Как создавался танк Panzerkampfwagen I

49
Версальский мирный договор запрещал Германии иметь бронетанковые войска. Тем не менее, уже в середине двадцатых годов Рейхсвер начал прорабатывать вопрос создания новых боевых бронированных машин, и в будущем такие работы дали желаемый результат. К середине следующего десятилетия военная промышленность завершила разработку первого немецкого танка современного облика. Вскоре в войска пошли серийные машины Pz.Kpfw.I, поставка которых дала старт созданию Панцерваффе.

Во второй половине двадцатых годов сразу несколько немецких предприятий, не обращая внимания на условия Версальского мира, проработали целый ряд новых проектов бронетехники. Были разработаны, построены и испытаны машины нескольких типов, но они не устроили армию, и работы были продолжены. Новый этап бронетанковой программы стартовал в 1931 году по приказу инспектора автомобильных войск генерала Освальда Лутца. В проработке требований к новой технике ведущую роль сыграл Гейнц Гудериан, позже получивший большую известность.




Первый прототип шасси Kleintraktor


Задание 1931 года предусматривало разработку и строительство перспективного легкого танка с массой до 5 т и пушечно-пулеметным вооружением. Машина должна была показывать максимально возможные характеристики, но во главу угла ставилась технологичность и простота производства. Изначально планировалось построить большое количество линейных танков для подготовки личного состава и возможного участия в боях. Позже новый танк мог стать основой для техники иных классов.

До определенного времени немецкие военные и инженеры старались поддерживать секретность. По этой причине проект нового танка изначально получил наименование Kleintraktor – «Малый трактор». Чуть позже появилось официальное название Landwirtschaftliche Schlepper («Сельскохозяйственный трактор») или La.S. В 1935 году ввели обозначения M.G. Panzerwagen и M.G. Kampfwagen («Пулеметная боевая машина») и только после этого появилось самое известное название – Panzerkampfwagen I или Pz.Kpfw.I.

К программе разработки танков привлекли сразу четыре ведущие компании германской оборонной промышленности. Свои варианты проекта, соответствующего заданию заказчика, предложили компании Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall. Проект компании «Крупп» был представлен уже в середине 1931 года, но заказчик потребовал изменить его. По опыту испытаний предыдущих образцов, было предложено перекомпоновать разработанный танк. Предполагалось, что перенос ведущих колес в переднюю часть корпуса улучшит характеристики шасси.

В начале марта 1932 год Рейхсвер и «Крупп» подписали контракт на завершение разработки проекта и последующее строительство опытного шасси нового типа. Опытный Kleintraktor должен был выйти на испытания к началу июля того же года. При этом конструкторам предстояло вновь доработать проект в соответствии с обновленными требованиями.

Во избежание утечек информации и негативных последствий разработка нового легкого танка была разделена на два самостоятельных проекта. Первый предназначался для создания шасси, тогда как целью второго было проектирование надстройки и башни. Подбашенную коробку и боевое отделение планировалось разработать лишь к концу осени 1932 года, причем с определенного времени одновременно создавалось два проекта: одним занимались инженеры Krupp, вторым – Daimler-Benz.


Схема серийного La.S. / Pz.Kpfw.I Ausf.A


Весной и летом 1932-го заказчик несколько раз вносил коррективы в существующее техническое задание. Это усложняло разработку проекта и приводило к смещению сроков. Опытный «Кляйнтрактор» начали строить с заметным опозданием относительно изначального графика. Его представили заказчику только в последних числах июля – почти через месяц после изначально определенной даты.

Был построен объект с открытым корпусом из конструкционной стали. В передней части машины находились устройства трансмиссии, рядом с которыми помещался водитель. В центре оставалось место для боевого отделения, а корму занимала силовая установка. «Малый трактор» имел бензиновый двигатель Krupp M.301 мощностью не более 52 л.с. К этому времени были определены основные особенности ходовой части, более не изменявшиеся. В передней части корпуса находились крупные ведущие колеса, за которыми находились четыре опорных катка и направляющие колеса, опущенные на грунт. В составе подвески использовались листовые рессоры и пружины. Снаружи на ходовой монтировались характерные продольные балки.

При создании проекта конструкторам не удалось выполнить все технические требования. Машина весила почти 3 т, что на 300 кг превышало ограничения военных; недостаточно мощный двигатель позволял разогнаться всего до 28 км/ч вместо требуемых 50-54 км/ч. Также имелись некоторые иные проблемы и недочеты как конструктивного, так и технологического характера. После недолгих испытаний началась доработка проекта и построенной опытной машины. В самом начале осени состоялись новые испытания, и 19 сентября комиссия Управления вооружений Рейхсвера официально приняла ее.

Доводка первого опытного шасси не дала все желаемые результаты, и потому в конце 1932 и в начале 1933 года компания Krupp переработала проект в целом. Одновременно с изменением шасси продолжалась разработка надстройки с башней. Работы в этом направлении затянулись по вине заказчика. Осенью 1932 года армия решила, что новый танк не нуждается в 20-мм пушке, которую следует заменить пулеметом. Потребовалась серьезная переработка частично готового проекта башни. В итоге как шасси, так и башню для него удалось завершить только в первых месяцах следующего 1933 года.

Весной 1933 года, еще до завершения основных конструкторских работ, армия заказала строительство пяти опытных шасси обновленной версии. В отличие от единственного предшественника, эти Kleintraktor должны были строиться из броневой стали и нести надстройку с оружием. Заказ предусматривал сдачу пять полноценных опытных образцов к середине июля. Далее военные планировали провести все необходимые испытания, включая стрельбу, и вынести окончательное решение по всему проекту.

Как создавался танк Panzerkampfwagen I
Новейшие Panzerkampfwagen I на марше


Уже после начала строительства требуемой техники Управление вооружений сообщило о планах на закупку первой серии из 150 бронемашин. Кроме того, в этот период рабочее название «Кляйнтрактор» заменили на Landwirtschaftliche Schlepper или La.S.

В связи с различными проблемами фирма «Крупп» вновь отклонилась от графика. Первую машину вывели на испытания только через несколько дней после крайнего срока, в конце июля, а оставшиеся – в начале августа. При этом речь шла только о шасси. В ходе разработки боевого отделения вновь возникли проблемы, в результате чего пять новых прототипов остались без надстроек и башен.

Вероятно, по причине задержек при строительстве опытных образцов, заказ на первую серийную партию разделили между несколькими производителями. Основным изготовителем танков назначили компанию Krupp, которой предстояло собрать 135 машин. Также к работам привлекли Daimler-Benz, Grüsonwerke, Henschel, MAN и Rheinmetall. Каждая из этих организаций должна была представить по три танка и показать свой потенциал в контексте выпуска новой бронетехники. Шесть контрактов на первую серийную партию танков были подписаны уже в июле 1933 года, до завершения испытаний. Последние машины по этому заказу должны были выйти из цеха к лету 1934-го.

Работы вновь отстали от графика, и полторы сотни шасси были достроены только осенью 1934 года. Однако это было не самой серьезной проблемой. Надстройка и башня от фирмы «Крупп» все еще не были готовы к серийному производству и монтажу на выпущенные шасси. В результате этого компания лишилась контракта на этот проект, и башней занялась фирма Daimler-Benz. Новый вариант верхней части корпуса и боевого отделения появился только в следующем году. Были изготовлены несколько десятков надстроек из броневой стали, которые тут же установили на имеющиеся шасси. По очевидным причинам, бронетехника в такой комплектации в дальнейшем использовалась только в качестве учебной.

К этому времени ключевые посты в военном и политическом руководстве Германии заняли Адольф Гитлер и его соратники. Дальнейшее развитие проекта La.S., равно как и других разработок военного назначения, теперь велось с прицелом на дальнейшее строительство полноценной армии со всеми желаемыми возможностями. Впрочем, до определенного времени нацисты не торопились открыто заявлять о своих планах и продолжали вести работы в атмосфере секретности.


Танк на фронте


С начала 1934 года военное и политическое руководство Германии занималось составлением новых планов по строительству бронетанковых войск, и неоднократно меняло свое мнение. К примеру, в середине весны было решено выпустить вторую серию танков La.S. и на этом завершить их строительство для высвобождения производственных мощностей для нового танка La.S. 100 (будущий Pz.Kpfw.II). Чуть позже планы серьезно изменились. Вторую серию увеличили до 300 машин, а в дальнейшем общее количество танков решили довести до 1000 единиц. При этом речь шла о полноценных боевых машинах с броневыми корпусами и надстройками, а также с пулеметным вооружением.

Компания Krupp уже не могла справиться с запланированными заказами самостоятельно. К работам вновь привлекли пять других организаций. К июлю 1935 года шесть фирм совместными усилиями должны были довести общую численность La.S. до тысячи. Наиболее заметный вклад в выпуск техники внес завод Grüsonwerke. Без серьезного отставания от графика он передал армии почти 330 танков. Также отличились компании MAN и Henschel, поставившие 160 и 150 танков соответственно.

16 мая 1935 года германские власти официально объявили о создании полноценных вооруженных сил и отказе от дальнейшего соблюдения условий Версальского договора. К этому времени промышленность успела выполнить большую часть заказа на выпуск легких танков La.S., однако Вермахт все еще должен был получить существенные количества техники.

Более не нуждаясь в конспирации, Германия переименовала новый легкий танк. Теперь он назывался M.G. Panzerwagen. Чуть позже ввели название M.G. Kampfwagen. Только весной следующего года появилось самое известное официальное обозначение – Panzerkampfwagen I. Первая серийная модификация была обозначена как Ausführung A. Впрочем, более старые названия забылись не сразу. До определенного времени новые Pz.Kpfw.I продолжали по привычке называть La.S.

По тем или иным причинам, командование решило расширить парк новейших танков. В связи с этим в 1935 году появились заказы на третью и четвертую серии из 152 и 175 бронемашин соответственно. Их строительство велось по базовому проекту Pz.Kpfw.I Ausf.A. В рамках четырех серий несколько предприятий к осени 1936 года сумели построить более 1300 легких танков. На некоторый период бывший «Кляйнтрактор» обеспечил себе почетное звание самого массового танка Вермахта.


Один из сохранившихся Pz.Kpfw.I на военно-историческом мероприятии


Еще осенью 1932 года, до завершения работ по первой версии танка, был предложен проект модернизации. La.S. на тот момент имел недостаточно мощный двигатель, и в новом проекте предлагалось использовать новый мотор мощностью 80 л.с. Более мощный двигатель отличался увеличенными габаритами, из-за чего пришлось увеличить корпус, уменьшить боевое отделение, а также добавить пару опорных катков, переработать подвеску и поднять задние направляющие колеса над грунтом.

Позже проект получил развитие, и в 1935 году появилось предложение об использовании двигателя Maybach NL 388 Tr мощностью 100 л.с. Корпус и ходовую часть вновь пришлось доработать в связи с особенностями силовой установки. Такой проект носил рабочее обозначение La.S.-May. В 1935 году фирма «Крупп» построила и испытала опытный образец такого танка. После некоторой доводки появился заказ на серийное производство.

В январе 1936 года появился заказ на выпуск более 300 новых танков, обозначенных как Pz.Kpfw.I Ausf.B. Производство машин вновь поручили нескольким предприятиям. Через несколько месяцев 72 шасси велели перестроить в командирские танки, в связи с чем появился дополнительный контракт на 150 линейных бронемашин.

По известным данным, до конца 1937 года четыре завода совместными усилиями построили четыре сотни танков модификации Ausführung B. В первую серию входило около 250 машин, во вторую – около 150. Общая численность построенных танков двух модификаций превысила 1500 единицы.

В 1936 году Управление вооружений заказало разработку и строительство учебных машин на базе существующих легких танков. Для подготовки экипажей танков Pz.Kpfw.I Ausf.A по-прежнему можно было использовать недостроенные шасси первой партии, оставшиеся без надстроек. Для учебы водителей ЗPz.Kpfw.I Ausf.B требовалась иная техника. В том же году предприятие Grüsonwerke получило заказ на 295 учебных машин, получивших название Schulfahrzeuge. Такая техника представляла собой танковое шасси с легкой надстройкой из конструкционной стали.


Танк Pz.Kpfw.I Ausf.B в музее


Чуть позже появилась учебная машина Umsetz-Fahrzeuge. Она так же основывалась на конструкции серийного танка и не имела броневой надстройки с вооружением. При этом новый проект позволял переоборудовать учебную машину в полноценный танк путем демонтажа легкой надстройки и установки броневой коробки с башней. Было собрано почти полторы сотни таких машин.

В 1936 году стартовала разработка двух проектов, предназначавшихся для выхода на международный рынок. На основе танка Pz.Kpfw.I Ausf.A был разработан упрощенный и облегченный образец под названием Leichter Kampfwagen Ausland (L.K.A.). Позже появился экспортный вариант Pz.Kpfw.i Ausf.B – L.K.B. Для испытаний построили только один танк L.K.A. и три L.K.B. В течение нескольких лет фирма «Крупп» искала заказчиков, но не преуспела в этом деле. В серию экспортные танки не пошли.

Проект Kleintraktor / Landwirtschaftliche Schlepper / M.G. Panzerwagen / Panzerkampfwagen I оказался первой успешной попыткой Германии создать по-настоящему современный и массовый танк. Проектирование стартовало в тот период, когда немецкие власти и промышленность все еще делали вид, что соблюдают условия Версальского договора. Позже к власти пришли нацисты, которые не планировали даже создавать видимость этого. Серийное производство новой бронетехники, ранее скрывавшееся, теперь велось открыто.

Недавно созданный Вермахт за считанные годы получил полторы тысячи легких танков и сотни вспомогательных машин на их базе. При этом продолжалась разработка новых проектов, которые вскоре тоже были доведены до серийного производства. Танк Pz.Kpfw.I дал старт строительству Панцерваффе. Кроме того, он первым отправился на войну – во время боев в Испании. Позже такой технике пришлось работать на всех европейских театрах военных действий Второй мировой войны. Вряд ли Европа, наблюдая за строительством Вермахта, а также производством и применением бронетехники для него, могла представить, чем все это закончится, и каким кошмаром обернется появление немецких танков.

По материалам:
http://tanks-encyclopedia.com/
http://pro-tank.ru/
http://armor.kiev.ua/
https://aviarmor.net/
http://achtungpanzer.com/
Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны 1933-1945. М.: АСТ, Астрель, 2003.
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 июня 2018 15:32

    Испанские Pz.Kpfw.I на параде в Мадриде 19 мая 1939 года. Интересно, что у танка на заднем плане вместо MG.13 в башне стоят советские пулемёты ДТ.
  2. +4
    14 июня 2018 15:33
    а нам еще и строить цеха и ж\д к ним и между заводами для межзаводской кооперации .спасибо "благородным" за успехи в развитии РИ
    1. +2
      14 июня 2018 17:12
      Цитата: антивирус
      а нам еще и строить цеха и ж\д к ним и между заводами для межзаводской кооперации .спасибо "благородным" за успехи в развитии РИ

      Эк Вас колбасит)))) даже здесь не смогли не плюнуть в РИ))))) Вам бы к доктору, батенька, а то везде уже рука "благородных" мерещится.
      А спасибо надо сказать в первую очередь либералам и прочим крикунам 1917, ради своей выгоды и власти обрушивших страну в пучину гражданской войны с бегством многих умных и грамотных людей и необходимостью последующего её восстановления.
      1. +8
        14 июня 2018 17:36
        я писал для постоянного визави(?) Ольговича.
        еще сынок нашелся!!! скажу жене про мою неверность. Вы откуда к батеньке привет шлете? Я в Ваших краях бывал?

        -- ради своей выгоды и власти обрушивших страну в пучину гражданской войны

        надоело смотреть на "развитие" РИ многим и не к 1917 г, а за последние 30-40 лет до февраля 17.
      2. +6
        14 июня 2018 19:19
        Удовлетворите любопытство! На каком заводе в Российской Империи производили ТАНКИ (целиком из отечественных деталей) !
        И БРОНЕАВТОМОБИЛИ на собственных ШАССИ? Кроме Руссо-Балта и его 8 БРОНЕВИКОВ!
        С 1914 по 1917 годы?
        1. +2
          14 июня 2018 20:16
          А Вы поведайте,что смогла произвести юбернация в 1 Мировую?20 сараев А7V?Которые в подмётки не годились английским Маркам?Зачем плевать в прошлое?Технически продвинутая Германия выкашляла полторы тысячи абсолютно небоеспособных танкеток,зато сама.А деревенская и отсталая Советская Россия встретила в Испании эту глупую копейку пусть и лицензионным,но полностью освоенным и боеспособным т-26.
          1. +6
            14 июня 2018 20:30
            ЛЮБЕЗНЫЙ! 20 А7V это УСПЕХ промышленности (сколько немцы произвели АЭРОПЛАНОВ против союзников и России?)!
            А вот ВСЕГО ВОСЕМЬ бронеавтомобилей Руссо-Балт - показатель ОТСУТСТВИЯ тяжёлой промышленности в ГОСУДАРСТВЕ!
            1. 0
              14 июня 2018 21:46
              А вот ВСЕГО ВОСЕМЬ бронеавтомобилей Руссо-Балт - показатель ОТСУТСТВИЯ тяжёлой промышленности в ГОСУДАРСТВЕ!


              Насчёт промышленности согласен, но бронеавтомобили были. И весьма достойные. Например Гарфорд-Путилов. smile

              Все кто хочет могут почитать про Гарфорд-Путилов, могут это сделать пройдя по ссылке:
              https://www.kolesa.ru/article/bronevik-garfordput
              ilov-svoimi-glazami-pochti-veteran-pervoj-mirovoj
              -2015-07-14
              1. +3
                14 июня 2018 22:57
                Например Гарфорд-Путилов.

                Это бронеавтомобиль количеством в 30 штук изготовленный на базе ИМПОРТНОГО шасси 4-тонного грузового автомобиля фирмы "Гарфорд" (Garford Motor Truck Co.).?
                Испытания подтвердили пригодность бронеавтомобиля для сопровождения и огневого усиления пехоты, но для полного оснащения им армии в стране не было необходимого количества грузовых шасси нужной грузоподъемности (от 4 т). И хоть потребность армии уже в текущем 1915 г. оценивалась в 200 шт., кроме сданных Путиловским заводом 30 машин, иных заказов не последовало, хотя все полученные войсками бронеавтомобили оказались надежными в эксплуатации и эффективными в бою.

                А чего это не 200 штук, а всего 30? Али возможностей не было? Или чего более могущественное производили? Ась?

                Почитайте на досуге...
                1. 0
                  14 июня 2018 23:42
                  А чего это не 200 штук, а всего 30? Али возможностей не было?

                  А, не потому ли что РИ как и в РСФСР просто очень-очень при очень мало было инженеров.

                  Пару фактов о Легендарной ГАЗ-М1
                  "Решение о замене в производстве первенца ГАЗ-А было принято в первые месяцы начала производства этой модели - кузов и шасси оказались слабыми для российских дорог. Было принято решение взять за основу наследника Ford A в линейке Ford 40 (Мodel V8 40-730), видоизменив шасси под необходимые характеристики. Проектирование машины началось в октябре 1933 года с приходом на завод конструктора А.А. Липгарта. Седан решили назвать "Молотовец-первый" в честь председателя правительства В. Молотова. В январе 1934 года появился первый ходовой прототип с кузовом Ford 40. Первая "Эмка" представляла собой демонстрационный вариант. В июне 1934 года были построены еще 2 машины, с уже отечественными кузовами. Эти машины и будут основными при испытании и доведении до серии ГАЗ-М1." Источник: http://www.autowp.ru/gaz/m1/


                  «И начать его следует опять с эмки. Неустанно модернизируя ее конструкцию, газовские инженеры пришли к выводу, что машине нужен новый двигатель - резервы старого были почти исчерпаны. Перед Андреем Липгартом встал нелегкий выбор - пытаться создать двигатель силами завода, с нуля, или использоваться иностранной разработкой.
                  Проанализировав конструкции американских моторов, выяснили, что наилучшим является шестицилиндровый нижнеклапанный "Додж-Д5". Это была проверенная временем конструкция, датированная 1928 годом, показавшая себя исключительно выносливой и надежной.» Источник: http://www.gaz20.spb.ru/tech_devices_engine.htm


                  Или чего более могущественное производили? Ась?

