«Ежи» против танков

Весь ход Великой Отечественной войны наглядно показал: эффективными могут быть не только сложные системы вооружения с превосходными характеристиками, но и простые и дешевые изделия. Так, небольшая противотанковая мина может не только серьезно повредить, но и вовсе уничтожить вражеский танк, а простая бетонная пирамида способна просто не пропустить его на свою территорию. Среди таких простых и эффективных видов заграждений и вооружений особую славу в годы войны получили противотанковые ежи. Чрезвычайно простые и удобные в производстве, они значительно помогли красноармейцам в боях и даже сумели стать символами войны.

«Ежи» против танков
Противотанковые ежи на подступах к Москве


Заграждения различного типа применялись в военном деле с незапамятных времен. Еще в Древнем Риме использовались разборные деревянные конструкции, устанавливавшиеся на тех участках, где нужно было не допустить прорыва противника. Со временем эта идея только развивалась, соединялась с другими изобретениями, такими как колючая проволока и т.д. Однако появление на поле боя танков, которые изначально создавались в качестве средства прорыва заграждений, потребовало ответных действия для поддержания обороны.


Сперва появились надолбы – гранитные или бетонные глыбы, устанавливаемые на танкоопасных направлениях. Они были достаточно эффективны в деле сдерживания противника, что, однако, с лихвой компенсировалось сложностью изготовления и установки. Требовалось нечто более простое. Решение появилось в июне 1941 года. По-видимому, идея существовала и до этого, но начавшаяся война подстегнула создание нового заграждения. В первые же дни войны генерал-майор технических войск М.Л. Гориккер, будучи начальником Киевского военно-технического училища, получает новое назначение. Он становится начальником Киевского гарнизона. Начало своей службы на новом месте Гориккер «отмечает» техническим предложением. Он утверждает, что его изобретение можно изготовлять даже в самых сложных условиях и оно все равно будет выполнять свои функции.

«Ежи» против танков
Ряды бетонных надолбов, Аахен, Германия


Гориккер предложил собирать из металлического проката шестиконечную конструкцию, названную им «звездочкой». Теоретически, в качестве сырья для звездочек можно было использовать любую подходящую металлическую деталь. Однако из расчетов генерала Гориккера следовало, что оптимальным является двутавровый профиль. Другие виды проката – квадратная балка, тавр или швеллер – не подходили по прочности. В качестве способа соединения балок Гориккер предложил клепку с косынками. В принципе, при соответствующей возможности допускалась и сварка, однако и тут все упиралось в прочность конструкции: для достаточной жесткости и крепости на сваренной звездочке должны были применяться косынки большего размера, что, в свою очередь, приводило к лишним расходам материалов.

Простота предложенного заграждения позволила начать его испытания уже в первых числах июля-месяца. На малый танкодром Киевского танко-технического училища прибыла комиссия и были доставлены несколько звездочек. Интересен тот факт, что звездочки для испытаний были сделаны из рельсового утиля. Как впоследствии оказалось, происхождение сырья никак не влияет на заградительные качества изобретения Гориккера. В качестве танков, пытающихся преодолеть заграждения, использовались Т-26 и БТ-5. Результаты испытательных проездов танков по четырехрядному заграждению были просто замечательными. Так, во время первой же своей попытки проехать через ряды звездочек танк Т-26 лишился люка масляного насоса и повредил масляную систему. Через несколько минут после этого все масло, имевшееся в танке, вытекло наружу и боевая машина не смогла продолжать свой «рейд». На ремонт ушло несколько часов. БТ-5 отделался немного лучше: разогнавшись, он смог преодолеть звездочки. Однако это стоило ему погнутого днища и поврежденной трансмиссии. Снова понадобился ремонт. Первые же попытки преодолеть заграждение из звездочек наглядно показали их эффективность и испытателям танкодрома Киевского училища поручили подобрать оптимальный порядок расстановки нового заграждения. В итоге было рекомендовано расставлять звездочки рядами через каждые четыре метра, а расстояние по фронту должно было равняться полутора метрам для переднего ряда и 2-2,5 м для остальных рядов. В таком случае, разогнавшись и перебравшись через первый ряд, танк уже не мог продолжать скоростное движение и попросту застревал между рядами звездочек, попутно получая повреждения корпуса и, иногда, внутренних агрегатов.

«Ежи» против танков
Противотанковые ежи на московских улицах. 1941 г.


На тех же испытаниях подобрали и оптимальные размеры шестиконечной звездочки. Высота готового заграждения должна лежать в пределах от одного до полутора метров. Причины этого заключаются в следующем: звездочка должна быть выше клиренса танка, но при этом ее верхняя часть не должна подниматься за верхний срез нижней лобовой плиты. В таком случае впервые встретившиеся со звездочками танкисты, видя небольшой размер препятствия и отсутствие какого-либо крепления к земле, могут захотеть просто сдвинуть его в сторону. Механик-водитель начинает движение вперед, звездочка попадает под нижний лобовой лист, а оттуда «переползает» под днище танка. Кроме того, в некоторых случаях звездочка может провернуться под передней частью бронемашины. Так или иначе, въехавший на звездочку танк оказывается в очень неудобном положении: передняя часть оказывается подвешенной в воздухе. Более того, поднявшиеся над землей гусеницы не могут обеспечить должного сцепления с поверхностью, и танк уже не может съехать со звездочки без помощи со стороны. Бронированная машина, призванная подавлять огневые точки противника, сама становится довольно легкой мишенью.

Простота изготовления звездочек Гориккера в сочетании с их эффективностью повлияли на дальнейшую судьбу изобретения. В самые кратчайшие сроки руководство по изготовлению заграждений было распространено по всем частям Красной Армии. За характерный внешний вид в войсках это заграждение было прозвано ежом. Именно под этим именем противотанковая звездочка Гориккера вошла в историю. Простота производства и дешевизна исходных материалов позволили в кратчайшие сроки сделать десятки тысяч противотанковых ежей и установить их на большой части фронта. Кроме того, даже в собранном виде еж мог транспортироваться с места на место, что также улучшило репутацию нового средства заграждения. В общем, новый еж пришелся по душе красноармейцам. Куда больше он «понравился» немецким танкистам. Дело в том, что поначалу все шло именно так, как и предполагалось Гориккером – видя незнакомое, но незакрепленное заграждение, танкисты пытались его сдвинуть и проехать дальше, что приводило к времяпровождению в буквально подвешенном состоянии. Малоприятное событие, особенно если где-то рядом находится советская противотанковая пушка. Вряд ли можно представить лучшую цель, чем неподвижный танк, поднятый над уровнем земли. Наконец, при совсем неудачном стечении обстоятельств балка ежа пропарывала нижнюю лобовую плиту или днище, проходила внутрь танка и наносила повреждения двигателю или трансмиссии. Особенности размещения трансмиссии на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw VI только повышали шансы машины получить подобные повреждения.

«Ежи» против танков
Жители Сталинграда устанавливают противотанковые ежи на улице города


Правда, немцы довольно быстро догадались, что сперва следует делать проходы в заграждениях, а потом только идти по ним. Здесь в некоторой мере им помог тот факт, что ежи никак не закреплялись к поверхности земли. Пара-тройка танков при помощи буксирных тросов могла довольно быстро проделать брешь для прохода войск. Красноармейцы на это ответили закладкой противопехотных мин рядом с ежами, а также, при возможности, размещением пулеметов или противотанковых пушек недалеко от заграждения. Таким образом, попытки растащить ежи или привязать их к танку сурово наказывались пулеметным, а то и артиллерийским огнем. Вскоре появился еще один прием для затруднения проделывания проходов: ежи стали связывать друг с другом и привязывать к различным объектам на местности. В итоге немецким танкистам и саперам приходилось сначала решать «головоломку» с тросами и цепями и лишь после этого убирать сами ежи. И делать все это под огнем противника.

Однако у превосходной идеи, как это часто случается, были и неудачные воплощения. Так, нередко из соображений экономии или по другим подобным причинам ежи делались не из двутавровых балок, а из других профилей. Естественно, прочность таких заграждений была меньше нужной и порой танк мог просто раздавить «неправильный» еж. Другой проблемой звездочки Гориккера была требовательность к месту размещения – для эффективного противостояния танкам ей требовалась твердая поверхность. Лучше всего подходил асфальт, который был достаточно прочен для того, чтобы выдержать давление танка на еж. Что касается еще более твердого бетона, то не рекомендовалось ставить на него ежи. Дело в том, что трение на такой поверхности было недостаточным и танк мог сдвинуть еж, а не напороться на него. Наконец, в некоторые моменты войны ежи не могли выполнять свои обязанности по более приятным причинам. Например, на окраинах Москвы такие заграждения были установлены еще осенью 41-го. Но, к счастью, Красная Армия не позволила противнику подобраться к ежам на окраине столицы.

«Ежи» против танков
Противотанковые ежи системы генерал-майора М.Л. Гориккера


Противотанковые ежи системы генерал-майора М.Л. Гориккера сыграли важную роль в Великой Отечественной войне. Они помогли сравнительно малыми силами улучшить возможности армии в сдерживании врага. Надо заметить, изобретением Гориккера воспользовалась не только Красная Армия. Немцы, отступая, тоже активно использовали простую заградительную конструкцию из трех рельсов и крепежных элементов. На подходе ко всем важным пунктам немецкой обороны красноармейцам приходилось видеть знакомые угловатые объекты. Да и союзники, высадившись в Нормандии, тоже смогли ознакомиться с советским средством заграждения. Существует интересное мнение, гласящее, что немцы сами не производили ежи, а только разбирали и складировали советские, которые пригодились к концу войны. Во всяком случае, именно так, по мнению некоторых историков, можно объяснить большое количество ежей перед немецкими позициями на том этапе войны, когда Германия испытывала серьезные трудности даже с производством вооружений.

В настоящее время противотанковые ежи почти полностью вышли из употребления, хотя изредка их можно видеть рядом с воинскими частями или подобными им объектами. Также противотанковый еж, являясь одним из символов Великой Отечественной войны, активно использовался скульпторами в создании памятников. К примеру, памятник с ежами на Ленинградском шоссе недалеко от Москвы обозначает рубеж, на котором были остановлены немецкие войска. Подобные ему мемориалы можно встретить практически по всей Европе, в местах, где шли бои.

«Ежи» против танков
Танк ИС-2 преодолевает бетонные противотанковые ежи


По материалам сайтов:
http://army.armor.kiev.ua/
http://voenhronika.ru/
http://vesti.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. Maroder 9 мая 2012 08:25
    Все гениальное, просто.
    Maroder
    1. бацька туды-сюды 9 мая 2012 11:34
      Что-то я и в этой теме слегка не понял : почему-же противотанковые заграждения начали выдумываться и впопыхах производится накануне или уже в начале войны? Что происходило с советской обороной? Мы все готовились к обороне страны или к чему? Да этими заграждениями должна была быть перекрыта ВСЯ ЗАПАДНАЯ ГРАНИЦА ! А мы тут пытаемся разлагольствовать о какой художественной самодеятельности... Что-же было на самом деле?
      О чём думал великий и незабвенный в веках товарисч сталин?...
      бацька туды-сюды
      1. Kars 9 мая 2012 11:39
        Цитата: бацька туды-сюды
        ВСЯ ЗАПАДНАЯ ГРАНИЦА

        А рельсов бы хватило?
        Мне как то раз юзер типа Вас укорял что по всей границы не было выкопано противотанкового рва.
        Стационарные заграждения эфективны только при прикрытии их достаточным количеством артилерии и пехоты.Так же --ежи эти например эфективнны в задерживании наступления на участках рельеф которых способствует этому,и не больше.

        Линию Мажино кстате фрицы прошли за двое суток.Позиционная оборона не лучший вариант.
        1. бацька туды-сюды 9 мая 2012 12:56
          Kars,
          а стали на 24 ! тысячи только танков хватило?...
          Я, юзеру типа как вы, поясню слегка : разве Западная Украина, Западная Белоруссия и Литва имеют рельеф монгольских степей? У Вермахта был сильно большой выбор для ударов? Разве дорожная сеть в указанных регионах была не убога? Или может вместе посмотрим на карты 1941 года? Вермахт наступал не по болотам и густым лесам, а вдоль дорог! Это было трудно предвидеть самому гениальному в истории человечества гению-сталину? Или у жукова военного образования не хватило рассмотреть ситуацию? Или они все были заняты чем-то другим, более интересным?.. bully
          В РККА были проблемы с количеством и качеством артиллерии для прикрытия стационарных заграждений? Почему-то тяжёлые гаубицы для разрушения укреплений ( а какие у находящихся в своей обороне против наступающего врага укрепления? ) не забыли к самой границе подтянуть, а вот с артиллерий для своей обороны некая заминка вышла.. странно всё это.
          Так вот и надо было их выставить вдоль ВСЕХ дорог и танкоопастных направлений! Болота и многочисленные реки совсем не надо было ими перекрывать!
          Позиционая оборона - это САМЫЙ ЛУЧШИЙ был для ссср вариант, а в итоге не оказалось НИКАКОГО! Кто теперь ответит за самый грандиозный разгром в истории человечества? сталин? Так он же на этом сайте возведён почти в святые! yes Тогда кто вместо него ?
          бацька туды-сюды
          1. Kars 9 мая 2012 13:07
            Цитата: бацька туды-сюды
            а стали на 24 ! тысячи только танков хватило?...

            Тоесть вместо танков надо было ежи делать?отлично.
            Цитата: бацька туды-сюды
            У Вермахта был сильно большой выбор для ударов?

            Огромное количество направлений,если они смогли трехмилионную групировку довести до Ленинграда и Москвы.И при этом нанести удар по ТРЕМ направлениям.
            Цитата: бацька туды-сюды
            Или может вместе посмотрим на карты 1941 года?

            Да легко,Там только Пинские болота особое препятствие,а так не даром же лето было выбрано для наступления.
            Цитата: бацька туды-сюды
            В РККА были проблемы с количеством и качеством артиллерии для прикрытия стационарных заграждений?

            У любой страны будут проблемы с артилерией для прикрытия границы в 2500 км
            Цитата: бацька туды-сюды
            Почему-то тяжёлые гаубицы для разрушения укреплений ( а какие у находящихся в своей обороне против наступающего врага укрепления? ) не забыли к самой границе подтянуть,

            Прямо так и к самой?И сколько?Прямо Б-4 тысячи были да?И извените и в обороне нужно иметь средства для поражения противника на этапе развертывания и накопления.
            Цитата: бацька туды-сюды
            Так вот и надо было их выставить вдоль ВСЕХ дорог и танкоопастных направлений! Болота и многочисленные реки совсем не надо было ими перекрывать!

            Прямо так вся граница это реки и болота.Да и извените форсировать реки немцы умели хорошо --на Сане и Маасе потренировались.
            Цитата: бацька туды-сюды
            озиционая оборона - это САМЫЙ ЛУЧШИЙ был для ссср вариант, а в итоге не оказалось НИКАКОГО!

            Это самый проигрышный вариант,особенно в условии слабой моторизации РККА---у противника есть возможность накопить многократное превосходство в силах на участках прорыва,прорвать оборону--тут и ежи не помогут и выйти в тыл позиционной обороны вдоль границ,перерезав железные дороги и шоссе,непозволив быстро отступить и вынудив к обороне с вывернутым фронтом.
            Цитата: бацька туды-сюды
            Кто теперь ответит за самый грандиозный разгром в истории человечества?

            Гитлер и Берлин ответили,а французы с линией Мажино сдались меньше чем за месяц,при наверное даже лучшем раскладе сил.
          2. ядро 9 мая 2012 20:47
            грандиозный разгром? разве не польша и франция капитулировали, разбежались, оставили своих дамочек немцам, а после войны этих женщин ещё и судили( по крайней мере во франции).
          3. smirnov 15 мая 2012 21:28
            Свежие впечатления от прочтения чего то из Резуна ???
      2. El13 9 мая 2012 12:17
        Цитата: бацька туды-сюды
        Мы все готовились к обороне страны или к чему?

        Ты ни к чему не готовилсяТОЧКА
      3. Гражданский 10 мая 2012 19:39
        бацька туды-сюды,

        говорит, иди троль на польский форум, lol
    2. Антипин 10 мая 2012 19:10
      и не только гениально просто, ещё и эффективно good
      Антипин
  2. RedDragoN 9 мая 2012 08:35
    Все гениально и просто. Все простое - эффективно.
  3. djsa1 9 мая 2012 09:53
    Я думаю они и в современных условиях пригодились бы.
  4. Altergo 9 мая 2012 10:43
    Подозреваю, что эти ежи эффективны если только быстрому их демонтажу препятствуют средства противотанковой артиллерии.
    Altergo
  5. Chicot 1 9 мая 2012 11:02
    Все гениальное - просто!.. С Великим праздником всех Вас!..

