Minor Land Carriers. Unsung Heroes Part of 1

11
The formation of the “Malaya Zemlya” bridgehead in February 1943 of the year set new tasks for the supply of paratroopers torn from the “Big Earth” to the Novorossiysk naval base. Initially, these tasks were so painful that the command decided to take a very desperate step to drop the cargoes of the planes necessary for the troops. But this solution turned out to be absolutely ineffective, since the dense anti-aircraft fire of the Nazis did not allow dropping the load at the desired point. Sometimes ammunition, supplies and weapon simply “fed” to the sea, at best. At worst, the domestic good fell into the hands of the enemy. Thus, the only rational way out was to use the fleet.

Minor Land Carriers. Unsung Heroes Part of 1

Minesweeper T-406 "Finder" (type "mine") during the Novorossiysk offensive operation



225 days, the ULBM forces supplied the bridgehead and the protection of sea communications on the approaches to the Lesser Land. In fact, each landing of the replenishment, cargo delivery and removal from the shore of the wounded were a separate operation, held under enemy fire. As a result, according to the Novorossiysk Historical Museum-Reserve, from February to September 1943 of the year they brought to Malaya Zemlya:

- 57 721 person;
- 346 guns;
- 75 mortars;
- 111 machine guns;
- 6 864 tons of ammunition;
- 7 243 tons of food and feed;
- 123 tons of petroleum products;
- 300 horse heads and livestock;
- 11 000 tons of various household goods;
- 67 cars.

They even managed to deliver to the bridgehead up to 35 tanksHowever, they practically did not take part in the defense of Malaya Zemlya. This armored group was considered by the command as the last argument in an attempt by the enemy to drop troops in the sea. Therefore, the tanks were so carefully disguised that the Germans could not find out about their presence until the liberation of the city. Only during the assault on the city, the Nazis were surprised to find an armored fist approaching them from the side of the Malaya Zemlya.

In addition, by fleet over 47 people were evacuated from the bridgehead. Among them were wounded warriors and absolutely civilians. Indeed, as the territory recaptured from the occupiers expanded, the paratroopers also liberated the population on this very territory, which was immediately evacuated to Gelendzhik, which at that moment turned into a huge hospital, among other things.


The U-9 submarine transferred to the Black Sea TVD in the port of Constanta in 1943

However, all these actions were carried out, so to speak, by "different" naval forces. During the formation of the bridgehead, it was required at any cost to build up a military fist sufficient for both defense and expansion of the Lesser Land. This is in addition to the need to constantly "fuel" the landing. Therefore, at the beginning, i.e. in February and March 1943, the supply of the bridgehead was carried out with the involvement of large fleet ships: gunboats, minesweepers and large mobilized ships. For example, a day after the landing of the Kunikovsky detachment, on February 5, a detachment of ships consisting of the Red Adzharistan and Krasnaya Gruzok cannons and nine MO-4 type sea hunters left for the Stanichki area. However, the extreme complexity of mooring to an unequipped shore, in fact, the duration of unloading, made supply ships an easy target for aviation, artillery and navy of the enemy.


Zibel high-speed barges

The last threat, despite the relatively small number of the German fleet in the Black Sea theater of operations, was becoming more and more obvious every day. Since 1942, the Germans constantly increased their naval "muscles". The S-26 high-speed torpedo boats Schnellboats, MFP high-speed amphibious barges, often called the Zibel type, small diesel submarines Type II, as well as many different patrol boats, patrol boats and hunters for the submarines were deployed to the Black Sea by boats. And this is without taking into account the fleet of the German ally Romania, which is located 2-I destroyers - Regele Ferdinand and Regina Maria, 2-I destroyers (the pre-war Italian-built), 3-I destroyers, 3-I submarines, 4-I gunboat, 5- minzagi and minesweepers, torpedo boats, small hunters, etc.


Shnellbot S-26 with the image of a jaguar on board on the Black Sea in 1943

The result of these actions of the Nazis was not long in coming. 27 February 1943, the cannon ship “Red Georgia” under the command of Grigori Vasilievich Katuntsevsky (future holder of the Order of Lenin and the Battle of the Red Banner) once again prepared to go to the Mysyhak coast for unloading. As soon as she “moored”, or rather, simply buried her nose in the ground and began unloading ammunition and landing troops, closer to midnight the German shnellboats S-28, S-51, S-72 and S-102 appeared from 1. Flotilla torpedo boats. Kanulodka displaced to 1400 tons, pressed to the shore, was doomed. The ship hull, of course, tried to pull off the shoal and take it to be repaired, but the enemy, knowing the coordinates, did not risk putting boats under coastal artillery fire, but simply covered the point with air raids. Later, the cannabis wreck was used as an improvised pier for unloading supply ships.


"Red Georgia" torpedoed off the coast of Myskhako

On the same days, the base minesweeper “Gruz” (project 3 type “Fugas”) with a displacement up to 500 tons set off to the bottom of the Black Sea. Minesweeper with a tactical number T-403 (BTSTCH-403) arrived in the area Myskhako with a load of ammunition, food and transported on his board to the 270 fighters. Shortly before midnight, being in 500-600 meters from the shore, “Cargo” was attacked by the 1-th flotilla of the corvette-captain George Christiansen, already known to us. Despite the desperate struggle for vitality, the efforts were in vain. During midnight, the minesweeper lay down on the ground at a depth of 15 meters, taking with him not only valuable, and most importantly, the air needed on the bridgehead, ammunition and provisions, but also the lives of fighters.


Minesweeper type "land mines"

The next major tragedy that took place in the Black Sea waters of Novorossiysk was the death of the minesweeper Chervonny Kazak, which went under the number T-511. The former cargo lighter mobilized by the fleet and converted into a minesweeper had a displacement of more than 670 tons and speed in 8 knots, and the old man just about would have crossed fifty dollars, and he was already mobilized several times. Loaded to the eyeballs with ammunition and replenishment, the “Red Cossack” managed to break through to Myskhako and even unload safely. But as soon as the unfortunate mobilized minesweeper moved away from the coast, he fell on a mine. In just a few minutes, the ship went to a depth of 45 meters.

It is worth noting that only in February-March of 43 was German aircraft threw hundreds of mines between Novorossiysk and Gelendzhik. Only near the once resort Gelendzhik waves grinned in one month of February, two hundred mines.


Approximate drawing lying on the ground T-511

The tragedy of the situation was that on board the “Red Cossack” at that time was from 400 to 600 people. Among them were the wounded and evacuated civilians of the liberated Myskhako, i.e. women and children. Many could not even get out of the hold. According to various sources, the approached sea hunters were able to save, at best, a third of the minesweeper passengers.

After a series of tragedies, the command wanted less and less to send large ships to the bridgehead, which, of course, could not just deliver more cargo and soldiers, but also drag them to the bottom. Moreover, besides the carrying capacity of the large fleet ships, all this time used to supply the bridgehead, did not have any significant advantages due to the terrain relief and the nature of the coast.

The command decided directly for the dangerous caravans in the Myskhako area to use mainly small ships, i.e. boats, pleasure passenger ships, fishing schooners, seiners, barges, tugs, motorboats, etc. So small, but the proud "Tyulkin fleet" shouldered almost all the supplies of the bridgehead.

To be continued ...
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +2
    30 May 2018 05: 28
    Thanks, interesting. You mentioned sea mines. I don’t remember the author of the book, Admiral Basisty, the EMNIP, it stated that under Novorossiysk the Germans used new types of bottom mines, with combined fuses, to complicate the supply of landing on Malaya Zemlya and the further use of the Novorossiysk port.
  2. +3
    30 May 2018 08: 29
    Good article, this topic has not yet been covered. As far as I know, neither the Romanian Navy nor the German submarines were used in the blockade of Malaya Zemlya. Why then mention them?
    1. BAI
      +4
      30 May 2018 13: 05
      They had an indirect effect. For example, this:
      During this period, the Germans found another use for submarines, or rather, their deck artillery. The fact is that on the Tuapse-Sochi stretch, the railway, due to the mountainous terrain, almost runs almost all the way to the edge of the coast, being not even protected by trees. On this road, oil tanks from Baku and trains with cargoes and troops were constantly moving to the combat area. Using this, German submariners began to bombard moving trains of 20-mm anti-aircraft guns mounted on deck with a certain frequency. True, they did not achieve serious interruptions in the movement of trains, but they “forced”, perhaps for the first time in the practice of the movement of trains, and also the sea, to escort trains with warships.
      1. 0
        30 May 2018 20: 25
        Okay, these are the Germans. And why should Romanians frighten readers of an article?
  3. +3
    30 May 2018 14: 42
    Thank you, I look forward to continuing ... did not know many details ..
  4. +2
    30 May 2018 17: 18
    Quote: Amurets
    Thanks, interesting. You mentioned sea mines. I don’t remember the author of the book, Admiral Basisty, the EMNIP, it stated that under Novorossiysk the Germans used new types of bottom mines, with combined fuses, to complicate the supply of landing on Malaya Zemlya and the further use of the Novorossiysk port.

    And I read that for the first time such mines were used near Sevastopol. There is still a good film about these events: "Alegro with Fire" (touches before the demonstration they said: "the film is based on real events")
  5. +1
    30 May 2018 17: 31
    Wind, thank you for your story. Just starting to read: “So it remained, the only national way is to use the fleet” I already knew that it would be an “east wind”. In addition to you, I don’t know anyone on the site so that I could well write off these events
    The wind, if you are not a researcher at the museum then the historian is an amateur and you know the material very well
  6. 0
    31 May 2018 23: 50
    Siebel is a catamaran.

    And in the photo is a classic German BDB.
    1. 0
      12 August 2018 13: 02
      "Siebel" is a catamaran ferry.
  7. 0
    12 August 2018 13: 01
    It is not possible that when preparing for writing this article, it was impossible to find out simple things. What is the difference between the BDB (high-speed landing barge) and the ferry "Siebel" ?! Moreover, under the photo, write: Fast barges of the "Siebel" type ... No words ...
  8. 0
    12 August 2018 13: 13
    Also, if you use sketches at the bottom of dead ships, then indicate where you take them from.

Морские извозчики Малой земли. Невоспетые герои. Часть 1

Образование плацдарма «Малая земля» в феврале 1943 года поставило перед Новороссийской военно-морской базой новые задачи снабжения оторванных от «Большой земли» десантников. Изначально эти задачи были столь болезненными, что командование решилось на весьма отчаянный шаг сбрасывать необходимые войскам грузы с самолётов. Но это решение оказалось абсолютно неэффективным, так как плотный зенитный огонь гитлеровцев не позволял сбросить груз в нужной точке. Порой боеприпасы, провиант и оружие просто напросто «скармливали» морю, это в лучшем случае. В худшем же отечественное добро попадало в руки противника. Таким образом, оставался единственный рациональный выход – использовать флот.


Морские извозчики Малой земли. Невоспетые герои. Часть 1

Тральщик Т-406 "Искатель" (тип "Фугас") во время Новороссийской наступательной операции

225 дней силы НВМБ осуществляли снабжение плацдарма и охрану морских коммуникаций на подходах к Малой земле. По сути, каждая высадка пополнения, доставка грузов и снятие с берега раненых были отдельной операцией, проходившей под огнём противника. В итоге, по данным Новороссийского исторического музея-заповедника, с февраля по сентябрь 1943-го года на Малую землю доставили:

— 57 721 человека;
— 346 орудий;
— 75 миномётов;
— 111 пулемётов;
— 6 864 тонны боеприпасов;
— 7 243 тонны продовольствия и фуража;
— 123 тонны нефтепродуктов;
— 300 голов лошадей и домашнего скота;
— 11 000 тонн различных хозяйственных грузов;
— 67 автомашин.

На плацдарм даже удалось доставить до 35 танков, однако участия в обороне Малой земли они практически не принимали. Эта бронетанковая группа рассматривалась командованием как последний аргумент при попытке врага сбросить десант в море. Поэтому танки были столь тщательно замаскированы, что немцы так и не смогли узнать об их наличии вплоть до освобождения города. Только во время штурма города гитлеровцы с удивлением обнаружили бронетанковый кулак, надвигавшийся на них со стороны Малой земли.

Кроме того, силами флота с плацдарма было эвакуировано свыше 47 000 человек. Среди них были и раненые воины, и абсолютно гражданские люди. Ведь по мере расширения отбитой у оккупантов территории десантники освобождали и оказавшееся на этой самой территории население, которое сразу же эвакуировалось в Геленджик, который в тот момент превратился в огромный госпиталь, кроме всего прочего.


Переброшенная на Черноморский ТВД подлодка U-9 в порту Констанцы в 1943 году

Однако все эти действия совершались, так сказать, «разными» флотскими силами. Во время образования плацдарма требовалось любой ценой нарастить достаточный как для обороны, так и для расширения Малой земли войсковой кулак. Это кроме необходимости постоянно «подпитывать» десант. Поэтому в начале, т.е. в феврале и марте 1943 года снабжение плацдарма осуществлялось при привлечении крупных кораблей флота: канонерских лодок, тральщиков и крупных мобилизованных судов. К примеру, уже через день после десантирования куниковского отряда, 5 февраля, в район Станички вышел отряд кораблей, состоящий из канлодок «Красный Аджаристан» и «Красная Грузия» и девяти морских охотников типа МО-4. Однако чрезвычайная сложность швартовки на необорудованный, по сути, берег и длительность разгрузки превращали корабли снабжения в лёгкую мишень для авиации, артиллерии и флота противника.


Быстроходные баржи типа "Зибель"

Последняя угроза, несмотря на относительную немногочисленность германского флота на черноморском ТВД, с каждым днём становилась всё явственнее. С 1942 года немцы постоянно наращивали свои флотские «мускулы». На Чёрное море были переброшены высокоскоростные торпедные катера «шнелльботы» типа S-26, быстроходные десантные баржи MFP, которые часто именуются типом «Зибель», малые дизельные подводные лодки «Тип II», а также множество различных сторожевых, патрульных катеров и охотников за подводными лодками. И это без учёта флота германского союзника Румынии, которая располагала 2-я эсминцами — Regele Ferdinand и Regina Maria, 2-я эсминцами (довоенной итальянской постройки), 3-я миноносцами, 3-я подводными лодками, 4-я канлодками, 5-ю минзагами, а также тральщиками, торпедными катерами, малыми охотниками и т.д.


"Шнелльбот" S-26 с изображением ягуара на борту на Чёрном море в 1943 году

Итог этих действий гитлеровцев не заставил себя ждать. 27 февраля 1943 года канлодка «Красная Грузия» под командованием Григория Васильевича Катунцевского (будущего кавалера ордена Ленина и Боевого Красного Знамени) в очередной раз приготовилась подойти к мысхакскому берегу для разгрузки. Стоило ей «ошвартоваться», а точнее, просто уткнуться носом в грунт и начать разгружать боеприпасы и десантировать войска, как ближе к полуночи появились германские «шнелльботы» S-28, S-51, S-72 и S-102 из 1-й флотилии торпедных катеров. Канлодка водоизмещением до 1400 тонн, прижатая к берегу, была обречена. Корпус корабля, конечно, пытались стянуть с мели и отвести на ремонт, но противник, точно зная координаты, не стал рисковать катерами под огнём береговой артиллерии, а просто накрыл точку авиационными налётами. Позже остов канлодки использовали в качестве импровизированного пирса для разгрузки кораблей снабжения.


"Красная Грузия", торпедированная у берегов Мысхако

В эти же дни на дно Чёрного моря отправился базовый тральщик «Груз» (проект 3 тип «Фугас») водоизмещением до 500 тонн. Тральщик с тактическим номером Т-403 (БТЩ-403) прибыл в районе Мысхако с грузом боеприпасов, продовольствия и транспортировал на своём борту до 270 бойцов. Незадолго до полуночи, находясь в 500-600 метрах от берега, «Груз» был атакован уже известными нам «шнелльботами» 1-й флотилии корветтен-капитана Георга Кристиансена. Несмотря на отчаянную борьбу за живучесть, усилия были тщетны. За полночь тральщик лёг на грунт на глубине 15 метров, унеся с собой не только ценные, а главное как воздух необходимые на плацдарме, боеприпасы и провизию, но и жизни бойцов.


Тральщик тип "Фугас"

Следующей крупной трагедией, разыгравшейся в черноморских водах у Новороссийска, стала гибель тральщика «Червонный казак», ходившего под номером Т-511. Бывший грузовой лихтер, мобилизованный флотом и переоборудованный в тральщик, имел водоизмещение свыше 670 тонн и скорость в 8 узлов, а возраст старичка вот-вот бы перешагнул полтинник, и мобилизован он был уже неоднократно. Загруженному под завязку боеприпасами и пополнением «Червонному казаку» удалось прорваться к Мысхако и даже благополучно разгрузиться. Но стоило несчастному мобилизованному тральщику отойти от берега, как он напоролся на мину. Всего за несколько минут корабль ушёл на глубину в 45 метров.

Стоит отметить, что только за февраль-март 43-го германская авиация забросала воды между Новороссийском и Геленджиком сотнями мин. Только около некогда курортного Геленджика волны оскалились за один февральский месяц двумя сотнями мин.


Примерный рисунок лежащего на грунте Т-511

Трагизм ситуации заключался в том, что на борту «Червонного казака» на тот момент находилось от 400 до 600 человек. Среди них были раненые и эвакуируемые мирные жители освобождённого Мысхако, т.е. женщины и дети. Многие даже не смогли выбраться из трюма. По разным данным, подошедшие морские охотники смогли спасти в лучшем случае треть пассажиров тральщика.

После череды трагедий командование всё меньше желало отправлять к плацдарму крупные корабли, которые, естественно, не просто могли доставить больше груза и бойцов, но и утащить их на дно. Тем более что кроме грузоподъёмности крупные корабли флота, всё это время использовавшиеся для снабжения плацдарма, никакими существенными преимуществами не обладали из-за рельефа местности и характера берега.

Командование решило непосредственно для опасных караванов в район Мысхако использовать в основном малые корабли, т.е. катера, прогулочные пассажирские теплоходы, рыболовецкие шхуны, сейнеры, баржи, буксиры, мотоботы и т.д. Так малый, но гордый «тюлькин флот» взвалил на свои плечи почти все тяготы снабжения плацдарма.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. амурец 30 мая 2018 05:28 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Спасибо, интересно. Вы упомянули о морских минах. Не помню уже автора книги, ЕМНИП адмирал Басистый, вот в ней утверждалось что под Новороссийском немцы применили новые типы донных мин, с комбинированными взрывателями, чтобы затруднить снабжение десанта на "Малой земле" и дальнейшее использование Новороссийского порта.
  2. Авиатор_ 30 мая 2018 08:29 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Хорошая статья, данная тема ещё не освещалась. Насколько знаю, в блокаде Малой земли ни румынские ВМС, ни немецкие ПЛ не применялись. Зачем тогда их упоминать?
    1. BAI
      BAI 30 мая 2018 13:05 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Они оказывали косвенное влияние. Например, такое:
      В этот период немцы нашли ещё одно применение подводным лодкам, вернее их палубной артиллерии. Дело в том, что на перегоне Туапсе-Сочи железная дорога из-за гористой местности практически проходит на всём протяжении почти вплотную к кромке берега, будучи не защищенной даже деревьями. По этой дороге постоянно двигались к району боевых действий нефтяные цистерны из Баку и эшелоны с грузами и личным составом войск. Используя это, немецкие подводники с определенной периодичностью стали обстреливать двигающиеся составы из 20-мм зенитных автоматов, установленных на палубе. Правда, серьезных перерывов в движении поездов они не добились, но зато «заставили», может быть впервые в практике движения железнодорожных составов, да и морской тоже, конвоировать поезда боевыми кораблями.
      1. Авиатор_ 30 мая 2018 20:25 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Ладно, это немцы. А румынами зачем пугать читателей статьи?
  3. parusnik 30 мая 2018 14:42 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Спасибо, жду продолжения...многих подробностей не знал..
  4. Монархист 30 мая 2018 17:18 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: амурец
    Спасибо, интересно. Вы упомянули о морских минах. Не помню уже автора книги, ЕМНИП адмирал Басистый, вот в ней утверждалось что под Новороссийском немцы применили новые типы донных мин, с комбинированными взрывателями, чтобы затруднить снабжение десанта на "Малой земле" и дальнейшее использование Новороссийского порта.

    А я читал, что впервые такие мины были использованы под Севастополем. Ещё есть хороший фильм об этих событиях:"Алегро с огнем"( коснется перед началом демонстрации говорили:" фильм основан на реальных событиях")
  5. Монархист 30 мая 2018 17:31 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Ветер, спасибо Вам Ваш раeссказ. Ещё только начав читать:"Таким образом оставался , единственный национальный выход- использовать флот" я уже знал , что это будет "восточный ветер". Кроме Вас на сайте в не кого не знаю, чтобы хорошо мог отписать эти события
    Ветер, если Вы не научный сотрудник музея то в историк - любитель и отлично знаете материал
  6. Saxahorse 31 мая 2018 23:50 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Зибель это катамаран.

    А на фото классическая немецкая БДБ.
    1. vitlas 12 августа 2018 13:02 Новый
      • 0
      • 0
      0
      "Зибель" это паром катамаранного типа.
  7. vitlas 12 августа 2018 13:01 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Не ужели при подготовки к написании этой статьи нельзя было выяснить простые вещи. В чём отличие БДБ (быстроходная десантная баржа) от парома "Зибель"?! Да ещё под фото написать: Быстроходные баржи типа "Зибель"... Слов нет...
  8. vitlas 12 августа 2018 13:13 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Так же если используете зарисовки на дне погибших судов, то указывайте от куда Вы их берёте.