Артиллерия. Крупный калибр. Начало

Артиллерия. Крупный калибр. Начало


После серии статей об истории создания и о самих минометах фактически сразу же к нам обратилось несколько читателей, горячих поклонников артиллерии. С требованием продолжить историческую серию рассказов о российской артиллерии вообще. О первых пушкарях, о первых пушках, о первых победах и поражениях. Минометы, дескать, это прекрасно, но миномет – частный случай мортиры и так далее.


Мы намек поняли, но артиллерия — это глобальная вещь. Если с чем и сопоставимая, то с холодным оружием и стрелковым. И тут до нас специалистов на этой сцене выступало столько, что одного Широкорада достаточно, чтобы вообще за тему не хвататься. Сами же поклонники пушек хваталки и отобьют. Тем не менее, попробуем, благо сегодня есть где подержаться за пушки и гаубицы.

Мы начнем рассказ о появлении артиллерии в России и плавно перейдем к частностям – крупным калибрам. Именно о появлении, а не создании. Хотя предвидим возражения жителей почти всех крупных городов, в которых в музеях есть старинные орудия. Как же так? Средневековые оружейники не стеснялись отливать собственные имена на пушках. И имена эти были русские.

И не поспоришь. Только вот российская артиллерия началась еще раньше. Ненамного, но раньше. А пушки, которые в изобилии сегодня можно видеть в наших городах, уже действительно наши. Более того, если внимательно рассмотреть эти орудия, то станет ясно, что каждая из них уникальна. Сделана в единственном экземпляре и большинство даже имя собственное имеют.

Первые орудия на Руси появились, скорее всего, при Дмитрии Донском (1350-1389 гг). Упоминание об этом можно найти как минимум в двух источниках: Голицинской и Воскресенской летописях.

Рассказать о самих пушках достоверно невозможно. Из "тактико-технического характеристик" орудий достоверно можно говорить лишь по одной записи в Воскресенской летописи. Огневую стрельбу тогда вели не чугунными, а каменными ядрами. "...яко можаху чатыре мужи сильнии подъяти".

Представить вес такого "снаряда" не сложно. Четыре мужчины смогут поднять и зарядить орудие камнем 80-100 килограммов. Отсюда можно представить и калибр данного орудия.

Более того, там же можно узнать и о дальности стрельбы орудия. "Полтора перестрела". В средние века на Руси перестрелом называли дальность стрельбы основного вооружения того времени — лука. Учитывая то, что дальность стрельбы лучника в 14 веке не превышала 120-150 метров (по британским источникам английские лучники стреляли на 185 метров), получаем примерную дальность выстрела из орудия — 200-250 метров.

Правда, следует упомянуть и другую, более точную дату появления орудий в нашей стране. Но говорить об этой дате как о первом появлении артиллерии на Руси нельзя. Скорее, это первый источник, где указана конкретная дата поставки орудий в одно из княжеств. Речь идет о Голицинской летописи.

"Лета 6897 вывезли из немец арматы на Русь и огненную стрельбу и от того часу уразумели из них стреляти".

Согласно существовавшему тогда летосчислению, 6897 год от сотворения мира соответствует 1389 году. Многие историки именно эту дату и считают началом русской артиллерии. В принципе, сама дата не так важна. Важно то, что Русь получила современное (на тот момент) вооружение. И не только получила, но и стала производить такие пушки самостоятельно. Быстро учились наши предки. Это следует признать.

Сегодня достоверных доказательств самостоятельного производства орудий на Руси в начале 15 века нет. Однако по косвенным признакам можно утверждать, что такое производство существовало. В летописях того времени можно встретить множество упоминаний использования артиллерии в междоусобных войнах русских князей. Артиллерию использовали при осаде городов. В 1408 году москвичи использовали пушки при набеге татар на княжество.

Даже первая на Руси "техногенная" катастрофа случилась именно на военном производстве. В 1400 году в Москве произошел крупный пожар. И, как сказали бы современные эксперты, случилось это от нарушения технологического процесса производства. В летописи же сказано, что пожар произошел "от делания пороха".

Ещё одним доказательством собственного производства можно считать и рассказ о первой диверсии, связанной с артиллерией. Диверсант (или предатель, если угодно) стал как раз первым русским артиллеристом, имя которого упоминается в летописях.

Имя этого человека — Упадыш. Новгородский пушкарь, который во время междоусобной войны Новгорода и Москвы в 1471 году перешел на сторону москвичей. За одну ночь Упадыш практически лишил новгородцев артиллерии. Он сумел забить клиньями 55 орудий! Выполнить такую диверсию мог только человек, хорошо понимавший специфику артиллерии и возможности быстрого ремонта пушек того времени.

Первое орудие, которое мы можем увидеть сегодня в музее (Артиллерийский музей в Санкт-Петербурге) и о котором мы можем уверенно говорить как о произведенном на Руси, — это пищаль мастера Якова. Пищаль отлита в 1485 году.



Почему пищаль? Русские мастера не особо задумывались о названиях. На самом деле все исторически просто. На Руси "пищали" скоморохи. "Пищали", точнее, играли, на дудках и гуделках. Дудка, сами понимаете, цилиндр с раструбом на конце. Весьма похоже по форме на пушку. А так как скоморохи шатались по всей Руси, то и вполне нормально название перешло. А как еще назвать изделие, которое походит на дудку и «дымом вонючим смердит и силою громовою дух смущает»? Оттуда и пошло название.

Прижилось это название для первых образцов средне- и длинноствольной артиллерии. А потом и для индивидуального оружия солдата той эпохи. Правда в этом случае можно встретить дополнительные, не очень звучные названия, вроде "недомерок" или "самопал".

Но вернемся к русской артиллерии. Мастер Яков не мог появиться ниоткуда. Чтобы стать мастером, надо самому поработать подмастерьем. И вот тут достаточно неожиданно всплывает известное имя. Причем известное совсем в другой ипостаси.

Многие москвичи и гости столицы с удовольствием разглядывали Успенский собор, который построил итальянский архитектор Ридольфо Аристотель Фиораванти. Гениальный архитектор был приглашен в Россию князем Иваном III в 1475 году. Но немногие знают, что Фиораванти не только гениальный архитектор, но и выдающийся военный инженер.



Кроме строительства Успенского собора в Кремле (1475-79 гг), он участвовал в нескольких военных походах москвичей в качестве начальника артиллерии! И это в возрасте за 60 (родился в 1415 году). Начальником артиллерии Аристотель Фиораванти был в походах на Новгород (1477-78 гг.), Казань (1485 г.) и на Тверь (1485 г.).

Но и это не главное! Фиораванти, будучи прекрасным инженером, воспитал целую плеяду русских оружейников. Именно литейщиков. Тот же Яков, о котором упоминалось выше, был учеником именно Аристотеля Фиораванти. Да и возникшая уже после смерти Аристотеля в Москве в 1488 году "пушечная изба" во многом его заслуга.



К сожалению, имя этого человека сегодня подзабыто. Даже могила неизвестна. Хотя, по некоторым данным, умер он в России. По крайней мере, после похода на Тверь имя Фиораванти больше нигде не фигурирует.

Рассказывая о российской артиллерии того периода, нельзя не упомянуть и ещё об одном малоизвестном факте. На Руси существовало целое сословие артиллеристов-пушкарей! Правда, сословие немногочисленное. Посмотрите выписку из указа царя Алексея Михайловича: "Которые пушкарские и пушечных и колокольных мастеровых людей Пушкарского приказу дети, и братья, и племянники, и тем пушкарским и мастеровым детям, и братьям, и племянникам мимо Пушкарского приказа в иные приказы ни в какой чин в службу ставиться не велено".

Таким образом, понятно, что служили пушкари и мастера пушечного литья пожизненно. Причем служба переходила от отца к сыну. Стать членом сословия было достаточно сложно. Для вступления в это сословие, кроме специальной подготовки в области производства или использования пушек, обязательна была вольность. Даже такой факт, что судить пушкаря мог только специальный Пушкарский приказ, весьма показателен.

В 1631 году по всем русским городам (82) числилось всего 3 573 пушкаря. Проживали они в специальных Пушкарских слободах или прямо в крепостях. В мирное время использовались для несения караульной и посыльной службы, разведки и прочих гарнизонных и крепостных служб и обязанностей. Кроме этого, занимались ремеслом, торговлей. Управление пушкарями осуществляли сотники или головы. Назначались на должность Пушкарским приказом.

Кстати, пушкари как государевы служилые люди неплохо зарабатывали. Факт достаточно показательный для того, чтобы понять ценность этих специалистов. Так, при Иване Грозном пушкарь получал по 2 рубля с гривной в год и пол-осьмины муки в месяц. А московские пушкари ещё и "по сукну доброму цена по 2 рубля сукно" в год!



Сразу возникает вопрос о привилегиях москвичам. Тут объяснение простое. Кроме всего прочего, в обязанности московских пушкарей входило и участие в ежегодных артиллерийских смотрах. Это "изобретение" Ивана Грозного. И представляет оно собой что-то похожее на современные полигонные стрельбы. Соответственно, и выглядеть пушкари должны были как щеголи.

Стрельбы проводились зимой. Там, где сейчас находится Ваганьковское кладбище, выстраивались мишени. Деревянные избы, засыпанные внутри песком. Недалеко от позиций устраивались "трибуны" для царя, свиты, иностранных послов и народа. А дальше "показуха", как бы сказали сегодня. Или маневры.

Пушкари состязались в скорости и меткости стрельбы. Стреляли из разнообразных орудий. А царь и все прочие наглядно видели не только выучку самих пушкарей, но недостатки или преимущества пушек.

Реально то, что происходило сегодня, можно назвать "народными испытаниями". В таких условиях уже не сработает пресловутый "человеческий фактов". Народ все видит. Да и иностранные послы спешили известить своих государей о мощи Москвы. А пушкари-победители становились известными и уважаемыми людьми.

Принадлежность к элитному сословию высоко ценилась самими пушкарями. Приведу пример, который показывает их боевой дух и храбрость в бою. Гордились эти люди собственной профессией. Эта гордость сродни гордости современных десантников, морпехов, спецназовцев...

1578 год. Осада города Венден русским войском под руководством воевод Голицина и Шереметьева. Русские воеводы узнали, что на помощь осажденным идут свежие силы. Часть командиров ночью снимаются вместе с войсками из лагеря и уходят прочь. Остается меньшая часть, вместе с пушкарями, не бросившими свои орудия и принявшая неравный бой, закончившийся поражением русских войск.


«Волки», отлиты в 1579 году, стоят во дворе замка Грипсгольм близ Стокгольма. Это трофеи, захваченные шведами в ходе Ливонской войны.

В конце хочется добавить о некоторых нововведениях, которая русская артиллерия уже на первом этапе своего существования, внесла в мировую артиллерийскую науку. А также ответить на один вопрос, который часто задают посетители Московского Кремля. Вопрос о Царь-пушке.

На Ивановской площади Кремля находится самое крупнокалиберное орудие в истории артиллерии в мире. Памятник литейного дела мирового значения. Отлита Царь-пушка на Пушечном дворе в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым.

Длина орудия — 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см. Калибр — 890 мм. Масса — 39,31 тонны. С левой стороны есть надпись: "Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов". Сейчас мощное орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат полые декоративные чугунные ядра весом 1,97 тонны, отлитые в 1835 году.



Отлито орудие из бронзы, лафет чугунный. У жерла с правой стороны изображен верхом на коне Фёдор Иванович в короне и со скипетром в руке. Над изображением надпись: "Божьей милостию Царь, Великий Князь Фёдор Иванович, Государь Самодержец всея Великия России".

Кстати, по одной из версий, именно изображение Федора Ивановича стало причиной появления самого названия — «царь». Версия красивая, но... «одна из».

