Крейсеры проекта 68-бис: полезные старички

23
Крейсеры проекта 68-бис: полезные старички


Об этих крейсерах на сегодняшний день сказано много. И просто о кораблях, и в сравнении с «одноклассниками». Да, у кого-то выигрывали эти крейсера, кому-то уступали. Этого не отнять.



Главное же другое. Как корабли, прослужившие минимум по 30 лет, смогли стать долгожителями, являясь между тем детищами еще довоенной разработки и даже закладки?

22 июня 1941 года Советский Союз встретил, имея (говоря языком цифр) не самый плохой флот. 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками. Но это цифры. На деле все было намного скромнее, так как довольно большое количество кораблей участвовало еще в Первой мировой.

За четыре военных года советский флот понес весьма существенные потери, не в последнюю очередь благодаря своим адмиралам.

В итоге к концу 1940-х годов, когда старые дредноуты пошли на металл, получилась ситуация: несмотря на репарации, флот оказался намного слабее, чем был до войны. И это флот страны, одержавшей победу!

А тем временем бывшие союзники молниеносно превращались в противников. Пока в холодной войне, но до состояния горячей перейти было несложно.



Советский флот стремительно отставал, в первую очередь от США, где был самый мощный на тот момент военный флот. Англичан сбрасывать со счетов тоже не стоило, Великобритания уже теряла статус «владычицы морей», но ее флот все еще являлся весьма серьезным противником.

Поэтому в 1950 году была принята программа военного судостроения Советского Союза, призванная хоть как-то компенсировать отставание флота СССР от американского. А в рамках этой программы началось строительство крупнейшей серии отечественных крейсеров — кораблей проекта 68-бис «Свердлов».



Крейсеры проекта 68-бис был разработаны под руководством Александра Сергеевича Савичева, впоследствии автора противолодочного крейсера «Москва» (не путать с ракетным крейсером).

Сказать, что проект был новым, нельзя. Несколько модернизированный проект 68, по которому корабли начали строить еще до Великой Отечественной, а в строй ввели уже после войны, в ранге проекта 68-К в том же 1950-м году.

Фактически же крейсер проекта 68-бис мало чем отличался от собрата проекта 68-К. Корабли были идентичны с прототипом по составу основного вооружения и главной энергетической установке. То есть все те же 30-е годы прошлого века.



Кроме применения более прогрессивной технологии строительства, новый крейсер отличался от предшественников только наличием полностью сварного корпуса, улучшенными остойчивостью и непотопляемостью, некоторым усилением зенитного вооружения и бронирования.

Собственно, на момент вступления головного корабля проекта 68-бис, проект уже устарел, причем не только в плане ТТХ, но и по предназначению.

Кре́йсер (нидерл. kruiser от kruisen — крейсировать, плавать по определённому маршруту) — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие.

Однако после окончания Второй мировой войны внезапно выяснилось, что защищать свои тяжелые корабли от торпедных атак эсминцев противника нет нужды. По причине полнейшего отсутствия линкоров и авианосцев в советском флоте.

Кроме того, с появлением новых классов авиации и ракетного оружия, лихие торпедные атаки эсминцев канули в Лету. Соответственно, отпала необходимость как обеспечивать выход в торпедную атаку своих эсминцев, так и нейтрализация подобных кораблей противника.

Нарушение морских коммуникаций противника как боевая задача тоже ушло в небытие вместе с надводными рейдерами-одиночками.

Если серьезно, то у крейсеров остались две задачи: минные постановки (как в качестве кораблей прикрытия, так и в качестве заградителей, каждый крейсер проекта 68-бис мог принять на борт до 100 мин и поставить их) и огневое содействие высадке войск морского десанта и их действиям на берегу.

Собственно, именно этим крейсера проекта 68-бис и занимались. А свое долголетие на военной службе объясняется второй задачей, поскольку до середины 80-х годов этим кораблям просто не было реальной замены.

По сути применения крейсера проектов 68, 68-К, 68-бис были легкими артиллерийскими крейсерами.



Крейсер проекта 68-бис имел корпус с удлиненным полубаком и двойным дном. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 17 отсеков. Пространство между днищами представляло собой топливную цистерну.

Корабль имел традиционное бронирование: противоснарядное для цитадели, башен главного калибра и боевой рубки; противоосколочное и противопульное — боевых постов на верхней палубе и надстройках. Данные дадим в ТТХ. При этом использовалась гомогенная броня, плиты для которой впервые в отечественном судостроении сваривались.

Главная энергетическая установка отличалась низкими параметрами пара (давление 25 кгс/см2 и температура 325°С), а главное, архаическим способом подачи воздуха для горения: в котельное отделение, а не непосредственно в котел. Все это снижало качество и живучесть паротурбинной установки в целом.

Главный калибр крейсера предназначался для стрельбы только по надводным и береговым целям. 152-мм орудия отличались хорошей баллистикой.



В отличие от многих «одноклассников» из флотов других стран, на советских крейсерах все еще практиковалась система раздельного заряжания. С одной стороны, это давало преимущество в скорострельности тем же британским крейсерам, с другой – позволяло использовать как уменьшенные заряды, так и усиленные. Что при поддержке того же десанта было весьма полезно.



Управление стрельбой было максимально осовременено. Считалось, что на этих кораблях оно обладало весьма высокой живучестью за счет двух полноценных идентичных комплектов ПУС со своими КДП и ЦАС. Башни главного калибра по ходу боя могли независимо переключаться на работу с любым центральным артиллерийским постом.

Целеуказание для орудий главного калибра могло выдаваться от общекорабельных РЛС «Гюйс-2» и «Риф-А», а в случае постановки помех от расположенных в боевой рубке двух визиров ВЦУ-М.





Система ПУС «Молния-АЦ-68бис-А» состояла из двух центральных автоматов стрельбы ЦАС-1М, двух резервных автоматов стрельбы, двух преобразователей координат, прибора, обеспечивающего ведение огня по берегу, двух ночных визиров 1Н, четырех башенных автоматов стрельбы (БАС), РАС «Залп» и двух радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» (на второй и третьей башнях).

Кроме того, каждая из четырех башен ГК имела башенную систему ПУС в составе стереоскопического дальномера ДМ-8-2 с оптической базой 8 м и встроенными визирами наведения дальномера, а также визир командира башни ВДВ-8.

Благодаря наличию в каждой башне собственного оптического 8-м дальномера и на возвышенных башнях радиолокационных дальномеров «Штаг-Б», корабль мог одновременно вести огонь по четырем морским или видимым береговым целям, а также двум невидимым береговым целям.

Единственным недостатком главного калибра крейсера можно считать крайне низкую эффективность ведения огня по воздушным целям. Однако для этого у крейсера хватало стволов ПВО, уроки Великой Отечественной пошли на пользу.

Универсальный калибр корабля состоял из двух 100-мм батарей: правого и левого бортов. Артустановки СМ-5-1бис имели прямую стабилизацию, что улучшало ведение огня, но увеличивало вес установки.



Каждая батарея (три установки, расположенные с одного борта) имела свою систему ПУС «Зенит-68бис-А» в составе центрального автомата стрельбы ЦАС-У, преобразователя координат, ряда оптических приборов, стабилизированного поста наводки СПН-500 и радиолокационных дальномеров «Штаг-Б» (размещенных на каждой из АУ).

Приборы управления стрельбой позволяли обнаруживать и сопровождать цели на дальности до 24 км, вести огонь по морским, воздушным и береговым (в том числе и невидимым) целям.

Система ПУС «Зенит-68бис-А» обеспечивала как центральную наводку батареи, так и автономную стрельбу каждой из 100-мм АУ при самоуправлении. В случае выхода из строя центрального поста использовался резервный пост наводки — любая из АУ.

Зенитный 37-мм калибр не имел приборов управления стрельбой, и огонь велся от прицела. Несколько архаично, но количество стволов обеспечивало весьма плотный огонь на ближних дистанциях.



