Military Review

Wave resistance

1


The twentieth century was a breakthrough in many areas of technological progress, in particular in increasing the speed of vehicles. For ground vehicles, these speeds increased significantly, for airborne speeds - by orders of magnitude. But on the sea, humanity rested in a dead end.

The main qualitative leap occurred in the nineteenth century, when steam sails appeared instead of sailing ships. But it soon became clear that the main speed limiter for ships was not the weakness of the power plant, but water resistance. As a result, the speed record set by the Russian destroyer Novik 21 August 1913 of the year (37,3 node) became in fact the ultimate dream for large displacement ships (recall that the node is one nautical mile, that is, 1852 m / h).

This record was broken, of course. Before the Second World War, Italian and French leaders and destroyers rushed around the Mediterranean Sea, sometimes reaching as far as 45 nodes. It is not clear, however, why they needed this speed, since it was the Italian and French fleets that fought the worst in World War II. He broke Novik's record, winning the Blue Ribbon of the Atlantic at the start of the 1950's, the American United States (38,5 hub). But even these speeds were reached by the number of ships read and at very short distances. In general, for warships, the maximum speed rarely exceeds the 32 node even today, and the cruising speed (at which the maximum cruising range is reached) has always been lower than the 30 nodes. For transport ships and 25 nodes was a unique achievement, most of them are still being dragged across the seas at speeds not exceeding 20 nodes, that is, less than 40 km / h.

The appearance of diesel, gas turbine, and even nuclear engines at best gave an increase in speed of several knots (another thing is that diesels and nuclear power plants made it possible to dramatically increase the cruising range). Wave resistance rose wall. The most important means of dealing with it was to increase the ratio of the length of the ship's hull to its width. Too narrow a ship, however, had poor stability, it could easily roll over in a storm. In addition, it was difficult to shove a variety of systems and mechanisms into a narrow case. Therefore, only some destroyers due to the narrowness of the hulls set their speed records, this did not become a trend even for warships, and for cargo ships the narrowing of the hulls was unacceptable in principle.

Aviation almost completely replaced sea vessels in terms of passenger traffic, but with regard to freight traffic, almost all of them still account for water and rail transport. Aircraft carrying capacity remains almost the same critical issue as ship speed. Therefore, engineers continue to struggle to solve both problems.

For commercial shipping, the problem of low speeds is largely leveled by a large number of vessels on the lines. If tankers (container ships, banana trucks, timber trucks, etc.) leave point A daily, then they will come to point B daily, regardless of the speed of each individual vessel. The main thing is to have enough ships to maintain such a schedule.

For the Navy, speed is, of course, much more important. And for warships (explanations here, perhaps, are superfluous), and for transport and landing ships carrying troops. Moreover, the latter now, when the wars have acquired a global scale, has become more important than the first (especially since for warships the presence of rocket weapons: the rocket will catch up with anyone).

Since the unsolvability of the problem of wave resistance became clear long ago, along with the pursuit of units of nodes by improving the hull lines and the shape of the screws, strengthening power plants on ordinary ships, the search began for something unusual.

At the end of the 19th century, the effect of lift was discovered on a plate towed under water at a slight angle of inclination to the horizon. This effect is similar to the aerodynamic effect on the wing of the aircraft and allowing it to fly. Since water is about 800 times denser than air, the area of ​​the hydrofoil could be as much less than that of an airplane. If you put a ship on the wings, then at a sufficiently high speed the lift will lift it above the water, only wings will remain under it. This will significantly reduce the resistance of water and, consequently, increase the speed of movement.

The first experiments with hydrofoil vessels were carried out in France and Italy, but they reached their greatest development in the USSR. The chief designer of such ships was Rostislav Alekseev, who headed the corresponding Central Design Bureau (it was located in Gorky). A number of passenger ships and hydrofoil fighting boats were created. However, it quickly became clear that the displacement of hydrofoil vessels is very limited. The higher it is, the larger the size and weight the underwater wing should reach and the more powerful the power plant should be. Because of this, even a hydrofoil frigate is almost impossible to create.

Wave resistance


Anti-submarine ship on a hydrofoil project 1145 "Falcon"


As a result, the matter did not go further than “suburban transport” - “Rocket”, “Komet” and “Meteorov” - and a certain number of hydrofoil fighting boats. For the Navy of the USSR and the Border Guards, 2 anti-submarine ships were built on hydrofoils, pr. 1145 and 1, pr. 1141, 1, small rocket ship (MRK), pr. 1240, 16, patrol boats, pr. 133, 18, missile boats, pr. 206R. Most of them are already written off. One hydrofoil rocket ship of 206MR av. Turned out to be the Georgian “Tbilisi” boat, which in August 2008 of the year, in accordance with the legends and myths of the agitprop, was sunk by the Russian Mirage “Mirage” in a naval battle, but in fact was abandoned by its crew in Poti and blown by our paratroopers.

"Huchuan"

Overseas hydrofoil boats have also received practically no development. In the USA, 6 of Pegasus type missile ships were built, in Italy - 7 RC of the Sparviero type, in Israel - 3 RC of the M161 type, in Japan - 3 of the PKX type of PG01. Now all of them, except Japanese, are written off. China stamped out more 200 Huchuan-type hydrofoil torpedo boats, they were also exported to Romania, Albania, Tanzania, Pakistan, which then transferred them to Bangladesh. Now only 4 Bangladeshi and 2 Tanzanian Huchuan remain in the ranks. In general, for the Navy of the whole world, the CPC turned out to be a dead-end branch of development.

Hovercraft have become more promising. This same cushion is created by forcing fans of compressed air under the bottom of the ship, thanks to which the ship rises above the water and the characteristic impedance disappears completely. That allows not only to develop a tremendous speed (50 — 60 knots), but also to go on land.

The most developed hovercraft received again in the USSR (since the 1920-ies). West began to develop this direction only in the late 1950-x. It soon became clear that for such ships there is almost the same fundamental problem as for ships on hydrofoils - their useful mass cannot be large. To maintain the weight of a heavy ship you need to put very powerful fans. And for the movement of the ship need huge and powerful propellers, which take up a lot of space and are extremely vulnerable in battle.

As a result, the scope of such ships was very limited. In the USSR, they built quite a lot of air cushion landing ships (DKVP) of various types. The possibility (due to the ability of such vessels to go ashore) to land an landing “without soaking their feet” seemed very attractive. True, their landing capability was quite limited, and the vulnerability to fire even of small arms was extremely high (it was precisely the propellers that were particularly vulnerable). The largest steel DKVP pr. 12322 "Bison" (displacement of more than 500 tons, length 56 m, speed up to 60 knots, able to take on board 3 tank or 140 marines). Russia now has only 2 such ships left, but 3 we sold to Greece. We now have about 10 old DKVP pr. 12321, 1206 and 1205 smaller.

Project 12322 "Bison

In addition to Russia, an LCAC airborne landing craft (150 T, 50 nodes, carries a 1 tank) was created in the USA. About a hundred such boats were built, they are based on American universal amphibious ships and amphibious ships-docks. Landing craft of pr. 724 in the amount of approximately 30 units were built in the PRC. These are probably the smallest hovercraft in the world: 6,5 t, length 12 m, take on board the 10 paratroopers.

1 Project Air Cushion Boat (LCAC)

Small (from 15 to 100 tons) hovercraft air cushion boats were built by the British in the 1970s, including for sale to Iran (still under Shah) and Saudi Arabia. One Iranian KVP British built type VN. 7 died during the war with Iraq.

In the end, both domestic and foreign designers came to the idea to replace the rubber “skirt” supporting the air cushion with rigid plates called skegs. They are much better “skirts” hold the air inside the pillow, which allows to increase the mass of the ship. In addition, since the skegs enter the water, you can install propellers or water cannons on them, removing bulky and vulnerable propellers from the deck of the ship. At the same time, the resistance of the skegs is, of course, greater than that of the “skirt”, but much lower than that of the hydrofoil. Their only drawback - the ship loses the opportunity to go to land. Therefore, it is advisable to build skeg KVPs in the form of strike ships or minesweepers. In the latter case, the benefit is that the smaller part of the ship is in the water and the higher its speed, the less chance of being hit by a mine.

So far, Russia and Norway have a monopoly on such ships. We have on the Black Sea navy There are 2 skeg MRCs, pr. 1239 (Bora and Samum), the largest hovercraft in the world (displacement of more than 1 thousand tons). They have tremendous impact power (8 supersonic anti-ship missiles "Mosquito") and a speed of 53 knots. The disadvantage of these ships is poor air defense and, most importantly, the extreme difficulty in operation.

Missile hovercraft "Samum"

The composition of the Norwegian Navy includes 6 skeleton missile boats of the Skyold type and minesweepers of the Oksy type. They are significantly smaller than our RTOs (250 — 400 t). The rocket boats carry the 8 supersonic NSM anti-ship missiles. It can be noted that (except for Russia and Norway), China still has supersonic anti-ship missiles.

Skjold class missile boat. Norway

Although air cushion ships and more promising ships on hydrofoil, but they in no way solve the problem of speed because of the many limitations described above, as well as the high cost and complexity of operation.
Author:
Originator:
http://www.chaskor.ru"rel =" nofollow ">http://www.chaskor.ru
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. CARTRIDGE
    CARTRIDGE 25 October 2011 14: 23
    0
    Each ship has its own task, the DKVP are convenient for landing, the skegs allow you to quickly go to the combat area. As for the search for a high-speed ship, they forgot to even point it here, it’s naturally ekranoplan!

Волновое сопротивление

Волновое сопротивление


ХХ век стал прорывным во множестве областей технического прогресса, в частности в увеличении скорости движения транспортных средств. Для наземных средств передвижения скорости эти выросли в разы, для воздушных — на порядки. А вот на море человечество упёрлось в тупик.

Основной качественный скачок произошёл ещё в ХIХ веке, когда вместо парусных судов появились паровые. Но очень скоро выяснилось, что основным ограничителем скорости для морских судов является не слабость энергетической установки, а сопротивление воды. В итоге рекорд скорости, установленный русским эсминцем «Новик» 21 августа 1913 года (37,3 узла), стал фактически пределом мечтаний для крупных водоизмещающих кораблей (напомним, что узел — это одна морская миля, то есть 1852 м/ч).


Этот рекорд побили, конечно. Перед Второй мировой очень быстро носились по Средиземному морю итальянские и французские лидеры и эсминцы, добираясь иногда аж до 45 узлов. Непонятно, впрочем, зачем им была нужна эта скорость, поскольку именно итальянский и французский флоты во Второй мировой воевали хуже всех. Побил рекорд «Новика», завоевав в начале 1950-х «Голубую ленту Атлантики», американский лайнер «Юнайтед Стейтс» (38,5 узла). Но даже эти скорости достигались считанным количеством кораблей и на очень коротких дистанциях. В целом же для боевых кораблей максимальная скорость и сегодня редко превышает 32 узла, а крейсерская скорость (на которой достигается максимальная дальность плавания) всегда была ниже 30 узлов. Для транспортных судов и 25 узлов было уникальным достижением, большинство из них до сих пор таскаются по морям со скоростями, не превышающими 20 узлов, то есть менее 40 км/ч.

Появление дизельных, газотурбинных, даже ядерных двигателей в лучшем случае давало прибавку в скорости на несколько узлов (другое дело, что дизели и ядерные энергетические установки позволили резко повысить дальность плавания). Волновое сопротивление вставало стеной. Важнейшим средством борьбы с ним стало увеличение отношения длины корпуса корабля к его ширине. Слишком узкий корабль, однако, обладал плохой остойчивостью, в шторм он мог легко перевернуться. Кроме того, в узкий корпус трудно было запихнуть разнообразные системы и механизмы. Поэтому только некоторые эсминцы за счёт узости корпусов установили свои рекорды скорости, тенденцией это не стало даже для боевых кораблей, а для грузовых судов сужение корпусов было неприемлемо в принципе.

Авиация практически полностью заменила морские суда в плане пассажирского сообщения, но вот что касается грузовых перевозок, то почти все они до сих пор приходятся на водный и железнодорожный транспорт. Грузоподъёмность для самолётов остаётся почти таким же критическим вопросом, как скорость для судов. Поэтому инженеры продолжают биться над решением обеих проблем.

Для коммерческого судоходства проблема низких скоростей в значительной степени нивелируется большим количеством судов на линиях. Если танкеры (контейнеровозы, банановозы, лесовозы и т. д.) выходят из пункта А ежедневно, то и приходить в пункт Б они будут ежедневно независимо от скорости каждого отдельного судна. Главное, чтобы хватало судов для поддержания такого графика.