    Автору- респект и "+"...
    1. Гамдлислям 9 мая 2012 12:37
      Статья полезная, но в ней ряд неточностей и ошибок. Для полноты предлагаю статью "Противотанковые ежи" на сайте Ю. Веремеева "АНАТОМИЯ АРМИИ" http://army.armor.kiev.ua/engenear/ez.shtml
  6. SectoR 9 мая 2012 11:28
    В настоящее время противотанковые ежи почти полностью вышли из употребления, хотя изредка их можно видеть рядом с воинскими частями или подобными им объектами.
    У нас в части постоянно КПП ими перекрывали, при тревогах или учениях lol
    SectoR
    1. Glenn Witcher 9 мая 2012 14:46
      Ага, нынешние военные особенно любят монструозные бандуры из двух-трех ежей, приваренных к одной палке. Выглядит сурово, а пользы - почти ноль.
  7. loc.bejenari 9 мая 2012 17:05
    кроме ежей большого размера под Киевом наши применяли небольшие мини ежи с заостренными концами из арматуры против колесного транспорта
    еще в 90 такие валялись у нас по лесу -потом разнесли на металлолом
    loc.bejenari
  8. Дмитрий.В 9 мая 2012 19:36
    Святая простота smile
    Дмитрий.В
  9. Mpak 9 мая 2012 22:12
    Памятник с ежами на Ленинградском шоссе означает один из рубежей обороны Москвы.
    Рубеж, на котором были остановлены немецкие войск обозначен другим памятником - "Монумент" при выезде из Зеленограда.

    обиженный житель Зеленограда
    Mpak
  10. почти дембель 10 мая 2012 03:59
    Не один раз видел на море места побережья, укрепленные бетонными конструкциями как на последнем фото, видимо для укрепления берега от размывания. Интересно, это им нашли вторую жизнь, или изготовлены спецом для этой цели?
  11. viruskvartirus 10 мая 2012 10:50
    Изобретение очень старое, можно сказать модифицированный Чеснок -(рогульки железные, помётные или подмётные каракули, триболы, триволы) — военное заграждение. Состоит из нескольких соединённых звездообразно острых стальных штырей, направленных в разные стороны. Если его бросить на землю, то один шип будет направлен вверх, а остальные составят опору. В основном концы штырей соответствовали вершинам правильного тетраэдра. Заграждение из множества разбросанного чеснока было эффективно против конницы, применялось также против пехоты, слонов и верблюдов.
    Если соединить с противотанковыми минами и артелерией...очень неприятная вещь, что немцы и подтвердили взяв их на вооружение...плюс такие заграждения можно дополнить фугасными огнеметами ФОГ-2...
    1. Voodoo 10 мая 2012 12:07
      Интересный пример. Выходит конструкция не нова? Но и для танков всё равно эффективно получилось. Заслуживает внимание то, что делали ежи не бездумно, а из расчёта особенностей геометрии танков, их движения...
  12. schta 10 мая 2012 13:41
    Проблема бетонных надолбов - крайне низкая мобильность. С "Ежиками все просто".

    Кстати хочу уточнить один момент. Противокорабельные "ежи" (не помню как называются) использовались и нашими предками. Окованное с одной стороны бревно затапливалось на глубину примерно метра от поверхности воды. "Активным элементом" в сторону противника. (обычно в сторону устья реки по фарватеру). Вражеские корабли напарывались на такие вот сюрпризы.
    schta
  13. viruskvartirus 10 мая 2012 14:26
    История подобных заграждений началась очень давно есть история согласно которой к Македонскому пришли и предложили купить военную машину...суть была проста доска и металлический штырь...Македонский подумал и приказал их казнить...
  14. taseka 10 мая 2012 18:53
    Ещё проще, однако "трудозатраты" впечатляют!
  15. Ataturk 15 мая 2012 21:32
    Вот смотрю и думаю, сколько же ресурсов забирает это война, на сколько лет люди деградируют от цивилизации и прогресса. Вместо того чтобы всем объединится, думать о будущем, а что делают сволочи. Убивают, портят землю.
    Бог нам дал такую прекрасную планету, чтобы мы жили и наслаждались жизнью, а что люди делают. Порой думаю, не заслуживаем жить в этой жизни. Люди показали что они хуже всех и всего. Увы(((((((
    Ataturk

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня