и дополнительных указаний людей, видевших еще своими глазами последние проблески жизни некогда могучего государства. Но сочинениями этими надо пользоваться с большою осторожностью: так например, один из главнейших таких писателей, Геродот, был в Египте около 450 г. до Р. X., во время царствования Артаксеркса I и управления Египтом сатрапом Паузирисом, т. е. в период относительного спокойствия, которые бывали между постоянными восстаниями (Бругш. Ист. Ег. пер. Власт. С. 721, прим. 2.). Восстания эти, конечно, подавлялись, страна подвергалась разгрому, все более и более теряя свою самобытность - и вот почему Геродот не мог видеть настоящего, могущественного царства фараонов; он лишь видел агонию государственного организма, прожившего несколько тысячелетий.

Если прибавить к этому, что жрецы, которые были его проводниками по этой таинственной для греков стране, принадлежали к низшим служителям храмов, а потому сами не обладали никакими историческими познаниями (сравнить хотя бы порядок царствования царей по Геродоту и по памятникам), а Геродот к тому же не был достаточно знаком с египетским языком, то мы увидим, что сведения, почерпнутые у этого древнего ученого надо принимать только после строгой их оценки и сравнения с тем, о чем молчаливо свидетельствуют многочисленные памятники, рассеянные по всей долине Нила, а часто и далеко за пределами ее.



Итак, важнейшим источником является то, что дошло до нас от самих египтян. Даже памятники искусства важны в военном отношении. Египетское искусство было искусство полное, настоящее: оно все замечало и всем интересовалось, а потому оно не осталось равнодушно и к военной славе. Проникнутое монархическими принципами в самом лучшем смысле этого слова, оно не пренебрегало и маленькими людьми, и мелочами повседневной жизни (О. Perrot. Hist. de l'art; I. P. 38.).

Вот почему памятники, которые с замечательной верностью и подробностями рисовали даже и в мелочах все стороны жизни, важны и для изучения военного искусства - так как не обладая, быть может, той полнотой указаний, которую мы можем почерпнуть из дошедших до нас специальных надписей и папирусов, они, взамен того, дают живую окраску письменным сведениям, дополняя их своею картинностью и многими мелкими подробностями, хотя бы, например, военного быта, которых мы не узнали бы без них.



Замечателен взгляд на войну, который с древних времен установился в египетском обществе. Так, в одном из папирусов времен Аменемхета I, (XII дин., ок. 2500 г. до Р. X. Die Aegyptolegie. H. Brugsch. 1891.), царь говорит, что при нем: «перестали видеть постоянные сражения, тогда как раньше (Смутное время между VI и XII д. д.) дрались как бык, который не помнит и не знает прошедшего», что царь дал «возможность всем жить спокойно, как ученым, так и бедным; дал возможность обрабатывать землю и распространить везде радость" (Masp. Hist. anc. 1877, р. 102).

Эти слова ясно говорят, что египтяне сознавали то, что война сама по себе есть бедствие и признавали ее как неизбежное, а подчас и как необходимое, зло в государственной жизни, а в самой военной мощи своего государства они видели залог мира, необходимый для благоденствия страны.

Вообще древние египтяне были по природе мирным народом. Так Страбон говорит, что по своему недоступному географическому положению и потому, что страна производила достаточно всего для своих жителей, Египет был мирным государством. Приходилось лишь сдерживать разбойничьи набеги разных кочевников. Все это, конечно, относится к эпохе до, так называемого, Древнего царства, когда и противники египтян не представляли из себя серьезных врагов (кочевые народы). Воины с подобными народами, конечно, не могли развить воинственности (Erm. Aeg. u. aeg. Leb., II, s. 686).

Новое же царство, в противоположность предыдущим эпохам, отличалось сильно воинственным духом, чему имелись исторические причины.

Война за свержение ига Гиксосов сильно повысила воинственный дух народа и, после изгнания их, для удовлетворения оскорбленной гордости, оскорбленной владычеством семитов, Египет сам начинает предпринимать походы в Азию; развитие государственной жизни вызвало общение с соседними народами, которые тоже не всегда могли оставаться мирными - все это вызвало к жизни значительное развитие военного искусства и исторически складываются наступательные тенденции в военном деле.

Да и сами враги Египта изменились: вместо полудиких кочевников появляются вначале Гиксосы, полностью усвоившие египетскую культуру, затем сирийские народы, хетты и, наконец, ассирийцы. Это также дало сильный толчок к развитию военного искусства.

Воины гиксосского периода:


Колесница-бига.


Копейщик.


Лучник.

Походы в неприятельские земли стали в глазах правительства в высшей степени важным делом; в царствовании каждого царя они нумеровались в государстенных летописях, и их описание начертывалось на стенах храмов и других памятников (Erm. Aeg. u. aeg. Leb., II, ss 694, 695; L. D. III, 65).



Свои исследования поручик хронологически ограничил завоеванием Египта персами в 527 г. до Р. X. С этого времени когда-то сильное царство фараонов превратилось в персидскую провинцию, управляемую сатрапом, и Египет утратил значительную долю своей самобытности. Правда, Египет еще раз сделался после этого самостоятельным - но ненадолго, и в первой половине 4 в. до Р. X. вошел во всемирную Македонскую монархию.

Династия Птолемеев, утвердившаяся после великого завоевателя Александра Македонского, была греческая, внесшая греческая нравы, обычаи и искусства в эту страну - вот почему, с завоевания Египта Камбизом почти заканчивает свое существование и самобытное египетское военное искусство (Masp. Hist. аnс. 1876, р. р. 528 - 530).



Продолжение следует...
66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    30 мая 2018 05:02
    Прочитал на одном дыхании!
    Алексей спасибо большое!
    1. +1
      30 мая 2018 20:53
      Отличная статья. Озаглавить бы ее только : не ."....гвардии поручик...", "....а поручик гвардии.....". Все таки Военное Обозрение
      1. +18
        30 мая 2018 21:10
        Озаглавить бы ее только : не ."....гвардии поручик...", "....а поручик гвардии

        Тогда уж, если совсем быть точным (тем более ВСЕ-ТАКИ Военное Обозрение)
        То не Гвардии поручик (хотя это гораздо ближе к истине) и не поручик гвардии (тем более - нет),
        а
        Поручик Лейб-Гвардии (именно так, с больших букв) Павловского Его Императорского Величества Государя Императора Николая II полка. И только так.
        1. +1
          1 июня 2018 00:19
          А вот и не так! Господин эксперт laughing , а лейб-гвардии Павловского полка поручик такой-то. Картинка вам в помощь

          Объясняю, в чем смысл моего первого комментария - гвардии поручиков в РИА не существовало yes от слова - совсем
          1. +16
            1 июня 2018 10:18
            Здрасьте
            Так Вы и подтверждаете этой картинкой мои слова. Сами выше написали:
            не ."....гвардии поручик...", "....а поручик гвардии

            На что я Вам ответил (абзацем выше). Внимание.
            Поручик Лейб-Гвардии Павловского Его Императорского Величества Государя Императора Николая II полка

            Ну и Вы приводите титул книги, где и сказано "Лейб-Гвардии Павловского полка поручик".
            1. +16
              1 июня 2018 10:20
              то есть не поручик гвардии
              а поручик лейб-гвардии Павловского полка господин эксперт
            2. +1
              1 июня 2018 10:40
              Попытаюсь объяснить по доходчивей. В РИА было принято представляться сначала полком потом званием затем фамилией, и на последок должностью, например, знаменитый В.Соколов официально подписывал документы так - Кизляро-Гребенского полка есаул Соколов командир 3 сотни СЕИВК, а не расписывал титулы и шефов Гребенского полка, которых было на полстраницы, не говоря уже о собственном императорском конвое.
              Да, впрочем все это в свободном доступе: тот же порядок представления в РИА, "Положение о службе". и много других интересных вещей
              1. +16
                1 июня 2018 14:17
                Я все это знаю.
                Хотя в обыденных документах местами меняли - лично видел в документах.
                Потому и написал, что поручик лейб-гвардии такого то пока или л-гв. такого-то полка поручик ближе к истине чем гвардии поручик или поручик гвардии
                1. +3
                  1 июня 2018 15:16
                  предлагаю ничью
                  1. +16
                    1 июня 2018 17:44
                    Согласен good drinks
                    Ничья)
                    1. +2
                      1 июня 2018 17:49
                      Какой-то Компот (Невесть кто):Согласен good drinks
                      Ничья) :

                      drinks good
    2. 0
      30 мая 2018 22:35
      а чем брились египтяне,если в те времена стали не было?
      1. +2
        1 июня 2018 04:26
        Тимур hi
        Время начала бритья у мужчин неизвестно, хотя изображения безбородых мужчин на стенах пещер заставляют относить начало этого обычая к доисторическим временам. Известно, что древние египтяне уже во времена первых династий несколько тысяч лет тому назад брили как лицо, так и голову. Считается, что поводом к бритью послужили чисто практические требования рукопашного боя: волосы предоставляли противнику удобный захват для перерезания горла. Эстетические соображения вряд ли играли какую-либо роль, особенно с учётом почти полного отсутствия зеркал у ранних цивилизаций
        рис1.Самые древние бритвы найденые археологами в Кноссе на Крите бронзовые станки с оксидиановым лезвием.

        Рис2.древнеримские бритвы были бронзовые

        Рис3... А на Руси..На Руси тоже брились..Древнейшая на Руси бритва найдена в археологическом раскопе "Гнёздовские курганы". Она тоже бронзовая
        1. Комментарий был удален.
          1. +2
            1 июня 2018 04:44
            Привет, Коля hi
            Так они еще и без мыла брились. Их кремы для бритья, состояли из… мышьяка, гашенной извести и крахмала. Их измельчали с водой или жиром, такая консистенция немного размягчала волосы и немного сокращала жизнь. ...
            1. +2
              1 июня 2018 04:50
              Доброй ночи Дмитрий hi

              мышьяка, гашенной извести и крахмала. Их измельчали с водой или жиром,


              Ничего себе. ! Жуть как щипит наверное.

              Но вопрос зеркала остаётся. Что просто на ощупь. ?

              Топором просто с водой и известью на ощупь ?

              я даже готов провести эксперимент, поеду на днях на природу будет и топор и известь,...попробую возможно ли такое, и как это!? ... winked

              По итогам отпишусь ...если выживу!.... lol
              1. +2
                1 июня 2018 04:58
                Тацит пишет, что с зеркалами в Риме была напряженка. Серебряный полированный диск был не каждому по карману. А ипотеку тогда не выдавали
                Хотя, на мой взгляд, могли тупо и в ведро с водой посмотреть
                1. +2
                  1 июня 2018 05:01
                  могли тупо и в ведро с водой посмотреть


                  Ну я вот так и попробую.....в принципе возможно же, если вода успокоется и станет ровной,...то сойдёт как зеркало.... request
                  И если топор хорошо наточить, и сажу с водой разбавить в мисочке то теоретически вполне себе нормальное бритьё может получится.
                  smile
                  1. +2
                    1 июня 2018 05:13
                    Даже и не пробуй. Я в курсантские годы на войсковой практике столкнулся с такой проблемой. Зеркала не было, а бриться нам надо было. Принесли в палатку несколько ведер воды, собрали с нее пыль, ждем когда рябь успокоится. Зашел в палатку старшина роты - от удивления чуть бычком не подавился. Ну, говорит вы и архимеды. Вам, чего друг-друга выбрить западло?
                    1. +2
                      1 июня 2018 05:17
                      Ну, говорит вы и архимеды. Вам, чего друг-друга выбрить западло?

                      А ведь действительно.!
                      Архимеды!....))
                      А что так можно было? А мы тут голову ломаем! ))



                      Ну ладно в части. А вот ты в поле, один в палатке.....так что вопрос открыт.....хотя если ты в поле в палатке один то зачем бриться спрашивается? Наверное куча других дел хватает.....
        2. 0
          1 июня 2018 06:07
          Цитата: рич
          рис1.Самые древние бритвы найденые археологами в Кноссе на Крите бронзовые станки с оксидиановым лезвием.


          бриться осколком стекла-это вивисекция.

          Цитата: рич
          Рис2.древнеримские бритвы были бронзовые

          Рис3... А на Руси..На Руси тоже брились..Древнейшая на Руси бритва найдена в археологическом раскопе "Гнёздовские курганы". Она тоже бронзовая


          а на этом ноже написано ,что это бритва?
          Бронзовых лезвий не бывает,сейчас и тогда они тоже должны быть стальными или чистобритых людей не могло быть, потому что бронза не сталь и не может иметь таких свойств держать заточку даже на время одного бритья.
  2. +8
    30 мая 2018 06:47
    Да, редкий материал
    Древне-египетская армия глазами не только историка, но и военного
    Очень информативно и, главное, полезно и наглядно.
  3. +21
    30 мая 2018 07:50
    Цивилизация, без преувеличения, уникальная и легендарная.
    Как например египетские жрецы с точностью до суток могли предсказывать разлив Нила? А как они могли знать что наша планета круглая и движется по определенной траектории, когда тысячами лет позднее (в средневековье) считали ее плоской и стоящей на слонах и китах)?
    И Египет имел имел первый в мире опыт строительства государственных вооруженных сил, причем регулярных. И о нем крайне интересно будет почитать good
    1. 0
      30 мая 2018 09:33

      Древний Египет Земля – плоская, небо –твёрдый купол, который опирается на эту плоскость, а по небу движется корабль бога Солнца (от восхода до заката).
      предсказать разлив Нила с точностью в сутки, они тоже не могли
      1. +17
        30 мая 2018 12:01
        Да вот как-то представляете, предсказывали. И Земля знали что круглая. Достаточно взглянуть учебники культурологии.
        1. 0
          30 мая 2018 12:29
          Цитата: XII легион
          Да вот как-то представляете, предсказывали. И Земля знали что круглая. Достаточно взглянуть учебники культурологии.

          давайте взглянем !? я привел картинку того, какой считали землю др. египтяне как минимум до эллинов - очередь за вами. и про движение по орбите не забудьте доказать
          1. +16
            30 мая 2018 12:38
            Конечно давайте взглянем. А картинки можно приводить какие угодно, их с помощью Фотошопа нарисует любой.
            В моей культурологии черным по белому написано что греческая каста в Египте и была настолько сильна, что в т.ч. решала важные хоззадачи (рассчитывала разлив Нила, удобрявшего почву долины) и движение небесных тел, а также знала что земля круглая.
            Какое имя культуролога будет для вас достаточно авторитетным?
            1. 0
              30 мая 2018 12:49
              позвольте полюбобытствовать : что такое " моя культурология" ? извините, не знаю автора-авторитета
              1. +16
                30 мая 2018 13:22
                Это автор учебника по Истории мировой культуры, который является настольной книгой Вашего собеседника.
                Или Вы думаете, что, говоря о том что египетские жрецы знали о вращении небесных тел и о том что земля круглая - я гоню пургу? Во-первых, так не воспитан - в том чтобы НАМЕРЕННО обманывать собеседника, хоть лично и не знакомого. и, во-вторых, привык что каждое слово хоть чем-то, да подкреплено. А иначе как?
                1. 0
                  30 мая 2018 15:23

