Многоцелевая артиллерийская установка «САМУМ»

35
Трудно представить современный вооруженный конфликт, в котором не используется импровизированная военная техника кустарного изготовления. Различные вооруженные формирования готовясь к боям, устанавливают на доступные гражданские автомобили имеющееся оружие того или иного рода. С некоторых пор интерес к такой технике стали проявлять и серьезные производители вооружения. Так, на основе чужого опыта и своих разработок российская промышленность создала многоцелевую боевую машину «САМУМ».

Проект «САМУМ» («Сверхмобильная артиллерийская многоцелевая установка модернизированная») впервые был представлен в прошлом году на международном военно-техническом форуме «Армия-2017». Он был разработан Подольским электромеханическим заводом (ПЭМЗ), уже имеющим опыт работы в области легких артиллерийских систем и средств управления ими. В частности, одним из главных компонентов перспективного комплекса стала уже известная артиллерийская установка.




Выставочный образец самоходки "САМУМ". Фото Военное.рф


Главной задачей проекта «САМУМ», как следует из его развернутого названия, являлось создание перспективной легкой бронированной боевой машины с артиллерийским вооружением. Это изделие предназначается для работы на переднем крае и должно решать ряд основных задач. В первую очередь, его вооружение предназначено для атаки воздушных целей в ближней зоне. При необходимости экипаж может открыть огонь по наземным объектам. Боевые характеристики машины «САМУМ», в целом, соответствуют требованиям современных конфликтов малой интенсивности.

Следует отметить, что на момент первой публичной демонстрации машина «САМУМ» существовала только в виде полноразмерного макетного образца. ПЭМЗ планировал использовать этот макет для проведения ряда проверок и испытаний, по результатам которых предполагалось вносить изменения в исходный проект. Однако в ближайшем будущем, после завершения опытно-конструкторских работ, полноценная бронемашина могла быть предложена военным.

Изделие «САМУМ», показанное в прошлом году, представляет собой легкую колесную платформу-бронеавтомобиль, на которой смонтирована артиллерийская установка с парой 23-мм автоматических пушек. В целом, комплекс основывается на давно известных решениях и серийных агрегатах. В то же время, использованы различные технические решения, за счет которых обеспечивается заметный рост боевых и эксплуатационных характеристик. В итоге заводской «САМУМ» должен иметь значительные преимущества перед схожими образцами кустарного производства.

Специально для новой артиллерийской самоходки подольские инженеры разработали новое колесное шасси. Несмотря на новизну, эта машина основывается на серийных узлах и агрегатах. Основным источником комплектующих для изделия «САМУМ» стали серийные автомобили марки «Урал». Кроме того, в составе ходовой части присутствуют агрегаты от бронетранспортеров российской разработки. Все это, как ожидается, упростит и удешевит серийный выпуск самоходок при получении достаточно высоких тактико-технических характеристик.

Шасси для установки оснащается легким броневым корпусом, обеспечивающим защиту от пуль стрелкового оружия или осколков снарядов. Разработчиком заявлено использование композитной брони, состав которой, однако, не оглашался. Корпус шасси имеет традиционную для автомобилей капотную компоновку. В передней его части располагается двигатель, за ним помещена кабина экипажа. Задняя часть корпуса образует достаточно крупную грузовую площадку для размещения вооружения. Этот факт придает бронемашине определенное сходство с автомобилями типа пикап, часто используемыми при строительстве импровизированной военной техники.

Представленный проект «САМУМ» предусматривал использование дизельного двигателя мощностью 200 л.с. При помощи имеющейся трансмиссии мощность двигателя должна распределяться на все четыре колеса. Ходовая часть машины получила пневмо-гидравлическую подвеску. Заявлена возможность блокировки агрегатов подвески. Это позволяет машине во время стрельбы сохранять стабильное положение и не раскачиваться, теряя точность и кучность. Можно предполагать, что наличие блокировки подвески позволило обойтись без домкратов для предварительного вывешивания установки перед стрельбой.

Для размещения вооружения в проекте предусматривается достаточно крупная платформа, образованная задней частью корпуса. Над задним мостом конструкторы ПЭМЗ разместили коробчатый агрегат, на крыше которого монтируется артиллерийская установка. Внутренний объем такого короба используется для размещения боекомплекта. Задний борт корпуса выполнен откидным и обеспечивает доступ внутрь. Макетный образец, демонстрировавшийся на «Армии-2017», имел устройства для закрепления и перевозки трех ящиков со снарядами.


Вид на корму. Фото Defence.ru


В качестве главного вооружения машины «САМУМ» используется достаточно известная разработка Подольского электромеханического завода. Шасси нового типа решили оснастить сравнительно старой зенитной артиллерийской установкой ЗУ-23/30М1-4. В прошлом ПЭМЗ предложил и реализовал несколько проектов глубокой модернизации серийных установок ЗУ-23, направленных на повышение основных боевых характеристик. Изначально обновленные установки выполнялись только в буксируемом виде, но с появлением проекта «САМУМ» смогли стать самоходными.

Монтаж ЗУ-23/30М1-4 на самоходную машину не привел к серьезной переработке ее конструкции. Инженерам пришлось убрать с зенитной установки только опорную платформу с колесным ходом. Теперь поворотная часть с оружием и приборами крепится непосредственно на грузовой площадке машины. Электрические приборы установки соединены с энергосистемой базовой машины. Ряд основных агрегатов установки в новом проекте получил новые корпуса и кожухи. Их наличие в определенной мере облагородило экстерьер всей машины. Зенитную установку дополнили вторым пультом управления, дублирующим основные приборы и позволяющим решать боевые задачи в сложных условиях, не подвергая наводчика известной опасности.

Любопытно, что на открытой площадке форума «Армия-2017» ПЭМЗ одновременно демонстрировал и ухе хорошо известную доработанную зенитную установку, и самоходную машину, построенную с ее применением. Гости мероприятия могли на месте сравнить исходное изделие и его измененный вариант.

Напомним, проекты модернизации установки ЗУ-23 от ПЭМЗ предусматривали отказ от одного из рабочих мест наводчика, вместо которого предлагалось монтировать различные новые приборы. При этом установка должна была заметным образом изменять свой внешний вид. Впереди на поворотной платформе установки сохранялись устройства для монтажа качающейся артиллерийской части. Левый борт платформы отдан под рабочее место наводчика с приборами управления огнем. Рядом с ним и на правом борту находятся крупные кожухи других устройств.

Несмотря на кардинальное обновление приборов, ЗУ-23/30М1-4 сохраняет вооружение в виде спаренных автоматических пушек 2А14 калибром 23 мм. Пушки могут использовать снаряды нескольких типов разного назначения. Подача боеприпасов осуществляется лентами из пары боковых ящиков. Скорострельность каждого орудия – 1000 выстрелов в минуту. Модернизированная установка имеет электрические приводы наведения с дублированием ручными системами. Имеющиеся механизмы обеспечивают круговую наводку по горизонтали с некоторыми ограничениями в секторе кабины машины. Вертикальное наведение – от 0° до +70°.

ЗУ-23/30М1-4 имеет отдельный кронштейн для установки переносных зенитных ракетных комплексов. Таким образом, пара автоматических пушек может дополняться ракетами. Это заметным образом увеличивает зону обстрела установки, а кроме того, фактически создает эшелонированную систему обороны, способную атаковать цели при помощи разных средств.

Справа на качающейся части установки располагается блок оптико-электронного оборудования с дневной и ночной аппаратурой, а также лазерным дальномером. Сигнал с этих приборов выводится на экран, расположенный над пультом наводчика. Обнаружение воздушной цели в светлое время суток обеспечивается на дальностях до 8 км – за пределами зоны обстрела. Аппаратура установки имеет несколько режимов работы: автоматический, полуавтоматический и ручной. В последних двух случаях оператор может использовать подвижный пульт, управляющий электрическими приводами наведения и оружием.

Многоцелевая артиллерийская установка «САМУМ»
Установка ЗУ-23/30М1-4 в буксируемой версии, вид сзади. Фото ПЭМЗ / pemz-podolsk.ru


В случае с самоходкой «САМУМ» собственные средства управления зенитной установкой дополнены новыми приборами. Второй пульт, имеющий те же функции, расположен внутри кабины экипажа. Благодаря этому во время работы в сложной обстановке наводчик может находиться под защитой брони и действовать в более комфортных условиях.

Многоцелевая боевая машина «САМУМ» имеет весьма скромные габариты и соответствующую подвижность. При этом обеспечены достаточно высокие боевые характеристики. Общая длина представленного образца – 5 м. Ширина – 2,75 м, высота – 2,7 м. Любопытно, что артиллерийская установка в походном положении не выступает за фронтальную проекцию кабины экипажа. Колея нового шасси – 3,1 м, клиренс – 500 мм. Снаряженная масса определяется в 6,5 т при грузоподъемности 1,5 т.

Сравнительно мощный двигатель позволяет машине развивать скорость до 160 км/ч. Запас хода с двумя 70-литровыми баками – 1000 км. Бронемашина может подниматься на склоны крутизной до 32° и двигаться с креном до 30°. Водоемы глубиной 1,6 м «САМУМ» преодолевает по бродам.

Пара 23-мм пушек с суммарной скорострельностью 2000 выстрелов в минуту, управляемая современными электронными устройствами, позволяет получить достаточно высокие боевые характеристики. Оптико-электронная аппаратура позволяет находить воздушные или наземные цели на дальностях до 8 км. Дальность эффективного огня пушек достигает 2,5 км. Досягаемость по высоте – 1,5 км. Возимый боекомплект включает 1000 снарядов.

Экипаж состоит из трех человек. Вероятно, в его состав входят водитель, командир и наводчик. На марше они могут располагаться внутри защищенной кабины; во время боевой работы – в зависимости от текущей обстановки. Так, для управления зенитной установкой могут использоваться два поста. Первый расположен непосредственно на вращающейся платформе с оружием. Второй находится под защитой брони, внутри кабины. Кабина оснащается развитым остеклением, обеспечивающим хороший обзор во всех условиях. Посадка осуществляется через пару бортовых дверей. Рабочее место наводчика ЗУ-23/30М1-4 располагается открыто.

В прошлом году многофункциональная самоходная установка «САМУМ» была представлена в виде макетного образца, используемого в рамках предварительных испытаний. В обозримом будущем Подольский электромеханический завод планировал продолжить работы по проекту, и в дальнейшем представить полноценный проект, готовый к серийному производству и поставкам в войска.

«Премьерный показ» перспективного образца боевой бронированной машины состоялся несколько месяцев назад, и с тех пор новые сообщения о ходе проекта «САМУМ» не поступали. По всей видимости, ПЭМЗ продолжает опытно-конструкторские работы и пока не готов представить их новые результаты. Впрочем, всего через несколько месяцев состоится следующий военно-технической форум «Армия-2018», и он может стать площадкой для демонстрации новой версии бронемашины.

Пребывая в ожидании нового показа перспективной бронемашины, можно попробовать дать ей оценку и предугадать реальные перспективы проекта. Как известно, главной целью проекта «САМУМ» было создание аналога распространенных импровизированных боевых машин кустарного производства, построенного с использованием производственных мощностей реальных предприятий. При этом была получена возможность избавиться от характерных недостатков техники, собранной на основе гражданских автомобилей, а также получить заметные преимущества перед ней. Готовый образец нового типа представляет определенный интерес, как минимум, с точки зрения техники.


Корма самоходки с местом для боеприпасов. Фото Defence.ru


Система ЗУ-23/30М1-4, установленная на машине «САМУМ», изначально предназначена для использования в противовоздушной обороне. Однако на практике оружие такого рода сейчас чаще используется для атаки наземных целей. Новый отечественный проект обеспечивает решение обеих задач. При этом она имеет серьезное преимущество в виде полноценной противопульной брони, которой обычно лишены кустарные образцы.

Защищенная машина с артиллерийским (или ракетно-артиллерийским) вооружением может использоваться в качестве средства огневой поддержки подразделений и атаковать наземные цели, сохраняя возможности борьбы с летательными аппаратами. Также подобную машину можно использовать для сопровождения автоколонн или патрулирования заданных районов. Благодаря бронированию экипаж сможет не опасаться стрелкового оружия противника, а пара 23-мм автоматических пушек оставит противнику минимальные шансы.

Впрочем, проект «САМУМ» может иметь определенные проблемы на уровне концепции. Последняя зародилась в специфических условиях отсутствия полноценной техники, и не лишена недостатков. Таким образом, современная развитая армия, имеющая на вооружении различные образцы техники разных классов, может попросту не проявить интереса к пикапу с зенитными автоматами, даже если он имеет заводское происхождение. Как следствие, перспективы машины «САМУМ» в контексте развития российской армии весьма туманны.

При этом подобные образцы, отличающиеся высоким качеством производства, могут быть интересны различным зарубежным заказчикам. Многие небогатые страны желают провести перевооружение, но ограниченные финансовые возможности не позволяют им приобретать «полноценные» образцы военной техники. Российский «САМУМ» может стать неплохим выходом из подобной ситуации. Вполне возможно, что те или иные зарубежные армии уже заинтересовались российской разработкой.

Самоходная артиллерийская установка «САМУМ» может стать предметом контракта на производство и поставку, но возможно и иное развитие событий. Тем не менее, вне зависимости от дальнейших событий, этот проект представляет, как минимум, технический интерес. Кроме того, он показывает и реализует любопытный подход к созданию новой техники, базирующийся на наработках «неофициальных» мастеров. Сможет ли подобная боевая машина повторить успехи кустарных разработок – покажет время.

По материалам сайтов:
http://pemz-podolsk.ru/
https://defence.ru/
https://rg.ru/
http://tass.ru/
https://военное.рф/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    5 июня 2018 17:55
    Общая длина представленного образца – 5 м. Ширина – 2,75 м, высота – 2,7 м...Колея нового шасси – 3,1 м

    это как может быть?! belay колея больше ширины машины?!
    да и скорость в 160 км/ч вызывает сомнения
    1. +4
      5 июня 2018 19:01
      Цитата: самоход
      колея больше ширины машины?!

      Даже на фотографии же видно, что колёса выпирают за ширину корпуса.
      1. +2
        5 июня 2018 20:20
        колеей автомобиля принято считать поперечное расстояние между центральной частью колес, расположенных на одной оси

        цитата: Общая длина представленного образца – 5 м. Ширина – 2,75 м, высота – 2,7 м. (заметьте, указаны размеры предоставленного образца, а не кузова). даже если колеса выпирают ну очень сильно за ширину корпуса, все равно общая ширина априори будет больше колеи

        hi
        1. +1
          5 июня 2018 20:35
          Цитата: самоход
          колеей автомобиля принято считать поперечное расстояние между центральной частью колес, расположенных на одной оси

          Ну, так здесь даже по этому параметру колея шире корпуса.
          1. +1
            5 июня 2018 20:38
            в данном случае колея больше (шире) корпуса, но не больше ширины представленного образца. разницу ощущаете? ширина корпуса и общая ширина несколько разные величины
            1. +1
              6 июня 2018 07:07
              Цитата: самоход
              в данном случае колея больше (шире) корпуса, но не больше ширины представленного образца. разницу ощущаете? ширина корпуса и общая ширина несколько разные величины

              Ну, видимо, они перепутали. Я именно об этом.
    2. 0
      5 июня 2018 22:24
      Вы на первую картинку посмотрите. На сколько крылья машины и колёса выходят за габариты.
      1. +1
        6 июня 2018 04:53
        выходят за габариты чего? Вы комментарии выше прочтите
  2. +5
    5 июня 2018 18:17
    Помню как мы, снайпера одного из подразделений больше всего таких "игрушек " боялись. Снайпера ихние редко тогда нормальные были. Тяжелого у них ничего т небыло. Мы тоже не дураки. Но вот такая хрянь могла всё вскопать и скосить на ЛЮБЫХ ДИСТАНЦИЯХ ДОСТУПНЫХ СНАЙПЕРУ. Бог миловал. Мы тоже на "гостей"с ними ( по возможности) охотились. Однажды этот наш урал с зушкой на марше расстреляли автоматчики из засады. Потому как ни какой защиты кроме резинового тента небыло. А эта штука вещь....Солдатакая смекалка найдет ему самое необычное применение..Уверен.
    1. +1
      5 июня 2018 20:32
      Из статьи:
      она имеет серьезное преимущество в виде полноценной противопульной брони, которой обычно лишены кустарные образцы.

      но при этом наводчик не защищен, что сводит к нулю все остальные достоинства.Ничем не отличается от самопальной установки на ЗИЛе или УРАЛе.
      Потому как ни какой защиты кроме резинового тента небыло.
      1. +3
        5 июня 2018 22:11
        Есть возможность работать из кабины с пульта.
  3. +2
    5 июня 2018 18:37
    Основным источником комплектующих для изделия «САМУМ» стали серийные автомобили марки «Урал».

    А мне показалось, что в основе-Тигр.
    Кроме того, в составе ходовой части присутствуют агрегаты от бронетранспортеров российской разработки

    Да и у Тигра много деталей от БТР.
    В качестве главного вооружения машины «САМУМ» используется достаточно известная разработка Подольского электромеханического завода.

    Так вот ты какая, швейная машина "Подольск". laughing
  4. 0
    5 июня 2018 18:47
    Недавно еще модуль с 2А42 показали...
    1. 0
      5 июня 2018 21:08
      Вот это уже интереснее.
  5. 0
    5 июня 2018 19:56
    Ммм... да зачем придумывать новое, возьмите японский пикап и прикрутите пушку - дешево и сердито, зачем специализированную машину пилить, только бюджет распиливается
    1. 0
      5 июня 2018 20:51
      Цитата: NordOst16
      возьмите японский пикап

      Где взять-то ? Официально закупать ? Слава богу, от такой "гениальной" идеи вроде отбились.
      1. +4
        6 июня 2018 03:44
        Сам учавствовал в производстве Шушпанцеров для африки из Фордов F550. Ну не выдерживают они.Ни рама, ни подвеска , ни двигатели ( хотя Камминс хорошие моторы). Пружины мощнее ставили. Мы , как производители об прекрастно знали. Но полблемы ....."черных " да еще на " черном" континенте "шерифа ну вообще не волнуют.."
        Даже один раз в новостях видел колонну Бармалеев на наших машинах в том числе. Да и у истоков лёгких броневиков от Краза для укровермахта те же уши торчат-заокеанские. К чему это я? Ага, так вот , со всей ответственностью вам заявляю, что даже легкобронированная автомобильная техника не спроектировпнная изначально для этих целей является БАРАХЛОМ!
        Служат они даже в небольших конфликтах до первой серьезной ямы , горки, или марша и уж не дай бог ей под обстрел попасть. Машина в статье спроектирована специально для зенитной установки и способна выдержать отдачу с минимальным воздейсвием на точность попадания . А так же укрыть стрелка от осколков и пуль. Только вот кто короба на установке менять будет? А два короба выстрелить уже установленных это и не заметиш.
  6. +4
    5 июня 2018 20:17
    В первую очередь, его вооружение предназначено для атаки воздушных целей в ближней зоне. При необходимости экипаж может открыть огонь по наземным объектам.
    Неправильный изначальный посыл гробит всю идею. Подобная тачанка - это в первую очередь оружие для работы по земле. А уж потом - зенитка.
    Из недостатков можно отметить
    1) использование нестандартного легкого шасси.
    2) отсутствие защиты у оператора ЗУ.
    3) отсутствие стабилизации ЗУ.
    Думается , что машина могла бы оказаться более интересной используй разработчики шасси серийного тяжелого грузовика типа "урал" и озаботься они более серьезным бронированием рабочих меств водителя, командира и оператора ЗУ. Но, это личное ИМХО. Может кто что добавит по теме.
    1. 0
      11 июня 2018 15:07
      Цитата: tchoni
      В первую очередь, его вооружение предназначено для атаки воздушных целей в ближней зоне. При необходимости экипаж может открыть огонь по наземным объектам.
      Неправильный изначальный посыл гробит всю идею. Подобная тачанка - это в первую очередь оружие для работы по земле. А уж потом - зенитка.
      Из недостатков можно отметить
      1) использование нестандартного легкого шасси.
      2) отсутствие защиты у оператора ЗУ.
      3) отсутствие стабилизации ЗУ.
      Думается , что машина могла бы оказаться более интересной используй разработчики шасси серийного тяжелого грузовика типа "урал" и озаботься они более серьезным бронированием рабочих меств водителя, командира и оператора ЗУ. Но, это личное ИМХО. Может кто что добавит по теме.