Для ВМС скорость, разумеется, гораздо важнее. И для боевых кораблей (тут объяснения, пожалуй, излишни), и для транспортных и десантных судов, перевозящих войска. Причём последнее сейчас, когда войны приобрели глобальный размах, стало важнее первого (тем более что для боевых кораблей некоторой компенсацией собственной низкой скорости стало наличие ракетного оружия: ракета догонит кого угодно).

Поскольку нерешаемость проблемы волнового сопротивления стала понятна давно, то, наряду с погоней за единицами узлов за счёт улучшения обводов корпуса и формы винтов, усиления энергетических установок на обычных кораблях, начался поиск чего-нибудь необычного.

Ещё в конце XIX века был открыт эффект действия подъёмной силы на пластину, буксируемую под водой под небольшим углом наклона к горизонту. Этот эффект аналогичен аэродинамическому, действующему на крыло самолёта и позволяющему ему летать. Поскольку вода примерно в 800 раз плотнее воздуха, площадь подводного крыла могла быть во столько же раз меньше площади крыла самолёта. Если поставить на крылья судно, то при достаточно большой скорости подъёмная сила поднимет его над водой, под ней останутся только крылья. Это позволит в разы снизить сопротивление воды и, соответственно, повысить скорость движения.

Первые опыты с судами на подводных крыльях проводились во Франции и Италии, но наибольшего развития они достигли в СССР. Главным конструктором таких судов стал Ростислав Алексеев, который возглавил соответствующее ЦКБ (оно находилось в Горьком). Был создан целый ряд пассажирских судов и боевых катеров на подводных крыльях. Однако быстро выяснилось, что водоизмещение судов на подводных крыльях очень ограниченно. Чем оно выше, тем больших размеров и массы должно достигать подводное крыло и тем мощнее должна быть энергоустановка. Из-за чего даже фрегат на подводных крыльях создать практически невозможно.

Волновое сопротивление

Волновое сопротивление

Противолодочный корабль на подводных крыльях проекта 1145 "Сокол"


В итоге дело не пошло дальше «пригородного транспорта» — «Ракет», «Комет» и «Метеоров» — и некоторого количества боевых катеров на подводных крыльях. Для ВМФ СССР и погранвойск было построено 2 противолодочных корабля на подводных крыльях пр. 1145 и 1 пр. 1141, 1 малый ракетный корабль (МРК) пр. 1240, 16 сторожевых катеров пр. 133, 18 ракетных катеров пр. 206МР. Большинство из них сейчас уже списано. Один ракетный корабль на подводных крыльях пр. 206МР оказался тем самым грузинским катером «Тбилиси», который в августе 2008 года, в соответствии с легендами и мифами агитпропа, был потоплен российским МРК «Мираж» в морском бою, а на самом деле брошен своим экипажем в Поти и взорван нашими десантниками.

Волновое сопротивление
«Хучуань»

За рубежом катера на подводных крыльях также развития практически не получили. В США было построено 6 ракетных кораблей на подводных крыльях типа «Пегас», в Италии — 7 РК типа «Спарвьеро», в Израиле — 3 РК типа М161, в Японии — 3 РК типа PG01. Сейчас все они, кроме японских, списаны. Китай наштамповал более 200 торпедных катеров на подводных крыльях типа «Хучуань», они экспортировались также в Румынию, Албанию, Танзанию, Пакистан, который затем передал их в Бангладеш. Сейчас в строю осталось лишь 4 бангладешских и 2 танзанийских «Хучуаня». В целом для ВМС всего мира КПК оказались тупиковой ветвью развития.

Несколько более перспективными стали корабли на воздушной подушке (КВП). Эта самая подушка создаётся путём нагнетания вентиляторами сжатого воздуха под днище корабля, благодаря чему корабль поднимается над водой и волновое сопротивление исчезает полностью. Что позволяет не только развивать огромную скорость (50—60 узлов), но и выходить на сушу.

Наибольшее развитие корабли на воздушной подушке получили опять же в СССР (начиная с 1920-х годов). Запад начал развивать это направление лишь в конце 1950-х. Вскоре выяснилось, что для таких кораблей существует почти та же коренная проблема, что и для кораблей на подводных крыльях, — их полезная масса не может быть большой. Для поддержания на весу тяжёлого корабля нужно ставить очень мощные вентиляторы. А для движения корабля нужны огромные и мощные воздушные винты, занимающие очень много места и чрезвычайно уязвимые в бою.

В итоге область применения таких кораблей оказалась весьма ограниченной. В СССР построили довольно много десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) различных типов. Очень уж привлекательной казалась возможность (благодаря способности таких судов выходить на берег) высаживать десант «не замочив ног». Правда, их десантовместимость была довольно ограниченной, а уязвимость от огня даже стрелкового оружия — чрезвычайно высокой (особенно уязвимыми были именно воздушные винты). Самыми крупными стали ДКВП пр. 12322 «Зубр» (водоизмещение более 500 т, длина 56 м, скорость до 60 узлов, способны брать на борт 3 танка или 140 морпехов). У России сейчас осталось всего 2 таких корабля, зато 3 мы продали в Грецию. Есть у нас сейчас около 10 старых ДКВП пр. 12321, 1206 и 1205 меньшего размера.

Волновое сопротивление
Проект 12322 «Зубр

Кроме России, десантный катер на воздушной подушке LCAC (150 т, 50 узлов, несёт 1 танк) создали в США. Таких катеров построено около ста, они базируются на американских универсальных десантных кораблях и десантных кораблях-доках. Десантные катера пр. 724 в количестве примерно 30 штук строились в КНР. Это, наверное, самые маленькие корабли на воздушной подушке в мире: 6,5 т, длина 12 м, берут на борт 10 десантников.

Волновое сопротивление
Десантный катер на воздушной подушке проекта 1 (LCAC)

Маленькие (от 15 до 100 т) сторожевые катера на воздушной подушке в 1970-е годы строили англичане, в том числе для продажи в Иран (ещё при шахе) и Саудовскую Аравию. Один иранский КВП британской постройки типа ВН.7 погиб во время войны с Ираком.

В конце концов как отечественные, так и зарубежные конструкторы пришли к мысли заменить резиновую «юбку», поддерживающую воздушную подушку, на жёсткие пластины, называемые скегами. Они значительно лучше «юбки» удерживают воздух внутри подушки, что позволяет увеличить массу корабля. Кроме того, поскольку скеги входят в воду, на них можно устанавливать гребные винты или водомёты, убрав с палубы корабля громоздкие и уязвимые воздушные винты. При этом сопротивление скегов, конечно, больше, чем у «юбки», но гораздо ниже, чем у подводных крыльев. Единственный их недостаток — корабль лишается возможности выйти на сушу. Поэтому скеговые КВП целесообразно строить в варианте ударных кораблей или тральщиков. В последнем случае выгода в том, что чем меньшая часть корабля находится в воде и чем выше его скорость, тем меньше шанс подорваться на мине.

Пока монополия на такие корабли у России и Норвегии. У нас на Черноморском флоте имеется 2 скеговых МРК пр. 1239 («Бора» и «Самум»), крупнейшие корабли на воздушной подушке в мире (водоизмещение более 1 тыс. т). Они обладают огромной ударной мощью (8 сверхзвуковых ПКР «Москит») и скоростью 53 узла. Недостаток этих кораблей — слабая ПВО и, главное, крайняя сложность в эксплуатации.

Волновое сопротивление
Ракетный корабль на воздушной подушке "Самум"

В состав ВМС Норвегии входит по 6 скеговых ракетных катеров типа «Скъёльд» и тральщиков типа «Оксёй». Они значительно меньше наших МРК (250—400 т). При этом ракетные катера несут 8 сверхзвуковых ПКР NSM. Можно отметить, что (кроме России и Норвегии) сверхзвуковые ПКР есть ещё только у Китая.

Волновое сопротивление
Ракетный катер класса Скьёльд. Норвегия

Хотя корабли на воздушной подушке и перспективнее кораблей на подводных крыльях, но и они никоим образом проблему скорости не решают из-за множества описанных выше ограничений, а также дороговизны и сложности в эксплуатации.
Автор: Александр Храмчихин
Первоисточник: http://www.chaskor.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.chaskor.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. ПАТРОН 25 октября 2011 14:23
    У каждого корабля своя задача,ДКВП удобны при высадке десанта,скеги позволяют быстрей выйти в район боевых действий.Что касается поиска быстроходного корабля,так его тут забыли даже указать-это естественно экранопланы!
    ПАТРОН

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня