Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК

51
Работы по созданию различных танков многобашенной компоновки были характерны для советской танковой школы второй половины 1930-х годов. Одним из самых известных и узнаваемых многобашенных танков, безусловно, являлся тяжелый танк Т-35, который даже был выпущен небольшой серией. Но он был далеко не единственным многобашенным тяжелым танком, которые были созданы в СССР в предвоенные годы. Одним из последних советских танков подобной компоновки (вооружение располагалось в двух башнях) был опытный тяжелый танк СМК (Сергей Миронович Киров), разработанный в конце 1930-х годов.

Тяжелые танки, которые проектировались в СССР в конце 1930-х годов, были ответом на новый виток противостояния брони и снаряда. Развитие противотанковой артиллерии, в частности распространение 37 – 47 мм противотанковых пушек ставило под сомнение эффективность применения танков с броней менее 20-25 мм. Со всей очевидностью уязвимость таких машин продемонстрировала гражданская война в Испании. Противотанковые пушки, которые имелись у франкистов, легко поражали хорошо вооруженные, но плохо бронированные танки республиканцев, которые массово использовали советские Т-26 и БТ-5. При этом проблема защищенности от противотанковой артиллерии касалась не только легких танков, но и средних и тяжелых машин. Все они имели различное вооружение и размеры, но бронирование их было недостаточным, в полной мере это относилось и к пятибашенному тяжелому танку Т-35.



Уже в ноябре 1937 года Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) имени Коминтерна получил от Автобронетанкового управления (АБТУ) Красной Армии техническое задание по увеличению бронирования танка Т-35. Военные требовали от конструкторов завода увеличения лобового бронирования до 70-75 мм, бронирования бортов корпуса и башни – до 40-45 мм. При этом масса танка не должна была превысить 60 тонн. Уже на этапе эскизного проектирования стало понятно, что при таком бронировании в установленный лимит массы уложиться просто нереально. Именно по этой причине было принято решение о смене компоновочной схемы тяжелого танка, в результате проведенных исследований было решено остановиться на трехбашенной схеме.

Тяжелые танки Т-35

С целью ускорения проектных работ к разработке нового тяжелого танка решили подключить два мощных конструкторских бюро – КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и КБ завода №185 имени С. М. Кирова. Разрабатываемые в указанных конструкторских бюро танки представляли собой трехбашенные машины с броней до 60 мм и массой до 55 тонн. В главной башне устанавливалось 76-мм орудие, в двух малых – 45-мм пушки. В качестве силовой установки планировалось использовать карбюраторный авиационный двигатель мощностью 800-1000 л.с., также рассматривался 1000-сильный дизель. Расчетная максимальная скорость должна была составить до 35 км/ч, экипаж – до 8 человек.

Создание подобной машины было достаточно сложным делом. Конструкторы искали оптимальную форму корпуса и башен танка, перед ними стоял вопрос – делать их литыми или сваривать из бронеплит. Для наглядности выполнялись макеты из дерева. На ЛКЗ группой инженеров А. С. Ермолаева и Ж. Я. Котина был создан танк СМК-1 (Сергей Миронович Киров). Уже 10 октября 1938 года государственная макетная комиссия рассмотрела подготовленные чертежи и макет нового танка. Хотя на заводе до этого уже создавался танк с противоснарядной броней – Т-46-5, было понятно, что новая боевая машина будет гораздо более необычной. По компоновке первый вариант СМК, обладавший тремя орудийными башнями, больше всего напоминал крейсер. Любопытным было то, что башни танка располагались не по продольной оси корпуса, а со смещением – передняя влево, а задняя вправо. При этом центральная башня была выше концевых и была установлена на массивном бронированном основании конической формы, таким образом, размещение вооружения было двухъярусным.

При создании СМК-1 проектировщики позволили себе некоторые отступления от требований АБТУ. К примеру, они решили отказаться от рекомендованной военными подвески по типу танка Т-35, сделав выбор в пользу торсионной подвески. Конструкторы понимали, что подвеска тяжелого танка Т-35 ненадежна, ей необходима хорошая защита – тяжелые и громоздкие бронеэкраны. Поэтому еще на этапе проектирования от нее отказались, впервые в Советском Союзе использовав на тяжелом танке торсионную подвеску, которая уже применялась в то время на легких германских и шведских танках. Впрочем, на всякий случай был подготовлен и вариант с пружинно-балансирной подвеской от Т-35. 9 декабря 1938 года проект СМК-1 совместно с «изделием 100» (Т-100) КБ завода №185 рассматривался на заседании Главного военного совета. В ходе обсуждений было принято решение о сокращении количества башен до двух штук. Экономию массы за счет демонтированной третей башни можно было направить на повышение бронирования танка. Помимо этого была разрешена работа над однобашенным вариантом танка, знаменитом в будущем тяжелом танке КВ (Клим Ворошилов).

Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК
Тяжелый танк СМК

В январе 1939 года начались работы по изготовлению танка СМК, а у уже 30 апреля новый тяжелый танк впервые выехал во двор завода, 25 июля того же года танк убыл для прохождения полигонных испытаний. Спустя два месяца – 23-25 сентября 1939 года тяжелый двухбашенный танк СМК в числе других перспективных образцов боевой техники принимал участие в правительственном показе в Кубинке. Уже тогда было очевидно, что СМК превосходит Т-35 по скорости хода, запасу хода, проходимости. СМК мог преодолевать подъемы крутизной 40 градусов, тогда как для Т-35 крутизна более 15 градусов становилась непреодолимым препятствием.

Тяжелый танк СМК имел башни конической формы, которые располагались одна за другой, возвышаясь над боевым отделением. Передняя (малая) башня была на 145 мм смещена влево от продольной оси боевой машины, задняя (главная) башня размещалась на высокой подбашенной коробке конической формы. Отделение управления располагалось в передней части танка, моторно-трансмиссионное отделение – за боевым. В отделении управления находились места механика-водителя и стрелка-радиста, который сидел справа от него. В малой башне – места наводчика (командир башни) и заряжающего, в главной башне – командира танка, наводчика и заряжающего. Также в танке было предусмотрено место для размещения техника.

Корпус тяжелого танка был выполнен из гомогенной брони, он был сварным. За счет удаления третьей башни толщину верхней части лобового листа корпуса довели до 75 мм, толщина других лобовых и бортовых бронелистов корпуса и башни составляла 60 мм. Из-за использования торсионной подвески конструкторы отказались от бортовых экранов, как у танка Т-35. В лобовом листе корпуса располагался только так называемый люк-пробка со смотровыми приборами, посадочный люк мехвода был вынесен на крышу корпуса. Достигнутый уровень бронирования обеспечивал надежную защиту экипажа танка и его оборудования от обстрела 37-47 мм бронебойными снарядами на всех дистанциях боя.


Вооружение тяжелого танка СМК было достаточно мощным. В главной башне размещалась 76,2-мм пушка Л-11 спаренная с 7,62-мм пулеметом ДТ, углы вертикального наведения орудия составляли от -2 до +33 градусов. На турели посадочного люка башни был установлен 7,62-мм зенитный пулемет ДТ, а в кормовой нише башни в шаровой установке размещался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДК. В механизме поворота главной башни имелся дифференциальный механизм, который позволял одновременно работать электромеханическому и ручному приводам, что обеспечивало высокую плавность и скорость наведения имеющегося вооружения. В малой башне располагалась 45-мм пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, углы наведения орудия составляли от -4 до +13 градусов. В отличие от главной башни, которая могла вращаться по горизонтали на 360 градусов, малая башня имела угол горизонтального наведения – 270 градусов. Дополнялся комплект вооружения курсовым пулеметом ДТ, который был установлен в шаровой установке в лобовом листе корпуса, обслуживал его стрелок-радист.

Таким же внушительным, как и набор вооружения, был и боекомплект танка. К 76,2-мм орудию имелось 113 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов, боекомплект 45-мм пушки 20К состоял из 300 снарядов. К 12,7-мм пулемету имелось 600 патронов, а суммарный боекомплект для всех пулеметов ДТ составлял 4920 патронов.

Сердцем танка СМК был 12-цилиндровый карбюраторный авиационный двигатель АМ-34ВТ V-образной формы, он был установлен в корме танка. Двигатель развивал максимальную мощность 850 л.с. при 1850 оборотах в минуту. По факту, это был уже не авиационный, а морской двигатель, который устанавливался на торпедные катера. Три топливных бака, располагавшихся на днище танка в боевом отделении, вмещали в себя 1400 литров топлива. Запас хода по шоссе достигал 280 км.

Компоновка тяжелого танка СМК

Применительно к каждому борту ходовая часть танка СМК состояла из 8 опорных катков с внутренней амортизацией, четырех обрезиненных поддерживающих катков, ведущего и направляющего колеса. Подвеска танка была торсионной, без амортизаторов. Гусеницы была крупнозвенчатыми с литыми стальными траками.

Танк СМК проходил государственные испытания совместно с двумя другими тяжелыми танками – Т-100 и КВ. Испытания начались в сентябре 1939 года и проходили на подмосковном полигоне в присутствии руководителей страны. К концу ноября того же года пробег танка СМК уже превышал 1700 километров. В целом новая боевая машина выдержала государственные испытания. Однако к ней имелись замечания. Отмечалось, что механику-водителю трудно вести тяжелый танк, а командиру сложно управлять огнем сразу двух орудий и многочисленных пулеметов в двух башнях.

Начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская войны продемонстрировала, что без использования тяжелых танков прорвать укрепления линии Маннергейма будет очень тяжело. В этих условиях командование РККА решило испытать новые тяжелые танки с противоснарядным бронированием в реальных боевых условиях. Для этих целей на Карельский перешеек отправили все три новых тяжелых танка – СМК, Т-100 и КВ. При этом экипажи новых танков помимо красноармейцев были укомплектованы добровольцами из числа заводских рабочих, которые предварительно до отправки на фронт прошли боевую подготовку на специальных танковых курсах в Красном селе. Двухбашенные СМК и Т-100, а также однобашенный КВ сформировали роту тяжелых танков, командиром которой был назначен военный инженер 2-го ранга И. Колотушкин. 10 декабря 1939 года рота прибыла на фронт, где была придана 90-му танковому батальону 20-й тяжелой танковой бригады.


Первый бой СМК провел уже 17 декабря 1939 года, танк использовался для атаки на позиции финнов в районе укрепрайона Хоттинен, где находился ДОТ «Великан», оснащенный помимо пулеметного также и артиллерийским вооружением. Бои показали, что финские 37-мм противотанковые пушки «Боффорс» ничего не могут сделать новому советскому танку. На третий день боев СМК прорвался вглубь финских укреплений, двигаясь во главе колонны тяжелых танков. У развилки дороги Кямери-Выборг танк наехал на груду ящиков, под которыми находился самодельный фугас или противотанковая мина. Мощный взрыв повредил ленивец и гусеницу танка, сорвало болты трансмиссии, днище было погнуто взрывной волной. Подбитый СМК некоторое время прикрывал собой Т-100, однако экипаж так и не смог починить подорванный танк и СМК пришлось оставить на том месте, где он подорвался, при этом его экипаж был эвакуирован.

Потеря опытного тяжелого танка вызвала бурную и очень резкую реакцию у начальника АБТУ Д. Г. Павлова. По его личному приказу 20 декабря 1939 года специально для спасения секретного танка был сформирован отряд в составе 37-й саперной роты и роты 167-го мотострелкового батальона, отряду было придано два орудия и 7 средних танков Т-28. Сформированному отряду удалось прорваться за линию финских надолбов на 100-150 метров, где он был встречен плотным артиллерийско-пулеметным огнем противника. Попытка буксировать 55-тонный СМК с помощью 25-тонного Т-28 завершилась ничем, а отряд, потеряв убитыми и ранеными 47 человек, вынужден был вернуться на позиции, не выполнив приказа.

В результате танк простоял на месте подрыва до того момента, как советским войскам удалось прорвать линию Маннергейма. Специалисты смогли осмотреть его лишь в конце февраля, а эвакуация поврежденной машины была проведена в начале марта 1940 года, танк буксировался с использованием 6 танков Т-28. СМК доставили на железнодорожную станцию Перк-Ярви, где возникли новые проблемы – на станции не было таких подъемных кранов, которые могли бы поднять танк. В результате машину буквально разобрали на части и грузили на отдельные платформы для отправки назад на завод. По заданию АБТУ Кировский завод должен был в течение 1940 года восстановить тяжелый танк и передать его в Кубинку. Но по неизвестным причинам вплоть до начала Великой Отечественной войны завод к этим работам не приступал. При этом детали и части от СМК лежали на заводском дворе, после завершения войны они были отправлены на переплавку.


Тактико-технические характеристики танка СМК:
Габаритные размеры: длина корпуса – 8750 мм, ширина – 3400 мм, высота – 3250 мм, клиренс – 500 мм.
Боевая масса – 55 тонн.
Бронирование – от 20 мм (крыша корпуса) до 75 мм (лоб корпуса).
Вооружение – 76,2 мм пушка Л-11, 45-мм пушка 20К, 4х7,62-мм пулемета ДТ и один 12,7-мм пулемет ДК.
Боекомплект – 113 снарядов к 76-мм орудию и 300 снарядов к 45-мм орудию.
Силовая установка – карбюраторный 12-цилиндровый двигатель АМ-34 мощностью 850 л.с.
Максимальная скорость – 35 км/ч (по шоссе), 15 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода – 280 км (по шоссе), 210 км (по пересеченной местности).
Экипаж – 7 человек.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/SMK/smk.php
http://modelist-konstruktor.com/bronekollekcziya/tyazhyolyj-tank-smk
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/smk.htm
Материалы из открытых источников
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    2 июня 2018 05:10
    9 декабря 1938 года проект СМК-1 совместно с «изделием 100» (Т-100) КБ завода №185 рассматривался на заседании Главного военного совета. В ходе обсуждений было принято решение о сокращении количества башен до двух штук.

    Легенда говорит, что данное предложение было внесено самим И.И. Сталиным.
    Р.s. Автору за статью спасибо!
    Всем доброго дня. С уважением, Котище!
  2. +4
    2 июня 2018 06:45
    "При этом масса танка не должна была превысить 60 тонн. Уже на этапе эскизного проектирования стало понятно, что при таком бронировании в установленный лимит массы уложиться просто нереально".
    А разве нельзя обойтись без слова -паразита "просто"?
    Раздражает этот часто встречающийся в статьях ВО пример просторечия как характеристика пролетарского происхождения авторов..
    1. Комментарий был удален.
    2. +27
      2 июня 2018 07:37
      От самого просто не на есть пролетарского Кота с сайта!
      Дорогой Вовочка Кабаев, если у Вас где-то жжжжет свое драгоценное происхождение! Как видно от царицы цацкой или не дай бог Вы себя возводите в "интюлюгенты" аж в 10-м поколении. То убедительная просьба излагатся по существу и в соответствии с правилами сайта Военное Обозрение.
      Уважаемые форумчане мы разные, кто-то белая кость и голубая кровь, а кто-то от сохи и наковальни. Одни из нас летают на своих частных самолетах, а другие ходят на своих двоих, но это никогда не позволяло нам читателям Военного обозрения унижать и бить за род, кровь и веру. За свою правду, убеждения и идею да, но за происхождение - однозначно нет!!!
      P.s. Драгоценный наш Вовочка Кабаев, мой Вам совет откройте любой словарь и прочитайте, кто такие - пролетарии! Кроме того Вам не помешало бы почитать римского патриция Старбона, сей плебей так же использет слово - просто!
      Доброго дня, Котище!
      1. 0
        2 июня 2018 07:43
        А Вы уже были в саду? Если нет, то настоятельно рекомендую туда пойти.
        1. +10
          2 июня 2018 08:12
          Увы не имею возможности последовать Вашему совету! Снег идет!
          hi
    3. +12
      2 июня 2018 11:54
      ]Раздражает этот часто встречающийся в статьях ВО пример просторечия как характеристика пролетарского происхождения авторов..

      пишет Вова..
      Не Владимир..)
      Если возраст комментатора не позволяет ему написать свое имя по взролому, сочтем его комментарий юношеским максимализмом.
      1. +6
        2 июня 2018 12:12
        Есть старая поговорка. Козачка надо воспитывать (сечь) малым когда он лежит поперек лавки, а не вдоль!
  3. +3
    2 июня 2018 07:48
    Танк был абсолютно бесперспективен,кому нужна громадина длиной почти 10 и высотой почти 4 метра? Мало того ,что неповоротлив,,на него ,ведь, железа не напасёшься!
    И этот "излом " лобовой брони... Неужели,нельзя было обойтись без него, сделать лист прямым,наклоннным.. Тоже самое и у КВ. Понадобилось два года войны,пока конструкторы сообразили и избавились от этого излома уже в следующей модели- ИС-2. И то, это были уральцы.
    1. +1
      3 июня 2018 00:09
      Вообще-то от излома избавились только в 1944 году.До этого ИС был с таким-же ломаным носом,как и КВ.
  4. +7
    2 июня 2018 07:53
    Но по неизвестным причинам вплоть до начала Великой Отечественной войны завод к этим работам не приступал

    Однако оказалось, что ремонт СМК проводить нецелесообразно – состояние машины было очень плачевным. С нее сняли все исправные детали, а корпус и башни (без вооружения) отправили на Ижорский завод.... По Ижорскому заводу в сводке такого (подлежащего утилизации) имущества от 31 января 1941 года среди прочего значилось: «Корпус машины СМК – аварийный (прислан с фронта) – 1 шт., ориентировочный вес 20000 кг». В аналогичной сводке от 10 марта 1941 года, в которой сообщалось, что имущество ГБТУ еще не утилизировано, значился «корпус СМК – прибыл с фронта, горелый, использован быть не может».
  5. +5
    2 июня 2018 08:12
    Эпоха много башенных танков в советском танкостроении на этом закончилась....А танк , красавец...
    1. +4
      2 июня 2018 12:01
      Цитата: parusnik
      А танк , красавец...

      Согласен с автором с названием статьи. Если Т-35 можно ассоциировать с линкором, то СМК действительно с крейсером.
  6. +4
    2 июня 2018 09:11
    Многобашенный танк - тупиковая ветвь развития танков. На 10 тонн тяжелее КВ, при этом имеет такую же толщину брони, такое же главное вооружение, при этом еще и выше, то есть представляет собой гораздо более легкую цель чем КВ, да и использовать его с засады очень сложно, так как такую громадину попробуй замаскируй. Неудивительно поэтому, что выбрали КВ.
    1. jjj
      +1
      3 июня 2018 12:38
      В наши дни идея трансформировалась в виде машины поддержки танков
      1. +1
        3 июня 2018 13:00
        Такой же бред как и многобашенные танки. Как показал опыт танкостроения, лучше иметь один ствол, но зато крупный. А все эти спаренные пушки нафиг не нужны. Многоствольность нужна для авиации, где нет тяжелобронированной цели и нужна скорострельность. А на суше чем крупнее калибр, тем лучше. И так уже экспериментровали с КВ, ставя на него то одну 76-мм пушку, строенную с двумя 45-мм пушками, то спаренные 76-мм пушки. И в итоге пришли к выводу, что лучше иметь одну пушку, но зато крупного калибра.
        1. 0
          3 июня 2018 13:11
          ну а как с автономным модулем на крыше башне, ведь он может быть не только пулемётным?
          1. -1
            3 июня 2018 13:45
            А кто будет управлять этим модулем? Как раз многобашенные танки доказали, что командир не может следить и управлять за двумя и более пушками. Командир должен командовать, наводчик должен целиться, а водитель должен водить. А не как у нас в 30-х или у французов, у которых командир должен быть и командиром, и заряжающим, и наводчиком. Немцы первыми додумались до разделения ролей, и начиная с Т-3, у них в танках было по 5 членов экипажа: командир, наводчик, заряжающий, водитель и стрелок-радист. У нас же к этому пришли только с Т-34-85 и ИС, до этого же командир был и жнец, и швец, и на дуде игрец.
            Поэтому считаю, что эти всякие модули это детские забавы. Как только начнется настоящая война, их всех отметут, как отметли Т-35, которые на парадах выглядели очень грозно, но на деле показали себя совсем никак.
            1. 0
              3 июня 2018 13:48
              по-моему, командиру танка (да и взвода) в общем-то, нечего делать, кроме наблюдения
              1. -1
                3 июня 2018 13:58
                Командир как раз и должен наблюдать, чтобы замечать опасные и важные цели, и указывать наводчику, куда надо стрелять, а водителю указывать куда надо ехать.
                1. +1
                  3 июня 2018 14:01
                  да пусть наблюдает и "командует", и постреливает, по мере возможности
                  1. 0
                    5 июня 2018 19:49
                    Цитата: prodi
                    да пусть наблюдает и "командует", и постреливает, по мере возможности

                    Угу... вот только стреляющий командир за местностью не наблюдает. И огонь из автономного модуля будет сигналом для расчётов ПТРК и РПГ, что танк сейчас слеп и глух.
                    Перед прошлой войной тоже решили совместить - возложили на "бездельника-командира" Т-34 обязанности наводчика. А потом 4 года бились за то, чтобы освободить командира от всего, кроме наблюдения и целеуказания.
                    1. +1
                      6 июня 2018 09:25
                      это перебор, в силу ограниченности концепции т-34/76: командир и наводчик; в одном лице; тут их двое
                    2. 0
                      26 августа 2018 12:24
                      Цитата: Alexey RA
                      Цитата: prodi
                      да пусть наблюдает и "командует", и постреливает, по мере возможности

                      Угу... вот только стреляющий командир за местностью не наблюдает. И огонь из автономного модуля будет сигналом для расчётов ПТРК и РПГ, что танк сейчас слеп и глух.
                      Перед прошлой войной тоже решили совместить - возложили на "бездельника-командира" Т-34 обязанности наводчика. А потом 4 года бились за то, чтобы освободить командира от всего, кроме наблюдения и целеуказания.

                      Вот тут вы категорически не правы утрируя и смотря на эту задачу взглядом времен ВОВ.. Сегодня многое поменялось, и как показал опыт Сирии как раз таки ДУМБ с мощным вооружением крайне необходим командиру, какая разница смотрит он за полем боя через панораму или через панораму прицела модуля? В Сирии боевики прекрасно ловили момент перезарядки танка и поражали его ПТ средствами как раз в это малое время..Крупняк на крыше не спасал , а спаренного пулемета катастрофически не хватало чтоб подавить угрозу , вот по этому ДУМБ и нужен в идеале не смотря на цену была бы "Эпоха".. Увидел командир противника и дал указание наводчику вплоть до нашлемного целеуказателя как в авиации , а может и сам нейтрализовать угрозу понимая что для основного вооружения просто не хватит времени, уж лучше такая возможность чем ни какой.. А по поводу "увлекаемости " командира стрельбой то это вопрос обучения и опыта оного..
  7. +6
    2 июня 2018 11:48
    Цитата автор:
    Развитие противотанковой артиллерии, в частности распространение 37 – 47 мм противотанковых пушек ставило под сомнение эффективность применения танков с броней менее 20-25 мм.
    Уважаемый автор, 20-25-мм броня обеспечивает защиту от бронебойных пуль и осколков. Для защиты от снарядов указанных вами калибров необходима броня толщиной не менее 45-50-мм.
  8. +2
    2 июня 2018 12:14
    Красиво было ездить на Т35 на парадах ,наступала большая война и на первое место выходило потоковое производство, на которое многобашенные монстры расчитаны не были .
  9. +7
    2 июня 2018 16:41
    Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК
    И Слава Богу, товарищу Сталину и финскому фугасу, что этот "крейсер" не пошел в серию, хотя сторонников у него было предостаточно. Он ведь действительно себя не плохо показал на финской войне, финны его боялись.
    Интересный момент, СМК был одним из участников показа танков в фильме "Танки", его нарисовали первым в той линейки...
    1. +2
      2 июня 2018 19:09
      Где-то читал что финны умудрились снять с него секретный оптический прибор.
      1. +3
        2 июня 2018 19:32
        И крышку канализационного люка в качестве образца советской брони laughing
      2. +5
        3 июня 2018 01:50
        Цитата: Fayter2017
        Где-то читал что финны умудрились снять с него секретный оптический прибор.

        Биноклю, штоле?
      3. 0
        3 июня 2018 20:26
        Где-то читал что финны умудрились снять с него секретный оптический прибор.

        Вполне возможно, в то время шло бурное развитие науки и техники. smile
        http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/bt-
        7/3797-photo.html
  10. +1
    2 июня 2018 20:28
    Спасибо за статью. Очень познавательно. Я про этот танк даже и не слышал раньше.
  11. +4
    2 июня 2018 21:40
    Цитата: Котище
    Есть старая поговорка. Козачка надо воспитывать (сечь) малым когда он лежит поперек лавки, а не вдоль!


    Котище,а Вы хищник, однако! Но Котам так, собственно, и назначено по природе. Но народная мудрость устами великолепного артиста Смирнова гласит: " К людЯм нужно быть мягше, а на жизнь смотреть ширше!" Бог с ним, с Митрофанушкой, мобыть с возрастом и ума с тактом наберётся.

    А высокомерное отношение к т.н. "пролетариату", это сродни пещерному национализму в отношении иных народов и наций. Это точно от недостатка жизненного опыта, а возможно дефектов среды обитания. Дай бог, чтобы само прошло, но пороть, естественно, Надо! Тут Вы правы. drinks

    А автору за статью большое спасибо!
    Не представляю как бы это танк себя вёл по распутице, у нас на учениях и "полстачетвёрка", бывало, салилась по башню, но СМК красив, чертяка, и впечатляет. wink
    1. -2
      3 июня 2018 00:45
      Морской Кот - И чем же вас впечатляет сей бронированный динозавр,а? В конструкции так и видна рука не какого то паршивого военспеца, но крепкая рабоче-крестьянская рука пролетария с тремя извилинами в мозговой субстанции.
      1. +6
        3 июня 2018 01:53
        Цитата: linkor11
        В конструкции так и видна рука не какого то паршивого военспеца, но крепкая рабоче-крестьянская рука пролетария с тремя извилинами в мозговой субстанции.


        А как насчет вот этого плода арийского гения?
        1. jjj
          0
          3 июня 2018 12:40
          "Рейнметалл" на картинках выглядел круче чем в жизни
        2. 0
          3 июня 2018 20:58
          А как насчет вот этого плода арийского гения?

          На мой субъективный взгляд вполне современный Großtraktor на то время. Не хуже других представителей семейства. smile

          Кому интересно могут почитать про Neubaufahrzeug.
          https://topwar.ru/92062-stalnye-monstry-sverhtyaz
          helye-tanki-francii.html
      2. -1
        3 июня 2018 06:54
        Вы там у себя в Палестине, не путайте сухие, ровные дороги, с лесом и лужами обычного североевропейского ландшафта.
      3. +2
        3 июня 2018 20:57

        А этот "пелац" чей "сумрачный гений" создал?
        Случайно не демократические, с академическим образованием конструкторы Франции???
        Куда уж до них советским рабоче-крестьянским конструкторам...
        1. +2
          5 июня 2018 19:56
          Хиихкс... а ведь и за Проливом не отставали - конструкторы с Туманного Альбиона выдали трёхбашенный Cruiser, Mk I (A9), поступивший в войска в 1938 году.
      4. 0
        4 июня 2018 00:00
        Просто у вас не хватает интеллекта чтобы понять гениальность конструкции. К сожалению тогда технологический уровень не позволял довести машину до ума.
      5. 0
        5 июня 2018 11:04
        Цитата: linkor11
        Морской Кот - И чем же вас впечатляет сей бронированный динозавр,а? В конструкции так и видна рука не какого то паршивого военспеца, но крепкая рабоче-крестьянская рука пролетария с тремя извилинами в мозговой субстанции.

        меркаву изучай...))))...и Абрашу)) верных и ненаглядных друзей)))
  12. +2
    2 июня 2018 22:12
    ,,,интересные факты и история создания СМК хорошо описана в повествование о жизни и творческой деятельности Ж. Я. Котина .
  13. +3
    3 июня 2018 02:28
    Тупиковая ветвь,жаль броневой стали и труда танкостроителей создавших это чудовище.На парадах Красной площади смотрелся героем,а как дошло до войны,то ... показал свои настоящие качества.
    1. +2
      3 июня 2018 11:24
      Этим то он и ценнен, что наглядно показал перед большой войной, какой дорогой надо идти. Отсюда выросли т-34 и кв-1. Англичане со своим Черчиллем ещё долго маялись, пока свой первый относительно нормальный танк Комет на базе Кромвеля не создали.
      1. +2
        3 июня 2018 20:44
        Отсюда выросли т-34 и кв-1.

        Т-34 вырос из танка Кристи.
        http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/bt-
        7/10315-photo.html
        http://military-photo.com/unsorted/7080-photo.htm
        l
        КВ-1 вообще никакого отношение не имеет с СМК. Он
        развивался параллельно с СМК и Т-100. smile
        Англичане со своим Черчиллем ещё долго маялись, пока свой первый относительно нормальный танк Комет на базе Кромвеля не создали.

        Ну, "Черчель" в вырос в "Чёрный Принц". Только одна беда война закончилась. lol

        Кому интересно могут почитать про А43 Black Prince.
        https://topwar.ru/108701-pehotnyy-tank-a43-black-
        prince-velikobritaniya.html
        1. 0
          5 июня 2018 19:59
          Цитата: VictorZhivilov
          Т-34 вырос из танка Кристи.

          Если быть точным, то Авраам породил Исаака танк Кристи породил линейку БТ-2 - БТ-5 - БТ-7, БТ-7 породил БТ-7А, а БТ-7А породил линейку А-20 - А-32 - А34.
  14. +1
    3 июня 2018 23:54
    ,,,со стороны кажется что башня на башне laughing
    1. +2
      4 июня 2018 00:28
      Сумрачный итальянский гений!
      Но американцев им переплюнуть не удалось -
      1. +1
        4 июня 2018 09:29
        Бритты переплюнули
        1. +1
          4 июня 2018 09:45
          Не переплюнули - ОНИ БЫЛИ РОДОНАЧАЛЬНИКАМИ! Но таких махинок они построили всего ОДНУ штуку!
          И 3 штуки Medium Tank Mk.III -Виккерс 16-ти тонный!
      2. +1
        5 июня 2018 20:05
        Цитата: hohol95
        Сумрачный итальянский гений!
        Но американцев им переплюнуть не удалось -

        Это всё тяжёлое наследие "Кирсарджа" и "Вирджинии". smile