Вернётся ли Як-3 в Саратов?

25
Три года тому назад я написал статью о возвращении домой на Родину знаменитого самолета Як-3 Ф.П. Головатого.

Вернётся ли Як-3 в Саратов?




Новость была хорошая: самолет удалось вывезти из США. Его ждала реставрация и музейная жизнь — напоминание правнукам о (не побоюсь этого слова) подвиге Ф.П. Головатого.

Группа патриотов своей страны более 20 лет билась за возвращение нашей памяти. В нее входили летчик Борис Еремин, воевавший на этом самолете и сбивший в войну 14 самолетов врага, ветераны Саратовского авиазавода и еще много неравнодушных людей.

Одним из борцов за возвращение была правнучка Ферапонта Петровича — Лидия Сергеевна Тюрникова. 30 мая она записала обращение к президенту РФ В.В. Путину.

Приведу текст полностью:

«Уважаемый Владимир Владимирович! Я — внучка Героя Соцтруда Ферапонта Петровича Головатого, который в годы войны на собственные средства купил для фронта на Саратовском авиационном заводе 2 истребители Як-1 и Як-3. Оба этих самолета мой дед подарил Герою СССР Еремину Борису Николаевичу. Як-1 в декабре 1942 г., а Як-3 в мае 1944 г. Я помню, чего это нам стоило. Дед отдал все, мы голодали, но внесли свой вклад в Победу.

Нам очень больно, что в сентябре 1991 г. Як-3 был отправлен из Москвы в США на 4 года, где его и забыли более чем на 20 лет. Еремин Б.Н. до конца жизни пытался вернуть свой Як-3 из США. Однако это сделать ему не удалось.

Як-3 вернули в РФ в декабре 2014 г. ветераны Саратовского авиационного завода, депутат ГД РФ Алимова О.Н. и министр МИДа Лавров С.В. В Саратове для экспозиции Як-3 был построен на народные деньги музей. В апреле 2015 г. мы получили подтверждение от Вашей администрации (т.е. от Вас), МИДа, Минкульта, что Як-3 вернется в Саратов.

Мы очень надеялись дожить до того момента, когда встретим самолет нашего деда в Саратове. Однако пока этого не произошло. Предприимчивый делец Задорожный В., не имеющий никакого отношения ни к возврату Як-3, ни к нам, захватил наш Як-3 и удерживает его до сих пор.

В 2016 году ветераны авиазавода доказали, что Як-3 — это федеральная собственность. Росимущество включило его в реестр ФИ, наш музей по запросу Росимущества в марте 2017 г. направил документы для заключения договора на экспозицию Як-3.

Однако в марте 2017 г. Рогозин Д.О. остановил этот процесс. А в конце 2017 г. Росимущество сообщило ветеранам САЗа, что по их заключению самолет не является федеральным имуществом (без предоставления подтверждающих документов).

Т.е. до вмешательства Рогозина Як-3 был федеральным, а после перестал быть, при этом ни законодательство РФ, ни факты не поменялись. Получается, что мнение Рогозина выше мнения президента РФ, МИДа, Минкульта, законов РФ.

Просим Вас восстановить справедливость и вернуть в Саратов Як-3 № 1712 — нашу память о вкладе нашего деда в Великую Победу.

Я очень больна. Нас, помнящих войну, осталось трое. Хочется дожить до встречи с самолетом деда. Но увы… видимо, интересы дельцов выше интересов России и законов РФ. Просим Вас, пока мы живы, помогите вернуть наш Як-3 в Саратов. С уважением Тюрникова Лидия Сергеевна».


05.06.2018 г. Лидия Сергеевна умерла — годы взяли свое. Я, к сожалению, поздно узнал о смерти Лидии Сергеевны и не смог сходить на ее похороны, чтобы отдать долг уважения не смирившемуся человеку.

С момента возвращения прошло 3 года. И все 3 года идет дележ нашей истории. На сайте музея Задорожного информации о присутствии Яка как экспоната нет. Где самолет находится сейчас, какова будет его дальнейшая судьба, неизвестно. А ведь это не просто серийный Як за номером 1712…

Когда Ф.П. Головатый узнал о том, что у первого самолета выработан ресурс и нужна замена, он на колхозном собрании предложил односельчанам купить второй самолет. Но время было тяжелое, и сельчане собрали совсем небольшую сумму. И тогда он собрал все, что было в доме ценного, включая детские валенки своих внуков и свои георгиевские кресты (он был награжден 3 крестами в Первую мировую войну) — одним словом, вообще все, и продал. На вопрос жены "Как зимовать будем? Внуков босыми оставил!!" он ответил: "Быстрей победим — быстрее сыновья и зятья домой вернутся. Потерпим".

Мне кажется, что на месте государства было бы разумным возместить затраты, понесенные при транспортировке и реставрации, и все-таки возвратить самолет в Саратов. Вернется ли он?

Ссылки по теме: одна; вторая.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 июня 2018 05:52
    Да,и теперь было бы совсем неплохо "вернуть"в Саратов авиазавод.
    1. 0
      9 июня 2018 08:38
      Заводы не проблема проблема ,проблема продажи гражданских самолётов сколько вы продали своих гражданских самолётов ?
      1. 0
        9 июня 2018 10:43
        А это тут причем?
        1. 0
          9 июня 2018 11:00
          Чтоб строить новые заводы надо быть уверенным что продукция будет востребованным
          1. +5
            9 июня 2018 12:11
            Будет,как бы этого вам не хотелось,но будет. Ведь это благодаря ВАМ и вашим приспешникам в нашей стране загубили гражданское авиастроение. Военное до конца,к Вашему глубокому прискорбию не получилось,но чуть было не срослось. Вертолётостроенике возродилось,хотя сколько сил и средств Вы положили на то чтобы обанкротить фирму имени Миля? Но вот и тут не получилось, ни чего Супер Джет как не гнобили игнобят, выпускает наш Комсомольский-на-Амуре завод. То что в нём много импортных комплектующих ? Так давайте посмотрите сколько и главное каких комплектующих поставляют Боингу из России?
    2. +4
      9 июня 2018 12:17
      "Поезд ушел", клоуны остались. О заводе осталась только память. Завод который кормил пол Заводского района Саратова канул в лета. "Спасибо" г-ну Ермишину.
      1. -1
        15 июня 2018 16:17
        Nu Tavarish Ragozin znaet che delat s samaletom a drugie net.
  2. +4
    9 июня 2018 06:33
    Вот чем мне нравятся США, там чтут и сохраняют военную технику в рабочем состоянии,мало того свою,да ещё и нашу.У американцев больше советских летательных аппаратов в исправном состоянии,времён ВОВ и более поздних годов,чем у России,ну не позорище?Те же миги 21 которые строились огромными тиражами,в США летают до сих пор и радуют зрителя,а у нас их нет.Как по мне самолёт в США целее будет,а у нас сгниёт где нибудь.
    1. +5
      9 июня 2018 08:02
      история с ЯКом очень длинная и достаточно драматичная.Вывезли его в качестве рекламы (как подтверждение)- вместе с ним вывезли еще около 15 шт новодельных ЯК-3 для продажи коллекционерам.Был оформлен временный вывоз,затем продлен.Видимо в этот момент произошла какое то переоформление юридического лица несущего ответственность за обратный ввоз самолета.Понес ли кто нибудь уголовную ответственность - вряд ли, 90-е, фирмы появлялись и исчезали - а с несуществующего юрлица спрос маленький....И вряд ли это единственный раритет -оказавшийся тогда за границей и оставшийся там.
      Так самолет и оказался в Санта Монике, а кто-то получил бабло и жил в свое удовольствие

      По поводу любви к старине в США - все достаточно просто:деньги и отсутствие истории вообще.Как государство США оформилось всего 300 лет тому назад.Это жалкая пародия на историю государства, фактически же там истории всего 150 лет.
      Там нельзя,технически невозможно, например, как в Белоруссии, выехать на окраину села и увидеть что селу около 1000(!!!!!) лет и это подтверждено документально и неоднократно...
      Именно поэтому там такой спрос на историю-а спрос рождает предложение и на сцене появляется БАБЛО.В США только полностью боеготовых(!!!) танков в частных коллекциях более 1000 штук(что сопоставимо с численностью танков ГА "Север" и "ЮГ" Вермахта belay ).Сколько демилитаризованных - не знает точно никто
      Цены на танки в США
      http://www.armyjeeps.net/armor1.htm
    2. BAI
      +3
      9 июня 2018 09:37
      1 или 2 дня назад по телевизору видел полеты истребителей ВМВ. И американские, и наши, и немецкие, и английские в одном строю - 5 штук, один с крылом обратная чайка (как Ю-87). Но в США.
      1. +2
        9 июня 2018 10:44
        Начнем с того, что в США на уровне закона можно владеть такой техникой. У нас ТЕПЕРЬ тоже можно, но поезд не просто ушел в Европу и Штаты, там еще партизаны пути взорвали.
  3. 0
    9 июня 2018 07:21
    Немного не понял, речь идет о Яке, который экспонируется у Задорожного?
    1. +2
      9 июня 2018 08:43
      Да, именно о нем.
      По крайней мере на сайте музея информации о нем - нет
  4. +1
    9 июня 2018 10:27
    ole_ga (Олег) 31 января 2015 08:27
    Цитата: ole_ga
    Народ, неохота писать комменты, хоть плюсуйте, а то я смотрю тематика про всяких яйценюхов и пр. более актуальны чем рассказы о таких людях.
    -прошло 3 года...
    народу тема не интересна - про "проклятых чинуш/инфляцию/правительство/страну404/короткоств
    ол/всепропало/...." видимо более интересно читать и обсужать - судя по количеству комментариев
    1. +2
      9 июня 2018 10:42
      Ну реально, да. Там, где нельзя поурякать, там неинтересно глупцам. Умным надо просто подумать, что тут лучше сделать.

      Надо же всю историю разрыть, и на перспективы посмотреть. Я был у Задорожного, видел, в каких условиях техника хранится. И скажу так: в сравнении с тем же Центральным музеем вооруженных сил - небо. А ЦМВС - подземелье.
      1. +5
        9 июня 2018 12:33
        Да я не против абсолютно Задорожного и его музея!!! Вопрос в том что именно этот самолёт - памятник подвигу ТЫЛА. Головатый был первым- а за ним потянулись другие.
        Я понимаю что в музее Задорожного ЯКу будет лучше- его будут ходить,лелеять и красить.
        Но брать деньги за просмотр ПАМЯТНИКА - это нонсенс....
        любой другой ЯК - да сколько угодно,со своей историей и звездами на фузеляжах...
    2. +5
      9 июня 2018 13:14
      Цитата: свой1970
      ол/всепропало/...." видимо более интересно читать и обсужать - судя по количеству комментариев

      А тут чего? Опять же надо на Рогозина и Росимущество бочку катить. Да ещё и Сердюкова можно вспомнить, который музей автотехники расформировал. Всё куда то пропало.
  5. +3
    9 июня 2018 10:46
    Комментаторы одумайтесь, тут очень серьезная тема затронута, памяти и справедливости, а Вы... один полосатиков облизал, еврей про то сколько продали.... да подгнивать стал на сайт любимый
  6. +4
    9 июня 2018 11:34
    "Предприимчивый делец Задорожный В", зачем оскорблять человека? Он создал прекрасный музей на свои деньги. А сейчас ему доверили руководство музеем "Усадьба-Архангельское". Если самолет находится в его музеи то его увидят куда больше людей чем в Саратове. А вот Ла-11 из Монино похоже исчез безвозвратно.
    1. +3
      9 июня 2018 12:10
      Андрей, а как вы отнесетесь к тому, что у вас возьмут вещь которая вам дорога как память об отце матери, на время показать ее другим людям , а потом скажут, что она им нужнее?
      1. +2
        9 июня 2018 12:33
        Это не личная вещь. Это музейный экспонат. Тут речь идёт о юридическом праве, а не этическом. А потом автор сам не знает данный самолет находится в музее или нет. Нужно знать и мнение другой стороны.
  7. +3
    9 июня 2018 13:46
    Думаю-надо возращать самолет и оплатить издержки-если они законны. Но самолет ДОЛЖЕН быть в России на своем месте. Где?? Да в музее, чтоб рассказы о его подвигах , и как и кто его отправлял на фронт- не уходили в песок. . Обычно -завод-это режимный обьект. Там граждане -особо-не ходят. А музей-там раздолье для ребятишек, которые спят и видят себя в небе.
    1. +4
      9 июня 2018 14:18
      Цитата: Связист
      Обычно -завод-это режимный обьект.
      -завода НЕТ!!!речь идет о музее в Саратове-там где жил Головатый и был построен самолет.
      Цитата: Andrey591
      "Предприимчивый делец Задорожный В", зачем оскорблять человека? Он создал прекрасный музей на свои деньги. А сейчас ему доверили руководство музеем "Усадьба-Архангельское". Если самолет находится в его музеи то его увидят куда больше людей чем в Саратове. А вот Ла-11 из Монино похоже исчез безвозвратно.
      -это было личное мнение Лидии Сергеевны и группы добивавшихся (и добившихся!!!) возвращения самолета патриотов

      Вопрос не о том что увидят или нет,больше или меньше народа-вопрос стоит о том, что это не музейный экспонат ЧАСТНОГО музея - а ПАМЯТНИК подвигу труженников ТЫЛА.

      Цитата: Andrey591
      Это не личная вещь. Это музейный экспонат. Тут речь идёт о юридическом праве, а не этическом

      Есть и правовые нюансы - владелец ЧАСТНОГО музея может абсолютно законно ПРОДАТЬ "типа принадлежащий" ему ЯК куда угодно - хоть в Санта Монику обратно...

      З.Ы. Если у кого-то есть возможность побывать в музее Задорожного - прошу узнать о судьбе самолета и отписаться (если не трудно)
      Это и к редакции ВО обращение


  8. +3
    9 июня 2018 21:08
    Я так понял: кто-то отдал последнее, чтобы построить самолёт для Победы, а кто-то держит его у себя, чтобы показывать за деньги? Так сами за рынок голосовали, он и рулит. Здесь нет места справедливости - только выгода и личные амбиции.
  9. +1
    9 июня 2018 23:55
    Молодцы! Огромное уважение людям возвратившим нам важный кусочек истории! Но на счёт компенсации затрат сомневаюсь. Если это была добровольная инициатива граждан, то в России даже нет закона, который за это вознаграждает. Да и учитывая настроения российских чиновников, готовых стибрить из бюджета последнее, вряд ли они станут забивать себе голову, чтобы вернуть людям деньги. Такова наша реальность!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»