Патриот казахской степи

28
Букейханов Алихан Нурмухамедович (1866 - 1937 гг.) - выдающийся казахский политический деятель, лидер движения Алаш, первый в истории казах-экономист, преподаватель, журналист, этнограф. Являлся Комиссаром Временного правительства по Казахстану (1917 г.), премьер-министром Алашской автономии с 1917 по 1920 гг.

По происхождению принадлежал к казахской аристократии «ак-суйек» и имел корни, восходящие к роду Чингисхана. В 1881 - 1886 гг. обучался в Каркаралинском трехклассном городском училище, закончил Омское техническое училище (1886 – 1890 гг.), экономический факультет Санкт-Петербургского Императорского Лесного института (1890 – 1894 гг.) и юридический факультет (экстерном) Санкт-Петербургского государственного университета.



А. Н. Букейханов – один из самых известных исследователей народной жизни Казахстана, ученый.

Многонациональный характер Российской империи порождал идеи федерализма – выразителем их и стал А. Н. Букейханов, хоть и относивший себя к «западническому направлению» движения казахской интеллигенции.

В 1905 г. он вступил в Конституционно-Демократическую партию России (кадеты) и провел собрание в Семипалатинске и Уральске - с целью организации казахского отделения партии. Программные установки кадетов - культурная автономия, а отнюдь не право наций на государственное самоопределение - и целью вождей казахской элиты было создание в составе России казахской автономии.

25 июля 1905 г. близ г. Каркаралы был проведен казахский съезд, 14,5 тыс. участников которого обратились с петицией к императорскому правительству, требуя: признать за казахами право собственности на землю, право исполнения мусульманских религиозных обрядов, ведение судопроизводства на казахском языке, свободу совести, обучения казахских детей наряду с русским и на родном казахском языке, учредить казахские газеты, пересмотреть Степное положение, допустив казахов в высшие органы государственной власти и др.

В ноябре 1905 г. участвовал в Общероссийском съезде городских и земских деятелей, где на заседании 12-го ноября он выступил с речью о положении казахского народа. Лидеры движения А. Букейханов, Б. Каратаев и их соратники в декабре 1905 г. провели в Уральске съезд делегатов казахского населения пяти областей, где пытались создать Киргизскую конституционно-демократическую партию Алаш - как филиал Конституционно-Демократической партии России.

В январе 1906 г. отдел партии кадетов был создан в Семипалатинске. В собраниях выборщиков города принял участие и А. Н. Букейханов. 30 апреля был создан Омский комитет партии кадетов, который создал бюро для проведения избирательной кампании в Государственную Думу. На общем собрании омских кадетов 14 мая А. Н. Букейханов был выдвинут кандидатом в выборщики в Думу, но по итогам голосования получил лишь 12 голосов и не прошел. Но результаты выборов были обжалованы, и они проводились повторно - по решению губернской комиссии уже во время работы Думы. В начале июня в Семипалатинске собрались выборщики. Все они выдвинули в депутаты А. Н. Букейханова. 10 июня он выступил перед выборщиками с изложением программы кадетов. Собрание одобрило ее, и решило присоединиться к платформе партии. 175 голосами против одного А. Н. Букейханов был избран депутатом Государственной Думы 1-го созыва от Семипалатинской области.


А. Букейханов в 1906 г.

Но по распоряжению омского генерал-губернатора А. Н. Букейханов на три месяца без суда и следствия был заключен в Павлодарскую тюрьму. К моменту его прибытия после освобождения в Петербург, Дума прекратила свою деятельность. После роспуска Думы около 200 ее депутатов собрались в Финляндии (г. Выборг), для выражения протеста императорскому указу о роспуске Думы. 180 депутатами было подписано «Выборгское обращение», и среди подписавшихся был и А. Н. Букейханов. И решением Петербургского окружного суда он был помещен в тюрьму и позднее выслан в Самару. Но самым тяжелым ударом для него было то, что его лишили права участвовать в новых выборах в качестве кандидата.

В этот период А. Н. Букейханов усилил свою деятельность в сфере публицистики и науки. Член Самарского губкомитета (создан в августе 1915 г.) Партии Народной Свободы А. Н. Букейханов – масон (состоял в масонской ложе «Чермака»). Весной 1913 г. совместно с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым приступает к изданию газеты «Казах», в 1914 г. выступает на «Мусульманском съезде» народов России. В 1916 г. А. Н. Букейханов озвучил идею земства как органа местного самоуправления, существующего во взаимодействии с центральной властью - один из главных элементов его политической программы.

Патриот казахской степи

А. Букейханов среди русских масонов.

А. Н. Букейханов возлагал большие надежды на Февральскую революцию 1917 г. в плане получения автономии, но Временное правительство отказало казахскому народу. В ответ в мае 1917 г. А. Н. Букейханов выходит из кадетской партии, и участвует в съезде сибирских автономистов в г. Томск. Томский съезд дал «добро» созданию Казахской автономии, подчиненной Сибирскому правительству.

А. Н. Букейханов назвал три основных разногласия с однопартийцами-кадетами - по вопросам о национальных автономиях, о взаимоотношениях государства и религии, а также о частной собственности на землю. Алашисты, как и меньшевики России, считали, что в демократическом обществе возможна гармония интересов разных классов в рамках правового государства. Федерация – для казахской элиты оптимальная форма взаимоотношений национально-территориальных объединений и центра.

А. Н. Букейханов назначается членом Туркестанского комитета и Комиссаром Временного правительства по Тургайской области.

После Февральской революции произошли организационное оформление движения Алаш в качестве самостоятельной партии (июль 1917 г.) и распад национального движения на национально-религиозное и западническое.

А. Н. Букейханов немедленно принимается за юридическую организацию 1-й казахской политической партии Алаш. В июле 1917 г. в Оренбурге под покровительством атамана А. И. Дутова состоялся I Всекиргизский (Общеказахский) съезд. На нем было сформулировано требование создания национально-территориальной казахской автономии в рамках России. На этом съезде началась трансформация национального казахского движения в партию. Партия была кадетской ориентации, с сильным социальным уклоном. Вскоре был разработан проект программы партии, состоящий из 10 разделов. Основной целью программы было создание казахской автономии в составе Российской федеративной демократической республики.

Алаш и партия кадетов выступали за введение земств на территории регионов, и Временное правительство в июне 1917 г. приняло решение о введении земства в Сибири и Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областях. На этом этапе оба движения воспринимали друг друга как единомышленников, были солидарны в принципиальных вопросах. Алаш выдвигает две задачи: освобождение казахского народа от якобы «колониальной» зависимости, борьба с «социально-экономической отсталостью».

Именно в это время в национальном движении стали быстро выявляться направления, сущность которых спрогнозировал А. Н. Букейханов, - светское демократическое и мусульманское, а также левое радикальное (поддержанное большевиками) в лице партии «Ушжуз». Сибирские областники и казахские демократы по-прежнему отстаивали федерализацию России, но в каждом регионе начались бурные организационно-политические процессы. А. Н. Букейханов в декабре 1917 г. через газету «Казах» объяснил свою позицию - под знаменами Алаш создать национальную автономию.

Вплоть до конца 1917 г. и областники, и Алаш не решались размежеваться, допуская сочетание территориального и национального подходов к федерализации России и самой Сибири, предусматривая включение казахских земель в состав Сибирской областной автономии. А. Н. Букейханов сообщил: «Самоопределение хотим мы получить вместе с Сибирью». При этом он выступал за территориальную консолидацию казахских земель внутри сибирской автономии на основе их хозяйственной специфики. В дискуссии по поводу федерализма и автономизма он также высказался за межэтническую интеграцию в Сибири вне партийных ограничений. 16 октября 1917 г. делегаты приняли постановление «Областное устройство Сибири». Признавая единство Российской республики, документ требовал для ее частей «автономии национальной или территориальной». Съезд высказался за образование «экстерриториальных автономных союзов в составе Сибирской автономии, куда должна была войти территория на восток от Урала с включением всего Киргизского края при свободном волеизъявлении населяющего эти пределы населения».

Выступая в ноябре 1917 г. в Семипалатинске в связи с избирательной кампанией в Учредительное собрание, А. Н. Букейханов подчеркнул, что в России автономии могут основываться либо на единстве крови, либо хозяйства, либо территории. За основу необходимо взять все же, как он считал, общность территории, а потому - «казахам выгодно вхождение в Сибирскую автономию». Он не отказывался от автономии как цели, но не считал возможным спешить с «отдельной казахской автономией», так как в настоящий момент управленческих кадров еще недостаточно. В Сибирской Думе казахи, отмечал он, вместе с якутами и бурятами займут достойное место.

Проект программы партии Алаш, опубликованный 21 ноября 1917 г., указывал, что Россия должна быть федеративной демократической республикой с президентской формой правления и всеобщим избирательным правом, законодательная власть должна принадлежать Думе. Первенство идей Алаш среди коренного населения подтверждают результаты выборов во Всероссийское Учредительное собрание. В частности, по Семипалатинскому уезду список Алаш набрал самое большое количество голосов избирателей - 85,6% (непосредственно по г. Семипалатинск - 33,3%). Причем, если в уезде 3 следующих места заняли последовательно эсеры, казаки и большевики, то в городе последние оказались лишь на 5-м месте (победив, и то относительно, лишь в Семипалатинском гарнизоне – набрав 51,3% голосов). В Уральском и Тургайском округах список Алаш получил по 75% голосов. А всего в Учредительное собрание было избрано 43 алашиста.

Согласно программе партии, принятой в декабре 1917 г. на II Всеказахском съезде в Оренбурге, форма правления в будущей Алашской автономии должна была отражать национальные особенности казахского народа. Все казахские области России были объявлены автономией «Алаш».

Но Октябрьский переворот 1917 г. в корне изменил ситуацию как в стране, так и регионе. А. Н. Букейханов считал акцию В. И. Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти - противозаконной. С осуждением последней он выступил в статье «Общесибирский съезд», в газете «Сарыарка». Партия Алаш приступила к фактической реализации автономистских установок.

Для формирования автономной казахской государственности 5 - 13 декабря 1917 г. в Оренбурге собрался 2-й Общекиргизский съезд. На съезде было принято решение об образовании «территориально-национальной автономии казахов» - государства Алаш-Орда. Делегаты съезда объясняли необходимость создания автономии параличом центральной власти и разгулом анархии. Съезд пожелал увидеть Россию демократической, федеративной, с президентским правлением. Казахская автономия должна была наравне с другими народностями войти в состав России. Казахам должны были быть обеспечены равноправие, организация судопроизводства на родном языке, подоходный прогрессивный налог, отделение церкви от государства. Причем Автономия должна была объединить лишь области со сплошным господствующим казахским населением. Съезд принял решение, что управлять краем должно временное правительство под названием Народный совет Алаш-Орды. Главная задача правительства заключалась в созыве Учредительного собрания автономии. На его обсуждение должен был быть вынесен проект Конституции края. При этом речь не шла о выделении Казахстана из состава России. Наоборот, подчеркивалось, что Конституцию Алаш-Орды должно утвердить Всероссийское Учредительное Собрание, а правовая система Казахстана должна полностью соответствовать законам России. Съезд решил, что в состав Автономии должны быть включены: Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская. Сырдарьинские области и районы Алтайской губернии и Закаспийской области, населенные казахами. Алаш-Орда должна была взять исполнительную власть над казахским населением.

А. Букейханов - член Оргбюро по созыву съезда, он же стал и председателем (президентом) Народного совета Алаш-Орды.

Алаш отвергла лозунги Октябрьской революции 1917 г., провозглашенные на II Всероссийском съезде Советов. В этой связи показательна памятка, разработанная лидерами партии «Алаш» и адресованная крестьянам, рабочим и солдатам, в которой вождь пролетариата В. И. Ленин обвинялся в единоличном диктаторстве - поскольку, разогнав Учредительное собрание, он «как царь Николай, не желает давать отчета ни перед кем».

Вместе с тем лидеры Алаш пытались добиться признании казахской автономии Советской властью. Весной 1918 г. в Москву отправилась делегация Алаш-Орды. В ходе переговоров представители РСФСР потребовали признания Алаш-Ордой власти советов. В ходе переговоров компромисса достигнуть не удалось.

По возвращении в Казахстан руководители Алаш открыто выступили против советской власти и начали готовиться к ее свержению. Летом 1918 г. советская власть пала практически на всей территории Казахстана и было провозглашено образование государства Алаш-Орды. На территории самопровозглашённой автономии вводились законы Временного правительства 1917 г. Столицей новой автономии стал Семипалатинск. В областях стали создаваться региональные органы власти - отделения Алаш-Орды. На местах властные функции выполняли земства и городские органы самоуправления. Началось формирование казахской национальной армии.

В 1918 г. правительство Алаш-Орды издает ряд распоряжений, регулирующих основы землепользования, ведет переписку с другими автономиями. Находясь в эпицентре Гражданской войны, его отряды принимают участие в боевых операциях против большевиков.

С началом полномасштабной Гражданской войны авторы автономистских программ национальных регионов бывшей империи могли найти точку опоры лишь при условии присоединения к одной из основных конфликтующих сил. Не случайно в сентябре 1918 г. А. Н. Букейханов заявил на совещании в Уфе, что организация, от которой он выступает – не представители сепаратизма, а часть единой России. Он подчеркивал единство с федеративной демократической российской республикой, отмечая, что «мы мыслим себя только частью единой России. ... признаем, что власть в России должна принадлежать тому полномочному органу, который избран всей Россией на основе всеобщего избирательного права».

Во время Гражданской войны правительство Алаш-Орды начинает сотрудничать с антибольшевистскими силами, надеясь с их помощью достичь финальной цели - создания казахской национальной государственности на правах автономии. Лидеры Алаш-Орды установили контакты с казачьим атаманом А. Дутовым, Комитетом Учредительного собрания в Самаре, Временным сибирским правительством в Омске. От контактов и компромиссов алашординцы перешли к союзу с белыми.

Т. о., А. Н. Букейханов и алашординцы были по одну сторону баррикад вместе с сибирскими правительствами вплоть до конца 1919 г.

Правительственные структуры Алаш-Орды наладить жизнь и стабилизировать социальную ситуацию в крае не смогли. С каждым месяцем росли экономические и социальные трудности. Победы Красной армии вносили дезорганизацию в общественную жизнь казахской автономии и вели к изменениям в политической ориентации ее руководства. По мере разгрома антибольшевистских сил в 1919 г. правительство Алаш-Орды, стремясь сохранить автономную государственность, вновь попыталось договориться с руководством РСФСР.

Весной 1919 г. делегация казахских политиков снова приехала в Москву для переговоров об условиях сохранения автономии. Однако эта идея изначально была обречена.

В марте 1920 г. правительство Алаш-Орды и все подведомственные ему учреждения были ликвидированы Киргизским ревкомом, а ее члены подвергались гонениям и репрессиям. Территория Казахстана вошла в состав Киргизской АССР, образованной 26 августа 1920 г. А. Н. Букейханов вынужден был отказаться от активной государственно-политической деятельности.