                  не только о вращении небесных тел ( не секрет даже для кроманьонца ), но и о движении круглой Земли по определенной траектории( см. свой коммент. 7:50)
                  1. +16
                    30 мая 2018 15:58
                    Культурология
                    История мировой культуры
                    Под редакцией профессора А.Н. Марковой
                    Второе издание,
                    переработанное и дополненное
                    ЮНИТИ
                    Москва • 2000
                    Рецензенты:
                    кафедра философии, религии и религиоведения
                    Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
                    и д-р филос. наук проф. Н.Н. Никитина
                    Цитата
                    Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба. Во II тыс. до н. э. были высказаны предположения о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем, они невидимы только потому, что на небе появляется солнце. Примерно тогда же были изобретены древнейшие в человеческой истории часы — водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

                    Насчет астрономических вычислений жрецов и предположений что земля сферична - также найду и в ближайшее время напишу
                    1. 0
                      30 мая 2018 16:39
                      не утруждайтесь, зря потратите время - египтяне не знали, что круглая Земля движется в космосе.
                      Что касается разливов Нила с точностью до суток , определяемому по восходу Сириуса - точно так же можно утверждать, что картошка ежегодно цветет 22июня, а в верховьях реки именно в этот день начинается сезон дождей. ефрейторский зазор у них был +- недели две. не говоря уже о том, что между Фивами, например, и Мемфисом огромное расстояние, и разлив проходил в разное время, и не стабильно в конкретный день - слишком от многих факторов это зависило
                      1. +16
                        30 мая 2018 18:52
                        Все-таки утруждюсь, поскольку египтяне не только создали (впервые в истории) точные каталоги звезд и карты звездного неба (а это невозможно без установления размеров и хотя бы примерных размеров траекторий движения светил), но и их жрецы просчитали примерный объем нашего шарика. Надо поднять спецлитературу.
          2. 0
            30 мая 2018 15:03
            Зато они высчитали сколько дней в году и могли предсказывать солнечное затмение
    2. 0
      30 мая 2018 10:45
      Как например египетские жрецы с точностью до суток могли предсказывать разлив Нила?
      Элементарно, Ватсон!
      Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важ­ным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды - Си­риуса. Она появлялась на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с треть­им - летним солнцестоянием.

      https://www.yandex.ru/search/?lr=213&clid=940
      3&oprnd=3083393432&text=предсказание%20ра
      злива%20нила
  4. +2
    30 мая 2018 09:27
    Несколько слов об авторе книги.

    Пасыпкин Евгений Александрович - 1875, СПб. – 1941, Земун (Сербия).
    Потомственный военный. Отец - русский военный инженер, генерал-майор Пасыпкин Александр Михайлович, дед архитектор и строитель, генерал-майор Пасыпкин Михаил Александрович.
    Окончил Александровский кадетский корпус (1892), Константиновское военное училище (1894), служил в лейб-гв. Павловском полку, поручик (1900), полковник (1916), историк, прозаик, автор-составитель книги «Военное искусство Древнего Египта» (1901), участник Белого движения, эмигрировал, опубликовал «историко-оккультный роман из времён Древнего Египта» «Свет-победитель» (1925), умер в Земуне (Сербия).
    Племянница - Мария Дмитриевна Свищевская - инженер - строитель, кандидат технических наук.
    1. +1
      30 мая 2018 20:11
      Я, таки жутко извиняюсь, Виктор Николаевич, но где в этом списке Академия Генерального Штаба, приписываемая автором первоисточнику?
      1. +1
        30 мая 2018 20:56
        Автор просто неудачно построил предложение. Я так понимаю, ввиду имелось то, что те офицеры, которые закончили Академию Генштаба, отличались особым уровнем подготовки, безотносительно к первоисточнику.
        1. 0
          30 мая 2018 23:48
          Вероятно. Но, мы в ответе за то, что опубликовали. Я могу все простить: орфографию, пунктуацию, тафтологию... Но смысловые и стилистические ошибки - увольте! Это лишает произведение смысла, превращая текст в пенопласт. Давеча, если помните, бодался со Шпаковским, по поводу Колумба и каравелл.
      2. +17
        30 мая 2018 21:04
        Почту за честь вступиться за моего друга Виктора Николаевича)
        С чего 3x3zsave взял - что что Пасыпкин окончил Академию Генштаба и это ему приписывается?
        В начале статьи лишь сказано, что издание фигурантом статьи подобных книг свидетельствует
        о высоком военно-теоретическом уровне развития значительной массы русского офицерства – особенно тех из них, кто заканчивал специализированные учебные заведения, такие как Николаевская Академия Генерального штаба.
        .
        Но где сказано что именно Пасыпкин окончил Академию?
        Просто если уж такие блистали, то представляете - каковы академики?
        1. +2
          30 мая 2018 21:35
          Спасибо, конечно, но на меня вроде никто не покушался.
          1. +17
            30 мая 2018 22:15
            но на меня вроде никто не покушался.

            И слава Богу! Но доброе слово надеюсь любому приятно.
            Впрочем, Вы правы - времени тратить на типа дискуссии надо поменьше. Оно как бы и ни к чему
            1. +1
              30 мая 2018 23:38
              Да я вообще тут за шута, к словам цепляюсь и стебу всех подряд не взирая на регалии и близость к сильным сайта сего. Но, любим и умен, чертяка! Хотите пободаться?
        2. +1
          30 мая 2018 23:24
          3x3zsave, в свою очередь, имеет свою историю диалогов с Виктором Николаевичем, но, в силу природной скромности и уважения опыта и знаний, счел бы за честь, чтобы Виктор Николаевич считал его другом.
          Уважаемый Компот, улавливаете разницу?
          1. +16
            31 мая 2018 08:09
            Я в друзья ни к кому не набиваюсь.
            Улавливаете разницу?
            И еще пара слов насчет того что брякнули выше. Труд Пасыпкина имеет непревзойденную ценность ценность, а пенопласт - это с позволения сказать "комментарии" таких вот аббревиатур из одних цифр и букв.
  5. +3
    30 мая 2018 10:18
    Труду 117 лет, за это время наверняка появились более полные и развернутые исследования.
    1. +18
      30 мая 2018 12:06
      Наверняка - не наверняка.
      Во-первых, по развернутости более поздних - это большой вопрос. Тем более что позднейшие исследования основываются как правило на предыдущих.
      Во-вторых, работа уникальна как информацией, так и подходом автора. Некоторая же информация просто уникальна. Надеюсь в дальнейшем это будет видно всем, кто интересуется египтологией. Да и взгляд военного человека дорогого стоит.
    2. +3
      30 мая 2018 12:34
      Нашли, конечно, много всего нового. Но основные тексты... они были уже тогда. Барельефы -никуда не делись со времен Шамполиона.
  6. +4
    30 мая 2018 10:45
    Автору - ПЛЮСИЩЕ и благодарность! Жду продолжения.
  7. +16
    30 мая 2018 12:08
    Отлично!
    С нетерпением soldier
    ждем продолжения good
  8. +2
    30 мая 2018 12:32
    Вот к таким статьям следует относиться с уважением!
    1. +16
      30 мая 2018 12:39
      Но почему же только к таким ?
      Есть и другие серии не менее достойных материалов
      1. +17
        30 мая 2018 19:07
        Мне особенно понравилась (если уж говорить о серии эпохи холодного оружия)
        Варяжская гвардия Византии изд. Вече. Этот труд А. В. Олейникова не только выдержал 2 переиздания (2015. и 2017 гг.), что для нашего времени большая редкость.
        И, как труд Посыпкина, построен на богатой источниковой базе (византийской, скандинавской, европейской и армянской), и на работах как старинных (напр. Byzantinae hist. Script. П.1648.; Васильевский В. Г. Варяго-русская дружина в Константинополе. Сб. трудов, Т. I. Спб., 1908. ), так и современных авторов (напр.Speidel M. P. Riding for Caesar: The Roman emperors horsе quards. Cambridge, 1994.; Мохов А. С. Военные преобразования в Византийской империи во второй половине X-начале XI веков // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 31; Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005; Rojas G. A. F. «The English exodus to Ionia»: The identity of the anglo-saxon varangians in the service of Alexios Comnenos I (1081-1118). Marymount University, 2012.).
        Так что супер!
        ВО рулит!
  9. 0
    30 мая 2018 18:38
    Цитата: Ратник-80
    Зато они высчитали сколько дней в году и могли предсказывать солнечное затмение

    Про то, что они вычитали сколь дней в календаре и с погрешностью до. ТРЁХ СУТОК я уже и раньше слышал,но предсказывать отречение затмение это мне новость
  10. +2
    30 мая 2018 18:46
    Цитата: Curious
    Несколько слов об авторе книги.

    Пасыпкин Евгений Александрович - 1875, СПб. – 1941, Земун (Сербия).
    Потомственный военный. Отец - русский военный инженер, генерал-майор Пасыпкин Александр Михайлович, дед архитектор и строитель, генерал-майор Пасыпкин Михаил Александрович.
    Окончил Александровский кадетский корпус (1892), Константиновское военное училище (1894), служил в лейб-гв. Павловском полку, поручик (1900), полковник (1916), историк, прозаик, автор-составитель книги «Военное искусство Древнего Египта» (1901), участник Белого движения, эмигрировал, опубликовал «историко-оккультный роман из времён Древнего Египта» «Свет-победитель» (1925), умер в Земуне (Сербия).
    Племянница - Мария Дмитриевна Свищевская - инженер - строитель, кандидат технических наук.

    Династия людей которые своей целью в жизни считали освоение науки во имя Родины
  11. +1
    30 мая 2018 19:26
    Камрад Адъютант верно сказал:"очень информативно и, главное полезно и наглядно". Мы все привыкли,что Египит это гробницы и фараоны, фараоны вели частые войны, а как была устроена египитска, а посмотреть на египетскую армию глазами военного?
    Друзья , мы все привыкли читать: в таким-то командном в лохматом веке вииграна или проиграна битва и прочее, а кто и в каких училищах готовил тех командиров? Мы все знаем, что такое армия и знаем армия тесно связана с наукой. Вот я и подумал сейчас: как они готовились и кто их готовил?
    Учитывая,что с образованием было туго то поневоле вспомнились их жрецы. Без них не обошлось.
    1. +16
      30 мая 2018 22:12
      вспомнились их жрецы. Без них не обошлось.

      конечно не обошлось
      но именно в Египте сформировался офицерский корпус, который готовился в специальных заведениях
  12. +3
    30 мая 2018 21:31
    Замечательный материал! И какая тщательная проработка карт!
  13. 0
    31 мая 2018 04:22
    XII легион,
    XII легион,
    вот же ж человек, а, - утверждает про движение круглой Земли по орбите, а сам упорно приводит в качестве доказательств движение светил. Ну не знали египтяне о движении Земли, что вы меня гороскопами пичкаете !?
    1. +16
      31 мая 2018 08:05
      Профессор Маркова пишет, что египтяне знали о движении небесных светил, о том что они создали точные каталоги звезд и карты звездного неба и высказали предположения, что созвездия находятся на небе и днем.
      Пичкать Вас у меня нет ни малейшего желания, ради Бога
      1. +16
        31 мая 2018 08:22
        Советский ученый Н. П. Грушинский, характеризуя астрономические опыты (жрецов) (а пирамиды служили и для этого) сообщил цитирую
        Еще 3 тыс. лет назад египетские жрецы, весьма сведущие в астрономии, знали, какова форма Земли.
        .
        Т. о. взгляды грека Эратосфена тоже базировались не на пустом месте.
        1. 0
          31 мая 2018 09:30
          О, боги египетские! Вы мне покажете , что земля движется по орбите, как утверждали или нет? Или до Коперника дойдем?
          Земля у египтян неподвижна. Точка. Разливы с точностью в сутки они не предсказывали!
          1. +15
            31 мая 2018 09:41
            Я вам ничего показывать не обязан.
            Я написал о том что
            Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба.

            то есть предсказывали разливы Нила, без чего
            сроки посева, вызревания и жатвы зерна
            установить невозможно, ведь Нил стоял полгода на полях, и работать на которых было возможно только после его ухода.
            И
            они знали какова форма Земли
            - т. е сферическая.
            Автор первых положений - профессор А.Н. Маркова; автор второго - советский ученый П. И. Грушинский.
            А Вы кто такой, можно узнать? Может светило уровня этих специалистов?
            1. 0
              31 мая 2018 09:47
              Прочитайте свой вчерашний комментарий в 7:50
              1. +16
                31 мая 2018 10:17
                Да, я написал что она круглая (что подтверждает и Грушинский), ну а сфера должна двигаться, разве не так? Но то что она движется по определенной орбите - это вы приписали мне.
                С другой стороны - разве не ваше утверждение - что
                Земля – плоская, небо –твёрдый купол, который опирается на эту плоскость
                , хотя жрецы знали что она круглая.
                И. наконец, как быть с моим вопросом
                А Вы кто такой, можно узнать? Может светило уровня этих специалистов?
                1. 0
                  31 мая 2018 12:56
                  "А как они могли знать что наша планета круглая и движется по определенной траектории"- это я вам приписал ?
                  "Во-первых, так не воспитан - в том чтобы НАМЕРЕННО обманывать собеседника, хоть лично и не знакомого. и, во-вторых, привык что каждое слово хоть чем-то, да подкреплено. А иначе как?"- и это тоже ?
                  Что касается Грушинского, то он пишет, не утруждая себя доказательствами request Впрочем, он говорит о 1тыс.до н.э. ( я сразу указал о форме земли "египтяне не знали как минимум до эллинов" ). Календарь существовал уже более 3тыс лет до этого - и все это время ( а может и дальше ) они считали землю плоской. Ну а про ее движение это уж совсем, простите..."сфера должна двигаться" - смешно good Слишком многого хотите от цивилизации, которая только только вылезла из каменного века. наука еще в зачаточном состоянии находилась
                  1. +15
                    31 мая 2018 14:47
                    "А как они могли знать что наша планета круглая и движется по определенной траектории"

                    Этот вопрос задайте П. И. Грушинскому, деятелю СОВЕТСКОЙ науки, а не халам-балам. Это вы не нашли где он себя утруждает доказательствами, а ведь явно утверждает.
                    Именно поэтому верно то, что
                    так не воспитан - в том чтобы НАМЕРЕННО обманывать собеседника, хоть лично и не знакомого. и, во-вторых, привык что каждое слово хоть чем-то, да подкреплено. А иначе как?

                    Календарь существовал уже более 3тыс лет до этого - и все это время ( а может и дальше )
                    Но именно египтяне знали что в нем 365 дней.
                    А насчет этого
                    Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна. Они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, в каждом сезоне было по четыре месяца. Египтяне также создали точные каталоги звезд и карты звездного неба.
                    - вопросы к профессору Макаровой и к МГУ, выступившем рецензентом ее труда. Вы как понимаю - далеко не профессор.
                    Наконец-таки вот это
                    Слишком многого хотите от цивилизации, которая только только вылезла из каменного века. наука еще в зачаточном состоянии находилась
                    и занимает умы ученых. Действительно - каков источник столь резкого и практически одномоментного всплеска знаний в данном регионе? Как будто кто одарил информацией и технологиями. Действительно, стоит задуматься.