На момент установки зенитные автоматы В-11 уже устарели и не отвечали современным требованиям.

Были предприняты попытки улучшить работу ПВО корабля, что выразилось в установке на некоторых крейсерах зенитных установок АК-230.



Первоначально крейсера имели торпедное вооружение, состоявшее из двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов ПТА-53-68-бис с системой приборов управления торпедной стрельбой «Сталинград-2Т-68-бис». Однако в 70-е годы торпедное вооружение с кораблей было демонтировано за ненадобностью.

Минное вооружение осталось, по штату корабль мог взять 68 мин БК, фактически можно было загрузить около сотни при необходимости.



Всего предполагалось построить 25 крейсеров проекта 68-бис. Было построено и введено в строй 14 единиц и еще семь кораблей заложили. Эти семь крейсеров планировалось строить по проекту 68-бис-ЗИФ. Отличительной особенностью этого проекта была замена 37-мм зенитных автоматов на шесть 4-ствольных зенитных автоматов калибром 45-мм с ПУС «Фут-Б» в обеспечение собственной РЛС наведения.

В 1955 г. постройку этих кораблей приостановили, причем пять крейсеров находились в высокой степени готовности (от 68,1 до 84,2%). Некоторое время эти крейсера предполагалось достроить, оснастив их ракетным вооружением (ударным — по проекту 67, ударным и зенитным — по проекту 64, зенитным — по проектам 70, 71 и 1131).

Однако в августе 1959 г. вышло постановление правительства о сдаче всех недостроенных крейсеров на слом.

В целом же корабли получились весьма прочные и с долгой жизнью. Но главное, в чем, собственно, и кроется ответ на вопрос о долголетии, крейсера имели значительный потенциал для дальнейших модернизаций и улучшений. Можно сказать, и что не было чем из заменить? Можно. Многие так и говорят.

С другой стороны, корабль — это не танк или САУ, несколько сложнее в постройке и эксплуатации. И, если корабль в состоянии нести службу и выполнять возложенные на него задачи, какой смысл сдавать его на слом? "Орланы" нам в пример.

Вот и получилось, что имевшие все показания к долгой службе корабли служили. Как американские коллеги-линкоры. А некоторые из наших крейсеров были значительно переоборудованы в процессе службы, что только подтверждает мою мысль.

«Дзержинский» — был переоснащен по проекту 70Э. Работы проводились на СРЗ «Севморзавод» в Севастополе.



С крейсера сняли третью башню главного калибра, кормовой КДП, восемь зенитных автоматов В-11 на кормовой надстройке, торпедное вооружение и часть РЛС.



Вместо всего демонтированного установили экспериментальный образец зенитного ракетного комплекса М-2 со спаренной стабилизированной ПУ, погребом на 10 ЗУР с системами их хранения, подачи и заправки топливом, СУ «Корвет» в обеспечение РЛС «Кактус» и «Разлив».

«Жданов» и «Адмирал Сенявин» переоборудовали по проекту 68У в корабли управления силами флота с возможностью их использования в качестве резерва при выходе из строя береговых командных пунктов и средств связи.



«Жданов» предназначался для размещения на нем штаба формируемой Средиземноморской оперативной эскадры. По распоряжению Главкома ВМФ на этом крейсере сохранили четвертую башню главного калибра, хотя в соответствии с проектом 68У обе башни кормовой группы ГК должны были демонтировать.





В результате проект переоборудования крейсера «Жданов» получил индекс 68У-1, а «Адмирал Сенявин» — 68У-2.





Вместо демонтированных башен (или башни) 152-мм орудий установили ЗРК «Оса-М», комплексы космической связи «Циклон» и «Цунами-БМ», оборудование поста правительственной связи, четыре (на КР «Жданов») или восемь (на КР «Адмирал Сенявин») 30-мм АУ АК-230.

Благодаря тому, что обе кормовые башни ГК были сняты, на крейсере «Адмирал Сенявин» удалось разместить ангар для вертолета Ка-25, а на «Жданове» пришлось ограничиться лишь оборудованием ВПП в корме.



Крейсера «Октябрьская революция», «Адмирал Ушаков», «Михаил Кутузов» и «Александр Суворов» модернизировали по проекту 68А. В дополнение к автоматам В-11 на них установили восемь АУ АК-230 с соответствующими СУАО. На этих кораблях перестроили носовую надстройку и оборудовали оперативную рубку. «Михаил Кутузов», кроме того, получил на вооружение комплекс «Кристалл-БК».

«Адмирал Нахимов» был дооборудован по проекту 67ЭП для экспериментальных пусков ПКР КСС.

Перед носовой башней главного калибра смонтировали катапульту, пуск ракеты с которой осуществлялся при помощи тележки с пороховым стартовым ускорителем. На корабле разместили два ангара для четырех КСС, экспериментальный образец системы управления стрельбой «Колчан» и телеметрическую аппаратуру.



В 1955— 1956 гг. с корабля было произведено 27 пусков ракет по корпусу цитадели недостроенного тяжелого крейсера Сталинград (пр. 82) и по нескольким другим мишеням. Из 27 ракет 20 попали в цель.

В дальнейшем Адмирал Нахимов планировали переоборудовать по пр. 67СН для проведения совместных испытаний комплекса крылатых ракет «Стрела». Вместо носовых башен орудий ГК и части другого вооружения должны были установить опытный образец спаренной стабилизированной ПУ СМ-58 (с погребом и системами подачи-заряжания).

На сегодняшний день в составе ВМС РФ не осталось ни одного крейсера проекта 68-бис за исключением «Михаила Кутузова», который находится в Новороссийске в качестве корабля-музея.



Основные характеристики крейсера типа «Свердлов» (проект 68А):

Водоизмещение:
— стандартное — 13 230 — 14 600" т;
— полное — 16 340 — 18 090" т.

Размеры:
— длина наибольшая (по КВЛ) — 210,0 (205,0) м;
— ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) — 22,0 (21,2) м;
— осадка средняя — 7,3 — 7,7" м.

Экипаж (в т. ч. офицеров) — 1170 (71) — 1300 (74)" чел.
Автономность по запасам провизии — 30 суток.
Бронирование:
— борт — 100 мм;
— нижняя палуба — 50 мм;
— башни ГК — 175 мм;
— боевая рубка — 130 мм;
— барбеты башен ГК — 130 мм.

Энергетическая установка:
— тип ГЭУ — котлотурбинная;
— количество х мощность, (тип) ТЗА — 2х55 700 л.с. (ТВ-7);
— количество х тип главных котлов — 6хКВ-68;
— количество х мощность, (тип) источников электроэнергии — 8х300 кВт (ДГ);
— движители — 2хВФШ;

Скорость хода:
— полная — 33 — 32,3" уз.;
— экономическая — 18 уз.

Дальность плавания ходом 18 уз — 7650 мили.



Вооружение:
Артиллерийское:
4х3 152-мм/57 (Мк-5бис);
— боекомплект — 2 202 выстрела;
— ПУС — «Молния АЦ-68бис-А» в обеспечение двух КДП-СМ-8-III;
— количество и тип визиров целеуказания – 2 х ВЦУ-М;
— количество и тип АРЛС – 2 х «Залп-М2»;
6х2 100-мм/70 (СМ-5-1бис);
— боекомплект — 3 852 выстрела;
— количество и тип ПУС — 2 х «Зенит-68бис-А» в обеспечение СПН-500;
— количество и тип визиров целеуказания – 8 х ВЦУЗ-3;
— количество и тип АРЛС – 2 х «Якорь-2М»;

8х2 30-мм (АК-230);
— боекомплект — 16 000 выстрелов;
— количество и тип СУАО — 4х«Рысь» (МР-104);
16х2 37-мм (В-11М);
— боекомплект — 9 200 выстрелов;
— система ЦУ — МЗА-68-бис.

Минное:
— количество и тип мин заграждения – 68 (в перегрузочном варианте до 100) мин КБ.

Радиоэлектронное:
— РЛС обнаружения ВЦ — «Киль»;
— РЛС обнаружения НЦ — «Риф-А»;
— комплекс космической связи — «Кристалл-БК»;
— навигационная РЛС — «Дон», «Вайгач»;
— станция РТР — «Залив 15-16».

«Свердлов», «Дзержинский», «Орджоникидзе», «Жданов», «Александр Невский», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», «Адмирал Сенявин», «Дмитрий Пожарский», «Михаил Кутузов», «Мурманск».

К этим кораблям добавляем еще крейсера проекта 68-К, построенные после войны, «Чапаев», «Чкалов», «Куйбышев», «Фрунзе», «Железняков». И получаем довольно внушительную силу, пусть и состоящую из кораблей довоенного проекта.

В истории боевой службы этих крейсеров было множество заметных событий. У кого-то больше, у кого-то меньше, но это была целая эпоха нашего флота.



Крейсеры наносили международные визиты, в том числе в честь коронации королевы Великобритании Елизаветы II («Свердлов»), выходили в дальние рейды, следя за американскими авианосцами, участвовали в программах испытаний противокорабельных крылатых ракет, помогали египетскому флоту во время арабо-израильских конфликтов, спасали рыбаков и пострадавших от землетрясений, оказывали помощь советским атомным субмаринам, потерпевшим аварии.

На два десятилетия именно эти крейсеры стали основой надводных сил советского флота, пока им на смену не пришли более современные корабли. Но свою роль в истории отечественного военного флота крейсеры типа «Свердлов» сыграли, и сделали это весьма хорошо. Без фальши.



Именно этим крейсерам выпала честь показать и доказать всему миру, что наш флот перенес войну и готов в любую минуту отразить любое нападение. Фактически дать стране время и возможности спроектировать и построить те корабли, которые заменили крейсеры проекта 68-бис.

Вот такие «старички»… Более чем заслуженные.

Источники:
Апальков Ю. В. Ударные корабли. Том 2. Часть 1. Авианесущие корабли, ракетно-артиллерийские корабли.
Заблоцкий В. П. Крейсера «холодной войны».
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    1 июня 2018 15:33
    Видел в Новороссийске, впечатляющий корабль, выглядит больше чем ракетный крейсер "Москва".
  2. +6
    1 июня 2018 15:42
    По сути применения крейсера проектов 68, 68-К, 68-бис были легкими артиллерийскими крейсерами.
    Интересно, сколько бы они сейчас могли взять "Калибров" на свой борт?
  3. +3
    1 июня 2018 16:07
    Всё-таки ЗРК М-2, созданный на базе ЗРК С-75 "Волхов" с его крупногабаритными ракетами плохо вписывался на корабли. Вдобавок и компоненты жидкого топлива не добавляли комфорта экипажу. Возможно поэтому крейсер Дзержинский" был единственным кораблём, который нёс этот ЗРК.
  4. +9
    1 июня 2018 18:51
    Хорошо хоть один сохранили! Есть у нас традиция-все под слом.
    1. +1
      1 июня 2018 19:18
      Автору большое спасибо за интересную статью!А на слом идут корабли не только у нас,тем более они действительно устарели.
  5. BAI
    +1
    1 июня 2018 19:29
    По сути применения крейсера проектов 68, 68-К, 68-бис были легкими артиллерийскими крейсерами.

    При 12 152 мм пушках и водоизмещении в 2 - 3 раза больше, чем у недавно обсуждаемого "Варяга" крейсера легкие?
    1. +5
      1 июня 2018 19:48
      Цитата: BAI
      ри 12 152 мм пушках и водоизмещении в 2 - 3 раза больше, чем у недавно обсуждаемого "Варяга" крейсера легкие?

      Как ни странно, да. WWII покончила с "Вашингтонскими соглашениями", но класс крейсеров всё равно определялся калибром их артиллерии. Всё, что 150+ и меньше, чем 200+ - лёгкие крейсеры (даже Киров/Молотов с их 180-мм - лёгкие).
      К примеру, и японский тип "Могами" (хотя с "Могами" вообще всё весело), и американский тип "Кливленд" тоже не соответствовали определению "лёгкий крейсер вашингтонского класса" (для примера, тяжёлый крейсер "Мёко" имел даже меньшее водоизмещение, как и огневую производительность, чем "Кливленд").
      По факту, разделением между лёгкими и тяжёлыми КР стал только калибр их ГК.
      1. +1
        2 июня 2018 00:03
        Киров только у нас легким называли, коим он нифига не являлся, калибр более, чем 6дм делал крейсера тяжелыми. Взять тех же итальянцев со 190мм орудиями.
        1. +5
          2 июня 2018 00:52
          Цитата: Dr_Engie
          Киров только у нас легким называли, коим он нифига не являлся, калибр более, чем 6дм делал крейсера тяжелыми.

          Угу, а стандартное водоизмещение свыше 10 000 т делало корабль линкором. запишите "Зару", "Хиппер", и, кстати, часть "Бруклинов" в линкоры, пожалуйста
          1. 0
            2 июня 2018 01:09
            Ещё и "Мёко" c "Могами", пожалуйста! ^_^ Особенно "Могами" (понятно, почему). Хотя формально они делались "якобэ" вашингтонцами.
          2. 0
            2 июня 2018 14:38
            Цитата: Андрей из Челябинска
            часть "Бруклинов" в линкоры,

            Кливов, может быть?
        2. +1
          2 июня 2018 00:57
          А ларчик просто открывается - мы просто не входили в Вашингтонгское соглашение мировых военно-морских держав (и тем более не подписывали Лондонский морской договор - итальяшки, кстати, тоже не подписывали его третью часть, хих).
          Так что называть "Киров" мы могли просто как угодно. Он не принадлежал Лондонскому договору от 1930-го года (хотя по Вашингтонгскому формально удовлетворял требованиям к крейсеру). Подписали мы двусторонний договор с Мелкобританией только в 1937-ом году - Англо-советское морское соглашение. Но и тут - даже мелкобритты были вынуждены признать КР проекта 26 ("Кировы") лёгкими крейсерами:
          Переговоры между Великобританией и СССР начались 20 мая 1936 года в Лондоне. В ходе переговоров советская делегация поставила своими условиями подписания соглашения предоставление СССР права свободно развивать Тихоокеанский флот, ввиду отказа Японии от подписания Второго лондонского договора, а также присоединение Германии ко Второму лондонскому договору.
          Определённую проблему составили вопросы, связанные с классификацией боевых кораблей. Лондонским морским договором устанавливалось два подкласса крейсеров — подкласс «А» водоизмещением не более 10 000 длинных тонн, с артиллерией не более 203 мм, также известных как тяжёлые крейсера — их строительство и приобретение запрещалось на срок действия договора, и подкласс «В», водоизмещением до 8000 длинных тонн, с артиллерией не более 155 мм, также известных как лёгкие крейсера — их строительство и приобретение разрешалось. Однако в СССР велось строительство крейсеров проекта 26, считавшихся в советском флоте лёгкими, имевшими стандартное водоизмещение менее 8000 тонн, но вооружённых 180-мм артиллерией. В международную классификацию они не вписывались, но советская делегация заявляла, что СССР не имеет намерений строить крейсера водоизмещением более 8000 тонн, но вынужден вооружать их 180-мм артиллерией, так как морские орудия калибра 150—155 мм в стране не производятся. В конечном счёте, стороны достигли компромисс по этому вопросу.
  6. +7
    1 июня 2018 19:44
    Если честно, меня никогда не впечатляли статьи Романа Скоморохова, посвящённые флоту. Тут даже Олег Капцов интереснее.
    Автору просьба не принимать близко к сердцу.
  7. +4
    1 июня 2018 20:04
    В итоге к концу 1940-х годов, когда старые дредноуты пошли на металл, получилась ситуация: несмотря на репарации, флот оказался намного слабее, чем был до войны. И это флот страны, одержавшей победу!

    Чушь, чушь, и ещё раз чушь.
    Однако после окончания Второй мировой войны внезапно выяснилось, что защищать свои тяжелые корабли от торпедных атак эсминцев противника нет нужды. По причине полнейшего отсутствия линкоров и авианосцев в советском флоте.

    Архангельск, Новороссийск, хотя бы?
    1. +2
      2 июня 2018 00:38
      Цитата: Kuroneko
      Чушь, чушь, и ещё раз чушь.

      Если это о том, что "старые линкоры" пошли на слом только в 1956 г, а никак не в 40-х, то да. Если о том, что флот оказался намного слабее, чем тот, с которым начинали, так это факт
      1. +1
        2 июня 2018 01:27
        Вообще, писалось больше про ЛК (я тогда ещё умолчал и про послевоенные "отечественные" ЛК от Российской Империи), но если подумать - то скорее не советский флот стал настолько уж слабее, а просто "союзнический" на порядок усилился (а то и на два). По сути же, катастрофичны у нас были только потери подлодок (но на то были серьёзные причины). А в целом ВМФ СССР отделался сравнительно малой кровью за время войны.
  8. +3
    2 июня 2018 02:24
    Спасибо автору за добротную и добрую статью. hi

    Я ещё застал эти корабли на службе. В середине семидесятых видел их в Ахтиарской бухте, прошли рядом на ВРД. Красивые были крейсера! good
    1. 0
      4 июня 2018 06:51
      в 82 стояли в резерве в Севастополе
  9. 0
    5 июня 2018 16:19
    Безусловно, что крейсера 68-го проекта - эпоха. Но их предшественники, крейсера 26-го проекта прослужили ещё более яркую и столь же долгую жизнь. История одного Кирова чего стоит!
  10. 0
    5 июня 2018 21:28
    неудачные устаревшие еще при проектировании корабли, ошибка корабелов и ГШ ВМФ, кормушки для флота, бесполезные в бою
    1. +2
      7 июня 2018 17:01
      Возможно Вы правы.У нас в120й бригаде был такой "МУРМАНСК" командир П.Пыков,постоянно брал призы главкома.Как плавбатарея наверное дорогое удовольствие,а без ГАС в море ему хана!
  11. 0
    10 июня 2018 06:10
    Две практики - 2 крейсера 68У: первым был "Жданов", а через 2 года "Адмирал Сенявин".
  12. 0
    23 июня 2023 21:15
    Хорошие крейсера, смотря на них с современной позиции, видно что их можно было бы спокойно продолжать использовать в новом виде:

    Часть кораблей, установив крылатые ракеты, современные системы ПВО и актуальный артиллерийский прицельно-навигационный комплекс - превратить в корабли огневой поддержки, для пехоты и десанта. 12 орудий калибром 150 мм (особенно в сочетании с активными снарядами) способны переполошить любую позицию противника в 2-3 залпа на расстоянии 40-60 км.

    Другую часть кораблей, можно было бы оснастить самым совершенным разведывательным оборудованием. И тогда бы мы получили морской разведчик для открытого моря, с гигантской автономностью способный плыть на скоростях 30+ узлов, имеющий бронезащиту (не самую крупную, но способную противостоять корветам и эсминцам противника) и сильную ПВО. А учитывая большой размер, то если убрать оба кормовых орудия, то на их месте вместиться ангар и площадка для 2-3 вертолётов. Отличный корабль разведки и ПЛО получится.

    Ну и в самом радикальном исполнении - на их основе можно было бы создать вертолётоносцы или лёгкие авианосцы.

    Хотя при соответствующей модернизации, и установке УВП на месте пары башен (например оставить только 2 из 4 штук), это был бы отличный тяжёлый ракетный крейсер. Мореходность отличная, вооружение серьёзное, скорость прекрасная, защита вообще лучше чем у современных крейсеров из-за наличия бронирования. И при этом постепенная модернизация обошлась бы дешевле для страны (только это не значит что я предлагаю что строить совершенно новые корабли вообще не нужно было).