      Я бы не смотря не на что поднял бы платформу с орудием для обстрела на 360 град. с небольшим отрицательным уклоном ствола. Плюсом добавилось бы ещё 1000 шт. боеприпасов.
  7. 0
    5 июня 2018 20:32
    Эрзац в чистом виде. Накой вкладыватся в разработку велосипеда? Всё уже придуманно давно.
  8. 0
    5 июня 2018 21:07
    Экспортное решение. В Сирию, Ирак, Йемен и т.д. продавать. Для своих надо решение с нормальным дистанционной-управляемым модулем вооружения,благо такого добра ВоенПром имеет достаточно.
    1. +2
      5 июня 2018 22:14
      Дак том есть возможность работать из машины. С пульта. А не сидя за гашеткой пулемёта.
  9. +1
    5 июня 2018 22:26
    Необходимо быстро убирающиеся и быстроставящиеся упоры для улучшения устойчивости машины при стационарной стрельбе. Вполне можно гидравлические сделать.
    1. +2
      6 июня 2018 03:50
      Длинными очередями с нее никто не стрелят. При правильной настройке подвески она успеет выдержать короткую очередь. До критичного отклонения влияющего на точность попаданий.
    2. +1
      6 июня 2018 10:41
      Заявлена возможность блокировки агрегатов подвески. Это позволяет машине во время стрельбы сохранять стабильное положение и не раскачиваться, теряя точность и кучность. Можно предполагать, что наличие блокировки подвески позволило обойтись без домкратов для предварительного вывешивания установки перед стрельбой.
  10. 0
    6 июня 2018 12:35
    пара канистр снаружи на фото как то не айс...
    1. 0
      11 июня 2018 10:19
      Цитата: faiver
      пара канистр снаружи на фото как то не айс...

      Внешние топливные баки на танках Вас не смущают? :)
      1. 0
        11 июня 2018 11:14
        ну так в бой с ними не ходят....
        1. 0
          11 июня 2018 18:16
          Цитата: faiver
          ну так в бой с ними не ходят....

          ..а на снимке гантрак идёт в бой? :)
  11. +2
    7 июня 2018 10:37
    "Сможет ли подобная боевая машина повторить успехи кустарных разработок – покажет время."
    Не стоит ждать. Не сможет она конкурировать с массовым пикапами Тойота ни по цене , ни по надежности, ни по доступности зап.частей. А вооружение - приваривается то, что есть под рукой или на складе, а не покупается новое.
    Защищенность? Достаточно бронежилетов. От РПГ, автоматических пушек, крупнокалиберных пулеметов и "антиматериальных" винтовок броня «САМУМ» все равно не защитит.
  12. 0
    8 июня 2018 12:31
    Джихадмобиль расчитанный нп экспорт в страны африки и ближний восток
  13. 0
    10 июня 2018 18:03
    Кто-нибудь может объяснить мне зачем такой серийный шушпанцер нужен? Как эту хренотень то использовать?
  14. 0
    11 июня 2018 05:01
    машинка красивая получилась. но возникли вопросы - ширина 2,75м. (колея 3,1м.) - запрет на передвижение данного автомобиля по дорогам общего пользования без сопровождения ГИБДД(ВАИ). и 2-ой вопрос - почему не использовали сьтандартный грузовик либо МРАП. на вскидку - Тигр, Урал-Торнадо 4х4, ГАЗ 4х4?
  15. 0
    26 декабря 2018 20:13
    Машинка чисто для экспорта. Когда хохлы на авто ЗУшки лепили, то все ржали. Теперь сами Азовец изобретаем.
  16. 0
    29 сентября 2021 12:48
    Такое изделие вполне достойно установки на гусеничный МТЛБ, а если и с ПЗРК то вообще будет существенно усиленная машина, да с дистанционным управлением. Готовый дистанционно управляемый боевой модуль для МТЛБ.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»