В семидесятых годах советская добывающая отрасль осваивала новые удаленные месторождения и прокладывала многочисленные трубопроводы. Отсутствие развитой транспортной инфраструктуры приводило к известным проблемам, которые, в свою очередь, стимулировали дальнейшее развитие автомобильной и специальной техники. Для обеспечения работы специалистов в труднодоступных районах разрабатывались различные машины высокой и сверхвысокой проходимости. Одним из самых интересных образцов такого рода стал сочлененный болотоход БТ361А-01 «Тюмень».

К середине семидесятых потребность нефтяников и газовиков в специальной технике была частично удовлетворена за счет имеющихся серийных машин, в том числе в особом исполнении, а также при помощи некоторых новых образцов. Тем не менее, доставка крупных и тяжелых грузов в условиях отсутствия хотя бы грунтовых дорог по-прежнему оставалась серьезной проблемой. Для ее решения было предложено создать совершенно новый образец техники сверхвысокой проходимости.


Болотоход БТ361А-01 "Тюмень" с грузом на платформе



В 1978 году министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности CCCP выступило с инициативой о создании перспективного болотохода с повышенными характеристиками проходимости и увеличенной грузоподъемностью. По своим ходовым качествам новая машина должна была, как минимум, не уступать существующей технике или показывать существенные преимущества. Кроме того, требовалось обеспечить возможность перевозки крупногабаритных грузов массой до 35-36 т.

Разработка перспективного болотохода была поручена Специальному конструкторскому бюро «Газстроймашина» (г. Тюмень). Главным конструктором проекта стал О.К. Васильев. Новая разработка получила заводское обозначение БТ361А-01. Кроме того, проекту присвоили дополнительное имя «Тюмень» – очевидно, в честь города, где он создавался.

Уже на ранних этапах определения технического облика будущей машины было установлено, что традиционные архитектуры и компоновки не позволят получить желаемые характеристики и возможности. Грузовая площадка требуемых размеров, размещенная на корпусе стандартной конструкции, могла резко ухудшить подвижность и проходимость машины. Кроме того, ожидалось возникновение проблем с массой и прочностью агрегатов.

Выходом из такого положения являлось применение новых идей и решений. Специалисты СКБ «Газстроймашина» решили строить перспективный болотоход по сочлененной схеме. Он должен был передвигаться при помощи двух отдельных гусеничных тележек, над которыми следовало подвесить грузовую платформу с набором необходимых узлов и агрегатов. Необходимо отметить, что это был первый в советской практике случай применения сочлененной схемы, доведенный, как минимум, до испытаний. Подобная архитектура изучалась и ранее, но дальше предварительных расчетов тогда дело не пошло. Теперь же нестандартную схему предлагалось не просто проверить, но и довести до серийного производства с последующим использованием в народном хозяйстве.


Преодоление препятствия в виде раскисшего грунта


Для известного упрощения производства конструкторы во главе с О.К. Васильевым решили применять доступные серийные узлы и агрегаты. Одним из основных источников запчастей должен был стать колесный трактор К-701. У него предлагалось заимствовать кабину с капотом двигателя, силовую установку и некоторые детали трансмиссии. Впрочем, будущему заводу-изготовителю в любом случае пришлось бы осваивать выпуск совершенно новых деталей, разработанных специально для «Тюмени».

Машина БТ361А-01, строившаяся по необычной схеме, отличалась характерной компоновкой. В ее основе были две гусеничные тележки средних размеров. На корпусе передней тележки закреплялись кабина экипажа и моторный отсек. Они были смещены вперед, в результате чего кожух моторного отсека заметно выступал вперед относительно ходовой части. За кабиной, вблизи центра передней тележки, находилась опора с шарниром для установки грузовой платформы. Вторая ее опора помещалась в центре задней тележки. Задняя тележка по своей конструкции была похожа на переднюю, но отличалась составом агрегатов. Тележки соединялись друг с другом при помощи несложного узла сочленения.

Под капотом, без особых доработок заимствованным у трактора «Кировец», поместили дизельный двигатель ЯМЗ-240БМ мощностью 300 л.с. Рядом с двигателем устанавливалась четырехрежимная 16-скоростная коробка передач. Переключение передач осуществлялось с использованием гидравлической системы и без разрыва потока мощности. При помощи системы карданных валов и передач крутящий момент «опускался» от высокорасположенного двигателя к агрегатам тележек. Обеспечивался одновременный привод ведущих колес обоих гусеничных движителей, что позволяло получить желаемые характеристики подвижности и проходимости.


"Тюмень" идет по броду


Ходовая часть обеих тележек «Тюмени» была унифицирована. Каждая тележка представляла собой корпус, на бортах которого жестко закреплялись четыре опорных катка большого диаметра. Катки были оснащены резиновыми пневматическими покрышками, выполнявшими функции амортизаторов. В передней части тележки помещались ведущие колеса, в задней – направляющие. Проект предусматривал использование резинометаллических гусениц. Лента изготавливалась из металлических тросов и резиновой ленты. Такое изделие имело толщину 18 мм при ширине 1200 мм.

Четыре широкие гусеницы позволяли получить минимально возможную нагрузку на опорную поверхность. По расчетам, болотоход с грузом 27 т при погружении гусениц в грунт на 140 мм показывал удельное давление на уровне 0,33 кг/кв. см. Для сравнения, удельное давление на грунт человека находится в пределах 0,7 кг/кв.см.

Узел сочленения, установленный между тележками, обеспечивал передачу мощности к задним ведущим колесам, а также предназначался для управления машиной по курсу. В его составе имелись карданный вал и пара силовых гидроцилиндров. За счет управления последними водитель мог изменять взаимное положение тележек. Это, в свою очередь, приводило к входу в требуемый поворот. Управление перемещением тележек в вертикальной плоскости отсутствовало. В то же время, узлы их соединения с грузовой платформы были оснащены амортизаторами, предотвращавшими излишне резкие перемещения агрегатов.


Движение по неглубокому снегу


Кабина экипажа была без особых изменений заимствована у серийного трактора К-700. Она помещалась позади моторного отсека, с некоторым превышением над ним. Было сохранено панорамное остекление, обеспечивавшее хороший обзор во все стороны. Доступ в кабину осуществлялся через пару бортовых дверей. При этом, как и в случае с «Кировцем», водитель нуждался в помощи нескольких подножек. Органы управления остались прежними, но средства их связи с исполнительными механизмами пришлось самым серьезным образом доработать.

Для перевозки грузов предлагалось использовать крупную прямоугольную площадку рамной конструкции. Длина платформы достигала 8 м, ширина – около 3,5 м. На ней предлагалось перевозить груз массой до 36 т. В передней части платформы предусматривалось многоугольное ограждение, рядом с которым разместили лебедку. Это устройство комплектовалось 70-м тросом и развивало усилие тяги до 196 кН. Трос выдавался назад, что могло помочь при погрузке.

В базовой конфигурации болотоход БТ361А-01 «Тюмень» являлся простым грузовиком, способным перевозить те или иные крупногабаритные грузы, закрепленные на платформе. Кроме того, его можно было использовать в качестве специального шасси для техники иного назначения. В ходе серийного производства и переделки силами эксплуатанта платформы использовались для размещения цистерн, контейнеров с различным оборудованием и т.д.

Наличие крупной грузовой платформы привело к получению соответствующих габаритов самой машины. Длина «Тюмени» составляла 15,56 м, ширина – 3,74 м, высота – 3,76 м. Дорожный просвет – 600 мм. Снаряженная масса определялась на уровне 46 т, что позволяло взять на борт 36-тонный груз допустимых размеров. Полная масса, соответственно, составляла 82 т.


Перевозка жилого контейнера-бытовки


Необычная компоновка ходовой части обеспечила машине высокие показатели подвижности на всех ландшафтах, в том числе сложных. На хорошей дороге гусеничный болотоход мог развить скорость до 15 км/ч. Максимальная скорость на пересеченной местности, в зависимости от ее особенностей, была незначительно ниже. Машина могла преодолевать любые препятствия, при которых тележки оставались в пределах допустимого сектора. За счет этого рабочие уклоны в поперечной и продольной плоскостях достигали 16°. «Изгибание» сочлененной конструкции позволяло получить радиус разворота всего 17 м. За счет высокого расположения ряда агрегатов «Тюмень» могла без подготовки преодолевать броды глубиной до 1,5 м.

Проект с рабочим обозначением БТ361А-01 был разработан всего за полгода, после чего необходимую документацию передали предприятию-изготовителю. В соответствии с решением Миннефтегазстроя, производство новой техники должен был освоить Кропоткинский экспериментальный машиностроительный завод. Ряд предприятий автотракторной промышленности был привлечен к работам на ролях поставщиков отдельных комплектующих.

В самом конце семидесятых годов первый опытный экземпляр болотохода «Тюмень» прошел все необходимые испытания, площадкой для которого стали некоторые полигоны и удаленные районы, где велось строительство новых объектов. Испытания были признаны успешными, благодаря чему машину рекомендовали к массовому производству и эксплуатации.


Болотоход в роли бензовоза


Серийное производство болотоходов БТ361А-01 было развернуто в Кропоткине и продолжалось в течение нескольких лет. За это время было построено не менее нескольких сотен машин сверхвысокой проходимости в разной комплектации. Все они распределялись между структурами и организациями, занятыми в строительстве новых объектов нефтегазовой отрасли в Сибири и Заполярье. К этому времени в их распоряжении имелись разнообразные автомобили, а также те или иные вездеходы, но появление новой «Тюмени», выгодно отличавшейся от предшественников основными характеристиками, заметным образом повлияло на ход работ.

Активная эксплуатация многоцелевых болотоходов БТ361А-01 «Тюмень» стартовала в начале восьмидесятых годов. В этот период советская промышленность занималась обустройством новых месторождений и совершенствованием старых, прокладкой трубопроводов и т.д. Значительная часть таких работ велась в удаленных районах без развитой транспортной инфраструктуры, и крупные болотоходы с высокими характеристиками постоянно решали те или иные задачи. Им почти не приходилось простаивать без дела.

Не позднее конца восьмидесятых годов серийное производство машин БТ361А-01 было прекращено в связи с выполнением всех основных заказов и известными проблемами того времени. Тем не менее, эксплуатация уже поставленной техники продолжалась, и «Тюмени» по-прежнему доставляли людей и грузы к местам строительства новых объектов.


Пара "Тюменей" на бездорожье


Как известно, гусеничные машины отличаются от колесных большей сложностью эксплуатации и обслуживания, а также меньшим ресурсом ходовой части. Имея сразу четыре гусеницы, болотоход БТ361А-01 мог в полной мере столкнуться с такими проблемами. Постепенная выработка ресурса, работа в крайне сложных условиях или, в некоторых случаях, простаивание без дела со временем серьезно ударили по парку машин типа «Тюмень». К настоящему времени большая часть серийной техники этой модели была списана в связи с невозможностью дальнейшей работы.

Тем не менее, известно, что небольшая часть серийных болотоходов все еще остается в строю. Эти машины, как и ранее, занимаются перевозкой крупногабаритных и тяжелых грузов в интересах добывающих предприятий. При аккуратном использовании и правильном своевременном обслуживании они смогут продолжать работу и в ближайшем будущем.

Следует отметить, что грузоподъемность многоцелевой машины «Тюмень» не всегда соответствовала возникающим задачам. В определенных ситуациях строителям требовалась техника с возможностью перевозки более крупных и тяжелых грузов. Эта потребность отрасли была учтена, и вскоре появился новый проект тяжелого транспорта сверхвысокой проходимости. В качестве улучшенного дополнения к БТ361А-01, способного решать особо сложные задачи, был разработан уникальный болотоход СВГ-701 «Ямал». Этот образец специальной техники следует рассмотреть отдельно.

По материалам:
https://drive2.ru/
http://cardesign.ru/
http://вездеход-снегоболотоход.рф/
Степанов А. Сочлененные гусеничные и колесные машины сверхвысокой проходимости. // Техника и вооружение, 2003. №8.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Dalniyboi.ru, "Техника и вооружение"
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

18 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Vard Офлайн
    Vard 10 июня 2018 05:04
    +3
    Разный подход к технологии строительства... Был в Канаде .. там труба на опорах все чистенько и аккуратно... У нас трасса разворочена так что трактора тонут..
    1. Витас Офлайн
      Витас 10 июня 2018 20:12
      +2
      Еще городки переносные, выработали и убрались с месторождения. А у нас города, поселки, градообразующие предприятия, как результат... частое запустение.
      1. Сергей086 Офлайн
        Сергей086 16 июня 2018 22:36
        0
        переносные....под мышкой?
    2. Сергей086 Офлайн
      Сергей086 16 июня 2018 22:36
      0
      трактора тонут на трассе?! Увольнять нахрен! Трактор на трубопроводе, да это же ЧП! А если рядом с трубою- увольнять! Их что, лежневаться не учили!?
  2. Мар.Тира Офлайн
    Мар.Тира 10 июня 2018 05:06
    +2
    Мощная машина.В СССР всё было мощное.У нас такой речные катера выдёргивал на берег как щепки.Только название было "Уралец".
  3. рич Офлайн
    рич 10 июня 2018 07:32
    +5
    Мар.Тира (Олег) : Мощная машина.

    Кировец, однако


  4. san4es Офлайн
    san4es 10 июня 2018 09:15
    0
    hi Снегоболотоход "Тюмень" БТ361А-01, разработанный в СКБ "Газстроймашина" под руководством главного конструктора проекта Васильева O.K. и изготовленный на Кропоткинским экспериментальном машиностроительном заводе Миннефтегазстроя СССР в 1978–1980 гг
  5. Dead Hand Офлайн
    Dead Hand 10 июня 2018 10:39
    0
    такой на металле валяется..старый...СВГ похожа на Хаски, Сам не работал на таких. Но слышал что не очень они были. Не плавает, это плохо))
  6. Romario_Argo Офлайн
    Romario_Argo 10 июня 2018 10:53
    0
    лучше бы танк на такой гусеничной базе проработали
    1. aristok Офлайн
      aristok 11 июня 2018 19:26
      0
      Цитата: Romario_Argo
      лучше бы танк на такой гусеничной базе проработали

      если уж делать 4 гусенитси то тогда уж сочлененную конструктсию нужно - а то все главние плюси пропадают а недостатки сохраняются..(кнопки на клаве не все работают)
  7. kordon332 Офлайн
    kordon332 10 июня 2018 14:54
    +1
    Семейство на базе Кировца проигрывает семейству Витязь, т.к.машины на базе Кировца не плавающие. А любой иэ Витязей или едет или плывет. А это громадное преимущество.
  8. kordon332 Офлайн
    kordon332 10 июня 2018 15:03
    +1
    Цитата: Romario_Argo
    лучше бы танк на такой гусеничной базе проработали

    А чем данная конструкция отличается от классики? Ничем,как и танк с 4-мя, по две на каждый борт, гусеницами.
    1. Кот_Кузя Офлайн
      Кот_Кузя 10 июня 2018 16:13
      +1
      При обстреле спереди гусениц танка, рвется только передняя гусеница, а задняя остается целой, и танк може продолжать движение, пусть и с некоторыми ограничениями.
      1. kordon332 Офлайн
        kordon332 10 июня 2018 17:37
        +3
        Цитата: Кот_Кузя
        При обстреле спереди гусениц танка, рвется только передняя гусеница, а задняя остается целой, и танк може продолжать движение, пусть и с некоторыми ограничениями.

        Слишком незначительное преимущество, учитывая колоссальное усложнение конструкции
        1. prodi Онлайн
          prodi 11 июня 2018 21:51
          0
          преимущество значительное, усложнение терпимо
          1. aristok Офлайн
            aristok 12 июня 2018 08:47
            0
            Цитата: prodi
            преимущество значительное, усложнение терпимо

            если уж преимущество только в этом то проще и эффективнее ,чем городить дополнительную пару полноценных гусеничных конструкций, поставить впереди гусеницы дополнительный каток, который будет защищать её, а в случае разрушения его - уменьшение подвижности будет минимально.
            .. также будет минимальным усложнение конструкции.
            1. prodi Онлайн
              prodi 12 июня 2018 21:16
              0
              неплохо, но для преодоления препятствий переднее колесо делают меньшего диаметра, каток придётся делать большего, или городить привод поднимающий его
  9. Сергей086 Офлайн
    Сергей086 16 июня 2018 22:31
    0
    Шляпа это все...Витязь, да с прицепом (3м звеном) перевезет больше, а где надо и переплывет. А при установке на второе звено верхней части эксковатора (желательно хундая, они как раз вписываются в габариты) то Витязь вообще чудо машина для всяких УАВРов, ЛЭСов и т.п...