Орудие не декоративное, как часто говорят "специалисты". Орудие рабочее. Более того, специалисты военной Артиллерийской академии имени Дзержинского в 1980 году обследовали это орудие. Вывод: пушка является бомбардой и предназначена для стрельбы каменными ядрами. Ориентировочный вес каменного ядра до 819 килограммов. Наличие частиц пороха в стволе говорит о том, что из пушки стреляли! Количество выстрелов установить невозможно, потому уверенно можно говорить минимум об одном выстреле.

Из летописей и других источников известно, что пушка располагалась не в Кремле, а на Красной площади, в районе Лобного места. Ствол лежал на бревенчатом настиле. Чуть позже настил заменили на каменный.

Перемещать такое орудие в каких-либо походах было невозможно. На Лобное место пушку тащили по деревянным бревнам 200(!) лошадей. Значит, орудие оборонительное. И вот тут авторы позволят себе не согласиться с выводами профессиональных артиллеристов.

Для обороны не нужно было стрелять ядрами! Царь-пушка должна была стрелять "дробом". В современном варианте — картечью. Ядра необходимы для разрушения стен. А вот картечь — для уничтожения больших масс войск. Вполне возможно, картечь действительно состояла из камней небольшого диаметра. Да и в некоторых работах можно прочесть и другое название Царь-пушки — "Дробовик Российский".

Теперь о том, отставали мы от Европы или нет. В Артиллерийском музее и сегодня можно увидеть пищаль, которая "переворачивает" многие "исторические факты". Приведем запись в каталоге музея, составленном в 1877 году:

"...запирающий механизм состоит из механического сплошного клина, двигающегося в поперечном горизонтальном отверстии. Движение клина производится вращением рукоятки, надеваемой на конец вертикальной оси, выдающейся над верхним срезом казенной части орудия, причем шестерня, насаженная на эту ось, имея сцепление с зубцами, нарезанными на плоскости клина, заставляет последний принимать поступательное движение в ту или другую сторону. Для заряжания в клине приделано круглое отверстие, совпадающее с осью канала орудия при известном положении запирающего механизма".


Специалисты уже поняли, о чем речь. Это казнозарядная пушка, имеющая клиновой затвор! И создана эта пушка в 1615 году! Нечто подобное в европейских музеях создано, как минимум, на полвека позже! В конце 17 века. Более того, при внимательном рассмотрении ствола пищали, видно, что там имеется три запала. Причем два запала заклепаны. А это прямое доказательство того, что пушка воевала. Рабочее орудие русских пушкарей!



Кстати, прославленный пушечный король Фридрих Крупп, который именно введением клинового затвора обеспечил расцвет своей фирмы в 19 веке, пытался купить эту пищаль при посещении Артиллерийского музея в конце 19 века. К сожалению, имя мастера неизвестно. По преданию, не подтвержденному исторически, изготовил пищаль тот же мастер Андрей Чохов. И это не единственная такая пушка 17 века в музее...

Значение артиллерии для боя в России поняли сразу. Более того, русские пушкари не просто копировали западные образцы, но и шли дальше. Технически орудия московитов были не хуже, а иногда, как видно из приведенных выше примеров, лучше европейских.

Да и военачальники того времени высоко ценили артиллеристов. И со своей стороны тоже внесли некоторые новшества, которые для Запада были в новинку. Считается, что, к примеру, полковую артиллерию создал шведский король Густав-Адольф в первой четверти 17 века.

На что у нас есть ответ. Само название "пищаль или пушка полковая" в документах российских архивов встречается уже в 16 веке. А в начале 17 века каждый стрелецкий или солдатский полк имел собственную батарею в составе 6-8 пищалей!

Более того, уже во времена царя Федора Алексеевича, на Руси появилась корпусная артиллерия.



При "Разрядном шатре", а это аналог современного штаба командира корпуса, появился "Большой полковой наряд". Фактически это был артиллерийский резерв командира корпуса.

Говоря о том, насколько передовым делом на Руси было дело пушкарское, можно сказать одно: артиллерия была в почете. Пусть не в таких количествах, как у тех же шведов (исправлено стараниями царя-бомбардира Петра Алексеевича Романова), но сказать, что мы были «позади Европы всей», язык не поворачивается.
Автор:
Александр Ставер, Роман Скоморохов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти