Когда размер не имеет значения. Примеры доблести русского флота

33
Многим знаком библейский сюжет про Давида и Голиафа, в котором победителем выходит вовсе не воин-великан Голиаф, а совсем юный и неопытный в военном деле Давид. Данный сюжет много раз находил воплощение в реальной жизни, история знает немало примеров, когда в поединке двух противников размер и сила сторон не имели решающего значения. Так вышло, что два таких примера из истории российского флота пришлись на один и тот же день – 14 мая. Именно в этот день в 1829 году российский 20-пушечный бриг «Меркурий» вступил в бой с двумя турецкими линейными кораблями и вышел из него победителем. Второй случай произошел 14 мая 1877 года, когда два крошечных катера «Царевич» и «Ксения» потопили шестовыми минами турецкий речной монитор «Сейфи».

Бой «Меркурия» с турецкими линейными кораблями



14 мая 1829 года, во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов три русских военных корабля, фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий», крейсировали на траверзе Пендераклии, когда обнаружили приближающуюся к ним турецкую эскадру, которая во много раз превосходила их по численности. Так как принимать неравный бой не было никакой необходимости, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский приказал отступить, корабли развернулись в сторону Севастополя. Дувший в тот день на море низовой ветер был слаб, поэтому бриг «Меркурий», обладавший худшими ходовыми качествами, начал отставать, несмотря на то, что его команда пустила в ход и весла. Русский бриг смогли нагнать два линейных корабля турецкого флота: 110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей».

Бриг «Меркурий» представлял собой двухмачтовый корабль водоизмещением около 450 тонн, экипаж корабля состоял из 115 человек. От других бригов русского флота данный корабль отличался меньшей осадкой, а также оснащением веслами (по 7 на борт), гребли данными веслами стоя. Вооружение брига состояло из 18 24-фунтовых карронад, которые были предназначены для ближнего боя и двух переносных 3-фунтовых длинноствольных пушек, имевших большую дальность стрельбы. В случае необходимости данные пушки можно было использовать и в качестве ретирадных в портах гакборта, и в качестве погонных при размещении в носовых портах. Это позволяло использовать их и при отступлении, и при преследовании кораблей противника. Орудийные порты, установленных на верхней палубе брига карронад, не закрывались, так как через них производился сток воды, попадающей на палубу.



Несмотря на неравенство сил, многократное превосходство противника в артиллерийском вооружении и экипаже, «Меркурий» не сдался врагу. Обойдя по очереди всех офицеров, командир брига Александр Иванович Казарский убедился в их единодушном желании принять бой с противником. Было решено, что, если в ходе боя будет сбит рангоут, откроется сильная течь, воды в трюме прибудет до невозможности откачиваться, то бриг должен быть взорван. Для исполнения этого решения Казарский положил на шпиль перед входом в пороховой склад заряженный пистолет, подорвать запасы пороха должен был кто-то из остающихся в живых членов команды. Отметая саму возможность сдачи врагу, кормовой флаг на бриге прибили к гафелю, чтобы он ни при каких обстоятельствах не был спущен.

Команда «Меркурия», которая решила предпочесть смерть бесчестию, навсегда вписала свое имя в историю, совершив самый настоящий подвиг. Развернувшийся бой с двумя преследующими бриг турецкими линейными кораблями закончился тем, что оба корабля противника вышли из боя с повреждениями в парусном вооружении, прекратив преследование небольшого, но дерзкого русского корабля.

Такой исход, казалось бы, заведомо провального предприятия, стал стечением многих обстоятельств, причем исследователи до сих пор спорят обо всей картине и ходе боя небольшого русского брига с двумя линейными кораблями турецкого флота. В успехе «Меркурия», который избежал гибели и плена, помимо, безусловной храбрости, самоотверженности и отличной выучки команды во главе с командиром корабля, сыграло свою роль и то, что за полтора года до этого в Наваринском сражении была уничтожена лучшая часть турецкого флота, погибло и было ранено огромное количество моряков, что значительно ослабило все морские силы Турции. Команда «Меркурия» столкнулась в бою с недостаточно подготовленными командирами и матросами, вчерашними рекрутами, которые не смогли быстро справиться с нанесенными им бригом повреждениями. Безусловно, помогло Казарскому и его команде и с погодой. Слабый ветер, который временами совсем затихал, в какой-то момент почти обездвижил корабли противника, тогда как «Меркурий», имеющий весла, мог не просто маневрировать, но и медленно, но верно отрываться от противника, увеличивая дистанцию.

Картина Михаила Ткаченко, 1907 год


Немаловажным фактором, который не позволил туркам пустить «Меркурий» на дно и превратить его в гору щепок, стало и то, что на протяжении большей части боя, за исключением нескольких эпизодов, турецкие моряки не могли использовать более 8-10 носовых орудий своих кораблей, так как в бортовых портах их пушки могли поворачиваться не более чем на 15 градусов, в то время как короткие карронады «Меркурия» для ближнего боя имели куда больше возможностей для прицеливания и могли вести огонь по такелажу и рангоуту турецких кораблей. За время всего боя вследствие грамотного и активного маневрирования «Меркурия» турецкие корабли так и не смогли занять выгодного траверзного положения относительно противника. Таким образом, кажущееся разгромным преимущество турецких кораблей в артиллерии сводилось на нет, большую часть сражения соотношение действующих турецких и русских пушек было практически одинаковым.

За время боя, который продолжался более трех часов, экипаж «Меркурия» потерял 10 человек: 4 убитыми и 6 ранеными, что уже было равносильно чуду. Капитан корабля был контужен, но не прекращал управления судном. Всего бриг получил 22 пробоины в корпусе, 133 пробоины в парусах, 148 повреждений в такелаже и 16 повреждений в рангоуте, на борту были разбиты все небольшие гребные суда, также была повреждена одна карронада. Но корабль сохранил плавучесть и способность двигаться и уже на следующий день с гордо поднятым флагом соединился с основными силами русского флота, который вышел из Сизополя.

Картина Айвазовского. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой, 1848 год


За свой подвиг бриг «Меркурий» вторым после линейного корабля «Азов», отличившегося в Наваринском сражении, был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Торжественная церемония поднятия флага и вымпела прошла 3 мая 1830 года, на ней присутствовал капитан брига Александр Иванович Казарский. Командир, офицеры и матросы брига были представлены к различным наградам. А в 1839 году в Севастополе был открыт памятник Казарскому и подвигу брига «Меркурий», инициатором его создания был командующий Черноморской эскадрой адмирал Михаил Петрович Лазарев.

Потопление турецкого речного монитора «Сейфи»

Русско-турецкая война 1877-1878 годов, вызванная заступничеством России за угнетаемых Турцией южных славян, пользовалась поддержкой всего российского общества, к войне император Александр II начал готовится уже в октябре 1876 года, а 12 апреля 1877 года война была официально объявлена. Русский план кампании предусматривал проведение решительного наступления через территорию Болгарии на турецкую столицу – Стамбул (Константинополь). Однако для этого войскам нужно было преодолеть 800-метровую водную преграду – реку Дунай. Нейтрализовать достаточно сильную турецкую военную флотилию на Дунае мог бы русский флот, но его, по сути, на тот момент не существовало.

Поражение в Крымской войне 1853-1856 годов и подписанный затем Парижский мирный договор, который действовал вплоть до 1871 года, запрещали России иметь на Черном море военный флот. Именно поэтому к середине 1870-х годов в составе российского Черноморского флота имелось лишь два броненосца береговой обороны и всего несколько вооруженных пароходов. Выход из сложившегося положения дел предложил лейтенант, а впоследствии прославленный российский адмирал Степан Осипович Макаров. Молодой офицер был инициатором оснащения небольших паровых катеров шестовыми и буксируемыми минами. Благодаря своему таланту и настойчивости он смог убедить руководство российского морского ведомства в том, что при практически полном отсутствии крупных боевых кораблей, крошечные минные катера будут представлять реальную силу, которая сможет справиться с броненосной эскадрой любого противника. Во многом именно благодаря Степану Макарову Русско-турецкая война 1877-1878 годов стала первым примером массового применения небольших по размерам миноносных кораблей против превосходящих сил неприятельского флота.

Когда размер не имеет значения. Примеры доблести русского флота
Подрыв корабля шестовой миной


Еще в декабре 1876 года Макаров принял под свое командование пароход «Великий князь Константин», намереваясь использовать корабль в качестве транспорта для четырех небольших минных катеров. Быстроходный корабль-база для катеров, который мог доставлять их к месту проведения операций, стал главным проектом Макарова. Предложенный им способ доставки торпедных катеров решал большое количество проблем, которые были связаны с крайне ограниченной дальностью плавания и плохой мореходностью крошечных катеров.

На тот момент русские минные катера были не в состоянии конкурировать с иностранными аналогами специальной постройки, к примеру, катерами проекта «Рапп». До начала войны все российские минные катера были обыкновенными деревянными паровыми шлюпками, скорость хода которых не превышала 5-6 узлов, так как мощность их паровых машин не превышала 5 л.с. Паровую машину, котел и членов экипажа катеров защищали листы стали толщиной 1,6 мм, а также мешки с углем, которые подвешивались к штангам вдоль бортов катеров. Для защиты от волн некоторые минные катера получили металлические козырьки, расположенные в носовой части. При этом экипаж каждого катера включал в себя 5 человек: командира и его помощника, механика, рулевого и минера.

Чтобы обезопасить частые подъемы и спуски катеров на борт корабля-носителя, а также увеличить их мореходные свойства, Макаров предложил укладывать 6-12-метровые минные шесты в специальные уключины вдоль бортов подобно веслам. Для минной атаки шесты с помощью специальной системы рычагов выдвигались наклонно вперед, для того чтобы мина находилась ниже поверхности воды. Чтобы привести шест в боевое положение, необходимо было усилие двух-трех членов команды катера. К шестам крепились специальные металлические контейнеры, содержащие пороховые заряды. Могли быть использованы заряды трех типов: 8-фунтовые (3,2 кг), 15-фунтовые (примерно 6 кг) и самые мощные 60-фунтовые (24,6 кг). Взрыв такого заряда происходил либо от контакта шестовой мины с корпусом вражеского судна (происходило срабатывание взрывателя нажимного действия конструкции штабс-капитана Трумберга), либо от электрического импульса от гальванической батареи. Для того чтобы подвести шестовую мину под ватерлинию неприятельского корабля, минный катер должен был подойти к нему почти вплотную.

Боголюбов А. П. Взрыв турецкого монитора «Сейфи» на Дунае. 14 мая 1877 года


Первый крупный успех ждал российские минные катера в ночь на 14 мая 1877 года, когда из базы в Браилове в Мачинский рукав Дуная прорвалась четверка минных катеров – «Ксения», «Царевич», «Царевна» и «Джигит», катера, оснащенные шестовыми минами, должны были обеспечить переправу русских войск. Целью их атаки стал турецкий бронированный монитор «Сейфи» водоизмещением 410 тонн, который стоял на якоре под охраной вооруженного парохода и броненосной канонерки. «Сейфи» был вооружен двумя 178-мм орудиями Армстронга, двумя 120-мм орудиями Круппа и двумя митральезами Гатлинга. Бронирование бортов достигало 51 мм, боевой рубки – 105 мм, палубы – 38 мм, экипаж турецкого монитора состоял из 51 человека.

Русские катера обнаружили турецкие корабли в 2:30 ночи. Уменьшив ход для снижения уровня шума, они пошли на сближение с противником, перестроившись для этого в две колонны во главе с «Царевичем» и «Ксенией». Атаку противника начал катер «Царевич», которым управлял лейтенант Дубасов. Турки заметили минный катер, когда до него оставалось всего 60 метров. Они попытались открыть по нему орудийный огонь, однако все попытки произвести выстрелы из пушек дали осечку. Подойдя к «Сейфи» на 4-узловой скорости, «Царевич» ударил монитор шестовой миной в левый борт, возле ахтерштевня. Мина взорвалась, монитор сразу же дал крен, однако не тонул. При этом турецкая команда вела по катерам интенсивный ружейный огонь, пушки также смогли произвести два выстрела, однако атаку поддержал катер «Ксения», которым командовал лейтенант Шестаков. Удар им был отлично продуман: взрыв мины произошел под днищем «Сейфи» в центральной части корабля, после этого взрыва турецкий монитор ушел под воду.

Первые георгиевские кавалеры войны 1877-1878 годов лейтенанты Дубасов и Шестаков


В это время «Джигит» получил пробоину в корпусе от осколка снаряда, а взрыв еще одного снаряда практически полностью залил небольшой катер водой. Его экипажу пришлось приткнуться к берегу для того, чтобы заделать дыру и вычерпать из катера воду. Четвертый участник данного рейда, минный катер «Царевна», не смог приблизиться к противнику на расстояние шеста из-за ожесточенного огня двух оставшихся турецких судов. После потопления «Сейфи» катера легли на обратный курс. Удивительно, но среди их экипажей не было не только убитых, но и раненых. Возвращение катеров на базу было успешным, а турки были настолько деморализованы потерей своего корабля, что были вынуждены отвести суда с нижнего Дуная, облегчив переправу русских войск.

Источники:
https://military.wikireading.ru/86008
https://cont.ws/@ratiborjaro/625117
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Действия_минных_катеров_в_Русско-турецкую_войну_1877-78_гг.
https://rg.ru/2016/09/22/rodina-flot.html
Материалы из открытых источников
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. BAI
    +6
    14 июня 2018 15:40
    а свой подвиг бриг «Меркурий» вторым после линейного корабля «Азов», отличившегося в Наваринском сражении, был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Торжественная церемония поднятия флага и вымпела прошла 3 мая 1830 года, на ней присутствовал капитан брига Александр Иванович Казарский. Командир, офицеры и матросы брига были представлены к различным наградам. А в 1839 году в Севастополе был открыт памятник Казарскому и подвигу брига «Меркурий»,

    1. Ну надо было представить фото памятника, даже если и не говорить о нем.

    Тут без комментариев. К словам Николая I нечего добавить.
    2. Надо отметить, что после этого ряд кораблей российского флота имели название "Память Меркурия" (как и "Память Азова").
    1. 0
      15 июня 2018 07:52
      Ваl, мне после Вашего комментария остается добавить пожелание, чтобы наши камрады больше и лучше знали свою историю
  2. +7
    14 июня 2018 15:52
    Немаловажным фактором, который не позволил туркам пустить «Меркурий» на дно и превратить его в гору щепок, стало и то, что на протяжении большей части боя, за исключением нескольких эпизодов, турецкие моряки не могли использовать более 8-10 носовых орудий своих кораблей

    Ув. george_rooke указывал ещё одну причину живучести "Меркурия": судя по характеру повреждений корпуса, очень похоже на то, что турки били картечью - видимо, надеясь захватить русский корабль (и получить "Рафаил" номер 2).
    Вопрос – какой калибр смог нанести такие малые повреждения корпусу брига? Есть только одно логичное предположение – турки стреляли картечью.
    В любом другом случае мы с вами бы рассуждали, какое по счету ядро потопило «Меркурий».

    В результате, турки 3 часа гнались за бригом, обстреливая его из носовых орудий, а Казарский умелым маневрированием держал "Меркурий" в 250-400 м от противника, на носовых КУ турецких ЛК, не давая тем возможности развернуться для бортового залпа (при таком расстоянии между противниками за время разворота ЛК бриг попросту уходил за дальность эффективного огня).
    А дальше - вариантов несколько. Либо русские ядра таки дважды удачно попали в рангоут ЛК, либо турки проспали шквал (по рапорту Казарского ветер был неуверенный, порывистый, направление - примерно с траверза) - и ЛК встали против ветра. В любом случае, увести бриг с минимальными потерями от двух гораздо более сильных (и теоретически более скоростных) ЛК - это подвиг.
    С учетом того, что одного залпа Селимие хватило бы для потопления даже фрегата - упорный отход Меркурия с боем сравни анабасису Ксенофонта.
    © george_rooke
  3. +2
    14 июня 2018 15:57
    Ю. Адрианов
    Алый стяг.
    Андреевский флаг.
    Колышут ветры легенд —
    Бриг «Меркурий»,
    Крейсер «Варяг»,
    Стремительный лидер «Ташкент».
    …Мгновенье предгрозовой немоты,
    Ветер вспорхнул и сник,
    Пушек султана
    Черные рты
    Смотрят, на легкий бриг.
    Чтобы врага и смерть посрамить,
    Казарский решает так:
    «Накрепко к мачте гвоздями прибить
    Российского флота флаг!
    И пусть последний офицер,
    Кто еще будет живой,
    Из пистолета возьмет на прицел
    Погреб пороховой!»
    Сталью эскадры взятый в кольцо,
    Пламенем дышит «Варяг».
    Руднев, от дыма закрыв лицо,
    Хрипло командует так:
    «Раненых в шлюпки,
    Кингстоны открыть,
    Не прекращая бой!»
    Между жизнью и смертью нить
    Тонкой дрожит струной.
    Вот и пришел последний аврал,
    Помни всех павших, Русь!
    «Вахтенный, срочно поднять сигнал
    «Гибну, но не сдаюсь!».
    …С неба свинцовый дождь моросит,
    «Юнкерсов» новый налет,
    А за кормою Новороссийск
    И Севастополь ждет!
    На палубу падают мертвой змеей
    мили отстрелянных лент.
    Снова бой
    Ведет голубой,
    израненный лидер «Ташкент».
    И командир Ерошенко тогда
    Передает под огнем:
    «В трюмы вновь поступает вода.
    Курс не меняем. Прием…»
    В память, как в порты родные, вошли,
    Славы чеканя слова,
    Флота российского корабли —
    мужества острова.
    Алый стяг.
    Андреевский флаг.
    Колышут ветры легенд
    Бриг «Меркурий»,
    Крейсер «Варяг»,
    Стремительный лидер «Ташкент».
  4. +6
    14 июня 2018 18:35
    Обращаюсь к господам кинематографистам ,вот готовые сценарии для фильмов и придумывать не чего не надо ,люди в жизни такие подвиги совершали что не один сценарист не придумает.
    1. +8
      14 июня 2018 19:27
      Цитата: polpot
      Обращаюсь к господам кинематографистам ,вот готовые сценарии для фильмов и придумывать не чего не надо ,люди в жизни такие подвиги совершали что не один сценарист не придумает.

      Ой, накаркаете... снимут наши господа кинематографисты фильм - как русские минные катера, вооружённые черенками от лопат, атакуют идущие под парусами турецкие броненосцы. wink
      1. +1
        17 июня 2018 00:58
        Ну у нас же только такое снимают, вас послушать так у нас на уроде и все то не умеют и все то делают не так. Вот бы вам всем этим заняться, тогда бы ух, всем бы показали ...!!!
    2. +2
      14 июня 2018 20:00
      Цитата: polpot
      Обращаюсь к господам кинематографистам ,вот готовые сценарии для фильмов и придумывать не чего не надо ,люди в жизни такие подвиги совершали что не один сценарист не придумает.

      Ну, взяли они полёт "Восхода-2" и спасение "Салюта-7" — и что? Накорябали обычное своё барахло.
      1. 0
        17 июня 2018 01:00
        Или взяли, например, придумали пропаганду и сняли фильм Офицеры. То ли дело Голливуд!
  5. Комментарий был удален.
  6. +2
    14 июня 2018 20:34
    Можно бы было ещё и бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фетхи-Буленд" 11 июля 1877 года вспомнить. Правда, якобы, Зиновий Рожественский после называл это бегством от турка и благоприятным стечением обстоятельств.
    Броненосец сократил дистанцию до 350 саженей. Тогда Баранов вызвал стрелков на мостик и приказал открыть ружейный огонь по неприятелю. Между тем полуденный зной и напряженная работа стали утомлять людей. Количество убитых и раненых постоянно нарастало. Казалось, что развязка уже близка. Баранов решил подойти к броненосцу вплотную и взорвать оба корабля. Решение объявили матросам. Все перекрестились и ответили дружным «Ура!».В это время разорвалась еще один снаряд, им был убит наводчик кормовой мортиры. Тогда на его место встал лейтенант Зиновий Рожественский (будущий вице-адмирал и командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой). Его удачный выстрел решил исход боя. Бомба попала в крышу артиллерийского каземата, пробила ее и разорвалась внутри. На броненосце началась паника. Он окутался облаком дыма и пара, стал отставать, а затем повернул на обратный курс. «Веста» послала ему в вдогонку последний залп.
    1. +1
      15 июня 2018 10:06
      Цитата: Per se.
      Можно бы было ещё и бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фетхи-Буленд" 11 июля 1877 года вспомнить.

      Лучше не надо - ибо этот бой вызывал очень много неприятных вопросов даже у тогдашних флотских офицеров.
      Цитата: Per se.
      Правда, якобы, Зиновий Рожественский после называл это бегством от турка и благоприятным стечением обстоятельств.

      Макаров по этому бою прошёлся ещё хлеще - после встречи с командиром "Весты" Барановым.
      Баранов уехал, долг мой исполнен, но тяжелые мысли гнетут и давят меня. Неужели и прежде всегда прославляли тех, кто бессовестно умел себя расхваливать, неужели это знаменитое дело брига «Меркурий» было такое же фальшивое надувательство, как и дело «Весты», которое не может выдержать даже слабой критики, из которого можно научиться только тому, что важно не сделать, а суметь рассказать.
      (...)
      Неприятель, по отзыву всех служащих, стрелял чрезвычайно метко, так что в течение 5 1/2 часов, сделав 108 выстрелов, он сделал даже одну пробоину в палубе парохода. Когда командир пожелал употребить мины, то минный офицер лейтенант Перелешин доложил ему, что проводники кормового минного шеста и 4 мин Гарвея были перебиты (замечательна случайность, что штур-трос, проходящий на мостик, остался совершенно цел).
      Бомбу разорвало в каюте, при этом ни на полу, ни на стенах ни одного повреждения, только в верхней палубе один осколок. Произошел пожар, и совершенно нет ни одного обуглившегося места.
      (...)
      Когда паровые катера с «Ливадии» готовились для нападения в Пендераклии, то Баранов непременно хотел, чтобы его катера тоже участвовали. Практические упражнения ливадских катеров с нашими показали, что они не достаточно умеют скрывать огни, тогда я обратился к Баранову и просил его, чтобы он употребил влияние, чтобы на его катерах было сделано всё возможное, чтобы скрывать огни. Баранов на это сказал мне, что если понадобится, то на катерах рубашками закроют огни. Всё вооружение «Весты» и их дело есть ряд затыканных рубашками различных дыр. О предварительной подготовке не может быть ни речи, ни мысли; снаряды не лезли в канал, сигнальщики не различали судно, минёры не могли собрать проводников. Весь расчёт был основан на том, что в данную минуту каждый сорвёт с себя рубаху и ей заткнёт какую-нибудь дыру или пробоину. Если представить себе, что две шлюпки пошли под парусами из Петербурга в Кронштадт, на одной пусть сидят моряки, на другой люди совершенно незнакомые с морским делом. Первые проплывут, и с ними не случится на пути ничего интересного, вторые будут штормовать, у них по всей вероятности вырвет парус, лодку повалит на бок, начнёт заливать, рубаху поднимут вместо паруса, шапками будут отливать воду, словом плавание будет полно интереса, в Кронштадте их встретят со всевозможными овациями, и люди эти прослывут за истинных героев. Пароход «Веста» как раз напоминает эту самую шлюпку с авантюристами. Нет ни росписания, ни предположений, всё предоставлено воле провидения. Я сказал Баранову, что я признаю, что броненосец мог отступить благодаря их огню, но что он не утопил их единственно благодаря скверной стрельбе и счастью. Баранов не хочет слушать и говорит, что неприятель не попал в него потому, что он клал руль. Баранов советует мне оставить мины и заняться артиллерией.

      Напомню - это писал не профессиональный очернитель, щелкопёр и борзописец, а герой той войны, будущий адмирал Макаров.
      1. +1
        15 июня 2018 11:34
        Цитата: Alexey RA
        Макаров по этому бою прошёлся ещё хлеще
        Знаете, Алексей, Случай с "Вестой" как-раз и вызывает ассоциацию с "Меркурием", где у брига можно отметить лишь одно преимущество, это маневренность, плюс всё то же стечение благоприятных факторов, но не для победы в бою, а для отрыва от заведомо более сильного противника. Но, нужны примеры, нужны герои, без этого нельзя, и это называется пропагандой, служащей воспитанию патриотизма, просто, надо знать здесь меру и иметь здравый смысл. Где легенда, где реальность, порой и не столь важно, если это укрепляет силу духа, главное, чтобы люди сами различали эту легенду от реальности, сами принимали эти события, как пример для подражания, не чувствуя себя обманутыми.
        1. +1
          15 июня 2018 12:28
          Между Казарским и Барановым есть одно тонкое различие - в отличие от Казарского, Баранов сам раскручивал собственные действия, представляя их как подвиг и описывая их совсем уж фантастическим образом.
          Казарский в своем рапорте традиционно преувеличил огонь противника (у него упомянуто, что бриг выдержал минимум 2 бортовых залпа каждого из ЛК + непрерывная канонада ядрами, книпелями и брандскугелями). Но он, в отличие от Баранова, не заявлял, что бриг нанёс ЛК тяжёлые повреждения, и что турки сбежали - лишь то, что после пары удачных попаданий в рангоут турецких ЛК те отстали, и "Меркурию" удалось уйти.
          А если взять описания боя "Весты" от Баранова - то там и подбитые казематные орудия "Фехти-Буленда", и уничтоженный каземат турецкого БР, и бегущий турецкий корабль.
          Видя два орудия у себя подбитыми, имея в корпусе две пробоины, двух офицеров убитыми и четырёх ранеными и палубу, заваленную осколками и разорванным человеческим мясом, и, что главное, видя, что машинисты и кочегары едва держатся на ногах после пятичасового боя, я не решился энергично преследовать убегавшего быстроходного врага, тем более что он поднял какой-то сигнал и на горизонте стали показываться ещё рангоуты судов.
  7. PPD
    +1
    14 июня 2018 22:04
    Ох и любят у нас корябать славные примеры героизма предков на пустом месте. И то не так и эдак. Иностранцы не стесняюся. Этими двумя примерами можно не ограничиваться-есть и другие. Жаль они в тени. Очень жаль.
  8. +1
    15 июня 2018 00:41
    Слава русским героям морякам! еще видно как уязвимы и неповротливы бывают крупнеые надводные корабли , и как малые корабли имея приемуществом мобильность, скрытность, и отвагу побеждают в борьбе с большими
    1. 0
      15 июня 2018 12:50
      Цитата: владимир1155
      еще видно как уязвимы и неповротливы бывают крупнеые надводные корабли

      И в чём же состоит уязвимость крупных кораблей в данных двух случаях?
      В бою с "Меркурием" турки отделались в худшем случае лёгким повреждением рангоута (а то и вообще обошлись без повреждений - просто встали против ветра по причине отвратной подготовки команд). А сам бриг мало пострадал только потому, что турки решили пополнить коллекцию русских трофейных кораблей ещё одной единицей - и били картечью, причём с дальней для неё дистанции.
      Что же до боя "Весты", то мы судим о турецких повреждениях только по рапорту Баранова. По другим данным "Фехти-Буленд" отделался лёгкими повреждениями и попаданием в дымовую трубу.
      Цитата: владимир1155
      и как малые корабли имея приемуществом мобильность, скрытность, и отвагу побеждают в борьбе с большими

      Не стоит только забывать, что в обоих случаях победа означала успешный отход - на соединение с главными силами флота или в базу. Если бы "Меркурий" или "Веста" не имели права на отход (например, прикрывая транспорты) - то там бы они и остались. Потому как противостоять своим противникам в нормальном бою они не могли.
      1. 0
        15 июня 2018 20:52
        я знаю что тральщик в красном море не имея права бросить транспорт, отбил атаку превосходящих сил ов..... надводные корабли бесперспективны, впомогательны. защищать страну на море могут ПЛ
        1. 0
          18 июня 2018 10:05
          Цитата: владимир1155
          я знаю что тральщик в красном море не имея права бросить транспорт, отбил атаку превосходящих сил

          "Превосходящие силы" в данном случае - это 4 эритрейских катера (вооружённые, по нашим данным, аж 106-мм безоткатными орудиями - не лучшее средство для морского боя). Против МТЩ "Разведчик" с его парой АК-230, парой 2М-3М и парой ДШК.
          Цитата: владимир1155
          защищать страну на море могут ПЛ

          Помните основную задачу ПЛ? Срыв перевозок в Атлантике. Собираетесь прорывать Фареро-Исландский рубеж ПЛО одними ПЛ? Ну-ну...
          1. 0
            18 июня 2018 11:43
            вовсе нет.... основная задача ядерный удар, и тральщик был героем не приуменьшайте возможности нападавших катеров они были очень хорошо вооружены http://cmboat.ru/katera/torpedomotorboat/tk377/
            так что отбить атаку четырех условно малых эсминцев тральщику было не просто, героизм русских моряков и трусость эрттрейцев-террристов привела к победе https://riafan.ru/895166-vozvrashenie-vympela-odi
            sseya-tralshika-razvedchik-kruche-lyubogo-boevika
  9. 0
    15 июня 2018 08:04
    Цитата: polpot
    Обращаюсь к господам кинематографистам ,вот готовые сценарии для фильмов и придумывать не чего не надо ,люди в жизни такие подвиги совершали что не один сценарист не придумает.

    Вы напишите сценарий и предложите Хабенскому. Шутка
  10. Комментарий был удален.
    1. 0
      16 июня 2018 22:01
      Ты-ренегат ?
      1. +1
        16 июня 2018 23:54
        Причем здесь ренегат. Человек - балабол. Прочитал где то статью деятеля на подобии Резуна и привел из нее здесь слова в своем изложении. Причем похоже даже не зная самой истории, не читая того что здесь описано.
        вот например - "Если же все-таки у "Меркурия" была команда, на 100% состоящая из идиотов, и он таки попал под огонь линкоров, то шанса выжить у него просто не было." Выше много раз писали что скорее всего били картечью с максимальной для нее дистанции.
        Вот что пишут про Меркурий - "Из-за меньшей осадки бриг имел и меньшую глубину интрюма, что ухудшало его ходовые качества. «Меркурий» был одним из первых русских бригов, при постройке которого применялась система набора по методу Сепингса — с диагональными сваями-ридерсами. Эта прогрессивная по тому времени система увеличивала прочность корабля, уменьшала спусковой перелом и раскачку элементов. Бриг был остойчив и хорошо держал высокую волну, однако в тихую погоду грузнел."
        " Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони: несмотря на то, что были поставлены бом-брамсели, стаксели, лисели и в ход были пущены вёсла, он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». "
        1. Комментарий был удален.
        2. 0
          18 июня 2018 11:47
          https://www.yaplakal.com/forum7/topic1640178.html
      2. 0
        17 июня 2018 16:05
        это не вопрос это факт, только низменные души хаят героев, когда сами под обстрелом на мостике не стояли и даже сблизи не видели
        1. Комментарий был удален.
          1. 0
            19 июня 2018 00:37
            секрет, однако "поедателем" не являюсь ибо мой ник иной
            1. Комментарий был удален.
              1. 0
                20 июня 2018 10:38
                да в полку не служил, служил в части
                1. 0
                  20 июня 2018 18:54
                  Вера в чудесный героизм имеет практическую сторону и воплощается в конкретном идиотизме. У нас до сих пор есть генералы, которые на учениях требуют показывать им атаку цепью с криком "Ура". В Англии давно считается моветоном писать про "чудесные" победы при Кресси, Пуатье и Азнкуре, якобы одержанные над многократно превосходящим противником. Зато и в атаку с криком "Ура" они давно не ходят. А у нас до сих пор бриг "Меркурий"...
                  1. +1
                    21 июня 2018 20:40
                    Этот сладкий вкус запада, америки, еще чего то - нужное подчеркнуть. Где все хорошо и приветливо. Умнее и гораздо лучше чем у нас. Святая вера в то где нас нет. :))))
                    А на деле и там тоже полно таких же как вы, которые делают святым фетишем что то другое и не устают поклонятся ему, находя все новые и новые достоинства у него и недостатки у других.

                    Кстати а что там в Англии не считают моветоном писать про боевые отравляющие газы? Про химическую атаку России и прочее? А, ну да, им же можно. :) Они Ура не кричат. Кстати я слышал что во Второй Мировой Войне они победили со своими Союзниками Американцами и ничего не считают зазорным это повторять. Тут сразу возникает вопрос или они не такие какими вы их рисуете или вы уж слишком усердно лижите.
                    1. Комментарий был удален.
                      1. +1
                        22 июня 2018 14:52
                        Цитата: Fagotron
                        Такие категории, как "лизать", "святая вера" и "фетиш" - это как раз про вас: лижите иконы и портреты вождей, свято верите в исключительный героизм "наших", фетишируете "лучшимвмиренеимеющиманалогов" металлоломом

                        Смешно. А можно хотя бы одну цитату где я фетиширую на металлолом? И я почему то уверен, что критерием является ваше воспаленное сознание :)

                        Почему мы никогда друг друга с вами не поймем. Вас родители не научили уважению, культуре. Потом никому не пришло в голову это делать, а может не хотели. И вот сейчас вы показываете себя во всей красе. А кстати даже в вашей Европе, Америке и прочем "нормальном мире" с детства учат нормальным человеческим ценностям, в том числе и уважению. Но вы поклоняясь их идолам вот это не замечаете. Вам и тут тошно и там вы не ко двору.
                        Я верю и уважаю героев. И не только наших, я умею восхищаться героизмом совершенно разных людей. И я пытаюсь представить как из нашего, достаточно благополучного общества оказаться там и сделать хотя бы часть того что делали герои. преувеличено что то или нет не важно, просто не болтать и обгаживать все, а сделать. Вам в голову вложили определенные истины вместо нормальных общечеловеческих ценностей, посмотрите что вы пишите - клише на клише. Мало того, даже если человек под него не подходит, вам это без разницы, вы просто подгоняете рамки :)
                        А по поводу аватарки я не знаю что вы там увидели, у меня на ней зеркало :D :D :D
  11. +1
    19 июня 2018 11:40
    Есть в парусных судах некое очарование, присущее только им smile этакая грациозная нотка на фоне мощного аккорда здравого авантюризма былых времён.
  12. Комментарий был удален.
    1. +1
      22 июня 2018 19:56
      ничего святого, но это же уровень отморозка, фаллать, англожаргонизм, но и тот неграмотный, всегда и во все времена были отбросы иуды, раньше они спивались а теперь погибают от наркоты....ну да ладно что притягивает к военному обозрению? здесь телок то нет, серьезные люди специалисты обсуждают серьезные технические и идеологические вопросы, и патриотизм в армии и на флоте это часть технологии войны, хочется себя показать, среди мужиков потолкаться? так кто же фаллает то и где?
    2. 0
      22 июня 2018 19:59
      фаллай https://www.youtube.com/watch?v=1__s2OwXRRg
      1. 0
        23 июня 2018 00:18
        Какой вы к чёрту патриот, если не следите за развитием родной речи, нашего, так сказать, великого и могучего. Фапать - это уже вполне прижившийся неологизм русского языка, эвфемизм сетевого общения, а от какого иностранного слова он является деривативом мне даже не интересно. Вас же не смущает иностранное происхождение слова "патриот", почему же такая неприязнь к "фапать"? fellow