SCAF, или Мечты Европы об истребителе нового поколения

18
Старые «союзники»

Одной из главных авиационных новостей апреля нынешнего года стала новость о соглашении между Францией и Германией, направленном в том числе на создание истребителя нового поколения. Про это объявили на Международной авиационно-космической ярмарке ILA-2018, которая прошла в Берлине. Комплекс получил обозначение Système de combat aérien du futur (SCAF).



Слово «комплекс» как нельзя лучше раскрывает суть соглашения. И дело даже не в том, что каждый современный самолет-истребитель является набором сложнейших систем. Достигнутая договоренность должна стать «ключевым элементом европейской безопасности». Она объединит разработку самого истребителя, ряда беспилотных аппаратов, а также системы взаимодействия, контроля и управления. В качестве примерной даты появления нового самолета назвали 2040-й, но нет никаких гарантий того, что это действительно будет так и что сроки испытаний не будут переноситься. В случае с настолько сложными и дорогими разработками этого исключать никак нельзя.

Про сам будущий истребитель известно мало. Сейчас основных действующих лиц два, и они более чем весомы. Это общеевропейский авиастроитель Airbus и национальная французская Dassault Aviation. «Мы готовы и говорим нашим министерствам обороны, и нашим властям: мы готовы, теперь за дело», — заявил генеральный директор Dassault Aviation Эрик Трапье. «Первой скрипкой» будет именно компания из Франции. Ничего удивительного в этом нет: за спиной у нее создание таких признанных во всем мире машин, как Dassault Mirage 2000 и Dassault Rafale.


Dassault Rafale


Строго говоря, в современной Европе только Францию можно назвать страной, имеющей полный цикл создания самолетов-истребителей. Британское авиастроение уже не способно на разработку и серийное производство таких машин. Знаменитый «Харриер» даже в 60-е сложно было назвать «королем неба», а после него британцы переключились на кооперацию с другими европейскими странами. В случае с Германией национальная боевая авиация после Второй мировой и вовсе стала «табу». Времена опасения прихода к власти нового Гитлера давно прошли, но сотрудничество в этом вопросе с другими государствами для немцев и сейчас более приоритетно, чем сугубо национальное авиастроение.

«Дассо» и New Fighter

Новость про новый истребитель сама по себе не стала неожиданностью. Подписание договора могло произойти и через год и, например, через два. С туманными формулировками об «угрозе новой войны в Европе» и неясными сроками реализации. По-настоящему удивил концепт истребителя нового поколения, представленный корпорацией Airbus Defense and Space в ноябре прошлого года. Эффектная презентация дала общее представление о машине с незамысловатым именем New Fighter. Она должна стать элементом обширной военной программы. Согласно плану, истребители будут взаимодействовать как с самолетами ДРЛО и спутниковой группировкой, так и с новыми БПЛА. Концепт рисовали с явным упором в сторону малозаметности, что, конечно, роднит его с F-22 и российским ПАК ФА. С другой стороны, тезис о «воровстве технологий», высказанный авиалюбителями, здесь совершенно неверен. Показанный на изображении самолет выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка». Очень популярной у европейцев. В то же время и F-22, и F-35, и Су-57 имеют нормальную аэродинамическую схему. Наличие аналога наплыва с поворотной передней частью, который мы видим на ПАК ФА, также не является серьезным свидетельством того, что европейские авиастроители утратили свою самобытность.


New Fighter


Вопрос, в общем-то, в другом. Показанный New Fighter может и не иметь никакого отношения к будущему истребителю. Отдельные наработки инженеры «Дассо» использовать могут, но с большой долей вероятности продемонстрированный концепт останется лишь красивой картинкой, а создавать европейский истребитель будущего будут, что называется, с нуля.

В этой связи нельзя не сказать про главный тренд последних лет. А именно о создании беспилотных летательных аппаратов. Пока что они себя прекрасно зарекомендовали как разведчики и как средство для точечных ударов по земле. Но это пока. В будущем, вероятно, истребитель тоже будет беспилотным. Так что New Fighter (а он заявлен прежде всего как пилотируемая машина) может быть неверен, сугубо концептуально.

Еще один вариант, на который часто обращают внимание: возможность сосуществования на одной базе пилотируемого и беспилотного истребителя. Когда один управляемый ЛА выступает в качестве центра управления «стаей» беспилотников. Интересный подход, который может получить путевку в жизнь. Но не факт, что в случае со SCAF’ом выберут именно это направление. На данном этапе вообще бесполезно делать какие-то выводы. Более или менее точно можно будет судить, когда (если) представят демонстратор технологий. Навскидку: ждать придется лет пять-десять минимум. За это время роль бесплотных систем только возрастет.


New Fighter


Попытка номер пять

Наконец, самое главное. То, без обсуждения чего, в принципе, не имеет смысла говорить про Système de combat aérien du futur. SCAF — далеко не первая попытка создать «что-то европейское». Сейчас уже мало кто помнит, что BAE Systems работала в 1990-е над программой FOAS (Future Offensive Air System), которую закрыли только в 2005-м. Хотели создать перспективный боевой самолет на замену Tornado GR.4 в Королевских ВВС. Позднее программу переименовали в DPOC (Deep and Persistent Offensive Capability) и окончательно закрыли в 2010 году. Все, что осталось из начинаний британцев, — полномасштабный макет перспективного боевого самолета. Полученный опыт они применили в случае с БПЛА Taranis. Ну а французы решили создать свой nEUROn, в общем-то, похожий на британскую разработку. Taranis и nEUROn, впрочем, имеют отношение к полноценным истребителям нового поколения опосредованное. Все-таки разные классы боевых машин.

Тут, пожалуй, будет уместно напомнить, что когда-то Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale должны были быть «единым целым». В 1983 году на совещании начальников штабов ВВС Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании приняли решение создать консорциум «Еврофайтер», который бы создал европейский истребитель нового поколения. Уже на этапе формирования тактико-технического задания участники начали спорить: Франции, в отличие от других, был нужен не только сухопутный, но также и палубный самолет. Их не устраивал вес и некоторые другие параметры. Итог нам всем хорошо известен: Франция вышла из консорциума, создав в конечном итоге свой «Рафаль».

А ведь не стоит забывать, что тогда была холодная война. Казалось бы, не самое лучшее время для разногласий между союзниками. Во всяком случае, перед лицом реальной угрозы с Востока договориться европейцам было легче, чем сейчас, когда военная опасность для ЕС эфемерна, а шансы реально потеснить США на мировом рынке самолетов-истребителей не очень высока.

В таких условиях нельзя исключать нового «развода» между Германией и Францией. Еще один вполне возможный вариант — спустить проект на тормозах. Под бравурные речи немецких политиков о достоинствах F-35, к покупке которого Германия сильно склоняется в последние годы. Оба эти сценария, конечно, далеко не единственные, но пока что выглядят наиболее реалистично.


F-35


До тех пор, пока Европа не сможет выработать свой собственный вектор развития, не зависящий от США, говорить о столь амбициозных проектах вообще сложно. В крайнем случае, американцы постараются вбить клин в соглашение между французами и немцами, однако пока даже это им не нужно. Lockheed Martin себя вполне уверенно чувствует на мировом рынке самолетостроения. И с каждым годом Европа может предложить все меньше.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    8 июня 2018 06:07
    SCAF, или Мечты Европы об истребителе нового поколения
    купите лучше у китайцев,можно и у американцев,но это сильно дороже. yes
    1. +1
      8 июня 2018 08:45
      Американцы напрочь отказываются продавать F-22 ,а сколько пятого у Китайцев непонятно
      1. +2
        8 июня 2018 09:31
        Цитата: BlackMokona
        Американцы напрочь отказываются продавать F-22

        У матрассов нет производства серийного ящеров.Чего продавать то?187 бортов,которые не факт что все в строю и в нормальном состоянии?
        Цитата: BlackMokona
        а сколько пятого у Китайцев непонятно

        У китайцев нет истребителя 5 поколения. При этом,в мире вообще нет точного и общего понятия истребителя 5 поколения,тк каждая сторона в это понятие вкладывает свое видение.
        1. +1
          8 июня 2018 21:25
          "в мире вообще нет точного и общего понятия истребителя 5 поколени"///

          Есть. 10 пунктов, кажется. Ф-22 проходит почти по всем, остальные конкуренты по 5-7 из 10
          1. 0
            14 июня 2018 08:45
            Что есть у F-22, чего нет у Су-57? Скорее наоборот, F-22 изначально предельно однофункционален.
          2. 0
            14 июня 2018 21:48
            ф22 уже настолько стар что даже ф 35 более серьезная машина в сравнении с пробой пера в 5ом поколении . возможно будет модернизация ф 22 если в пентагоне захоятт распитлить пару тройку лярдов . Но думаю что на него просто забьют и сделают верно ф 35 сейчас и производится и дорабатывается - то есть машина в работе и она будет улучшатся а ф 22 хорошый в прошлом самолет как бы 5го поколения .
      2. +2
        8 июня 2018 21:22
        Если реализуется "японский вариант", то Ф-22 получит вторую жизнь. На деньги Японии и для Японии в первую очередь, Локхид обязуется возобновить производство Ф-22. Планер Ф-22 , начинка от Ф-35.
  2. +1
    8 июня 2018 11:25
    Пусть займутся созданием беспилотного истребителя.Утопические идеи им помогут
  3. +2
    8 июня 2018 14:46
    Рассуждения никому неизвестного фрилансера о возможностях европейского авиастроения не стоят выеденного яйца. Такие статьи еще как то можно понять в разделе "Мнения", но тут...
    1. +2
      8 июня 2018 21:13
      Eщё добавлю что создание своего (европейского) истребителя пятого поколения это не только престиж или дань моде но и пища для работы огромного количества научно исследовательских институтов а в последствии и производящих фирм (и не только непосредственно занятых данной темой).
      В общем, довольно весомый двигатель прогресса.
    2. 0
      10 июня 2018 23:41
      Полагаю, любая критика должна иметь хоть каплю осмысленности. Сыпать беспочвенными обвинениями может кто угодно.
  4. 0
    8 июня 2018 16:14
    До тех пор, пока Европа не сможет выработать свой собственный вектор развития, не зависящий от США, говорить о столь амбициозных проектах вообще сложно. В крайнем случае, американцы постараются вбить клин в соглашение между французами и немцами, однако пока даже это им не нужно. Lockheed Martin себя вполне уверенно чувствует на мировом рынке самолетостроения. И с каждым годом Европа может предложить все меньше.


    Дело за малым . Осталось подождать примерно 22 года и только тогда можно будет что то опрелённое сказать, а гадать на кофейной гуще можно до бесконечности.
  5. +2
    8 июня 2018 18:42
    Для иллюстрации статьи. Английский беспилотник Таранис:

    Англичане в последнее время, еще до выхода из Евросоюза, отделились от Европы в военных проектах. И гораздо охотнее сотрудничают с Израилем. Но у них нет серьезного финансирования этих программ.
  6. +2
    8 июня 2018 18:44
    А вот немецкий дрон.
    1. +2
      10 июня 2018 11:14
      voyaka uh
      "А вот немецкий дрон."
      Как две капли похож на
      1. 0
        14 июня 2018 08:44
        Потому что это совершенно логично, каплевидная форма для дозвука без учета отсутствующей необходимости в кабине пилота, разведенные кили и закрытый массивным лобешником движок для снижения ЭПР.
    2. -1
      14 июня 2018 21:55
      Это вообщето американский дрон Global Hawk но созданный в кооперации с германией и названный RQ-4E Euro Hawk . То что немцы отверточную зборку 5ти машин у себя в германии организовали за 500мультов еще не делает этого дрона немецким .
  7. 0
    14 июня 2018 08:42
    ЕМНИП немцы с французами ни разу по совм. разработкам оружия не договорились.