Переход А. Н. Букейханова на сторону победившей Советской власти был продиктован стремлением сохранить национальные права казахского народа. «Компромисс большевизма и национализма» в начале 1920-х был необходим и большевикам, чтобы получить опору в Казахстане. Однако идейные расхождения между партией Алаш и большевиками, отчетливо проявившиеся в годы Гражданской войны, сделали его нежизнеспособным. Провозглашение Казахской АССР в октябре 1920 г. было встречено лидерами Алаш-Орды положительно, так как сам факт объявления Казахстана республикой создавал прецедент возрождения казахской государственности.

В 20-30 гг. А. Н. Букейханов, поскольку идея автономии Советской властью не отвергалась, счел возможным на легальной основе трудиться в сфере культуры. После объявления амнистии ВЦИК бывшим алашордынцам он перешел на издательскую работу. В 1920 г. был приглашен на съезд Советов КазССР в качестве почетного гостя. С 1922 по 1927 гг. был литературным сотрудником Казахской секции Центриздательства народов СССР. В 1922 г. и 1926 г. обвинялся в контрреволюционной деятельности, но из-за отсутствия доказательств был освобожден.

В августе 1937 г. вновь был арестован «за контрреволюционную деятельность против Советской власти и установление связи с руководителями террористического центра в Москве и в Казахстане» и заключен в Бутырскую тюрьму. 27 сентября Военная Коллегия ВС СССР приговорила А. Н. Букейханова к высшей мере наказания.


А. Букейханов в 1937 г.

Пленум ВС СССР от 16 мая 1989 г., рассмотрев протест Генерального прокурора СССР по делу А. Н. Букейханова, признал необоснованными предъявленные ему обвинения.

Политические взгляды А. Н. Букейханова развивались в тесной связи с интересами казахского народа и в связи с изменениями во внутриполитической обстановке в России, претерпели значительную эволюцию. Для него важнейшее значение имели как демократические свободы, так и самоопределение казахского народа, социальная справедливость, решение аграрного вопроса – причем в пользу большинства казахов. Хотя в кадетской партии А. Н. Букейханов состоял около 12 лет, по многим позициям его взгляды с установками этой партии не совпадали. Поэтому в июле 1917 г. покинув кадетские ряды, А. Н. Букейханов и приступил к созданию НДП Алаш, в основу программы которой легли резолюции Всеказахского съезда 21 - 28 июля 1917 г. в Оренбурге. Проект партийной программы включал установки, во многом близкие к эсерам, и, частично, к социал-демократам (в т. ч. меньшевикам).

Одной из ключевых задач национально-освободительного движения А. Н. Букейханов считал реализацию казахами права на национальное самоопределение – но лишь в качестве национально-территориальной автономии, находящейся в составе Российской Федеративной Демократической Республики. Понимая сложность создания автономии как в условиях 1917 г., так и во время начавшейся Гражданской войны, А. Н. Букейханов был вынужден лавировать между крупными политическими силами. Разбросанность казахского населения по огромной территории, противоречия с казаками и крестьянами-переселенцами, территориально-административная раздробленность (до революции территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства – Туркестанское, Степное и Оренбургское, тогда как Букеевская орда подчинялась Астраханскому губернатору, а Мангышлакский уезд – Закаспийскому) – также накладывали существенный отпечаток.

Слабость движения, противостоящего Красной армии, вынудили А. Букейханова, как главу Алаш-Орды, искать поддержку у уфимской Директории сибирских автономистов, самарского Комуча и даже у А. В. Колчака, выступавшего «За единую и неделимую Россию».

И вышло так, что национально-территориальной автономии казахам удалось добиться уже при большевиках – и в ее становление вклад внесли и участники партии Алаш. А А. Н. Букейханов как-то обмолвился: «Советскую власть признаю, но не люблю».

Многие политико-правовые идеи А. Н. Букейханова объективно нашли свое воплощение в современной Конституции Республики Казахстан.

Литература
Выборгский процесс. СПб., 1908.;
Сеитов Э. А. Н. Букейханов как историк и общественно-политический деятель: Канд. диссертация. Алматы, 1996.
Мамраева А. К. Общественно-политическое развитие Казахстана начала XX века и А. Букейханов. Алматы, 1998.
Она же Общественно-политическая деятельность и политико-правовые взгляды А. Букейханова. Караганда, 1998.
Выступление Букейханова. // Либеральное движение в России. 1902-1905 гг. М.: РОССПЭН. 2001.
Государственная дума Российской империи, 1906 - 1917: Энциклопедия. М: РОССПЭН, 2008.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    7 июня 2018 05:51
    Обратил внимание - даже представители национальной элиты во главе своих автономий видели себя не вне, а в составе России. Хоть и Федеративной.
    И их тоже подкосил разгон Учредительного собрания.
    Колоритная личность политической жизни РИ, РР и СССР, правда конец не удивляет.
    спасибо
  2. +4
    7 июня 2018 06:23
    Упоминая съезд в Томске в августе 1917, можно заметить, что там была задекларирована возможность законотворчества сибирского представительского органа только в тех рамках, которые ему «определит Конституция Русской республики»., подчеркивая единость и неделимость России.
  3. +4
    7 июня 2018 06:51
    Личность, достойная уважения.
  4. +18
    7 июня 2018 08:49
    Кто-то сказал что казаху нельзя давать в руки портфель)
    Но в ВОВ из них получались хорошие наводчики и снайпера.
    Народ хороший, и Букейханов его видный представитель. Соль от соли
    Мужчина видный, умный и энергичный
    1. +4
      7 июня 2018 10:43
      Цитата: Mamka pula
      Но в ВОВ из них получались хорошие наводчики и снайпера

      Про Момышулы и Карамайора что нибудь слышали?
      1. +16
        7 июня 2018 17:02
        Нет, не слышала
        1. +1
          7 июня 2018 20:48
          Наберите в Яндексе, очень поучительно.
  5. +2
    7 июня 2018 10:12
    Что то про землю я упустил, ав чьей собственности то земля в Казахстане была. не собственности императора точно, . И насчет вероисповедания , это кто и что запрещал ислам или молится на территории РК.
    1. +2
      7 июня 2018 10:45
      Земля в собственности государства, принадлежащая кочевникам на правах пользования. И были варианты: духовенство, медресе и тому подобное. В целом по Туркестанскому краю было три, так сказать, модели землепользования.
      1. +2
        7 июня 2018 11:38
        Интеересно а как межевание проходило ., тут до сих пор не все замежовано а уж тогда. А насчет собственности государство только благо на тот момент, ибо дай волю межевать самим , то племена , роды и жузы скороее всего конкретно бы в конфликт вошли между собой.
        1. 0
          7 июня 2018 12:54
          Там оговорка была, на правах пользования по их обычаям.
          1. +1
            7 июня 2018 14:05
            А чем их обычаи то ущемили? Отгонное животноводство как было так и осталось , обработка земли минимум было и только на юге (нынешние Чимкент и Джамбул) обучение на казахском *? а учителей то бы где взяли? Щас и то ммм, уровень , такой средний стал.
            1. 0
              7 июня 2018 15:23
              Вы не о том. "... по их обычаям..." и имелось ввиду, что по их традициям и установленному порядку - это к вопросу о межевании, а в петиции требовали не право пользования, а именно право собственности на землю.
            2. Комментарий был удален.
    2. +1
      7 июня 2018 23:18
      Цитата: Дирижер
      насчет вероисповедания , это кто и что запрещал ислам или молится на территории РК.


      Законодательно требовалось закрепить на всякий пожарный.
  6. +1
    7 июня 2018 11:43
    обратились с петицией к императорскому правительству, требуя: признать за казахами право собственности на землю, право исполнения мусульманских религиозных обрядов, ведение судопроизводства на казахском языке, свободу совести, обучения казахских детей наряду с русским и на родном казахском языке, учредить казахские газеты, пересмотреть Степное положение, допустив казахов в высшие органы государственной власти и др

    Глупая и наглая была идея...Но сработала ...
    1. Это ответ на все вопросы, как и когда земли перешли империи, да кажись ещё 50 года 5 областей были переданы РФССР.
      1. +1
        8 июня 2018 10:48
        Цитата: Дуйсенбай Сбанкулов_2
        огда земли перешли империи

        Какие земли?? Казахи переходили под протекторат русских царей , без территорий. Землю ещё надо было завоевать... Кочевники запросто могли откочевать , что они регулярно и делали. Казахи могли откочевать , а на их место прийти ногайцы , или каракалпаки , или даже туркмены или башкиры... Степь в то время , была как море , и ни каким казахам не принадлежала , исключительно потому , что не было народа , который стал бы всю её защищать.
        1. Комментарий был удален.
          1. +1
            8 июня 2018 20:45
            Цитата: Дуйсенбай Сбанкулов
            ну абрегенов если не умирали

            Во-первых , вы не аборигены . До вас тут , в степи, резвились авары , хазары , печенеги , половцы, булгары и пр... А мы , русские были всегда.
            Во-вторых , предки казахов -это кочевые узбеки , даже первые ханы кочевых узбеков /казахов Джанибек и Керей свалив от Абдлйхир-хана (правителя маверанахра) , захватили кочевья в Семиречье , заручившись поддержкой Могулистана... Где тут , хоть близко , степи граничащие с Росиией??
            Ну и в третьих, у вас своих торе , султанов , биев и прочих хватало , что бы морить голодом собственных шаруа , байгушей , , кедеев , и жатаков....
            И в четвёртых ... Да мы эти земли завоевывали! И по праву силы , давали названия своим городам , коли мы их строили. Мы! Не вы... Хоть один город мне назови , казахский , который бы мы переименовали ?? Это вы , ............. , переименовываете наши года...
            1. +1
              8 июня 2018 20:49
              Цитата: уже москвич
              Да мы эти земли завоевывали! И по праву силы , давали названия своим городам , коли мы их строили. Мы! Не вы... Хоть один город мне назови , казахский , который бы мы переименовали ?? Это вы , ............. , переименовываете наши года...
              В чём проблем, следуя твоей логике, мы и сейчас по праву силы даём названия, какие считаем нужными.. bully
              Цитата: уже москвич
              А мы , русские были всегда
              Так вы "Шумеры" request?! Надоть украйнцам сообщить..
              1. +1
                8 июня 2018 21:07
                [quote=Artur Adilov]мы и сейчас по праву силы даём названия[/quote]
                Не... По праву халявы ...
                . bully Так вы "Шумеры" request?! Надоть украйнцам сообщить..[/quote]
                Это не мы шумеры , это вы , оборзевшие в край организмы подверженные пан-чурбанизЬму , пытающиеся найти поддержку , у каструль... Алга!!
                Но я думаю , что ТЫ знаешь , что сила в правде, а правда , уж коли вы её искажаете , не за вами...
                1. 0
                  8 июня 2018 21:23
                  Цитата: уже москвич
                  Не... По праву халявы ...
                  laughing ок, "по праву халявы" так по праву халявы hi Не против, чтобы "халява" дальше продолжалась "пока москвич"
                  Цитата: уже москвич
                  Но я думаю , что ТЫ знаешь , что сила в правде, а правда , уж коли вы её искажаете , не за вами...
                  Молодец, Меня с Большой Буквыdrinks "Держи печеньку". Хорошо yes, а чего вы Кёнигсберг переименовали? Свердловск, Симбирск, Екатеринодар, Орджоникидзе..
                  Цитата: уже москвич
                  Это не мы шумеры , это вы , оборзевшие в край организмы подверженные пан-чурбанизЬму , пытающиеся найти поддержку , у каструль... Алга!!
                  feel это как-то помешает казахам переименовывать свои населённые пункты wink?!
                  1. 0
                    8 июня 2018 21:48
                    Цитата: Artur Adilov
                    Молодец, Меня с Большой Буквы

                    Ахахахаха.... Ты -значит не - ВЫ обожаю потомственных олигофренов с копьем...
                    Потомственных ...хехехе..ты чувствуешь приемственность от предков держать палку-копалку?
                    Цитата: Artur Adilov
                    а чего вы Кёнигсберг переименовали? Свердловск, Симбирск, Екатеринодар, Орджоникидзе.

                    ты тупой?? Переименовали потому , что завоевали или основали ...
                    Что завоевали или основали казахи и твои предки ?? ну просвети...
                    Цитата: Artur Adilov
                    то как-то помешает казахам переименовывать свои населённые пункты

                    Ну , мы как бы , всегда знали , ЧТО кривоногие и узкоглазые вы ,бомжи степей ... Поэтому и ничего и не предпринимаем... Все узкопленочные хотят стать мусорами ...МЫ подождем , они сами себя уничтожат...
                    1. 0
                      8 июня 2018 21:58
                      Цитата: уже москвич
                      обожаю потомственных олигофренов с копьем...

                      Гей, штоле belay?!
                      Цитата: уже москвич
                      Переименовали потому , что завоевали или основали ...
                      Что завоевали или основали казахи и твои предки ?? ну просвети...

                      По факту переименовываем, что хотим и как хотим.. hi А "основали" или "завоевали", как-то мешают этому?
                      Цитата: уже москвич
                      МЫ подождем
                      Ну жди.. lol
                      1. 0
                        8 июня 2018 22:35
                        Цитата: Artur Adilov
                        Гей, штоле ?!

                        Ну как показывает практика , гомосяндры в основном среди почетных коневодов.... То есть среди вас .
                        По факту переименовываем, что хотим и как хотим..
                        ну не пи з..ври... -очень робко ...оглядываясь...Вы , кизяки, принимате , нашу терпимость за слабость...Именно поэтому , когда мы в следующий раз будем проводить перепись степных зоофилов , сотрем вас с этнической карты , как будто вас и не было никогда.. Нам количество верблюдов , будет важнее , количества ослоедов .
                        Запомни черт , даже ту фамилию , что ты носишь ,дали твоему предку , русские переписчики , вашего вонючего населения...
                      2. 0
                        8 июня 2018 22:55
                        Цитата: уже москвич
                        Ну как показывает практика , гомосяндры в основном среди почетных коневодов...
                        Так ты "практикант" feel
                        Цитата: уже москвич
                        ну не пи з..ври... -очень робко ...оглядываясь...Вы , кизяки, принимате , нашу терпимость за слабость...Именно поэтому , когда мы в следующий раз будем проводить перепись степных зоофилов , сотрем вас с этнической карты , как будто вас и не было никогда..
                        Ладно, давай проводи "перепись" yes "сотри" нас wink Так долго ждать-то "терпимый".. request
                        Запомни черт
                        Запомнил - ты чёрт wink Бум знакомы.. hi
            2. +1
              22 июня 2018 05:00
              Так с историей не дружите или пробелы??? А расскажите как мне как казаки и армия покоряла Кокандское и Хивинское ханство? Может цветами и пряниками или в конце 50 - х почему области перешли под юрисдикцию России ???
  7. +3
    8 июня 2018 20:06
    Все были патриотами Великой России.
    А империя была общим домом.
    Спасибо!
  8. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. 0
        9 июня 2018 10:23
        Цитата: Artur Adilov
        тобi штоле

        Кто бы 3.14 здел... Ты же адылов .... а адыловы -это первые черти дырявые в любом обществе... В народе даже ходит байка , что адыловы фамилия передающаяся через упож ...
        Цитата: Artur Adilov
        Тебе надо было в Челябинск..

        если тебя ,урода ускоглазого, в Челябе обидели , то в этом , только твоя вина -артурчик
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»