                  "Илья Муровец" Игоря Сикорского

                  Но, об этом, первом стратегическом бомбардировщик в мире, лучше прочитать здесь:
                  https://topwar.ru/65382-100-let-nazad-byla-sozdan
                  a-eskadra-vozdushnyh-korabley-ilya-muromec.html

                  Но тут есть одно НО...
                  «Отец многомоторной авиации» Игорь Сикорский - талантливый русский конструктор, вынужденный в годы революции покинуть свою Родину, поскольку был признан ею политическим предателем. Вся жизнь этого талантливого человека была посвящена конструированию сначала в царской России, а затем в США. В лице Сикорского наша страна потеряла одного из лучших конструкторов первой половины двадцатого века, и отрицать данный факт не имеет смысла. Источник:
                  https://topwar.ru/12405-igor-sikorskiy-nemnogo-o-
                  teh-kogo-my-poteryali.html
                  1. +3
                    15 июня 2018 00:58
                    Быть может мало было ещё и ЗАВОДОВ с квалифицированными рабочими! имеющими соответствующее образование! Сами по себе инженера мало стоят без заводов и рабочих рук!
                  2. +1
                    15 июня 2018 10:05
                    "Илья Муровец" Игоря Сикорского


                    И в этой книге хорошо описан самолёт! Но их было мало (76 штук)! Моторы привозные иностранные! Других бомбардировщиков не производили! А "Муромцы" к 1916 году устарели и уступали даже немецким двухмоторным бомбардировщикам!
            2. 0
              15 июня 2018 00:37
              Т.е. уважаемый немцефил даже не в курсе,что немецкий танк представлял собой примитивную будку на шасси АМЕРИКАНСКОГО трактора "Холт"?
              1. +4
                15 июня 2018 14:09
                А на каком шасси базировались французские примитивные будки "ШНЕЙДЕР" и "СЕН-ШАМОН"? Разве не на базе того-же "ХОЛТА" ?
          2. 0
            20 августа 2018 15:00
            20 сараев А7V?Которые в подмётки не годились английским Маркам?
            Но они их РАЗРАБОТАЛИ и СДЕЛАЛИ САМИ. А то, что Марки были лучше в 1916-м... В 1940-м Тешки под Парижем были.
        2. 0
          14 июня 2018 20:37
          разве в РИ вообще танки производились ?
        3. +2
          16 июня 2018 13:58
          прошу прощения ваш пример требует уточнения , в РИ НЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ подшипники от слова совсем так что 8 броневиков не совсем из отечественных деталей
          1. +1
            16 июня 2018 20:03
            Так и британцы экспортировали подшипники из Швеции даже во время Второй Мировой войны! Но от этого их оружие не переставало быть БРИТАНСКИМ! Мы же не производили намного большую номенклатуру нужных нам предметов! Те же шасси для бронеавтомобилей были целиком импортными - Остин, Фиат, Гарфорд!
  3. 0
    14 июня 2018 15:44
    Надеюсь, будет продолжение.
  4. +2
    14 июня 2018 17:16
    Какая же свистопляска была... а ведь вроде технически грамотная нация, куча инженеров, заводы с многолетней историей, и - не готовность, срывы сроков, несоответствие техзаданию и требованиям заказчика.... а на выходе - танкетка с двумя пулеметами. Жесть какая.
    1. +2
      14 июня 2018 23:24
      Многие начинали с пулемётных малых танков или танкеток!
      Те же чехи и поляки!

      А сроки по бронетехнике немцы срывали и потом...Поинтересуйтесь историей танка "ТИГР" - башня то у него была от танка доктора ПОРШЕ, а корпус фирмы "ХЕНШЕЛЬ"!
      Башня же была позаимствована у танка Порше, так как башни заказанные для танка фирмы «Хеншель» были в процессе доработок или находились в стадии прототипов. Кроме того, под вышеуказанную боевую машину проектировались башни с орудием KwK 42 L/70 7,5 cm., калибр которого (75 мм) в 1942 году уже не удовлетворял потребностям Вермахта. В результате, именно этот гибрид с шасси фирмы «Хеншель и сын» и башней Порше и прославился на весь мир под обозначением Pz VI «Tiger» (Ausf H, Ausf E).
      1. -1
        15 июня 2018 00:46
        Тигр никогда не выпускался с башней Порше.Прежде чем писать чепуху,почитайте литературу.Башни для Тигров выпускал Крупп.И как-раз таки единственный воевавший Тигр Порше тоже был оснащен серийной башней Круппа от Тигра Хеншеля.
        1. +4
          15 июня 2018 00:59
          Прежде чем отвечать такой ерундой -
          Тигр никогда не выпускался с башней Порше.
          Ознакомьтесь с историей создания танка.
          Башни завода Крупп предназначались для танка ПОРШЕ!
          1. -1
            15 июня 2018 12:06
            Отличный совет.Изучайте историю танкостроения не по Википедии,бред из которой именно Вы и запостили.Про башни Порше и прочее.Единая башня (изначально проектируемая под ахт-ахт) проектировалась Круппом для танка,который пойдёт в серию.Именно поэтому корпуса и Хеншеля и Порше выпускались под единый погон.Порше выпустил несколько экземпляров своей т.н. "низкой" башни из неброневой стали именно для прототипов.По сути,это был габаритно-весовой макет.И 75-мм "коник" никогда и не планировался в качестве вооружения Тигра.
            1. +2
              15 июня 2018 13:51
              Значит и для "Тигра Б" не было 50 башен от Круппа для танка Порше VK 4502(Р) и их не ставили на первые 50 "Тигров Б". Так по вашему выходит! Если вы отрицаете предыдущую информацию!
              В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(Н). «Игрушка» понравилась, и работа пошла полным ходом. При этом так же, как в случае с танком «Тигр», поступило распоряжение использовать на танке «Хеншель» уже изготовленные башни конструкции Порше. Как видим, история вновь повторилась.
            2. +1
              15 июня 2018 13:54
              В мае 1941 года во время совещания в Бергхофе Гитлер предложил новую концепцию тяжёлого танка, обладавшего повышенными огневой мощью и броневой защитой и призванного стать ударной силой танковых соединений, в каждом из которых предполагалось иметь по 20 таких машин. В свете предложений фюрера и с учётом результатов испытаний опытных тяжёлых танков были разработаны тактико-технические требования, а затем выдан заказ фирме «Порше» на разработку танка VK 4501(Р) с 88-мм пушкой и фирме «Хеншель» – на VK 3601(Н) с пушкой с коническим стволом. Изготовить прототипы предполагалось к маю-июню 1942 года.

              Значит фюрер ничего не ПРЕДЛАГАЛ?
    2. 0
      20 августа 2018 15:06
      Ну, тут боле-менее понятно. Во-первых, заказчик сам не мог определиться - то им пушечно-пулеметный подавай, то только пулеметный; то вес до 5 тонн, то тремя ограничиться. Во-вторых, что не говори, опыта в танкостроении у Германии в 30-е было не густо. В третьих, довольно быстро стало понятно, что сия машина скорее подходит для учебных целей, чем для боевых. ТО, что ее пришлось в бой отправлять, уже скорее импровизация. Ну, и приобретение некоего опыта для понимая того, чего дальше хотеть. В коечном счете появилась вполне себе ничего на то время "троечка".
  5. 0
    14 июня 2018 20:23
    загадочный тевтонский гений - выпустить такое количество по сути уже бесполезных на момент начала производства танков
    1. -1
      14 июня 2018 21:20
      загадочный тевтонский гений - выпустить такое количество по сути уже бесполезных на момент начала производства танков

      Ну так "на каждого мудреца довольно простоты"... а, чем ещё объяснить такое количества БА-64 в такой немалый временной промежуток. smile
      "Всего с апреля 1942 года и до начала 1946 года советские заводы выпустили 9110 машин данного типа." Источник: https://topwar.ru/16659-broneavtomobili-semeystva
      -ba-legkiy-broneavtomobil-ba-64.html
      1. +3
        14 июня 2018 21:41
        Цитата: VictorZhivilov
        Ну так "на каждого мудреца довольно простоты"... а, чем ещё объяснить такое количества БА-64 в такой немалый временной промежуток.

        БА-64-бронеавтомобиль, а не танк. И он был очень нужен РККА.
      2. +4
        14 июня 2018 23:04
        Позвольте спросить - какую машину заменил собой БА-64?
        Наверно ФИАТ времён Первой мировой?
        О да нет...
        Не срослось с производством ЛБ-62, вот ГАЗ и в попутке реабилитации создал полноприводного потомка БА-20! Легкого разведывательного бронеавтомобиля!
        А потребность в такой машине была велика...
    2. +5
      14 июня 2018 21:43
      Цитата: faiver
      загадочный тевтонский гений - выпустить такое количество по сути уже бесполезных на момент начала производства танков

      Почему бесполезных ? Немцы сделали все очень правильно. Танк простой, дешевый, именно на таких машинах и надо МАССОВО обучать танкистов.
      1. +1
        15 июня 2018 01:28
        насчет того что он учебный соглашусь...
        1. -1
          15 июня 2018 02:18
          Это боевой танк. Был бы учебным, у него не было бы корпуса и башни из броневой стали и спаренных пулеметов. Для учебного танка хватило бы дешевой конструкционной стали и одиночного пулемета.
          1. +1
            15 июня 2018 04:41
            как боевую машину его надо относить к классу танкеток
            1. -1
              15 июня 2018 05:03
              Да, скорее танкетка, а не танк. Танк обязательно должен иметь пушку, хотя бы 20-мм. А без пушки танк не танк, а танкетка.
              1. 0
                15 июня 2018 12:13
                Немцы об этом знали.И пытались что-то выжать из этой конструкции.В составе легиона "Кондор" воевала одна кустарно модернизированная копейка с увеличенной вверх башней и вооружённая 20-мм пушкой Breda 35.Но есть только одно фото этого танка,и похоже,дальше эксперимента дело не пошло.
                1. +3
                  15 июня 2018 13:58
                  Минимум две фотографии и вот одна из них.

                  Pz.Kpfw.I Ausf.A, перевооружённый итальянской 20-мм пушкой Breda. Ради её установки в башню пришлось вносить ряд изменений.
                  На иностранных сайтах указывают о переделке 4-х машин!
                  1. 0
                    15 июня 2018 15:06
                    За это фото,спасибо,не видел.По остальному просто смех.Причём тут Тигр Б?К чему он в этой дискуссии?Где фото первого хеншелевского Тигра с мифической поршебашней?Даже на предсерийных ленинградцах обычная башня,только без кормового люка для выброса гильз.На африканцах тоже самое.При чём тут "Сен-Шамон"?Именно Вы аргументировали отсталость русских инженеров,потому-что те использовали на Путиловце импортное шасси,и превозносили немцев и А7V как "успех промышленности",а после указания на импортность ЕГО шасси тут-же переобулись.Некрасиво.Что до ВК 36,так это всего-лишь проект,имеющий к тигру очень дальнее родство.А именно Тигр изначально проектировался под установку дефорсированной 88-мм зенитки.
                    1. +2
                      15 июня 2018 15:29
                      Работа по сборке машины Sonderfahrzeug II, или Тур 101, официально именовавшейся в документах Управления вооружений как Panzerkampfwagen VI, VK 4501(Р) Tiger (Р), велась в цехах завода Nibelungenwerke. Компоновка как самого танка, так и моторно-трансмиссионного отделения осталась такой же, как у VK 3001(Р). Два расположенных параллельно друг другу двигателя мощностью 320 л с. каждый с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электроэнергия подавалась на два электромотора, вращавших ведущие колёса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма «Сименс-Шуккерт». Что касается башни, то она разрабатывалась в инициативном порядке фирмой «Крупп» в тесном сотрудничестве с «Порше».
                      Между тем фирма «Хеншель» быстро спроектировала, изготовила и вывела на испытания свой VK 3601(Н), проходивший по документам также как Panzerkampfwagen VI Ausf.B. С шасси не возникло никаких проблем: моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть были хорошо отработаны на предшествующих моделях. Боевая машина массой 36 т, защищённая 100-мм лобовой бронёй, достигала скорости 40 км/ч. Что же касается башни и вооружения, то для этого танка они так и не были созданы. Дело в том, что фирма «Крупп» предлагала 75-мм пушку с коническим стволом. Но когда выяснилось, что бронебойный снаряд этой пушки включает в себя вольфрамовый сердечник массой 1 кг, от неё поспешно отказались – боеприпасы этой пушки «съели» бы весь вольфрамовый лимит Вермахта. Успешно прошедшая испытания, на которых, кстати, присутствовал министр вооружений А. Шпеер, машина оказалась не у дел. Впрочем, ненадолго…
                      Поскольку первоначальный вариант вооружения оказался неудачным, а сроки поджимали, нужно было искать какое-то новое решение. И его нашли – на танк была установлена крупповская башня, разработанная для VK 4501 (Р).
                      Правда, для этого потребовалось увеличить диаметр башенного погона в свету с 1650 до 1850 мм, что вызвало изменение верхней части корпуса. У VK 3601(Н) появились надгусеничные ниши, а масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения повлекли за собой и смену индекса: танк стал называться VK 4501(Н). Главным же было то, что на машине Э. Адерса, так же как и на танке Ф. Порше, «прописалась» 88-мм танковая пушка.

                      Это по поводу башен ...Фотографий нет и чертежи видимо не сохранились..
                      Т.е. уважаемый немцефил даже не в курсе,что немецкий танк представлял собой примитивную будку на шасси АМЕРИКАНСКОГО трактора "Холт"?

                      Немцы были не ПЕРВЫМИ, кто обратил внимание на шасси трактора фирмы "ХОЛТ"! Их опередили французы!
                      Да будет вам известно, что в России была попытка создать свою боевую машину на базе трактора "Аллис-Чалмерс" по проекту гвардии полковника Н.А. Гулькевича и было изготовлено два бронетрактора - "Ахтырец" и "Илья Муромец".
                      После октябрьского переворота 1917 года оба трактора вместе с другими броневиками Запасного бронедивизиона попали в руки большевиков. В октябре 1917 года "Илья Муромец" переименованный в "Красный Петербург" охранял Смольный, где был запечатлен камерой неизвестного оператора. А "Ахтырец" 29 октября 1917 года вместе с тремя другими бронеавтомобилями отправили в Москву. устанавливать власть Советов. 1-2 ноября трактор участвовал в боях на Кудринской площади, улицах Поварской и Бронной. поддерживая огнем отряд подольской Красной гвардии. В сентябре 1918 гола "Ахтырец" убыл в Казань, где вошел в состав 3 автобронеотряда Красной Армии. В течение 1918-1919 годов броневик участвовал в боях на Восточном фронте, а в январе 1920 года прибыл для ремонта в Москву. "Красный Петербург" всю гражданскую воину числился в резерве Броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В 1922-23 годах из-за отсутствия запасных частей обе машины пошли на слом.

                      Не приписывайте мне лишнего! Немецкая промышленность могла производить в достаточных количествах то, что от неё требовала армия! Промышленность РИ это не могла! Захотелось германцам создать свои танки - создали! Свои из своих частей! А русским приходилось использовать множество импортируемых материалов и техники! И трактора тогда в РИ не производили!
                      1. 0
                        15 июня 2018 21:55
                        Немецкая промышленность произвела ДВАДЦАТЬ танков.И не захотели,а вынужденно слепили курятник на чужом шасси.Основу танковых войск составляли трофейные британские и французские машины.И ЧТО создали из своих частей???Нахлобучили бронесарай на чужое шасси ,кинули 1 орудие и кучу пулемётов?И кувыркались на любом косогоре,потому-что чудо-инженеры Германии задрали центр тяжести выше некуда?На самом деле всё проще-и Россия,и Германия оказались неготовы к новому чудо-оружию,и ему просто не было места в доктринах этих государств.
              2. +2
                15 июня 2018 22:06
                Цитата: Кот_Кузя
                Танк обязательно должен иметь пушку, хотя бы 20-мм.

                А как тогда классифицировать ЭТО ?
                1. 0
                  15 июня 2018 22:29
                  Пушка, гусеницы, вращающаяся башня и броня есть - значит танк!
                  1. +2
                    15 июня 2018 22:30
                    Цитата: Кот_Кузя
                    Пушка, гусеницы, вращающаяся башня и броня есть - значит танк!

                    Где пушка-то ? Это Матильда Мк-1 с вооружением из пары пулеметов Браунинг калибром 7,69.
                    1. 0
                      15 июня 2018 22:53
                      Почему тогда ствол такой толстый? Водяного охлаждения и заключен в бронекороб?
                      1. 0
                        15 июня 2018 22:59
                        Цитата: Кот_Кузя
                        Почему тогда ствол такой толстый? Водяного охлаждения и заключен в бронекороб?

                        Именно так.
  6. 0
    27 августа 2018 17:35
    В конце 1935 года фирма Daimler-Benz изготовила бронированные командно-штабные машины на шасси Pz.Kpwf. l Ausf.B, как улучшенную версию Leichte (Funk) Panzerwagen. Они имели обозначение KI.Pz.Bf.Wg. (модификации 1KIA, 2KIB и 3KIB) или Sd.Kfz.265. Высота корпуса всех трёх модификаций была увеличена на 250 мм, что позволило уместить 3-го члена экипажа - радиотелеграфиста.

    Модификация 1KIA имела броню 13 мм. Изначально эти машины выпускались без вооружения, затем в передней части корпуса установили пулемет MG 13. Танки модификации 2KIB вооружались одним пулеметом MG 34, установленным в амбразуре. Высокая командирская башенка на них иногда отсутствовала. Толщина лобовой брони, по сравнению с 1KIA была увеличена до 14,5 мм. Высокая командирская башенка на них иногда отсутствовала. На 3KIB толщина брони возросла до 19 мм. Пулемет размещался в шаровой установке. Высокую командирскую башенку заменили на низкую, с двухстворчатым люком. Радиооборудование всех модификаций состояло из приемопередающей радиостанции Fu 6 с дальностью действия 13 — 16 км и приемной радиостанцией Fu 2. В 1939 — 1940 годах несколько десятков машин получили новую радиостанцию Fu 8 с большей, чем Fu 6, дальностью действия. Первоначально командирские машины имели жесткую антенную мачту на деревянной раме, которую вскоре заменили рамочной антенной шириной 2000 мм. С 1939 года устанавливалась более практичная гибкая штыревая антенна.

    Танковому батальону по штату полагалось два танка KI.Pz.Bf.Wg., танковой роте — один (его называли Kompanie Chefpanzer — танк командира роты), управлению полка — три.

    Всего было выпущено 184 машины этого типа. Kl.Pz.Bf.Wg. использовались на начальном этапе Второй мировой войны, но к 1941 году были практически полностью вытеснены более совершенными машинами на базе Pz.III. По мере поступления в войска командирских танков новых типов, машины старого образца привлекались к выполнению вспомогательных функций.
    1. 0
      27 августа 2018 17:37
      KlPzBefWg (SdKfz 265) - малый командирский танк, строившийся на базе легкого танка PzKpfw I Ausf B
      1. 0
        27 августа 2018 17:39
        KlPzBefWg (SdKfz 265)